Научная статья на тему 'Решение фундаментальных задач акмеологической науки'

Решение фундаментальных задач акмеологической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ACMEOLOGICAL SCIENCE / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КВАЛИМЕТРИЯ / ACMEOLOGICAL QUALIMETRY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / МОДЕЛЬ СУБЪЕКТИВНОЙ ВЕРОЯТНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КВАЛИМЕТРИИ / MODEL OF ACMEOLOGICAL QUALIMETRY RESULTS' SUBJECTIVE PROBABILITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE TRAJECTORY OF AN ACTOR'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT / THE EFFICIENCY OF THE SUBJECT'S ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко Александр Викторович, Жук Игорь Александрович

Данная статья является своеобразным теоретическим обобщением цикла статей, которые были посвящены решению фундаментальных задач современной акмеологической науки. В статье обозначены основные направления развития акмеологии, определяющие формирование структуры наиболее актуальных фундаментальных задач. В частности, выделена научно-исследовательская деятельность, состоящая в дальнейшей разработке методологии акмеологической науки на уровне уточнения и расширения концептуального, а также инструментального аппаратов. Особое место в статье отведено разработке методологических основ акмеологической квалиметрии, регулирующих использование измерительных процедур в акмеологии, позволяющих оценивать деятельность субъектов на уровне личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом. Обосновывается необходимость использования модели оценки уровня субъективной вероятности результатов акмеологической квалиметрии как инструментария повышения их валидности. Акмеология кадровой работы, в связи с чрезвычайной важностью этого направления в современный период, рассматривается как одно из приоритетных направлений акмеологической науки. Акмеологическое сопровождение предлагается как перспективное с точки зрения решения высокопрофессиональных задач в различных предметных областях: правовой акмеологии, политической акмеологии, акмеологии управления, экономической акмеологии, акмеологии образования, акмеологии воспитания, акмеологии экспертной деятельности, акмеологии спорта высших достижений. Оптимальные алгоритмы решения акмеологических задач предлагается начать с разработки концептуальных дифференцированных подходов их решения в конкретных предметных отраслях. Кроме этого приведено обоснование того, что применение новых информационных технологий в акмеологии позволяет получать необходимую акмеологическую информацию в отношении индивидуального или группового субъекта деятельности и выстраивать выверенную траекторию его профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING OF THE FUNDAMENTAL TASKS OF ACMEOLOGICAL SCIENCE

This article is a kind of theoretical generalization of the series of articles devoted to solving of the fundamental tasks of the modern acmeological science. The article outlines the main directions of acmeology’s development, determining the formation of the structure of the most relevant fundamental tasks. In particular, scientific research is emphasized, comprising further development of the acmeological science methodology at the level of specifying and expanding conceptual, as well as instrumental apparatus. Pride of place goes to the development of methodological bases of acmeologiсal qualimetry, regulating the application of measurement procedures in acmeology, allowing to evaluate activities of the subjects at the levels of an individual, society, state, world community, the whole modern civilization integrally. The author justifies the necessity to use the assessment model of the level of acmeological qualimetry results’ subjective probability as a validity enhancing tool. Personnel management acmeology, in connection with the extreme importance of this direction in the modern period, is considered as one of the priority directions of acmeological science. Acmeological maintenance is offered as promising in terms of solution of highly professional tasks in various subject areas: legal acmeology, political acmeology, management acmeology, economic acmeology, educational acmeology, upbringing acmeology, expert activity acmeology, high-performance sport acmeology, etc. It is proposed to start the optimal algorithms of acmeological tasks resolving with the development of conceptual differentiated approaches to their solution in specific subject branches. Besides, there is given substantiation of the fact that the application of new information technologies in acmeology allows to receive the necessary acmeological information in respect of individual or group actors, as well as to build accurate trajectory of its professional development.

