Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. К вопросу о стратегии «акме» в профессиональном саморазвитии / О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 26-32.
УДК 374 ББК 74.4
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ «АКМЕ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ
О. А. Суйкова
В статье рассматриваются аспекты развития акмеологического сознания профессионала и в этой связи раскрываются условия эффективной творческой деятельности по формированию акме-стратегии, описывается многокомпонентный состав личности субъекта саморазвития, обозначается роль акмеологической позиции, которая предполагает интеграцию не только преобразующих, но и развивающих моделей и технологий саморазвития, выделены детерминанты и особенности технологии указанного процесса.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, акмеология, акме-стратегия, акмеологическая культура личности, многомерность личности, саморазвитие, субъект саморазвития.
Человек — общественное существо, в ко -тором в свернутом виде проявляется общество во всех его возможных состояниях. Можно сказать, что человек есть общество в миниатюре. Интеграция природы человека выражается в двух аспектах: личном и общественном, спонтанном и упорядоченном, случайно-вероятностном и жестко детерминированном. Случайные моменты обусловлены массой потенциальных спонтанных возможностей личности, а жесткая детерминация, упорядоченность задана социокодом, программирующим развитие и функционирование социальной системы. Однако благодаря этому социокоду происходит развитие современных наук, а также развитие представлений о человеке как авторе исторического процесса и процесса саморазвития, развивающего свои творческие потенции безотносительно к заранее заданным образцам, схемам, эталонам.
Представляют интерес социальные мотивы деятельности человека, особенно мотивации к инновациям, к изменениям реалий и самоизменениям, так как человек создает реальный мир благодаря деятельности, постоянно выходящей за рамки существующей действительности. Это обусловлено стремлением человека к вершинам творчества. Особенность природы человека состоит в том, что он всегда, обладая волей к познанию, стремится выйти за пределы самого себя. Благодаря этой устремленности вперед, мотивации, связанной с гуманистическими ценностями, эвристическим потенциалом личности, жажде творчества происходят новые научные
открытия, создаются произведения искусства, достигаются вершины профессионализма.
Исходя из этого, социальный мир людей можно назвать системой акмеологического творчества ряда поколений, которые стремились в своей деятельности, социальной или профессиональной, достичь вершин самореализации. Мотивация достижения высот, тесно связанная с социализацией личности, проявляется как стремление к повышению уровня собственных возможностей. Последовательно осуществляемый процесс саморазвития, как правило, имеет место лишь у тех людей, которые настроены на достижение крупномасштабных целей в жизни [1]. Это заставляет их целенаправленно работать над развитием у себя креативно-личностных и креативно-деятельностных характеристик, заниматься развитием отношений и способностей, которые все вместе оказываются одной из предпосылок осуществления намеченных высоких жизненных целей. При этом освоение социокультурного опыта представляет собой пожизненный процесс: непрерывный, стадийный, творческий и целостный, с использованием всех звеньев существующей образовательной системы и собственных представлений о развитии. Сущность непрерывного образования выступает как способ бытия человека, когда он постоянно открыт новому опыту для обновления социального мира и восхождения к вершинам акме [2].
Условием эффективной творческой деятельности в достижении профессионализма уровня «акме», непрерывного самосовершенствования
в ней и поступательного личностно-профес-сионального развития является формирование психолого-акмеологического феномена «субъективность позиции» [3; 4], что обеспечивает продуктивную самоорганизацию и самореализацию специалиста в деятельности. Основным здесь выступает методологический принцип субъектности. При этом субъективность позиции проявляется в конструировании личного пространства движения от реального, часто неоптимального, до идеального способа самоорганизации, вытекающего в собственную траекторию саморазвития. Психологически этот процесс также наполняется определенным содержанием (переосмысление жизненных ценностей и ожиданий, обновление целей, развитие акмеологически важных качеств и креативных характеристик личности, снятие психологических барьеров, обеспечение баланса и гармонии своего развития). Эти показатели продуктивности субъекта обеспечивают высокий уровень качества деятельности и продуктивной компетентности специалиста, что способствует выявлению условий достижения акме в профессиональной деятельности.
Акмеологическая субъектная позиция как стержень личности, как индикатор индивидуальности раскрывает всю палитру природных способностей, личностных особенностей и волевых характеристик субъекта саморазвития. Деятельность его развертывается в реально-идеальном поле («я» реальное — «я» идеальное) и проявляется в постоянном разрешении противоречий между желаниями и возможностями, которое в значительной степени зависит от его ценностей, установок, целей. Человек не просто реализует себя, совершая выбор между различными репродуктивными и продуктивными способами развития, он качественно преобразует себя, двигаясь к вершинам акме, создавая свою акме-стратегию, модель саморазвития, оптимальную для его особенностей. Кроме того, субъективность акмеологической позиции предполагает интеграцию не только конструктивных (преобразующих), но и развивающих моделей, алгоритмов и технологий саморазвития.
