К ВОПРОСУ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПРОЦЕССА «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» С ПОЗИЦИЙ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ И СИНЕРГЕТИКИ
УДК 004
Вера Алексеевна Келейникова
кандидат технических наук, доцент кафедры Информационных технологий Тверского филиала МЭСИ E-mail: vkeleinikova@tver.mesi.ru
Елена Владимировна Романова
доцент кафедры Прикладная информатика
в экономике МэсИ
E-mail: eromanova@teach.mesi.ru
В этой статье рассматриваются вопросы о инновационном развитии образования в Российской Федерации. В современном научном мире, в том числе в области образования, особое место занимает системный подход к изучаемым объектам. Методы нелинейной динамики сложных систем и синергетики могут быть применены и к таким сложным социальным система как обучение. Исследуя процессы в образовании, прежде всего, стоит выделить наиболее актуальные, такие как социальная адаптация учащихся, профессиональная ориентация молодежи, развитие инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационное развитие образования, профессиональная ориентация молодежи, управление образованием, синергетика, нелинейно-динамический подход.
Vera A. Keleinikova
Ph.D., assistant professor of Information Technology, Tver branch of MESI E-mail: vkeleinikova@tver.mesi.ru
Elena V. Romanova
assistant professor of Applied Computer Science in Economics MESI E-mail: eromanova@teach.mesi.ru
TO A QUESTION OF THE SYSTEM ANALYSIS OF PROCESS «INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATION» FROM POSITIONS OF NONLINEAR DYNAMICS OF DIFFICULT SYSTEMS AND SYNERGETRICS
In this article the questions connected with an innovative development of education in the Russian Federation are considered. The methodology of modern science knowledge, including in education, occupies a special place systematic approach to the studied objects. Methods of nonlinear dynamics of difficult systems and synergetrics can be applied and to such difficult system what formation is. Investigating the processes in education, especially worth highlight the most relevant processes of this area such as the social integration of students, professional orientation of youth, the development of innovation.
Keywords: innovation development of education, vocational orientation of youth, educational management, synergy, nonlinear dynamic approach.
1. Введение
Глобальный экономический кризис, являющийся тяжелой социально-экономической катастрофой для мирового сообщества и для России, заставляют задумываться о причинах происходящего, о том, что необходимо сделать.
Традиционно роль науки и образования очень велика в мироустройстве. Сегодня внимание в системе образования при все увеличивающейся специализации, должно быть направлено на отражение целостной картины существующей реальности на всех уровнях обучения, развивая у молодежи доверие и сплоченность. При реализации данной стратегии должен заработать механизм самоорганизации в обществе, а для этого требуется постоянное совершенствование обучения.
В методологии современного естественнонаучного познания, в том числе в области образования, особое место занимает системный подход к изучаемым объектам.
Исследуя процессы в образовании, прежде всего, стоит выделить наиболее актуальные аспекты этой области, как сложной социальной системы. Помимо традиционных, стоит обратить внимание на такие процессы, как социальная адаптация учащихся, профессиональная ориентация молодежи, развитие инноваций, протекающих в образование в целом. [5] Важно понять, как происходит взаимодействие между традиционными процессами управления образованием и социально-значимыми процессами.
2. Основы нелинейно-динамического подхода
Для более полного понимания происходящих процессов этой области, рассмотрим возможность применения методов нелинейной динамики сложных систем и синергетики.
Основой нелинейно-динамического подхода является учет внутренних особенностей системы, в отличие от статистических методов, в которых все факторы полагаются случайными или неопределенными. Нелинейными являются такие системы, у которых хотя бы в одном звене нарушается линейность статистической характеристики или же имеет место любое другое нарушение линейности уравнений динамики звена. Нелинейные системы способны качественно изменять свое поведение при количественном изменении воздействия
Синергетика является теорией эволюции и самоорганизации сложных систем мира. Термин «синергетика» (от греч. 8упеще1а — совместное действие, сотрудничество) был предложен в начале 70-х годов немецким физиком Г. Хакеном.
Синергетика в первую очередь представлена ее идеологами-основателями Г. Хакеном, И. Пригожиным, С. Курдюмовым. В настоящее время эта теория интенсивно развивается в ряде стран различными научными школами (И.Пригожин, Г.Хакен, Э.Ласло, М.Эйген, Ф.Варела, С. Курдюмов и др.). Неправомерно давать конкретные рекомендации, и тем более обещания, на основании синергетической методологии. Тем не менее синергетика может дать общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах.
В гуманитарной сфере мы находим многие идеи синергетики у наших психологов, физиологов, педагогов, философов (А.Ухтомский, М.Бахтин, Л.Выготский, Г.Леонтьев, Г.Щедровитский, В.Степин), в идеях постнеклассической (современной) науки, деятельностного подхода и развивающего обучения.
Адаптации идей синергетики в содержание образования разрабатываются в МГУ им. М. В. Ломоносова, в Санкт-Петербургском, Томском, Удмуртском, Белгородском, Саратовском государственных университетах и в других ВУЗах России.
