Научная статья на тему 'Постнеклассические аспекты акмеологической среды'

Постнеклассические аспекты акмеологической среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ACMEOLOGICAL ENVIRONMENT / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / POST-NON-CLASSICAL SCIENCE / САМОРАЗВИВАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEM ANALYSIS / САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ / SELF-ORGANIZING SYSTEMS / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / MODELING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SELF-DEVELOPING SYSTEMS / INFORMATION-ACMEOLOGICAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козлов Влас Евгеньевич

Статья посвящена анализу особенностей феномена акмеологической среды с позиций парадигмы постнеклассической науки. В данной работе: дана авторская позиция по специфике понятия «акмеологическая среда» как сложной системы, содержащей обеспечивающие профессионально-личностное развитие человека факторы и условия, сущностью которой является континуумная структура взаимообусловливающего взаимодействия объективной и субъективной психолого-акмеологической реальности; приведены основные аспекты с позиций теории саморазвивающихся систем и теории самоорганизующихся систем: предположен основной системообразующий фактор « акмеологически направленное совершенствование личности »; вынесены предположения о применимости аспектов данных концепций в моделировании акмеологической среды; допущены предположения о информационно-акмеологической среде, микрои макроакмеологических средах как подсистемах акмеологической среды. Предполагается, что дальнейший постнеклассический системный анализ позволит развить тему акмесредовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-NONCLASSICAL ASPECTS OF THE ACMEOLOGICAL ENVIRONMENT

This article is devoted to the analysis of the features of the acmeological environment phenomenon from the standpoint of the post-nonclassical science paradigm. In this work: the author's position concerning the specificity of the concept “acmeological environment” is given as a complex system containing factors and conditions, that ensure professional and personal development of the person, the essence of which is the continuum structure of the inter-conditioning interaction of objective and subjective psychological and acmeological reality; the main aspects from the positions of the theory of self-developing systems and the theory of self-organizing systems are presented: the main system-forming factor is assumed “acmeologically directed perfection of the personality”; assumptions are made about the applicability of aspects of these concepts in the modeling of the acmeological environment; presumptions are given about the informational-acmeological environment, microand macro-acmeological environments as subsystems of the acmeological environment. It is assumed, that the further post-nonclassical system analysis will allow developing the topic of “acme-environmental technologies”.

Текст научной работы на тему «Постнеклассические аспекты акмеологической среды»

УДК 159.9

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Козлов Влас Евгеньевич — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: asaw1001@rambler.ru

Актуальное развитие средовых технологий требует от исследователей и практиков, занимающихся данной темой, тщательного изучения и описания феномена акмеологической среды с широкого диапазона позиций взглядов, интеграции в них последних научных достижений, в том числе в области системного философского анализа. Постнеклассическая парадигма науки, обозначенная В.С. Стёпиным, позволила определить новые направления исследований систем мироустройства. В данной статье рассматривается такой феномен, как акмеологическая среда с позиций философской парадигмы постнеклас-сической науки [11].

Существующий подход Н.В. Соловьёвой и А.Н. Богатырёва к пониманию акмеологической среды как синергети-ческой системы обусловил возможность концептуального описания модели акмеологической среды с учётом существования взаимосвязанных структур/ систем на основе принципов самоорганизации и принципов саморазвития [7]. Также следует отметить, что одно из последних открытий в области психологии, так называемое понятие «mind-wandering» [14], обусловливающее нелинейности восприятия информации и корректировки внутреннего образа мира, подчёркивает актуальность использования постнеклассических схем для описания реальности. Основными задачами автора в данной статье являются следующие: обсудить специфику понятия «акмеологическая среда»; проанализировать основные аспекты с позиций теории саморазвивающихся систем и теории самоорганизующихся систем; на основании этого вывести предположения о применимости аспектов данных концепций в моделировании акмеологи-ческой среды.

Основываясь на анализе материалов А.А. Деркача, И.О. Соловьёва, М.П. Миронова, Н.В. Соловьёвой, А.Н. Богатырёва, В.Г. Зазыкина, В.Н. Софьиной,

Н.В. Кузьминой, сформулируем, что мы понимаем под определением понятия «акмеологическая среда» в рамках данной статьи. Акмеологическая среда — это сложная система, содержащая обеспечивающие профессионально-личностное развитие человека факторы и условия, сущностью которой является континуумная структура взаимообуслов-ливающего взаимодействия объективной и субъективной психолого-акмеологи-ческой реальности [2-5; 7-10].

