УДК:378.147:004
АНДРУСЕНКО Евгений Юрьевич Армавирский лингвистический социальный институт г. Армавир, Россия [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматривается компетентность как один из основных показателей результата образования, в качестве системной, динамично развивающейся характеристики личности, представляющей общую совокупность знаний, умений, способностей и качеств, личностных и деловых, показывающей использование современных технологий и методов решения задач различного уровня. Содержится анализ психолого-педагогических источников о подходах к формированию профессиональной компетентности студентов бакалавров. Проанализированы компоненты и элементы, входящие в состав профессиональной компетентности, из которых формируется модель компетенций. Представлены объективные факторы, способствующие развитию профессиональной компетентности. К ним следует отнести единые принципы организации и развития профессиональной компетентности в образовательной среде вуза. Выявлено, что одним из направлений применения информационных образовательных технологий в учебном процессе является проектно-исследовательская деятельность студентов, так как информационные образовательные технологии - основная составляющая работы над проектом в течение всех этапов. Проектная методика и модульная технология - эффективные способы решения новых задач. Модульная технология предоставляет возможность формировать базовые профессиональные компетенции и развивать сгруппированные методические умения. Будущая профессиональная деятельность студентов-бакалавров в современных образовательных условиях зависит от их компетентности в области применения информационных образовательных технологий в различных предметных областях.
Ключевые слова: компетентность, подход, личность, бакалавр, профессиональный, учебный процесс, образование, информационные образовательные технологии.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-117-122
Evgeny Yu. ANDRUSENKO
Armavir Linguistic Social Institute Armavir, Russia [email protected]
THE MAIN APPROACHES FOR FORMATION OF THE COMPETENCE OF STUDENTSBACHELORS WITH THE USE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
The article considers competence as one of the main indicators of the education's result, as a system of dynamically developing personality characteristics that represent a common set of knowledge, skills, abilities, and qualities: personal and business, showing the use of modern technologies and methods of solving different levels. There is the analysis of psychological and pedagogical sources on the approaches to formation the professional competence of bachelors' students. The article presents an analysis of the components and features included in the professional competence, which make up the competency model. This paper demonstrates objective factors that contribute to the development of professional competence. These factors include common principles of organization and development of professional competence in the educational environment of the University. It is revealed that one of the areas of application of information educational technologies in the educational process is a design and research activity of students, as informational and educational technology the main component of work on the project during all stages. Design methods and modular technology - effective ways to meet new challenges. Modular technology provides the possibility of formation the basic professional competencies and to develop grouped methodological skills. The future professional activity of bachelors' students in modern educational environments depends on their competence in the application of information educational technologies in various subject areas.
Keywords: expertise, approach, personality, bachelor, professional, educational process, education, information and educational technologies
Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что компетентность является одним из основных показателей результата образования и интегрирует мотивы, психологические свойства личности, способности, знания, умения и качества, личностные и деловые.
Профессиональная компетентность рассматривается в качестве системной, динамично развивающейся характеристики личности, представляющей общую совокупность знаний, умений, способностей и качеств, личностных и деловых, показывающей использование современных технологий и методов решения различного уровня профессиональных задач и тем самым позволяющей с высокой продуктивностью осуществлять профессиональную деятельность [3].
В состав профессиональной компетентности как сложной системной характеристики личности входят как компоненты (социально-психологическая компетентность; дифференциально-психологическая компетентность; акмеологическая компетентность; аутопсихологическая компетентность; специальная компетентность; информационно-технологическая компетентность; управленческая компетентность), так и элементы, из которых формируется модель компетенций.
Реализация компетентностного подхода в высшем учебном заведении не всегда опирается на конечный результат подготовки бакалавров для современных организаций и не учитывает их профессиональные модели компетентности, что значительно снижает эффективность образовательного процесса.
Экспериментально установлено, что объективными факторами, способствующими развитию профессиональной компетентности, являются: организация системы непрерывного обучения бакалавров и магистров (учебно-профессиональная интеграция); обеспечение качества подготовки выпускников в рамках системы менеджмента качества образования, разработка единых требований (стандартов качества) бакалавров, магистров, способных быстро осваивать и внедрять современные технологии в организации; создание единых информационных технологий для развития профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития бакалавров, магистров, учитывающих профессиональные и функциональные модели профессиональной деятельности; создание условий, обеспечивающих развитие всех компонентов профессиональной компетентности студентов, способствующих успешной адаптации выпускников в последующей образовательной или профессиональной системе. К перечисленным факторам также относятся единые принципы организации и развития профессиональной компетентности в образовательной среде вуза: принцип системности и целостности; принцип опоры на общие структурные компоненты; принцип творческой направленности; принцип положительной мотивации; принцип непрерывности и поступательности; принцип индивидуализации и социализации [3].
