В статье рассматривается проблема самоорганизации студентов в процессе самостоятельной работы в контексте синергетики.
Ключевые слова: самостоятельность, интегративность, системность, личностно-ориентированная направленность, компетентность, самоорганизация.
V.A. Karambirov, Competitor of a Chair of Pedagogics and Psychology of the Krasnodar State University of Culture and Arts; tel.: +78612577628.
Synergetic approaches to the students' self-organization in the process of independent work at the higher education institution
This article presents a problem of students' self-organization in the process of independent work in the context of synergetics.
Key words: independence, integrity, systematization, learner-centered orientation, competence, self-organization.
Карамбиров Владимир Александрович
соискатель кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств _(тел.: +78612577628)
Синергетические подходы к самоорганизации студентов в процессе самостоятельной работы в вузе
Образовательный процесс современного вуза актуализирует изменение позиции студента: из объекта обучения он превращается в активного субъекта образовательной деятельности, что активизирует самоорганизацию студентов. Это достаточно сложно осуществить на уровне традиционного научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов, поэтому становятся востребованными технологии обучения, направленные на активизацию студентов, формирование готовности к самостоятельной работе. Жизнь в современном российском обществе все больше требует от человека развития качеств автономности и организованности. В их числе самостоятельность, инициативность, демократичность, умение творчески мыслить и пр. Мы рассматриваем данные качества как составляющие единого процесса самоорганизации человека.
Опираясь на методологические позиции философов прошлого, современные ученые продолжают разрабатывать теорию самоорганизации [22]. Самоорганизация в системах предполагает наличие определенного взаимодействия, синергии. В последние годы вопросы, касающиеся будущего и перспектив развития сложноорганизованных систем, изучаются в русле научного направления «синергетика» [24; 26; 27; 31; 35; 36; 37]. Исследователи утверждают, что синергетика может выступать в качестве методологической основы для прогностической и управленческой образовательной деятельности. Термин «синергетика» (в
переводе с греческого означает совместное или кооперативное действие) [33], впервые был введен английским физиологом Шерринг-тоном в связи с исследованием мышечных систем и управления ими со стороны спинного мозга. Позже профессор Штутгарского университета Г. Хакен использует термин «синергетика», чтобы подчеркнуть то обстоятельство, что процесс самоорганизации идет обязательно с участием большого числа объектов (атомов, молекул или более сложных образований) и, следовательно, определяется совокупным, кооперативным действием [34, с. 6].
Синергетика как научное направление дает возможность понять и объяснить генезис внутреннего механизма системы и их возникновение в процессе самоорганизации, что является попыткой ученых описать, объяснить, распознать, а возможно, даже и предсказать поведение саморазвивающихся динамических систем вообще. Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации - их целенаправленный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.
Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции и самоорганизации сложных систем. Ряд ученых [11] сформулировали мировоззренческие следствия синергетических исследований как об-
305
разцы эволюционного, нелинейного, интегра-тивного мышления. Исходя из этого синергетика представляется как теория самоорганизации систем. Условием самоорганизации любых систем является постепенный, эволюционный процесс формирования порядка и новой структуры путем проб и ошибок. Отличительная особенность эволюционных процессов в социально-экономических и гуманитарных системах заключается в том, что в них самоорганизация дополняется организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели не только в индивидуальном, но и социальном плане [28].
Ученые отмечают, что самоорганизация природных и социальных систем имеет ряд общих свойств: открытость (неравновесность или «проточность» - протекание через систему потоков энергии, вещества и других ресурсов); нелинейность (отклик на воздействие, испытываемое той или иной системой, изменяется с ростом воздействия не пропорционально ему, а по нелинейному закону, что часто дает о себе знать в «массовых» явлениях, где согласованно действует значительная доля участников процесса); сложность (структурную и особенно поведенческую, обычно оцениваемую наименьшей длиной алгоритма, требуемого для описания поведения системы); неустойчивость (присутствие случайных сил, обычно очень слабых, но влиятельных в состояниях неустойчивости системы) [24].