Рассуждая о возможном «полном» описании и, тем более, о создании «жёсткой» организации акмеологической среды, следует учесть, что она является объектом «синергетического происхождения», а также включает «слепые зоны рефлексии», отмеченные А.А. Денисовым в условиях превосходства системы по сложности над её исследователем [1]. Принимая во внимание эти два тезиса, можно сделать вывод о вероятной невоз-

можности на практике «жёстко» описывать «всю» акмеологическую среду. Для разрешения данных затруднений попробуем выйти на абстрактный, системный уровень. Попытаемся представить акмеологическую среду как систему с наличием структур (подсистем), подчиняющихся принципам самоорганизации и принципам саморазвития, и, как следствие этого, как систему одновременно самоорганизующуюся и саморазвивающуюся. И таким образом представим и опишем основные, на наш взгляд, её системные свойства, которые можно будет учесть в создании модели.

Согласно Н.В. Поддубному, важным моментом для самоорганизующихся систем является наличие системообразующего фактора [13]. Чтобы его выявить, необходимо прояснить базовое свойство акмеологической среды. Исходя из определения «акме» и акмеологической парадигмы, основной особенностью данной

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена анализу особенностей феномена акмеологической среды с позиций парадигмы постнеклассической науки. В данной работе: дана авторская позиция по специфике понятия «акмеологическая среда» как сложной системы, содержащей обеспечивающие профессионально-личностное развитие человека факторы и условия, сущностью которой является континуумная структура взаимообусловливающего взаимодействия объективной и субъективной психолого-акмеологи-ческой реальности; приведены основные аспекты с позиций теории саморазвивающихся систем и теории самоорганизующихся систем: предположен основной системообразующий фактор — «акмеологически направленное совершенствование личности»; вынесены предположения о применимости аспектов данных концепций в моделировании акмеологичес-кой среды; допущены предположения о информационно-ак-меологической среде, микро- и макроакмеологических средах как подсистемах акмеологической среды. Предполагается, что дальнейший постнеклассический системный анализ позволит развить тему акмесредовых технологий.

Ключевые слова: акмеологическая среда, постнеклассическая наука, системный анализ, саморазвивающиеся системы, самоорганизующиеся системы, моделирование образовательной среды, информационно-акмеологическая среда.

среды является обусловленность запуска акмеологически направленного развития личности, а именно только в такой системе происходит запуск процессов развития и саморазвития личности. То есть системообразующим фактором должно выступать акмеологически направленное совершенствование личности — как в профессиональном, так и в общем био-психо-социальном аспекте. Именно эта идея акмеологии является системообразующей, «собирающей» сложную систему «акмеологическая среда». Таким образом, наличие и транслирование данного конструкта в системе «акмеологическая среда» является для неё базовым началом. Именно идея, а не элементы системы, которые проводят её реализацию (например, вуз, факультет, кафедра, преподаватели, научный руководитель, наставник, психолог, акмеолог; наконец, сама личность), является фактором, созидающим структурную общность «акмеологическая среда». Можно предположить, что именно эта «идея» организует структуру для движения элементов к самоорганизации и структуру поддержания функционирования системы с учётом внешних условий некоторой надсистемы, изменяющихся внутренних условий, континуума (сохранения) активности мета-субъекта системы. Отдельно отметим, что предполагаемое понимание акмеоло-гической среды как самоорганизующейся системы позволяет применять к данной среде различные модели, разработанные для такого вида систем.

