Научная статья на тему 'Акмеологические способности в контексте изучения проблемы саморазвития личности профессионала'

Акмеологические способности в контексте изучения проблемы саморазвития личности профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AKMEOLOGICAL SKILLS / AKMEOLOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тюрин Константин Геннадьевич

В статье рассматривается понятие «акмеологические способности» в его сопряженности с изучением проблемы саморазвития личности, обозначены контуры изучения всего комплекса личностных детерминант развития акмеологических способностей. Эти способности рассмотрены в русле реализации основной задачи акмеологии, направленной на изучение закономерностей, психологических механизмов, условий и факторов прогрессивно развивающейся зрелой личности. Показано, что в контексте собственно психологических исследований саморазвития проблема способностей личности к саморазвитию не ставится. Рассмотрены продуктивная и непродуктивная мотивации к саморазвитию с точки зрения саморазвития личности, а также факторы, способствующие или препятствующие реализации акмеологических способностей. Основным фактором, стимулирующим саморазвитие взрослой личности, является необходимость решения сложных профессиональных и жизненных задач, выходящих за рамки актуальных профессиональных и психологических компетенций личности. Понятие «акмеологические способности» соотнесено с категорией «аутопсихологическая компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL CAPACITY IN THE CONTEXT OF STUDYING THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

The article discusses the concept of «environmental capacity» to pair it with the study of the problem of self-identity, to shape the study of the whole complex of personal determinants of acmeological abilities. Acmeological abilities are considered in line with the implementation of the basic tasks of Occupational aimed at the study of patterns, psychological mechanisms, conditions and factors progressively developing a mature personality. It is shown that in the context of the actual problem of psychological studies of self-development abilities of the individual to self-development is not put. The definition acmeological abilities. Considered productive and unproductive in terms of self-development motivation for self-development; the factors that facilitate or hinder the implementation of acmeological abilities. the main factor stimulating self-development of adult personality is the need to solve complex problems of professional and life beyond the actual professional competence and psychological personality. The term «acmeological abilities» is correlated with the category «Auto-psychological competence».

Текст научной работы на тему «Акмеологические способности в контексте изучения проблемы саморазвития личности профессионала»

УДК 159.9

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Тюрин Константин Геннадьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры акме-ологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: koba911@me.com

РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается понятие «акмеологи-ческие способности» в его сопряженности с изучением проблемы саморазвития личности, обозначены контуры изучения всего комплекса личностных детерминант развития акмеологиче-ских способностей. Эти способности рассмотрены в русле реализации основной задачи акмеологии, направленной на изучение закономерностей, психологических механизмов, условий и факторов прогрессивно развивающейся зрелой личности. Показано, что в контексте собственно психологических исследований саморазвития проблема способностей личности к саморазвитию не ставится. Рассмотрены продуктивная и непродуктивная мотивации к саморазвитию с точки зрения саморазвития личности, а также факторы, способствующие или препятствующие реализации акмеологических способностей. Основным фактором, стимулирующим саморазвитие взрослой личности, является необходимость решения сложных профессиональных и жизненных задач, выходящих за рамки актуальных профессиональных и психологических компетенций личности. Понятие «акмеологические способности» соотнесено с категорией «аутопсихологическая компетентность».

Ключевые слова: акмеологические способности, саморазвитие, аутопсихологическая компетентность, акмеологическая деятельность.

Как было показано в наших предыдущих публикациях [15], в современной акмеологии проблема акмеологических способностей рассматривается как важный фактор реализации акмеологической деятельности. При этом большинство научных работ, посвященных этой теме, рассматривают акмеологические способности в контексте субъекта деятельности (управленческой, образовательной), а работ, в которых акмеологические способности изучались бы с точки зрения индивида и личности, нет.

Изучение акмеологических способностей с точки зрения личности предполагает, на наш взгляд, анализ мотивационно-личностных предпосылок и детерминант эффективного саморазвития человека.