3. Образование как сложный социальный организм
Согласно теории нелинейной динамики сложных систем и синергетики, образование как сфера жизнедеятельности людей и как социальный институт, представляет собой весьма сложный социальный организм, действующий по объек-
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2010
137
тивным законам природы и общества.
Междисциплинарная тематика, анализ настоящего, прошлого и будущего с позиций синергетики стал традиционной рубрикой в ведущих журналах, таких как «Экономические стратегии», «Интеграл», «Компьютерра».
Инновационный потенциал прогрессивного информационного общества тесным образом связан с моделями поведения граждан в социальной сфере и в сфере профессиональной деятельности. Обращаясь к вопросам разностороннего развития учащихся, необходимо отметить внедрение лучших педагогических практик и информационных технологий.
Существует множество определений для понятия «Инновация», даваемых специалистами для своих нужд, обратимся к такому:
Инновация - это нововведение в какой-либо сфере деятельности или конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности.
Фактором успешности жизни сегодня в мире является достижение человеком такого положения в обществе, которое является результатом непрерывного образования, проходящего через всю жизнь человека, успешной и целенаправленной профессиональной карьеры. При этом необходима достойная материальная оплата труда, позволяющая создать семью, являющуюся ячейкой общества.
В современных условиях, когда социализация каждого гражданина, обретение им желаемого социального и профессионального статуса, зависят от возможности получить образование, от его интеграции в профессионально-трудовую деятельность, вопрос создания условий инновационного развития образования в стране, регионе очень важен.
4. Инновационное развитие образования как нелинейная система
В связи с этим остановимся на инновационной деятельности в образовании. Инновационное развитие образования должно поддерживать естественнонаучный цикл, обеспечивающий развитие каждой личности и, как следствие, развитие научно-технического прогресса страны.
Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынка труда, должно сформировать у каждого человека способность быстро
адаптироваться к современной социальной и экономической действительности, и это является важнейшим условием успешного и устойчивого развития регионов РФ и всей нашей страны в целом.
Сегодня возникает острая общественная потребность в дополнительном образовании, в образовании на протяжении всей жизни.
Инновационное развитие образования в РФ является процессом, который должен быть исследован с целью правильного проектирования инновационного развития , построения бесперебойно работающей системы.
Сегодня на рынке присутствует много программных средств, позволяющих проводить моделирование бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов производится с целью исследования предметной области при консалтинге и, при необходимости, в итоге, создании автоматизированной информационной системы.
В данной статье моделирование произведено с целью изучения процесса «Инновационное развитие образования», исследуя его с позиции теории самоорганизации сложных упорядоченных систем, применив так называемый синергетический подход.
Инновационное развитие образования можно отнести к классу нелинейных систем. Процессы бурного роста (возрастание народонаселения земного шара, рост знаний), т.е. процессы лавинообразного роста происходят не по экспоненте, а в так называемом режиме с обострением, когда исследуемые величины хотя бы небольшую часть времени изменяются по закону неограниченного возрастания за конечное время. Теория режимов с обострением, построенная С.П. Курдюмовым [10] и его научной школой, получила мировое признание и дала новое понимание многих нелинейных систем, позволила создать новые математические методы.
Проблема управляемого развития принимает форму проблемы самоуправляемого развития. Это один из постулатов синергетического подхода к управлению сложными упорядоченными системами.
На рисунке 1 показана контекстная диаграмма «Инновационное развитие образования» в нотации ГОЕГ0, полученная в процессе моделирования с использованием средств автоматизированного проектирования.
Авторы видят процесс «Инновационное развитие образования» управляемым Конституцией РФ, Федеральным Законодательством, Федеральным агентством по образованию, Министерством образования и науки Российской Федерации, инновационной образовательной политикой РФ, демографической ситуацией в стране, инновационной экономикой РФ и нелинейной динамикой сложных систем.
Классический (традиционный) подход к управлению сложными системами основывается на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное, линейное и предсказуемое следствие приложенных «сил», что соответствует схеме: управляющее воздействие — желаемый результат
Нелинейная динамика, новое научное мировоззрение нашего времени, проникает в разные направления науки и, в первую очередь, в науки, далекие от физики, в нашем случае, в образование. В нелинейном мире возрастает вероятность свершения даже маловероятных событий . Нелинейность означает возможность неожиданных изменений направления течения процессов
Управлением являются и принципы образовательной политики , определенные в Федеральном законе (ФЗ) Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года , направления деятельности, представленные в Федеральной целевой программе развития образования на 20062010 годы, ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" , Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 и др.
Механизмами, обеспечивающими инновационное развитие образования являются учебные заведения, ВУЗы, учреждения дополнительного образования, бизнес-инкубаторы, социальные факторы, инвесторы, ответственность учредителей за деятельность образовательных учреждений, глобальная сеть Интернет, корпоративный портал Департамента образования региона , корпоративный портал Министерства образования и науки Российской Федерации, синергетика, фракталы, КСЦ и др.