Выпускники вуза на данном этапе развития общества, которые обладают компетентностью, профессиональной мобильностью, способны адаптироваться к любым условиям, с развитыми базовыми и ключевыми профессиональными компетенциями могут быть успешными в профессиональном плане. Одно из приоритетных направлений высшего образования - воспитание профессиональной компетентности бакалавров. Это связано с потребностью общеобразовательных школ в учителях, владеющих перспективными технологиями обучения. Одной из актуальных и недостаточно решенных проблем, поставленных перед всей системой высшего образования и конкретно перед преподавателями вузов, является определение содержания, разработка технологии формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров.
В настоящее время образование развивается посредством процесса информатизации, который обеспечивает систему образования методологией, технологией, практикой создания и приемлемого использования учебно-методических, научно-педагогических, программно-технологических разработок, в свою очередь, ориентированных на осуществление возможностей информационных образовательных технологий, применяемых в здоровьесберегающих и комфортных условиях [4].
Будущая профессиональная деятельность студентов-бакалавров в современных образовательных условиях зависит от их компетентности в области применения информационных образовательных технологий в различных предметных областях.
Одним из направлений применения информационных образовательных технологий в учебном процессе является проектно-исследовательская деятельность студентов. Информационные образовательные технологии - основная составляющая работы над проектом в течение всех этапов. Проектная методика и модульная технология становятся эффективными способами решения новых задач. Модульная технология предоставляет возможность формировать базовые профессиональные компетенции, развивать сгруппированные методические умения. Для обеспечения продуктивной самостоятельной учебной работы применяется проектная методика, которая позволяет определять задачи развития творческого потенциала и индивидуализации учебной работы студента-бакалавра. Динамичное использование информационных образовательных технологий делает возможным усовершенствовать предметно-дидактическую подготовку как в качестве средств обработки и предоставления итогов самостоятельной проектно-конструктивной деятельности студента, так и источника информации [1].
Согласно мнению Е.К. Хеннера, информационная, коммуникационная и технологическая компетентность (ИКТ-компетентность) является показателем уровня владения информационными образовательными технологиями [7].
В.П. Беспалько дает определение понятия «информационно-технологическая компетентность» как личностное интегральное образование, которое характеризует зрелую личность человека нынешнего информационного общества и охватывает три основные подструктуры личности: мотивацию (к применению и усвоению информационных образовательных технологий); способности (к мыслительной переработке, восприятию, обмену с другими людьми информационными технологиями); опыт (знания об информационных образовательных технологиях и умения их применять) [2].
В исследованиях, связанных с изучением компетентности в области информационных образовательных технологий, представлены различные интерпретации: «информационная и коммуникативная компетентность», «информационная компетентность», «информационно-компьютерная компетентность», «информационная и коммуникационная компетентность», «технологическая компетентность».
В.И. Фомин рассматривает в качестве интегральной характеристики информационно-аналитическую компетентность будущего бакалавра, которая определяет качества его личности и стремление результативно решать профессиональные задачи и проблемы в области теории информации, информационных процессов, основанных на построении информационных моделей, применении специальных методов системно-информационного анализа, вычислительного эксперимента и информационного моделирования, методов системного анализа и моделирования, методологии решения задач на компьютере [5].
В настоящее время построение индивидуальных траекторий обучения студентов с учетом профиля подготовки, в процессе формирования компетентности в области применения информационных образовательных технологий в педагогической деятельности предполагает реализация ФГОС ВО бакалавриата педагогического образования. Появилось много исследований в целях решения задач модернизации общего и профессионального образования, которые связаны с его дифференциацией, где исследуются возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям, образовательным маршрутам.
По мнению А.В. Хуторского, под индивидуальной образовательной траекторией понимается персональный способ реализации потенциала личности каждого студента, это осознанный и согласованный с преподавателем выбор важных компонентов своего образования: целей, задач, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы оценки и контроля результатов [8].
