Научная статья на тему 'Акмеологическая программа личностнопрофессионального развития космонавтов'

Акмеологическая программа личностнопрофессионального развития космонавтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕ / ACME / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ACHMEOLOGICAL MODEL / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Саргылана Егоровна

Статья посвящена теоретико-аналитическому анализу проблемы личностно-профессионального развития профессионализма космонавтов. В данной статье рассматриваются вопросы личностнопрофессионального развития профессионализма космонавтов в психолого-акмеологическом аспекте, модель акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов и программа личностно-профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL PROGRAM OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE COSMONAUTS

The article is devoted to theoretical and analytical analysis of the problem of personal and professional development of cosmonauts’ professionalism. This article emphasizes the issues of personal and professional development of cosmonauts’ professionalism in psychological and acmeological aspect, the model of acmeological support of professional cosmonauts’ development and the program of personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая программа личностнопрофессионального развития космонавтов»

знание актуального психологического материала, связанного с травматическим опытом и являющимся часто причиной возникновения проблем и личностных кризисов. В этом случае работа психолога может строиться на совместном с клиентом анализе проявившихся проекций.

Однако необходимо отметить и тот факт, что выполнение данного теста несёт определённую психоэмоциональную нагрузку для испытуемого. Поэтому рекомендуется выбирать для конкретного исследования лишь необходимые тематические вопросы, выбранные из базового опросника, либо предложенные самостоятельно. К данному изображению можно вернуться позже, получив необходимую дополнительную информацию. Психологу при выполнении данного теста также следует фиксировать как реакции сопротивления, так и эмоционально окрашиваемые высказывания, что может нести в себе необходимую дополнительную информацию.

Таким образом, модифицированный нами проективный тест Гомункулус позволяет проводить объемное и всестороннее исследование личности, т.к. в опросник могут быть включены вопросы разнообразной направленности, касающихся различных сфер деятельности человека. Более того, тест можно использовать и в коррекционных целях в психологическом консультировании с клиентами, имеющими высокий уровень рефлексии, а также при повторной диагностике с целью анализа эффективности психологической коррекции, консультативной и психотерапевтической работы.

Литература:

[1]. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. -288 с.

[2]. Беллак Л., Эбт Л. и др. Проективная психология: Пер. с англ. -2-е изд., сокр., испр. - М.: Психотерапия, 2010. - 416 с.

[3]. Колосницына М.Ю.Психологическая диагностика типа личности по рисунку: монография/ М.Ю. Колосницына, Алифанова Л.Г., Лабу-тина В.Е. - М.: «Печатный дом», 2012. -200с.

[4]. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с.: ил., - С. 19-20

DEVELOPMENT AND TESTING OF THE MODIFIED PROJECTIVE TEST «HOMUNCULUS» IN PRACTICE ACMEOLOGY STUDU OF PERSONALITY, PSYCHOLOGY COUNSELING AND PSYCHOTHERAPY

Zakharova Olga Yurievna (Moscow) Candidate of Pedagogical sciences /Ph.D., Associate Professor of the Department Acmeology and psychology professional activities RANEPA /Russian Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

Abstract

the article describes the author modified projective test «Homuncu-lus» and its use in the practice of Acmeology studu of personality, psychology counseling and psychotherapy. The paper is a detailed description of this test, results of testing, as well as provides some practical examples.

Key words: Acmeology studu of personality, psychology counseling and psychotherapy, psychological diagnosis, projective tests, modified projective test «Homunculus».

УДК 159.9

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТОВ

Захарова Саргылана Егоровна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; S.E.Zakharova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена теоретико-аналитическому анализу проблемы личностно-профессионального развития профессионализма космонавтов. В данной статье рассматриваются вопросы личностно-профессионального развития профессионализма космонавтов в психолого-акмеологическом аспекте, модель акмеологического

обеспечения профессионального развития космонавтов и программа личностно-профессионального развития. Ключевые слова: акме, профессионализм, акмеологическая модель, личностно-профессиональное развитие.

В результате анализа современных акмеологических исследований [1, 2, 3, 4, 5] в сфере изучения личностно-профес-сионального развития человека в процессе профессиональной деятельности актуализируются вопросы личностно-профес-сионального развития и совершенствования профессионализма космонавтов в психолого-акмеологическом аспекте.

