ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 159.923.2 - 057.875
В. Н. Софьина, О. Ю. Меленевская
Акмеологическая среда факультета международных отношений и ее роль в развитии профессиональной компетенции студентов
В статье рассматривается проблема подготовки высококвалифицированных кадров в области международных отношений. Исследуется влияние специально организованной образовательной акмеологической среды факультета международных отношений на процесс формирования и развития профессиональных компетенций у студентов-бакалавров. Выделены факторы и компоненты образовательной акмеологической среды, способствующие развитию профессиональной компетентности студентов. Определены профессионально значимые качества и компетенции опытных специалистов-международников. С позиции системного подхода предложена структура профессиональной компетентности и проанализирована модель компетенции бакалавра в области международных отношений.
The article examines the problems of highly-qualified professionals in international relations training. The influence of the International Relations Faculty intentionally created educational acmeological environment on professional competences of bachelor-students generation and development process is examined. The factors and components of educational acmeological environment, encouraging development of students' professional competence, are marked out. Professionally significant qualities and competences of experienced international relations experts are defined. From the perspective of system approach the structure of professional competence is offered and a model of bachelor competence in international relations is analyzed.
Ключевые слова: образовательная акмеологическая среда, факторы, компоненты и элементы акмеологической среды, профессионально значимые качества и компетенции специалистов, профессиональная компетентность.
Key words: educational acmeological environment, factors, components and elements of acmeological environment, professionally significant qualities and competences of experts, professional competence.
Подготовка специалистов для работы в дипломатической сфере во все времена играла важнейшую роль в жизни каждого государства. Сегодня, в условиях нарастающих темпов глобализации и стремительного развития интеграционных процессов в мире, на принятие государственных решений все большее влияние оказывает мнение международных организаций и межгосударственных объединений (союзов, содружеств и
© Софьина В. Н., Меленевская О. Ю., 2016
68
др.). Вопросы лоббирования государственных интересов на мировой политической арене требуют к себе все больше внимания и усилий. Указанные тенденции еще более усиливает роль дипломатического корпуса в государственном управлении и, соответственно, заставляет государства предъявлять высокие требования к профессиональному уровню дипломатов и качеству их подготовки в вузе.
Одной из важных задач факультета международных отношений является создание образовательной акмеологической среды, способствующей формированию и развитию профессиональной компетентности студентов.
Значение акмеологической среды в профессиональном развитии личности подчеркивается в исследованиях А.А. Деркача, И.О. Соловьева, М.П. Миронова [1-3]. В статье под акмеологической средой подразумевается психолого-акмеологическая реальность, содержащая специально организованные условия и факторы для личностно-профессионального развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса.
К факторам образовательной акмеологической среды, способствующим развитию профессиональной компетентности студентов, относятся: объективные, субъективно-объективные, субъективные.
Ориентируясь на результат подготовки высококвалифицированных специалистов-международников, была проанализирована профессиональная деятельность опытных дипломатов, имеющих стаж работы более 10 лет, исследованы их профессионально значимые качества и компетенции. На основе данных исследований были выявлены субъективные факторы, обеспечивающие продуктивность профессиональной деятельности. К ним относятся:
• качества, отражающие отношение к работе (ответственность, работоспособность, целеустремленность, осторожность, предусмотрительность, системный подход к решению проблем, внимательность к деталям, языковая грамотность добросовестность, ориентация на качество и результат деятельности, обучаемость);
• качества, характеризующие стиль поведения и деятельности (исполнительность, уверенность в себе, гибкость поведения, адаптивность, гуманность, приветливость, наблюдательность, прозорливость, креативность, харизматичность, вежливость, следование требованиям делового и дипломатического протокола и этикета, инициативность, оптимизм);
• качества, относящиеся к организаторской деятельности (организаторские способности, инновационность, системный подход к решению проблем, общая и профессиональная эрудиция, полипрофессионализм);
• социально-психологические качества (доброжелательность, коммуникабельность, лояльность, тактичность, толерантность, гибкость по-
ведения, деловой стиль общения, социальная проницательность, терпение, сдержанность, умение работать в команде, сотрудничество, обаяние, красноречие, отзывчивость);
• эмоционально-волевые качества (настойчивость, самоконтроль, решительность, выносливость).
