УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ДЕФОРМАЦИЙ
Захарова Саргылана Егоровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры акме-ологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: S.E. [email protected]
Устаев Загидин Гаджиевич, магистрант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В статье приведены результаты теоретического исследования, нацеленного на психолого-акмео-логический анализ предупреждения и коррекции профессиональных деформаций. Авторами теоретически обосновано положение о том, что важнейшей предпосылкой предупреждения и коррекции профессиональных деформаций является активное применение эффективных технологий психо-лого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональных деформаций (изменение качеств и свойств личности) под влиянием выполнения профессиональной деятельности, а также факторы профессиональной деятельности, способствующие последующей деформации: негибкость ее приемов (исполнительный компонент), отсутствие критериев оценки деятельности в организации (контрольно-регулирующий компонент), дублирование в задачах, чрезмерное сдерживание инициативы и регламентированности сотрудников (мотивационно-целевой компонент). В результате сформирована теоретическая модель психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности, отражающая основные направления (акмеологическое моделирование профессиональной деятельности, экспертный мониторинг профессионализации сотрудников и развитие их творческого потенциала в процессе деятельности, акмеологический сервис, актуализация саморегуляции психической устойчивости в рамках психолого-акмеологического сопровождения, организация системной деятельности акмеологической службы в определенной структуре), функции (аналитическая, исследователь-
ско-диагностическая, тренинго-развивающая, конструктивно-прогностическая, саморегулятивная, организационная, коррекционная), акмеоло-гические критерии, показатели и уровни оценки, условия и факторы предупреждения профессиональных деформаций. Выявлено, что для успешного решения задачи преодоления последствий профессиональных деформаций важна разработка программы повышения уровня профессиональной и социальной защищенности, а также программы по профилактике психотравматизма. Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональные деформации, психологическая устойчивость, психолого-акмеологическое сопровождение, саморегуляция.
В современном обществе человек регулярно испытывает стрессы различного происхождения. Это касается, прежде всего, профессиональной деятельности, которая сопровождается рядом неблагоприятных явлений и деформаций, которые могут при неблагоприятных обстоятельствах привести к личност-но-профессиональной деформации, что обусловливает актуальность исследования психолого-акмеоло-гических аспектов предупреждения и профилактики профессиональных деформаций [4].
Под профессиональной деформацией понимается изменение качеств и свойств личности — стереотипов восприятия, характера, ценностных ориентаций, способов поведения и общения — в результате выполнения профессиональной деятельности. Сбои в профессиональной деятельности и ее последующие деформации вероятны из-за стагнации организационной стороны деятельности. Высокий интеллект специалиста, его профессиональная память и стиль поведения дают ему возможность адекватно оценивать ситуацию и принимать управленческие решения.
Важнейшей предпосылкой предупреждения и коррекции профессиональных деформаций считается активное применение эффективных современных психотехнологий, которые тесно связаны не только с саморегуляцией, но и с технологией психолого-акме-ологического сопровождения профессиональной деятельности. Различные стороны данной проблемы исследовали О.С. Анисимов, А.С. Гусева, Ю.Н. Казаков, П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, М. Ф. Секач, И. Н. Семёнов, А. П. Ситников и другие психологи. С учетом результатов их исследований представляется важным определение процедурных и концептуальных основ психолого-акмеологическо-го обеспечения труда, которое будет рассматриваться в качестве важного условия предупреждения и коррекции профессиональных деформаций специалистов различных сфер деятельности и укрепления их психического здоровья.
Результаты практики профессиональной деятельности и анализ научных данных свидетельствуют о том, что наиболее успешно со стрессом и возможными профессиональными деформациями справляются сотрудники, имеющие достаточный уровень профессиональной компетентности, высокий интеллект, волю и эмоциональную стабильность, а также владеющие эффективными технологиями саморегуляции, которые позволяют им значительно повысить свою способность к преодолению психических нагрузок. Сущностная характеристика психической устойчивости сотрудника представляется в виде интегративного психического образования, представленного в особой организации существования человека как целостной системы и обеспечивающего максимально продуктивную деятельность и личностное развитие [7].
