Научная статья на тему 'Акмеологическое обеспечение профессионального развития космонавтов: концептуальная модель'

Акмеологическое обеспечение профессионального развития космонавтов: концептуальная модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ACMEOLOGICAL MODEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / MONITORING OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ACMEOLOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Саргылана Егоровна

В статье приведены результаты теоретического анализа особенностей психолого-акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов. Приводится описание разработанной автором соответствующей теоретической (концептуальной) модели, которая представляет собой систему комплексного психологического сопровождения профессионального развития и совершенствования космонавтов. Основное исследование включает в себя: изучение специфики профессиональной подготовки космонавтов; результаты мониторинга личностно-профессионального развития космонавтов на разных этапах их профессиональной подготовки и психологического собеседования с действующими космонавтами. В ходе анализа результатов исследования были выделены основные направления психологической подготовки космонавтов, которые базируются на фундаментальной концепции акмеологии оптимизации личностно-профессионального развития, что рассматривается автором как один из важных аспектов в практической деятельности профессиональной подготовки космонавтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL ENSURING OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF ASTRONAUTS: CONCEPTUAL MODEL

The article shows the results of the theoretical analysis of peculiarities of psychological and acmeological support of the professional development of astronauts. A description of acmeological a relevant author’s theoretical (concept) model is given, which constitutes a comprehensive psychological support system for professional development and improvement of astronauts. The primary research included the study of specifics of astronauts’ professional training, monitoring results of astronauts’ personal and professional development at different stages of their training and psychological interviews with currently active astronauts. In the course of the analysis of study results main directions of astronauts’ psychological training were found that based on fundamental concept of acmeology, namely, optimization of personal and professional development. This concept is considered by the author as one of the important aspects in professional training and everyday activities of astronauts.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое обеспечение профессионального развития космонавтов: концептуальная модель»

УДК 159.9

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Захарова Саргылана Егоровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры ак-меологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; доцент кафедры связей с общественностью и массовых коммуникаций Московского авиационного института (национального исследовательского университета); Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993; e-mail: S.E. [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты теоретического анализа особенностей психолого-акмеологи-ческого обеспечения профессионального развития космонавтов. Приводится описание разработанной автором соответствующей теоретической (концептуальной) модели, которая представляет собой систему комплексного психологического сопровождения профессионального развития и совершенствования космонавтов. Основное исследование включает в себя: изучение специфики профессиональной подготовки космонавтов; результаты мониторинга личностно-профессио-нального развития космонавтов на разных этапах их профессиональной подготовки и психологического собеседования с действующими космонавтами. В ходе анализа результатов исследования были выделены основные направления психологической подготовки космонавтов, которые базируются на фундаментальной концепции ак-меологии — оптимизации личностно-професси-онального развития, что рассматривается автором как один из важных аспектов в практической деятельности профессиональной подготовки космонавтов.

Ключевые слова: профессионализм, акмео-логическая модель, профессиональная компетентность, мониторинг личностно-профессио-нального развития, акмеологическая технология.

В психологии и акмеологии под личностно-про-фессиональным развитием понимается формирование личности и её профессионализма в результате профессиональной деятельности [2, с. 100]. Лич-ностно-профессиональное развитие космонавтов осуществляется в процессе как профессиональной деятельности, так и самостоятельной подготовки и саморазвития.

Важную роль в становлении профессионализма космонавтов играет использование принципов личностно ориентированной образовательной среды в интересах профессионального отбора и форми-

рования профессионально важных качеств, изучение внутреннего мира человека опасной профессии, его психических и душевных состояний [14, с. 117].

Профессионализм — это высшая категория качества [14, с. 128], интегральная характеристика человека труда, включающая в себя его сформирован-ность как субъекта профессиональной деятельности, профессиональное общение, зрелость как профессионала [2, с. 93].

