УДК 159.922
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Назаров Сергей Анатольевич — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, к. 8, Москва, Россия; e-mail: [email protected]
На современном этапе развития общества перед человеком встают сложные задачи, для которых нет готовых решений. Для профессионального развития личности необходимы: гибкость и чувствительность — изменяющейся реальности; способность откликаться на социальную действительность; способность учитывать малейшие изменения реальности и оперативно находить эффективные способы самооптимизации.
С акмеологической точки зрения, процесс профессионального развития можно представить как возникновение на каждом последующем уровне новых профессиональных качеств и функций, подготовленных всем предыдущим ходом профессионального развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних уровнях, а также переход на более высокий уровень. В то же время профессиональное развитие — это необратимые, закономерные, направленные качественные изменения психических функций и систем, которые подчиняются внутренней логике самодвижения и роль которых возрастает по мере взросления человека.
Акмеологической основой профессионального развития личности выступает психолого-акмеологический компонент, включающий в себя коммуникационную, организационную, познавательную, социально-перцептивную, креативную, когнитивную и аутопси-хологическую составляющие. В свою очередь, личность, погруженная в социально-психологическую реальность, поэтапно реализуется через профессиональное самоопределение и развитие в профессии: через профессиональный выбор, профессиональную ориентацию, адаптацию к профессии, профессиональное становление, развитие личности как профессионала. С помощью этих понятий раскрываются закономерности профессионального развития личности.
АКМЕОЛОГИЯ / ДСМЕОЮОУ Ь2017
С психолого-акмеологической точки зрения, высшими ценностями для специалиста являются: высокий уровень профессионализма, пути и средства его достижения, образ искомого результата, ценностное отношение к профессиональной деятельности [1].
Все эти ценности могут выступать элементами системы осмысления пси-холого-акмеологического развития личности как профессионала.
В свою очередь, акмеология, как наука, изучающая факторы социально-психологического пространства, способы достижения вершин успеха, высочайшего мастерства и профессионально-экзистенциальной самореализации в любом виде человеческой деятельности, исследующая стратегии и технологии самодвижения личности к вершинам производительности в каждом из видов творческой работы, с учётом динамических переменных психологического
и социального окружения, организации и управлении, трудовой деятельности, сферы досуга, науки и искусства, может выступать основой решения психолого-акмеологической проблемы профессионального развития личности.
В Древней Греции понятием «акме» именовали такой период в жизни человека, когда ярко проявляются мастерство, зрелость и качества всего того, на что он способен; это — пора жизни, когда в полную силу раскрываются все его силы, таланты и способности. Профессиональное развитие, в свою очередь, помогает повышению жизнеспособности и жизнестойкости, что заметно замедляет инволюционные процессы; основная мысль заключается в том, что профессиональное развитие является ведущим фактором творческого развития зрелого человека.
Психолого-акмеологический подход профессионального развития личности
РЕЗЮМЕ
В статье предпринята попытка обобщить и систематизировать психолого-акмеологические знания в контексте проблемы профессионального развития личности. Рассмотрены актуальность использования психолого-акмеологического подхода для повышения уровня междисциплинарных исследований в формировании профессиональных основ личности, а также пути дальнейших научных исследований в контексте акмеологической составляющей профессионального развития личности. Показано, что профессиональное развитие личности создаёт благоприятные условия для решения задач максимальной самореализации профессионала путём достижения им духовного и профессионального акме. Выдвинуты тригипотезы: 1) источником самосовершенствования и профессионального развития личности могут служить акмеологические противоречия; 2) реальные исследуемые параметры личности как субъекта профессиональной деятельности могут варьироваться в зависимости от задач исследования; 3) процессы личностного роста и личностной самореализации могут быть интерпретированы в количественных и качественных характеристиках.
Ключевые слова: психолого-акмеологический подход, акмеологическая система, профессиональное развитие, психология развития, профессионализм.
