Научная статья на тему 'Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен'

Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1626
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / PROFESSIONAL SUBJECTIVITY / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECTIVE POSITION / СУБЪЕКТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECTIVE SELF-REALIZATION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / СУБЪЕКТНОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / REALIZING PROFESSIONALISM / ACTIVITY REGULATION / SELD-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

Предлагаемое исследование нацелено на психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует «переходу» личностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности (активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество). По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая её функции (побудительную и регуляторную), структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: а) «измерения» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностического интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторного факторного анализа. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики и показатели её проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе её формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUBJECTIVITY AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL PHENOMENON

In proposed series of publications there is a professional subjectivity as psychological and acmeological phenomenon. In this connection the problem of subjectivity and professional subjectivity, as the quality of subject, has been discovered. Within theoretical analyses the essential; features of professional subjectivity (activity, free choice, cognitive orientation, creativity). According to the results of analyses theoretical model of professional subjectivity was formed (by the example of future psychologists), reflected its functions (motivate and regulative) structure (valuable and semantic and creative and active components), acmeological criteria and indicators and appropriate specifics of formation. Empiric inspection of model was made with the students' experience (future psychologists) of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). There are methods: а)»measurement» of self-estimation the onthognetic reflexion level, level of subjective control, fatures of social creativity of personality, особенностей социальной креативности личности, vital meaning respondents; б) diagnostic interview with every participant of investigation; в) exploratory factor analyses. The factors pointed to the maturity of professional subjectivity, are detected, the unique factor structure with its features and indicators (reflexive features, activity, independent targeting, optimism), allowed to speak about professional subjectivity (high level)); about contradictions in a process of its formation, which led to difficulties in personal and professional development of personality (middle level), about small formation of professional subjectivism structure (low level).

Текст научной работы на тему «Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

From the editor-in-chief

УДК 159.9.01; 159.93

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН1

Деркач Анатолий Алексеевич, заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования; e-mail: akmeology@akmeology.ru

АННОТАЦИЯ

Предлагаемое исследование нацелено на психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует «переходу» личностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности (активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество). По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая её функции (побудительную и регуляторную), структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: а) «измерения» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностического интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторного факторного анализа. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики и показатели её проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе её формирования, которые приводят к затруднениям в лич-ностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированно-сти структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

Ключевые слова: субъект, субъектность, развитие, профессиональная субъектность, субъектная позиция, субъектная регуляция деятельности, самоопределение, самореализация, субъектное самоосуществление, становление профессионализма.

1 Продолжение. Начало см. в № 2 (54) 2015.

Особый интерес с акмеологических позиций представляют работы, посвящённые изучению проблемы развития субъектности на этапе профессиональной подготовки.

Так, Ф.Г. Мухаметзянова рассматривает субъектность студента как степень инициации в овладении учебно-академической деятельностью и самостоятельный выбор путей и средств её достижения2. Автор считает, что основную роль в становлении субъектности студента играют такие свойства субъекта, как активность, инициация, самодеятельность.

Т.В. Маркелова3 отмечает, что субъектность является интегратором профессиональных способностей человека, обеспечивая возможность выполнения им профессиональных требований на высоком уровне качества, и рассматривает субъектность как фактор успешности профессиональной деятельности. При этом в структуре субъектности автор выделяет четыре аспекта: осознание собственной активности, уникальности и саморазвития; понимание и принятие другого человека; свободу выбора и ответственность за него; способность к рефлексии.

Л.А. Недосека рассматривает развитие субъектности как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе4. При этом сам процесс развития субъектности управляется ценностно-смысловой сферой личности и предполагает сформированность личностных смыслов и существование интегративных связей между ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой сферами личности. Становление субъектности и позитивной Я-концепции, а также личностных структур сознания приводит к повышению целостности личности5. Показателями развития субъектности выступают способности понимать, формулировать и решать задачи личностного саморазвития, проявлять качества, свидетельствующие о новом, более высоком уровне активности, личностной саморегуляции и самостоятельности6.

По мнению А.В. Гвоздевой7, субъектность проявляется у студентов в адаптации к педагогическому воздействию, самостоятельном преобразовании личности на основе субъектного опыта, стремлении к максимальной персонализации, в поиске средств и способов обозначения своей индивидуальности. Интегративно-дифференцированный характер субъектности выражается в стремлении студентов к максимальной самоактуализации и поиске средств и способов обозначения своей индивидуальности в педагогической среде.

