DOI: 10.12731/2218-7405-2016-9-70-90 УДК 159.99
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И АКМЕОЛОГИИ
Кисляков П.А., Толстое С.Н., Сагалов М.В., Карташев В.П.
В статье актуализируется проблема личностно-профессио-нального развития человека в современных условиях.
Методологическую основу составил акмеологический подход, в основе которого лежат идеи единства личностного и профессионального развития человека, выявления ресурсов и условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.В. Селезнева и др.) и подход психологии труда к профессиональному развитию человека как субъекта труда (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Д. Шадриков и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы.
Результаты работы: раскрыто содержание категории готовности к профессиональной деятельности; описаны конструкты личностно-профессионального развития человека: мотивацион-ный, деятельностный, рефлексивный, креативный.
Область применения: система профессионального образования.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; ак-меологический подход; готовность к труду; субъектность; креативность.
PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HUMAN AS SUBJECT OF STUDY OF LABOUR PSYCHOLOGY AND ACMEOLOGY
Kislyakov P.A., Tolstov S.N., Sagalov M.V., Kartashev V.P.
The article actualizes the problem of personal and professional development of the human in modern conditions.
The methodological base are acmeological approach, which is based on the idea of unity of the personal and professional development of the person, the identification of resources and conditions of the mobilization of the human installing its highest achievements in the most complete self-realization (A.A. Derkach, N.V. Kuzmina, E.V. Seleznyova and others) and labor psychology approach to the professional development of the human as the subject of work (E.A. Klimov, A.K. Marko-va, L.M. Mitina, V.D. Shadrikov and others).
Methods: theoretical analysis of the literature.
The results: disclosed the content of the category of readiness for professional work; described constructs personal and professional development of the human: motivation, activity, reflective, creative.
Scope: the system of professional education.
Keywords: personal and professional development; acmeological approach; readiness to work; subjectivity; creativity.
Инновационное развитие всех сторон жизни российского общества, в т.ч. образования, выдвигает задачу достижения такого уровня его качества, которое отвечало бы новой социально-экономической и социокультурной ситуации в России, адекватного требованиям международных стандартов. Сегодня среди важнейших направлений государственной политики сформулированы задачи формирования национальной инновационной системы; сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса; интеграции науки и образования [11, 17, 18, 34].
Современное российское общество ориентировано на «экономического человека»: успешного индивида, способного организовывать и реализовывать инновационные профессиональные и социально значимые проекты. При этом современный меняющийся мир, характеризующийся неопределенностью и трансформацией экономической сферы, требует от человека мобильности, больших резервов саморегуляции и саморазвития. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие человека, тем в большей степени можно прогнозировать его социаль-
но-психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост. Такие перспективы предполагают преобразование психологии личностно-профессионального развития из периферийной и прикладной отрасли психологии труда и психологии развития в важную область научного знания, дающую практикам мощные средства научно-технического и социального прогресса [13, 17, 18, 35].
В настоящее время в психологии труда и акмеологии представлены различные концепции личностного и профессионального развития человека. Проблема личностно-профессионального развития раскрыта в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.А. Дер-кача, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В.Н. Леоньтева, А.К. Марковой, Л.М.Митиной, и др.
Акмеология представляет собой направление социальных наук, интегрирующее знания о человеке, изучающее закономерности достижения человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в профессиональной и социальной деятельности [8; 15].
Субъект деятельности, характеризующийся сформированными профессионализмом деятельности и личности, определяется в ак-меологии как профессионал - то есть специалист, который овладел высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе профессиональной деятельности, вносящий творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе [24].
В описаниях акмеологического подхода преобладают характеристики его целевой направленности. В частности, С.Н. Бегидова указывает, что акмеологический подход ориентирует челоаека на саморазвитие, достижение вершин профессионализма и «обеспечивает формирование акмеологической культуры личности, содействует в достижении высокого уровня профессионализма и пролонгированной способности личности жить и действовать
в соответствии со своей цивилизованностью» [1]. По мнению А.В. Гнеушевой, акмеологический подход «предполагает выявление условий мобилизации у человека труда установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности» [6].
С.С. Седова отмечает, что акмеологический подход в системе профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов будущих специалистов для достижения ими успеха в профессиональной деятельности - то есть в первую очередь в развитии профессионализма личности [25].
