Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка компетентных инженеров-экономистов в полипрофессиональных учебно-проектных группах с участием предприятий работодателей'

Профессиональная подготовка компетентных инженеров-экономистов в полипрофессиональных учебно-проектных группах с участием предприятий работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCES APPROACH / PROJECT APPROACH / PROFESSIONAL PROJECT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиззатуллина Лия Ильдусовна

В статье представлен опыт организации профессиональной подготовки будущих компетентных инженеров-экономистов, функционирующий на базе КГТУ им.А.Н.Туполева. Рассматриваются вопросы, связанные с формированием и работой проектных групп, охарактеризована организационно-методологическая база внедрения проектного подхода, выделены подходы к обучению студентов в прое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гиззатуллина Лия Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of Kazan state technical university in organization of professional training of competent engineer-economists. Under analysis are the questions connected with organization and working the project groups, organizing-methodological base of the introducing the project approach, students training and education in project groups with participation enterprise-employers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка компетентных инженеров-экономистов в полипрофессиональных учебно-проектных группах с участием предприятий работодателей»

6. Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2001. - 328с.

7. Климович Е. А. Чувство языка: психологический анализ// Замежныя мовы у Рэспублицы Беларусь, №3, 2004. - С.30-36.

8. Красюк Н. И. К вопросу о формировании чувства языка/ Методика обучения иностранным языкам. - Минск. вып.15, 1985. - С.8-11.

9. Майданов А. С. Процесс научного творчества. - М.,1983. - 143с.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. - Екатеринбург, «Урал-Советы», 1994. - 800с. - С.217.

11. Осипова Т. Ю. Психологические

условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: Дисс...канд. псих. наук. - Томск, 2000 -187с.

12.Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков) - М.: Высшая школа, 1989. - 238с.

13. Barren F, Welsh G. S. I of Psychology, 1952, V.33.

14. Mednich S. A. The assosiative basis of the creative process// Psychol. Review. 1969.№2 - p.220-232.

15. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Deadalus: Creativity and learning, 1965. -P.220-232.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ-ЭКОНОМИСТОВ В ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ПРОЕКТНЫХ ГРУППАХ С УЧАСТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ -

РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Л. И. Гиззатуллина

В статье представлен опыт организации профессиональной подготовки будущих компетентных инженеров-экономистов, функционирующий на базе КГТУ им. А. Н. Туполева. Рассматриваются вопросы, связанные с формированием и работой проектных групп, охарактеризована организационно-методологическая база внедрения проектного подхода, выделены подходы к обучению студентов в проектных группах с участием предприятий-работодателей авиапромышленного комплекса.

Ключевые слова: компетентностный подход, проектный подход, профессиональная проектная подготовка.

Professional training of competent engineer-economists in project groups with participation enterprise-employers. The article presents the experience of Kazan state technical university in organization of professional training of competent engineer-economists. Under analysis are the questions connected with organization and working the project groups, organizing-methodological base of the introducing the project approach, students training and education in project groups with participation enterprise-employers.

Key words: competences approach, project approach, professional project approach.

В последнее десятилетие в России происходит коренная переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Президент в своем ежегодном Послании к Федеральному собранию особо подчеркивает: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. И это становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности» [1].

Тенденция движения «от понятия квалификации к понятию компетенции» является общеевропейской и даже общемировой. Нельзя оспоривать тот факт, что новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [2].

Особенно интенсивно проблемы выработки гибких критериев для описания результатов образования обсуждаются в европейских странах в контексте текущих Болонских реформ. В плане адаптации человека к новым условиям становится важным не только наличие самого знания, но и овладение технологиями, позволяющими найти оптимальный способ его получения.

«Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования» - этот тезис провозглашен в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803. Одной из стратегических целей Программы является «реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах». В рамках Болонского процесса европейские университеты в разной мере и с различающимися степенями энтузиазма осваивают и применяют компетентностный подход, который рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия. Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным -создание условий для достижения

поставленной цели в образовательном учреждении [3, с.10].

