УДК 378.1
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Шадрова Е. В.
аспирант кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета
Аннотация
Автором рассматривается синергетический подход как методологический ориентир к процессу подготовки студентов педагогического вуза в условиях перехода на многоуровневую систему образования.
The article defines the synergetic approach as methodological guideline to the training of students of pedagogical universities in multilevel system of education.
Ключевые слова: синергетика, принципы нелинейности, конструктивного хаоса, открытости, наблюдаемости, многоуровневое образование.
Synergy, principles of nonlinearity, of constructive chaos, of openness, of observability, multilevel education.
При вступлении в XXI век российское образование пытается преодолеть назревшее противоречие между потребностью общества в квалифицированных специалистах-педагогах и поиском путей их соответствующей подготовки. В отечественной системе высшего образования предполагается повсеместное внедрение новых образовательных стандартов, учитывающих основные положения Болонского процесса. Это означает, что вузы страны, в том числе и педагогические, переходят на многоуровневую систему обучения
- бакалавриат и магистратуру, а студенты могут продолжить начатое в России образование в университетах стран Евросоюза. Болонская система позволяет стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой. Безусловно, в новых условиях студентам предоставляются большие возможности в подготовке к профессиональной деятельности и в собственном самоопределении.
Таким образом, введение новых образовательных стандартов должно способствовать повышению уровня образованности и культуры будущего педагога, сохранению высокого качества подготовки учителей, способных содействовать развитию внутреннего потенциала каждого ребенка. Именно поэтому, современная система высшего образования нуждается в методологических ориентирах с целью решения поставленных задач.
Логика рассмотрения данного вопроса предполагает внимание к истокам синергетики, ее философскому обоснованию, признанию идей синергетики в педагогической науке, а также анализу методологии синергетики в процессе подготовки
педагога в современных условиях. Мы солидарны с позицией Е.Н. Князевой и С П. Курдюмова, подчеркивающих, что «будущее общества во многом определяется системой образования и воспитания подрастающего поколения. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно, и отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования» [5, с. 9].
Синергетика - научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах [10, с.619]. Название этой науки происходит от греческого слова «синергейя», обозначающего совместное действие, сотрудничество. Синергетика исследует классическое взаимодействие с позиций реальной взаимосвязи неравновесных, сложных и открытых систем, пребывающих в постоянном процессе саморазвития благодаря природной способности новых систем к самоорганизации.
Согласно синергетическому видению мира большинство существующих в природе систем — системы открытого типа, между которыми постоянно происходит обмен энергией, веществом, информацией. Поэтому для сложноорганизованных систем открытого типа характерна постоянная изменчивость — стохастичность. С понятие сто-хастичности тесно связаны явления флуктуации и бифуркации (от англ. - fork - вилка), т.е. случайных отклонений и разветвлений. Все системы содержат подсистемы, которые постоянно изменяются - флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация может стать настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает
и разрушается. В этот переломный момент (точка бифуркации) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы еще более хаотическим и она прекратит свое существование, или она перейдет на новый, более высокий уровень организации, называемый диссипативной структурой [3, с.313].
Синергетическая теория или теория самоорганизующихся систем, обладающих собственным поведением, позволяет применить системный подход к сложноструктурированным объектам (Е.Н. Князева, С П. Курдюмов, И.Р. Пригожин и др.). Большинство исследователей считает, что синергетика представляет собой своего рода «симбиоз» идей неклассической физики, кибернетики и системного подхода о происхождении, становлении и преобразовании нелинейных системных образований. Таким образом, синергетический подход определяется как «постнеклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений» [9, с. 142].
В последнее время часто высказывается мнение, что синергетические модели не применимы в социогуманитарном знании. Однако заслуживает внимания точка зрения В.Г. Буданова, полагающего, что «сегодня синергетика быстро интегрируется в область гуманитарных наук, возникли направления социосинергетики и эволюционной экономики, применяют ее психологи и педагоги, развиваются приложения в лингвистике, истории и искусствознании, реализуется проект создания синергетической антропологии» [4]. Ученый считает, что «междисциплинарность в современной науке предполагает взаимосогласованное использование образов, представлений методов и моделей дисциплин как естественнонаучного и технического, так и социогуманитарного профиля» [4]. Это, безусловно, предполагает, существование единой научной картины мира, которой, по мнению автора, нет. Существуют ее отдельные фрагменты, именуемые специальными картинами мира, дисциплинарными онтологиями такие, например, как: физическая, биологическая, космологическая картины мира, репрезентирующие предметы каждой отдельной науки. Синергетика
и пытается навести мосты между этими картинами, создать единое поле междисциплинарной коммуникации, сформировать принципы новой картины мира.