В середине ХХ в. самоорганизация заинтересовала физиков, кибернетиков и представителей общей теории систем, исследования которых открыли новое научное направление. Разработанная ими концепция самоорганизации была направлена на изучение закономерностей возникновения структуры в неравновесных системах, одинаково проявляющихся в физических, химических, биологических и социальных системах. Самоорганизующаяся система, как считают ученые, характеризуется способностью к адаптации, стремлением к установлению определенного равновесия с внешней средой и поэтому обладает свойством относительной инвариантности к воздействиям среды. В качестве наиболее существенных параметров самоорганизующихся систем рассматривают их сложность, адаптивность, стремление к равновесию, надежность, гибкость и устойчивость. Из кибернетики, расширяясь и трансформируясь, понятие «самоорганизация» переходит в философию, где рассматривается как высшая форма развития динамических систем и выступает в качестве общенаучной конкретизации философского принципа саморазвития.
На фоне философских изысканий образовалась особая область научного знания - синер-
гетика, призванная посредством междисциплинарных исследований выявлять общие закономерности самоорганизации, вскрывать механизмы возникновения и становления устойчивых структур и систем из хаоса. Автором термина «синергетика» является Ричард Бакминстер Фуллер (известный дизайнер, архитектор и изобретатель из США). Определение термина «синергетика», близкое к современному пониманию, ввел Герман Хакен в 1977 г. в своей книге «Синергетика» [34]. В 70-х гг. ХХ столетия академик П.К. Анохин уже проводил исследования по установлению функциональных связей в процессе самоорганизации систем человеческого организма [1].
Первоначально синергетический подход к построению и анализу функционирования новых открытых нелинейных систем использовался учеными в точных и естественнонаучных областях - математике, физике, химии, биологии, медицине. Формирование синергетических принципов функционирования систем, моделирования инновационных процессов в гуманитарной сфере началось в конце 80-х гг. ХХ столетия (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.А. Евин, Р.А. Браже). В 1980-1990-х гг. синергетические принципы постепенно переносятся на социальные и гуманитарные сферы. На основе синерге-тического подхода анализируются и пересматриваются теоретико-методологические основы методики и практики образования, изучаются и создаются новые модели функционирования систем в области социологии, политики, экономики, искусства, психологии, образования, педагогики, филологии, искусствознания.
В современной педагогической науке ученые рассматривают образование как самоорганизующуюся систему и утверждают, что при изучении педагогических процессов, явлений, систем возможно применение принципов теории самоорганизации (синергетики). Их исследования доказывают, что образовательная система может быть развивающейся и самоорганизующейся. В конце ХХ в. синергетический подход в образовании разрабатывали С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева, Н.В. Гаськова, Л.Я. Зорина (синергетические принципы интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования), К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов, В.Г. Буданов,
A.Д. Урсул (философские и методологические проблемы образования в синергетическом аспекте), Г.Г. Малинецкий (принципы самоорганизации учебной и обучающей деятельности в рамках учебного процесса), Л.И. Новикова,
B.П. Веряскина, О.П. Мелехова, В.И. Аршинов (организация рефлексии и коммуникации в открытых образовательных системах), М.Т. Гром-кова, К.К. Колин, И.А. Сурина (формирование синергетического мировоззрения и деятельности).
306
В российских библиографических источниках современного научного знания о синергетике можно выделить четыре основных группы, классифицированных по направленности, содержанию и прикладным результатам: общенаучные труды зарубежных основоположников синергетики (И. Пригожин, Э. Ласло, Г. Хакен и др.); российские синергетические исследования в естественнонаучных и математических областях (В.И. Арнольд, В.Г. Буданов, М.В. Волькенштейн, Г.Г. Малинецкий, С.П. Капица, Д.С. Чернавский); труды по синергетике социологии, психологии (Р.А. Браже, В.П. Бранский, И.А. Евин, М.С. Каган, Е.Н. Князева, Г.А. Котельников, С.П. Курдю-мов, М.И. Левандовский, В.П. Милованов); исследования функционирования синергетических принципов в педагогике и образовании (В.И. Аршинов, В.А. Игнатова, В.Н. Корчагин, С.А. Ламзин, П.Е. Решетников, Н.С. Сердюкова и др.). В работах названных ученых сформулирована и обоснована концепция самоорганизации, определены основные термины и понятия новой научной дисциплины, области применения си-нергетических законов. Российские ученые-синергетики С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Е.Н. Князева существенно доработали понятийно-терминологический аппарат.