Текст научной работы на тему «Решение фундаментальных задач акмеологической науки»

УДК 159.9.072

РЕШЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Кириченко Александр Викторович — доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Жук Игорь Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных, экономических и естественнонаучных дисциплин Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Акмеология, пройдя закономерный этап юридического, организационного, научно-методологического формирования, определяя предмет своего научного интереса как законы, закономерности достижения «вершин» в развитии единичных, на уровне взрослости и высших достижений, прежде всего в профессиональной деятельности, и групповых, на уровне расцвета социальных систем, интенсивно развивается, успешно

решая целый ряд фундаментальных задач [2; 3].

Фундаментальность акмеологии обеспечивается формированием собственных теоретико-методологических и прикладных основ, определяющих проблемное поле исследования, специфику подходов в изучении единичных и групповых субъектов, в построении моделей и технологий познания и развития изучаемых социальных явлений.

При этом акмеология в решении фундаментальных задач интегрирует всё лучшее в человекознании и человековедении, опираясь на развёрнутую сеть широких междисциплинарных связей, а также использует систему достижений других человековедческих наук, включая естественные, общественные и технические науки [2].

Современная акмеология, выступая в разных ипостасях — как фунда-

РЕЗЮМЕ

Данная статья является своеобразным теоретическим обобщением цикла статей, которые были посвящены решению фундаментальных задач современной акмеологической науки.

В статье обозначены основные направления развития акмеологии, определяющие формирование структуры наиболее актуальных фундаментальных задач. В частности, выделена научно-исследовательская деятельность, состоящая в дальнейшей разработке методологии акмеологической науки на уровне уточнения и расширения концептуального, а также инструментального аппаратов.

Особое место в статье отведено разработке методологических основ акмеологической квалиметрии, регулирующих использование измерительных процедур в акмеологии, позволяющих оценивать деятельность субъектов на уровне личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом.

Обосновывается необходимость использования модели оценки уровня субъективной вероятности результатов акмеологической квалиметрии как инструментария повышения их валидности.

Акмеология кадровой работы, в связи с чрезвычайной важностью этого направления в современный период, рассматривается как одно из приоритетных направлений акмеологической науки.

Акмеологическое сопровождение предлагается как перспективное с точки зрения решения высокопрофессиональных задач в различных предметных областях: правовой акмеологии, политической акмеологии, акмеологии управления, экономической акмеологии, акмеологии образования, акмеологии воспитания, акмеологии экспертной деятельности, акмеологии спорта высших достижений.

Оптимальные алгоритмы решения акмеологических задач предлагается начать с разработки концептуальных дифференцированных подходов их решения в конкретных предметных отраслях.

Кроме этого приведено обоснование того, что применение новых информационных технологий в акмеологии позволяет получать необходимую акмеологическую информацию в отношении индивидуального или группового субъекта деятельности и выстраивать выверенную траекторию его профессионального развития.

Ключевые слова: акмеологическая наука, акмеологическая квалиметрия, профессиональная деятельность, модель субъективной вероятности результатов акмеологической квалиметрии, эффективность субъекта деятельности, траектория профессионального развития субъекта деятельности.

ментальное научное направление, как учебная дисциплина и как система прикладных эффективных направлений практической профессиональной деятельности, — рассматривает Человека в его многомерности как высшую ценность, доминирующий приоритет и творца социума, исследует его на уровне индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, а также уделяет должное научное внимание большим и малым социальным общностям [2; 3].

Помимо обозначенных на заре развития акмеологии фундаментальных задач, к которым традиционно относят: исследование феноменологии «акме»; разработку акмеологической методологии на уровне концептуального и инструментального аппаратов; всестороннее изучение количественных и качественных параметров высших личностных и социально-групповых достижений на уровне общего и особенного; исследование системы условий и факторов, способствующих или препятствующих достижению вершинных параметров в развитии различных субъектов; изучение прикладного акмеологического инструментария развития субъектов различной направленности [2-4], появились новые задачи, продиктованные жесточайшими условиями современного этапа международного развития и внутренними проблемами нашей страны.