С позиций интегративно-дифференцированного подхода А.В. Гвоздева выделяет два компонента в становлении субъектности как системы: экзистенциальную и деятельност-ную субъектность. Экзистенциальная субъектность направлена к тому, чтобы обеспечить психологическую устойчивость обучающегося, развить его индивидуальность путём повышения уровня субъектной позиции по отношению к собственному бытию и саморазвитию. Деятельностная субъектность связана с проявлением жизнеспособности и жиз-

2 Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Киров, 2002.

3 Маркелова Т.В. Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера вооружённых сил: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.

4 См.: Недосека Л.А. Развитие субъектности студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 192 с.; Развитие субъектности студента как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе. URL: http://www.t21.rgups.ru/doc2008/5712. doc (дата обращения: 11.02.2009).

5 См. там же.

6 См. там же.

7 См.: Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. ... докт. пед. наук. — Курск, 2009.

ненных сил субъекта во внешней социальной среде, а также с эффективным выполнением социальных ролей и функций в соответствии с требованиями общества8.

Рассматривая субъектность как целостное личностное образование, А.В.Гвоздева выделяет такие виды субъектности, как учебная, организационная, познавательная, поисково-творческая, самоаналитическая, эмоционально-ценностная, индивидуально-личностная и профессионально-деятельностная. Основанием для выделения этих видов субъектности, по мнению автора, служат такие характеристики, как: содержание профессиональной деятельности, особенности объектно-предметной сферы деятельности, выбор и занятие студентом определённой субъектной позиции, наиболее отвечающей характеру предстоящих преобразований в объекте9.

На наш взгляд, в этой типологии нарушены все требования к делению понятий, в том числе требования единого основания, соразмерности, взаимного исключения членов деления, а также требование непрерывности деления. Например, выделенная А.В. Гвоздевой познавательная субъектность, безусловно, включает в качестве компонентов такие виды субъектности, как поисково-творческая и самоаналитическая; компонентом учебной субъектности, несомненно, является организационная; понятие «эмоционально-ценностная» построено по разным основаниям и т.п.

В то же время значимым для нас является сформулированное А.В. Гвоздевой положение о том, что становление субъектности студента представляет собой непрерывный и динамический процесс, определяющий уровень его активно-избирательного, инициативно-ответственного, ситуативного и конструктивно-преобразующего отношения к себе и к образовательной деятельности10.

Р.К. Сережникова11 рассматривает субъектность как системное качество студента, овладевающего разнообразными новыми видами и формами деятельности и социальных отношений, обладающего индивидуальным комплексом личностно-психологических функций, которые определяют и отображают результативность осуществляемой деятельности, одновременно развиваясь в ней, и детерминируют его сущностную, интегральную характеристику — общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества. С точки зрения автора, субъектность студента проявляется в его учебно-познавательной деятельности, общении, самопознании, определяя уровень продуктивности и успешности реализуемых им видов деятельности. Во внутриличностном плане для студента ощущение субъектности заключается в осознании значимости собственной роли в творческом становлении.

Таким образом, Р.К. Сережникова, как и А.В. Гвоздева, подчёркивает, что субъектность как интегративная характеристика личности отражает активно-избирательное, креативно-преобразовательное отношение человека к самому себе, к деятельности, к людям.

И.А. Гусева12 определяет субъектность студента как способность к целенаправленной преобразовательной активности, осознанному выбору в постоянно изменяющейся социокультурной и образовательной ситуации и ответственность за создание условий своего развития и профессионального становления. Автор считает студенческий возраст

8 См.: Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. ... докт. пед. наук. — Курск, 2009.

9 См. там же.

10 См. там же.

11 См.: Сережникова Р.К. Становление субъектности студентов в образовательном процессе университета. URL: http://www.nbuv.gov.ua/Portal/natural/Npdntu/pps/2009_3/seregnikova.pdf (дата обращения 14 декабря 2009 г.)

12 См.: Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Кострома, 2006.

сенситивным для развития субъектности, так как в этот период происходит разрешение ряда противоречий.

К группе социально-психологических противоречий И.А. Гусева отнесла противоречия между:

- расцветом физических и интеллектуальных возможностей студента и ограниченным периодом времени, имеющимися экономическими возможностями для удовлетворения возросших потребностей;

- результатами деятельности студента, проявившимися у него индивидуально-психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями;

- новыми для студента условиями и требованиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения.

Кроме того, И.А. Гусева выделила противоречия между:

- стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения и жёсткими формами и методами подготовки специалиста определённого профиля;

- большим объёмом новой информации, расширяющей знания студентов, и имеющимся ограниченным временем для ее осмысления.