Таким образом, мы видим, что именно акме-ологический подход позволяет осмыслить сущность личности как субъекта саморазвития и обозначить многомерность измерений личности [5], по которым можно судить о полноте и качестве развития человека и его акме-стратегии.
Многомерность личности в аспекте самораз-витияможетбытьпредставленаследующимиком-понентами: психолого-физиологическим, эти-
ко-аксиологическим, социально-культурологическим, экзистенциально-эссенциальным, про-фессионально-технологическим,когнитивно-ак-меологическим, средово-интенциальным, интеллектуально-творческим, рефлексивно-дея-тельностным, сенсорно-перцептивным, темпо-рально-футурологическим, антропо-андрагоги-ческим, территориально-цивилизационным, эт-но-социальным.
Если рассматривать саморазвитие личности в каждом из обозначенных компонентов и проектировать акме-стратегию в соответствии с критериями качества развития и особенностями личности, можно предположить, что такая стратегия будет оптимально приближать субъекта к уровню акме.
Психолого-физиологический компонент саморазвития представлен психокосмосом личности, который включает в себя сознание, воображение, мышление, интуицию и другие познавательные процессы, не говоря уже о ценностно-психологических устремлениях и установках личности. Внутренний мир человека неразрывно связан с его физиологией через наследственные программы организма, позволяющие или не позволяющие человеку приспособиться к изменяющейся окружающей среде и творчески использовать ее ресурсы для своего развития. Психолого-физиологическая культура личности позволяет сохранять здоровье и влияет на качество жизни, поэтому очень полезны для человека наряду с ежедневными физическими упражнениями упражнения для регулирования психических процессов. В контексте вопроса саморазвития этим может быть психосинтез — построение новой личности вокруг некоего идеала, который представляет собой наивысшее акме, согласованное и объединенное в одно целое.
Этико-аксиологический компонент саморазвития выступает как один из самых фундаментальных параметров экзистенции человека, который существует в обществе и выполняет некие социальные функции, поддержанные социальными ценностями. Нравственные мотивы поведения человека складываются из духовных, этических, эстетических, философских, социальных, политических, творческих мотивов и дают пищу сознанию человека для выбора оптимальных паттернов, подходящих для движения к вершинам акме. Аксиологическая составляющая является «рулевым» в этом движении, поскольку ориентирует человека на гуманистические идеалы развития, способствующие не только развитию индивидуальному, но
и развитию общественному как идеалу справедливого, гармоничного общества — питательной среды воспитания человека будущего.
Социально-культурологическим компонентом саморазвития человека может служить формула «Человек есть общество в миниатюре». Развитие социальной системы, ее культурное наполнение напрямую детерминировано уровнем образованности и воспитанности индивидов. Достижение гуманистического общества с его основными чертами (достоинство, свобода, гармоничное сочетание духовных и материальных богатств личности, милосердие, человеколюбие и др.) возможно при активной роли культурных людей с высокими морально-этическими качествами в строительстве культурного, питающего умы общества. Главной задачей такого общества станет производство знаний, а производство материальных ценностей будет представлять собой результат производства знаний. Гуманистическое общество как идеал, общество, построенное акме-личностями, будет обществом знаний, основными из которых станут ценностные и нравственные знания.
Экзистенциально-эссенциальный компонент саморазвития связан с постоянным внутренним поединком личности. Поскольку человек в силу своей темпоральной природы является «сосудом желаний», при осуществлении выбора человек направляет свое поведение в сторону сильных желаний, которые обусловлены эссенцией личности, т. е. его основополагающими личностными качествами. Вопрос в том, кто или что выбирает: свободный человек господствует над своими желаниями и страстями или наиболее сильное желание направляет поведение человека; сможет ли личность достигнуть вершин акме, не сделав выбор между желаемым и необходимым, между эмоцией и волей, между стагнацией и развитием. Здесь важно обратить внимание на то, что нравственные аспекты выбора играют главенствующую роль. Эгоист или подлец также может достигнуть вершин своего профессионализма, но весь вопрос в том, какую реальную пользу в процессе социального преобразования и улучшения жизни принесет он. Парадокс экзистенции человека состоит в том, что он с одинаковой силой стремится как к свободе, так и к безопасности или комфорту. Осознание своих творческих потенций, а также возможностей их реализации, вера в свои силы направляет выбор человека.