Эпоха «дилетантизма» под напором резко обозначившейся системы чрезвычайно агрессивных вызовов и угроз, от ответа на которые зависит решение вопроса выживания всей современной цивилизации, сменяется эпохой «высокого профессионализма». Особенно остро стоит кадровый вопрос, обеспечивающий субъектный капитал всему спектру социальных систем, и прежде всего системе управления. Экспертный анализ состояния современной системы государственного управления, системы государственной службы, эффективности функционирования министерств и ведомств показывает, что оно далеко от идеала. И это касается не только нашей страны, но и большинства стран мира, где в этих системах наблюдается засилье циничных, лукавых, вороватых дилетантов, которые своим непрофессионализмом наносят колоссальный ущерб всему мировому сообществу.

В этом смысле показательна, например, ситуация, сложившаяся в Правительстве Московской области, где на должность министра финансов дол-

го искали профессионально подготовленного специалиста, опытного и креативного управленца. В конце концов такого нашли. Им оказался Алексей Кузнецов — человек, который, управляя финансами Подмосковья, разработал несколько десятков инновационных схем работы с бюджетными средствами. В результате чего ему удалось украсть 28 миллиардов рублей и скрыться за границей. Для его профессионального отбора использовались психологические тестовые методики и модель управленца высшего уровня. Если бы с ним работали на основе акмеологической методологии и применялись акмеологические технологии оценки личности кандидата на высшую управленческую должность, то в обязательном порядке были бы изучены такие параметры, как «уровень коррупционной уязвимости», «уровень корпоративной лояльности», «уровень патриотизма». При таком подходе проблема, следствием которой явилось нанесение огромнейшего ущерба системе финансов Московской области в связи с «высоким профессионализмом» экс-министра, вообще не возникла бы.

В результате чего на первый план выступает задача отбора и подготовки, на основе стандартов III тысячелетия, специалистов-профессионалов, способных решать стратегические задачи обеспечения устойчиво-поступательного развития личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом. При этом сразу же возникают закономерные вопросы: «Кто, на основании чего и каким образом сможет решать эти задачи?»

Определённым доказательством данной тенденции является аналитическая информация, представленная Министерством труда РФ, назвавшего наиболее востребованные профессии в 2017 году. Согласно этой информации наибольшую потребность в 2017 году работодатели испытывают в специалистах высшей квалификации в сферах науки, техники и в гуманитарных областях.

Проведя классификацию и систематизацию на основе критерия функциональной направленности, целесообразно выделить следующие фундаментальные направления развития современной ак-меологической науки, предполагающие решение целого ряда задач.

1. Научно-исследовательская деятельность.

Она состоит в решении следующих задач:

• дальнейшая разработка методологии акмеологической науки на уровне уточнения и расширения концептуального аппарата, включая объект и предмет исследования, расширение проблемного поля изучаемых акмеологических явлений, выявление специфики акмео-логических подходов, а также инструментального аппарата, включая разработку общих акмеологических методов, методик и технологий акмеологичес-кой науки;

• разработка инновационного, соответствующего уровню сложности современных вызовов и угроз, научно-исследовательского инструментария проведения исследования, обработки полученных результатов, формирование эмпирической базы акмеологичес-кой науки;

• целенаправленное, планомерное, системное исследование законов, закономерностей, закономерных зависимостей формирования, развития и совершенствования различных субъектов, представляющих различные социальные системы на уровне личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом, при этом уделяя первостепенное внимание этапам расцвета, достижения «акме», а также системе условий и факторов, влияющих на эти процессы.

2. Акмеологическая квалиметрия.

Процесс проведения системных исследований в любых предметных областях неизбежно замыкается на проблему применения имеющихся инструментов или разработки новых, более точных, адекватных современным фундаментальным задачам инструментов. Разработкой методологических подходов, отвечающих уровню современных задач, а также валидных оценочных процедур в акмеологии призвана заниматься ак-меологическая квалиметрия.

Процедура использования акмео-логической квалиметрией валидного инструментария, который обеспечен современными математическими моделями, предполагает решение следующих задач:

• разработка инструментов акмео-логической диагностики различных социальных систем;

• разработка моделей субъектов акмеологической оценки уровня развития личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом;

• разработка акмеологических технологий отбора субъекта акмеологической оценки;

• разработка акмеологических технологий профессиональной подготовки субъекта акмеологической оценки;

• разработка акмеологических технологий определения уровня субъективной вероятности в работе эксперта-ак-меолога;

• разработка акмеологических технологий обработки результатов акмеологической оценки.