А.А. Деркач считает, что профессиональную субъектность следует рассматривать как проявление субъектности в профессиональной среде, т.е. как ин-тегративное личностное качество, которое развивается и реализуется в пространстве профессиональной деятельности благодаря внутренне детерминированной конструктивно-преобразовательной активности, что позволяет выходить за рамки ситуативной стимуляции деятельности и активно-избирательно и инициативно-ответственно осуществлять её регуляцию, обеспечивая эффективное решение профессиональных задач и личностно-профессиональное саморазвитие [7, с. 17].

Внутренний акмеологический критерий проявляется через внешний акмеологический критерий — способность оптимальным образом разрешать противоречия, которые возникают в процессе учебно-познавательной и профессиональной деятельности, общения и самопознания, обеспечивая возможность эффективного саморазвития и самореализации в образовательной и профессиональных средах [8, с. 8].

Специалист-профессионал — это человек, достигший высокого уровня мастерства, которое позволяет ему выполнить задание с требуемым качеством, надёжно и эффективно достичь стабильного результата. В основу подготовки такого специалиста закладываются знания, умения, навыки в соответствии с профессиографией его действий [2, с. 93; 9].

Как отмечает В.А. Пономаренко, психологической добавкой к профессионально важным качествам специалиста опасной профессии, к категории которой относятся космонавты, является осознание того, что профессиональные знания, умения, навыки

представляют собой не центральное звено личности, а лишь средство развития своих возможностей. Для опасных профессий профессионализм — категория человеческого бытия, система личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива здесь является мораль подвижничества, для которой самосохранение не стоит на первом плане. Опасная профессия требует от человека:

1) постоянной социально-психологической готовности к работе в экстремальных условиях;

2) наличия врождённых психофизиологических качеств;

3) исключительно пластичной нервной системы, которая позволяет перманентно формировать гибкие нейропсихические связи, новые функциональные свойства, обеспечивающие такие процессы, как создание образа, интуиция, предвосхищение.

Принципиальной особенностью опасной профессии является то, что человек должен не только уметь избегать опасности, но и преодолевать её, если она неотвратима; не приспосабливаться к ней, а преобразовывать ситуацию в состояние управляемости, т.е. переводить свою жизнедеятельность в другое пространство. Космонавты, как представители опасных профессий, обеспечивают безопасность прежде всего другим людям, что и образует нравственную основу опасной профессии [14, с. 128—129].

По мнению П.А. Корчемного, овладеть уровнем сложных умений может только подготовленный в психофизиологическом, интеллектуальном отношении исполнитель, который не только имеет соответствующие знания, навыки и умения, но которому присущи профессиональные черты характера, профессиональные привычки, профессионально важные качества, а также идейные, нравственные, социальные качества личности, ценностные ориентации, «Я-концепция» и адекватные состояния личности [12, с. 36].

Для этого используется ресурсный подход, который представляет собой подход к оценке индивида с позиции наличия у него совокупности ресурсов и потенциала. Ресурсы человека как субъекта профессиональной деятельности — это биофизические, психофизиологические и личностные ресурсы, компетенции и компетентности. С позиций ресурсного подхода потенциал человека рассматривается как система возобновляемых, частично возобновляемых и невознобляемых ресурсов, которые проявляются или могут проявиться в реальной деятельности (В.Л. Бакштанский, О.И. Жданов, В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнов, Ю.В. Синягин) [3; 15, с. 179-180].

Разработанная нами акмеологическая модель психолого-акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов выявляет переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и её профессионализма) к будущему идеальному. Модель позволяет получить интегральную характеристику текущего состояния личности и её потенциала; определить способы его реализации и последовательность действий в деятельности образа будущего состояния, описание контроль-

ных механизмов и функционирования обратных связей. Алгоритм, выражающий сущность акмео-логических закономерностей, представляет собой совокупность процессов, интегрирующих варианты и характеристики способов действия, развития и связей [2, с. 7-8].