Для это в интересах разработки программы и перечня методик личностно-профессионального совершенствования космонавтов проведен совместно с Л.И. Ворониным теоретико-методологический анализ проблемы изучения профессионализма, определены и описаны акмеологические инварианты профессионализма, исследованы методологические и методические основы изучения профессионализма, разработаны модель акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов, программа личностно-профессиональ-ного совершенствования космонавтов, перечень методик лич-ностно-профессионального совершенствования космонавтов.

В результате теоретико-методологического анализа выявлены два основных подхода к проблеме изучения профессионализма: преимущественно психологический (психология труда) и преимущественно акмеологический. Применительно к профессии космонавта на этапах отбора предпочтителен преимущественно психологический подход, а на этапах подготовки и осуществления космических полётов - психолого-акмеологический.

Как свидетельствуют акмеологические исследования, развитие профессионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием акмеологических инвариант профессионализма [3].

Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от её содержания и специфики (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, устойчивая образная сфера, умение принимать решения).

Анализ методологических и методических подходов к изучению профессионализма показал, что методология изучения профессионализма, с одной стороны, является общей для наук, входящих в комплекс наук о человеке, с другой стороны, имеет конкретное акмеологическое содержание. Она позволяет определить акмеологическую специфику её объекта - непрерывно развивающуюся личность, субъектный характер этого развития, достигающего высшего уровня. Интегрирующую роль в акмеологических исследованиях играет собственно акмеологический подход. Акмеологический подход предполагает, что акме и самоосуществление - это не идеальные образы, а постоянное движение к ним через соотношение реальных характеристик развития человека с оптимальной моделью саморазвития.

В силу интегративного характера акмеологии в акмеологических исследованиях профессионализма широко применяются методы других смежных наук и, прежде всего, психологических. В то же время в их применении существует одна особенность: анализ полученных данных в значительной степени осуществляется с акмеологических позиций. Собственно акмеологический методический арсенал базируется на акмеоцентрическом и акмеографическом подходах.

В психологии и акмеологии под личностно-професси-ональным развитием понимается формирование личности и её профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях [5]. Личност-но-профессиональное развитие кандидатов в космонавты и космонавтов осуществляется как непосредственно в процессе профессиональной деятельности, так и в системе самостоятельной подготовки, саморазвития, переподготовки и повышения квалификации.

С целью оптимизации профессионального развития в системе профессиональной подготовки разработана акмеоло-гическая модель психолого-акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов.

Разработанная модель акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов определяет цели,

основные направления психологической подготовки, средства развития и ожидаемые результаты. Модель является базисом для обоснования и разработки программы личностно-про-фессионального совершенствования космонавтов.

Разработанная программа личностно-профессиональ-ного совершенствования космонавтов определяет четыре развёрнутых направления совершенствования (коммуникативная, управленческая, аутопсихологическая компетентность и профессиональное мышление) и направлена на развитие профессионализма личности - важнейшего компонента формирования акме космонавта-профессионала.

Таким образом, разработанный перечень методик лич-ностно-профессионального совершенствования космонавтов включает минимальный (обязательный) для всех космонавтов перечень, который необходимо внедрять в программу подготовки космонавтов, и факультативный перечень, который реализуется по индивидуальным пожеланиям и показаниям в процессе самоподготовки. Обязательный перечень направлен на развитии стрессоустойчивости, эффективного внутригруппового (внутриэкипажного) взаимодействия, оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Результаты, полученные входе проведенного исследования целесообразно использовать в процессе подготовки космонавтов.

Автор статьи выражает искрению благодарность за полученные знания и опыт в сфере акмеологии и космонавтики своим учителям-наставникам Деркачу Анатолию Алексеевичу - доктору психологических наук, профессору, академику РАО; Воронину Леониду Иосифовичу - доктору медицинских наук, профессору, академику; Жданову Олегу Игоревичу - доктору психологических наук, профессору; Зазыкину Владимиру Георгиевичу - доктору психологических наук, профессору.

Литература

[1] - Жданов О.И. Менеджмент жизни: стратегия личной эффективности. - М.: Беловодье, 2008. - 464 с.

[2] Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1-5. Кн.: 5 Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. М.: РАГС, 2001. 541с.

[3] Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2003. 156 с.

[4] Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. 125 с.

[5] Деркач А.А., Дьячков В.М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления. - М.: МААН, 1997. - 231 с.