Итак, определение синергетического подхода в качестве методологического ориентира позволяет рассматривать: 1) изучаемые предметные области как саморазвивающиеся системы, для которых характерны открытость, нелинейность, неравновес-ность; 2) процесс развития как многовариантный и альтернативный.
Е В. Бондаревская и С.В. Кульневич подчеркивают, что «ситуация, сложившаяся в российском образовании и педагогической науке полностью описывается терминами синергетики»:
1. Она имеет бифуркационные (критические) точки разрушения старых структур и возникновения веера возможностей для перехода системы в новое качество.
2. Ее вероятностное развитие может быть представлено диссипативными структурами, как образованиями более высокой сложности, чем разрушаемые предыдущие.
3. Она обладает свойствами нелинейности, т.е. многовариантностью и непредсказуемостью перехода системы из одного состояния в другое.
4. Она неустойчива и сильно неравновесна, флуктуативна, открыта для развития [3, с.315].
Очевидно, что возможность нового методологического решения в педагогике означает подход к исследованию и преобразованию образовательной деятельности с непривычной стороны — со стороны внутреннего значения и смысла педагогических явлений, способных к самоорганизации.
Современная педагогическая наука рассматривает образование как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний: закономерных и случайных; предсказуемых и стихийных; упорядоченных и хаотичных (В.И. Аршинов, Л И. Новикова, Н.Л. Селиванова).
Л.И. Новикова утверждает: «Какой бы системный объект в сфере воспитания мы не взяли, он развивается не только под воздействием педагогов, но и за счет внутренних процессов самоорганизации, за счет собственных усилий детей. Эти две линии в его развитии — задаваемая сверху и
возникающая изнутри - перекрещиваются, переплетаются и определяют истинную траекторию развития объекта» [7, с.34].
Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации, по мнению С.В. Кульневича, являются следующие положения:
- система (личности, образования) сама формирует свою границу;
- развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично;
- концепции самоорганизации - это своеобразное противоядие против доктринальной идеологии в образовании;
- концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования;
- одним из элементов тонкого и мягкого регулирования имеет смысл рассматривать процесс педагогической подготовки будущего учителя, во многом сохраняющий параметры стихийности;
- регулирование (управление), которое осуществляет такой процесс, должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциально заложенные в личностной системе индивида;
- регулирование должно учитывать «деликатность» механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его человечной, т.е. гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию [3, с.261].
Синергетические представления имеют большое практическое значение при проектировании и построении систем образования будущих педагогов. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания образовательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Важно, чтобы проектируемое состояние создаваемой системы совпадало с траекторией выхода системы на аттрактор ее эволюции. Только в этом случае возможны резонансные управленческие воздействия на систему, процессы ее самодостраивания. Этим требованиям, на наш взгляд, соответствует много-
уровневая система образования, введенная в соответствии с Болонским соглашением.
В России под многоуровневой системой высшего профессионального педагогического образования понимается совокупность последовательных образовательных уровней (ступеней), каждый из которых состоит из преемственных образовательных модулей, с усилением профильного компонента на втором уровне и множественностью программ профессиональной подготовки на основе бакалаврского образования. Реформирование системы подготовки будущего учителя требует от науки четкого методологического ориентира, способного направить инновационный процесс в нужном направлении, каким может стать синергетический подход.
Среди основных принципов синергетики выделяют принцип нелинейности, конструктивной роли хаоса, открытости, наблюдаемости. Рассмотрим их методологическое значение в процессе подготовки будущего педагога в условиях многоуровневого образования.