Первое из этих двух противоречий может, по мнению автора, повлечь неудовлетворённость студентов и преподавателей результатами деятельности, а второе — привести к недостаточной глубине знаний13.

По мнению И.А. Гвоздевой, субъектность студента связана с его способностью организовывать собственную жизнедеятельность, в том числе процесс образования и профессионального становления. При этом он готов и способен ставить цели собственной деятельности; моделировать, планировать способы своей деятельности; реализовывать намеченные программы; контролировать ход и адекватно оценивать результаты своих действий, взаимодействий; рефлексировать деятельность свою и других14.

О.А. Еремеева, исследовавшая проблему развития субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза15, определила субъектность как интегративное качество, проявляющееся в многообразии разномодальных мо-тивационных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей, связанное со способностью человека превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования.

В качестве критерия субъектности она выделяет совокупность мотивов личности, саморегуляции и удовлетворённости результатами деятельности. Эта совокупность, с точки зрения О.А. Еремеевой, характеризует не только систему организации субъектом своей деятельности, но и способы связи субъекта с действительностью. Активность проявляется в структурировании субъектом саморегуляции своей деятельности (в определении её целей, их последовательности, согласований внешних событий деятельности со своими условиями, моделировании и организации её пространства и др.). Координатором разно-модальных мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей является саморегуляция16.

С.А. Жорник исследовала субъектность как фактор формирования учебно-профессиональной мотивации студентов17 и показала, что различные проявления субъектности (в сфере самосознания, общения, учебно-профессиональной деятельности) имеют этапы

13 См.: Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Кострома, 2006.

14 См. там же.

15 См.: Еремеева О.А. Развитие субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Казань, 2008.

16 См. там же.

17 См.: Жорник С.А. Субъектность как фактор формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Казань, 2003.

и уровни развития в период обучения в вузе. При этом уровень развития субъектности определяет возникновение и становление положительной мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов: высокий уровень общей субъектности на всех курсах соотносится с мотивацией достижения, а высокий уровень субъектности в сфере учебно-профессиональной деятельности на всех курсах обучения соотносится с познавательными мотивами.

В то же время, как показало исследование, развитие общего уровня субъектности студентов на всех этапах обучения в вузе связано с развитием субъектности в сфере самосознания. На первом этапе субъектность в сфере самосознания характеризуется: пассивностью и ситуативностью имеющихся рефлексивных навыков, а социальные нормы и эталоны осваиваются безотносительно к учебно-профессиональной деятельности (неосознанность). На втором этапе происходит присвоение социальных норм и эталонов, которые начинают восприниматься как свои собственные (псевдоосознание). На третьем этапе рефлексия касается собственной учебно-профессиональной деятельности, определяя её осознанность и всё большую успешность; социальные нормы и эталоны активно анализируются и либо принимаются, либо отвергаются; субъект определяет свою позицию по отношению к этим нормам (истинное осознание)18.

А.В. Ляшук19 рассматривает субъектность в качестве сложной системы, характеризующей человека как субъекта жизненного пути и включающей в роли элементов рефлексивность, ответственность и оптимизм. Высокий уровень субъектности и особенности сочетания её характеристик обеспечивают в процессе профессионализации: понижение ригидности; формирование гибкой жизненной позиции; актуализацию экзистенциальных

ценностей; осознание позитивного и негативного при познании собственного жизненного

20

пути и т.д.

Л.В. Темнова, исследовавшая проблемы личностно-профессионального развития будущих специалистов в системе высшего образования21, показала, что в плоскости саморазвития субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсности человека; без неё процесс саморазвития утрачивает целостность, комплексность, стержневую, ведущую сущность. В то же время в плоскости воспитательно-образовательного процесса субъектные характеристики студента обеспечивают активность, избирательность, творческость, а, следовательно, успешность в овладении профессией; превращают учебный процесс в сотворчество двух субъектов — преподавателя и студента.

Л.В. Темнова рассматривает субъектность, с одной стороны, как общую характеристику профессионала, отражающую его возможности самореализоваться в профессиональной деятельности, а с другой — как особенную характеристику, обеспечивающую эффективность профессионализации22. При этом субъектность рассматривается одновременно с трёх позиций: как комплексное психологическое образование, обеспечивающее процессы самооценки, самоотношения, саморегуляции, самоопределения, самоконтроля и т.п. (позиция «Я самоуправляю»); как регулятор процессов планирования, осуществления, оценки, корректировки профессиональной деятельности (позиция «Я управляю делом»); как регулятор процессов профессиональных взаимодействий (позиция «Я управляю людьми»)23.

18 См.: там же.

19 См.: Ляшук А.В. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2008.