3. Акмеология кадровой работы.

В связи с чрезвычайной важностью этого направления в современный период должны быть решены следующие акмеологические задачи:

• разработка методологических основ акмеологии кадровой работы с учётом специфики конкретных направлений профессиональной деятельности;

• разработка модели субъекта кадровой работы;

• разработка модели кандидата на определённую должность;

• разработка акмеологических технологий отбора кандидата на определённую должность;

• разработка акмеологических технологий подготовки кандидата на определённую должность;

• разработка развивающего инструментария акмеологической подготовки кандидата на определённую должность в конкретной предметной области.

4. Акмеологическое сопровождение.

Данное направление является востребованным и весьма перспективным с точки зрения решения высокопрофес-

сиональных задач в различных предметных областях: правовой акмеологии, политической акмеологии, акмеологии управления, экономической акмеологии, акмеологии образования, акмеологии воспитания, акмеологии экспертной деятельности, акмеологии спорта высших достижений и т.д. В конкретизированном виде это может быть представлено в решении следующих задач:

• разработка моделей акмеологичес-кого развития личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом;

• разработка модели субъекта акмео-логического сопровождения;

• создание системы акмеологичес-кого сопровождения и обеспечения достижения конкретным субъектом уровня профессионализма в конкретной предметной области;

• разработка технологий акмеоло-гического сопровождения различных видов деятельности в дифференцированных социальных системах на уровне личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом.

5. Оптимальные алгоритмы решения акмеологических задач.

К данному прикладному блоку фундаментальных задач, по нашему мнению, относятся следующие задачи:

• разработка общей методологии решения акмеологических задач;

• разработка концептуальных дифференцированных подходов решения акмеологических задач в конкретных предметных отраслях;

• разработка методов, методик и технологий, отражающих различные стратегии и тактики решения акмеологи-

Рис. 1. Экспертный опросник

ческих задач в дифференцированных социальных системах на уровне личности, общества, государства, мирового сообщества, всей современной цивилизации в целом;

• разработка оптимальной модели субъекта решения современных акмео-логических задач;

• разработка модели профессиональной подготовки субъекта к решению современных акмеологических задач;

• создание базы данных наиболее успешных алгоритмов решения современных акмеологических задач.

В целях реализации представленных фундаментальных задач нами, на основе предыдущих разработок [1], предложена концепция акмеологичес-кой квалиметрии как одно из прикладных направлений квалиметрической науки, призванное разрабатывать теоретико-методологические и инструментально-технологические основы измерительных процедур в акмеологии [3].

Субъектом акмеологической квалиметрии является эксперт-акмеолог, выполняющий роль субъективного измерителя [3-5]. В связи с этим нами разработана модель субъекта акмеологической квалиметрии, состоящая из целого ряда базовых компетенций [4].

Кроме этого на основе технологий экспертных оценок мы разработали и апробировали компьютерную тестовую модель процедуры отбора субъекта акмеологической квалиметрии [5].

В качестве инструмента отбора субъекта акмеологической квалиметрии нами предложена компьютерная модель, в основу которой положены задания и методы, разработанные экспертами-акмеоло-гами (рис. 1).

Разработан алгоритм работы модели, в соответствии с которым эксперт готовит тестовое задание, с учётом вероятных ошибок экспертного оценивания [8], с эталонными ответами и определяет вес по пятибалльной шкале. Применение данной компьютерной модели позволяет оценить субъекта акмеологической квалиметрии с учётом заданий, созданных его коллегами, и тем самым определить систему компетенций экспертов для любой предметной области [5].

Кроме этого нами созданы технологии обработки результатов акмеологической квалиметрии, позволяющие замерять субъективную вероятность оценок результатов акмеологической квалиметрии, определяя, по сути, качество работы эксперта-акмеолога: насколько он способен, выступая в качестве субъективного

измерителя, выдавать валидный результат, на который можно опираться в решении фундаментальных акмеологических задач [6; 7; 9-11].

