Научная статья на тему 'Самообразование и акмеологическая среда жизнедеятельности педагогов высшей школы'

Самообразование и акмеологическая среда жизнедеятельности педагогов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ACMEOLOGICAL CULTURE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / PERSONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Е.А.

В статье рассматривается самообразование в качестве фактора продуктивности развития акмеологической культуры, которая служит средством повышения эффективности процесса обучения, выявляет степень присвоения личностью общественных отношений, степень реализации ее сущностных сил. Автор делает вывод о том, что специфика управления самообразованием слушателей системы непрерывного образования с позиций андрогогического подхода заключается в том, что при андрогогическом подходе объектом воздействия является проблема или ситуация; при этом личность имеет право выбора стратегии поведения и несет за самостоятельный выбор ответственность; успех деятельности связан не столько с внешними обстоятельствами, сколько с самоорганизацией и самостоятельностью личности; контроль и ответственность за решение проблемы находится не вне, а внутри личности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION AND ACMEOLOGICAL ENVIRONMENT OF LIFE OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article considers self-education as a productivity factor in the development of acmeological culture, which serves as a means of increasing the effectiveness of the learning process. The research reveals the degree of appropriation of the public relations by the individual, the degree of realization of its essential forces. The author concludes that the specificity of self-education management trainees continuing education system from the standpoint of androgogical approach is that when you approach an object of androgogy exposure is a problem or situation. If this person has the right to choose the strategy of behavior and responsible choices; the success is not so much with the external circumstances, as with self-organization and autonomy of the person; control and responsibility for solving problems is not outside, but inside the personality of the teacher.

Текст научной работы на тему «Самообразование и акмеологическая среда жизнедеятельности педагогов высшей школы»

УДК 378

Selyukova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: ekaterinaselyukova@yandex.ru

SELF-EDUCATION AND ACMEOLOGICAL ENVIRONMENT OF LIFE OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article considers self-education as a productivity factor in the development of acmeological culture, which serves as a means of increasing the effectiveness of the learning process. The research reveals the degree of appropriation of the public relations by the individual, the degree of realization of its essential forces. The author concludes that the specificity of self-education management trainees continuing education system from the standpoint of androgogical approach is that when you approach an object of androgogy exposure is a problem or situation. If this person has the right to choose the strategy of behavior and responsible choices; the success is not so much with the external circumstances, as with self-organization and autonomy of the person; control and responsibility for solving problems is not outside, but inside the personality of the teacher.

Key words: self-development, acmeological culture, development, educational process, personality, self-education, personal values.

Е.А. Селюкова, канд. пед. наук, доц. Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь,

E-mail: ekaterinaselyukova@yandex.ru

САМООБРАЗОВАНИЕ И АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается самообразование в качестве фактора продуктивности развития акмеологической культуры, которая служит средством повышения эффективности процесса обучения, выявляет степень присвоения личностью общественных отношений, степень реализации ее сущностных сил. Автор делает вывод о том, что специфика управления самообразованием слушателей системы непрерывного образования с позиций андрогогического подхода заключается в том, что при андрогогическом подходе объектом воздействия является проблема или ситуация; при этом личность имеет право выбора стратегии поведения и несет за самостоятельный выбор ответственность; успех деятельности связан не столько с внешними обстоятельствами, сколько с самоорганизацией и самостоятельностью личности; контроль и ответственность за решение проблемы находится не вне, а внутри личности преподавателя.

Ключевые слова: саморазвитие, акмеологическая культура, развитие, образовательный процесс, личность, самообразование, ценности личности.

В акмеологическом контексте общенаучная категория «фактор» понимается как объективная причина, обусловливающая самодвижение индивидуальности к высоким достижениям в процессе жизнедеятельности. Исходя из этого, факторы продуктивности развития акмеологической культуры - это причины, обусловливающие достижение высокого уровня акмеологиче-ской культуры, главные детерминанты эффективности процесса акме-ориентированного саморазвития.

