3. В ходе опытно-экспериментальной работы эффектив- 4. Реализация метода проектов при обучении иностран-
ность формирования РОС в процессе обучения студентов ино- ному языку в техническом вузе способствует более эффектив-странному языку в техническом вузе подтверждена уровнями ному развитию компонентов иноязычной компетентности развития компонентов иноязычной компетентности - мотива- студентов в условиях РОС.
ционного, эмоционально-волевого, когнитивного, деятельностного и оценочно-рефлексивного.
Библиографический список
1. Булатова, Б.В. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов / Б.В. Булатова // Профессиональное образование. - 1996. - № 1.
2. Артюхина, А. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов // Alma mater. - 2006. - № 9.
3. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин, - М.: Смысл, 2001.
4. Вербицкиий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий,
0.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009.
5. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.
6. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. - 2000. - № 2.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2002.
8. Сальная, Л.К. Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению общению / под ред. И.А. Цатуро-вой. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
9. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2005.
Bibliography
1. Bulatova, B.V. Inostrannyj yazyk kak sredstvo professional'noj podgotovki studentov neyazykovyh vuzov / B. V. Bulatova // Professional'noe obrazovanie. - 1996. - № 1.
2. Artyuhina, A. Proektirovanie i sozdanie obrazovatel'noj sredy dlya professional'no-lichnostnogo razvitiya studentov // Alma mater. - 2006. - № 9.
3. Yasvin, V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V. A. Yasvin, - M.: Smysl, 2001.
4. Verbickiij, A.A. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii / A.A. Verbickij, O. G. Larionova.
- M.: Logos, 2009.
5. Zimnyaya, I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovaniya? /
1. A. Zimnyaya // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2006. - № 8.
6. Polat, E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka / E. S. Polat // Inostr. yazyki v shkole. - 2000. - № 2.
7. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: Ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii ped. kadrov / E. S. Polat, M. Yu. Buharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov. - M.: Akademiya, 2002.
8. Sal'naya, L.K. Obuchenie professional'no orientirovannomu inoyazychnomu obscheniyu obscheniyu / pod red. I. A. Caturovoj. -Taganrog: TTI YuFU, 2009.
9. Pahomova, N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii: posobie dlya uchitelej i studentov pedagogi-cheskih vuzov. - M.: ARKTI, 2005.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 377.5
Lutchenko T.G. FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS TECHNOLOGISTS IN SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION. The paper discusses the formation of the information competence of students technologists in secondary special educational institution, the use of methodological principles and provisions of synergy and technology of its realization in educational practice.
Key words: informational competence, synergetic, attractor, technology.
Т.Г. Лутченко, преп. федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белогорский технологический техникум пищевой промышленности», г. Бело-горск Амурской области, E-mail: lutchenkotat@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГОВ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ У) ЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В работе рассматривается формирование информационной компетентности студентов технологов в среднем специальном учебном заведении, использование методологических принципов и положений синергетики и технология реализации их в образовательной практике.
Ключевые слова: информационная компетентность, синергетика, аттрактор, технология.
Формирование информационной компетентности спе- альным процессом производства, с использованием ин-циалиста в современном мире связано с глобальным соци- формации как ресурса, обеспечивающего интенсификацию
З6
экономики и ускорение научно-технического прогресса. Огромное количество информации, которой будущему специалисту необходимо уметь оперировать, актуализирует необходимость подготовки студентов к постоянному обновлению знаний. Формирование информационной компетентности студентов в образовательном процессе является одной из главных задач качественной подготовки специалистов среднего звена, компетентных, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда и обусловливает необходимость разработки современных форм, методов и средств обучения.
Формированию информационной компетентности специалиста посвящено большое количество научных исследований (Ю.И. Аскерко, А.М. Витт, Т.А. Гудкова, А.Н. Завьялов, О.Н. Ионова, Н.Ю.Таирова, А.А. Темербекова и
др.).
Под информационной компетентностью технолога мы понимаем интегративное качество личности, заключающееся в обладании знаниями, умениями и навыками в области информационных технологий и способностью их использования и совершенствования в профессиональной деятельности. Под способностью использования информации мы понимаем ее поиск, сбор, обработку и умение применять в профессиональной деятельности. Структура информационной компетентности будущих технологов включает в себя ценностно-мотивационный, когнитивный, технико-технологический, коммуникативный и рефлексивный компоненты.