Основными тенденциями экономического и социального развития является глобализация и интеграция мировой экономики, рынков товаров, услуг, труда. Научно-технический прогресс приводит к изменениям структуры рынка труда в сторону его интеллектуализации и интеграции. Ведущими идеями концепции разработки и полипрофессиональной подготовки специалистов технического профиля является, по нашему мнению, развитие личности, ее социализация и профессионализация на основе ком-петентностного подхода. Это означает «научить учиться», реализовывать идеи учащегося общества, что обосновывает необходимость непрерывности, многоуровневости, гибкости, мобильности и интенсивности профессионального образования.

Система образования в России, в том числе экономического, с одной стороны, находится в периоде трансформации, а с другой - в состоянии кризиса. Поэтому в настоящее время требуется не только обобщение накопленного за короткий период уникального опыта подготовки кадров для рыночной экономики, но и широкий поиск альтернативных образовательных вариантов, новых форм и технологий организации процесса подготовки кадров для народного хозяйства, способствующего повышению качества и социальной значимости образования. Именно поэтому традиционная для профессиональной школы проблема организации образовательного процесса и управления качеством подготовки специалистов получила

в настоящее время особую остроту и актуальность.

Как свидетельствует опыт, специалистам, получившим профессиональную подготовку по традиционным технологиям образования в учреждениях российской высшей школы, в основной их массе присущи следующие недостатки:

- преимущественно невысокий творческий потенциал, ориентация на исполнение рутинных обязанностей без четко осознаваемых целей своей профессиональной деятельности, низкая нематериальная мотивация труда;

- слабая способность или даже неготовность к эффективному взаимодействию с представителями других направлений хозяйственной деятельности предприятия, отсутствие объемного представления о бизнес-процессах;

- трудность и длительный период адаптации к условиям конкретного промышленного предприятия.

Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева является одним из ведущих вузов современной Росси. В 2007 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование», КГТУ стал победителем конкурса образовательных учреждений ВПО России, внедряющих инновационные образовательные программы, и получил грант Министерства образования РФ. В 2007 г. началась, в 2008 г. продолжилась реализация инновационной образовательной программы университета «Система подготовки специалиста мирового уровня в области создания и использования информационных технологий как определяющий фактор обеспечения конкурентоспособности

59

машиностроительных производств» в рамках федеральной программы «Образование».

В 2008 году ученым советом Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева было принято решение о внедрении в Инженерно-экономическом институте новых образовательных технологий и переходе института ИНЭК на систему проектной подготовки специалистов в тесном сотрудничестве с предприятиями авиапромышленного комплекса Республики Татарстан.

Попытки реализовать принципы проектного подхода к формированию профессиональных компетенций выпускника с участием предприятий-партнеров предпринимались неоднократно в различных вузах и в различное время, в том числе и в КГТУ-КАИ. Как правило, эти попытки предусматривали формирование моно-профессиональ-ных проектных групп (например, конструкторских или технологических), и не решали наиболее важной проблемы - повышения качества кадрового обеспечения всей инновационной деятельности предприятий. Отсутствие на предприятиях собственных инновационных идей и отторжение предложений, поступающих со стороны вузовской науки, делают принципиально невозможной реализацию проектного подхода в подготовке кадров.

Конечным результатом реализации концепции проектной подготовки специалистов в полипрофессиональных у чебно-проектных группах является кадровое обеспечение предприятий и организаций в форме проектно-ори-ентированных команд специалистов различного профиля со средним и высшим специальным образованием, 60

способных решать в тесном взаимодействии друг с другом весь комплекс задач, связаны с разработкой, производством и продвижением на рынок инновационной продукции.

Наряду с этим, члены проектно-ориентированных команд специалистов должны обладать следующими профессиональными качествами:

- высокой квалификацией в сфере своей основной профессиональной деятельности;

- широкими знаниями в смежных областях науки и производства, дополняющими и расширяющими их компетенции в рамках основной профессии;

- опытом работы в проектных группах и ориентацией на достижение конечных целей инновационных научно-производственных проектов;

- адаптированностью к корпоративной социально-культурной и организационно-производственной среде конкретного предприятия-работодателя.

По производительности труда, креативности и другим показателям такой специалист будет превосходить выпускников, получивших образование по традиционной технологии.