Суть внедрения акмеологического подхода в профессиональное образование заключается в направленности исследовательских и формирующих воздействий:
— на обоснование акмеологических инвариант профессионализма, обеспечивающих высокую продуктивность и стабильность деятельности (например, стрессоустойчивость, антиципация, профессиональная ответственность, профессиональная направленность, рефлексивность);
— на актуализацию творческого потенциала, на выявление и создание условий мобилизации у человека установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности с целью развития профессионализма личности и социального «акме»;
— на создание условий для освоения инновационных, современных методик и технологий;
— на формирование готовности к труду;
— на изучение динамики развивающейся личности, с выявлением акмеологических механизмов усвоения и обогащения социально-профессионального опыта, становления эмоционально-ценностного восприятия целей профессиональной деятельности, формирования адекватных потребностей и мотивов деятельности.
В рамках жизненного пути человека формируется общая готовность к труду и профессионализации в целом. Исходной базой для формирования психологической готовности к профессиональной деятельности являются потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.).
Готовность к деятельности соотносят с такими характеристиками человека, как направленность, способности, компетентность, профессионализм. В.Д. Шадриков [33] в теории системогенеза деятельности рассматривает готовность как высший профессионализм, основанный на резервах и рожденный самосовершенствованием природных качеств, личного социального опыта, процессом обучения и собственной профессиональной ориентацией; уровни готовности к деятельности зависят от стадий формирования самой деятельности.
Профессиональная готовность заключает в себе профессиональную пригодность и профессиональную подготовленность к деятельности Сущность готовности рассматривается авторами в непосредственной связи с формированием, развитием и совершенствованием психических процессов, состояний, свойств и качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности [7, 9, 12]. Готовность с точки зрения Н.Д. Левитова может быть рассмотрена как пригодность или непригодность человека к исполнению данной работы, как наличие или недостаток у него необходимых для данной работы способностей.
В рамках акмеологии феномен готовности соотносится с профессиональной деятельностью (О.Н. Алин, В.И. Виноградов, А.А. Деркач, О.Б. Дмитреева, А.К. Маркова, О.В. Михайлов, М.Е. Павлова, С.Н. Толстов, Е.В. Черепкова и др.), обучением (А.Н. Иноземцева, Н.В. Кузьмина, А.П. Ситников), саморазвитием (Е.В. Селезнева), деятельностью в особых ситуациях (В.Г. Зазыкин, В.Н. Кузнецов, М.О. Левадняя, А.Н. Лисняк, М.Ф. Секач).
Смысл слова «готовность», выступает в двух значениях: как согласие сделать что-нибудь и состояние, при котором все сделано, все готово для чего либо (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1999). Соотносятся эти значения с психолого-акмеологическим понятием «психологическая готовность к профессиональной деятельности»: первое значение предполагает принятие решение на осуществление деятельности, второе - наличие потенциалов и ресурсов личности, обеспечивающих выполнение принятого решения [28].
Методологические подходы к определению психологической готовности к деятельности условно можно разделить на функциональный, личностный и личностно-деятельностный.
В рамках функционального подхода готовность рассматривается как состояние психики (установка), «фон» для психических процессов, обеспечивающих высокий уровень достижений в данной деятельности, дающее возможность принимать самостоятельные решения, создавать творческую атмосферу. В состоянии психологической готовности активизируются такие психические функции, как умение мобилизовать психические и физические ресурсы (В.А. Алаторцев, Ф. Генов, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Г. Оллпорт, В.В. Пушкин и Л.С. Нер-сесян, Д.Н. Узнадзе и др.).
На основании личностного подхода психологическая готовность определяется как профессионально важное качество личности, проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленных характером определенного вида деятельности и формирующихся в результате подготовки к ней (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбо-вич, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, Н.В. Кузьмина, А.Ц. Пуни, СЛ. Рубинштейн, В.В. Столин и др.).
Сторонники личностного подхода рассматривают готовность как целостное (интегральное) состояние личности в определенных условиях жизни и деятельности и характеризуют ее разнообразными свойствами и отношениями, такими как, направленность сознания на предстоящую деятельность, настроенность на
определенное поведение, мобилизованность всех сил на активное и целесообразное действие и др. Вместе с тем, как справедливо отмечает Е.В. Черепкова [31], личностный подход не отрицает необходимости исследования отдельных психических процессов, но они только дополняют данные проявления личности в рамках определенной деятельности.