К условиям, оказывающим влияние на формирование информационной компетентности, относится наличие синергетической среды, а образовательная среда является таковой, и предпосылок, вызывающих когнитивный диссонанс, приводящий внутреннюю структуру личности в состояние бифуркации. По мнению Л. С. Выготского, среда для человека, в конечном счете, является социальной средой, комбинируя известным образом ее элементы, человек может создавать всякий раз новые формы социальной среды [1]. Образовательная среда, по мнению Л. В. Блинова, является источником и инициирующим фактором профессионально-личностного самоопределения, которое носит синергетический характер [2].
Представлению о нелинейном характере процесса самоопределения личности способствовали идеи ученых -синергетиков Ф.Д. Абрахама, В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Хаке-на и др.
Процедура обучения, отмечает Е.Н. Князева, является не перекладыванием знаний из одной головы в другую, а нелинейной ситуацией открытого диалога, прямой и обратной связи, пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития [3]. Стремительное развитие разнообразных информационных технологий, по мнению Г.А. Котельникова, актуализирует проблему выбора тех из них или такого их сочетания при организации учебного процесса, когда обеспечивается наиболее полное достижение конкретных образовательных целей. Использование синергетического эффекта от взаимодействия различных технологий ведёт к качественному улучшению результата [4].
Ряд авторов (Блинов Л.В., Буданов В.Г., Курдюмов С.П., Малинецкий и др.) придерживаются мнения, что в современных условиях демократизации общества образование, все больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития и делают вывод, что процессы самоорганизации в образовательной системе неизбежны всегда. Для образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, особенно характерны процессы самоорганизации в педагогической и ученической среде, представляющие возникнове-
ние устойчивых структур (творческие группы, объединения и др.), появление креативных личностей. Оптимальное соотношение целенаправленного организующего воздействия и самоорганизации позволяет сохранить не только целостность единого, но и долю хаоса, как источника самоорганизации и порядка в едином [5; 6].
Одним из методологических принципов синергетики является гомеостатичность. Гомеостаз трактуется как поддержание программы функционирования системы (отдельного образовательного учреждения, так и образовательной системы региона) в определенных рамках, позволяющих ей следовать к своей цели-аттрактору. В.Г. Буданов считает, что для профессионального образовательного учреждения аттрактором-целью могут являться: 1) задача подготовки выпускников заданного уровня требований, определяемых, в конечном счете, социальным заказом общества; 2) способ
- траектория обучения [5].
По мнению Л. В. Блинова, если созданы предпосылки для когнитивного диссонанса, приводящего внутреннюю структуру личности в состояние бифуркации, то, последовательно задавая параметры поиска аттрактора, можно определить параметры аттрактора, имеющего большее значение и потенциал для удовлетворения жизнедеятельности и восстановления относительного равновесия в профессионально-личностном самоопределении [7]. Ф.Д. Абрахам считает необходимым подталкивать индивидуума к точке бифуркации, чтобы дать возможность выхода из прежнего, устаревшего, малоадаптивного аттрактора к новому, имеющему больший потенциал для удовлетворения и продуктивной жизнедеятельности [8].
Непременным условием для формирования информационной компетентности студентов мы считаем наличие информационной образовательной среды, отвечающей современным требованиям к подготовке специалиста технолога в системе СПО и социальному заказу информационного общества. Информационная образовательная среда представляет собой открытую систему, которую можно постоянно пополнять и изменять с целью совершенствования организационно-педагогических условий для создания управляемого образовательного процесса. Информационная образовательная среда дает нам возможность создания предпосылок для когнитивного диссонанса. Для среднего профессионального образовательного учреждения мы определили аттрактор-цель: 1) задача подготовки выпускников технологов заданного уровня требований на основе разработанных моделей: формирование информационной компетентности специалиста технолога как важного компонента профессиональной компетентности на основе создания электронного профессионально-ориентированного портфолио будущего специалиста технолога (по профилю своей специальности), обеспечивающего не только накопление профессиональной и личностно значимой информации, но и для последующей презентации выпускника технолога (например, работодателям при устройстве на работу); 2) способ - индивидуальная образовательная траектория.