Суть переворота, который совершила синергетика, состоит в том, что по-
АУТНОР., К^гайннтн В А. рдаидам Е.В, РЕОЖСТ; ришт»
образояанкя
КОТЕЗ: 123456789 10
РАТЕ: 23.11,2009 ЯЕУ: 32,02,3010
■ ютнкжо КСАОТЙ ЕАТЕ С0НТЮТ: ТОР
ЕЕЩГТ
ЕЖ: ОШ.ШШ'
РИВПСАТЮН
Коисшпуиия Р
Ф«Д,Аг«К1СГЕ' по
образованию
ЬЛИНй^рН^уф РФ
целеЕые заказы государства
внешние ус по ею среды
запросы рынка труда
бифуркации
инициатива. граждан
опыт регионов Р-Ф
: ар уЪ н жный опыт
Д> парта! цент об разов* ш р
ЕШНОЕ4ЦР ОННа1
образов* *лы попишка
демографии еская
зюоирмика р •# гиона
нелинейная дишмика. сложных октет
единое гаформащюнное пространство Р-Ф
Инновационное развитие образования
Интернет
фПЛ
Корпор; зиеный п Дешрги] ¡тента образов: ния региона, Минобрю ухи Р-Ф
допо обра ¡овя те
уч.
зафгфния^В 33: д
фрак -шы
си» ргеи
единая образовательная среда РФ
НаЦИОНаЛЬН&Я СИСТвт
по яг ото ЕКИ щри
базовые навыки, кошитяпгоиъ граждан
ное ад вулиура шутгггпения
шщ
гг.ЦЕС ПЬШ К
факте ры
§П
открыта, патенты на изобретения
вр - :ш-[Еные специалисты, г енер агор ы идах
Концепция: тсктно-врешишаго мышления
?:сц
б! ЕНЙС-ННК
гбяоры
социальная стабильность
ответственность учредителей
за деятельность
обр аз о в «тельных учреждений
А-0
Инновационное развитие образования
Рис.1. Контекстная диаграмма «Инновационное развитие образования» в нотации ГОЕЕО
явился новый образ мира, непрерывно эволюционирующего по нелинейным законам.
Синергетика как теория нестационарных, эволюционирующих структур имеет под собой сегодня солидную основу в виде результатов нелинейного анализа, математического моделирования и вычислительного эксперимента.
Задача нелинейной динамики и синергетики состоит в нахождении и подробном исследовании тех базовых математических моделей, которые исходят из наиболее типичных предположений о свойствах отдельных элементов, составляющих систему, и законах взаимодействия между ними. Поскольку главным отличительным свойством изучаемых сред являются протекающие в них процессы самоорганизации, синергетику можно также рассматривать как общую теорию самоорганизации в средах различной природы.
Синергетический подход к анализу процесса «Инновационное развитие образования» позволяет определить поведение открытой системы образования в условиях неопределенности, выявляет закономерности и тенденции развития системы рынка образовательных услуг
Неотъемлемой частью интеллектуальной организации, ее «мозговым центром» является креативный ситуа-
ционный центр (КСЦ), предназначенный для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления организацией. Креативные ситуационные центры позволяют повысить качество управленческих решений прежде всего за счет использования системно-креативного подхода к разработке и реализации управленческих решений.
Для функционирования процесса «Инновационное развитие образования» необходимо поступление входной информации, в качестве которой указаны: целевые заказы государства, общества, корпораций, запросы рынков труда, инициатива граждан, опыт регионов РФ, зарубежный опыт в инновационном развитии образования и би-фиркуции, ресурсы и внешняя среда.
Под влиянием ресурсов (материальных, людских, финансовых, информа-цонных) и, складывающихся внешних условий среды (уровень индустриального развития страны, роль науки и образования, подготовленные специалисты и требования рынка труда, уровень материальных ресурсов, выделяемых на образование государством и инвесторами, состояние морали в обществе, система ценностей ,внедрение ЕГЕ, система оплаты труда учителя, преподавателя, ученого и др.) , в системе медленно накапливаются количествен-
ные изменения, ситуация постепенно обостряется: между ее отдельными элементами рвутся старые связи и возникают новые, разрушаются некоторые старые элементы и зарождаются новые. Происходящие изменения иногда бывают столь масштабны и значительны, что система может оказаться в неустойчивом состоянии. Этот поворотный момент в ее жизни называют точкой бифуркации (от лат. Ыйдгсш - раздвоенный, вилка).
Это состояние, хотя и неустойчиво, но имеет перспективу в плане обновления системы, это точка "выбора" дальнейшего пути развития. Его определяет соотношение между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, ресурсные потоки и случайные флуктуации провоцируют повышение энтропии (энтропия - мера неопределенности некоторой ситуации) системы, что ведет к нарастанию хаоса и, в конечном итоге, может привести к ее разрушению. С другой стороны система стремится сохранить устойчивость за счет реструктуризации и формирования нового порядка, и, таким образом, снизить энтропию. Какая из этих сторон будет преобладать, зависит от множества случайных факторов и во многом определяется внешними и внутренними условиями, а также качеством поступающих ресурсов.
