ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ, ПРАКТИКА)
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HUMAN (THEORY, METHODS OF STUDY, PRACTICE)
УДК 159.922
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ
Деркач Анатолий Алексеевич — доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, к. 8; Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Назаров Сергей Анатольевич — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, к. 8; Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
В современной науке проблема профессионального самоопределения была поставлена совсем недавно, в связи с чем смысловое и содержательное значение термина претерпевает значительные динамические преобразования. Междисциплинарным изучением и определением структуры процесса профессионального самоопределения занимаются различные специалисты, в том числе психологи и акмеологи, однако следует отметить, что разработанность проблемы остаётся пока весьма низкой.
Проблема профессионального самоопределения и её актуализация в значительной степени предопределены «проблемным бытием», которое, в свою очередь, определяется через: факт нашего существования, содержание и смену жизненных ситуаций, непрерывное саморазвитие, социально-психологическую реальность, выбор жизненного пути и средства достижения высших ценностей личности.
С точки зрения психологической науки, с проблемой профессионального
самоопределения тесно связаны такие понятия, как: «личность», «индивидуальность», «Я-концепция», «профессионализм» и др. Кроме этого данная проблематика всё чаще объединяет важные для акмеолога и психолога категории: коммуникация, социальная перцепция, когнитивная и аутопсихологическая компетентность, профессиональное становление, развитие личности как профессионала.
Словарь русского языка трактует понятие «самоопределение» как процесс
РЕЗЮМЕ
В статье рассматриваются проблема профессионального самоопределения, динамика преобразований содержания, смысла и акмеологическая значимость данного понятия с точки зрения современной науки. Поднимается вопрос междисциплинарной связи профессионального самоопределения личности в контексте внедрения акмеологического подхода в профессиональную подготовку и реализации личности как профессионала. Прослеживается связь между способностью личности откликаться на социальную действительность повышением уровня самооптимизации, выбором средств к профессиональной адаптации и учётом закономерностей профессионального самоопределения личности. Выявлены необходимые, с точки зрения акмеологической системы, детерминанты профессионального самоопределения, такие как: потребность в профессиональной реализации, прогностичность и гибкость мышления, социальная перцепция, когнитивная и аутопсихологическая компетентность, уровень развития личности как профессионала, ценностные ориентиры в профессии, пути и методы достижения искомого результата. Изложенные положения выступают психолого-акмеологической основой системы профессионального самоопределения личности, позволяя выполнить переход уровня профессионального развития от реального к будущему идеальному состоянию.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, акмеология, психология развития, профессиональное развитие, профессионализм, акмеологическая система.
определения своего места в жизни, обществе, осознания своих интересов [1].
Психологический словарь даёт следующее определение этого понятия: «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [2].
Теоретико-методологические основы в вопросе самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном, которые рассматриваются им с точки зрения зависимости объекта от внутренних параметров, преломляясь во внешних действиях.
Таким образом, самоопределение выступает как самодетерминация личности и выражается через активную природу «внутренних условий»: «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» [3].
Кроме того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими, в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» [4].
С.Л. Рубинштейн определяет внешнюю детерминированность саморазвития субъекта как проявление некоторых «внутренних свойств» в качестве осознаваемого отношения личности к выбору своего пути. Двигаясь от абстрактного понимания самоопределения к чёткому указанию на сущность и механизмы самоопределения, он приходит к выводу, что становление личности происходит благодаря выработке отношения к окружающему миру и самому себе в этом мире.
Вектор, намеченный С.Л. Рубинштейном, дополняет в своих работах К.А. Абульханова-Славская, рассматривая самоопределение личности как субъект деятельности, указывая, что «с самоопределением индивида связано не только противостояние общественной необходимости или общественному принуждению... но и активная или пассивная реализация индивидом общественной детерминации, что составляет индивидуальный способ общественного бытия» [5].
К.А. Абульханова-Славская подчёркивает, что вопрос самоопределения всегда представляет собой вопрос о «способе жизни» и активном отношении личности к чему-либо. Личность,
определяя себя в социальной действительности, осознаёт свою необходимость в общественном самоопределении и саморазвитии, реализуясь через многообразные ситуации общения [6].