А.И. Щербаков [20] рассматривают психологическую готовность как «ансамбль, синтез свойств личности». Готовность как устойчивая характеристика личности и как психическое состояние взаимодействуют между собой, определяют друг друга.
Отметим, что деление на функциональное и личностное понимание готовности является условным, т.к. оба этих подхода отражают две взаимосвязанные стороны, по сути одного многообразного явления. Понятие «готовность» нельзя сводить только к обеспечению «настроя» на деятельность или к набору профессиональных умений и навыков, или к психическому состоянию. Даже внутри личностного подхода готовность определяется авторами и как состояние, и как качество и свойство личности, и как психическое образование [29].
Одностороннее толкование столь сложного явления как «психологическая готовность» противоречит акмеологическому подходу к изучению личности. Снять это противоречие позволяет использование в качестве методологической основы исследования готовности к деятельности интегрированного личностно-деятельност-ного подхода [7].
Профессиональное развитие характеризуется изменением мо-тивационных, когнитивных, рефлексивных и прочих психических свойств человека и как следствие сформированностю социально-ценностной Я-концепции.
Остановимся на рассмотрении основных конструктов личност-но-профессионального развития человека: мотивационного, дея-тельностного, рефлексивного, креативного.
Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность стойких мотивов (субъективных причин того или иного по— 76 —
ведения), имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [14; 21]. Вне мотива и смысла невозможна ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения.
Если профессиональная деятельность не имеет смысла ценности, т.е. участие в ней не воспринимается человеком как значимое, привлекательное для себя, то это означает его неготовность к этой деятельности с точки зрения ценностной ориентации. Успешность мотивирования зависит от личностных качеств субъекта, представляющих собой потенциал внутренних условий, которые оказывают непосредственное влияние на выполняемую деятельность [15; 29].
Важно следующее замечание М.Я. Виленского относительно структуры содержания ценностного сознания: «существуют различные виды ценностных представлений, усвоенных в форме значений, «значемые», но не разделяемые личностью [4]. В данном случае, ценностное представление принадлежит обществу, социальной группе и просто присутствует в сознании личности, позволяя ей ориентироваться на соответствующую формулу социального поведения. Ценностное представление воспринимается здесь, главным образом, в своем социально-нормативном качестве и служит для адаптации к социальной среде».
Мотивационная структура включает в себя несколько уровней: нижний - материальное благополучие, верхний - признание, самореализация, саморазвитие.
Мотивация также зависит от характера нравственного сознания, ценностной ориентации, уровня общей культуры, волевых качеств человека.
Деятельностный компонент личностно-профессионального развития человека связан с его субъектностью и социальной активностью.
С психолого-акмеологических позиций субъект рассматривается как источник активности, носитель предметно-практической деятельности, обладающий способностью самодетерминации, самоопределения, саморазвития, самоорганизации, путем саморегу-
ляции и разрешения человеком (личностью, группой) различного рода противоречий. В качестве субъекта человек представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, функций, свойств. Субъектная природа человека проявляется в его способности изменять окружающий мир и себя вместе с ним, а также измерять и оценивать (рефлексировать) последствия этих изменений [26].
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что личность необходимо рассматривать не просто в контексте субъекта деятельности, а гораздо шире - в контексте субъекта жизни. Как субъект социальной жизнедеятельности, человек всегда включен в систему отношений: семейных, профессиональных, общественных, образовательных и пр. Социальная жизнедеятельность является для человека источником богатейшего личного опыта [22].
Как отмечает Э.В. Сайко, социум как открытая динамическая система в процессе самоорганизации и саморазвития вбирает в себя энергетические основания человека как системной целостной определенности [23]. Факторами возникновения такой определенности является следующее: субъектность развивающейся личности; позиция и действенность человека как задающего цели, проектирующего и мотивирующего свою деятельность; способность к самодвижению в силу надситуативной активности, неадаптивности, нададаптивности [19].
Е.Н. Волковой обосновано, что основными характеристиками субъектности специалиста являются активность, способность к целеполаганию, самосознание, самообладание, самооценка, самоконтроль в процессе деятельности, а также свобода, ответственность, уникальность [5].