В соответствии с классификацией Н.В. Кузьминой и А.А. Ре-ана, можно выделить три вида факторов продуктивности развития акмеологической культуры:

- объективные, связанные с реальной системой жизнедеятельности личности и последовательностью действий, направленных на достижение акме и самоосуществление;

- субъективные, связанные с развитостью тех или иных особенностей человека как индивида, личности, субъекта; мера их проявления выступает как субъективная причина, содействующая повышению уровня акмеологической культуры или препятствующая этому процессу;

- объективно-субъективные, связанные с организацией среды развития акмеологической культуры и в целом пространства саморазвития (профессионализм преподавателей, качество управления педагогической системой, уровень организационной культуры и т. п.) [1].

Основным объективным акмеологическим фактором продуктивности развития акмеологической культуры является активное самообразование.

Рассматривается самообразование в качестве фактора продуктивности развития акмеологической культуры, т. к. теоретический анализ, а также практическая педагогическая деятельность свидетельствуют о том, что акмеологическая культура личности развивается в различных видах деятельности, одним из которых и является самообразование. Процессы организации самообразования и развития акмеологической культуры являются сонаправленными с позиции сопряжённости процессов формирования у человека потребности в самообразовании и потребности в акме-ориентированных самоизменениях.

Внутренняя взаимосвязь потребности личности в самообразовании и потребности в акме-ориентированных самоизменениях раскрывает самость человека.

Определяем самообразование как особый вид индивидуальной, личностно-ориентированной учебной деятельности слу-

шателей системы непрерывного образования, которая осуществляется при косвенном (партнерском) участии преподавателя, характеризуется большой активностью протекания познавательных процессов, предполагает субъектную позицию личности по отношению к собственному развитию и максимально приближена к творческому процессу [2]. Самообразование служит средством повышения эффективности процесса обучения, выявляет степень присвоения личностью общественных отношений, степень реализации ее сущностных сил, уровень развития её акмеологической культуры.

Самообразование - это метод образования и средство индивидуализации процесса обучения в виде учебной деятельности, в основу которой положено взаимодействие преподавателя и слушателей, носящее партнерский и паритетный характер и принимающее различные формы в зависимости от цели самообразования.

В структуре самообразования, как и в структуре акмеоло-гической культуры, можно выделить когнитивный, эмоциональный, мотивационно-целевой и операциональный компоненты. Мотивационно-целевой компонент является определяющим в характере взаимосвязи процессов самообразования и развития акмеологической культуры [3]. Соответствующие потребности и мотивы к самообразованию побуждают человека к постановке целей не только приобретения новых знаний, но и развития компонентов акмеологической культуры; выделяются те сферы Я, на которые будет направлена самообразовательная деятельность, способствующая развитию акмеологической культуры, а, следовательно, повышению эффективности акме-ориентированных самоизменений.

В результате происходит интеграция когнитивных компонентов самообразования и акмеологической культуры: объединяются области знаний о самообразовании, акмеологических знаний и знаний о себе как неповторимой индивидуальности, определяются способы их получения.

В рамках эмоционального компонента потребность в самообразовании, как и потребность в развитии акмеологической культуры, проявляется в характерной эмоциональной реакции. Отношение к себе и к другим выстраивается с учетом самооценки, складывающейся на основе имеющихся у человека знаний и регламентируемой ценностями личности.

Опыт саморазвития невозможно получить, не овладев приемами самообразования как важными направлениями самосовершенствования. Однако без определённых волевых усилий (са-

моорганизации, самоконтроля, доработки и совершенствования познанных возможностей и способностей) полученные знания не будут использованы для выявления личностных качеств и способностей, их совершенствования и корректирования. Эмоциональный и операциональный компоненты ответственны за подключение к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с мотивами и ценностями. Прослеживается взаимосвязь между мотивационно-целевым, эмоциональным и операциональным компонентами в структуре самообразования и акмеологической культуры [4].

Самообразование имеет все атрибутивные признаки учебной деятельности, но его эффективность зависит от того, в какой степени у слушателей системы непрерывного образования сформированы определенные личностные качества:

- в мотивационной сфере - целеполагание самостоятельной деятельности, стремление к достижению успехов в учебно-профессиональной деятельности, потребность в творческой самореализации;

- в интеллектуальной сфере - креативность мышления, обучаемость, творческое воображение;

- в эмоциональной сфере - умение управлять собственными эмоциональными состояниями в условиях самообразования;

- в волевой сфере - настойчивость, целеустремленность в деятельности, способность преодолевать трудности в ситуациях «мертвая точка»;

- в предметно-практической сфере - творческие способности, способности самостоятельно делать выбор, принимать решения;

- в сфере саморегуляции - умение управлять собой в состоянии поиска, анализ своих творческих актов;

Библиографический список

- в экзистенциальной сфере - представление о себе как о творческой индивидуальности, независимость и самостоятельность.