Таким образом, К.А. Абульханова-Славская фиксирует способы существования самоопределения через самодетерминацию, собственную активность личности, осознание занимаемой позиции, выделяя при этом три уровня организации жизни:
♦ исходный уровень — невыделен-ность личности из хода жизни;
♦ второй уровень — «личность начинает определяться как таковая»; повышение независимости личности от внешних событий (т.е. личностная автономия прямо связывается с самоопределением);
♦ высший уровень — выработка собственной линии жизни через личное отношение к ходу жизни в целом [7].
Вопрос об активной жизненной позиции в процессе самоопределения также поднимал М.Р. Гинзбург, отмечая, что самоопределение — это «узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» [8].
В.Ф. Сафин и Г.П. Ников, рассматривая психологический аспект самоопределения, отметили, что намечается тенденция использовать это понятие «в широком диапазоне значений — от принятия жизненно важных решений до одноактных самостоятельных поступков» [9].
Обобщая мнение В.Ф. Сафина о самоопределении личности, можно говорить о проявлении этого феномена в виде совместно взаимодействующих индивидуальных форм: конвенционально-ролевой, профессиональной, семейной и социальной [10].
Широта значения термина «самоопределение» отмечалась многими авторами в узком смысле — от локальных поступков конкретного индивида до принятия им важных жизненных решений и поиска целей и смысла жизни. Одним из основоположников теории двупла-новости как целостной характеристики самоопределения был Л.И. Божович. По его мнению, начиная с раннего юношеского возраста самоопределение реализуется через выбор профессии и поиск смысла своего существования, одна-
ко к завершению юношеского возраста двуплановость исчезает [11].
Таким образом, самоопределение имеет своего рода два полюса: первый — вневременной, внепространс-твенный предполагающий выбор или создание бесконечного количества ценностных инвариантов и второй — конечный с конкретными задачами и сроками их выполнения. С этой точки зрения личностное самоопределение направлено на вневременной полюс, реализуясь через акты профессионального, социального, творческого и семейного самоопределения.
В работах Г.С. Кожухарь проанализировано взаимодействие двух видов самоопределения: ценностно-смыслового (личностного) и актуального (социально-реализованного), при этом личностное самоопределение является предопределяющим более специализированных типов самоопределения, по отношению к которым оно является генетически исходным; в свою очередь, процессы самоопределения, реализующиеся в конкретных сферах жизнедеятельности, предопределены ценностно-смысловыми изменениями личности [12].
В процессе анализа структуры профессионального самоопределения была раскрыта психолого-акмеологическая система критериев и показателей достижения эффективного самоопределения на этапе овладения субъектом профессионального мастерства.
Данная система может включать в себя:
• интегральный критерий — направленность личности на профессиональное развитие;
• частные критерии — повышение уровня личностно-профессиональной компетентности, совершенствование самоадаптации, креативности, целостности и автономности личности;
• частные показатели — показатели уровня развития операционально-деятельностного, мотивационно-цен-ностного и субъективно-оценочного компонентов самоопределения [13].
Не менее важным представляется выделение уровней профессионального самоопределения с учётом положений теории уровневого подхода, а также представленной выше психолого-акмео-логической системы данного процесса. Таким образом, мы можем выделить три уровня профессионального самоопределения личности на этапе достижения ею профессиональной зрелости: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень — полное отсутствие всех профессиональных качеств, кроме знания должностных инструкций при стремлении адаптироваться к выполняемой деятельности и отрицательном отношении к профессиональному самосовершенствованию. На данном уровне возможна выделенность субъекта деятельности из хода событий [14].
Средний уровень (продуктивный) — проявление внутренней мотивации к профессиональному самосовершенствованию при внешнем усовершенствовании отдельных элементов. Также возможно саморазвитие мотивов профессиональной деятельности, при сниженном уровне мотивационно-потреб-ностной сферы. Овладение профессией на данном уровне неустойчиво, в значительной степени подвержено внешним факторам, происходит благодаря усовершенствованию структуры и содержания деятельности при условии адекватной оценки своих психологических особенностей и профессиональных способностей. Возникает независимость личности от хода событий, в то время как саморегуляция поведения осуществляется через личностный потенциал.