Характеризуя развитие основной подсистемы акмеологической среды, человека, как переходы элемента системы между устойчивыми уровнями с возрастающей сложностью взаимодействия и расширением фазовых пространств, в том числе и для связанных элементов (что согласуется с представлениями ак-меологии), можно отметить продолжающееся усложнение взаимоотношений между элементами системы, включение новых элементов в эти связи. Рассмотрев принципиальное для постнекласси-ческого подхода в науке свойство взаимодействия типа субъект — субъект, можно отметить, что развитие человека также приводит к изменению элементов окружающей среды вокруг него (как подсистем системы «акмеологическая среда»). Изменения связей между элементами этих подсистем происходят с некоторой долей вероятности, причём они происходят самостоятельно, автономно, не требуя от субъекта их полного контроля. То есть с развити-

ем человека как элемента системы среды вся данная система претерпевает изменения с усложнением порядка, в том числе благодаря процессам самоорганизации, что подразумевает саморазвитие в системе. Отметим, что для такого взаимодействия между элементами системы характерна асимметрия пропорций взаимодиктуемых изменений одного элемента к другому (образно, как некая «гравитация» не только «центров» элементов, но и подсистем и подэлементов взаимодействующих элементов системы). И в этом свете на особую роль для рассмотрения претендуют самоорганизация и саморазвитие взаимодействий объективной (внешней) и субъективной (внутренней) реальностей элемента («субъектные онтологии» [6]) как неразделимых компонентов системы (в том числе на структурном и информационном уровнях).

Отступая от темы, подчеркнём следующий факт. Важной специфической особенностью человека, как элемента системы, является его внутренняя реальность, отражение объективного мира. Феномен «акме» профессионала интересен тем, что в системе акмеологической среды, выполняя процесс адаптации, человек, как элемент системы, доходя до определённого уровня, не останавливается на равновесном состоянии, а продолжает путь усложнения взаимодействия, оказывая воздействие на другие элементы, исходя из своей внутренней реальности. Следовательно, можно заключить, что информационное отражение объектов среды (и их возможное последовательное разноуровневое восприятие) может выступать отдельной подсистемой акмеологической среды. Соотносясь с идеальным характером системообразующего фактора акмеологической среды, можно предположить существование некой информационно-акмеологической среды, которая может служить ядром данной системы. В дополнение к этой позиции можно привести свойства, отмечаемые А.В. Рыжковым для саморазвивающихся систем: такие системы являются образованием куматоидного типа и функционировать могут по нескольким различным программам; все процессы саморазвития (в том числе и самоуправления) в таких системах контролируют классифицируемые по уровням причинные факторы [12]. То есть понимание архитектуры причин на структурном уровне информационной подсистемы акмеологичес-кой среды позволит прийти к созданию

концептуальных моделей функционирования всей системы.

Переходя к обсуждению использования на практике постнеклассических подходов системного анализа применительно к феномену акмеологической среды, отметим, что предположение о том, что акмеологическая среда является самоорганизовывающейся системой, и предположение, что акмеологичес-кая среда является саморазвивающейся системой, позволяют применять к ней концепции и модели анализа, разработанные для данного вида систем. Так, акмеологическая среда содержит факторы и условия, которые, подчиняясь главному системообразуещему фактору, обеспечивают профессионально-личностное развитие человека, являются (соотносясь с свойствами саморазвивающихся систем) материальными, формальными и действующими причинами, образующими причинную сеть, состоящую из взаимосвязанных причинных сетей подсистем, и создающих для каждого элемента свою наличествующую причинную цепь, которая складывается на протяжении организации и развития системы как континуума. Данный континуум образует так называемые «структуры сжатия — расширения» на временном отрезке существования системы в взаимодействии внешних и внутренних реальностей подсистем (как на уровне объективных структур, субъективно-объективных свойствах объектов, субъективной реальности информации и информационных структурах и т.д., и взаимодействиях этих уровней).

Таким образом, моделирование акмеологической среды как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы предполагает: обеспечение выполнения системообразующего фактора (акмеологически направленное совершенствование личности) для всех элементов системы; учёт и построение для каждой подсистемы; выделение телеологической причины, (макро) сети причин, причин формальных, материальных и действующих (в том числе базовых условий и факторов, обеспечивающих профессионально-личностное развитие человека) и возможных их цепей; учёт возвращающейся траектории (сложной «спирали» «сжатия — расширения») для факторов и элементов; разработку новых подходов согласно выбранной парадигме.

В заключение приведём ещё одну концепцию. Если дать определение акмеологической среды как системы через описание её системообразующего

фактора, можно заметить возникающую возможность для описания микро-и макроакмеологических сред; ведь для каждой подсистемы личности, индивида есть свои надсистемы (среды), в которых действует этот системообразующий фактор, такая же картина и для надсис-тем, где происходит переход от личности к группе. С точки зрения психологии профессиональной деятельности и ак-меологии представляет интерес подробное рассмотрение характеристик элементов данных систем.

