УДК 371.314.6 : 37.014.5 : 378.016
В. Н. Софьина, М. П. Габова, А. А. Беляева, О. Ю. Винокурова, А. С. Галченко
Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности в проектной деятельности с использованием интерактивных технологий
В статье рассматривается системный подход к развитию профессиональной компетентности бакалавров, магистров, специалистов и руководителей в проектной деятельности в системе учебно-научно-профессиональной интеграции. Исследованы факторы акмеологической среды вуз - организация, способствующие развитию профессиональной компетентности студентов, специалистов и руководителей в проектной деятельности. Предложены апробированные акмеологические интерактивные технологии, обучающие эффективным моделям проектной деятельности, методам формирования команды, работе в команде и управлению командой проекта. Выделены условия и факторы построения акмеологической среды вуз - организация, способствующей формированию эффективных моделей проектной деятельности (работы в команде) и развитию профессиональной компетентности в системе непрерывного образования.
The article deals with a systematic approach to the development of professional competence of bachelors, masters, experts and chiefs in project activities in the system of training, research and professional integration. The factors of akmeological university environment are: the organization, contributing to the development of professional competence of students, professionals and decision makers in project activities. Akmeological interactive technology, learning efficient models project activities, methods of team building, team work and management of the project team are proposed. Conditions and factors of construction of akmeological university environment (the organization that promotes the formation of effective models of project activities (teamwork) and the development of professional competence in continuing education) are obtained.
Ключевые слова: акмеологическая среда, профессиональная компетентность, факторы среды, проектные технологии, проектное управление, акмеоло-гические интерактивные технологии, непрерывное образование.
Key words: akmeological environment, professional competence, environmental factors, technology design, project management, akmeological interactive technology, continuing education.
В процессе инновационного развития страны все большее значение приобретают проектно-ориентированные организации и проектное управление. Правительством Российской Федерации принято Постановление «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Данное Постановление
© Софьина В. Н., Габова М. П., Беляева А. А., Винокурова О. Ю., Галченко А. С., 2016
устанавливает порядок организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации. На первый план выходит проектное управление, как следствие значительно возрастает роль эффективной работы команды проекта [5].
Образовательные стандарты нового поколения учитывают требования работодателей и имеют в своей основе практикоориенти-рованный подход. Все более востребованы высококвалифицированные специалисты, способные эффективно работать в командах проекта, знающие особенности проектного управления. В образовательном процессе актуализируется применение современных интерактивных технологий, обучающих проектному управлению и способствующих развитию профессиональной компетенции бакалавров, магистров и специалистов. Повышение качества профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специалистов легло в основу использования учебно-научно-профессиональной интеграции.
Учебно-научно-профессиональная интеграция, как показали исследования, способна разрешить противоречие между динамизмом науки, обусловленным объективными тенденциями развития общества, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и организационно-методических основ развития образовательной среды в вузе, а в дальнейшем и в организации (рис. 1).
Рис. 1. Схема учебно-научно-профессиональной интеграции
вуз - организация
На представленной схеме учебной научно-профессиональной интеграции отражено взаимодействие двух акмеологических систем: «вуз» и «организация». Переходным, связующим звеном из системы «вуз» в систему «организация» являются акмеологические интерактивные технологии (АИТ), которые применяются в акмеологической среде вуза и организации.
Акмеологическая среда есть психолого-акмеологическая реальность, содержащая специально организованные условия и факторы для личностно-профессионального развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса [1].
Успешная учебно-научно-профессиоанльная интеграция возможна при условии создания в системах «вуз» и «организация» ак-меологической среды с использованием акмеологических интерактивных технологий. Указанные технологии позволяют осуществлять развитие и мониторинг профессиональной компетентности бакалавров, магистров, специалистов, обучать методам формирования команды проекта и эффективной проектной деятельности.
Проведенные исследования показали, что акмеологическая среда представляет собой совокупность объективных факторов образовательного процесса и субъективно-объективных факторов межличностных взаимоотношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия и развития профессиональной компетентности [4; 9; 10].
Важной целью акмеологической системы «вуз» является подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, владеющих технологиями проектного управления [2; 11].
Профессиональная компетентность представляет собой системную, динамично развивающуюся характеристику личности (совокупность способностей, знаний, умений, деловых и личностных качеств), показывающую владение современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [9].