В данной статье мы наметим контуры изучения всего комплекса личностных детерминант развития акмеологических способностей.

Как показал анализ научной литературы, в контексте изучения проблем саморазвития и самореализации феноменология акмеологических способностей включает в себя изучение ценностно-смысловых, когнитивных, личностных детерминант способностей человека к саморазвитию и их продуктивного использования им в контексте совершенствования своей профессиональной деятельности, а также жизнедеятельности в целом [7; 14].

Данный тезис лежит в русле реализации основной задачи акмеологии, направленной на изучение закономерностей, психологических механизмов, условий и факторов прогрессивно развивающейся зрелой личности [1; 3; 9-13].

В последнее время в отечественной психологии также возрос интерес к проблеме изучения внутренних детерминант саморазвития личности.

По мнению Н.А. Низовских, продуктивной для психологии личности является идея о жизненных принципах как средстве личностного саморазвития человека, а жизненные принципы соотносимы с притязаниями, половой идентичностью, психологическим временем личности, с ее ценностными ориентациями и социально-нормативным пространством; базируясь на жизненных принципах, личность определяет и осмысливает свое «Я», свои притязания, свои временные перспективы, долженствование и права [7].

В работе Н.А. Низовских личностное саморазвитие определяется как специфическая полимотивированная внутренняя и внешняя деятельность человека по созданию нового в своем сознании и поведении при помощи специальных психологических средств. Ведущими мотивами личностного саморазвития человека, по мнению Н.А. Низовских, являются: мотивация к подражанию, потребность в любви и признании, стремление к независимости, стремление к обогащению своих сущностных сил, самоутверждение, самореализация, самовыражение, самосовершенствование, достижение чувства полноты существования.

В рамках данной концепции психологических средств личностного саморазвития — как инструментов и способов воздействия человека на самого себя и свою жизнедеятельность с целью достижения целе-

направленных самоизменений — определены психологические средства личностного саморазвития человека: речевое высказывание (афоризмы, пословицы, поговорки, прецедентные тексты и др.); нарративы (жизненные истории, автобиографические воспоминания и др.); образ (идеал и др.); действие (молитвы, ведение дневника, визуализации и др.); символы; произведения искусства.

В работах М.А. Щукиной, так же как и в работе Н.А. Низовских, обсуждаются возможности решения ключевых проблем психологии саморазвития личности — его психологической природы и механизмов — средствами культурно-исторической методологии Л.С. Выготского [14]. Саморазвитие понимается как культуросообразный процесс самоизменения, осуществляемого с помощью специфически человеческих высших психических функций и обладающего атрибутами произвольности, социальности, опосредованно-сти, осознанности. Линией развития человека является процесс изготовления культурного средства, с помощью которого он будет изменять, создавать, возделывать среду: внешнюю и внутреннюю.

По мнению М.А. Щукиной, именно личность в процессе саморазвития предстает как субъект своих качественных преобразований, реализуется как созидатель своего Я и своей жизненной истории [14].

Таким образом, в контексте собственно психологических исследований саморазвития личности ставится вопрос о продуцировании и использовании культурного средства самоизменения. Проблема специфических способностей личности к саморазвитию не ставится.

В акмеологической парадигме исследований проблемы саморазвития изучение внутренних психологических средств саморазвития является одной из ключевых задач [8; 12]. Результаты проведенных акмеологических исследований показали, что потенциал развития личности представляет собой индивидуальную систему особым образом организованных внутренних акмеологических ресурсов личности, реализация которых обеспечивает ее движение по личностному и профессиональному вектору развития с постоянным усложнением решаемых задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих данные ресурсы. Под акмеологическими ресурсами в данном контексте понимается самостоятельное, произвольное и осознанное использование личностью своих внутренних особенностей; в частности, средствами аутопсихологической компетентности [2].

В этом контексте получила свое развития категория «аутопсихологическая компетентность» личности как готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик (А.А. Деркач, Л.А. Степнова). В основе этой категории лежит умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, приобретать, закреплять, контролировать, корректировать знания, навыки и умения, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов. Такое определение позволяет осуществить подбор средств, способствующих

формированию аутопсихологической компетентности руководителя [6].