Построение траектории личностного и профессионального развития специалиста-профессионала, как одна из фундаментальных проблем акмеологии, может строиться с момента его отбора и прохождения цикла обучения. На основе современных информационных технологий нами разработана и апробирована компьютерная модель, позволяющая отслеживать все этапы работы конкретного специалиста.

Применение новых информационных технологий в акмеологии позволяет получать необходимую акмеологичес-кую информацию в отношении субъекта деятельности и выстраивать необходимую траекторию его развития. Большую роль в решении подобной задачи играют интернет-технологии и современный уровень развития парка мобильных устройств. Рассмотрение модели сбора акмеологической информации показано ниже на примере получения знаний слушателями по дисциплине «Эконометрика».

Алгоритм получения обозначенной информации состоит из следующих этапов. Вначале преподаватель предоставляет слушателям (студентам) лекционный материал через образовательный сайт, который они могут изучать с помощью различных гаджетов и давать обратную связь по поводу усвоения различных блоков учебной информации. Далее преподаватель получает на свою электронную почту информацию о работе слушателя. На основании чего он формирует индивидуальную для одного слушателя траекторию обучения или групповую для группы слушателей, у которых выявлены схожие образы восприятия учебной информации.

Пошаговое получение акмеологической информации показано на примере работы слушателей с одной лекцией, размещённой на учебном сайте (рис. 2).

Слушатель со своего мобильного устройства по гиперссылке открывает, например, «Лекция № 01» и вводит пароль для просмотра презентации, как показано на рис. 3.

Введя соответствующий пароль, слушатель попадает на фрейм, представленный на рис. 4.

Нажав клавишу «Начать изучать Лекцию», слушатель переходит к следующему фрейму, представленному на рис. 5.

Лекционные материалы

1. Преподаватель: Жук Игорь Александрович

Лекция № 01 - Тема: «Основые понятия о эконометрике» (Преподаватель: Жук И.А.)

Лекция № 02 - Тема: «Парная регрессия» (Преподаватель: Жук И.А.)

Лекция № 03 - Тема: «Множественная регрессия» (Преподаватель: Жук И.А.)

Лекция № 04 - Тема: «Множественная регрессия» (Преподаватель: Жук И.А.)

Лекция № 05 - Тема: «Гетероскедастичность» (Преподаватель: Жук И.А.)

Лекция № 06 - Тема: «Мультиколлинеарность и автокорреляция» (Преподаватель: Жук И.А.

Лекция № 07 - Тема: «Временные ряды» (Преподаватель: Жук И.А.)

Лекция № 08 - Тема: «Системы одновременных уравнений» (Преподаватель: Жук И.А.)

Рис. 2. Лекционные материалы

Введите пароль для просмотра презентации

ОК

Рис. 3. Процедура ввода соответствующего пароля

ЛЕКЦИЯ 1

Тема: «Основные понятия о эконометрике»

доцент Жук И.А.

Нажмите «Начать изучать лекцию» для продолжения

Начать изучать Лекцию

Рис. 4. Материалы лекции

Введите ваши данные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имя:* Фамилия:* Группа:* Курс:*

Рис. 5. Установочные данные слушателя

Заполнив все поля и нажав клавишу «Отправить», слушатель попадает на лекционный материал, который начинает изучать (рис. 6).

На данном слайде слушатель знакомится с учебными вопросами, имея возможность:

• указать, понятен ли ему материал, этого слайда (выбрать «Да» или «Нет»);

• перейти к следующему слайду, нажав клавишу «Далее»;

• перейти к любому из 58 слайдов.

Поработав таким образом с лекционным материалом, слушателю необходимо

Лекция 1 Слайд 2

Рассматриваемые вопросы:

1) Общие понятия эконометрических моделей

2) Этапы эконометрического моделирования

3) Корреляция

4) Примеры

Материал слайда понятен - - Выбрать -

Нажать по окончанию изучения

Назад

Далее

Рис. 6. Лекционный материал

Оцениваемая лекция: «Лекция 1. Основные понятия эконометрике»

Пользователь: Татьяна

Фамилия: Крылова

Группа: 8

Курс: 3

Продолжительность изучения: 00:39:34 Результаты изучения:

1. Лекция 1 Слайд 2

Материал слайда понятен - [да].