Внешние формирующие потоки представляют собой потоки материальных, информационных, административных, психологических и мотивационно-ценностных ресурсов и являются управляющими параметрами системы. Немаловажную роль в осуществлении управленческих функций играет творческая группа, в том числе преподаватели-консультанты. Изменяя управляющие параметры, мы проводим систему через последовательность перестроек-бифуркаций. Последовательно задавая параметры поиска аттрактора, мы можем определить параметры аттрактора, имеющего большее значение и потенциал для формирования информационной компетентности будущих технологов в управляемой информационной образовательной среде.
Следует отметить, что самоорганизация знания, - возникновение у студента и школьника системы знаний, является недостаточно изученным процессом. По мнению Г. Г. Малинецкого, выделение основных идей, навыков, концепций выступает как своеобразная самоорганизация, выделение параметров порядка. Имеются проекты, касающиеся учебного процесса, при анализе которых оказываются полезными концепции синергетики. К таким относятся проекты, касающиеся сокращения объема аудиторных часов и переноса центра тяжести на самостоятельную работу. Большое количество учебной и научной литературы, компьютерные технологии и телекоммуникации позволяют студентам успешно осваивать многие курсы, опираясь на свои силы, а также обучаться коллективным усилиям [9].
Болонская система ориентирует образование не на стартовые показатели, а на конечный (финишный) результат. Важно, чтобы студент усваивал глубокие знания, и помочь ему решить эту задачу способен преподаватель, опирающийся на современную технологию и рациональную организацию учебного процесса, включающую комплекс методов и технологий.
Одной из педагогических технологий, позволяющих создать оптимальную организационную структуру учебного процесса, является технология концентрированного обучения, представляющая собой интерпретацию известного метода погружения. Метод погружениия использовали Ш.А. Амонашвили, И.А.Зимняя, Р.М. Грановская, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.
Выстраивая стратегию формирования информационной компетентности студентов, мы опирались на положения, изложенные выше.
Формирование информационной компетентности студентов технологов осуществляется на уроках информатики и уроках информационных технологий в профессиональной деятельности, как на аудиторных занятия, так и внеаудиторных занятиях (обязательная самостоятельная работа). Следует отметить, что на последние темы остается мало времени для самостоятельной проработки этих тем, для их углубленного изучения. Поэтому мы считаем целесообразным использовать технологию концентрированного обучения при изучении информатики на 2 курсе и информационных технологий в профессиональной деятельности (ИТПД) на 4 курсе в части аудиторных занятий (увеличивая количество часов в неделю) и не изменяя время, отведенное на обязательную самостоятельную работу (в неделях). Кроме того, учитывая, что между изучением информатики и ИТПД имеет место большой промежуток времени, что не лучшим образом отражается на формировании информационной компетентности студентов, мы создали условия, необходимые для непрерывной самостоятельной работы студентов, включающие информационные технологии, интернет.
Преподаватель работает над созданием рациональной организационной структуры образовательного процесса, используя оптимальные методы и технологии, синергетический подход, продолжает индивидуальную работу со студентами, как преподаватель-консультант (тьютор) (Рис. 1)’ '
Финишный
I курс 2 курс 3 курс 4 курс результат __
1 1
Информатика - аул. 1 итпд- ауд-
Информатика - иуд. 1
Информатика - самосг. Информатика ■ ашост. Индивидуальная работа студентов с консул ызнтамн I Инд. рай. < І1ТПД -самосг. 1 ЕОВС.
I
Рис. 1. Особенности формирования информационной компетентности при подготовке специалиста технолога
Преподаватели-консультанты (тьюторы) обеспечивают разработку индивидуальных образовательных программ студентов, организуют условия для реализации индивидуальной образовательной траектории и сопровождают процесс индивидуального образования в учебном заведении. Творческие группы преподавателей (информационных и специальных дисциплин), управляющие процессом в информационной образовательной среде, оказывают содействие возникающим творческим студенческим группам, работающим в данной среде по законам самоорганизации и креативного динамического хаоса, порождающего новые цели, ценности и творческие импульсы. Творческую деятельность в образовательном процессе инициирует метод проблемного обучения, когда студент при высоком мотивационном фоне находится в неустойчивом состоянии хаоса неопределенности, сомнений и выбора, который приводит к возможности продуцирования ценной информации.