Аутопсихологическая компетентность ориентирована на саморазвитие: 1) на психофизиологическом уровне (жизни тела), что выводит человека на проблемы физического саморазвития, проблемы сохранения гомеостаза в окружающей среде, проблемы самооздоровления; 2) на психологическом уровне, то есть уровне интеллектуального и личностного саморазвития, что выводит на проблемы организации своей познавательной сферы деятельности, проблемы управления своими психическими состояниями и проблемы своих ценностных ориентиров; 3) на социальном уровне, связанном с актуализацией проблем межличностных отношений; 4) на духовном уровне, то есть уровне самосубъективного отношения и субъектного отношения к миру, что выводит на проблемы самовоспитания в себе основ гуманистического мировоззрения, ориентацию своей жизни на исповедование общечеловеческих нравственных ценностей (Т.Е. Егорова).

Постановка проблемы акмеологических способностей в контексте развития акмеологического знания является следующим шагом в изучении развития потенциала человека. Введение в научное концептуальное поле понятия «аутопсихологической компетентности» как компетентности в отношении самого себя инициирует целый ряд вопросов по поводу содержания данного вида компетентности. Как реализовать данный вид компетентности: как понять, изучить, реализовать самого себя? Какие внутренние способности можно использовать для решения этой задачи?

Разработка проблемы амеологических способностей является, на наш взгляд, следующим системным шагом в развитии целостной акмеологической концепции саморазвития человека.

В научной литературе, посвященной проблеме саморазвития, обсуждается вопрос о том, почему не все люди ориентированы на активное и осознанное саморазвитие. Почему для одних людей процесс саморазвития и осознанного самоизменения — это важная и значимая задача, а для других — она имеет даже негативный оттенок, представая как ненужное и вредное самокопание.

В психологии ответ на этот вопрос формулируется как проблема ценностного выбора личности, как особенности индивидуальности и личностного выбора [7; 14].

Акмеологический подход к решению данного вопроса позволяет, на наш взгляд, дать более определенный ответ, что не противоречит общепсихологическому подходу. Мы считаем, что основным фактором, стимулирующим саморазвитие взрослой личности, является необходимость решения сложных профессиональных и жизненных задач, выходящих за рамки профессиональных и психологических компетенций личности. Поэтому личность вынуждена себя развивать, перестраивать для того, чтобы психологически быть готовой решать новые для себя профессиональные и жизненные задачи. Другими словами, усложнение реализуемой деятельности ведет к развитию личности через ее самостоятельное саморазвитие и самоизменение. Саморазвитие личности детерминировано усложнением деятельности. Эта закономерность проявляется в онтогенезе как один из основных прин-

ципов развития личности: развитие высших психических функций происходит в процессе освоения ведущих видов деятельности (Л.С. Выготский), развитие личности и деятельности сопряжено через взаимопроникновение их структур: деятельность-потребность, действие-мотив, операция-задача (А. Н. Леонтьев). Но если в онтогенезе данный процесс социально детерминирован за счет включения ребенка в специально организованные ситуации развития (предметная деятельность, игра, школьное обучение), то саморазвитие взрослого человека может детерминироваться и управляться только им самим. В связи с этим в акмеологии были разработаны понятия развивающей среды [4], а также самосозидающей деятельности [5].

Исходя из данной посылки, можно сказать, что акмеологические способности — это способности проектирования и реализации самообновления в контексте решения новых более сложных профессиональных и жизненных задач. В этом смысле можно сказать, что решение задач повышения профессионализма в той или иной сфере деятельности обеспечивает «подтягивание» профессиональных, психологических и личностных качеств и компетенций за счет управляемого через акмеологические способности саморазвития.