Акмеологическая модель проектирует соотношение настоящего и будущего состояния личности, задаёт перспективы, средства, цели и методы развития, являясь способом движения к оптимуму, который определяется внешней (акмеологическая поддержка) и внутренней (самосовершенствование субъекта) детерминантами.

«Стартовое» состояние личности, группы, организации и т.д. называется оригиналом.

«Финишное», идеальное, состояние должно отвечать следующим критериям: высший уровень компетентности, профессионализма, самовыражения, акме, которые в этом смысле инвариантны. Переменным является оригинал, который должен диагностироваться по признакам уровня развития — дефицита, нормы, оптимальности [9].

Понятие «моделирование» употребляется в ак-меологии и в более частном значении: моделируются гуманитарные технологии [2, с. 64-65].

При построении модели акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов были использованы теоретические подходы к содержанию образования с позиций концепции инструментальной составляющей развивающей функции обучения [13].

Эта модель раскрывает сущность данного подхода, его структурно-функциональный состав, характерные взаимосвязи между структурными компонентами.

Говоря о профессиональном развитии, следует отметить, что профессионалами не рождаются, ими становятся в результате серьёзного и кропотливого труда как самого космонавта, так и всего инструк-торско-преподавательского состава.

Главной задачей системы повышения квалификации является создание условий для самоактуализации уже состоявшихся космонавтов, совершенствование приёмов самообразования на основе имеющего профессионального опыта. С точки зрения данного подхода понятие «компетентность» необходимо рассматривать не как набор знаний, умений и навыков, которые уже освоены, а как овладение новыми знаниями, умениями и навыками, в зависимости от индивидуальных потребностей, в которых первостепенное значение приобретает возможность самосовершенствования, самореализации.

Соответственно, для обеспечения качества обучения особую значимость приобретает сопряжение предлагаемой образовательной программы с «субъективной моделью повышения компетентности», под которой понимается система представлений конкретного космонавта о желаемом содержании и формах этого процесса. Отметим, что субъективная модель обучающегося может находиться в различных соотношениях (гармоничность или же противоречия) как с предложенной ему «объ-

ективной моделью» подготовки, зафиксированной в виде программы, тематического плана и т.д., так и с лежащей в её основе моделью профессиональной компетентности.

Для разработки акмеологической модели психо-лого-акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов были использованы: модели, которые применяются в системе непрерывного образования [6], психолого-акмеологическая модель развития знаний, умений и навыков кадров управления [11], теоретическая модель психологического воздействия в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий [4], модель акмеологического обеспечивания профессионального развития руководите-

лей и специалистов органов законодательного власти Российской Федерации [1; 13].

За основу разработки модели психолого-акмео-логического обеспечения была взята модель акмеологического обеспечения профессионального развития руководящих работников государственной службы, включающаяся в себя систему комплексного психологического сопровождения профессионального развития госслужащих [13, с. 20-23].

Модель адаптирована применительно к профессиональной деятельности космонавтов (рис. 1). Приведённая на рис. 1 модель включает в себя: • содержание психологической подготовки космонавтов:

ЦЕЛИ

• психологическая помощь в профессиональной самореализации и достижении результатов в профессиональном развитии;

• помощь в успешном преодолении профессиональной адаптации

• продвижение профессиональной карьеры космонавтов.

Основные направления психологического сопровождения

Направления психологической подготовки:

• развитие профессионального «Я»;

• профессиональная адаптация;

• психологическая готовность к творческому решению профессиональных задач;

• формирование эффективного стиля профессиональной деятельности.

• формирование профессиональных

Подсистемы профессиональной деятельности:

• космонавт - инструктор;

• космонавт - космонавт;

• космонавт - индивидуальный потенциал;

• космонавт - информация;

• космонавт - внешняя среда;

• космонавт - личная жизнь космонавта

Средства развития

Виды психологической работы:

• профессиональное обучение;

• профессиональное воспитание;

• психодиагностика;

• психопрофилактика;

• психокоррекция;

• психологическое просвещение,

• психологическое консультирование.