Следует отметить, что интегративное оформление такой идеи находит отражение в психолого-акмеоло-гическом сопровождении профессиональной деятельности в целом и всех ее компонентов в отдельности. Под акмеологическим характером модели психоло-го-акмеологического сопровождения подразумевается то, что данная модель дает возможность не только раскрыть творческий потенциал сотрудника как профессионала, но и в общем контексте деятельности обеспечить ему оптимальную саморегуляцию психической устойчивости и здоровый образ жизни. Применение такой модели является основным ориентиром, дающим определенность в предупреждении и коррекции профессиональных деформаций [7].
Различными исследователями отмечено, что в процессе профессиональной деятельности только 13,5% сотрудников целостно прогнозируют, анализируют и познают свою деятельность и полученные результаты, уделяя особое внимание поддержанию своей психической устойчивости. К тому же только каждый второй сотрудник осуществляет данную работу сверх предписанных должностных обязанностей. Именно поэтому модель психолого-акмеологического сопровождения не только актуальна в теоретическом плане, но и особенно ценна для практического применения в функционировании организаций. Эффективность ее применения в основном зависит от системы акмеоло-гического обеспечения [9].
В.Р. Шлычков и О.Н. Шлычкова утверждают, что при выявлении острых форм профессиональных де-
формаций личности чаще всего отмечается запоздалая «кадровая рефлексия» («битье по хвостам» в форме наказания и увольнения), а вот системной работы «на упреждение» нет даже в системе государственной службы [11].
Установлено, что для оптимизации профессиональной деятельности необходима эффективная модель, которая способна обеспечить целостное иссле-довательско-развивающее воздействие на сотрудников и их психическую устойчивость. Результаты исследования и обобщение практического опыта показывают, что психолого-акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности эффективнее всего осуществлять в соответствии со следующими направлениями:
• акмеологическое моделирование профессиональной деятельности;
• экспертный мониторинг профессионализации сотрудников и развитие их творческого потенциала в процессе деятельности;
• акмеологический сервис — педагогическое, социально-психологическое и психотехнологическое обеспечение продуктивной профессиональной деятельности;
• актуализация саморегуляции психической устойчивости в рамках психолого-акмеологического сопровождения;
• организация системной деятельности акме-ологической службы в определенной структуре [10].
Для оптимизации профессиональной деятельности, обеспечения здорового образа жизни и эффективной саморегуляции психической устойчивости человеку важно видеть возможности, которыми обладают технологии психолого-акмеологического сопровождения. Практика показывает, что структура психоло-го-акмеологического сопровождения полностью обусловлена интересами и целями профессиональной деятельности. Результаты различных исследований показывают, что все выделенные направления психоло-го-акмеологического сопровождения необходимо наполнить определенным содержанием.
Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности включает в себя:
• проведение системно-структурного анализа стиля и менталитета профессиональной деятельности руководителей и сотрудников, а также утверждение здорового образа жизни и формирование требований к ним в соответствии с интересами деятельности;
• разработка целесообразных предложений по образованию продуктивного алгоритма, процедуры и технологии организации деятельности во взаимосвязи всех ее сторон, а также выделение показателей, критериев оценки и уровней ее эффективности;
• подготовка и апробация нормативной и прогностической моделей деятельности сотрудников, а также полной концепции оптимизации реальных сторон их профессиональной деятельности (все виды выполняемой деятельности, индивидуального развития, повседневных отношений и совокупности результатов жизнедеятельности);
• осуществление анализа целей, задач, необходимых функций и предпосылок эффективного выполнения всей трудовой деятельности сотрудника в общем контексте [1].
Данная позиция опирается на результаты исследования М. Ф. Секача и основывается на том, что при осуществлении вышеперечисленных направлений необходимо уделять внимание укреплению психического ресурса сотрудников и обеспечению здорового образа жизни в целом [9].