20 См.: там же.

21 См.: Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Дис. ... докт. психол. наук. М., 2001.

22 См. там же.

23 См.: там же.

Опираясь на субъектный и синергетический подходы, а также на принципы субъектной педагогики, Л.В. Темнова выделила следующие субъектные характеристики студента:

— способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;

— осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах её осуществления, способность и стремление в необходимых случаях самостоятельно их определять;

— владение умениями, ориентировочными основами деятельностей, реализуемых в соответствии с принятыми установками и задачами;

— осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности и ответственности за явления природной и социальной действительности, способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего Я;

— способность к рефлексии, потребность в ней как в условии осознанного регулирования своего поведения и деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, «осознанием пределов собственной несвободы» — с другой;

— «интегративная активность» (К.А. Абульханова-Славская), предполагающая деятельную позицию во всех проявлениях, от осознанного целеполагания до оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности;

— стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;

— направленность на реализацию самости в процессах самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, самоопределения, самоидентификации, самодетерминации и др.;

— способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учётом поставленной цели;

— внутренняя независимость от «внешнего мира», внешних влияний, проявляющаяся в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции, изменения;

— творческий потенциал, уникальность, неповторимость, которые являются основой

для плодотворных межсубъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества, обще-

24

ния .

В зарубежной психологии, несмотря на то что понятие «субъектность» не используется, феномен субъектности служит предметом активных исследований.

По мнению Д.А. Леонтьева25, значительный интерес представляет теория субъектности, разработанная Р. Харре в русле его широко известного подхода к объяснению социального поведения26. В центре его теории находится модель субъекта. «Наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является то, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Под этим я подразумеваю, что его поведение (действия и акты) не полностью детерминировано условиями его непосредственного окружения»27. Автономия, согласно Р. Харре, предполагает возможность дистанцирования как от воздействий окружения, так и от тех принципов, на которых основывалось поведение до настоящего момента. Полноправный субъект (agent) способен переключаться с одних детерминант поведения на другие, делать выбор между равно привлекательными альтернативами, сопротивляться искушениям и отвлекающим факторам и менять руководящие принципы поведения. Наиболее глубинным проявлением

24 См.: Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Дис. ... докт. психол. наук. — М., 2001.

25 См.: Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. — Том 21, № 1. — 2000.

26 См.: Васильева Ю.А., Леонтъев Д.А. Этогенический подход к изучению социальных отклонений // Иностранная психология. — 1994. Т. 2. № 2(4). — С. 83-86.

27 Harre R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979. P. 246.

субъектности в теории Р. Харре, отмечает Д.А. Леонтьев, являются два вида «самоинтервенции»: 1) внимание и контроль над воздействиями (в том числе собственными мотивами и чувствами, которые обычно управляют нашими действиями, минуя сознательный контроль), 2) изменение своего образа жизни, своей идентичности. Предпосылками развития субъектности являются: во-первых, способность репрезентировать более широкий спектр возможных будущих, чем те, которые могут быть реализованы, и, во-вторых, способность осуществить любое выбранное их подмножество, а также прервать любое начатое действие. Реальные люди различаются по степени их соответствия этой идеальной модели, а также по способам порождения действия28.

К наиболее авторитетным и разработанным теориям субъектной причинности, по мнению Д.А. Леонтьева, относится также теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Самодетерминация в контексте этого подхода означает ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. По мнению авторов, гипотеза о существовании внутренней потребности в самодетерминации «помогает предсказать и объяснить развитие поведения от простой реактивности к интегрированным ценностям; от гетерономии к автономии по отношению к тем видам поведения, которые изначально лишены внутренней мотивации»29. Понятие автономии — центральное в этой теории. Человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя. Быть автономным тем самым означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я. Количественная мера автономии определяется тем, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я. Понятие автономии относится как к процессу личностного развития, так и к его результату; первое отражается в эффекте организмической интеграции, а второе — в интеграции Я и самодетерминации поведения. В свою очередь, автономное поведение ведёт к большей ассимиляции опыта и повышению связности и структурированности Я и т.д.

В соответствии с доминирующими механизмами регуляции действий человека Э. Деси и Р. Райан выделяют три основные личностные ориентации: 1) автономную ориентацию, основанную на убеждении о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения выступает при этом осознание своих потребностей и чувств; 2) подконтрольную ориентацию, также основанную на ощущении связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования; 3) безличную ориентацию, основанную на убеждении, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо. Эти ориентации представляют собой устойчивые характеристики личности, проявляющиеся в индивидуальных различиях, однако авторы обосновывают модель постепенного формирования личностной автономии посредством интернализации мотивации и соответствующего переживания контроля над поведением: от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии.