Некоторые относительные оценки профессиональных качеств специалистов, прошедших подготовку на основе проектной и традиционной технологии образовательного процесса получены экспертным путем на основе анализа результатов работы первых полипрофессиональных проектных групп. В Зеленодольском филиале КГТУ им. Туполева в 2007-2008 учебном году были созданы две комплексные проектные группы в составе инженеров-технологов и экономис-

тов-менеджеров. По заданию предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» молодыми инженерами и экономистами совместно разработана проектная документация и выполнено экономическое обоснование модернизации двух производственных участков. В процессе работы проектных групп получен новый ценный опыт взаимодействия завода и вуза, выпускные квалификационные работы студентов-дипломников получили высокую оценку Государственной аттестационной комиссии [4].

Результаты сравнительного анализа показывают, что специалист с подготовкой в проектной группе обладает более высокими компетент-ностными характеристиками, высокой адаптивной способностью, низким «коэффициентом трения» во взаимоотношениях со специалистами смежных профессий, что позволяет рассматривать его в качестве надежного участника проектной команды с высоким креативным потенциалом. Стандартная технология подготовки моно-профессионалов при освоении проектных методов подготовки не отвергается, но она также подвергнута в КГТУ им. А. Н. Туполева существенной модернизации, что является необходимым условием для создания эффективной системы конкурентного отбора претендентов на подготовку в составе полипрофессиональных учебно-проектных групп. Основное применение специалисты, получившие проектную подготовку, найдут в авиапромышленном, машиностроительном, нефтехимическом комплексах, а также в других сферах народного хозяйства республики.

Организационно-методологическую базу внедрения проектного подхода на кафедре ЭУП, Инженерно-экономического института КГТУ им. А. Н. Туполева образуют четыре главных направления модернизации образовательного процесса:

- формирование матричной организационной структуры технического университета в соответствии с проектным подходом к управлению учебным процессом;

- интенсификация процесса освоения учебных модулей за счет сокращения длительности учебного цикла (переход от семестровой структуры к бессессионному учебному графику);

- расширение реальных возможностей свободного выбора студентами традиционных или новых образовательных технологий в рамках пред-проектной подготовки на младших курсах;

- создание системы академической селекции студентов и отладка механизма выявления потенциала обучаемости для комплектования учебно-проектных групп.

Классическая реакция крупной корпоративной системы на усиление роли инновационных проектов в деятельности ее линейных подразделений - формирование матричной организационной структуры управления путем создания новых структурных единиц, выполняющих функцию координации взаимодействия линейных подразделений в ходе подготовки и реализации инновационных проектов. В соответствии с этой глобальной тенденцией для управления разработкой и осуществлением «бинарных проектов» и деятельностью учебно-проектных групп предлагается создавать по

61

совместной инициативе кафедр вуза и предприятий-работодателей новые самостоятельные структурные единицы в составе университета: учебно-проектные бюро (УПБ). УПБ - это новый тип самостоятельного учебного структурного подразделения университета, которое создается для подготовки и реализации конкретного научно-образовательного проекта и существует до окончания его жизненного цикла.

В соответствии с выработанной концепцией, управление деятельностью учебно-проектного бюро ведется на паритетной основе руководителем УПБ от университета и руководителем УПБ от предприятия. В состав учебно-проектных групп планируется привлекать на конкурсной основе лучших студентов (ориентировочно 1520% совокупного контингента).

Обучение студентов в УПБ будет вестись на основе индивидуализированных учебных планов проектной подготовки (УППП), скоординированных с Основной образовательной программой направления магистратуры, бакалавриата или специальности. УППП - индивидуализированный учебный план конкретного студента в конкретной проектной группе с усиленной языковой подготовкой.

Ключевое условие создание УПБ -информационная, ресурсная и финансовая поддержка учебно-проектной группы со стороны предприятия. Предложения кафедр по созданию УПБ, одобренные Советом по развитию проектного подхода, утверждаются совместными решениями ректора университета и руководителя предприятия.

В соответствии с принципами проектного подхода Учебно-проект-62

ное бюро имеет четко ограниченный жизненный цикл, включающий 4 стадии, по завершении которых УПБ ликвидируется: стадия инкубации, стадия подготовки научно-образовательного проекта; стадия разработки научно-производственного проекта; стадия сопровождения научно-производственного проекта в инвестиционной и эксплуатационной фазе его реализации.