Экспертный мониторинг профессионализации сотрудников заключается в следующем:
• определение основных социально-психологических закономерностей развития профессиональной компетентности специалистов той или иной области и учет конкретных результатов их профессионализации, а также подготовка научно-практических рекомендаций по экспертизе и диагностике;
• определение социально-психологических закономерностей подбора, подготовки и расстановки кадров, их профессионального становления, а также подбор методик для оценки уровня профессиональной компетентности в соответствии с избранными показателями и критериями;
• разработка и применение инструментов и методик, способствующих развитию потенциала качеств и свойств специалистов, которые необходимы им для эффективной профессиональной деятельности;
• подготовка исследовательско-диагностических экспертных процедур социально-психологического анализа и оценки профессиональной компетентности сотрудников, прогнозирования их профессиональной деятельности, а также содействие в разработке стратегии продуктивного развития [3].
Психотехнологическое, социально-психологическое и педагогическое обеспечение жизнедеятельности сотрудников осуществляется в соответствии со следующими направлениями:
• психологическое содействие при решении проблем в психологически сложных ситуациях (противоречия во взаимоотношениях, в профессиональной деятельности, конфликты и т. п.);
• формирование благоприятных условий труда, а также восстановление психологического ресурса личности;
• подготовка специалистов к целесообразному применению эффективных технологий в нестандартных и повседневных ситуациях;
• формирование и развитие у сотрудников акме-ологической культуры, способности к осуществлению оптимальной профессиональной деятельности, а также развитие у них потребности к творческой самореализации;
• изучение факторов и условий, которые влияют на результат профессиональной деятельности конкретного специалиста, оказывающего существенное влияние на социально-психологическую атмосферу в коллективе.
Для создания организационно-психологических предпосылок для активизации саморегуляционной деятельности специалистов необходимы:
• развитие саморегуляционной деятельности психической устойчивости;
• мониторинговая диагностика, оценка и коррекция саморегуляционной деятельности в соответствии с критериями оптимальности;
• проведение саморегуляционной деятельности, с учетом целостной психолого-акмеологической модели;
• практическое развитие саморегуляционной культуры;
• методическая и теоретическая подготовка по осуществлению саморегуляционной деятельности [2].
Проведение целостной работы психолого-акме-ологической службы в определенной организации предполагает системно-целостное решение задач труда, оптимизаци всей профессиональной деятельности и жизни, которые ориентированы на всех сотрудников в целом и каждого сотрудника в отдельности. В соответствии с принятой моделью, алгоритмом и целостной технологией решается весь комплекс вопросов жизнедеятельности. При психолого-акмеологическом сопровождении функционирования организаций одними из главных задач являются осуществление процесса профессионализации и оптимизация профессиональной деятельности. При этом в круг основных вопросов входят:
• психологическая помощь сотрудникам и подготовка их к самостоятельной саморегуляции с применением эффективных технологий оптимизации и продуктивной практики;
• участие при планировании и отработке программ профессионализации и помощь сотрудникам при решении ими социально-психологических вопросов;
• проведение психотерапии, психодиагностики и коррекции психологических особенностей и поведения личности для содействия в развитии комфортного психического состояния и высокой культурой общения, овладения оптимальным стилем работы;
• разработка механизма гармонизации и оптимизации потребностей и интересов сотрудников в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности;
• разработка оптимальной модели, технологии и алгоритма реализации руководителями управленческих функций и эффективной коммуникации в процессе деятельности;
• диагностика и анализ социально-психологических и социальных процессов, психической устойчивости и общего здоровья, а также прогноз их развития [5].
Таким образом, современный опыт показывает, что применение психолого-акмеологического сопровождения в профессиональной деятельности дает возможность с большей эффективностью решать различные практические задачи, которые отражают интересы конкретного человека, коллектива и общества в целом. Его реально сформировавшаяся основа — социально-психологическое сопровождение профессиональной деятельности и жизни человека и группы — продуктивно применяется в различных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Интегративная роль психолого-акмеологического сопровождения вполне очевидна и для систематизации профессионализации деятельности. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как аналитическая, исследо-вательско-диагностическая, тренинго-развивающая, конструктивно-прогностическая, саморегулятивная, организационная и коррекционная. Их успешное вы-
полнение выступает одним из ключевых критериев в достижении сотрудником качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятельности.
О.Б. Полякова считает, что важным условием профилактики является не только изучение влияния различных условий среды — социальных, бытовых, производственных — на психику человека, но и разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта, осуществление пропаганды психогигиенических взглядов [8].