Совместный труд С.П. Курдюмова и Е.Н. Князевой [10; 11; 12] аккумулировал их опыт, представил первые результаты осмысления новой парадигмы гуманитарного и естественнонаучного мышления. Данные ученые ввели новое понятие для современного этапа развития синергетики -«синергетика с человеческим лицом», и это наиболее точный образ функционирования открытых педагогических и образовательных систем, в которых ключевыми параметрами порядка, определяющими возможные пути развития системы и результаты ее реализации, являются личность, процессы рефлексии и коммуникации [5].
С.П. Капица, С.П. Курдюмов и Г.Г. Малинец-кий рассматривали проявления синергетики в различных областях человеческой жизни и деятельности (интеллектуальной, творческой, практической) как в историческом (ретроспективном), так и в современном аспекте. Особое научное внимание уделяется проблемам организации и функционирования системы образования. На основе синергетического принципа вскрываются источники, факторы, основные проблемы и выявляются их вероятные негативные последствия [30].
М.С. Каган в своих работах раскрывает перспективы развития науки, жизни и деятельности человека сквозь призму синергетического подхода. Личность, человека автор рассматривает как сложную открытую систему, «поскольку в человеке слитно соединяются - системно -разнородные формы бытия - природного (фи-
зического, химического, биологического) и сверхприродного (культурного и социального)» [8, с. 31].
Единичные экспериментальные попытки приложения принципов синергетики в гуманитарных научных областях переросли в конце ХХ в. - в первом десятилетии ХХ1 в. в основное направление научной деятельности, в соответствии с которым (с принципами системно-синергетического подхода) должны сегодня планироваться, моделироваться, создаваться и функционировать социальные, психологические, педагогические, образовательные, семиотические и другие системы. Без подобного обновления научно-теоретических, методологических подходов сегодня невозможно создание инновационных систем, моделей, технологий, отвечающих современным потребностям и требованиям социума.
С точки зрения синергетики понятие «самоорганизация» характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования сложной, динамической системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер [2; 8; 9; 14; 20; 21].
В психологической науке исследование закономерностей и механизмов самоорганизации в качестве самостоятельного направления выделилось относительно недавно. В концепции психической самоорганизации часто используют понятия «самоорганизация», «самоуправление» и «саморегуляция» в качестве синонимов. При этом одни авторы считают самоорганизацию функцией самоуправления, другие говорят о самоорганизации как понятии более широком, чем самоуправление [3; 4; 6; 7; 13; 15; 16; 17; 18; 19].