Ещё один автор, исследования которого, по мнению Д.А. Леонтьева, представляют интерес в свете проблемы субъектности, — Дж. Ричлак30. Возможность самодетерминации он связывает со способностью самого субъекта, исходя из своих желаний и формулируемых на их основе осмысленных целей, детерминировать собственные действия, включаться в систему детерминации своей активности и переструктурировать её, дополняя каузальную детерминацию поведения целевой. Основой того, что обычно называют «свободой воли», является, по Дж. Ричлаку, диалектическая способность саморефлексии

28 См.: Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности// Психологический журнал. — Том 21, № 1. — 2000.

29 Deci E., Ryan R. The dynamics of self-determination in personality and development // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Ed. R. Schwarzer. Hillsdale: Lawrence Eribaum, 1986. P. 188.

30 См.: Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. // Психологический журнал. — Том 21, № 1. — 2000.

и трансценденции, позволяющая субъекту ставить под вопрос и изменять те предпосылки, на которых строится его поведение31.

В рамках акмеологического подхода субъектность активно исследуется в связи с проблемами саморазвития и самореализации человека как интегральная способность выстраивать жизнь и деятельность в соответствии с собственными целями и ценностями32.

Признаками субъектности с позиции акмеологического подхода являются: активная ориентировка (в новой ситуации, материале, в том числе и учебном); осознание структуры своей деятельности, качеств личности, этапов профессионального и жизненного пути; инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, антиципация; интенсивная включённость в деятельность; стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, самокомпенсации), владение приёмами саморегуляции; осознание противоречий своего развития; настроенность на саморазвитие и самообновление; стремление к самореализации и творческому созиданию; интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочивание собственного профессионального опыта и др.33

Мы рассматриваем субъектность как свойственную человеку, как его сущность, которая образует его, дифференцирует его человеческую определённость и в неразрывной связи с самостью, сознанием, деятельностью определяет действенные возможности 34

индивидов .

При этом мы изначально исходим из понимания субъекта как носителя особого типа активности — деятельности, которая обладает особыми, только ей присущими свойствами и в которой осуществляется и развивается человек в качестве субъекта путём реализации и развития в онтогенезе, филогенезе, культурно-историческом процессе его субъектных способностей, обеспечивающих его саморазвитие и самореализацию35.

Для исследований в области субъектности значима мысль о том, что «в деятельности реализуется субъектная сущность человека, происходит осуществление человека в его жизненном пространстве (Л. Франк), его самореализация как на продуктивном, так и на репродуктивном уровне»36. Развитие субъектности субъекта обусловливает развитие человека путём расширения его способностей к преобразовательной, целенаправленной, целесообразной деятельности и развития других системно связанных с субъектностью свойств (самости, самосознания и т. д.), стимулирует рост его потребности к саморазвитию и самореализации37. При этом уровневые характеристики развития человека, возрастные особенности развития его субъектности, соответствующие возможности и потребности, а также его психологическая готовность к творческой самореализации в целом определяются характером деятельности и её результативными эффектами38.

Связь между субъектностью и деятельностью отмечают большинство исследователей. Субъектность рассматривают как некоторую генерализованную, интегральную способность, становление которой происходит в освоении различных видов деятельности. В то

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 См.: там же.

32 См.: ДеркачА.А., СелезневаЕ.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

33 См.: Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003.

34 См.: Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии, 2008, № 3, с. 208.

35 См.: там же. С. 208-209.

36 Там же. С. 211.

37 Там же. С. 212.

38 Там же. С. 211.

же время подчёркивается, что, развиваясь, субъектность обеспечивает более успешное

39

освоение деятельностей на последующих этапах развития .

Однако только в рамках акмеологии акцентируется взаимосвязь между процессом развития субъектности индивида и процессом развития субъектности социума, а субъект-ность рассматривается как необходимость и одновременно условие самой социальной — человеческой — жизни40. При этом процессы социокультурного выполнения субъектности индивида и субъектности общества с течением времени становятся всё менее жёстко взаимообусловлеными, постоянно усложняются структуры их опосредованности, растут множественность и глубина функциональных связей и одновременно упрощаются функциональные зависимости отдельных субъектных структур. Всё шире становится спектр векторов развития и реализации субъектности, растёт множество форм её проявления и осуществления41.