1. Принцип нелинейности отражает наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействие извне. В традиционном образовании учат решать в основном линейные задачи. Однако В.А. Тестов полагает, что такое образование носит двойственный характер. Он утверждает, что «с одной стороны, это хорошо, поскольку рассматривается важный и самый простой случай, развивается у людей линейная интуиция; с другой стороны, это плохо, поскольку сеет у людей иллюзию простоты этого мира» [11, с. 15]. Нелинейность, многовариантность выбора качественно различных путей развития отражается в рамках новой системы образования в виде вариативных учебных планов. Среди групп дисциплин студентам педагогического вуза предоставляется возможность выбора:
• группа дисциплин «а», изучаемых обязательно и строго последовательно во времени;
• группа дисциплин «б», изучаемых обязательно, но не последовательно во времени;
• группа дисциплин «в», которые студент изучает по своему выбору [8].
Таким образом, знания и опыт будущего специалиста не только наращиваются последовательно, по нормативно определенной линии, траектории,
но и возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря самостоятельному выбору дисциплин и организации самостоятельной работы студентов.
2. Хаос выполняет конструктивную роль в процессах самоорганизации: с одной стороны, он разрушителен, так как хаотические малые флуктуации в определенных условиях приводят к разрушению сложных систем; с другой - он созидателен, так как лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эволюции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению. Утверждается, что «хаос - это путь к инновации» [11, с. 16]. Действительно, в настоящее время мы наблюдаем инновационный процесс реформирования образования. Навязывать системе путь развития, который не соответствует ее внутренней структуре, неверно; мы можем лишь способствовать или препятствовать ее собственным направлениям развития. В процессе подготовки студента-педагога необходимо искать баланс между хаосом и порядком, спонтанностью самоуправления и некоторой долей внешнего управления. В данном случае возможны несколько альтернативных путей развития. В точке их разветвления (точке бифуркации) существует некоторая неопределенность, заложенная в конструктивном начале хаоса. Представим, например, возможности студента при поступлении в вуз (рис.1)
I 2 3
иошожмие пути -'-"'7
выбора обра ювзтельно1Г\ /
программы /
____ точка бифуркации
исходный путь (момент выбора, хаоса)
абитуриента — * |
Рис. 1
Такое же разнообразие выбора имеют студенты, получившие степень бакалавра. Следует подчеркнуть, что в момент бифуркации самые малые воздействия на систему могут вызвать качественно новый уровень ее развития (диссипативная структура). Возможности, предоставляемые новой системой образования, разнообразны. Они создают обучающимся ситуацию выбора, позволяют им осознанно делать этот выбор, что формирует их субъектную позицию в учебной деятельности.
3. Принцип открытости предполагает способ-
ность системы взаимодействовать с внешней средой для обмена веществом, энергией, информацией. Ректор ВГПУ проф. А.П. Лешуков подчеркивает, что «с позиций современного миропонимания понятие открытости является исходным, исключающим всякую ограниченность, замкнутость, предельность, означающим безначаль-ность, бесконечность мира и его проявлений» [6, с.5]. Переход российской образовательной системы на новые стандарты содействует крупномасштабной мобильности, «открытости» студентов. В первую очередь, за счет введения европейской системы зачетных единиц ECTS (European Credit Transfer System). Кредитная система призвана решить проблему сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности студентов и преподавателей. Она является механизмом, позволяющим выстраивать образовательный процесс современного вуза, ориентированный на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний студентами на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
4. Принцип наблюдаемости определяется авторами В.И. Аршиновым и В.Г. Будановым как «относительность категорий порядка и хаоса к уровню наблюдения, масштабу пространственновременного окна, что может даже превратить хаос в стабильное функционирование» [2]. В.И. Аршинов делает вывод, что «принцип наблюдаемости уже в квантовое механике включает в себя (хотя и в неявном виде) и принцип межличностной коммуникации — момент, получающий далее в синергетике свое более развитое представление» [1]. Ученый полагает что «синергетика достраивает принцип наблюдаемости до принципа обобщенной перцептивно-лингвистической коммуникативности» [1]. В этой связи расширение контактов человека с окружающим его миром, а так же и с самим собой оказывается удивительно созвучным образам мира, науки и человека в их синергетическом междисциплинарном представлении. В итоге система подготовки будущего педагога представляется открытой, нелинейной и отражающей коммуникативную направленность процесса.