Благодарности

Автор выражает благодарность и искреннюю признательность сотрудникам кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС и лично Деркачу Анатолию Алексеевичу, Гагарину Александру Валерьевичу и Соловьёвой Наталье Викторовне за помощь в организации и активный вклад в проведение данного теоретического исследования.

ССЫЛКИ

[1]. ДенисовА.А. Системы, превосходящие исследователя по совершенству // IV международная конференция по проблемам управления: Сб. трудов. — М.: Изд-во Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2009. — С.1356-1363.

[2]. Деркач А.А. В помощь исследо-вателю-акмеологу: о логике акмеологи-ческого исследования // Акмеология. — 2013. — № 4. — С. 11-24.

[3]. Деркач А.А. Методолого-приклад-ные основы акмеологических исследований. — М.: Изд-во РАГС, 1999. — 392 с.

[4]. Зазыкин В.Г. Акмеологическая среда как условие формирования социального капитала // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. — 2012. — № 3. — C. 19-22.

[5]. Миронов М.П. Критерии влияния акмеологической среды на развитие креативности государственных служащих // Акмеология. — 2010. — № 2. — C. 70-74.

[6]. Моисеев В.И. Образы постнеклас-сической онтологии и сборка субъектов // Проблема сборки субъектов в пост-неклассической науке. — М.: ИФРАН,

2010. — C. 132-146.

[7]. Соловьёва Н.В., Богатырёв А.Н. Акмеологическая среда как синерге-тическая система // Акмеология. —

2011. — № 3. — С. 84-93.

[8]. Соловьёв И.О. Развитие профессионала в акмеологической среде: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2011. — 640 с.

[9]. Софьина В.Н., Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: Монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. — 200 с.

[10]. СофьинаВ.Н., Меленевская О.Ю. Акмеологическая среда факультета международных отношений и её роль в развитии профессиональной компетенции студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2016. — № 2. — C. 68-74.

[11]. Стёпин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. — 2003. — № 8. — C. 5-17.

[12]. РыжковА.В. Философский анализ теории саморазвивающихся систем: постнеклассическая наука: дис. ... д-ра философ. наук. — Саратов, 2006. — 284 с.

[13]. Поддубный Н.В. Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты: дис. ... д-ра философ. наук. — Ростов-на-Дону, 2000. — 335 с.

[14]. Baird B., Smallwood J., Schooler J.W. Back to the future: auto-biographical planning and functionality of mind wandering. Consciousness & Cognition. — P. 1604-1611.

REFERENCES

[1]. Denisov A.A. Sistemy, prevosk-hodyashchiye issledovatelya po soversh-enstvu [Systems that surpass the researcher in perfection]. IV mezhdunarodnaya konferentsiya po problemam upravleniya: Sbornik trudov. — Moscow, Uchrezhdeni-ye RAN Institut problem upravleniya im. V.A. Trapeznikova RAN [IV International Conference on Problems of Management: Collection of Proceedings. — M.: Institution of the Russian Academy of Sciences Institute of Control Sciences. V.A. Trapeznikova RAS], 2009. — P. 1356-1363.

[2]. Derkach A.A. V pomoshch' issle-dovatelyu-akmeologu: o logike akmeo-logicheskogo issledovaniya [To help the researcher-acmeologist: the logic of acmeo-logical research]. // Akmeologiya [Acmeol-ogy]. — 2013. — № 4. — P. 11-24.

[3]. Derkach A.A. Metodologo-priklad-nyye osnovy akmeologicheskikh issledo-vaniy [Methodological and applied basis of acmeological research]. — Moscow, 1999. — 392 p.

POST-NONCLASSICAL ASPECTS OF THE ACMEOLOGICAL ENVIRONMENT

Vlas E. Kozlov — Postgraduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84/8 Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: asaw1001@ rambler.ru

ABSTRACT

This article is devoted to the analysis of the features of the acmeological environment phenomenon from the standpoint of the post-nonclassical science paradigm.