Придание новой динамики образовательному процессу требует перехода на новую календарную структуру учебных планов с более короткими, чем семестр, циклами освоения учебных модулей (учебных дисциплин).

Переход на интенсифицированное изучение дисциплин, при котором отдельный учебный модуль по большинству дисциплин полностью осваивается в течение нескольких (810) недель, позволит резко повысить динамичность учебного процесса и мобильность студентов, что отразится в следующих индикаторах:

- число одновременно изучаемых дисциплин сократится до 4-6, и это обеспечит снижение «пиковых» перегрузок студентов в периоды аттестации;

- в течение года один или два учебных цикла будут выделяться для работы студентов непосредственно в учебно-проектных группах, будет исключен малоэффективный тип «преддипломной практики, совмещенной с теоретическим обучением»;

- завершится переход на бессессионные графики учебного процесса, итоговые контрольные мероприятия (экзамены, зачеты) будут проводиться в соответствии с правилами балльно-рейтинговой системы оценки успева-

емости и включаться в календарный график учебного цикла наравне с аудиторными учебными занятиями;

- повысится количество, объемы и качество научных исследований и методических разработок преподавателей, так как рабочее время для их выполнения не будет распыляться между аудиторными занятиями, а будет сконцентрировано в биместрах, в которых у данного преподавателя нет учебных занятий;

- повысится эффективность использования учебного времени, так как исчезнут «мертвые зоны» в учебном процессе, связанные с всенародными праздниками, когда студенты, особенно иногородние, пропускают по 1-2 недели занятий.

Существующий унифицированный подход к организации учебного процесса, когда всей массе студентов -от двоечников до отличников - подается один и тот же объем учебного материала, в одних и тех же формах, одними и теми же преподавателями и одними и теми же приемами, должен быть изменен.

Такой подход сформировался в условиях дефицита профессиональных кадров (периоды индустриализации и восстановления в 30-50 годы прошлого века) и направлен на массовую подготовку «средних» специалистов. В современных условиях он привел к тому, что студенты, способные вырасти в элитных профессионалов, недополучают тех знаний, которые они могли бы освоить в установленные сроки с помощью высококвалифицированных преподавателей. В то же время слабые студенты не могут усвоить элементарных азов научной дисциплины, так как им требуются специальные, адап-

тированные под их уровень формы и методы передачи знаний.

Чтобы успешно освоить технологию полипрофессиональной проектной подготовки на старших курсах, необходимо организовать систему формирования «пред-проектных» групп, обучающихся по новым образовательным технологиям (НОТ) на младших курсах бакалавриата ИНЭК при изучении дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов. В рамках концепции полипрофессиональных учебно-проектных групп эта система получила название ««ТОТ & НОТ». ТОТ - традиционная образовательная технология, НОТ - новая образовательная технология.

Каждая дисциплина учебного плана по циклам ГСЭ и МЕН преподается для всех направлений бакалавриата ИНЭК разными преподавателями в одном и том же биместре в двух вариантах технологий - ТОТ и НОТ, при одинаковом объеме часов аудиторной нагрузки, но при различной глубине проработки (детализации) учебного материала и численности студентов на аудиторных занятиях. Формально требуемая СРС при этом может фактически отсутствовать.

Таким образом, традиционная технология предусматривает, что: преподавателем-лектором читаются обычные «классические» лекции по отдельным темам, студенты записывают в конспекты теоретический материал дисциплины, который затем они должны заучить в ходе СРС. (В ТОТ возможны и более «продвинутые» варианты с раздачей конспектов лекций в электронной форме, но подразумевается, что самостоятельная работа по

63

конкретной теме должна идти после лекции). На практических занятиях (на семинарах, на лабораторных работах) под руководством ассистентов лекционный материал «закрепляется» в ходе решения задач, выполнения лабораторных работ, изложения зазубренных текстов или «выступлений» по бумажке на семинарах и т.д.