В целом анализ и обобщение результатов исследований профессиональной субъектности, проведённые нами совместно с Г.А. Мироновым, позволили выделить сущностные особенности этого феномена и показали, что профессиональную субъектность следует понимать как:

- интегративное личностное качество, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю, источнику продуктивной активности, и понимание собственной способности «выходить за пределы» и производить значимые преобразования в мире, других людях, самом себе путём качественного преобразования включённых в профессиональную деятельность и обеспечивающих её осуществление индивидных и личностных свойств в соответствии с требованиями деятельности и критериями самой личности;

- высшую форму регуляции профессиональной деятельности и процесса личност-но-профессионального развития, обеспечивающую согласование личностных потребностей, способностей, ожиданий с условиями и требованиями деятельности; построение профессионального пути в соответствии с собственными целями и ценностями; постоянное стремление к самосовершенствованию путём разрешения противоречий;

- предпосылку успешного освоения профессиональной деятельности и непрерывного личностно-профессионального саморазвития и самореализации специалиста.

Опираясь на результаты анализа исследований по проблемам субъектности в целом и профессиональной субъектности, в частности, мы сформулировали определения субъектности и профессиональной субъектности.

С нашей точки зрения, субъектность — это интегративное личностное качество, которое отражает активность человека в постановке и достижении жизненных целей, осознанность его мотивов и потенциалов, внутреннюю свободу и творческое начало и обеспечивает процессы самоопределения в выборе жизненной траектории, самопреобразования в личностно-профессиональном росте и самореализации в деятельности, а также становления целостности человека.

Профессиональную субъектность следует рассматривать как проявление субъектно-сти в профессиональной сфере, то есть как интегративное личностное качество, которое развивается и реализуется в пространстве профессиональной деятельности благодаря внутренне детерминированной конструктивно-преобразовательной активности, позволяя выходить за рамки ситуативной стимуляции деятельности и активно-избирательно и инициативно-ответственно осуществлять её регуляцию, обеспечивая эффективное решение профессиональных задач и личностно-профессиональное саморазвитие.

39 См.: Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности.: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07: Волгоград, 2001.

40 См.: Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления.

41 См.: там же. С. 213.

ССЫЛКИ

[1]. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. — М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С. 56-74.

[2]. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. С. 15.

[3]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. — 2012. — № 3(43). — С. 26-31.

[4]. Аксёнова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... докт. пед. наук. — М., 1998.

[5]. Александрова Н.Х. Субъектность человека на поздних этапах онтогенеза. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000, с. 17.

[6]. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1967. — С. 246.

[7]. Анисимов О.С. Проблемы и перспективы современного образования (цивилизационное измерение) // Акмеология. —2013. —№ 2. — С. 40-46.

[8]. Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъек-тно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. / Под ред. Брушлин-ского А. В., Воловиковой М.И., Дружинина В.Н. — М.: Изд-во «Академический проект», 2000. — С. 31.

[9]. Асеев В.Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 16-24.

[10]. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии. Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2004.

[11]. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. С. 153.

[12]. БольшуноваН.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. — Новосибирск, 2006.

[13]. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. —1992. — Т. 13. — № 6. — С. 3-11.

[14]. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994. С. 4-5.

[15]. ВолковаЕ.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. ... дисс. докт. психол. наук. М., 1998.

[16]. Выготский Л. С. Собр. Соч. В 6 т. — М.: Педагогика, 1982-1984, Т. 3

[17]. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). — 2013. — № 1. — С. 013-020.

[18]. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

[19]. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 2002.

[20]. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. — № 2. — 2013. — С. 25-31.

[21]. Каган М.С. Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. — 1989. — № 4. — С. 5-15.

[22]. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990.

[23]. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. — 2000. — Том 21. —№ 1.

[24]. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука. — 1984. — С. 144.

[25]. Мельничук А.С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций // Акмеология. — 2012. — № 2(42). — С. 23-31.

[26]. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Психологические исследования, посвящённые 85-летию Д.Н. Узнадзе. — Тбилиси: Изд-во «Мецниереба». — 1973. — С. 266-273.

[27]. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. — Воронеж: РАГС при Президенте РФ, 1997.

[28]. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 2.

[29]. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер. — 2007. — С. 87-88.

[30]. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону. — 1996. С. 8.

[31]. ПрихожанАМ., ТолстыхН.Н. «Интересная психология»: Л.С Выготский и Л. И. Божо-вич // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С. 66.

[32]. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР. — 1957. — С. 61.

[33]. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 94.

[34]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 28-34.

[35]. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс. — 1995. С. 250.

[36]. Степанский В. И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. С. 98-103.

[37]. Степнова Л.А., Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психолого-акмеологического исследования // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 100-104.

[38]. СыромятниковИ.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооружённых сил Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 2007.

[39]. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. — Киев: Просвгга. — 1996. — С. 220.