2. Лекция 1 Слайд 3

Материал слайда понятен - [да].

3. Лекция 1 Слайд 4

Материал слайда понятен - [да].

Рис. 7. Обобщённые данные по работе со слайдами

нажать на клавишу «Нажать по окончании изучения». И вся информация от слушателя попадёт на электронную почту преподавателя. На электронной почте преподавателя информация выглядит так, как показано на рис 7.

Полученный материал преподаватель может перебросить в приложение MS Excel, где, применяя возможности VBA, получать различные варианты обработки информации и на основе этого выстраивать траекторию обучения.

Различные фрагменты обработки информации средствами MS Excel представлены на рис. 8-10.

Фрагмент итоговой таблицы по усвоению слушателями материала приведён на рис. 9.

Применение цветовой гаммы позволяет получить исчерпывающие акмеоло-гические сведения (рис. 10).

На цветовой палитре число «2» означает, что слушатель слайд игнорировал, число «1» — что содержание данного слайда слушателю понятно, число «-1» — что содержание слайда слушателю непонятно.

Данная технология позволяет в режиме on-line отслеживать процесс освоения новых знаний специалистами, в целях контроля, точечного планирования, более предметного построения ак-меологической траектории их личностного развития.

Применение предложенных методологических подходов, моделей и технологий в решении фундаментальных задач акмеологической науки, по нашему мнению, будет способствовать существенному усилению доказательной базы акмеологической науки.

Это создаст основы плодотворного применения математических моделей изучаемых акмеологических явлений; послужит основанием разработки экспертных систем, способных оценивать изначальное состояние, динамические процессы развития параметров различных субъектов (индивидуальных

1

Укажи Фамилию:

Смагин

ФИО Лекция Слайды понятны(кол) Слайды не понятны(кол) Слайды пропущены(кол)

Смагин Лекция 1 34 0 24

Смагин Лекция 1 21 0 37

Смагин Лекция 2 6 7 56

Смагин Лекция 2 14 4 51

Смагин Лекция 2 17 0 52

Смагин Лекция 3 12 0 26

Смагин Лекция 3 1 0 37

Смагин Лекция 4 0 0 36

Рис. 8. Обобщённые данные по конкретному слушателю

или групповых) профессиональной деятельности.

Кроме этого предложенные подходы позволяют формировать научно обоснованный, содержащий систему необходимых и достаточных, количественных и качественных показателей, акмеологи-ческий комплекс, необходимый для построения прогноза личностного и профессионального развития специалистов различного профиля; выверенно выстраивать личностные и профессиональные траектории их развития.

В конечном итоге это позволит существенно повысить эффективность управления системой процессов формирования, развития, становления и совершенствования специалиста-профессионала, отвечающего современным требованиям, на основе точных акмеологических моделей высших личностных и профессиональных достижений специалистов в различных предметных областях.

ССЫЛКИ

[1]. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия для всех: Учебное пособие / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. — М.: ИД Информ Знание, 2012.

[2]. Акмеология: методология, методы и технологии / Материалы научной сессии, посвящённой 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Н.В. Кузьминой / Под общ. ред. вице-президента МААН, заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — 230 с.

[3]. Кириченко А.В., Жук И.А. Перспективы развития акмеологической квалиметрии профессиональной деятельности // Акмеология. — 2016. — № 2.

[4]. Кириченко А.В., Жук И.А. Модель субъекта акмеологической квалиметрии профессиональной деятельности // Акмеология. — 2016. — № 3. — С. 56-61.

[5]. Кириченко А.В., Жук И.А. Методология отбора субъекта акмеологической квалиметрии профессиональной деятельности // Акмеология. — 2016. — № 4. — С. 42-46.

[6]. Кириченко А.В., Жук И.А., Исаев Г.М. Экспертная оценка эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы // Мониторинг правоприменения. — 2015. — № 3 (16). — С. 36-41.