Изучение материала (по частям или в целом) завершается контрольным мероприятием (устные или письменные ответы по билетам, различные формы тестов, решение контрольных задач и др.), выявляющим уровень знаний (но не компетенций!). Принципиально важно отметить: СРС в ТОТ -второстепенный, вспомогательный элемент, студент фактически может получить аттестацию по дисциплине и без напряженной внеаудиторной самостоятельной работы, что и происходит сейчас с «троечниками».

НОТ должна выполняться при модернизированной структуре аудиторных занятий (лекции-диспуты и/ или практикумы в группах не более 30 человек), при новой последовательности чередования аудиторных занятий с самостоятельной работой (СРС) и контрольными мероприятиями3. Принципиально важно отметить: СРС в НОТ - первостепенный, предопределяющий элемент, студент может быть исключен из пред-проектной группы, работающей по НОТ, если он не демонстрирует устойчивых положительных результатов СРС на ПКМ. Именно эффективность СРС в НОТ является косвенным критерием пригодности студента младших курсов к участию в работе учебно-проектных групп на

3 ПКМ - предварительное, ИКМ - итоговое контрольное мероприятие 64

старших курсах. При неспособности студента работать по НОТ его переводят в поток ТОТ, при этом он обязан полностью выполнить стандартный учебный график по ТОТ. ТОТ предназначена для средних (способных, но ленивых) и слабых (неспособных) студентов, она реализуется при сохранении существующей структуры аудиторных занятий (лекции на большом потоке + практикумы в группах до 30 человек) и при традиционной последовательности чередования аудиторных занятий с самостоятельной работой (СРС) и контрольными мероприятиями (КМ): лекция - (СРС) - практика -(СРС) - КМ.

Концептуальной основой механизма формирования персонального состава пред-проектных и учебно-проектных групп является принцип внутривузовской вертикальной и горизонтальной академической мобильности студента.

Мобильность по горизонтали -это мобильность по профессиональным компетенциям в результате осознанного самостоятельного выбора студентом направления своей профессиональной подготовки (начиная с 3-4 курса бакалавриата), а затем все более и более узкой поэтапной специализации в магистратуре непосредственно в ходе профессиональной подготовки в составе учебно-проектной группы. Для обеспечения горизонтальной мобильности студента перед ним должно быть открыто пространство выбора учебных модулей.

Мобильность по вертикали - это мобильность по уровню качества освоения профессиональных компетенций, это возможность повышения или неизбежность понижения академичес-

кого статуса студента в зависимости от его успехов в учебной работе и связанная с ними возможность получения (или утраты) соответствующих этому статусу преференций.

Студенты «высшей лиги» по всем вопросам самоорганизации должны иметь приоритетное право выбора, только им по окончании вуза должны выдаваться рекомендательные письма для работодателей. Вертикальная мобильность - основа создания конкурентной среды.

Повысить престижность и конкурентоспособность вуза, т. е. завоевать авторитет у лучших абитуриентов и у лучших предприятий можно только организовав образовательный процесс по-новому. В условиях внутренней конкурентной среды следует максимально эффективно использовать образовательные ресурсы института и выпускать на рынок всю номенклатуру имеющей спрос кондиционной продукции: от бакалавров с минимально-допустимым объемом высшей профессиональной подготовки до спе-

циалистов, магистров, кандидатов и докторов наук.

Литература:

1. Послание президента Федеральному собранию. - М./ Электронный ресурс www. kremlin-ru, 2008г.

2. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». -М.: ЮНЕСКО, 1997.

3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования (методологические и методические аспекты). Методическое пособие. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -114.

4. Павлов Б. П., Гортышов Ю. Ф., Мингалеев Г. Ф., Мельничное В. В., Бикмул-лин И. И. Формирование профессиональных компетенций выпускников КГТУ им. А. Н. Туполева в полипрофессиональных учебно-пректных группах с участием предприятий-работодателей: Научная публикация. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2008.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ахмадиева Р. Ш.

В статье рассмотрены педагогические аспекты обеспечения безопасности дорожного движения. Раскрыта необходимость целенаправленного изменения психики (мышления, деятельности), воспитания, образования человека в целях достижения высокого уровня безопасности в области дорожного движения. Отмечено важное место в теории и практике профилактики ДТТ обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ключевые слова: профилактика ДТТ, обучение ПДД, безопасное поведение, дорожное движение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.