75
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)
PROFESSIONAL FORMATIONOF HUMAN (THEORY, STUDYING METHODS, PRACTICE)
во многом строится на принципах междисциплинарных исследований личности и выступает как синтетический принцип, содержащий в себе следующие дидактические понятия: преемственность, метапредметные связи, системность, интеграция. Все эти понятия учитывают квалификационные характеристики будущего специалиста.
По мнению академика А.А. Дерка-ча, в мировом и отечественном человековедении существовал значительный пробел, то есть комплексно не изучался взрослый человек, «его развитие в ранней, средней и поздней зрелости в науке последовательно не было представлено и во взаимодействии друг с другом не были рассмотрены объективные и субъективные факторы, наличие которых необходимо для того, чтобы человек как природное существо (индивид), как личность (ансамбль отношений) и как субъект деятельности (прежде всего как профессионал) достиг вершины в своём развитии и чтобы произошло, как говорили древние греки, акме его индивидуальности» [2].
Значительные систематические комплексные исследования осуществлялись под руководством академика Б. Ананьева. Структура психофизиологического развития взрослых людей сочетает в себе периоды подъёмов, спадов и стабилизации функций. Это — противоречивый процесс, для которого характерны как сложное образование (интеллект, логические и мнемонические функции),
так и элементарное (теплообразование, метаболизм, разноуровневые особенности психомоторики) [3].
Зрелый возраст является периодом профессиональной жизни человека. Постановка жизненных целей основывается на принципах и идеалах, определённых на предыдущем этапе, а также на жизненных планах человека. Трудности, которыми сопровождаются определённые этапы жизни человека, преодолеваются его желанием развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития, а благодаря этому изменяет и себя.
Итак, в период взрослости происходит усиление социального развития личности, включение её в различные сферы общественных отношений и деятельности. При этом процесс личностного развития зависит от уровня социальной активности и степени производительности самого человека [4].
По определению А.А. Бодалёва, степень и одновременно вершина зрелости — это многомерное состояние человека, «которое хотя и охватывает значительный... этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик, как... личность, но, вместе с тем, никогда не является статичным... и... отмечается... вариативностью и изменчивостью» [5].
Индивидные, личностные и субъект-но-деятельностные характеристики постигаются в единстве и нарабатываются в акмеологии в процессе комплексных исследований учёными, которые представляют эту науку [2; 5; 6].
С помощью комплексных акмео-логических разработок необходимо предложить «наиболее технологичную» стратегию и тактику организации и практического осуществления перехода молодого специалиста на всё более высокие уровни профессионализма, мастерства, создать акмеологический инструментарий, который позволил бы выявить уровень профессионализма, достигнутый человеком или группой людей, проследить особенности проявления субъектно-деятельностных характеристик у профессионалов высокого уровня, учитывая конкретную сферу деятельности, — например, "человек — человек" и т.д.» [5].
Одним из основных методов психо-лого-акмеологического исследования является сравнительный анализ высокопроизводительных и малопродуктивных субъектов профессиональной деятельности. Процесс акмеологического познания направлен на себя и на свою деятельность, поэтому диагностика проблемы сосредоточивается на обнаружении того, как личность становится субъектом управления собственным поведением в личностной профессиональной, творческой и духовной сферах.
Психолого-акмеологическая концепция личностно профессионального развития предлагает акмеологическую модель, которую, в свою очередь, определяют: акмеологические критерии; акмеологические показатели; акмеологические уровни; акмеологические технологии; акмеологический алгоритм. Высший уровень определяется не абстрактно, а по критерию оптимальности. Основным положением методологического основания этой науки являются акмеологические закономерности, которые реализуются с помощью акмеологичес-ких механизмов и акмеологической динамики и детерминируются акмеологи-ческими факторами и условиями.