Таким образом, открытость, нелинейность, не-равновесность, наблюдаемость системы высше-
го педагогического образования в современных условиях характеризуется:
- веером возможностей, предоставляющим абитуриентам и студентам выбор, точку бифуркации, способствующую самоорганизации системы;
- субъектностью участников образовательного процесса - педагог и студент открыты для постоянного обновления новыми смыслами — знаний, отношений, пониманий;
- самоопределение и самореализация будущего педагога являются следствием самоорганизации личности, которая происходит при организации
самостоятельной работы студента;
- опыт поведения накапливается не только последовательно, по нормативно определенной траектории, но и возникает спонтанно, непредсказуемо, благодаря процессам открытия этого опыта самим студентом, его активностью;
- тринитарным (тройственным) мышлением, позволяющим субъектам образовательного процесса, помимо бинарного познания мира, выйти в так называемую стороннюю позицию, рассмотреть явления действительности во всей их изменчивости и неоднозначности.
Библиография
1. Аршинов В.И. Философия образования и синергетика: как синергетика может содействовать становлению новой модели образования? Электронный ресурс. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Arsh. htm.
2. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики. Электронный ресурс. URL: http://iph.ras.ru/~mifs/temp/New/arshbul.html.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
4. Буданов В.Г. Синергетика: история, принципы, современность. Электронный ресурс. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/SinBud.htm.
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения // Синергетика и учебный процесс. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - С. 8-18.
6. Лешуков А.П. Синергетический подход как методологическая основа формирования современного научного мировоззрения // Вестник ВГПУ. Научный журнал. Педагогические, психологические науки и технологии образования. Вологда. - 2007. - № 2. - С. 3-7.
7. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. - 2000. - № 6. — С. 2835.
8. Письмо Министерства образования и науки России от 09. 03. 2004 № 15-55-357 ин / 15. // Официальные документы в образовании. - 2004. - №12. - С. 79-85.
9. Пригожин И.Р Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - С. 652-657.
10. Современный философский словарь / под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. -864 с.
11. Тестов В. А. Основные методологические принципы педагогики в постнеклассический период // Вестник ВГПУ. Научный журнал. Педагогические, психологические науки и технологии образования. Вологда, 2007. - № 2. - С. 13-22.
Bibliography
1. Arshinov V I. Educational Philosophy and Synergetics: how can synergetics contribute to the establishment of a new model of education? Electronic resource. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Arsh.htm.
2. Arshinov V.I., Budanov V.G. Cognitive foundation of synergetics. E-resource. URL: http://iph.ras.ru/ ~ mifs/temp/New/arshbul.html.
3. Bondarevskiy E.V., Kulnevich S.V. Education: Personality in humanistic theories and systems of
education. - Rostov-N / D: Creativity Center «Teacher», 1999. - 560 p.
4. Budanov V.G. Synergetics: history, principles, modernity. Electronic resource. URL: http://spkurdyumov. narod.ru/SinBud.htm
5. Knyazev E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics and new approaches to teaching / learning process and Synergetics. - M.: Publishing RAPA, 1999. - P. 8-18.
6. Leshukov A. P. Synergetic approach as a methodological basis for the formation of the modern scientific worldview// Herald VSPU. Scientific journal. Pedagogical, psychological science and technology education. Vologda. - 2007. - № 2. - P. 3-7.
7. Novikova L.I. Education as a pedagogical category // Pedagogy. - 2000. - № 6. - P. 28-35.
8. Letter from the Ministry of Education and Science of Russia from 09.03.2004 №15-55-357 John / 15.// Official documents in education. - 2004. - № 12. - P.79-85.
9. Prigogine I.R. Synergetic paradigm. Non-linear thinking in science and art / philosophy of science: General problems of knowledge. The methodology of the sciences and humanities: Anthology / Tob. Ed-status. L.A. Mikeshin. - M.: Progress-Tradition: MnCu: Flint, 2005. - P. 652-657.
10. Modern Philosophical Dictionary / Under the general ed. Ph.D. prof. V.E. Kemerova. - 3rd ed. Ispra. and added. - M.: The Academic Project, 2004. - 864 p.
11. Testov V.A. Basic methodological principles of pedagogy in postnonclassical period Vestnik VSPU. Scientific journal. Pedagogical, psychological science and technology education. Vologda, 2007. - № 2. - P. 13-22.