[40]. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Изд-во АН Грузин.ССР. — 1961. — С. 66.

[41]. Шорохова Е.В. О решении А.В. Брушлинским некоторых методологических вопросов психологии // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 85.

PROFESSIONAL SUBJECTIVITY AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL

PHENOMENON

Anatoly A. Derkach, Honored Scientist of the Russian Federation, Academician RAE, the Winner of the Presidential award in Education, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Acmeology and Professional Psychology Department, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Vernadskiy prosp. 84, Moscow, 119571, Russia.

ABSTRACT

In proposed series of publications there is a professional subjectivity as psychological and acmeological phenomenon. In this connection the problem of subjectivity and professional subjectivity, as the quality of subject, has been discovered.

Within theoretical analyses the essential; features of professional subjectivity (activity, free choice, cognitive orientation, creativity). According to the results of analyses theoretical model of professional subjectivity was formed (by the example of future psychologists), reflected its functions (motivate and regulative) structure (valuable and semantic and creative and active components), acmeological criteria and indicators and appropriate specifics of formation. Em-

piric inspection of model was made with the students' experience (future psychologists) of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). There are methods: а)»measurement» of self-estimation the onthognetic reflexion level, level of subjective control, fatures of social creativity of personality, особенностей социальной креативности личности, vital meaning respondents; б) diagnostic interview with every participant of investigation; в) exploratory factor analyses. The factors pointed to the maturity of professional subjectivity, are detected, the unique factor structure with its features and indicators (reflexive features, activity, independent targeting, optimism), allowed to speak about professional subjectivity (high level)); about contradictions in a process of its formation, which led to difficulties in personal and professional development of personality (middle level), about small formation of professional subjectivism structure (low level).

Keywords: subject, subjectivity, development, professional subjectivity, subject, development, professional subjectivity, subjective position, activity regulation, seld-determination, self-realization, subjective self-realization, realizing professionalism.

REFERENCES

[1]. Abul'hanovaK.A. Mirovozzrencheskij smysl i nauchnoe znachenie kategorii sub#ekta // Rossi-jskij mentalitet: voprosy psihologicheskoj teorii i praktiki. — M.: Izd-vo IP RAN, 1997. — S.56-74.

[2]. Abul'hanova-SlavskajaK.A.Aktivnost\soznanie\ichnostikaksub#ektadejateYnosti/rPsi- hologija lichnosti v socialisticheskom obshhestve: Aktivnost' i razvitie lichnosti. — M.: Nauka, 1989. S. 15.

[3]. Agapov V.S. Koncepcija Ja i samorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij // Akmeologija. — 2012. — № 3 (43). — S. 26-31.

[4]. Aksjonova G.I. Formirovanie sub#ektnoj pozicii uchitelja v processe professional'noj podgo-tovki: Avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. — M., 1998.

[5]. Aleksandrova N.H. Sub#ektnost' cheloveka na pozdnih jetapah ontogeneza. — Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gumanitarnyj centr, 2000. — S. 17.

[6]. Anan'ev.G. Psihologicheskaja struktura cheloveka kak sub#ekta // Chelovek i obshhestvo. — Vyp. 2. — L.: LGU, 1967. — S. 246.

[7]. Anisimov O.S. Problemy i perspektivy sovremennogo obrazovanija (civilizacionnoe izmerenie) // Akmeologija. — 2013. —№ 2. —. S. 40-46

[8]. Ancyferova L.I. Psihologicheskoe soderzhanie fenomena sub#ekt i granicy sub#ektno- deja-tel'nostnogo podhoda // Problema sub#ekta v psihologicheskoj nauke. / Pod red. Brushlinskogo A. V., Volovikovoj M.I., Druzhinina V.N. — M.: Izd-vo «Akademicheskij proekt», 2000. — S. 31.

[9]. Aseev V.G. O sootnoshenii sub#ektivnogo i ob#ektivnogo // Akmeologija. —2014. № 1. — S. 16-24.

[10]. Bogdanovich N.V. Sub#ekt kak kategorija otechestvennoj psihologii: Dis. ... kand. psihol. nauk. — M., 2004.

[11]. Bozhovich L.I. Lichnost' i ejo formirovanie v detskom vozraste. — M.: Prosveshhenie, 1968. — S. 153.

[12]. Bol'shunova N.Ja. Uslovija i sredstva razvitija sub#ektnosti: Avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk. — Novosibirsk. — 2006.

[13]. BrushlinskijA.V. Problema sub#ekta v psihologicheskoj nauke // Psihologicheskij zhurnal. — 1992. — T. 13. — № 6. S. 3-11.