[7]. Кириченко А.В., Жук И.А. Субъективная вероятность оценок результатов акмеологической квалиметрии // Акмеология. — 2017. — № 1. — С. 23-30.

[8]. Кириченко А.В., БарложецкаяН.Ф. Акмеологический анализ причин ошибок экспертной оценки профессиональной

деятельности // Акмеология. — 2013. — № 1 (45).

[9]. Максимов Ю.Д. Теория вероятностей: Опорный конспект. — М.: Проспект, 2015.

[10] Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1993.

[11] Эккерсон У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

REFERENCES

[1]. Azgal'dov G. G. Kvalimetrija dlja vseh [Qualimetry for all] Ucheb. posobie/ G.G. Azgal'dov, A.V. Kostin, V.V. Sadovov. Moscow.: ID Inform Znanie, 2012. 165 s.

[2]. Akmeologija: metodologija, metody i tehnologii / Materialy nauchnoj sessii, posvjashhennoj 75-letiju chlena-

Понят в %

Слайд 2 1 78,38% Количество слайдов

Слайд 3 1 75,68% 70

Слайд 4 1 75,68%

Слайд 5 1 70,27% Анализ слайдов

Слайд 6 1 70,27%

Слайд 7 1 67,57%

Слайд 8 1 67,57%

Слайд 9 1 67,57%

Слайд 10 1 67,57%

Слайд 11 1 64,86%

Слайд 12 1 67,57%

Слайд 13 1 70,27%

Слайд 14 1 64,86%

Слайд 15 1 64,86%

Слайд 16 1 62,16%

Слайд 17 1 62,16%

Слайд 18 1 62,16%

Слайд 19 1 62,16%

Слайд 20 1 59,46%

Слайд 21 1 56,76%

Рис. 9. Итоговая таблица обработки слайдов

A B С D E F G H I J

№ Лекции Имя Фамилия Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8

Лекция 2 Дайяна Дарова 1 1 1 1 1 1 1

Лекция 2 Anastasia Ати2аеуа 1 2 2 2 2 1 2

Лекция 2 Диана Бедрединова 1 1 1 1 1 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лекция 2 Антон Никитенко 2 2 2 2 2

Лекция 2 Елизавета Попова 1 1 1 1 1 1 1

Лекция 2 Анастасия Сухарева 1 1 1 1 1 1 1

Лекция 2 Евгений Малыхин 1 1 1 1 1 1 1

Лекция 2 Максим Смагина 1 1 1 1 1 -1

Лекция 2 Михаил Медведев 1 1 1 2 -1 2

Лекция 2 Максим Дорохов 2 2 2 2 2 2 2

Лекция 2 Илья Тарасов 2 2 2 2 2 2 2

Лекция 2 Максим Смагин 2 2 2 2 2 2 2

Лекция 2 Александр Дзыгман 1 1 1 1 1 1 1

Лекция 2 Юлия Бабкина 1 1 2 2 1 1 1

Лекция 2 Антон Никитенко 2 2 2 2 2 2 2

Лекция 2 Анастасия Сухарева 1 1 1 1 1 1 1

Лекция 2 Максим Смагин 1 1 1 1 1 1 1

Рис. 10. Итоговая цветная таблица обработки слайдов

korrespondenta RAO, Prezidenta MAAN N.V. Kuz'minoj. / Pod obshhej redakciej vice-prezidenta MAAN, zasluzhennogo dejatelja nauki RF, doktora psihologicheskih nauk, professora. A.A. Derkacha. — [Akmeology: methodology, techniques and technologies/materials scientific session devoted 75 anniversary of corresponding member of RAO, President of the MAAN N.V. Kuzmina] M.: RAGS, 1998. — 230 s.

[3] KirichenkoA.V., ZhukI.A. Perspektivy razvitija akmeologicheskoj kvalimetrii professional'noj dejatel'nosti [Prospects of development of akmeologicheskoj help of quality control of professional activity]// Akmeology. 2016. № 2.