Процессы самоорганизации наиболее подробно представлены в работах отечественных психологов. С позиции концепции самоорганизации неравновесные состояния личности представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой. Нарушения симметрии возникают вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, какой является человек. По утверждению Л.С. Выготского, «поведение есть процесс взаимодействия между организмом и средой. И, следовательно, в этом процессе всегда возможны как бы три формы соотношения, которые фактически чередуются одна с другой. Первый случай тот, когда организм чувствует свое превосходство над средой, когда выдвигаемые ею задачи и требования к поведению без труда и без напряжения решаются организмом, когда поведение протекает без всяких внутренних задержек и осуществляется оптимальное приспособление при наименьшей затрате энергии
307
и сил. Другой случай происходит тогда, когда перевес и превосходство будет на стороне среды, когда организм с трудом, с чрезмерным напряжением начнет приспосабливаться к среде, и все время будет ощущаться несоответствие между чрезмерной сложностью среды и сравнительно слабой защищенностью организма. В этом случае поведение будет протекать с наибольшей затратой сил, с максимальной затратой энергии при минимальном эффекте приспособления. Третий, возможный и реальный случай - это тот, когда возникает некоторое равновесие, устанавливаемое между организмом и средой, когда ни на той, ни на другой стороне нет перевеса, но и то и другое является как бы уравновешенным в своем споре. Все три случая - основа для развития эмоционального поведения» [4, с. 135]. Ученый характеризует самоорганизацию как процесс, вследствие которого складываются новые функциональные характеристики личности как системы - неравновесные (неустойчивые) состояния. К равновесным состояниям ряд авторов относят состояния спокойствия, эмпатии, сосредоточенности, психической адаптации, заинтересованности и др. Состояния, связанные с повышенной психической активностью (радость, восторг, тревога), а также состояния пониженной психической активности (подавленность, печаль, утомление), характеризующиеся, соответственно, более высоким или низким уровнем активности относительно условно среднего уровня, будут отнесены к неравновесным состояниям. «Неравновесные состояния возникают в особых условиях жизнедеятельности, в критические, сложные, трудные периоды жизни человека. Управление этими состояниями представляет сложность для субъекта, а длительная продуктивная деятельность затруднена» [25, с. 33].
Проблема самоорганизации относится к числу тех, которые постоянно находятся в фокусе внимания педагогов и психологов, занимающихся педагогической практикой. Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в историческом ракурсе, позволяет выделить временные отрезки, когда интерес к проблеме самоорганизации повышается. В отечественной педагогике образование рассматривается как самоорганизующаяся система. Ученые (Ю.В. Шаронин, Е.Н. Пугачева, Б. Пойзнер, Н.М. Таланчук, С.С. Шевелева и др.) утверждают, что при изучении педагогических процессов, явлений, систем возможно применение принципов теории самоорганизации (синергетики). Их исследования доказывают, что образовательная система может быть развивающейся и самоорганизующейся. Если прежняя парадигма образования в основном была ориентирована на обучение, провозгла-
шающее знания, умения и воспитание, то новая парадигма подразумевает развитие самостоятельности, самообразования, самоорганизации личности в процессе профессиональной подготовки в вузе. Синергетическая модель образования предполагает: открытость образования будущему; интеграцию всех способов освоения мира; включение в процесс образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязи человека, природы и общества; свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственное общение с преподавателем; личностную направленность процесса обучения; изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых, нетривиальных ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире [32, с. 112].
Важное философско-методологическое значение для педагогики как науки, имеющей дело с открытыми сложноорганизованными системами, представляют ключевые идеи синергетики: свойства самоорганизации присущи всем сложноорганизованным системам, живым и неживым, при условии их открытости; сложно-организованным системам нельзя навязывать пути их развития; для них нередко существует ряд альтернативных путей развития, что означает возможность выбора наиболее оптимальных из них; зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорить ее; будущее состояние системы как бы организует, формирует, изменяет наличное ее состояние [29].
Преломив данные идеи синергетики на учебную деятельность студентов, мы пришли к следующим выводам: самоорганизация в формировании готовности студентов к самостоятельной работе в вузе призвана упорядочивать самообразовательную деятельность студентов на основе самостоятельной работы, приводить ее в единую систему, нацеленную на достижение заданного уровня развития личности.
Проблема самоорганизации студентов в процессе самостоятельной работы, самообразования свое теоретическое обобщение получила в трудах П.И. Пидкасистого [23]. Необходимость изменения учебного процесса стимулирует и актуализирует педагогические исследования в области разработки синергетических моделей нового образования (Э.Д. Днепров, М.В. Кларин, Б.Б. Коссов, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.). В работах указанных авторов отмечается, что государственная политика модернизации российского образования направлена на коренное изменение качества образования, что обусловлено необходимостью подготовки специа-
308
листов, ориентированных не только на выполнение определенных обязанностей, но и на постоянную самоорганизацию, саморазвитие. Образовательное сообщество пришло к пониманию прямой зависимости цивилизации, устойчивого развития государства, духовной эволюции человечества от личностных качеств и способностей человека, достигаемых высоким уровнем образования. Ученые признают,
1. Анохин П. К. Философские вопросы теории функциональных систем. М., 1978.
2. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая парадигма: синергетика образования / отв. ред. В. Г. Буданов. М., 2006.
3. Бедный Г.З. Некоторые механизмы саморегуляции в формировании темпа деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 1.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
5. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н. Князева, С. П. Курдю-мов. М., 1994.
6. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.
7. Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 1997.
8. Каган М.С. Синергетическая парадигма -диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия // Синергети-ческая парадигма: синергетика образования / отв. ред. В.Г. Буданов. М., 2006.
9. Кирбаба Ю.В. Генезис синергетической парадигмы: культурологические аспекты: дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2004.
10. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. № 4.
11. Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. № 2.
12. Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. При-гожиным // Вопросы философии. 1992. № 12.
13. Корнилов А. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5.
14. Корчагин В.Н. Становление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике: На основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2005.
15. Краткий психологический словарь / под ред. A.B. Петровского. М., 1985.
16. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко. М., 1985.
17. Леонтьев А. И. Проблемы психологического развития. М., 1981.
18. Мерлин B.C. Психология индивидуальности /под ред. Е.А. Климова. М.; Воронеж, 1996.
что формирование готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе возможно только при включении студента в такой вид учебной деятельности, которая моделировала бы условия высокоэффективной профессиональной деятельности, соответствующей уровню европейского стандарта.
1. Anokhin P.K. Philosophical Issues of Functional Systems. M., 1978.
2. Arshinov V.I., Budanov V.G. Cognitive Grounds of Synergetics // Synergetic Paradigm: Synergetics of Education / resp. ed. V.G. Budanov. M., 2006.
3. Bedny G.Z. Some Mechanisms of Self-Regulation in Formation of Activity Rate // Issues of Psychology. 1985. № 1.
4. Vygotskiy L.S. Pedagogical Psychology. M., 1991.
5. Laws of Evolution and Self-Organization of Complex Systems / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyu-mov. M., 1994.
6. Zinchenko V.P. Worlds of Consciousness and Its Structure // Issues of Psychology. 1991. № 2.
7. Kabachenko T.S. Psychology ofManage-ment. M., 1997.
8. Kagan M.S. Synergetic Paradigm - Dialectics of General and Special in Methodology of Various Existentional Spheres Perception / Synergetic Paradigm: Synergetics of Education / resp. ed. V.G. Budanov. M., 2006.
9. Kirbaba Yu.V. Genesis of Synergetic Paradigm: Culturological Aspects: dis. ... Masterof Culturology. Saratov, 2004.
10. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics as a Tool of Integration of Natural Science and Liberal Education // Higher Education in Russia. 1994. № 4.
11. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics: Principles of Lateral Thinking // Social Science and Modern Age. 1993. № 2.
12. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics as a New Vision of the World: Dialogue with I. Prigozhin // Philosophical Journal. 1992. №. 12.
13. Kornilov A. Human Self-Regulation in Conditions of the Social Fracture // Issues of Psychology. 1995. № 5.
14. Korchagin V.N. Formation and Development of Systemic Synergetic Paradigm in Pedagogics: On Basis of the Analysis of Pedagogical Heritage of N.M. Talanchuk: dis. ... Dr of Pedagogics. Kazan, 2005.
15. Concise Dictionary of Psychology / ed. by A.V. Petrovskiy. M., 1985.
16. Concise Dictionary of Psychology / lexicographer L.A. Karpenko. M., 1985.
17. Leontiev A.I. Issues of Psychological Development. M., 1981.
309
19. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3.
20. Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие / отв. ред. Г. Г. Малинецкий и С. П. Курдюмов. М., 2002.
21. Основания синергетики: синергетиче-ское мировидение / Е.Н. Князева, С. П. Курдюмов. М, 2005.