Профессионально-технологический компонент саморазвития представляется как продуктивная компетентность в формулировании
и решении предстоящих специальных и профессиональных задач, как результат фундаментального и специального образования в сочетании с опытом применения и развития различных компетенций. Показателем уровня профессионализма служит категория «качество», которая в абсолютном смысле трактуется как категория, близкая к совершенству, эталону, а в относительном понимании рассматривается как нечто, соответствующее определенным критериям, требованиям. Технологическая составляющая представлена технологиями достижения профессионального акме. Продуктивная компетентность специалиста развивается в процессе: применения ранее усвоенных знаний на практике; извлечения из результатов деятельности новых знаний; интеграции их с ранее полученными акме-результатами, пригодными в будущем; исключения одних знаний; антиципации, обобщения, переноса или анализа результатов.
Когнитивно-акмеологический компонент саморазвития личности представлен системой разных видов знания и способов познания закономерностей объективного мира. Человек не просто реагирует, он исследует мир все более рациональными способами, формируя свои интеллектуальные структуры. Когнитивные способности, являясь особой акмеологи-ческой категорией, отражают основные типы взаимодействия самосознания и деятельности, потребности в самореализации, оптимальной деятельности и продуктивной коммуникации, развитие субъективного потенциала, необходимого для эффективного труда и личностного саморазвития. В общем смысле способности — это индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого и обеспечивающие успешность выполнения им одной или нескольких деятельностей, в том числе профессиональной. Развитие когнитивных способностей можно рассматривать как системообразующий фактор эффективности профессиональной деятельности, особенно если целью развития становится восхождение к вершинам акме.
Средово-интенциальный компонент саморазвития заключается в интенциальном средо-образовании личности, или средоконструиро-вании. Субъект пребывает в своей личностной функциональной среде, которая наполнена содержанием, способствующим или препятствующим развитию. В соответствии с собственными интенциями субъект начинает конструировать новое содержание среды, наполнять ее питательными элементами, трудиться над развити-
ем возможностей среды, заполнять пустующие ниши развивающим контентом. Эта деятельность скорее интеллектуальная, инженерная, конструкторская, так как предполагает общий замысел среды, представление ее оптимальной архитектуры, конструирование образа или плана, реализация которого благодаря среде приведет к профессиональному акме. Образ жизни индивида становится посредствующим звеном между личностью и средой, он служит механизмом взаимовлияния среды на личность и личности на среду.
Интеллектуально-творческий компонент саморазвития как наиболее специфический отражает способность интеллекта интегрировать знания и направлять их на решение творческих задач, разнообразия которых в жизни любого индивида достаточно. Что касается глубокого самопознания для реального самопроектирования и выхода на запланированный результат, человек, используя возможности своего интеллекта, выходит на творческую траекторию самовыражения. При этом можно сказать, что человек становится настоящим хозяином самому себе, так как поднимается на высокий уровень саморегуляции, преодолевая сознательно и систематически внутренние факторы, препятствующие развитию. Интеллект позволяет повысить функциональную грамотность в отношении способности трансформировать и изменять первоначальные восприятия чего-либо, формировать из собственного визуального опыта новые идеи. Творчество выступает как производное интеллекта, и можно быть уверенным: высокий интеллект — высокие творческие способности. И здесь напрямую прослеживается акмеологическая зависимость между креативностью и профессионализмом. Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть — все это сфера действия креативного интеллекта.
Рефлексивно-деятельностный компонент саморазвития личности образует поле актов сознания, которому ум подвергает свою деятельность. Наибольшую продуктивность этого компонента, как равно и важность, в процессе саморазвития субъекта представляют сформированные сенситивные способности, которые обеспечивают конкретику личностных смыслов, осознание уникальности и пользы своей деятельности. Самосознание человека на пути акме не позволяет отойти от стратегической линии развития, пополняя акме-стратегию новыми нюансами образа действия на основе новых
ощущений и их анализа. Зачастую знакомые принципы какой-либо деятельности принимают новую окраску и дают новую творческую интерпретацию классического варианта действия.
Сенсорно-перцептивный компонент саморазвития личности выражает согласованность компонентов поведенческих или познавательных действий (ориентировочных, предметно-образных и исполнительных) при решении задач саморазвития. Определенная потребность или цель формирует образ деятельности, который соотносится с эталоном, образцом (акме-ре-зультатом) и формирует стратегию достижения цели. При этом действия, как познавательные, так и поведенческие, отражают специфику деятельности.