Социальная активность как проявление субъектности соотносится с понятием «общественная активность». В педагогическом словаре общественная активность понимается как «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; слож-
ное морально волевое качество личности» (Коджаспирова Г.М., 2005). Применительно к студенческой молодежи Г.П. Иванова и Э.Ф. Шакирова определяют социальную активность как устойчивое интегративное качество, формирование которого происходит в процессе взаимодействия личности с социальной средой в социальной деятельности, освоения и использования на практике социального опыта и выступающее результатом социализации. Авторы выделяют следующие характеристики категории «социальная активность»:
- взаимодействие субъекта с социальной средой в социальной деятельности;
- изменение социальной среды и субъекта взаимодействия (принятие им на себя ответственности);
- свойство (интегративное, морально-волевое качество) социального субъекта;
- освоение законов общества, культуры, социального опыта и использование их на практике;
- способ поведения социального субъекта;
- внутренняя готовность к действию (социально-полезным действиям);
- проявление субъектом сверхнормативной деятельности (энергичной самодеятельности, инициативности);
- деятельное отношение человека к жизни в обществе;
- творческое выполнение заданных обществом функций (в деятельности), создание социальных инноваций;
- наличие внутренних мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно-значимые потребности [10].
Деятельностный компонент включает гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторский и конструктивный элементы [15].
Гностический элемент - способность к освоению новых знаний в профессиональной сфере.
Проектировочный элемент - способность к созданию идеальной модели результата профессиональной деятельности, определение механизмов самодвижения к желаемому результату.
Конструктивный элемент тесно связан с проектировочным. Он включает в себя рациональное планирование профессиональной деятельности.
Коммуникативный элемент - оптимальные личные и профессиональные отношения в трудовом коллективе, эффективный обмен информацией.
Организаторский элемент - самоорганизация, самоконтроль профессиональной деятельности.
Новые условия социальной жизни и трудовой деятельности изменили требования, предъявляемые к личности специалиста. Помимо профессиональной компетентности особую значимость в его деятельности приобретает способность решать нестандартные, творческие задачи.
Креативность или творческий потенциал характеризуется личностными особенностями человека, позволяющими создавать новый продукт в материальной и духовной деятельности. Главным фактором реализации творческого потенциала выступает деятельность, в процессе которой скрытые возможности человека превращаются в способности, талантливость, гениальность, индивидуальность личности [2; 3]. В акмеологии креативность относится к общим инвариантам профессионализма, которая проявляется не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи [16]. Профессиональное творчество является связующим звеном между смысложизненными ориентациями человека и его акме, поскольку оно помогает человеку осуществить самого себя, продвигаться к вершине реализации своих потенциальных возможностей.
В последние годы превалирует подход, согласно которому креативность понимается как способность. Дж. Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов (способностей), которые располагаются внутри его общей модели интеллекта. М.А. Холодная [30] также связывает творческие способности с интеллектуальной одаренностью. Э. Торранс описыва-
ет творческие способности как реальные различия между людьми. Креативностью он называет способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т.д. Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиск решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификации и, наконец, сообщение результатов.
Креативные качества обусловлены факторами, определяемыми опытом человека, умением видеть проблему, умением принимать решение в нестандартных ситуациях; умением быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях; способностью к догадке, интуиции; способностью к качественной оценке опасной ситуации; умением применять полученные знания и навыки.
Особое место в структуре личностно-профессионального развития занимает рефлексивность.
Рефлексия выступает как форма теоретической деятельности человека, мышления, направленная на критический анализ его содержания и методов познания, осмысление своих собственных действий, отношений с людьми, осознание себя с точки зрения партнера в меняющихся ситуациях; это процесс самопознания человеком самого себя, внутренних психологических актов и состояний; это деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека; это способность личности выходить за пределы своего собственного «Я», осмысливать, изучать анализировать события и поступки и на этой основе осуществлять личностное развитие [25].
По мнению Ю.К. Черновой человек должен вовлекать в процессе собственного развития свои субъективные возможности, находить зоны дальнейшего саморазвития, определять свое индивидуальное значимое, но имеющее социальное значение содержание деятельности. Сформированные способности к самоизменению, используются и совершенствуются при решении проблем, вначале в учебной деятельности, а затем в профессиональной [32].
