ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Э.Н. Ильясова
Кафедра психологии Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета пр. Ленина, 49, Стерлитамак, Россия, 453103
В статье рассматриваются концептуальные основы синергетики как универсальной методологии в познании сущности образовательных феноменов. Показаны особенности проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы, основанные на закономерностях синергетического подхода.
Ключевые слова: развивающая информационная образовательная среда, синергетика, самоорганизация, синергетический подход.
В настоящее время синергетика является универсальной методологической парадигмой, которая сформулирована в тех областях естественно-научного знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации и эволюции сложных систем с опорой на принципы открытости, нелинейности, структурной гетерогенности. Поскольку синергетика исследует универсальные законы развития, она может быть применена не только в сфере естественно-научного, но и гуманитарного знания, что сегодня является наиболее актуальной проблемой развития этой парадигмы. Так, Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов считают, что методология синергетики поможет принципиально изменить трактовку процесса образования: «Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя — это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи... Это — ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития» [5. С. 243—244]. По их мнению, образование должно рассматриваться как гештальтобразование, «...стимулирующее, или пробуждающее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми» [6]. По мнению В.Г. Буданова, методо-
логия синергетики поможет вернуться к фундаментальному образованию, дающему «...целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога...» [3].
Ряд исследователей (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, И. При-гожин, Е.А. Солодова, Г. Хакен, В.А. Харитонова и др.) отмечают, что видение синергетикой мира и человека как сложных самоорганизующихся систем, находящихся в ситуации системно-целостного единства, позволяет в отношении системы образования интерпретировать и реализовать следующие принципы методологии синергетики:
— нелинейный стиль мышления; неоднозначность теоретических построений, концептуальный и методологический плюрализм, сопряжение абстрактно-логического и образно-интуитивного, рационального и иррационального способов мышления;
— постулирование хаоса как необходимого творческого момента становящейся, самоорганизующейся реальности (порядок и беспорядок представляются неотделимыми друг от друга);
— «человекомерность» эволюции и самоорганизации, когда познание внешней реальности в своем развитии будет все более сопрягаться с познанием реальности внутренней.
Новый толчок развитию названного подхода дали труды немецкого ученого Г. Хакена, он рассмотрел процессы самоорганизации, или процессы перехода от хаоса к порядку, и назвал теорию самоорганизации синергетикой (теория совместного действия). По мнению Г. Хакена, «самоорганизация заключается в возникновении упорядоченных структур и форм движения из первоначально неупорядоченных, нерегулируемых форм движения без специальных, упорядочивающих внешних воздействий» [9. С. 108]. При этом синергетика рассматривает неупорядоченность, хаос в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции. Она утверждает, что через хаос осуществляется связь разных уровней организации. В соответствующие моменты — моменты неустойчивости — малые возмущения, флуктуации могут разрастаться в макроструктуры. Из этого общего представления следует, в частности, что усилия, действия отдельного человека не бесплодны, они отнюдь не всегда полностью растворены, нивелированы в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.
Синергетику можно определить как науку о механизмах самоорганизации в термодинамически открытых, сильно неравновесных, сложных системах, процессы взаимодействия которых с факторами внешней среды, как и внутрисистемные взаимодействия их собственных элементов между собой, носят нелинейный характер. Синергетика исходит из представления, что среда есть некое единое начало, выступающее как носитель различных форм будущей организации, как поле неоднозначных путей развития. В связи с этим педагогическая синергетика рас-
Ильясова Э.Н. Особенности проектирования развивающей информационной образовательной...
сматривает образовательную среду как условие и средство неоднозначных путей развития личности [9. С. 3—20].
Главный вопрос заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием «подтолкнуть» систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Проблема также в том, как преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций.
В данном контексте особую актуальность приобретает проблема проектирования развивающей информационной образовательной среды (РИОС), основанной на закономерностях синергетического подхода.
Можно констатировать, что с позиций синергетического подхода развивающая образовательная среда характеризуется рядом особенностей.
1. Названную среду целесообразно классифицировать как образовательную среду открытого типа, так как в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между учителем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения.
2. В развивающей образовательной среде принципиально меняется содержание образования, так как оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент, возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат образовательного процесса в РИОС всегда отличен от замыслов его участников.
3. Постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит эту систему из устойчивого равновесия, что обеспечивает ее постоянное обновление и возможность построения в ней отношений между субъектами образовательного процесса на основе закономерностей совместно-диалогической продуктивной деятельности.
4. Для РИОС, как образовательной системы нового уровня, характерна многовариантность. Это означает создание в ней условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути. Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т.п.
5. В развивающей информационной образовательной среде проявляются процессы самоорганизации. Самоорганизация в РИОС предполагает наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок ее самодвижения. Это позволяет понять и механизм развития педагогического процесса в РИОС.
На наш взгляд, концептуально-методологическая новизна использования идей самоорганизации в проектировании РИОС связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но прежде всего за счет использования своих внутренних возможностей.