Человек может сам выбирать способы сенсорного восприятия (через органы зрения или слуха и пр.), применяя избирательное взаимодействие субъекта с воспринимаемым объектом, в зависимости от того, какой способ приводит к лучшему результату. Содержащаяся в окружающем мире информация является потенциальным источником для восприятия ее.
Темпорально-футурологический компонент саморазвития описывает временной аспект человеческого бытия — объективную и субъективную стороны. Жизнь человека представляет собой череду интенциальных процессов и событий. И каковы бы ни были замысел и намерения субъекта деятельности, объективная сторона бытия зачастую меняет все замыслы и планы. Субъективная же сторона остается более стабильной, так как является результатом мышления человека, проекцией его прошлого (память), настоящего (восприятие и переживание) и будущего (цели, желания). Образ в сознании сохраняется, даже если ему не суждено стать реальным. Изменяющееся со временем состояние внутреннего мира напрямую связано с интенциальными событиями, так как последовательность событий выражена в показаниях часов. А с течением времени изменяется и сама жизнь человека как показатель субъективности природы «я», как часть единства и взаимодействия порядка и хаоса. Однако человек в его потенциях разворачивает веер возможных путей развития мировой цивилизации на уровне творческого преобразования.
Антропо-андрагогический компонент саморазвития личности включает в себя два аспекта развития человека: как физического лица и как участника социальной практики. Физическое развитие тела актуально для человека в любом возрасте, но в возрасте профессиональной
активности оно приобретает особую важность, так как становится атрибутом и фактором готовности к нагрузкам, как физическим, так и интеллектуальным. Забота о здоровье и физической мобильности человека позволяет противостоять изменчивой природе человеческого организма, подверженного старению, позволяет подвергать сомнению законы этой изменчивости. Современная же сфера социальной практики предусматривает приобретение новых профессиональных установок, постоянно обновляемых знаний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности субъекта саморазвития, особенно возрастного. Являясь уже сформировавшейся личностью, достигшей в своей профессиональной деятельности успехов, субъект саморазвития ставит очень конкретные и экзистенциосообразные цели. Изменение целей вызывает изменения психических структур и внутреннего образа человека, позволяет конструировать разнообразные модели и технологии изменения его внутреннего статуса. Акме-стратегия позволяет представить системно модель образования человека в соответствии с выдвинутыми личностью и временем требованиями, выполняя системообразующую функцию в его движении к вершинам профессионального акме.
Территориально-цивилизационный компонент саморазвития личности отвечает за вопросы идентификации статуса самобытной цивилизованной территории и ориентации в ней субъекта саморазвития. Западно-центристские цивилизационные представления проводят идеи географического детерминизма развития и саморазвития личности, ориентируя процесс на эталоны и образцы исторически доминирующих территорий (Европа, Америка). Однако центром эволюции, т. е. развития цивилизации, в том числе развития человека, становится именно самобытность местной цивилизации и охранительность как политика сбережения самобытности. В понятии цивилизации заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представляющая качественное своеобразие данного периода мировой истории и человека, находящегося в нем. В рамках акме-стратегии опора на самобытное качество цивилизации, характерной для конкретной территории, вызывает патриотические чувства и мотивирует субъекта саморазвития к деятельности во благо развития своей территории. Профессиональное саморазвитие играет в этом одну из приоритетных ролей.
Этно-социальный компонент саморазвития личности направлен на сохранение особенностей этноса в процессе эволюции. Этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно, так как она обусловлена совместной исторической практикой предков. Эволюции этноса в целом не зависят от воли и сознания личности и групп людей, так как задаются объективно-цивилизационны-ми процессами: индустриализацией, урбанизацией, маркетизацией и т. д. Однако же тенденции социального развития этнических групп в большей степени зависят от субъективного, самоуправляющего воздействия социума, поддаются социальному регулированию. Под влиянием времени происходят естественные изменения в языке, культуре, в социальной и демографической структуре этноса — это эволюционный путь. Трансформационный же путь изменений ведет к перемене этнической принадлежности и этнического самосознания. В развитии личности, в ее акме-стратегии вопросы трепетного отношения к культуре и самосознанию предков, сохранения этно-социальной красоты и богатства, любви к чистоте традиций и истории своего этноса должны нести характер субъектности, пассионарности и устойчивого развития.