Таким образом, для взрослого человека необходимость в саморазвитии детерминирована необходимостью решения сложных продуктивных задач. Далеко не все люди имеют амбиции и возможности для постановки таких задач, поэтому процесс их саморазвития приостановлен. Репродуктивная деятельность реализуется на основе уже сформированных личностных и профессиональных компетенций и не требует саморазвития личности.

В некоторых случаях развитие личности детерминировано проявлением особых способностей — музыкальных, художественных, физических, умственных. Реализация данных природных способностей также детерминирует саморазвитие личности. В этом смысле одаренные от природы люди в некотором смысле вынужденно обречены на саморазвитие и самореализацию, чтобы данные им природой особые способности были продуктивно реализованы в том числе и за счет активизации акмеологических способностей. Экспериментальным подтверждением этого тезиса может стать исследование сопряженности выраженности специальных и акмеологических способностей в деятельности одаренных людей.

Таким образом, акмеологические способности — это способности к саморазвитию, которые обеспечивают поступательность и результативность продуктивного личностного развития человека за счет внутренней самопреобразующей работы.

Проведенный нами теоретический анализ современных психологических и акмеологических исследований внутренних детерминант саморазвития позволяет выделить основные виды акмелогических способностей. При этом необходимо понимать, что общей специфической особенностью акмеологических способностей являются: мотивированность на саморазвитие и самоизменение; ориентация на критичное и реалистичное осознание себя в различных плоскостях своей внутренней жизни.

На наш взгляд, создание целостной концепции эффективной реализации акмеологических способ-

ностей должно включать в себя четыре направления исследований:

1. Изучение комплекса способностей личности к самопопознанию и самопониманию, их структуры и содержания, алгоритмов, условий и факторов развития.

2. Изучение комплекса способностей к внутрилич-ностной саморегуляции, их структуры и содержания, алгоритмов, условий и факторов развития.

3. Изучение комплекса способностей к самоопределению, самоактуализации и самореализации, их структуры и содержания, алгоритмов, условий и факторов развития.

4. Изучение комплекса способностей к обретению внутреннего единства, внутренней интеграции, целостности, преодолению внутриличностных конфликтов, что позволяет личности осуществлять поступательное саморазвитие и преодоление себя.

Процессы самопонимания, самоуправления и самоинтеграции традиционно изучаются в психологии. Однако на современном этапе накопленные знания в этой области не позволяют использовать их как инструменты для саморазвития личности. Разработка проблемы акмеологических способностей позволит, на наш взгляд, наряду с уже проведенными акмеоло-гическими исследованиями, сделать попытку более глубокого изучения данных категорий.

Так, например, развитие способности к самопознанию и самопониманию человек может осуществлять на основе понимания своей уникальности; актуализации способностей к нравственным чувствам совести, вины; развития процессов самокритичности, осознанности, рефлексии; развития аутокогни-тивных процессов.

Развитие способности к самораскрытию и самоактуализации он может осуществлять на основе актуализации процессов целеполагания, автономности и независимости поведения, творчества, ответственности, личностной активности, поиска смысла жизни, ценностного выбора.

Акмеологическая способность к обретению внутреннего единства, интеграции и целостности может быть реализована в том случае, если сформирован субъект саморазвития: при наличии потребности и мотива саморазвития, а также инструментов и технологий саморазвития.

Таким образом, осознание личностью всех вышеперечисленных аспектов акмеологических способностей выводит ее на уровень овладения и управления процессами своего саморазвития. Однако всё это возможно, как уже говорилось, при наличии мотивации к саморазвитию, которая открывает для человека возможность актуализировать и использовать акмеологи-ческие способности для овладения процессами своего саморазвития.

Мотивация к саморазвитию может быть продуктивной и непродуктивной. Данная идея во многом сопряжена с подходом К. Хорни в изучении невротических моделей поведения современного человека.