In this work: the author's position concerning the specificity of the concept "acmeological environment" is given as a complex system containing factors and conditions, that ensure professional and personal development of the person, the essence of which is the continuum structure of the inter-conditioning interaction of objective and subjective psychological and acmeological reality; the main aspects from the positions of the theory of self-developing systems and the theory of self-organizing systems are presented: the main system-forming factor is assumed — "acmeologically directed perfection of the personality"; assumptions are made about the applicability of aspects of these concepts in the modeling of the acmeological environment; presumptions are given about the informational-acmeological environment, micro- and macro-acmeological environments as subsystems of the acmeological environment. It is assumed, that the further post-nonclassical system analysis will allow developing the topic of "acme-environmental technologies".

Keywords: acmeological environment, post-nonclassical science, system analysis, self-developing systems, self-organizing systems, modeling of the educational environment, information-acmeological environment.

[4]. Zazykin V.G. Akmeologicheskaya sreda kak istochnik razvitiya sotsial'nogo kapitala [Acmeological environment as a condition for the formation of social capital] // Vestnik Moskovskoy gosudarstven-noy akademii delovogo administrirovani-ya [Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration]. — 2012. — № 3. — P. 19-22.

[5]. Mironov M.P. Kriterii vliyani-ya akmeologicheskoy sredy na razvitiye kreativnosti gosudarstvennykh sluzhash-chikh [Criteria for the influence of the acmeological environment on the development of creativity of civil servants] // Akmeologiya [Acmeology]. — 2013. — № 2. — P. 70-74.

[6]. Moiseyev V.l. Obrazy postneklas-sicheskoy ontologii i sborka sub'yektov [Images of post-nonclassical ontology and assembly of subjects]. Problemy sborki sub'yektov v postneklassicheskoy nauke [Problem of assembling subjects in post-nonclassical science]. — Moscow: IF RAS, 2010. — P. 132-146.

[7]. Solov'yeva N.V., Bogatyrev A.N. Akmeologicheskaya sreda kak siner-geticheskaya sistema [Acmeological environment as a synergetic syste] //

Akmeologiya [Acmeology]. — 2011. — № 3. — P. 84-93.

[8]. Solov'yevI.O. Razvitiye professional v akmeologicheskoy srede [Development of a professional in the acmeological environment], dissertatsiya na soiskani-ye uchonoy stepeni doktora psikholog-icheskikh nauk [dissertation for doctoral degree in psychological sciences]. — Moscow, 2011. — 640 p.

[9]. Sofina V.N., Kuz'mina N.V. Ak-meologicheskaya kontseptsiya razvitiya kompetentnosti v vuze [Acmeologichesky concept of development of professional competence in high school]. — St. Petersburg.: Izd-vo NU "Tsentr strate-gicheskikh issledovaniy" [Publishing House of the Center for Strategic Studies], 2012. — 200 p.

[10]. Sofina V.N., Melenevskaya O.Yu. Akmeologicheskaya sreda fakul'teta mezh-dunarodnykh otnosheniy i yeye rol' v raz-vitii professional'noy kompetentsii studen-tov [The acmeological environment of the Faculty of International Relations and its role in developing the professional competence of students] // Vestnik Leningrad-skogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad

State University. A.S. Pushkin]. — 2016. — № 2. — P. 68-74.

[11]. Stopin B.C. Samorazvivayush-chiyesya sistemy i postneklassicheskaya ratsional'nost' [Self-developing systems and post-nonclassical rationality] // Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. — 2003. — № 8. — P. 5-17.

[12]. Ryzhkov A.V. Filosofskiy analiz teorii samorazvivayushchikhsya sistem: postneklassicheskaya nauka [Philosophical analysis of the theory of self-developing systems: post-non-classical science], dissertatsiya na sois-kaniye uchonogo stepeni doktora filosofskikh nauk [dissertation for the degree of Doctor of Philosophy]. — Saratov, 2006. — 284 p.

[13]. Poddubnyy N.V. Samoorganizuy-ushchiyesya sistemy: ontologicheskiy i metodologicheskiy aspekty [Self-organizing systems: ontological and methodological aspects], dissertatsiya na soiskaniye uchonykh stepeney nauk [dissertation for degree of Doctor of Philosophy]. — Ros-tov-na-Donu, 2000. — 335 p.

[14]. Baird B., Smallwood J., Schooler J.W. (2011). Back to the future: autobiographical planning and functionality of mind wandering. Consciousness & Cognition. 20 (4): 1604-1611.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.