УДК 159.922
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОИ ЗРЕЛОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Назаров Сергей Анатольевич — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
В последнее время, когда роль профессионала в современном обществе становится всё более актуальной, встаёт вопрос о разработке социально-перцептивной модели профессионального роста личности, свободной от одномерных и монопредметных отраслевых задач. Вследствие этого возникает социальный заказ на разработку акмеологической модели личностно-профессионального развития субъекта профессиональной деятельности.
Развитие качеств профессионала происходит поступательно и многоуров-
нево, сопровождаясь этапами профессиональной ориентации, профессиональной адаптации, профессионального образования и обучения, профессионального становления и роста в предметной области и дальнейшей самоактуализацией к освоению общественных и профессиональных норм и правил. Нередко личностью не осознаются социальные ожидания и результаты своей работы, что свидетельствует о неполной профессиональной адаптации. В тех случаях, когда человек не только в полной мере осознаёт социальные ожида-
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрена личностно-профессиональная модель повышения уровня акмеологической зрелости. Рассмотрены актуальность использования психолого-акмеологического подхода для повышения уровня акмеологической зрелости в формировании профессиональных основ личности, а также пути дальнейших научных исследований и развития акмеологической составляющей в рамках основных критериев профессионализма. Показаны компоненты и условия достижения личностью акмеологической зрелости, её динамика и противоречия в тенденциях развития. Выделены критерии акмеологичес-кой зрелости, стратегии и технологии достижения акмеологи-ческой зрелости. Показана связь теоретических и практических разработок в оптимизации личностно-профессионального развития. Выявлены форма реализации акметехнологий, этапы и закономерности профессионального становления личности. Раскрыты понятия: самоадаптации, аутопсихологичес-кой компетентности, социальной перцепции, креативности, коммуникабельности, целостности и автономности личности, внутренней интегрированности в рамках восхождения человека к акмеологической зрелости. Сделаны обобщения ключевых вопросов профессионального становления личности, такие как: общепсихическое развитие, взаимодействие личности с социумом, потребность в реализации профессионального потенциала, развитие интуиции, прогностичность и системность мышления. Сделаны выводы о развитии акмеологичес-кой направленности личности, базирующемся на принципах эффективного оформления смыслов, актуализации поставленных целей и задач в рамках ресурсного обеспечения.
Ключевые слова: акмеология, акмеологическая зрелость, акмео-логическая модель, профессиональное развитие, психология развития, профессионализм.
ния от своего труда, но и может гибко реагировать на изменения социального заказа, а также переформатировать свою профессиональную деятельность, можно говорить об акмеологической зрелости личности.
Профессиональная среда может требовать от человека высоких трудозатрат и эффективности труда, вызывая диссонанс между личными профессиональными критериями и критериями социальной среды. Также не следует забывать, что у человека существует индивидуальная профессиональная траектория развития, проявляющаяся в творческом потенциале и порой не укладывающаяся в рамки общественных взаимоотношений; в таком случае задача психолога — скорректировать ожидания человека от его труда, выработать устойчивые способы его реагирования на изменяющиеся ситуации, актуализировать его уровень индивидуальных притязаний и возможностей [1].
Акме личностно-профессионально-го развития достигается в свободном овладении профессией на уровне мастерского выполнения высоких образцов в своей сфере. Акме-ориентированная личность способна творчески преобразовывать и совершенствовать ранее созданные эталонные образцы в профессии.
На уровне акмеологической зрелости личности выделяют 7 компонентов: коммуникационный, организационный, познавательный, социально-перцептивный, креативный, когнитивный и аутоп-сихологический.
Психологическая практика показывает, что освоение профессии требует: целостного видения и широкого спектра средств психолого-акмеологической поддержки реализации акметехнологий; избирательности личностных и профессиональных средств достижения поставленных целей; руководства профессиональной этикой.
Различные скорости профессионального развития у индивида или профессиональных коллективов могут приводить к несогласованности функционирования профессиональных и личностных компетенций, что приводит к потере способности к целенаправленному развитию. Корректировка мотивационной сферы в ряде случаев помогает избежать потери способности к самоадаптации и целостности структуры профессиональной деятельности. Таким образом, специалисту-психологу необходимо соотносить противоречия в тенденциях личностно-профессионального развития и помогать сбалансировать эти тенденции [2].