Продуктивная мотивация саморазвития духовно или творчески ориентирована. В рамках данной мотивации человек внутренне свободен, и независимо от внешних целей развития (успех, карьера, деньги) его ориентация на саморазвитие продиктована преи-

мущественно решением творческих, профессиональных, духовных задач. Продуктивное саморазвитие личности возможно в условиях реализации не внешних, а внутренних целей развития, имеющих нравственный, духовный характер, — стать открытым, сострадательным, добрым, любящим, спокойным, разумным, а не эффективным, успешным, богатым. Внешние цели развития (профессиональные и материально ориентированные) имеют важный, но не приоритетный характер).

Продуктивность данной мотивации состоит в достижении новых уровней интегрированности и целостности личности за счет гармоничной сопряженности ее внутренней и внешней жизнедеятельности.

Непродуктивная мотивация саморазвития, как правило, развивается в рамках невротически жестких форм поведения (например, перфекционизм, до-стиженчество). В этих случаях саморазвитие личности детерминировано решением внутренних задач: улучшение своих личных показателей в профессии, победа в соревновании и т. п. Понятия «эффективность», «продуктивность», «лидерство», «победитель», «успех» сейчас являются для многих людей мерилами личностного развития: человек тем более реализовал свой потенциал, личностно развился и выполнил свое назначение, чем более он «эффективен», «продуктивен» и «успешен». Эффективность и успех стали во многом сегодняшними иконами саморазвития в обществе. В достижении цели эффективности, продуктивности и успешности нет ничего плохого, до тех пор, пока это не превращается в приоритетную цель развития. Продуктивное акме-ологическое саморазвитие личности возможно при условии ценностного баланса целей развития, ориентированных на развитие самого себя в различных аспектах своего существования — профессиональном, карьерном, материальном и т. п., — а также и целей развития, ориентированных на достижение нравственного, духовного уровня взаимодействия с другими людьми.

Непродуктивность данной мотивации состоит в нарушении целостности развития личности за счет компенсаторного характера решения задач собственного саморазвития в условиях непродуктивного взаимодействия с окружающими людьми.

При изучении акмеологических способностей важно также исследовать вопрос о факторах, способствующих или препятствующих их реализации.

В научной литературе обсуждается проблема внутренних противоречий развития, которые стимулируют саморазвитие (Е.В. Селезнева). На наш взгляд, данные противоречия инициируются кардинальным изменением жизненной ситуации человека, когда его адаптационные способности, сложившиеся на данный момент, не соответствуют жизненной ситуации и не обеспечивают оптимальной адаптации. В этот момент становятся актуальными акмеологические способности, обеспечивающие внутреннюю перестройку личности и создающие новые смыслы, новые психологические образования. Обновленная личность готова к жизни в новой ситуации.

На наш взгляд, такими противоречиями являются: ценностно-смысловые (несоответствие актуальных ценностей и смыслов реальной ситуации); внутрилич-

ностные (несоответствие имеющихся качеств личности реальной ситуации).

К факторам, способствующим саморазвитию через реализацию акмеологических способностей, относятся:

• ситуации, которые требуют переосмысления жизненной ситуации и, в связи с этим, переосмысления и изменения самого себя. Это ситуации, с одной стороны, кризисов, с другой — резкого и кардинального изменения образа жизни. Типология кризисов включает в себя: жизненные кризисы (экзистенцио-нальные, семейные); профессиональные кризисы (потеря работы, смена места работы); возрастные кризисы (переход от одного возрастного периода к другому);

• ситуации кардинального изменения образа жизни: кардинальная смена места жительства (переезд в другую страну, в другой город); кардинальное изменение образа жизни (выход на пенсию, замужество, женитьба, рождение ребенка).

К факторам, препятствующим саморазвитию через реализацию акмеологических способностей, относятся:

• потребность в личностной безопасности — следование устоявшимся формам адаптации (ролевые предписания, стереотипы: статусные, профессиональные, социальные);

• отсутствие мотивации к саморазвитию;

• внутренние ограничители развития аутопсихо-логической компетентности (психологические защиты, невротические состояния) [2].

ССЫЛКИ

[1]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологического развития. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 224 с.

[2]. Степнова Л.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственного служащего: дис. ... докт. психол. наук. — М., 2003. — 297 с.