Таким образом, синергетика может выступить в качестве методологической основы в процессе проектирования РИОС в условиях современной школы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аршинов В.А. Философия образования и синергетика: как синергетика может содействовать становлению новой модели образования [Электронный ресурс]. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Arsh.htm. — Дата обращения: 05.03.2013 [Arshinov V.A. Filo-sofija obrazovanija i sinergetika: kak sinergetika mozhet sodejstvovat' stanovleniju novoj modeli obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Arsh.htm. — Data obrashhenija: 05.03.2013.]
[2] Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. — М.: УРСС, 2007. [Budanov V.G. Metodologija sinergetiki v postneklassicheskoj nauke i v ob-razovanii. — M.: URSS, 2007.]
[3] Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании. [Электронный ресурс]. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Budanov11.htm. — Дата обращения: 05.03.2013. [Budanov V.G. Sinergeticheskie strategii v obrazovanii. [Elektronnyj resurs]. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Budanov11.htm. — Data obrashhenija: 05.03.2013.]
[4] Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. — 2001. — № 8. — С. 26—31. [Ignatova V.A. Pedagogicheskie aspekty sinergetiki // Pedagogika. — 2001. — № 8. — S. 26—31.]
[5] Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 243—261. [Knjazeva E.N. Sinergeticheskij vyzov kulture // Sinergeticheskaya paradigma. — M.: Progress-Tradicija, 2000. — S. 243—261.]
[6] Князева Е.Н., Курдюмов С.П.. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. — М.: Либроком, 2010. [Knjazeva E.N., Kurdjumov S.P. Osnovanija sinergetiki. Sinergeticheskoe mirovidenie. — M.: Librokom, 2010.]
[7] Редюхин В.И. Синергетика — синяя птица образования [Электронный ресурс]. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/reduch1.htm. — Дата обращения: 05.03.2013. [Redjuhin V.I. Sinergetika — sinjaja ptica obrazovanija [Elektronnyj resurs]. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/reduch1.htm. — Data obrashhenija: 05.03.2013.]
[8] Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: синергетический подход. — М.: Либроком, 2012. [Solodova E.A. Novye modeli v sisteme obrazovaniya: sinergeticheskij pod-hod. — M.: Librokom, 2012.]
[9] Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками // Синергетическая парадигма. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 106—122. [Haken G. Sinergetika kak most mezhdu estestvennymi i socialnymi naukami // Sinergeticheskaya paradigma. — M.: Progress-Tradicija, 2003. — S. 106—122.]
[10] Харитонова В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В. Образование: Стратегия развития и синергетика [Электронный ресурс]. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Haritonova.htm. — Дата обращения: 05.03.2013. [Haritonova V.A., Sannikova O.V., MenshikovI.V. Obrazovanie: Strategiya razvitija i sinergetika [Elektronnyj resurs]. — URL: http://spkurdyumov.narod.ru/ Haritonova.htm. — Data obrashhenija: 05.03.2013.]
Ильясова Э.Н. Особенности проектирования развивающей информационной образовательной.
FEATURES OF DESIGNING AND DEVELOPING INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF MODERN SCHOOL: SYNERGETIC APPROACH
E.N. Iliyasova
Chair of Psychology Sterlitamak branch of the Bashkir State University Lenina Av., 49, Sterlitamak, Russia, 453103
The article considers the conceptual foundations of synergetics as a universal methodology of cognition of the essence of the educational phenomena. The peculiarities of designing the developing information educational environment in the conditions of a modern school, based on the regularities of the synergetic approach, are shown.
Key words: developing informational educational environment, synergy, self-organization, syner-getic approach.
АНАЛИЗ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ РЕФЛЕКСИВНО-КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
О.В. Раздорская
Кафедра иностранных языков Курский государственный медицинский университет ул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041
Представлены результаты системного анализа понятий «рефлексия» и «креативность», определены особенности их взаимодействия на примере социокультурного аспекта профессиональной деятельности будущего медицинского работника.
Ключевые слова: рефлексия, креативность, синергия рефлексии и креативности, рефлексивно-креативный подход, студенты-медики.
В условиях становления новой парадигмы образования значимым фактором самоактуализации будущего специалиста выступает воспитание креативных и рефлексивных качеств личности как сущностных характеристик любой профессиональной деятельности. Выпускник медицинского вуза должен уметь быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, овладевать быстро обновляющимся содержанием наук и новыми технологиями, осмысливать изменения, происходящие в сфере здравоохранения. В связи с этим возрастает потребность в разработке возможных путей развития как творческого потенциала студентов, служащего реальной основой профессионального творчества в их последующей деятельности, так и навыков рефлексивной культуры будущего специалиста.
Известно, что под креативностью понимается умение создавать новый, полезный продукт. Креативность может быть также определена как процесс производства чего-либо оригинального и одновременно ценного [7] или проявление оригинальности, экспрессивности, фантазии [6]. Главные проявления креативности — возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату; возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью [1].
Креативность личности есть динамический процесс ее изменения: в случайные моменты времени происходят креативные подвижки. Они приводят к несовпадению прежней личности с теперешней личностью — личности как запротоколированной совокупности профессиональных действий и личности как целостного носителя сознания [4]. Это несовпадение может быть отрефлексировано студентом-медиком в форме вопросов типа: «Правильно ли я выбрал профессию?», «Стоит ли тратить такое количество лет на обучение?» Результатом профессиональной рефлексии может стать креативная коррекция жизненной и профессиональной траектории.