Важной характеристикой личности является способность к внутренней интеграции как одного из проявлений акмеологических способностей к саморазвитию. Разработанные методы оценки конструктивной направленности внутриличностного конфликта (как средства диагностики акмеологической способности к внутренней интеграции) позволяют выделить два критерия — личностная автономность и продуктивность, а также показатели оценки акмеологической способности к внутренней интеграции: низкий уровень социальной фрустрированности; преобладание мотивации достижения успеха; низкий уровень личностной тревожности; позитивное самоотношение; низкий уровень конфликтности; высокий уровень адаптивности; высокий уровень аутопсихо-логической компетентности. Доказана взаимосвязь аутопсихологической компетентности и конструктивной направленности внутриличностного конфликта, что подтверждает сформированность акмеологической способности к внутренней интегрированности [3].
Открытость новому — это критерий, определяющий возможность генерировать новые идеи с целью формирования позитивного отношения к окружающим и открытия новых моделей взаимодействия в области профессиональной деятельности. Для возникновения и формирования открытости новому необходимо создание соответствующих условий, что находится в прямой зависимости от наличия в профессиональном коллективе атмосферы принятия и поддержки друг друга [4].
Акмеологи начали разрабатывать и внедрять в практику стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего эффективного функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующих-
ся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.
Внедрение результатов акмеологических исследований в практику даёт значительный социальный эффект. Система акмеологических знаний активно используется в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров управления, а также специалистов, работающих в сферах образования, здравоохранения, обороны, правопорядка, предпринимательства. В ряде регионов Российской Федерации успешно работают акмеологичес-кие службы.
Оптимальность в акмеологии обозначает желательное, идеальное, «вершинное» состояние, уровень развития, совершенства, а оптимизация — способ его достижения, представляющий альтернативу стихийному, эмпирическому нецеленаправленному способу развития. Понятия «оптимизация» и «оптимальность» следует рассматривать в тесной связи с понятиями «продуктивность» и «эффективность». Акмеологический (то есть направленный на оптимизацию, повышение эффективности деятельности, отношений, саморазвития) характер исследования проявляется в использовании стратегии построения акмеологических систем, стратегии моделирования, критериально-уровневой стратегии, стратегии выделения акмеологических условий и факторов, а также стратегии разработки акмеологических технологий. Суть акмеологических стратегий в процессе комплексного исследования состоит в выборе конкретных составляющих, входящих в комплекс, и организации оптимальных связей между ними [5].
Психолого-акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития может состоять из: использования командных форм профессионального развития; наличия возможностей для карьерного роста на основе психо-лого-акмеологической оценки. Выявлены формы реализации акмеологических технологий личностно-профессиональ-ного развития на уровне акмеологичес-кой зрелости: обучающий консалтинг, обучение в группах, индивидуальное сопровождение, информационное сопровождение, развитие как процесс управления изменениями [6].
С похожими вопросами, этапами и закономерностями профессионального становления сталкивается каждый человек. Выделим среди них следующие:
♦ профессиональное развитие личности опирается на общепсихическое развитие; таким образом, профессионал всегда моложе индивида и самой личности, поскольку хронологически появляется позже остальных;
♦ профессиональное развитие личности осуществляется в тесной связи с её развитием в социуме и в определённой мере определяется им, что подтверждает взаимопроникновение личностных профессиональных и социальных компонентов друг в друга. Основными критериями профессионализма личности выступают: потребность в реалазации своего потенциала; потребность в независимости; развитая интуиция; прогностичность мышления; системность мышления; волевые качества; склонность к риску; психологическая устойчивость; проницательность; убедительность; коммуникабельность; организаторские и лидерские качества;
♦ профессиональное развитие личности сопровождается новообразованиями, вырастающими из общечеловеческих качеств, в виде «приращений» психики, дифференциации и дедиффе-ренциации старых качеств, высокого уровня профессионализма, возможных средств его достижения, образа искомого результата, ценностного отношения к профессиональной деятельности и условиями его достижения.
Рассмотрение компонентов акмеологической направленности личности, показателей её сформированности, а также условия реализации поэтапного внедрения акмеологического подхода в профессиональную подготовку базируются на принципах эффективного оформления смыслов профессиональной деятельности в рамках поставленной цели и ресурсного обеспечения.
Таким образом, активность субъекта профессиональной деятельности в социальной среде, активное преобразование и актуализация задач профессионального развития, индивидуализация профессиональной деятельности и восхождение к профессиональному мировоззрению являются определяющими в построении непрерывного комплексного процесса восхождения личности к акмеологической зрелости.