Таким образом, акме-стратегия как программа заданного уровня качества личностного и профессионального развития всегда находится в состоянии трансформации, следуя за изменяющимся целеполаганием, активизацией ресурсов личности, открывающимися возможностями. Можно говорить о формировании акмеологиче-ской культуры профессионала, которая определяет весь дальнейший индивидуальный путь непрерывного саморазвития личности и является программатором качества развития.
Исследование представленных компонентов саморазвития личности, их подробное описание (содержание, функции, способы актуализации и пр.) даст полную характеристику многомерности акме-стратегии и позволит сформулировать основные закономерности и принципы, составляющие ядро креативно-акмеологической концепции развития профессионализма личности педагога.
Возникает вопрос: насколько акмеологи-ческая культура профессионала обеспечит актуализацию его способностей и возможностей в обществе, не всегда готовом принять человека с высоким статусом акме? Ответ может содержаться в самом вопросе: адаптационные ха-
рактеристики возможностей высокого статуса обеспечивают успешную деятельность человека в соответствии с его экзистенцией.
Перспектива развития профессионализма личности педагога зависит от следующих акмеологических детерминант: повышение престижа деятельности педагогов в социуме; повышение социального статуса педагога; создание в образовательной организации раз-
вивающей профессиональной среды; возможность общения и обмена передовым опытом; востребованность в обществе высокообразованных специалистов; осознание перспектив собственного профессионального роста; гуманизация и акмеологизация процесса обучения; реализация научных методологических подходов в процессе профессиональной деятельности [6].
Библиографический список
1. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин) / Н. В. Кузьмина. — Санкт-Петербург : НУ «Центр стратегических исследований», 2012. — 382 с.
2. Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. — Москва : Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.
3. Деркач, А. А. Акмеология в вопросах и ответах : учеб. пособие / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. — Москва : Изд-во МПСИ, 2007. — 247 с.
4. Дубасенюк, А. А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога / А. А. Дубасенюк // Карельский научный журнал. — 2013. — № 1. — С. 22-27.
5. Волков, Ю. Г. Человек : энцикл. Словарь / Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. — Москва : Гардарики, 1999. — 520 с.
6. Селезнева, Е. В. Развитие акмеологической культуры личности / под ред. А. А. Деркача. — Москва : Изд-во РАГС, 2004. — 260 с.
For citation: Sujkova, O. A. To the issue of "akme" strategy in professional self-development / O. A. Sujkova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 3 (23). — P. 26-32.
TO THE ISSUE OF "AKME" STRATEGY IN PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT
O. A. Sujkova
The article discusses the aspects of the development of acmeological consciousness of professional and, in this regard, reveals the conditions for effective creative activity to form an "acme strategy," describes the multicomponent composition of the personality of the subject of self-development, identifies the role of the acmeological position, which involves the integration of not only transforming, but also developing models and technologies self-development. The determinants and technology features of this process are highlighted.
Key words: professional self-development, acmeology, "acme strategy", acmeological personality culture, multidimensionality of personality, self-development, subject of self-development.
References
1. Kuzmina N.V. Akmeologicheskaja teorija fundamental'nogo obrazovanija (sozidanija duhovnyh produktov v svojstvah sub#ektov obrazovanija sredstvami uchebnyh disciplin) [Acmeological theory of fundamental education (creation of spiritual products in the properties of subjects of education by means of educational disciplines)]. St. Petersburg, NU «Centr strategicheskih issledovanij», 2012, 382 p. (In Russian)
2. Derkach A.A. (ed.) Akmeologicheskij slovar' [Acmeological Dictionary ]. Moscow, Izd-vo RAGS, 2004, 161 p. (In Russian)
3. Derkach A. A., Selezneva E. V. Akmeologija v voprosah iotvetah [Acmeology in questions and answers]. Moscow, Izd-vo MPSI, 2007, 247 p. (In Russian)
4. Dubasenyuk A. A. Akmeologicheskaja koncepcija lichnostnogo i professional'nogo razvitija pedagoga [Acmeological concept of personal and professional development of a teacher], Karel'skij nauchnyj zhurnal [Karelian scientific journal], 2013, no. 1, pp. 22-27. (In Russian)
5. Volkov Yu. G., Polikarpov V.S. Chelovek [Human]. Moscow, Gardariki, 1999, 520 p. (In Russian)
6. Selezneva E. V., Derkach A.A. (ed.) Razvitie akmeologicheskoj kul'tury lichnosti [Development of the acmeological culture of personality]. Moscow, Izd-vo RAGS, 2004, 260 p. (In Russian)
Суйкова Ольга Александровна, начальник центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Sujkova Ol'ga Aleksandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]