К рефлексивным умениям специалиста относят: способность к осмыслению, анализу и, далее, к ориентации своей деятельности, а также деятельности других субъектов труда, к осмыслению, анализу и коррекции собственных чувств, отношений; оценку, контроль и критический анализ деятельности или ситуации; умения определять цель, стратегию деятельности, выявлять условия эффективности профессиональной деятельности [25].
Также к рефлексивным умениям следует отнести способность к критическому анализу происходящего.
А.А. Макаренко [цит. по 27] определяет критическое мышление, как творческое использование личностью ценностных диспозиций, смысловых техник и стратегий, личного творческого и рефлексивного опыта, используя которые она подвергает сомнению заданные извне ценности и утверждения, проявляя независимость в решениях, в выборе поступков, в суждениях и поведении, в умении отстаивать и доводить до результата свой замысел, сохраняя свою позицию независимо от интенсивности воздействия со стороны окружающих.
Критическое мышление представляет такой тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, а также соответствовать их актуальным нормам. Критическое мышление есть социальное мышление и предполагает принятия индивидуальной ответственности за сделанный выбор, помогает идти на обоснованный риск.
Развитие названных конструктов (интегральных характеристик личности) должно начинаться на этапе профессионализации, подготовки к профессиональной деятельности в процессе обучения и определять тем самым стратегию развития человека. Именно категория «готовность к труду», как категория теории личности (ее отношения и установки), как категория теории деятельности (состояние и процесс) и как категория теории профессиональной подготовки позволяет в полной мере, системно описать процесс личностно-профессионального развития человека.
Список литературы
1. Бегидова С.Н., Хазова С.А. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание. 2008. №3. Режим доступа: http://vestnik.adygnet.ru// files/2008.3/686/begidova2008_3.pdf.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
3. Варфоломеева Л.Е. Творческий потенциал личности и уровни его самореализации // Акмеология. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб, 2000. С. 47-49.
4. Виленский М.Я. Содержательные и процессуальные характеристики формирования ценностного сознания студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2003. № 2. С. 162-165.
5. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: Теория и практика: Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 311 с.
6. Гнеушева А.В. Развитие профессионализма руководителя в образовательном процессе (психологические аспекты) // Образование и общество. 2006. №2. 34-38.
7. Деркач A.A. Селезнева Е.В., Михайлов O.B. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2008.
8. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 248 с.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психол. аспект. Минск, 1985. 206 с.
10. Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. 2012. №3. С. 51-55.
11. Кисляков П.А. Акмеологические условия подготовки будущих педагогов к формированию социально-безопасной среды обра-
зовательного учреждения // Экономика образования. 2010. № 4. С. 163-167.
12. Кисляков П.А. Акмеологический подход к развитию готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности // Ак-меология. 2011. № S3. С. 376-380.
13.Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
14. Коломинский Я.Л. Мотивация и управление: учебник для вузов. М.: Наука, 2001. 232 с.
15. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: Монография. СПб., 2008. 376 с.
16.Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. №2. С.21-30.
17. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
18. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 28-38.
19. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъекта. Ростов н/Д.: Феникс, 1996 512 с.
20. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки / Под ред. А.И. Щербакова. Л., 1980. 115 с.
21. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000 712 с.
23. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК» 2006. 424 с.
24. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 382 с.
25. Седова С.С. Акмеологические технологии развития социально-профессионального мышления будущих педагогов-психологов: Дисс. ... канд. психол. наук. Шуя, 2002. 293 с.
26. Селезнева Е.В. Общая акмеология: Учебное пособие / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2010.
27. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: Монография. М.: Логос, 2012. 448 с.
28. Тарасова В.Н. Интеграция и дифференциация в современной образовательной практике: Монография. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. 250 с.
29. Толстов С.Н. Психолого-акмеологический анализ образовательной готовности организаторов здравоохранения . Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. 200 с.
30. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М., Томск: Барс, Том. ун-т, 1997. 400 с.
31. Черепкова Е.В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002. 197 с.
32. Чернова Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения: Монография / Под науч. ред. В.В. Щипанова. Москва-Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. 163 с.
33. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Издательство «Наука», 1982. 185 с.