Наблюдения показали, что результат совместной работы преподавателей-консультантов / тьюторов (преподавателя информатики и преподавателя специальных дисциплин) превышает сумму результатов работы этих же преподавателей, работающих по отдельности (синергетический эффект). Такой же эффект наблюдается от интеграции ин-
формационных и педагогических технологий (сочетания технологии концентрированного обучения с управляемой самостоятельной работой).
Сообщество преподавателей и студентов объединено едиными ценностно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки и является коллективным субъектом образовательного процесса. В таком образовательном пространстве управляющий субъект неотделим от участников образовательного процесса, в чем и заключается его синергетическая сущность, и поэтому такой подход является актуальным в современном образовании.
В результате проведения экспериментальной работы (52 студента в экспериментальной и 54 студента в контрольной группах) были получены данные по распределению информационной компетентности по уровням сфор-мированности (Таблица 1). Количество учащихся, повысивших свой уровень информационной компетентности в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе. Это объясняется тем, что в экспериментальной группе проводилась целенаправленная работа по формированию информационной компетентности студентов с использованием современных методов и технологий, синергетического подхода.
Таблица 1
Распределение информационной компетентности по уровням сформированности
Уровни информационной тнппстноан Эшисимапккаи Г]пгши, % Контрольная группа, И
Налазь- нкйуадп Заверша- яьщггй ДшіЗМН- КО. Начал,-НБХ&УПП Заверша- юптнй 7ІШ Дннамк- га
3 уровень (креативно- анзлишпспаШ) ’jf.fi? 25,0» 17,31 7.4-1 9.2Л 1.85
2 уровень (продуктивио- алгормтмнческий) її,£5 61,54 7,6? ^,65 5.\? 1.85
1 уровень (икфирмаииотне- ротрааутпннный} зеде 13,46 -2^00 40,74 37,04
Проводимая работа по созданию электронного портфолио выпускника технолога, презентация портфолио на встрече с работодателями инициирует действия не только по повышению профессиональной компетентности, осуществляемые при
помощи информационных технологий, интернета, но и повышает информационную компетентность студента. Динамика развития креативно-аналитического уровня информационной компетентности составила 17,31% (Рис. 2).
30
25
20
15
10
5
0
3 уровень (креативно-аналитический)
25%
■
17,31° о
Начальный
этап
7,41%
9,26%
Экспериментальна группа, %
1.85"<
Завершающий Дпнампка Начальный Завершающий Динамика
этап этап этап
Контрольная группа, %
Рис. 2. Динамика развития информационной компетентности 3 уровень (креативно-аналитический)
В результате обработки экспериментальных данных с помощью критерия Пирсона мы получили эмпирическое значение /2эмп = 9,9282, что превосходит критическое значение Х2крит = 5,991 для р < 0,05 и V = 2 и превосходит Хкрт- = 9,210 для р < 0,01 и V = 2; следовательно, различия частот достоверны. Таким образом, наблюдаемые существенные различия в уровнях информационной компетентности студентов технологов экспериментальной и контрольной групп являются следствием организованной деятельности и подтверждают эффективность разработанной технологии формирования и развития информационной компетентности.
Таким образом, по нашему мнению, для эффективного формирования информационной компетентности необходимы следующие условия: 1) наличие открытой информационной образовательной среды, отвечающей современным требованиям к подготовке студента технолога в системе СПО и социальному заказу информационного общества; 2) синергетический подход; 3) творческая группа; 4) использование синерге-
тического эффекта от взаимодействия различных технологий: 4.1) воздействие на структуру личности (создание предпосылок для когнитивного диссонанса); 4.2) сочетание технологии концентрированного обучения с управляемой самостоятельной работой; 4.3) организация непрерывного процесса формирования информационной компетентности как составной части профессиональной компетентности через непрерывную самостоятельную работу студентов совместно с преподавате-лями-консультантами (тьюторами).
В такой обогащенной образовательной среде, живущей по законам самоорганизации и креативного динамического хаоса, порождаются новые цели, ценности, творческие импульсы, позволяющие нам наиболее полно обеспечивать условия для эффективной подготовки будущих специалистов технологов среднего профессионального образования, обладающих высоким уровнем информационной компетентности.
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.
2. Блинов, Л.В. Аксиология постдипломного образования педагогов: монография. - Бирбиджан: БГПИ, 2003.
3. Князева, Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1997. - № 3.