Рассматривая профессиональную компетентность как системную, динамично-развивающуюся характеристику личности (совокупность способностей, знаний, умений, деловых и личностных качеств), позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, мы выделяем в ней компоненты и элементы (компетенции) (рисунок) [5].
Рисунок. Универсальная структура профессиональной компетентности ДПК - дифференциально-психологическая компетентность; СПК - социально-психологическая компетентность; АПК - аутопсихологическая компетентность; АК - акмеологическая компетентность; СК - специальная компетентность; ИТК - информационно-технологическая компетентность; УК - управленческая компетентность;
ОК1 - ОКЫ - общекультурные компетенции (бакалавров, магистров) ПК1 - ПКЫ - профессиональные компетенции (бакалавров, магистров) УК1 - УКЫ - универсальные компетенции (специалистов, руководителей) СК1 - СКЫ -специальные компетенции (специалистов, руководителей)
Для исследуемого направления подготовки 031900.62 Международные отношения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС) выделены 32 общекультурные и 34 профессиональные компетенции.
Анализ наполнения компонентов профессиональной компетентности показал, что в состав дифференциально-психологической компетентности входят следующие компетенции: понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов; навыки
использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
• к социально-психологической относятся: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров; готовность и стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; владение этикой межличностных отношений и эмоциональной саморегуляции;
• к аутопсихологической - умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
• к акмеологической - стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию; настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
• к специальной - умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем; умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; забота о качестве результатов труда; знание и активное владение как минимум двумя иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов; обладание навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной; умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России; знание основ дипломатического и делового протокола и этикета и устойчивые навыки применять их на практике;
• к информационно-технологической - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасно-
сти, в том числе защиты государственной тайны; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
• к управленческой - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.
Анализ ФГОС показал, что в стандарте в большей степени представлены акмеологический, управленческий, информационно-технологический, социально-психологический и специальный компоненты профессиональной компетентности, которые составляют основу профессиональной деятельности специалиста-международника. Мало разработаны дифференциально-психологический и аутопсихологиче-ский компоненты профессиональной деятельности, отвечающие за анализ особенностей поведения коллег и деловых партнеров и самоанализ, что, на наш взгляд, необходимо скорректировать, так как данные компоненты имеют большое значение в профессиональной деятельности специалистов-международников.
Для обеспечения формирования у студентов-международников профессиональной компетентности и установленных ФГОС компетенций на факультете международных отношений Северо-Западного института управления - филиала РАНХиГС (СЗИУ РАНХиГС) - была создана специально организованная акмеологическая среда. Она как малая образовательная система включает в себя следующие компоненты:
• образовательную цель, подготовку бакалавров в области международных отношений, студентов факультета I—IV курсов;
• научно-педагогических работников вуза и экспертов-практиков в области международных отношений, привлекаемых к преподаванию на факультете;
• учебную и научную информацию о способах и методах решения профессиональных задач (научная библиотека, научно-практические конференции, лекционные курсы, консультации и т. п.);
• средства образовательной коммуникации (организация взаимодействия студентов с научно-педагогическими работниками и экспертами-практиками в рамках лекционных и практических занятий, тренингов, деловых игр, консультаций, конференций и иных видов учебной, научной и воспитательной деятельности);
• методы мотивации студентов к овладению профессиональной компетентностью (балльно-рейтинговая система оценки знаний и основанное
на ней моральное и материальное поощрение лучших студентов, применение интерактивных форм в обучении и др.);
• система менеджмента качества образования, методы управления и контроля качества учебного процесса [4].