22. Печенкин A.A., Белкин П.Г., Герович
B.А., Гороховская Е.А., Костток В.И., Лупан-дин И. В. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
23. Пидкасистый П.И., Пасекунов А.Е. Навыки самообразования - важная цель обучения // Вестн. Высшей школы. 1987. № 4.
24. Пойзнер Б. Объединитель экологии и культурологии // Высшее образование в России. 1998. № 4.
25. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 4.
26. Пугачева Е. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. 1998. № 2.
27. Розин В. Образование как синергетиче-ская система // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 2.
28. Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8.
29. Самоорганизация студентов первого курса: учеб. пособие / П.Е. Рыженков, Е.В. Марусова, Л.М. Хаславская и др.; отв. ред. П.Е. Рыженков. Новосибирск, 1990.
30. Синергетика и прогнозы будущего /
C.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. М., 1997.
31. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Казань, 1993.
32. Тюплина И.А. Статус парадигмы в концепции образования: гносеологический аспект: дис. 1999.
33. Философский словарь / под ред. Т.И. Фролова. М., 1987.
34. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М., 1991.
35. Шаронин Ю.В. Применение идей синергетики в управлении учреждениями системы непрерывного образования // Школа. 1999. № 3.
36. Шевелева С.С. К становлению синер-гетической модели образования // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
37. Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1997.
18. Merlin U.S. Psychology of Individuality / ed. by E.A. Klimov. M.; Voronezh,1996.
19. Mitina L.M. Forming Teacher's Professional Self-Consciousness // Issues of Psychology. 1990. № 3.
20. New in Synergetics: A Look into the Third Millenium / resp. ed. G.G. Malinetskiy and S.P. Kurdyumov. M., 2002.
21. Grounds of Synergetics: Synergetic Vision of the World / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. M., 2005.
22. Pechenkin A.A., Belkin P.G., Gerovich V.A., Gorokhovskaya E.A., Kosttok V.I., Lupandin I.V. The Concept of Self-Organization: Formation of a New Mode of Scientific Thinking. M., 1994.
23. Pidkasisty P.I., Pasekunov A.E. Self-Education Skills - Priority Target of Training / High School Bulletin. 1987. №. 4.
24. Poyzner B. The Unifier of Ecology and Cul-turology // Higher Education in Russia. 1998. № 4.
25. Prokhorov A.O. Unbalanced Mental Conditions and Their Characteristics in Academic and Pedagogic Performance // Issues of Psychology.
1996. № 4.
26. Pugacheva E. Synergetic Approach to the System of Higher Education // Higher Education in Russia. 1998. № 2.
27. Rozin V. Education as a Synergetic System // Lyceum and Gymnasium Education. 1998. № 2.
28. Ruzavin G.I. Self-Organization and Organization in Social Evolution // Philosophical Journal. 1995. № 8.
29. First Year Students' Self-Organization: study aid / P.E. Ryzhenkov, E.V. Marusova, L.M. Khaslavskaya et al.; resp. ed. P.E. Ryzhenkov. Novosibirsk, 1990.
30. Synergetic and Forecasts of the Future / S.P. Kapitsa, S.P. Kurdyumov, G.G. Malinetskiy. M., 1997.
31. Talanchuk N.M. 100 New Ideas in Pedagogics Relating to Disclosure of Fundamental Laws of Systemic Synergetics. Kazan, 1993.
32. Tyuplina I.A. Status of Paradigm in the Concept of Education: Gnosiological Aspect: Thesis. 1999.
33. Philosophical Dictionary /ed. by T.I. Frolov. M., 1987.
34. Khaken G. Information and Self-Organization. M., 1991.
35. Sharonin Yu.V. Application of Synergetics Ideas in Managing Continuing Education Institutions // School. 1999. № 3.
36. Sheveleva S.S. Forming a Synergetic Model of Education // Social Science and Modern Age.
1997. № 1.
37. Yamburg E.A. School for Everyone. M., 1997.
310