34. Шмелева Е.А. Акмеологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей: Монография. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. 145 с.
35. Шмелева Е.А. Принцип акмеологичности инновационного потенциала личности // Научный поиск. 2013. № 3. С. 23-26.
References
1. Begidova S.N., Khazova S.A. Vestnik Adygeyskogogosudarstvennogo universiteta: setevoe elektronnoe nauchnoe izdanie [Herald of Ady-geya State University: a network electronic scientific edition]. 2008. no. 3. http://vestnik.adygnet.ru//files/2008.3/686/begidova2008_3. pdf (accessed February 27, 2016).
2. Bogoyavlenskaya D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey [Psychology of creativity]. Moscow: Akademiya, 2002. 320 p.
3. Varfolomeeva L.E. Akmeologiya. Metodicheskie i metodologich-eskie problem [Akmeology. Methodical and methodological problems]. 2000. V. 5, pp. 47-49.
4. Vilenskiy M.Ya. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Russian Peoples Friendship University. Series: Philosophy]. 2003. no. 2, pp. 162-165.
5. Volkova E.N. Sub"ektnost' pedagoga: Teoriya i praktika [Subjectivity teacher: Theory and Practice]. Diss. ... Doctor psychol. Sciences. Moscow, 1998. 311 p.
6. Gneusheva A.V. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. 2006. no. 2, pp. 34-38.
7. Derkach A.A.. Selezneva E.V., Mikhaylov O.B. Gotovnost'k deya-tel'nosti kak akmeologicheskiy fenomen [Ready for activity as ak-meologicheskij phenomenon]. Moscow: RAGS, 2008.
8. Derkach A.A., Selezneva E.V. Akmeologiya v voprosakh i otvetakh [Akmeology questions and answers]. Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of the NGO "MODEK", 2007. 248 p.
9. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A., Ponomarenko V.A. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennykh situatsiyakh: psikhol. aspect [Willingness to work in stressful situations: psychol. aspect]. Minsk, 1985.206 p.
10.Ivanova G.P., Shakirova E.F. Akmeologiya [Akmeology]. 2012. no. 3, pp. 51-55.
11.Kislyakov P.A. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education]. 2010. no.4, pp.163-167.
12. Kislyakov P.A. Akmeologiya [Akmeology]. 2011. no. S3, pp. 376-380.
13.Klimov E.A. Psikhologiya professional [Psychology professionals]. Moscow: Publishing House of the "Institute of Applied Psychology", Voronezh: NPO "MODEK", 1996. 400 p.
14.Kolominskiy Ya.L. Motivatsiya i upravlenie: uchebnik dlya vuzov [Motivation and management: a textbook for high schools]. Moscow: Nauka, 2001. 232 p.
15.Kuz'mina N.V., Pozharskiy S.D., Pautova L.E. Akmeologiya kachestva professional'noy deyatel'nosti spetsialista [Akmeology quality of professional activity of a specialist]. St. Petersburg, 2008. 376 p.
16.Kulyutkin Yu.N. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1986. no. pp. 21-30.
17.Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: International Humanities Found "Knowledge", 1996.312 p.
18.Mitina L.M. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1997. no. 4, pp. 28-38.
19.Petrovskiy V.A. Lichnost'v psikhologii: paradigma sub"ekta [Personality psychology: the subject paradigm]. Rostov on/D.: Feniks, 1996.512 p.
20.Problemy sovershenstvovaniya sistemy psikhologo-pedagogich-eskoy podgotovki [Problems of perfection of the system of psycho-pedagogical training] / Ed. A.I. Shcherbakova. St. Petersburg, 1980.115 p.
21.Rean A.A. Psikhologiya izucheniya lichnosti [Psychology study of personality]. St. Petersburg: Publ Mikhailov V.A., 1999. 288 p.
22.Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2000. 712 p.
23.Sayko E.V. Sub"ekt: sozidatel'i nositel'sotsial'nogo [Subject: Social media and the creator]. Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: NPO "MODEK", 2006. 424 p.
24.Samarin Yu.A. Ocherki psikhologii uma [Essays on the psychology of the mind]. Moscow: APN RSFSR, 1963. 382 p.