[6] Осипова Е.П. Модель акмеологического обеспечения профессионального развития руководителей и специалистов органов законодательной власти РФ. - М.: МААН, 2007. - 29 с.

ACMEOLOGICAL PROGRAM OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE COSMONAUTS

Sargylana E. Zaharova (Moscow, Russia) - PhD on Psychology, Assistant Professor at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; S.E.Zakharo-va@mail.ru

Abstract

The article is devoted to theoretical and analytical analysis of the problem of personal and professional development of cosmonauts' professionalism. This article emphasizes the issues of personal and professional development of cosmonauts' professionalism in psychological and acmeological aspect, the model of acmeological support of professional cosmonauts' development and the program of personal and professional development.

Key Words: acme, professionalism, achmeological model, personal and professional development.

УДК 159.9.072.43

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В ЗАКРЫТОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Згиборз Александра Владимировна (Москва, Россия) - студентка 5-го курса, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; a.zgiborz@yandex.ru

Аннотация

Отражены результаты эмпирического исследования, проведенного в одном из московских учебных заведений закрытого типа. Рассматриваются взаимоотношения девушек-подростков и их связь с общим статусом в классе, нравственными и интеллектуальными качествами.

Ключевые слова: девушки-подростки, межличностные отношения, взаимоотношения в классе, нравственность, интеллект, модульный социотест.

Введение. Подростковый возраст - период наибольшей значимости группы в жизни ребенка: меняется соотношение позиции взрослого и сверстника в пользу последнего. Статус на этом этапе определяется теми образцами поведения, которые ценятся самими подростками. А.Я.Анцупов и В.В.Ковалев [1] определяют статус как интегральный показатель выраженности положений (рангов) человека по значимым для группы психологическим критериям. Они утверждают, что в трудовых и учебных коллективах статусное положение является одним из определяющих в структуре межличностных отношений. Статус конкретного члена коллектива зависит от положения индивида в каждой из рассматриваемой сфер. При этом далеко не всегда лидеры группы имеют высокий ранг во всех изучаемых сферах отношений. Также нельзя исключать и факт влияния гендерного аспекта на взаимоотношения подростков. Многочисленные исследования указывают на то, что девочкам чаще «приписывают» такие качества, как сочувствие, сострадание; в дружбе доминируют диады и триады [4,10,11]. При этом девушки более вспыльчивы и чаще демонстрируют эмоции [3].

Методика и организация исследования. Исследование было проведено среди учащихся 10-х классов (А, Б, В, Г и Д класс) в одном из закрытых учебных заведений города Москвы для девочек и явилось продолжением начатых ранее под руководством В.В.Ковалёва исследований [5-9]. Для опроса использовалась методика «Модульный социотест» [1], позволяющая оценить взаимоотношения, складывающиеся между членами коллектива. Были взяты два основных модуля («Мое отношение» - МО и «Отношение ко мне» - ОМ) и два дополнительных («Нравственные качества» - НК и «Интеллектуальные качества» - ИК). Взаимное оценивание девушек проводилось по первым трем модулям в шкале от -5 до +5 баллов, переводимых впоследствии в шкалу от 0 до 10, и в 4 модуле - от 0 до 10 баллов. При этом целью было выявить ранговое и статусное положение, среднее групповое значение по каждому модулю, связь взаимоотношений девочек в классах с их общим статусом, оценкой нравственности и интеллектуальных качеств своих сверстниц (ранговая корреляция г Спирмена, р<0,05), а также сравнить результаты по классам. Всего было опрошено 83 человека, возраст девушек - 15-17 лет.

Результаты и их обсуждение. Наибольшее групповое среднее значение по всей выборке было получено по шкале НК (7,83), самое низкое - по шкале ИК (7,08). Это означает, что по нравственным показателям девочки в целом оценивают своих одноклассниц высоко, считают друг друга достаточно честными и порядочными, в то время как интеллектуальные качества, по мнению самих девочек, на достаточно низком уровне, либо им не придается большого значения в этих классах. Общий уровень отношений (МО) в классах зафиксирован 7,39, а воспринимается девочками (ОМ) как 7,27, что говорит о некоторой общей недооценке отношения к себе.

В 10 «А» классе наибольшая зависимость выявлена межу МО и ОМ (г=0,81), а также между МО и НК (г=0,78). С определенной долей вероятности можно говорить о том, что свое отношение к одноклассницам девочки преимущественно определяют с учетом отношения к ним самим и отчасти уров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.