Необходимые и достаточные условия:

• учет профессиональной специализации космонавта;

• учет статусно-должностного уровня;

• учет возрастных, гендерных индивидуально-психологических особенностей.

Результаты:

• на уровне динамики профессиональных результатов;

• на уровне субъективной удовлетворённости профессиональной деятельностью.

Рис. 1. Модель акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов

— развитие профессионального «Я»;

— профессиональная адаптация;

— психологическая готовность к творческому решению профессиональных задач;

— формирование эффективного стиля профессиональной деятельности;

— формирование профессиональных команд;

— формирование психологической готовности к деятельности в особых и экстремальных условиях.

• систематическую психологическую помощь космонавтам:

— мониторинг акмеологического контроля;

— индивидуальные психологические консультаций;

— акмеологическое обеспечение профессиональной деятельности в ходе программно-целевых тренингов.

В целом мониторинг представляет собой систему отслеживающего контроля личностно-професси-онального развития космонавтов на разных этапах их профессиональной подготовки.

Следующим направлением в психологической работе с космонавтами является психолого-педагогическое направление, которое обеспечивает реализацию коррекционно-развивающих мероприятий в процессе профессиональной подготовки. Данное направление определяется как комплекс мероприятий, которые направлены на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психической регуляции функций, состояний, качеств, установок, мотивов, поведения в рамках профессионально значимых задач. В основе данного направления лежит акмеологическая технология проведения индивидуальных консультаций, профессиональных собеседований и тренингов программно-целевого содержания [5]. Главная идея здесь состоит в перестановке акцентов: переходе от исследования и психолого-акмеологического контроля космонавта к продуктивному воздействию на него, которое осуществляется с помощью индивидуальных консультаций, групповых занятий и акмеологиче-ских тренингов.

При этом системообразующим фактором психотехнологического процесса является спонтанное развитие участника моделируемой деятельности, при котором изменение его личностных характеристик закономерно отражается на результатах реализации моделируемой деятельности.

Алгоритм продуктивного профессионального развития личности представляет собой определённую последовательность акмеологических и психолого-педагогических действий, которые реализуются в системе профессиональной подготовки космонавтов, ориентированы на формирование профессиональной компетентности и содержат два вектора реализации:

• мотивационный (мотив — цель — задача);

• деятельностный (деятельность — действия — операции).

Реализация алгоритма происходит на уровне:

• знаний — усвоение предварительных сведений о системе профессионального развития в целом;

• умений и навыков — овладение базовыми и специальными профессиональными компетент-ностями;

• интегральной компетентности — систематическое применение технологий профессионального саморазвития в профессиональной деятельности.

Алгоритм позволяет также сформировать интег-ративные личностно-профессиональные новообразования личности и добиться:

• интеграции профессионального самосознания и достижения уровня профессиональной аутентичности (осознание соответствия профессиональных требований к личности и собственных индивидуально-личностных способностей);

• самокоррекции на основе изменённой «Я-концепции» нежелательных с точки зрения профессиональной продуктивности индивидуально-личностных качеств, избавление от вредных привычек и достижение на этой базе обновлённого поведенческого уровня;

• саморегуляции и самоконтроля в рамках профессиональной деятельности в соответствии с необходимостью личностно-профессионального решения задач по стрессоустойчивости, умению действовать в ситуациях неопределённости, совершенствованию коммуникативности;

• саморазвития и самореализации в условиях профессиональной деятельности — переходу от адаптивной (приспособленческой) к творческой (самореализующейся) модели профессионального поведения [13].

Таким образом, представленная модель акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов определяет цели, основные направления психологической подготовки, средства развития и ожидаемые результаты. Разработанная теоретическая модель является базисом для обоснования и разработки программы личностно-профессионального совершенствования космонавтов и её предстоящей опытной проверки [10].