ССЫЛКИ
[1]. Казаков Ю.Н., Ингуран О.В., Вишнева А.Е. Медико-акмеологические технологии в работе с пациентами // Акмео-логия. — 2016. — № 1(57). — С. 148.
[2]. Водопьянов Д.А. Оптимизация психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности // Акмеология. — 2014. — № S1-2. — С. 256.
[3]. Степнова Л.А., Тюрин К.Г. Диагностика акмеологической способности личности к внутренней интеграции // Акмеология. — 2016. — № 4 (60). — С. 143.
[4]. Деркач А.А. Психолого-акмеоло-гические основания и средства опти-
мизации личностно-профессиональ-ного развития конкурентоспособного специалиста (начало) // Акмеология. — 2012. — № 4 (44). — С. 11-23.
[5]. Деркач А.А., Абульханова К.А., Бодалёв А.А., Маркова А.К., Маркин В.Н., Степнова Л.А. и др. Акмеология: Учебник. — М.: Изд-во РАГС, 2016. — 424 с.
[6]. Алмагестова М.Т. Акмеологичес-кая система личностно-профессиональ-ного развития руководителей высшего
управленческого звена: дис. ... канд. пси-хол. наук. — М., 2013. — С. 16-23.
REFERENCES
[1]. Kazakov Ju.N., Inguran O. V., Vish-neva A.E. Mediko-akmeologicheskie teh-nologii v rabote s pacientami [Medico-ac-meological technologies in working with patients] // Akmeologija [Akmeology]. — 2016. — № 1 (57). — Р. 148.
[2]. Vodop'janov D.A. Optimizacija psi-hologicheskoj gotovnosti budushhih spe-cialistov k professional'noj dejatel'nosti [Optimization of the psychological preparedness of future specialists for professional activities] // Akmeologija [Akmeology]. — 2014. — № S1-2. — Р. 256.
[3]. Stepnova L.A., Tjurin K.G. Diagnos-tika akmeologicheskoj sposobnosti lichnos-ti k vnutrennej integracii [Diagnosis of ak-meologicheskoy ability of the individual to internal integration] // Akmeologija [Akmeology]. — 2016. — № 4 (60). — Р. 143.
[4]. Derkach A.A. Psihologo-akmeolog-icheskie osnovanija i sredstva optimiza-cii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista (nacha-lo) [Psychological and acmeological foundations and means for optimizing the personal and professional development of a competitive specialist (beginning)] // Ak-meologija [Akmeology]. — 2012. — № 4 (44). — Р. 11-23.
[5]. Derkach A.A., Abul'hanova K.A., BodalevA.A., MarkovaA.K., Markin V.N., Stepnova L.A. i dr. Akmeologija. Ucheb-nik. [Akmeology textbook]. — Moscow: RAGS, 2006. — 424 p.
[6]. AlmagestovaM.T. Akmeologicheska-ja sistema lichnostno-professional'nogo razvitija rukovoditelej vysshego uprav-lencheskogo zvena [Akmeologicheskaya system of personal and professional development of top managers]: dis.... kand. psih. nauk: 19.00.13. — Moscow, 2013. — Р. 16-23.
MODEL OF IMPROVING OF ACMEOLOGICAL MATURITY'S LEVEL IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PERSON
Sergei N. Nazarov — Postgraduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84/8 Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: nazarov-sa@ ranepa.ru
ABSTRACT
In this publication, the personal-professional model of increasing the acmeological maturity level is considered. The relevance of the use of the psychological-acmeological approach for increasing the level of acmeological maturity in the formation of the professional foundations of an individual, as well as the ways of further scientific research and development of the acmeological component within the framework of the main criteria of professionalism are considered. The components and conditions for achieving acmeological maturity, its dynamics and contradictions in the development trends are shown. The criteria of acmeological maturity, strategy and technology for achieving acmeological maturity are singled out. The connection between theoretical and practical developments in the optimization of personal and professional development is shown. The form of realization of acme-technologies, stages and laws of professional formation of the person are identified. The concepts of self-adaptation, auto-psychological competence, social perception, creativity, communicability, integrity and autonomy of an individual, internal integration within the framework of person's ascent to acmeological maturity are defined. Generalizations of key issues of professional personality development, such as general psychological development, interaction of an individual with the society, the need for realizing the professional potential, development of intuition, predictability and systemic thinking, — have been made. Conclusions are made about the development of acmeological orientation of an individual, based on the principles of effective formulation of meanings, actualization of the set goals and tasks within the framework of resources' provision.
Keywords: acmeology, acmeological maturity, acmeological model, professional development, developmental psychology, professionalism.