4. Котельников, Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. - Белгород: БелГТАСМ; Крестьянское дело, 2000.
5. Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы [Э/р]. - Р/д: http://www.intelros.ru/
6. Буданов, В.Г. Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования / В.Г. Буданов, В.А. Журавлев, В.А. Харитонова [Э/р]. - Р/д: http://www.isps.su/statii/001.html
7. Блинов, Л. В. Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход: дис. ... д-ра пед. наук. - Биробиджан, 2001.
8. Абрахам, Ф.Д. Введение в теорию динамических систем: язык основных понятий; основная стратегия метамоделирования // Синергетика и психология / под ред. И.Н. Трофимовой, В.Г. Буданова. - М., 1997. - Вып. 1.
9. Малинецкий Г.Г. Параметры порядка. Самоорганизация и получение образования [Э/р]. - Р/д: http://spkurdyumov.narod.ru / PARAMETRPOR.htm
Bibliography
1. Vygotskij, L S. Pedagogicheskaya psihologiya / pod red. V. V. Davydova. - M.: AST: Astrel': Hranitel', 2008.
2. Blinov, L.V. Aksiologiya postdiplomnogo obrazovaniya pedagogov: monografiya. - Birbidzhan: BGPI, 2003.
3. Knyazeva, E.N. Antropnyj princip v sinergetike / E. N. Knyazeva, S. P. Kurdyumov // Voprosy filosofii. - 1997. - № 3.
4. Kotel'nikov, G.A. Teoreticheskaya i prikladnaya sinergetika. - Belgorod: BelGTASM; Krest'yanskoe delo, 2000.
5. Budanov, V.G. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoj nauke: principy i perspektivy [/r]. - R/d: http://www.intelros.ru/
6. Budanov, V.G. Upravlenie obrazovatel'nym processom v sovremennyh usloviyah: innovacii i problemy modelirovaniya / V. G. Budanov, V.A. Zhuravlev, V. A. Haritonova [Eh/r]. - R/d: http://www.isps.su/statii/001.html
7. Blinov, L.V. Professional'no-lichnostnoe samoopredelenie pedagogov v postdiplomnom obrazovanii: aksiologicheskij podhod: dis. ... d-ra ped. nauk. - Birobidzhan, 2001.
8. Abraham, F.D. Vvedenie v teoriyu dinamicheskih sistem: yazyk osnovnyh ponyatij; osnovnaya strategiya metamodelirovaniya // Sinergetika i psihologiya / pod red. I. N. Trofimovoj, V. G. Budanova. - M., 1997. - Vyp. 1.
9. Malineckij G.G. Parametry poryadka. Samoorganizaciya i poluchenie obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://spkurdyumov.narod.ru / PARAMETRPOR.htm
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 37.048.45
Papsueva S.V. ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION IN CHILDREN'S RAIILWAY. This paper describes the organizational and pedagogical conditions of professional self-school adolescents in children's railways, describes the criteria and indicators of organizational-pedagogical conditions.
Key words: vocational guidance, vocational self-determination, professional test, structural-functional model, the internal organizational environment of children's railways, methodical support.
С.В. Папсуева, аспирант СГУПС, г. Новосибирск, E-mail: nvbm@mail.ru
0РГАНИЗАЦИ0НН0-ПЕДАГ0ГИ) СКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА ДЕТСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
В работе описаны организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников подросткового возраста на примере детских железных дорогах ОАО "РЖД", представлены критерии и показатели результативности организационно-педагогических условий.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная проба, структурнофункциональная модель, внутренняя организационная среда детских железных дорог, методическое сопровождение.
В современных условиях изменения системы российского образования возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии. Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социальноэкономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. В связи с этим наиболее перспективным направлением может стать создание таких условий, которые бы обеспечивали профессиональное самоопределение школьников. Профессио-
нальное самоопределение может осуществляться только в процессе включения человека в деятельность, когда сам человек в ходе своей профессиональной деятельности сформирует устойчивую позицию по отношению к себе как субъекту деятельности. Данное условие обеспечивается детскими железными дорогами ОАО "РЖД".
В условиях реформирования железнодорожного транспорта и создания корпорации ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), переходом к новым методам управления, необходимостью широкого использования систем комплексного планирования ресурсов предприятия, развитием конкуренции на транспортном рынке приоритетным становится разработка современных эффективных средств подго-