25.Sedova S.S. Akmeologicheskie tekhnologii razvitiya sotsial'no-pro-fessional'nogo myshleniya budushchikh pedagogov-psikhologov [Akmeologichesky technology development of social and professional thinking of the future teachers-psychologists]. Dis. ... cand. psychol. Sciences. Shuya, 2002. 293 p.
26.Selezneva E.V. Obshchaya akmeologiya [General Akmeology] / Ed. A.A. Derkach. Moscow, 2010.
27.Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom protsesse [Personality development in the educational process]. Moscow: Logos, 2012.448 p.
28.Tarasova V.N. Integratsiya i differentsiatsiya v sovremennoy obra-zovatel'noy praktike [Integration and differentiation in modern educational practice]. Shuya: Publishing House of ShGPU, 2010. 250 p.
29.Tolstov S.N. Psikhologo-akmeologicheskiy analiz obrazovatel'noy gotovnosti organizatorov zdravookhraneniya [Psycho-analysis ak-meologicheskij educational preparedness of health managers]. Ivanovo: Ivan. gov. un-t, 2002. 200 p.
30.Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: Paradoksy issledovaniya [Psychology of Intelligence: Paradoxes Research]. Moscow, Tomsk, 1997.400 p.
31.Cherepkova E.V. Formirovaniepsikhologicheskoy gotovnosti kpro-fessional'noy deyatel'nosti u kursantov voennykh vuzov [Formation of psychological readiness for professional work at cadets of military universities]. Diss. ... Cand. psychol. Sciences. Moscow, 2002. 197 p.
32.Chernova Yu.K. Professional'naya kul'tura i formirovanie ee sostavlyayushchikh v protsesse obucheniya [Professional culture and the formation of its components in the learning process] / Ed. V.V. Shchipanova. Moscow, Togliatti: Publishing House of the crowd, 2000. 163 p.
33.Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional'noy deyatel'nosti [Problems systemogenesis professional activity]. Moscow: Publishing House "Science", 1982. 185 p.
34.Shmeleva E.A. Akmeologicheskie aspekty professional'noy pod-go-tovki budushchikh uchiteley [Akmeologichesky aspects of professional-Prep aration of future teachers]. Shuya: Publishing House of ShGPU, 2008. 145 p.
35.Shmeleva E.A. Nauchnyy poisk [Scientific Search]. 2013. no. 3, pp.23-26.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Кисляков Павел Александрович, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии, доктор психологических наук, доцент
Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, 24, г. Москва, 107150, Российская Федерация
Толстов Сергей Николаевич, профессор кафедры психологии и социальной педагогики, доктор психологических наук, профессор
Ивановский государственный университет (Шуйский филиал)
ул. Кооперативная, 24, г. Шуя, 155900, Российская Федерация
Сагалов Мирон Владимирович, психолог центра психологического консультирования, доктор психологических наук, доцент
Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, 24, г. Москва, 107150, Российская Федерация
Карташев Валерий Пантелеевич, доцент кафедры адаптивной физической культуры и рекреации, кандидат биологических наук, доцент
Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, 24, г. Москва, 107150, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Kislyakov Pavel Aleksandrovich, Head of the Department of Labor Psychology and Special Psychology, Doctor in Psychology, Docent
Russian State Social University
24, Losinoostrovskaya Str., Moscow, 107150, Russian Federation
SPIN-code: 1375-5625
ORCID: 0000-0003-1238-9183
ResearcherID: E-4701-2016
Scopus Author ID: 56348736600
Tolstov Sergey Nikolaevich, Professor ofthe Department of Psychology and Social Pedagogy, Doctor in Psychology, Professor Ivanovo State University (Shuya branch) 24, Kooperativnaya Str., Shuya, 155900, Russian Federation [email protected] SPIN-code: 2558-7905 Scopus Author ID: 56703138000
Sagalov Miron Vladimirovich, Psychologist of the Center Psycho-Counseling, Doctor in Psychology, Docent
Russian State Social University
24, Losinoostrovskaya Str., Moscow, 107150, Russian Federation
SPIN-code: 6168-4453
Kartashev Valery Panteleevich, Docent of the Department of Adaptive Physical Education and Recreation, PhD in Biology, Professor
Russian State Social University
24, Losinoostrovskaya Str., Moscow, 107150, Russian Federation
SPIN-code: 6284-4890
Scopus Author ID: 57073261500