Развитие нелинейной динамики и теории динамических систем стимулировало большой интерес к теории бифуркаций. Это связано с тем, что все системы обыкновенных дифференциальных уравнений одинаковой размерности вблизи значений параметров, при которых в них имеет место бифуркация одного типа, являются топологически эквивалентными. Следовательно, описав бифуркацию и определив ее тип, легко судить о том, какое поведение проявят системы в окрестности бифуркационного значения параметра.
Бифуркации появляются в особых точках, где траектория, по которой движется система, разделяется на «ветви». Все «ветви» равновозможны, но только одна из них будет осуществлена. Обычно наблюдается не одна единственная бифуркация, а целая последовательность бифуркаций
Рассмотрим некоторые примеры. В момент глобального экономического кризиса в образовании существует точка бифуркации, в которой дальнейшее его развитие может пойти по тому или иному пути, так как, согласно синергетике, для сложных систем существует, как правило, несколько альтернативных путей развития. Кризис в образовании сегодня, характеризующийся снижением качества обучения, нарастанием разрыва между образованием и культурой, образованием и наукой, отчуждением обучающихся от процесса образования, выпуском специалистов по некоторым специальностям, количество которых значительно превышает спрос на рынке труда, стремится к точке бифуркации.
Яркими примерами точек бифуркации являются следующие события: изобретение письменности ( появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям), изобретение книгопечатания, (радикальное изменение индустриального общества, культуры, организации деятельности), изобретение электричества (телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме),изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера(информа-ционные коммуникации), производство технических средств, методов, технологий для производства новых зна-ний(рост потребностей в знаниях, создание новых средств и способов удовлетворения этих потребностей)
События предыдущих двух столетий
продемонстрировали целую серию бифуркаций. При появлении каждого открытия, видоизменялось и общество.
Бифуркации являются одновременно показателем нестабильности и показателем жизненности какого-либо рассматриваемого общества. Они выражают также стремление к более справедливому обществу
И. Пригожин, лауреат Нобелевской премии, в своей работе «Кость еще не брошена» говорит: «Я убежден, что мы приближаемся к точке бифуркации, которая связана с прогрессом в развитии информационных технологий и всем тем, что к ним относится, как то средства массовой информации, робототехника и искусственный интеллект. Это - «общество с сетевой структурой» ("networked society") с его мечтами о глобальной деревне. Но каким будет результат этой бифуркации? На какой ее ветви нам предстоит обнаружить самих себя? Каким будет результат глобализации?»
В точках бифуркации перед самоорганизующейся системой открывается множество вариантов путей развития. Одновременно возникает множество динамических микроструктур -прообразов будущих состояний системы - фракталов (англ. fractial - дробный).
Одной из главных бифуркаций, обеспечившей нашему виду стратегическое преимущество в процессе эволюции стала способность к опережающему отражению . Физиологи и философы установили, что живые организмы на основе экстраполяции опыта выработали способность в той или иной мере моделировать будущее, и дали ей название «опережающее отражение» Это способность учиться не только методом проб и ошибок, быстро и гибко менять поведенческие стратегии, предвидя будущее. Опережающее отражение делает живые системы надежными и устойчивыми в мире, полном изменений
Технологии, создававшиеся на историческом пути, позволили усилить способности человека хранить и передавать информацию, вычислять, воспринимать сигналы. Но, по-видимому, возможен и необходим следующий шаг — существенное увеличение способности опережающего отражения на основе новых информационных технологий.
В точке бифуркации происходит своеобразная конкуренция фракталов, осуществляется их "отбор", идет "борьба за выживание" в новых условиях. В
результате конкуренции происходит самопроизвольный выбор той структуры, которая наиболее адаптивна к сложившимся на данный момент внешним и внутренним условиям.
Даже, если система развивается сообразно указанным законам, картина ее будущего весьма неопределенна и принципиально непредсказуема в силу фундаментальной роли случайного. Именно случайность выступает изобретателем и творцом будущего. Случайное слабое внешнее воздействие или слабые флуктуации внутренних параметров, "приуроченные" к определенному моменту развития системы, могут привести к большим ее внутренним изменениям. Флуктуации возникают хаотично, их огромное количество, но большинство из них затухает, как бы отсекаются все лишние вихревые потоки, остаются только те, которые образуют новые устойчивые макросостояния (структуры) - аттракторы. Аттрактор как бы притягивает к себе множество траекторий развития системы, определяемых разными начальными значениями параметров, создавая своеобразный конус.
В качестве наглядной модели аттрактора можно привести пример суператтрактора эволюции - homo sapiens. Homo sapiens - это исходное начало и конечная цель развития программы "Человек" Стремление к жизни- норма для развития и личности, и биовида в целом
Насущный вопрос современности - синтез системы ценностей и моделей реальности. Система ценностей - наиболее спорный вопрос. Концепция системы ценностей разнообразна: от материальных, преходящих (например, выгода, деньги, быстро меняющиеся интересы избирателей) до высших, вечных (например, истина, добро, красота, любовь, Бог). Что здесь главное? Главный критерий отбора идеалов -ЖИЗНЬ. Система ценностей должна служить ведущей цели - сохранению и развитию жизни.