Важны повышение уровня самосознания, развитие Я-концепции, повышение уровня и дифференциация аутопсихологической компетентности. Также важно преодоление тенденции рутинизации проявлений профессиональной деформации, адаптации, феномена привыкания, когда человек по существу готов смириться со сложившимися видами поведения и хочет отказаться от борьбы с проявлениями деформации, включая состояния проявления агрессии, депрессии, употребление алкоголя, конфликтное поведение в быту и на работе.
Одной из важных задач оптимизации предупреждения личностно-профессиональных деформаций является использование своеобразных сензитивных периодов — наиболее благоприятных периодов воздействий психотерапевтического, воспитательного, собственно коррекционного характера, что способствует эффективной профилактике любых деструктивных явлений и дает гораздо более стабильный результат, чем коррекция или лечение.
Таким образом, для успешного решения задачи преодоления последствий профессиональных деформаций важна разработка программы повышения уровня профессиональной и социальной защищенности; программы по профилактике психотравматизма. Необходимо включить материалы по основам самопрофилактики психотравматизма и саморегуляции в процедуры профессиональной подготовки и переподготовки, а также разработать комплекс организационных мер по оптимизации условий труда. Именно акмеологический подход позволяет «предупредить» человека о возможных профессиональных деформациях, построить модель предупреждения профессиональных деформаций, учитывающую акмеологиче-ские критерии, показатели и уровни оценки, а также условия и факторы предупреждения профессиональных деформаций.
ССЫЛКИ
[1]. Деркач А. А. Акмеология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнёва. — М.: Моск. психосоц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК, 2007. — 248 с.
[2]. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. — Кн. 2. — М.: РАГС, 2000. — 536 с.
[3]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы / Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. — М.: РАГС, 1996. — С. 20-39.
[4]. Деркач А.А., Лаптев Л.Г., Перелыгина Е.Б. Акме-ологическая концепция деятельности кадров управления в кризисных состояниях. — М.: АЛЬТЕКС, 2006. — 450 с.
[5]. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. — М.: РАГС, 2003. — 297 с.
[6]. Емельянова М.В. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов // Акмеология. — 2012. — № 4. — С. 103-104.
[7]. Казаков Ю.Н., Соловьянов С.Е. Кризисные ситуации и профессиональные деформации личности сотрудников федеральной миграционной службы // Акмеология. — 2010. — № 3. — С. 37-44.
[8]. Полякова О.Б. Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности: монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013.
[9]. Секач М.Ф. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости кадров военного управления: дис. ... докт. психол. наук. — М., 1999.
[10]. Хмельницкий Б.Н. Продуктивность профессиональной деятельности управленческого персонала: автореферат дис. ... канд. наук. — М., 1998.
[11]. Шлычков В.Р., Шлычкова О.Н. Формирование профессиональных деформаций и развитие аддиктивных форм поведения личности (взаимосвязь, диагностика, коррекция) // Акмеология. — 2015. — № 4. — С. 199-207.
PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL ASPECTS OF PREVENTION AND CORRECTION OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS
Sargylana E. Zaharova — Candidate of Psychological Sciences (PhD in Psychology), Associate Professor at the Department of Acmeology and Professional Psychology, Faculty of Psychology of the Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Ver-nadskogo Propsp., 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: S.E. [email protected]
Zaghidin G. Ustaev — Master's Degree Student at the Department of Acmeology and Professional Psychology, Faculty of Psychology of the Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Ver-nadskogo Prosp., 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article presents the results of the theoretical research aimed at psychological and acmeological analysis of prevention and correction of professional deformations. The authors have substantiated theoretically the statement that the most important prerequisite for the prevention and correction of professional deformations is the active application of effective techniques of psychological and acmeological support of professional activity. In the course of the theoretical analysis there have been defined essential characteristics of professional deformations (changes of personal qualities and features) under the influence of performing of professional activity, as well as factors of professional activi-
ties contributing to subsequent deformation: inflexibility of its methods (the executive component), absence of criteria of activity's evaluation in organization (control-regulatory component), duplication of tasks, excessive deterrence of initiative and regulation of employees (motivational-target component). As a result there has been formulated the theoretical model of psychological and acmeological support of professional activities, reflecting main directions (acmeological modeling of professional activity, expert monitoring of employees' professional development and development of their creative potential in the process of activity, acmeological service, updating the self-regulation of the mental stability in the frames of psychological and acmeological support, organizing of the system activity of the acmeological service activity in a certain structure), functions (analytical, research and diagnostic, training and educational, constructive and prognostic, self-regulative, institutional and correctional), acmeological criteria, indicators and levels of assessment, conditions and factors of the professional deformations prevention. There has been revealed the fact that in order to solve successfully the tasks of overcoming of the deformations' consequences, it is important to develop programs on improvement of the level of professional and social security, as well as programs on psychological trauma preventive measures. Key words: professional activity, professional deformations, mental stability, psychological-acmeological support, self-regulation.