Высокий уровень (творческий) — стремление как можно лучше выполнить профессиональную задачу и в то же время самореализоваться в ней. Самоопределение реализуется через обогащение и усовершенствование выполняемой профессиональной деятельности при устойчивом положительном отношении к профессии, которое не зависит от внешних факторов. Субъект деятельности характеризуется: знанием своих слабых и сильных сторон; умением строить индивидуальные сценарии профессионального развития; возможностью профессиональной переориентации с выходом из полученной профессии; развитостью мотивационной сферы; выбором и проведением собственной линии профессиональной жизни; наличием позитивной личностно-профессиональной Я-кон-цепции [15].
Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что все три уровня тесно взаимодействуют между собой, при этом каждый уровень обусловлен и развивается благодаря предыдущему, включаясь в его структуру. Процесс профессионального самоопределения личности идёт поступательно, от уровня к уровню.
Оптимизация структуры профессионального самоопределения возможна при достижении субъектом деятельности алгоритмов и технологий создания
необходимых объективных и субъективных факторов, оказывающих значительное влияние на решение профессиональных задач [16].
Анализ литературы позволил выявить конкретные психолого-акмеологи-ческие условия и факторы, позволяющие оптимизировать процессы профессионального самоопределения личности, среди которых:
1. Обеспечение равного доступа личности к возможности получения профессионального, дополнительного и в свою очередь непрерывного образования;
2. Возможность личности в широком смысле слова проявлять свою индивидуальность, становясь творцом своей жизни;
3. Создание нормативно-правовой базы, которая обеспечивает формирование в обществе атмосферы, способствующей развитию талантливой личности и профессионала в своём деле;
4. Формирование положительных представлений о престижности быть профессионалом, что, в свою очередь, соотносится с возможностью появления высокой мотивации, самооценки и уверенностью в выбранном жизненном пути;
5. В рамках акмеологической службы — в недрение психолого-акмеологи-ческого и тьюторского сопровождения, профориентационной работы с молодёжью и адаптация молодых специалистов на рабочих местах.
Названные выше условия эффективного профессионального самоопределения являются, на наш взгляд, общими и универсальными на всех уровнях профессионализации.
Таким образом, можно сделать вывод, что успешность профессионального самоопределения зависит от способности личности к самооптимизации в процессе профессионального становления от структуры и содержания факторов, способствующих самореализации, и от условий достижения профессионального акме.
Источниками на пути движения личности к профессиональному самоопределению могут служить реальные исследуемые параметры субъекта профессиональной деятельности и показатели её сформированности.
ССЫЛКИ
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1996. — С.648.
2. Психологический словарь. — М.: Педагогика-пресс, 1998. — С. 439.
3.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — С. 358.
4.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — С. 260.
5. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. — М.: Наука, 1973. -С. 269.
6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — C. 155.
7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — С. 142.
8. Гинзбург М.Р. Мотивационные аспекты личностного самоопределения // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. — М., 1988. — С. 32.
9. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал, 1984. № 4. -С. 65.
10. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. — Свердловск, 1986. — 142 с.
11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
12. Кожухарь Г.С. Соотношение личности и профессионального самоопределения учителей: мотивационный аспект: Дис.... канд. психол. наук. — М., 1993. — 156 с.
13. Деркач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития: монография. — Казань: Центр инновационных технологий, 2011. — 524 с.
14. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 23.
15. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 212.
16. Яренко А.В. Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2000. — С. 23.
REFERENCES
1. Ozhogov S.I., Shvedova N.Ju. Tolk-ovyj slovar' russkogo jazyka. [Explanatory dictionary of the Russian language] — M.: А2Ъ. — 1996. — p. 648.
2. Psihologicheskij slovar' [Psychological dictionary]. — M.: Pedagogika-press [Pedagogika-press]. — 1998. — p. 439.
3. Rubinshtejn S.L. Problemy obshhej psihologii [Problems of general psychology]. — M.: Pedagogika [Pedagogy]. — 1973. — p. 358.