Исследования, проведенные Н.В. Кузьминой и В.Н. Софьиной, показали, что профессиональная компетентность имеет сложную структуру, содержащую определенные компоненты, среди которых выделяются: дифференциально-психологическая; социально-психологическая; аутопсихологическая; акмеологическая; управленческая; специальная и информационно-технологическая компетентности [6].
При подготовке высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать в команде проекта, большую роль играет полипрофессиональная подготовка. Анализ профессиональных моделей компетенций показал, что наиболее часто встречаются классификации, включающие универсальные, специальные и уникальные компетенции, которые отражаются в профессиональных стандартах бакалавров и магистров как общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции [9].
Динамика развития основных компонентов профессиональной компетентности показана на рис. 2.
ДПК - дифференциально-психологическая компетентность; СПК - социально-психологическая компетентность; АПК - аутопсихологическая компетентность; АК - акмеологическая компетентность; СК - специальная компетентность; ИТК - информационно-технологическая компетентность;
УК - управленческая компетентность
Рис. 2. Динамика развития основных компонентов полипрофессиональной компетентности
Полипрофессиональная компетентность включает в себя все компоненты профессиональной компетентности и представляет собой общее ядро, которое входит во все профессиональные модели компетенций. Развитие полипрофессиональной компетентности имеет большое значение для успешной работы в команде проекта и проектного управления [13].
Цели учебно-научно-профессиональной интеграции:
1. Обмен инновационными технологиями между вузом и организацией.
2. Разработка единых требований (стандартов качества) подготовки бакалавров, магистров, специалистов и руководителей для современных организаций (органов государственной власти).
3. Подготовка компетентных бакалавров, магистров, специалистов, способных продуктивно осуществлять проектную деятельность и умеющих эффективно работать в команде проекта.
Задачами учебно-научно-профессиональной интеграции являются:
1. Организация системы непрерывного обучения бакалавров, магистров, специалистов, руководителей.
2. Создание единых акмеологических интерактивных технологий для оценки и развития профессиональной и полипрофессиональной компетентности бакалавров, магистров, специалистов, руководителей в вузе и в организации, обучающих методам проектного управления, формированию эффективных моделей работы команд проекта с учетом ряда факторов (личностно-психологических особенностей бакалавров, магистров, специалистов, руководителей, уровня сформированности профессиональной компетентности и т. д.).
Учебно-научно-профессиональная интеграция может осуществляться успешно в том случае, если:
1) созданы единые требования к качеству подготовки бакалавров, магистров, специалистов (в системе непрерывного образования) их профессиональной компетентности;
2) существуют единые технологии, позволяющие оценивать уровень подготовки бакалавров, магистров, специалистов (знания, умения, деловые и личностные качества), отражаемые в моделях компетенции бакалавров, магистров, специалистов и в функциональных моделях профессиональной деятельности;
3) разработаны единые технологии для мониторинга и развития профессиональной компетентности бакалавров, магистров, специалистов и руководителей в условиях системы непрерывного профессионального образования.
Результативная проектная деятельность невозможна без эффективной работы команды проекта. Применение акмеологических интерактивных технологий позволяет максимально эффективно формировать команды проекта, осуществлять мониторинг и развитие профессиональной и полипрофессиональной компетентности бакалавров, магистров, специалистов и руководителей в системе непрерывного профессионального образования. Для мониторинга развития профессиональной компетентности, обучения эффектив-
ным моделям деятельности в командах проекта была разработана автоматизированная система комплексной акмеологической диагностики (АСКАД), которая включает в себя следующие модули:
• «Модели поведения» содержит в себя методики для анализа типа личности, формы личности и стиля мышления. Методики этого модуля адаптированы и выполняют диагностическую и обучающую функции: обучают построению эффективных моделей деятельности в командах проекта, формируют аутопсихологическую, акмеологи-ческую, дифференциально-психологическую и социально-психологическую компетентности.
• «Психологические характеристики» содержит пакет методик для анализа основных психологических характеристик личности: темперамент; сила воли; эмоциональность; конфликтность; мотивация к успеху; поведение в спорных ситуациях; мотивация к трудовой деятельности; коммуникабельность; направленность личности; уверенность в себе; факторный анализ и др. Данный пакет методик способствует развитию дифференциально-психологической компетентности, позволяет формировать команду проекта с учетом психологических особенностей личности коллег.
•«Управленческие способности» содержит методики для определения стиля руководства, цикла управленческих умений (направленности личности руководителя, его деловых и личностных качеств и др.). Используемые методики обучают эффективным моделям проектного управления и способствуют развитию управленческой компетентности.