Автор выражает искреннюю благодарность за полученные знания и опыт в сфере акмеологии и космонавтики своим учителям-наставникам: Анатолию Алексеевичу Деркачу — доктору психологических наук, профессору, академику РАО; Леониду Иосифовичу Воронину — доктору медицинских наук, профессору, академику РАМН; Олегу Игоревичу Жданову — доктору психологических наук, профессору; Владимиру Георгиевичу Зазыкину — доктору психологических наук, профессору.

ССЫЛКИ

[1]. Аграрова Е.А. Акмеологическая модель процесса развития исследовательской компетентности судьи. — М.: МААН, 2009.— 17 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2]. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: РАГС, 2010.— 161 с.

[3]. Бакштанский В.Л., Жданов О.И. Менеджмент жизни: стратегия личной эффективности. — М.: Беловодье, 2008.— 464 с.

[4]. Батов М.А. Теоретическая модель психологического воздействия в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий. — М.: МААН, 2008.— 22 с.

[5]. Деркач А.А. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. — М.: РАГС, 2001.— 541 с.

[6]. Деркач А.А. Формирование образовательной ак-меологической среды для достижения профессионального успеха. — М.: РАГС, 2007.— 80 с.

[7]. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. № 4. — С. 9-21.

[8]. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2016. № 2. — С. 7-12.

[9]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психоло-го-акмеологические основы). — М.: РАГС, 2003.— 156 с.

[10]. Захарова С.Е. Акмеологическая программа лич-ностно-профессионального развития космонавтов // Акмеология. 2015. № 3. — С. 79-80.

[11]. Ивахненко А.С. Эмпирическое изучение пси-холого-акмеологической модели развития акмеологиче-ских знаний, умений и навыков кадров управления. — М.: МААН, 2008.— 36 с.

[12]. Корчемный П.А. Содержательная характеристика основных понятий компетентностного подхода в образовании (акмеологическая составляющая) // Акмеология. 2016. № 2. — С. 30-39.

[13]. Осипова Е.П. Модель акмеологического обеспечения профессионального развития руководителей и специалистов органов законодательной власти РФ. — М.: МААН, 2007.— 29 с.

[14]. Пономаренко В.А. Профессия — психолог труда. — М.: Институт психологии РАН, 2007.— 400 с.

[15]. Чирковская Е.Г., Снесарева Е.В. Модель оценки персонала организации: критерии и показатели // Акмеология. 2015. № 3. — С. 179-181.

ACMEOLOGICAL ENSURING OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF ASTRONAUTS: CONCEPTUAL MODEL

Sargylana E. Zaharova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Acmeology and Professional Psychology of the Institute of Social Science of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA); 84 pr. Vernadskogo, Moscow 119606, Russia; Associate Professor at the Department of Public Relations and Mass Communications of Moscow Aviation Institute (National Research Institute); 4, Vo-lokolamskoye sh., A-80, GSP-3, 125993, Moscow; [email protected];

ABSTRACT

The article shows the results of the theoretical analysis of peculiarities of psychological and acme-ological support of the professional development of astronauts. A description of acmeological a relevant

author's theoretical (concept) model is given, which constitutes a comprehensive psychological support system for professional development and improvement of astronauts. The primary research included the study of specifics of astronauts' professional training, monitoring results of astronauts' personal and professional development at different stages of their training and psychological interviews with currently active astronauts. In the course of the analysis of study results main directions of astronauts' psychological training were found that based on fundamental concept of acmeology, namely, optimization of personal and professional development. This concept is considered by the author as one of the important aspects in professional training and everyday activities of astronauts.

Key words: professionalism, acmeological model, professional competence, monitoring of personal and professional development, acmeological technology.

REFERENCES

[1]. Agrarova E.A.Akmeologicheskaya model protsessa razvitija issledovatelskoi kompetentnosti sydji. [Acmeological model for the process development of judge's research competence]. M.: MAAN, 2009.— 17 s.