Построение индивидуальных траекторий обучения - процесс многоплановый, призванный создать условия для развития инициативы и самостоятельности обучаемого, возможность реализации его личностного и познавательного потенциала в учебном процессе. Данное обучение предоставляет студенту в будущем возможность благополучно реализовывать профессиональную деятельность. Без соответствующей готовности сделать выбор, необходимой способности к профессиональному и жизненному самоопределению студент бакалавр утрачивает возможность реализации себя в условиях рыночной экономики, где добиться достижений могут только те, кто хорошо профессионально подготовлен. В связи с этим перед педагогическими вузами встает задача разработки условий для формирования у студентов способности к самообразованию, самоопределению, принятию оптимальных решений в процессе обучения.
Необходимо учитывать динамический характер при проектировании индивидуальной траектории обучения студентов. Одним из основных механизмов построения индивидуальных траекторий выступает рефлексивный подход к процессу обучения. Рефлексивный подход является универсальным механизмом и системообразующим фактором организации учебного процесса на основе распределенной совместно деятельности студента и преподавателя: исследование информации, осмысление и переосмысление студентами, модернизирование ее посредством самостоятельного выбора студентом целей, учитывая его индивидуальные возможности, способности, потребно-
сти и нахождение траектории развития личностных качеств. Все вышеизложенные характеристики рефлексивного подхода дают возможность строить индивидуальную траекторию обучения на его основе и создавать условия для обучения студентов принятию решений [6].
Важную роль при построении и выполнении индивидуальной траектории обучения у студентов по дисциплинам предметной области «Информатика» должно иметь взаимодействие между студентом и преподавателем.
По мнению В.П. Беспалько, по решению интеллектуальных задач выделены следующие уровни сформированности действий: выражение важной заученной информации; рассмотрение процессов конкретной области деятельности объектов, их свойств, по точной ориентировке воспроизведение действий; использование творческой деятельности в совокупности с усвоенной деятельностью в нетрадиционных условиях, по самостоятельному проектированию прочей деятельности. Разработка надлежащего контроля за качеством усвоения бакалаврами теоретических знаний, интеллектуальных умений, в целом развития личности и «диагностическое целеполагание» являются ценными [2].
Рассмотрев классификацию уровней усвоения, которая предложена В.П. Беспалько, следует выделить три уровня сформированности компетентностей с использованием информационных образовательных технологий: понимание; творческое использование и по образцу. Однако необходимо уделить внимание тому, что в самом понятии «компетентность» уже присутствует такая характерная черта, как готовность личности к быстрой адаптации в изменениях профессиональной деятельности в среде информатизации образования, перемещении идей из одной области в другую, стремлении к творческой самореализации [2].
Важной характеристикой обучающегося, который должен иметь представление во время подготовки с использованием информационных образовательных технологий о том, какие достоинства ему может дать освоение деятельностью по использованию этих технологий в образовательном процессе, выступает мотивация. Уровень развития мотивации при формировании компетентности бакалавров является одним из основных факторов в области информатизации образования. Мотивы определяются в психолого-педагогической литературе как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворенностью некоторых внутренних психологических условий, которые вызывают, направляют действия человека и управляют его поступками.
Определим основные уровни формирования компетентности будущих бакалавров педагогического образования в области знаний, умений и опыта применения информационных образовательных технологий: сбора, передачи, хранения, обработки профессионально-ценной информации; установление информационного взаимодействия среди участников образовательного процесса; самостоятельного выбора информационных образовательных технологий и методов их применения к исполнению определенных педагогических задач.
Исходя их вышесказанного, представлены требования к данным уровням:
- репродуктивный уровень включает в себя умение использовать информационные образовательные технологии с целью сбора, передачи, хранения необходимой на профессиональном уровне информации во время подготовки проекта по установленному плану; фрагментно осуществлять взаимосвязь с участниками образовательного процесса при разработке презентаций и каких-либо веб-ресурсов по заданной теме проекта; подбирать информационные образовательные технологии и методы их применения под руководством преподавателя;
- адаптивный уровень представляет собой способность выполнять задания для сбора, хранения, передачи важной информации при работе над определенным проектом и осуществлять их анализ; фрагментно осуществлять взаимосвязь с участниками образовательного процесса при разработке презентаций и каких-либо веб-ресурсов по заданной теме проекта, ориентируясь на консультации преподавателя; подбирать ин-
формационные образовательные технологии и методы их применения, с опорой на методические консультации преподавателя;
- творческий уровень включает в себя способность самостоятельно выполнить педагогическую задачу с использованием информационных образовательных технологий при выполнении проектов; осуществлять взаимосвязь с участниками образовательного процесса при разработке презентаций и каких-либо веб-ресурсов по заданной теме при помощи интерактивных средств обучения; самостоятельно подбирать методы для решения педагогической задачи [6].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Беспалько В.П. Проектирование учебного предмета // Школьные технологии. - М.: Народное образование. - 2006. - № 6. - C. 76-88.
2. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Образовательные технологии. - М.: Народное образование. - 2007. - № 3. - C. 73-93.
3. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетенции в вузе / Н.В. Кузьмина, В.Н. Софьина. - СПб.: Центр стратегических исследований, 2012. - 200 с.
4. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учеб.-метод. пос. / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.
5. Рыжова Н.И., Фомин В.И., Филимонова Е.В. Направления формирования профессиональной готовности будущего специалиста к информационно-аналитической деятельности // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. -2009. - № 3. - С. 73-77.
6. Хеннер Е.К. Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования // Информатизация образования и науки. - М. - 2009. - № 2. - С. 71-85.
7. Хеннер Е.К. Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность участников системы непрерывного образования // Информатика и образование. - М. - 2009. - № 3. - С. 4-9.
8. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Науч.-метод. пос. / А.В. Хуторской. - М.: Эй-дос, 2013. - 73 с.
REFERENCES
1. Bespalko V.P. Design of the subject, [Proektirovanie uchebnogo predmeta]. Moscow, 2006, no. 6, pp. 7688.
2. Bespalko V.P. Diagnostics of quality of students' knowledge, [Instrumenty diagnostiki kachestva znaniy uchashchihsya]. Moscow, 2007, no. 3, pp. 73-93.
3. Kuzmina N.V. Acmeological concept of professional competence development in higher education. [Ak-meologicheskaya koncepciya razvitiya professional'noy kompetencii v vuze]. SPb, 2012, 200 p.
4. Robert I.V. Information and communication technology in education. [Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii]. Moscow, 2008, 312 p.
5. Ryzhova N.I., Fomin V.I. Filimonova E.V. Directions of formation the professional readiness the specialist' future of information and analytical activity , [Napravleniya formirovaniya professional'noy gotovnosti bu-dushchego specialista k informacionno-analiticheskoy deyatel'nosti], Gorno-Altaysk, 2009, P. 73-77.
6. Henner E.K. Structure and formalization of requirements for computer literacy and ICT-competence of subjects the system continuous education, [Strukturirovanie i formalizaciya trebovaniy k komp'yuternoy gramotnosti i IKT-kompetentnosti sub"ektov sistemy nepreryvnogo obrazovaniya], Moscow, 2009, no. 2, P. 71-85.
7. Henner E.K. Computer literacy and ICT competence of the participants the system continuous education, [Komp'yuternaya gramotnost' i IKT-kompetentnost' uchastnikov sistemy nepreryvnogo obrazovaniya], Moscow, 2009, no. 3, P. 4-9.
8. Khutorskoy A.V. Competence approach in education. [Kompetentnostnyy podhod v obuchenii]. Moscow, 2013, 73 p.
Информация об авторе:
Андрусенко Евгений Юрьевич, кандидат психологических наук, сотрудник, кафедра гуманитарных, педагогических дисциплин и физической культуры, Армавирский лингвистический социальный институт, г. Армавир, Россия [email protected]
Получена: 10.03.2017
Для цитирования: Андрусенко Е. Ю., Основные подходы к формированию компетентности студентов-бакалавров с использованием информационных образовательных технологий. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 1. с. 117-122. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-117-122.
Information about the author:
Evgeny Yu. Andrusenko, Candidate of Psychological Sciences, Fellow Worker, Department of Humanitarian, Pedagogical Disciplines and Physical Training, Armavir Linguistic Social Institute, Armavir, Russia [email protected]
Received: 10.03.2017
For citation: Andrusenko E. Yu., The main approaches for formation of the competence of students- bachelors with the use of information and educational technologies. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 1. Pp. 117-122.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-117-122. (in Russian)