Рассмотрим выходную информацию контекстной диаграммы «Инновационное развитие образования», указанной на рисунке 1.
С позиции синергетического подхода основным фактором равновесия процесса инновационного образования является государственное регулирование в области образования на основе согласованной коммуникативности между рынком образовательных
USK» AT
AUTHl№: KilWtfiKW-UKi S.A ,Pa№JI«Il Efc PROJECT йрнвяшоинс-в jumift
cÇpuoiençB
HOTES: 1234567S9 10_
i ATE. 33 03.3010 REV. 35.05.3010
EKAFT
RECOMMENDED
PUBLICATION
RJEAt'ER
DATE
С OUT EXT
43
цельны^ T
3IKH1I jif [
государству—SSL-™ ..... * If'I
^цШ-ЧШУШ' 11 b ■■
ресурсы
liap/f ежн^ : o6px30EiHLa
' Ы
юектрование
ЕЩНОТНОГО рщиши
£ iiLLQ 114 yi.JLL
q>«№
3i тросы. I
ишщнатшк.гр: н
Интернет
EopITO] кИШИ ЫИ
портал
обр 43 О
гд.теш l
зання
район L>&mçt'pH:iy ей Pi
■ÎÇ' о ai
бифу!
b'bffloi
Зед,
гШШР. ЗНГ ю
1нноещнонного
развитая образования
■ l'"'J il' -j j ¡¡"'¡l {•
учебные
3:ïIléHHHKsJt! Ззф
КСЦ
образовання
дргипнв_
образовательная
TMjHi J E -1ЦИйНК1_3
flïlKi] P i
МОНИТОРИНГ ;ШНОЕ:Щ£ГОННЬП[ Obp:L3-J[
процессов & *
~r
ï ймографн еаозл С ЕСУЩКЯ
ЕНе ¡Прение СИНерГНЯЗЯеСЕЗСг
методов образования
Зоэнфиг}1 :■ ^Трувял
■ ; I i-v; ï >
учредители
днягипш:" зд.
обра:
НеПИНрИСчЛ: ÎÇtKiMKCi
ел: систем
со: д. Еонцепгщн форм. И Р43В.
жт-кре атзиюг о
J
мьттгтенкя
догто' образований
/Г-ДОрЕТ.
лтенд&пйт
единое
ИНф'ЭрТ.ГШуСОННич
пространство Р4-
едннгл образов среда Pi
НщшнигЕкая система
ПОДГОТОВКИ ïCiiÇiûE
базовые навыки.
НОЕ О
кугатур*
(ЛКрЯШХ,
пшкпина Bjo^otaa
f созд, и моделей воспр. кадров e науке и образовании
:z -
л- шнщ1йлиегы..
г¿горы Йидан
социшьны* факторы
содпжгаы стабильность
АО
Инновационное развитие образования
NLTMEER:
X
Рис. 2. Декомпозиция 1-ого уровня контекстной диаграммы «Инновационное развитие образования» в нотации ГОЕЕО
услуг и рынком труда, а также преемственность образовательных программ и услуг в пределах системы образования (единое информационное образовательное пространство).
В результате инновационного развития образования (выходная информация )будет создано единое информационное пространство РФ, которое необходимо для объективного представления населению всех образовательных возможностей региона, страны, развития корпоративной образовательной культуры. Также, будут созданы единая образовательная среда, Национальная система подготовки кадров, новая культура мышления, Концепция системно-креативного мышления, будут выпускаться на рынок труда креативные специалисты, генераторы идей.
Ключ к устойчивому развитию общества - это непрерывное творческое развитие. Человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью технологий обучения, делающих акцент не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение.
Креативность - это способность генерации нового знания путём техноло-
гически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность - это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.
Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью, креативность - управляемым продуктивным воображением (И. Кант).
Следовательно, ключевой задачей образования становится обучение учеников, слушателей, студентов креативному мышлению, в том числе и коллективному, а ключевым элементом современной технологии инновационного образования становится технология формирования и развития системно-креативного мышления ,основанного на нелинейных принципах мышления.
При инновационном развитии образования РФ гражданами будут приобретены базовые навыки в различных профессиональных областях, будет обеспечена возможность повышения квалификации, компетенции граждан в соответствии с требованиями рынка труда, требованиями работодателей.
Компетентность - это способность решать реальные жизненные задачи; доказанная готовность к деятельности. Совет Европы определил пять ключевых компетентностей:
• политическая и социальная компетентность;
• способность жить в многокультурном мире;
• коммуникативная культура;
• владение информационными технологиями;
• способность учиться всю жизнь
В результате инновационного развития образования, также, будет достигнута социальная стабильность, рост научно-технического прогресса, создание гражданами нашей страны открытий, патентов на изобретения.