REFERENCES
[1]. Derkach A.A. Akmeologija v voprosah i otvetah [Ac-meology: Questions and Answers]: Ucheb. Posobie / A.A. Derkach, E.V. Seleznjova. Moscow: Mosk. psihosoc. in-t; Voronezh: NPO «MODJeK, 2007. 248 p.
[2]. Derkach A.A. Akmeologija: lichnostnoe i profession-al'noe razvitie cheloveka. Akmeologicheskie osnovy uprav-lencheskoj dejatel'nosti [Acmeology: personal and professional development of the person. Akmeological bases of administrative activity]. — KN. 2. — Moscow: RAGS, 2000. — 536 p.
[3]. Derkach A.A., Zazykin V.G. Psihologicheskie fakto-ry jeffektivnosti professional'noj dejatel'nosti kadrov gosslu-zhby [Psychological factors of efficiency of professional work of civil service personnel] / Psihologija professional'noj dejatel'nosti kadrov gosudarstvennoj sluzhby. — Moscow, RAGS, 1996. — P. 20-39.
[4]. Derkach A.A., Laptev L.G., Perelygina E.B. Akmeo-logicheskaja koncepcija dejatel'nosti kadrov upravlenija v kri-zisnyh sostojanijah [Acmeological concept of activity of personnel management in crisis conditions]. — Moscow: ALTEX, 2006. — 450 p.
[5]. Derkach A.A., Stepnova L.A. Razvitie autopsiholog-icheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Development auto psychological competence of civil servants]. — Moscow: RAGS, 2003. — 297 p.
[6]. Emel'janova M. V. Professional'nye deformacii lich-nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov [The professional deformation of the person of employees of law enforcement bodies] // Akmeologija [Akmeology]. — 2012. — № 4. — P. 103-104.
[7]. Kazakov Ju. N., Solov'janov S.E. Krizisnye situacii i professional'nye deformacii lichnosti sotrudnikov federal'noj migracionnoj sluzhby [Crises and professional deformation of the person of employees of the Federal Migration Service] // Akmeologija [Akmeology]. — 2010. — № 3. — P. 37-44.
[8]. Poljakova O.B. Professional'nye deformacii lichnosti: ponjatie, struktura, diagnostika, osobennosti [Professional identity of deformation: the concept, structure, diagnostics, features]: monografija. — Moscow: NOU VPO Moskovskij psihologo-social'nyj universitet, 2013.
[9]. Sekach M.F. Akmeologicheskie osnovy samoregulja-cii psihicheskoj ustojchivosti kadrov voennogo upravlenija: dis. ... dokt. psihol. nauk. — Moscow, 1999.
[10/. Hmel'nickijB.N. Produktivnost' professional'noj dejatel'nosti upravlencheskogo personala [The productivity of the professional activities of the administrative staff. Dr. psychol. sci. diss.]: avtoreferat dis. ... kand. nauk. — Moscow, 1998.
[11]. Shlychkov V.R., Shlychkova O.N. Formirovanie pro-fessional'nyh deformacij i razvitie addiktivnyh form povedenija lichnosti (vzaimosvjaz', diagnostika, korrekcija) [Formation of professional deformations and development of addictive behaviors of the person (the relationship, diagnostics, correction)] // Akmeologija [Akmeology]. — 2015. — № 4. — P. 199-207.