[3]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степнова Л.А. Акме-ология на стыке гуманитарных наук (теория, практика, перспективы развития) // Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания: Сб. статей Международной конференции / Отв. Ред. Е.В. Федосен-ко, Л.Ф. Уварова. — СПб.: НИЦ АРТ, 2015. — С. 20-27.

[4]. Деркач А.А., Соловьёв И. О. Акмеологическая среда развития профессионала: монография / РосНОУ. — Воронеж: Научная книга, 2006. — 178 с.

[5]. Джига Н.Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования: монография / Н.Д. Джига; под ред. Н.П. Фетискина. — Гродно: ГрГУ, 2015. — 431 с.

[6]. Бондарцов В.Г. Аутопсихологические технологии развития личностно-профессионального потенциала руководителя // Акмеология. — 2013. — № 4. — С. 39-44.

[7]. Низовских Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 2010. — 44 с.

[8]. Селезнева Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации. — Москва — Берлин: Директ-медиа, 2015. — 404 с.

[9]. Степнова Л.А. Акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятиях газодобывающей отрасли: учебно-методическое пособие / Л.А. Степнова, Т.В. Ковалёва; под общ. ред.

А.А. Деркача; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. — М., 2009. — 146 с.

[10]. Степнова Л.А. Психолого-акмеологическая диагностика профессиональной компетентности кадров управления: учебное пособие / Л.А. Степнова, Ю.В. Бруй; под общ. ред. А.А. Деркача; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. — М., 2010.

[11]. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. — 2003. — № 3. — С. 53-56.

[12]. Степнова Л.А., Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психоло-го-акмеологического исследования // Акмеология. —

2014. — № 1 (49). — С. 100-104.

[13]. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности специалиста: учебно-методическое пособие / Л.А. Степнова; под общ. ред. А.А. Деркача; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. — М., 2007. — 156 с.

[14]. Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 6. — С. 81-92.

[15]. Тюрин К. Г. Акмеологические способности в структуре личности экспертов // Акмеология. —

2015. — № 3. — С. 226-227.

ACMEOLOGICAL CAPACITY IN THE CONTEXT OF STUDYING THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Konstantin G. lyurin, Ph.D., Associate Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology of the Institute of Public Policy Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); pr. Vernadskogo 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail koba911@me.com

ABSTRACT

The article discusses the concept of «environmental capacity» to pair it with the study of the problem of self-identity, to shape the study of the whole complex of personal determinants of acmeological abilities. Acmeological abilities are considered in line with the implementation of the basic tasks of Occupational aimed at the study of patterns, psychological mechanisms, conditions and factors progressively developing a mature personality. It is shown that in the context of the actual problem of psychological studies of self-development abilities of the individual to self-development is not put. The definition acmeological abilities. Considered productive and unproductive in terms of self-development motivation for self-development; the factors that facilitate or hinder the implementation of acmeological abilities. the main factor stimulating self-development of adult personality is the need to solve complex problems of professional and life beyond the actual professional competence and psychological personality. The term «acmeological abilities» is correlated with the category «Auto-psy-chological competence».

Keywords: Akmeological skills, self-development, Au-topsychological competence, akmeological activities.

REFERENCES

[1]. Derkach A.A., Saiko E. V. Samorealizacija — osno-vanie akmeologicheskogo razvitija. [Self-realization — the base acmeological development]. — Moscow: MPSI; Voronezh, MODJeK, 2010. — 224 p.

[2]. Stepnova L.A. Razvitie autopsihologicheskoj kom-petentnosti gosudarstvennogo sluzhashhego. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora psihologicheskih nauk. [Development autopsihological competence of civil servants]. The thesis for the degree of Doctor of Psychological Science. — Moscow, 2003. — 297 p.