Моделирование бизнес-процессов подразумевает декомпозицию контекстной диаграммы «Инновационное развитие образования», до необходимого уровня вложенности, что позволит представить указанный процесс более подробно.
На рисунке 2 представлена декомпозиция 1-ого уровня контекстной диаграммы «Инновационное развитие образования» в нотации ГОЕР0
Указаны бизнес-процессы, которые, по мнению авторов, могут определить инновационное развитие образование:
1. Проектирование инновационного развития образования
2. Внедрение инновационного развития образования
3. Мониторинг инновационных образовательных процессов
4. Внедрение синергетических методов образования
5. Создание концепции формирования и развития креативного мышления
6. Создание и анализ моделей воспроизводства кадров в науке и образовании
Инновационное развитие образования должно быть основано на принципах опережающего развития образования, проектирования инновационного развития образования, открытости образования и общественного участия, непрерывности образования, иннова-ционности образовательной среды.
5. Синергетическая парадигма в образовании
Системно-креативный менеджмент ( System Managing Creativity ), как реализация синергетической парадигмы мышления, в т.ч. в образовании, позволяет активно внедрять синергетические методы образования в следующем виде (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов):
• Самообразование. Самоорганизация - одно из ключевых понятий синергетики. В аспекте образования это означает самообразование.
• Самоуправление. Главное - не передача знаний, но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в сложном мире науки и системах знания, способами самообразования.
• Нелинейный диалог. Парадигма самоорганизации: или синергетическая парадигма, влечет за собой новый диалог человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, ее чувствительности к малым воздействиям, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на один из собственных путей эволюции сложной системы, с которой он имеет дело, а также на свои ценностные предпочтения
• Пробуждающее обучение. Синер-гетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем, образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми
• Обучение как фазовый переход. В результате процесса обучения глубоко перестраивается личность обучающегося. С синергетической точки зрения, когда процесс обучения завершен, отпечатавшийся в памяти образец опре-
деляет аттрактор, стабильное состояние (теперь модифицированной) динамики образца. Длительный процесс обучения или самообразования, творческой работы вообще связан с целой серией событий качественной перестройки аттракторов, своего рода фазовых переходов
• Гешталът-образование. Процесс обучения, связь обучающего и обучаемого, предстает как их "синергетичес-кое приключение", при котором в самом обучаемом обнаруживаются скрытые потенции, установки (структуры-аттракторы ) на перспективные тенденции собственного развития. "Геш-тальт" означает в переводе с немецкого "форма" или "конфигурация". Научиться мыслить синергетически - значит научить мыслить нелинейно, мыслить в альтернативах, предполагая возможность смены темпа развертывания событий и качественной ломки, фазовых переходов в сложных системах.
Процесс «Создание и анализ моделей воспроизводства кадров в науке и образовании», при использовании сравнительно простых нелинейных моделей, количественных моделях воспроизводства кадров в науке и образовании, должен обеспечить самонастройку, анализ и оптимизацию процесса «Инновационное развитие образования» на основе оценки всех параметров качества
Инновационное развитие образования обеспечит мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов и нового качества жизни, готового оперативно предложить свое участие, отвечая на запросы. Главным конкурентным качеством человека становятся его знания и компетенции , социальная и профессиональная мобильность, умение инициировать или поддерживать инновационные технологии производства и управления, прогрессивные процессы социального развития, активно включаться в их реализацию
Инновационное образование обеспечит развитие региона, страны и повышение качества жизни граждан, создаст условия для проявления потенциала каждого жителя , при наличии общедоступной и здоровой образовательной среды, обеспечивающей качественную подготовку человека к активной общественной и профессиональной
деятельности
6. Роль информационных технологий в образовании в XXI веке
Роль информационных технологий может оказаться ключевой в XXI веке. Информационные технологии, которые особенно важны для анализа способности увеличивать возможности прогноза, опережающего отражения будущих событий, оценки последствий своих действий. помогут реализации инновационного образования. Пока мы не имеем апробированной, повсеместно внедренной компьютерной технологии, которая позволяет принимать дальновидные решения, адекватные возникшей реальности, пока перед исследователями всерьез не поставлена задача оценки рисков принимаемых стратегических решений, анализа возможных кризисных ситуаций.
Многие эксперты утверждают, что в XXI веке будут реализованы технологии развития, использования, эффективного управления возможностями человека и общества
В этом аспекте важным является своевременная и качественная подготовка 1Т-специалистов, способных решать указанные выше проблемы.
Особенности 1Т -образования подразумевают обучение студентов, начиная с первого курса, выявлению и постановке предметных задач, их структуризации и формализации, умению творчески осуществлять поиск решения и оценивать последствия принятых решений.
Уже на первом курсе, студенты МЭСИ и филиалов МЭСИ специальности «Прикладная информатика по областям» ведут научно-исследовательскую деятельность, отражаемую в курсовых работах по различным дисциплинам, научных статьях.
Студенты проходят производственную, преддипломную практику и стажировку на предприятиях страны.