Данная система качеств слушателя системы непрерывного образования представляет модель его индивидуальности как субъекта акме-ориентированных самоизменений.

Специфика управления самообразованием слушателей системы непрерывного образования с позиций андрогогическо-го подхода заключается в следующем: если при традиционном управлении происходит воздействие на личность с целью получения регламентирующего результата, то при андрогогическом подходе объектом воздействия является проблема или ситуация; при этом личность имеет право выбора стратегии поведения и несет за самостоятельный выбор ответственность: успех деятельности связан не столько с внешними обстоятельствами, сколько с самоорганизацией и самостоятельностью личности; контроль и ответственность за решение проблемы находится не вне, а внутри личности; если при традиционном управлении регулирование и коррекция производятся преподавателем, то при андрогогическом подходе слушатель осуществляет саморефлексию и самокоррекцию своей деятельности [5].

Косвенное управление позволяет опосредованно влиять на личность без жесткого регламентирующего действия, предоставляя ей право выбора собственных стратегий поведения, и реализуется на основе косвенных методов воздействия, рефлексии и сотворческого взаимодействия в процессе продуктивной деятельности.

Можно говорить о том, что организация самообразования связана с необходимостью использования широкого арсенала акмеологического влияния с целью стимулирования собственной активности слушателя системы непрерывного образования для решения задачи развития акмеологической культуры.

1. Aбакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе: (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону, 2003.

2. Акмеология: учебник. Под общей редакцией A.A. Деркача. Москва, 2002.

3. Маркин В.Н. Aкмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе (самоотношение). Акмеология. 2003; 4: 55 - 58.

4. Деркач A.A. Акмеологические основы развития профессионала. Москва, 2004.

5. Деркач A.A. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. Москва, 2006. References

1. Abakumova I.V. Obuchenie i smysl: smysloobrazovanie v uchebnom processe: (Psihologo-didakticheskijpodhod). Rostov-na-Donu, 2003.

2. Akmeologiya: uchebnik. Pod obschej redakciej A.A. Derkacha. Moskva, 2002.

3. Markin V.N. Akmeologicheskie usloviya produktivnogo formirovaniya otnoshenij lichnosti obuchaemogo k sebe (samootnoshenie). Akmeologiya. 2003; 4: 55 - 58.

4. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. Moskva, 2004.

5. Derkach A.A. Akmeologicheskaya kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitiya. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 01.05.17

УДК 378.02.372.8

Kudashova E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: mnko@mail.ru

THE NECESSITY OF INTRODUCTION IN DIDACTICS OF PRINCIPLE COMPLEXITY. For science it is necessary to form a complex system of thinking in pupils and students. The authors aim to include in didactics conceptually, the principle of comprehensiveness, which is to determine the overall vector of development of modern style of thinking. However, this principle needs to have a certain toolkit that can be represented in the form of a substantive, regulatory and procedural didactic functions, allowing technolo-gized process of formation and development of a new style of thinking in the learning process of students in schools and universities. The paper presents the essential, normative and procedural functions of the proposed didactic principle.

Key words: system approach, integrated approach, integrated systems approach, system thinking, complex thinking, complex systems of thinking, modern thinking, teaching principle, teaching a principle of comprehensiveness, substantive, regulatory and procedural didactic functions.

Е.И. Кудашова, канд. пед. наук, доц. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: mnko@mail.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ В ДИДАКТИКУ ПРИНЦИПА КОМПЛЕКСНОСТИ

В работе научно обоснована необходимость формирования у школьников и студентов комплексного системного мышления. С этой целью авторы статьи ставят своей задачей включить в дидактику концептуальный принцип комплексности, который должен определять в целом вектор развития современного стиля мышления. При этом данный принцип должен иметь определенный инструментарий, который может быть представлен в виде содержательных, нормативных и процессу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.