[14]. Brushlinski/A.VProblemypsihologiisub#ekta. — M.: Izdatel'stvo «Institut psihologii RAN». — 1994. — S. 4-5.

[15]. VolkovaE.N. Sub#ektnost' pedagoga: teorija i praktika. Avtoref. diss. ... dokt. psihol. nauk. — M., 1998.

[16]. VygotskijL. S. Sobr. Soch. V 6 t. — M.: Pedagogika, 1982. — 1984. — T. 3

[17]. Gagarin A.V., Raickaja L.K. Razvitie informacionnoj lichnosti: jenvajronmental'naja sostav-ljajushhaja // VestnikMezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija). 2013. № 1. S. 013-020. [18]. Gal'perin P. Ja. Vvedenie v psihologiju. — M.: Izd-vo MGU, 1976.

[19]. Derjabo S.D. Fenomen sub#ektifikacii prirodnyh ob#ektov: Avtoref. Dis. ... dokt. psihol. nauk. — M., 2002.

[20]. Zazykin V.G. Masshtab lichnosti kak akmeologicheskoe uslovie professionalizma // Akme-ologija. 2013. № 2. —. S. 25-31.

[21]. Kagan M.S. Jetkind A.M. Individual'nost' kak ob#ektivnaja i sub#ektivnaja real'nost' // Vo prosy psihologii. — 1989. — № 4. — S. 5-15.

[22]. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obu-chenija. — M.: Vysshaja shkola. — 1990.

[23]. Leont'evD.A.Psihologijasvobody: kpostanovkeproblemysamodeterminaciilichnosti//Psi- ho-logicheskij zhurnal. T. 21, № 1. — 2000.

[24]. Lomov.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. — M.: Nauka. — 1984. — S. 144.

[25]. Mel'nichukA.S. Mnogomernyj podhod k analizu sub#ektivnyh strategij razvitija profession-al'nyh kompetencij // Akmeologija. — 2012. — № 2 (42). — S. 23-31.

[26]. Nadirashvili ShA. Osobennosti zakonomernostej dejstvija ustanovki na razlichnyh urovn-jah psihicheskoj aktivnosti cheloveka // Psihologicheskie issledovanija, posvjashhennye 85-letiju D.N. Uznadze. — Tbilisi: Izd-vo «Mecniereba», 1973. — S. 266-273.

[27]. Ognev A.S. Teoreticheskie osnovy psihologii sub#ektogeneza. — Voronezh: RAGS pri Prezi-dente RF, 1997.

[28]. Osnickij A.K. Problema issledovanija sub#ektivnoj aktivnosti // Voprosy psihologii. — 1996. — № 1. — S. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[29]. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teorija i praktika. — SPb.: Piter. — 2007. — S. 87-88.

[30]. Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii: paradigma sub#ektnosti. — Rostov-na-Donu. — 1996. — S. 8.

[31]. Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. «Interesnaja psihologija»: L.S Vygotskij i L. I. Bozhovich // Voprosy psihologii. — 1996. — No 5. — S. 66.

[32]. Rubinshtejn S. L. Bytie i soznanie. — M.: Izd-vo AN SSSR. — 1957. — S. 61.

[33]. Rubinshtejn S.L. Princip tvorcheskoj samodejatel'nosti // Voprosy filosofii. — 1989. — № 6. — S. 94.

[34]. Selezneva E.V. Samorealizacija i osobennosti motivacii studencheskoj molodezhi // Akme-ologija. — 2013. — № 3. — S. 28-34.

[35]. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti. — M.: Shkola-Press, 1995. — S. 250.

[36]. Stepanskij V. I. Svojstvo sub#ektnosti kak predposylka lichnostnoj formy obshhenija // Voprosy psihologii. — 1991. — № 5. — S. 98-103.

[37]. Stepnova L.A., Kachanovskaja E.V. Professional'naja dejatel'nost' advokata kak predmet psi-hologo-akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. — 2014. — № 1. — S. 100-104.

[38]. SyromjatnikovI.V. Psihologija professional'noj sub#ektnosti oficerov Vooruzhennyh sil Rossi-jskoj Federacii: avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk. — M., 2007.

[39]. Tatenko V. A. Psihologija v sub#ektnom izmerenii. — Kiev: Prosvita, 1996. S. 220.

[40]. Uznadze D.N. Jeksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki. — Tbilisi: Izd-vo AN Gruzin. SSR. — 1961. — S. 66.

[41]. Shorohova E.V. O reshenii A.V. Brushlinskim nekotoryh metodologicheskih voprosov psi-hologii // Psihologicheskij zhurnal. — 2003. — T. 24. — No 2. — S. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.