[2]. Acmeologicheskij slovar/ Pod obsch. red. A.A. Derk-acha [Acmeology Dictionary]. M.: 2010, RAGS, 2010.— 161 s.

[3]. Bakshtanskij V.L., Zhdanov O. I. Menedzhment zhizni: strategija lichnoi effektivnosti. [Life management: the strategy of personal effectiveness.]. M.: Belovodje, 2008.— 464 s.

[4]. Batov M.A. Teoreticheskaya model psikhologich-eskogo vozdejstvija v ozdorovitelnom protsesse veteranov bo-jevykh dejstvij. [A theoretical model for psychological influence on wellness process of combat veterans.]. M.: MAAN, 2008.— 22 s.

[5]. Derkach A.A. Akmeologicheskije tekhnologii diag-nostikii aktualizatsyi lichnostno-professionalnogo rosta. [Acmeological technologies for diagnosis and actualization of personal and professional growth.]. M.: RAGS, 2001.— 541 s.

[6]. Derkach A.A. Formirovanije obrazovatelnoj akmeo-logicheskoj sredy dlja dostizhenija professionalnogo uspekha. [Educational acmeological sphere formation for the professional success.]. M.: RAGS. 2007.— 80 s.

[7]. Derkach A.A. Professionalnaja subjektivnost kak psikhologo-achmeologicheskijfenomen. [Professional subjectivity as psychological acmeological phenomenon.]. Akme-ologija. [Acmeology] 2015. № 4, S. 9-21.

[8]. Derkach A.A. Professionalnaja subjektivnost kak psikhologo-achmeologicheskij fenomen. [Professional subjectivity as psychological acmeological phenomenon.]. Akme-ologija. [Acmeology] 2016. № 2, S. 7-12.

[9]. Derkach A.A., Zazykin V.G. Professionalizm dejatel-nosti v osobykhi ekstremalnykh uslovijakh. (psikhologo-ak-meologicheskije osnovy). [Professional activity in special and extreme conditions. (psychological acmeological basis)]. M.: RAGS. 2003. 156 s.

[10]. Zakharova S.E. Akmeologicheskaya programma lichnostno-professionalnogo razvitija kosmonavtov. [Acmeological program for astronauts' personal and professional development.]. Akmeologija. [Acmeology] 2015. № 3, S. 79-80.

[11]. Ivakhnenko A.S. Empiricheskoje izuchenie psik-hologo-akmeologicheskoj modeli razvitija akmeologicheskikh znanij, umenij i navykov kadrov upravlenija. [Empirical study for psychological acmeological model for the public servants' acmeological knowledge and skills development.]. M.: MAAN. 2008. 36 s.

[12]. Korchemnyj P.A. Soderzhatelnaya kharakteristika osnovnykh ponjatij kompetentnosnogo podkhoda v obrazova-nii (akmeologicheskaya sostavljaj uschaja). [Substantial characteristics of the main concepts of the competence approach in education (acmeological component)]. Akmeologija. [Ac-meology] 2016. № 2, S. 30-39.

[13]. Osipova E.P. Model akmeologicheskogo obespech-enija professionalnogo razvitiya rukovoditelej I spetsyalistov organov zakonodatelnoj vlasti RF. [Acmeological support model for heads and specialists of legislative power bodies of the Russian Federation professional development.]. M.: MAAN. 2007.— 29 s.

[14]. Ponomarenko V.A. Professija — psikhologtruda. [Profession — psychologist of labour.]. M.: Institute Psik-hologii RAN. 2007.— 400 s.

[15]. Chirkovskaya E.G., Snesareva E.V. Model otsenki personala organizatsii: kriterii i pokazateli. [Personnel organization estimation model: criteria and indicators.]. Akmeologija. [Acmeology] 2015. № 3, S. 179-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.