В сфере «высоких технологий» специалистам уже приходится на протяжении своей производственной деятельности многократно переживать смены технологических парадигм.
Высокая скорость обновления технологий превращает 1Т-образование в постоянный и непрерывный процесс, который не должен прерываться на протяжении всей профессиональной деятельности каждого специалиста. Возрастает специализация различных научных дисциплин, знание становится доступным только специалистам, экспер-
там в узких дисциплинарных областях.
Нельзя не сказать, что современному выпускнику специальности «Прикладная информатика по областям» остро необходимо изучение таких дисциплин как : «Нелинейная динамика общества», «Нелинейная динамика сложных систем в прикладных областях», «Синергетика в экономике», «Теория катастроф», «Прикладное нелинейное программирование», «Информатика динамических систем». «Информатика динамических систем» является ветвью прикладной информатики, связанной с компьютерным анализом и синтезом сложных динамических систем.
Изучение указанных дисциплин , применение полученных знаний, умений в курсовых работах, дипломных проектах, поможет выпускать в жизнь креативных специалистов, генераторов идей.
7. Заключение
Резюмируя, можно сказать, что нелинейная динамика и синергетика образуют единое направление современной науки, и тесное взаимодействие этих направлений науки привело исследователей к качественно новым подходам в решении многих важных проблем. Математический инструментарий нелинейной динамики и синергетики представляет собой набор методов, позволяющих проводить весьма эффективно анализ нелинейных моделей реальных экономических, образовательных и других процессов
Инновации в России в настоящее время должны обеспечивать решение стратегических задач по постепенному переходу страны на траекторию прогрессивного устойчивого развития.
Всё изложенное выше дает возможность определить систему инновационного образования как сложную, открытую, неравновесную, нелинейную социальную систему, статические и динамические элементы состава которой обеспечивают процесс и результат образования как социального института, которой необходимы качественно подготовленные -специалисты.
Литература
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
2. Система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Федеральной целевой программы развития
образования на 2006-2010 го ды
3. Келейникова В.А., Романова Е.В., «BSC и KPI как основа построения информационно-аналитических систем Департамента образования региона», стр.380, Труды Международной конференции «Интеллектуальные системы и информационные технологии»,AS-IT-09, 2 том , Москва, Физмат, август 2009 г
4. Келейникова В.А, Третьякова И.В., Григорьев В.А., « Интеграция широкополосного доступа в Интернет, SOA, E-Leaming — потенциальный катализатор роста экономики России» », сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Партнерство бизнеса и образования в инновационном развитии региона», октябрь 2009г, ТФ МЭСИ
5. Келейникова В.А., Романова Е.В., «Развитие отдельных прикладных компонентов аналитических средств для бизнеса», сборник научных трудов «Неделя науки в МЭСИ», ноябрь 2009г, II Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие российской экономики»
6. Келейникова В.А., Романова Е.В., «К вопросу системного анализа процесса «Инновационное развитие образования Тверской области», Труды научно-практической конференции «Развитие кадрового потенциала Тверского региона», Научно-практическая конференция "Развитие кадрового потенциала Тверского региона" ,декабрь 2009 г, Областная администрация Тверского региона
7. Келейникова В.А., Романова Е.В., «Построение информационно-аналитических систем на основе BSC и KPI», научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика», вестник УМО №3 2008г
8. Фомин В., «Чтобы знать, что будет, надо знать, что было». // Экономические стратегии, 2008, №8, с.76-87.
9. Капица С.П., Курдюмов С.П., Ма-линецкий Г.Г., «Синергетика и прогнозы будущего». М.: Едиториал УРСС, 2008, 288с.
10. Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П., «Синергетика и прогноз. Настоящее и будущее» / В сб. «Новое в синергетике. Взгляд в третье тысячелетие» под ред. Г.Г. Малинецкого, С.П. Курдю-мова. М.: Наука, 2002, с.29-81.
11. Малинецкий Г.Г., Подлазов А.В., Кузнецов И.В., «О национальной системе научного мониторинга / Будущее России в зеркале синергетики». / под
ред. Г.Г. Малинецкого. М.: КомКнига, 2006 - 278с. с.126-158.
12. Князева Е.Н., Курдюмов С.П., «Основания синергетики. Синергети-ческое мировидение». - М.:КомКнига, 2005 - 240с.
13. Князева Е.Н.- «Научиться учить», http://sins.xaoc.ru/articles/ articles_r008.html
14. Князева Е.Н., Курдюмов С.П., «Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции». М.: КомКни-га, 2007, -272с.
15. Келейникова В.А., Романова Е.В., «Подготовка ИТ-специалистов в области создания информационно-аналитических систем - требование времени», Сб.научных трудов IV российской научно-методической конференции «Совершенствование подготовки IT-специ-алистов по направлению «Прикладная информатика» для инновационной экономики» , Москва, МЭСИ декабрь 2008 г.