•«Профессиональные способности» содержит комплекс методик для оценки творческого потенциала и творческих способностей, профессиональных и личностных качеств, профессиональных умений специалистов, деловых и личностных качеств, которые предназначены для самоанализа профессиональной деятельности и способствуют развитию аутопсихологической и специальной компетентности. В этом модуле предусмотрены возможности самооценки и экспертной оценки респондента.
•«Модели компетентности» содержит модели компетенций для студентов и специалистов. Методики данного модуля позволяют оценить уровень развития отдельных компетенций.
•«Результаты», «Анализ и периодическая оценка» позволяют производить статистическую обработку и графический вывод результатов тестирования и выводить полный отчет о тестировании, интерпретацию результатов тестирования и разработку рекомендаций по коррекции личностно-профессионального развития на различных уровнях представления (для обследуемого лица, специалиста принимающего кадровые решения, психолога).
Для обучения эффективным моделям проектной деятельности автоматизированная система комплексной акмеологической диагностики применяется в комплексе со специально разработанной системой заданий [8; 11; 13]. Данная система заданий построена по модульному принципу. В первом модуле содержатся задания с использованием АСКАД, обучающие методам построения, формирования команд проекта, эффективным моделям работы и управления командой проекта.
Разработанная система заданий с использование АСКАД обучает методам формирования команд проекта (команд руководителя) и методам проектного управления с учетом профессиональной компетентности и личностных особенностей каждого члена команды, включая руководителей проекта.
Второй модуль системы заданий содержит комплекс тренинго-вых и игровых технологий (игромоделирование), обучающих в интерактивной форме эффективным моделям деятельности и управления в команде [10; 11]. Приведем отдельные примеры используемых технологий. Тренинговые и игровые технологии направлены на развитие профессиональных компетенций, необходимых для формирования команды, повышение эффективности межличностных коммуникаций в команде, управление командой проекта и др. Применяемый пакет тренингов и игровых технологий позволяет на практике выработать эффективные модели взаимодействия и проектного управления.
Отметим, что разработанная система заданий для проектной деятельности студентов и специалистов (с использованием АСКАД и тренинговых технологий) направлена на развитие всех компонентов профессиональной компетентности (социально-психологической, дифференциально-психологической, акмеологической компетентности и т. д.). Применяемые акмеологические интерактивные технологии в совокупности с АСКАД и тренинговыми технологиями и игромоделированием представляют собой системную, упорядоченно функционирующую совокупность информационных технологий и методологических средств, обеспечивающих прогнозируемый результат профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специалистов и руководителей в системе вуз - организация.
В ходе проведенного исследования были выделены следующие принципы организации акмеологической среды, способствующие развитию профессиональной компетентности: системности и целостности; опоры на общие структурные компоненты различных образовательных областей; проблемности; творческой направленности; положительной мотивации; непрерывности и поступательности; индивидуализации и социализации [7].
В результате исследования установлено, что развитию профессиональной и полипрофессиональной компетентности способствуют следующие объективные условия акмеологической среды:
• участие студентов в различных инновационных проектах (социальных и научно-исследовательских);
• проектные задания, способствующие формированию всех компонентов профессиональной и полипрофессиональной компетентности;
• преемственный (спиралеобразный) характер заданий для всех видов проектной деятельности;
• сочетание как индивидуальной, так и групповой деятельности;
• организация работы студентов в команде проекта;
• проблемный характер заданий [2; 9-11].
В результате проведенного исследования были выделены факторы акмеологической среды, способствующие развитию профессиональной и полипрофессиональной компетентности:
1. Объективные факторы:
• системное обеспечение качества подготовки бакалавров, магистров;
• учебно-научно-профессиональная интеграция проектной деятельности студентов, специалистов и руководителей;
• использование интерактивных акмеологических технологий, обучающих эффективной работе в команде (социальное проектирование, интерактивные образовательные технологии);
• создание условий, обеспечивающих развитие всех компонентов профессиональной компетентности бакалавров, магистров, специалистов (в системе непрерывного профессионального образования).
2. Субъективно-объективные факторы:
• организация работы в команде проектов совместно с научными руководителями;
• организация групповой деятельности студентов в проектах;
• учет образа результата профессиональной подготовки бакалавров, магистров.
3. Субъективные факторы:
• системность и развитость профессиональных компетенций;
• развитость системы профессионально важных качеств;
• широта кругозора;
• умение работать в команде;
• направленность личности на дело и общение;
• ориентация на качество и результат [2; 9].