[3]. Derkach A.A., Gagarin A. V., Stepnova L.A. Akme-ologija na styke gumanitarnyh nauk (teorija, praktika, perspek-tivy razvitija) // Chelovek kak predmet mezhdisciplinarnogo gumanitarnogo poznanija. Sbornik statej Mezhdunarodnoj konferencii / Otv. redaktor E.V. Fedosenko, L.F. Uvarova [Psychology at the crossroads of the humanities (the theory, practice, prospects of development)] // Person as an object of interdisciplinary humanities knowledge. Collection of articles of the International Conference / Ed. Editor E.V. Fedosenko, L.F. Uvarova — Sankt-Peterburg, SIC ART, 2015. — P. 20-27.

[4]. Derkach A.A., Solovyov I. O. Akmeologicheskaja sre-da razvitija professionala: Monografija / RosNOU. [Acmeological professional development environment]: Monograph / RosNOU. — Voronezh: Nauchnaja kniga, 2006. — 178 p.

[5]. Gigha N.D. Akme-psihologija sozidanija produktivno-go sub#ekta obrazovanija: monogr. / N.D. Dzhiga; pod nauch. red. N.P. Fetiskina. [Acme psychology building productive entity formation: monograph]. / N.D. Gigha; under the scientific. Ed. N.P. Fetiskin. — Grodno: GrGU, 2015. — 431 p.

[6]. Bondartsev V.G. Autopsihologicheskie tehnologii razvitija lichnostno-professional'nogo potenciala rukovoditelja [Auto-psychological technology development of personal and professional potential head] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 4. — P. 39-44.

[7]. Nizovskaya N.A. Zhiznennye principy v lichnostnom samorazvitii cheloveka: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. [Life principles in personal self-development of man]: Author. Dis. ... Dr. psychol. sciences. — Moscow, 2010. — 44 p.

[8]. Selezneva E. V. Grani samoosushhestvlenija: ot samootnoshenija k samorealizacii [Facets of self-realization: from the self to the self-realization]. — Moscow — Berlin: Di-rekt-media, 2015. — 404 p.

[9]. Stepnova L.A. Akmeologicheskie tehnologii kak sred-stvo formirovanija kadrovogo rezerva na predprijatijah gazo-dobyvajushhej otrasli. Uchebno-metodicheskoe posobie / L.A. Stepnova, T.V. Kovaljova; pod obshh. red. A.A. Derka-cha; Rossijskaja akad. gos. sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii [Acmeological technologies as means of formation of personnel reserve for gas industry enterprises]. — Moscow, 2009. — 146 p.

[10]. Stepnova L.A. Psihologo-akmeologicheskaja diag-nostika professional'noj kompetentnosti kadrov upravlenija. Uchebnoe posobie / L.A. Stepnova, Ju. V. Bruj; pod obshh. red. A.A. Derkacha; Rossijskaja akad. gos. sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii [Psycho-diagnostics akmeological professional competence of shots of management]. — Moscow, 2010.

[11]. Stepnova L.A. Autopsihologicheskaja kompetent-nost' psihologa v sfere obrazovanija [Auto-psychological competence of the psychologist in education] // Akmeologija [Acmeology]. — 2003. — № 3. — C. 53-56.

[12]. Stepnova L.A., Kachanovsky E. V. Professional'naja dejatel'nost' advokata kak predmet psihologo-akmeologich-eskogo issledovanija [Professional experience as an advocate subject of psycho-acmeological studies] // Akmeologija [Ac-meology]. — 2014. — № 1 (49). — P. 100-104.

[13]. Stepnova L.A. Razvitie autopsihologicheskoj kom-petentnosti specialist [Development auto-psychological competence of the expert]. — Moscow, 2007. — 156 p.

[14]. Shchukina M.A. Problema samorazvitija lichnosti v paradigme kul'turno-istoricheskoj psihologii [The problem

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of self identity in the paradigm of cultural-historical psychology] // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. — 2014. — Volume 6. — № 4. — P. 81-92.

[15]. Tyurin K. G. Akmeologicheskie sposobnosti v strukture lichnosti jekspertov [Acmeological capacity in the personality structure of experts] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 226-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.