Объективными факторами акмеологической среды, способствующими развитию профессиональной компетентности студентов факультета международных отношений СЗИУ РАНХиГС, являются:
• «спиралеобразный» характер формирования всех компонентов профессиональной компетентности для всех видов учебной деятельности: обеспечение преемственности и постоянного усложнения осваиваемого материала и решаемых студентами задач в рамках учебного, научного и воспитательного блоков образовательного процесса (I курс -изучение теоретической дисциплины «Дипломатический протокол и деловой этикет», II курс - выступление на международных семинарах и конференциях с докладами по вышеуказанному направлению, III курс -подготовка приемов с участием российских и иностранных дипломатов в Институте, участие в них в качестве гостя - тренировка практических навыков поведения, IV курс -участие в подготовке и проведении протокольных международных мероприятий Саммит «Группы восьми», Саммит «Группы двадцати», Петербургский международных экономический форум, Невский международный экологический конгресс и др.);
• сочетание индивидуальной и групповой деятельности, в том числе работы студентов в командах под руководством опытного специалиста, направленной на достижение запланированного результата (индивидуальная работа с научным руководителем на протяжении четырех лет обучения над выбранным направлением исследования; совместная работа студенческих авторских коллективов над научными докладами, статьями, курсовыми проектами; членство в студенческом клубе «Дипломат», студенческом совете, участие в спортивных соревнованиях, групповых творческих конкурсах и т. д.);
• проблемный и творческий характер заданий (организация и участие в официальных деловых и дипломатических приемах, экологических акциях, участие в учреждении и работе Евразийской молодежной ассамблеи);
• дополнение учебной программы учебными мероприятиями, направленными на расширение общей и профессиональной эрудиции студентов (посещение музеев, театров, занятия вокалом, бальными танцами, восточными единоборствами и т.п.);
• практика профессиональных навыков владения иностранными языками (встречи с представителями дипломатического корпуса зарубежных стран, посещение зарубежных штаб-квартир международных организаций в рамках ознакомительных визитов и стажировок, обучение в зарубежных вузах по программам студенческого обмена и т. д.);
• использование инновационных технологий в образовательных целях (телетрансляция международных политических и экономических новостей на английском языке в рекреационных зонах факультета, телемосты с зарубежными партнерами и др.).
К субъективно-объективным факторам акмеологической среды следует отнести:
• проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий взаимодействия студентов с научно-педагогическим и административным составом факультета (институт кураторства, индивидуальное консультирование и анкетирование студентов по вопросам удовлетворенности психологическим климатом на факультете);
• мероприятий по сплочению студентов в рамках учебных групп, факультета, вуза, российских и зарубежных вузов-партнеров (адаптационные тренинги для первокурсников, участие студентов в туристическом слете СЗИУ РАНХиГС, днях национальной кухни в общежитии института, летнем кампусе РАНХиГС в Казани, фестивале первокурсников и других конкурсах);
• выявление негативных факторов внешней среды, препятствующих успешному освоению учебной программы и уменьшение их влияния на студентов (психологическое консультирование студентов, имеющих академические задолженности, привлечение студентов к участию в мероприятиях, позволяющих раскрыть их потенциал, и т. д.).
В результате исследования специально организованной акмеологической образовательной среды факультета международных отношений СЗИУ РАНХиГС были выявлены основные факторы, оказывающие положительное влияние на формирование всех компонентов профессиональной компетентности студентов-бакалавров, которые могут быть использованы в других вузах при подготовке специалистов-международников.
Список литературы
1. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 1999. - 392 с.
2. Миронов М.П. Критерии влияния акмеологической среды на развитие креативности государственных служащих // Акмеология. - 2010. - №2. - С. 70-74.
3. Соловьев И.О. Теоретико-методологические основы формирования акмеологической среды // Науч. тр. кафедры прикладной психологии. - М.: МГГТУ им. Шолохова, 2008. - Т.1. - С. 23-27.
4. Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. - № 128. - 2010. - С. 7-16.
5. Софьина В.Н., Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: моногр. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. - 200 с.