4. Rubinshtejn S.L. Problemy obshhej psihologii [Problems of general psychology]. — M.: Pedagogika [Pedagogy]. — 1973. — p. 260.
5. Abul'hanova-SlavskajaK.A. O sub'ekte psihologicheskoj dejatel'nosti [On the subject of psychological activity]. — M.: Nau-ka.- 1973. — p. 269.
6. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Deja-tel'nost' i psihologija lichnosti [Activity and psychology of personality]. — M.: Nauka, 1980 — p. 155.
7. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Dejatel'-nost' i psihologija lichnosti [Activity and psychology of personality]. — M.: Nauka, 1980 — p. 142.
8. Ginzburg M.R. Motivacionnye aspekty lichnostnogo samoopredelenija [Motivation-
al Aspects of Personal Self-Determination] // Motivacionnaja reguljacija dejatel'nosti i po-vedenija lichnosti [Motivational Regulation of Personal Activities and Behavior]. — M., 1988. — p. 32.
9. Safin V.F., Nikov G.P. Psihologicheskij aspekt samoopredelenija lichnosti [Psychological aspect of self-determination of personality] // Psihol. Zhurnal [Psihol. Journal]. — 1984. — № 4. — p. 65.
10. Safin V.F. Psihologija samoopredelenija lichnosti [Psychology of self-determination of personality]. — Sverdlovsk [Sverdlovsk]. — 1986. — 142 p.
11. Bozhovich L.I. Lichnost' i ejo formiro-vanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. — M.: Prosveshhe-nie [Enlightenment]. — 1968. — 464 p.
12. Kozhuhar' G.S. Sootnoshenie lichnosti i professional'nogo samoopredelenija uchitelej: motivacionnyj aspect [Correlation of personality and professional
self-determination of teachers: the motivational aspect]:dis.kand. psihol. Nauk. — M., 1993. — 156 p.
13. Derkach А.А. Subekt: formy, meha-nizmy i putirazvitija: monografija [Subject: forms, mechanisms and ways of development: monograph], — Kazan': Centr inno-vacionnyh tehnologij [Center for Innovative Technologies], 2011. — 524 p.
14. Abul'hanova K.A., Berezina T.N. Vremja lichnosti i vremja zhizni [Person's time and time of life]. — SPb.: Aletejja [Aleteya], 2001. — 23 p.
15. Abul'hanova K.A., Berezina T.N. Vremja lichnosti i vremja zhizni [Person's time and time of life]. — p. 212.
16. Jarenko A.V. Optimizacija processa professional'nogo samoopredelenija ofi-cerskih kadrov [Optimization of the process of professional self-determination of officers]: dis. Kand. Psihol. Nauk. — M., 2000. — p. 23.
PROFESSIONAL IDENTITY: ESSENCE, STRUCTURE, CONTENT
Anatoly А. Derkach — Doctor of Psychological Sciences, Academician, Member of the Russian Academy of Education (RAE), Head of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84/8, Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail [email protected]
Sergei А. Nazarov — Postgraduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84/8 Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article deals with the problem of professional identity, the dynamics of transformations of content, the meaning and acmeological significance of this concept from the point of view of modern science. There is raised the issue of interdisciplinary links of professional identity of an individual in the context of introduction of the acmeological approach to vocational training and self-fulfillment of the personality as a professional. There is traced the correlation between the ability of an individual to respond to social reality by the level of self-optimization, the choice of means for professional adaptation and the regard to objective laws of professional self-determination of an individual. There have been found out the determinants of professional self-determination, necessary from the point of view of the acmeological system, such as: the need for professional fulfillment, time perspective and flexible thinking, social perception, cognitive and auto-psychological competence, the level of development of the personality as a professional, value orientations in the profession, ways and methods for achieving the desired result.
The foregoing provisions act as the psychological and acmeological basis of the system of professional identity of an individual, allowing to carry out the transition of the level of professional development from the real to the future ideal state.
Keywords: professional identity, acmeology, developmental psychology, professional development, professionalism, acmeological system.