При создании акмеологической среды важно учитывать: объективные факторы; сочетание акмеологических условий и факторов профессионального и личностного развития студентов, специалистов и руководителей в акмеологической среде вуз - организация.
Таким образом, идея непрерывного самосовершенствования, стремление человека к знаниям, свобода выбора, значение личностного развития и самоактуализации представляют собой предмет научного интереса и обсуждения [3]. Одним из методов, по сравнению с традиционными, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся к их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности. Наиболее эффективная организация проектной деятельности и развитие профессиональной и полипрофессиональной компетентности бакалавров, магистров, специалистов и руководителей возможна в условиях акмеологической среды вуз - организация, созданной с учетом описанных выше факторов (объективных, субъективно-объективных, субъективных).
Разработанные и апробированные в системе непрерывного образования акмеологические интерактивные технологии способствуют обучению эффективным моделям проектной деятельности, методам формирования и работы в команде, управлению командой проекта. Акмеологический подход к организации акмеологической среды вуз - организация в системе учебно-научно-профессиональной интеграции с использованием единых интерактивных технологий способствовал развитию профессиональной компетентности бакалавров, магистров, специалистов и руководителей.
Список литературы
1. Белеванцева М.П. Акмеологическая среда вуза как фактор развития профессиональной компетентности студентов / М.П. Белеванцева, О.Ю. Меленевская, В.Н. Софьина, Д.А. Хлыстунов // Развитие психологической науки в регионах России: прошлое и современность: материалы междунар. за-оч. науч.-практ. конф. - Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2013. - С. 259.
2. Габова М.П. Роль проектной деятельности в развитии профессиональной компетентности студентов в вузе / М.П. Габова, В.Н. Софьина // Современное образование: содержание, технологии, качество»: материалы XXI междунар. науч.-метод. конф. - СПб.: СПБГЭУ; ЛЭТИ, 2015. - С. 107-109.
3. Давыденкова А.Г. Образование и воспитание свободной личности в трудах Бакунина и Толстого / А.Г. Давыденкова, А.А. Беляева // Изв. Санкт-Петербург. гос. аграр. ун-та. - 2015. - № S. - С. 113.
4. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 5: Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 541 с.
5. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 г. № 1050.
6. Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: моногр. / В.Н. Софьина, Н.В. Кузьмина. - СПб.: Центр стратег. исслед., 2012. - 200 с.
7. Софьина В.Н. Системный подход к организации акмеологической образовательной среды колледж - вуз / М.П. Белеванцева, В.Н. Софьина, Д.А. Хлыстунов // Науч. мнение: науч. журн. - 2014. - №6. - С. 233-237.
8. Софьина В. Н. Акмеологический подход к анализу структуры профессиональной компетентности // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. - Сер. Психология. -2009. - №1. - С. 80-90.
9. Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности студентов в системе учебно-научно-профессиональной интеграции: моногр. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2015. - 220 с.
10. Софьина В.Н. Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств студентов в акмеологической среде вуза с использованием информационных технологий / М.П. Габова, О.Ю. Винокурова, В.Н. Софьина // Современное образование: содержание, технологии, качество: XXII междунар. науч.-метод. конф. - СПб.: СПбГЕТУ; ЛЭТИ, 2016. - С. 67-70.
11. Софьина В.Н. Акмеологическая среда развития профессиональной компетентности студентов в творческих проектах / М.П. Белеванцева, В.Н. Софьина // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы ^ междунар. науч.-метод. конф. 23 апр. 2014 г. - Т. 2. - СПб.: СПбГЭТУ, 2014. - С. 55-57.
12. Софьина В.Н. Акмеологический подход к исследованию образа результата подготовки специалистов высшей квалификации в области международных отношений. Психолого-педагогические условия формирования социально зрелой личности: 125-летию С. Л. Рубинштейна посвящается / А.С. Баласанян, О.Ю. Меленевская, В.Н. Софьина. - Псков: Псков. гос. ун-т, 2014. - С. 16-26.
13. Софьина В.Н. Влияние акмеологической среды вуза на развитие полипрофессиональной компетентности студентов / М.П. Белеванцева, Д.Я. Банникова, В.Н. Софьина // Психолого-педагогические условия формирования социально зрелой личности: 125-летию С. Л. Рубинштейна посвящается. - Псков: Псков. гос. ун-т, 2014. - С. 37-41.