[4] Kirichenko A.V., Zhuk I.A. Model' sub#ekta akmeologicheskoj kvalimetrii professional'noj dejatel'nosti [Prospects of development of akmeologikal qualimetry of professional activity] // Akmeology. 2016. № 3.

[5]. Kirichenko A.V., Zhuk I.A. Metodologija otbora sub#ekta akmeologicheskoj kvalimetrii professional'noj dejatel'nosti [Methodology for the selection of the subject akmeologikal qualimetry of quality control of professional activity] // Akmeology, 2016. № 4. S 42-46.

[6]. Kirichenko A. V., Zhuk I.A., Isaev G.M. Jekspertnaja ocenka jeffek-tivnosti psihologo-pravovyh tehnologij protivodejstvija korrupcii v sisteme go-sudarstvennoj [Expert assessment of the effectiveness of psycho-legal technologies of anti-corruption in public] // Monitoring legal technologies. 2015. № 3 (16). S. 36-41.

[7]. Kirichenko A.V., Zhuk I.A. Sub#ektivnaja verojatnost' ocenok re-zul'tatov akmeologicheskoj kvalimetrii [Subjective probability assessments help of akmeologikal qualimetry] // Akmeology. 2017. № 1. S 23-30.

[8]. KirichenkoA.V., BarlozheckajaN.F. Akmeologicheskij analiz prichin oshibok jekspertnoj ocenki professional'noj dejatel'nosti [Achmeological analysis of the causes of errors of expert evaluation of professional activity] Akmeology. 2013. № 1 (45).

[9]. Maksimov Ju.D. Teorija verojatnostej: opornyj konspekt. [Probability theory: defensive abstract]- Moscow: Prospekt. 2015.

[10] Saati T. Prinjatie reshenij. Metod analiza ierarhij: Per. s angl. [The adoption of decisions. Analytic hierarchy process] — Moscow: «Radio i svjaz'», 1993.

[11] Jekkerson U.U. Paneli indikatorov kak instrument upravlenija: kljuchevye pokazateli jeffektivnosti, monitoring dejatel'nosti, ocenka rezul'tatov [Panel indicators as a management tool: key performance indicators, monitoring activities, assessment of the results]. Moscow, 2007.

SOLVING OF THE FUNDAMENTAL TASKS OF ACMEOLOGICAL SCIENCE

Alexander V. Kirichenko — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Psychology and Psychology of Professional Activity, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prosp., 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]

Igor A. Zhuk — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Socio- Humanitarian, Economic and Natural Sciences, Institute of Law and National Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prosp., 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

This article is a kind of theoretical generalization of the series of articles devoted to solving of the fundamental tasks of the modern acmeological science.

The article outlines the main directions of acmeology's development, determining the formation of the structure of the most relevant fundamental tasks. In particular, scientific research is emphasized, comprising further development of the acmeological science methodology at the level of specifying and expanding conceptual, as well as instrumental apparatus.

Pride of place goes to the development of methodological bases of acmeological qualimetry, regulating the application of measurement procedures in acmeology, allowing to evaluate activities of the subjects at the levels of an individual, society, state, world community, the whole modern civilization integrally.

The author justifies the necessity to use the assessment model of the level of acmeological qualimetry results' subjective probability as a validity enhancing tool.

Personnel management acmeology, in connection with the extreme importance of this direction in the modern period, is considered as one of the priority directions of acmeological science.

Acmeological maintenance is offered as promising in terms of solution of highly professional tasks in various subject areas: legal acmeology, political acmeology, management acmeology, economic acmeology, educational acmeology, upbringing acmeology, expert activity acmeology, high-performance sport acmeology, etc.

It is proposed to start the optimal algorithms of acmeological tasks resolving with the development of conceptual differentiated approaches to their solution in specific subject branches.

Besides, there is given substantiation of the fact that the application of new information technologies in acmeology allows to receive the necessary acmeological information in respect of individual or group actors, as well as to build accurate trajectory of its professional development.

Keywords: acmeological science, acmeological qualimetry, professional activity, model of acmeological qualimetry results' subjective probability, the efficiency of the subject's activity, the trajectory of an actor's professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.