16. Макашина О.Л. , Третьякова И.В., Келейникова В.А., «К вопросу создания системы информационного взаимодействия органов управления образованием в Департаменте образования Тверской области на базе портальных технологий», Сб.научных трудов VII Всероссийской научно-практической конференции «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕГИОНА» октябрь, 2008 г ТФ МЭСИ
17. Келейникова В.А., Романова Е.В., Макашина О.Л., «Создание единой информационно-образовательной среды через региональные Департаменты образования и intranet-сети в средней школе», Материалы XI научно-практической конференции «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий . Системы управления знаниями (РБП-СУЗ-2008)" , Москва, МЭСИ
18. Стратегия развития информационного общества в российской федерации от 7 февраля 2008 г N Пр-212
19. Малинецкий Г.Г. «Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный экспери-мент».—М.: КомКнига, 2005.
20. Буданов В.Г. «Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании». - МУРСС.: ЛКИ, 2007
References
1. The federal target program of a development of education for 2006-2010
2. System of target indicators and
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2010
143
indicators in the basic directions of activity within the limits of problems of the Federal target program of a development of education for 2006-2010
3. Kelejnikova V. A., Romanova E.V., «BSC and KPI as a basis of construction of information-analytical systems of Department of formation of region», p. 380, Works of the International conference «Intellectual systems and an information technology», AS-IT-09, 2 volume, Moscow, the Physical floor-mat, August, 2009
4. Kelejnikova V.A., Tretjakova I.V., Grigoriev V. A «Integration of broadband access into the Internet, SOA, E-Learning - the potential catalyst of growth of economy of Russia» , the collection of materials of VIII International scientifically-practical conference «Partnership of business and formation in innovative development of region », October 2009r, TF MESI
5. Kelejnikova V.A., Romanova E.V., «Development of separate applied components of analytical means for business», the collection of proceedings «Week of a science in M3CH», November 2009r, II International scientifically-practical conference «Innovative development of the Russian economy»
6. Kelejnikova V.A., Romanova E.V., «To a question of the system analysis of process «Innovative development of education of the Tver region» Works of scientifically-practical conference «Development of personnel potential of the Tver region», Scientifically-practical conference "Development of personnel potential of the Tver region", December 2009 r, Regional administration of the Tver
region
7. Kelejnikova V. A, Romanova E.V., «Construction of information-analytical systems on the basis of BSC and KPI», scientifically-practical magazine «Economy, statistics and computer science», bulletin of UMA №3 2008г
8. Fomin V, «to know that will be, it is necessary to know that was».//Economic strategy, 2008, №8, p.76-87.
9. Kapitsa S.P., Kurdjumov S.P., Malinetsky Г «Synergetrics and future forecasts». М: URSS, 2008, 288p.
10. Malinetsky Г, Kurdjumov S.P. «Synergetrics and the forecast. The present and the future» / In collection «New in synergetrics. A sight in the third millenium» under the editorship of G.G.Malinetskogo, S.P.Kurdyumov. М: the Science, 2002, p.29-81.
11. Malinetsky Г, Podlazov A.V., Smiths И.В. «About national system of scientific monitoring / the Future of Russia in a synergetrics mirror». / under the editorship of G.G.Malinetskogo. М: ^mbook, 2006 - 278p. p.126-158.
12. Knjazeva E.N., Kurdjumov S.P. «the synergetrics Bases. Sinergetichesky to see the world ». - М: ^mbook, 2005 -240p.
13. Knjazeva E.n. - «to Learn to learn», http://sins.xaoc.ru/articles/ articles_r008.html
14. Knjazeva E.N., Kurdjumov S.P. «Synergetrics: nonlinearity of time and landscapes коэволюции». М: ^mbook, 2007,-272p.
15. Kelejnikova V.A., Romanova E.V., «Preparation of IT Experts in the field of creation of information-analytical systems - time requirement», The collection of
proceedings of IV Russian scientifically-methodical conference «Perfection of preparation of IT experts in a direction« Applied computer science »for innovative economy», Moscow, MESI, December, 2008
16. Makashina O.L., Tretjakova I.V., Kelejnikova V.A., «To a question of creation of system of information interaction of controls formation in Department of formation of the Tver region on the basis of portal technologies», The collection of proceedings of VII All-Russia scientifically-practical conference «INNOVATIVE DEVELOPMENT And SOCIALAND ECONOMIC PROCESSES of REGION» October, 2008 of TF MESI
17. Kelej nikova V. A., Romanova E.V., Makashina O. L «Creation of the uniform information-educational environment through regional Departments of formation and an intranet-network in high school», Materials of XI scientifically-practical conference «Reengineering of business processes on the basis of a modern information technology. Control systems of knowledge (CSK-RBP -2008)" Moscow, MESI
18. Strategy of development of the information society in the russian federation from February, 7th, 2008 N Pr-212
19. Malinetsky r «Mathematical bases of synergetrics. Chaos, structures, computing experiment». M: Combook, 2005.
20. Budanov V. G «Synergetrics Methodology in a postnonclassical science and in formation». - M ,URSS, LKI 2007