Источником самодвижения и профессионального развития личности могут служить акмеологические противоречия. Реальные исследуемые параметры личности как субъекта профессиональной деятельности могут варьироваться в зависимости от задач исследования. Понятия личностного роста и личностной самореализации
PSYCHO-ACMEOLOGICAL APPROACH IN THE SYSTEM OF PERSONAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Sergei N. Nazarov — Postgraduate at the Department of Acmeology and Professional Psychology, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84/8,Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
This publication attempts to summarize and organize psycho-acmeological knowledge in the context of personal professional development problems. We consider the relevance of the use of psycho-acmeological approach to improve the level of interdisciplinary research in the formation of personal professional foundations, as well as the ways for further research in the context of acmeologicalcomponent of professional development of a personality.
It is shown that professional development of a personality creates positive conditions for solution of tasks of maximum self-fulfillment of a professional by his reaching intellectual and professional acme. Three hypotheses were developed: 1) acmeological contradictions can serve as a source of self-perfection and professional development of a personality; 2) real studied parameters of a person as a subject of professional activity can vary depending on the tasks of the research; 3) processes of personal growth and personal self-realization can be interpreted in qualitative and quantitative characteristics.
Keywords: acmeology, psycho-acmeological approach, acmeological system, professional development, developmental psychology,professionalism.
76
АКМЕОЛОГИЯ/ACMEOLOGY Ь2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)
PROFESSIONAL FORMATIONOF HUMAN (THEORY, STUDYING METHODS, PRACTICE )
содержат количественные и качественные характеристики.
Таким образом, профессиональное развитие личности создаёт благоприятные условия для решения задач максимальной самореализации профессионала путём достижения духовного и профессионального акме. Перспективы дальнейшего научного поиска могут заключаться в разработке психолого-акмеологического подхода в системе профессионального развития личности.
ССЫЛКИ
[1]. Назаров С.А. Акмеологическая система профессионального развития личности // Акмеология. — 2016. — № Б1 (57). — 79 с.
[2]. Акмеология: методология, методы и технологии // Материалы научной сессии, посвящённой 75-летию Н.В. Кузьминой / Под ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-воРАГС, 1998. — 230 с.
[3]. Варфоломеева О.В. Акмеологи-ческие аспекты психологии бизнеса: Сб. трудов конференции «Актуальные
вопросы управления социально-экономическими системами». — Тула: Изд-во Института экономики и управления, 2013. — 65 с.
[4]. Липова И.В. Становление поликультурной компетентности воспитателя в условиях профессиональной деятельности в дошкольном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград: Изд-во ВГПУ, 2010. — 197 с.
[5]. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. — М.: Наука, 1998. — 168 с.
[6]. Абульханова-Славская К., Бодалёв А., Деркач А., Кузьмина Н., Лаптев Л. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Прикладная психология и психоанализ. — 1997. — № 1. — С. 1-26.
REFERENCES
[1]. Nazarov S.A. Akmeologichesky system of professional development of the individual // Akmeologija. — 2016. — № S1 (57). — 79 р.
[2]. Varfolomeeva O.V. Akmeologichesky aspects of business psychology. Conference Proceedings: «Current socio-economic systems management issues». — Tula: Institute of Economics and Management, 2013. — 65 p.
[3]. LipowaI.V. Becoming a multicultural competence teacher in a professional activity in preschool. Thesis of candidate of pedagogical sciences. — Volgograd: VGPU, 2010. — 197 p.
[4]. Bodalev A.A. Apex in adult development: characteristics and conditions of achievement. — M.: Flint: Science, 1998. — 168 p.
[5]. Abulkhanova-Slavskaya K., Bodalev А.,Derkach А., Kuzmina N., Laptev L. Akmeology yesterday, today, tomorrow // Applied psychology and psychoanalysis. — M., 1997. — № 1. — P. 1-26.
[6]. Akmeology: methodology, methods and technologies // Proceedings of the scientific session devoted to the 75 th anniversary... N.V. Kuzmina / Under Ed. A. Derkach. — M.: RAGS, 1998. — 230 p.
АКМЕОЛОГИЯ/ACMEOLOGY Ь2017