с
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Г.Ф. МИНГАЛЕЕВ, профессор, проректор
В.В. МЕЛЬНИЧНОВ, доцент Казанский государственный университет им. А.Н. Туполева
Входе эксперимента, проводимого
КГТУ им. А.Н. Туполева в соответствии с приказом Минобрнауки РФ [1], мы пришли к твердому убеждению: необходима глубокая модернизация системных основ организации учебного процесса. В ее основу мы намерены положить следующие принципы:
■ высокоточная ориентация профессиональных компетенций выпускников на быстро изменяющиеся запросы отраслей и предприятий промышленного комплекса;
■ гибкость образовательных программ и учебных планов, призванных оперативно отражать эти запросы на основе проектного подхода к организации профессиональной подготовки;
■ внутривузовская академическая мобильность студентов по вертикали и горизонтали как главная предпосылка ориентации вуза на требования потребителя, реализующаяся путем осознанного выбора студентами индивидуальных траекторий проектной подготовки;
■ неразрывное единство учебной, научной и воспитательной деятельности, развитие у сотрудников и студентов чувства патриотизма, гордости, сознания высокой чести учиться и работать в КГТУ-КАИ.
Для наиболее полной реализации этих основополагающих принципов необходимо прежде всего создать новую, более эффективную систему мониторинга спроса и предложения на сопряженных рынках образователь-
Модернизация системных основ образовательного процесса в техническом университете
ных услуг, рабочих мест и профессиональных компетенций для всех сфер трудовой деятельности выпускников: инженерно-технической, научной, управленческой, экономической, гуманитарной. Коренным образом предстоит изменить процедуры и алгоритмы планирования учебного процесса в рамках многоуровневой системы подготовки выпускников, освоения ГОС ВПО третьего поколения и перехода на систему зачетных единиц (кредитов).
В рамках системной инновационной образовательной программы университет намерен обеспечить массовое внедрение информационных технологий и адаптированных к условиям вуза элементов ЕRP-систем во всех контурах управления и на всех стадиях образовательного процесса - от разработки образовательных программ по разным направлениям подготовки и оперативно-календарного планирования до непосредственного проведения занятий, самостоятельной работы студентов и подготовки выпускных квалификационных работ.
Будет проведена реструктуризация содержания и на этой основе обеспечена интеграция обязательной учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и студенческих научно-исследовательских разработок (СНИР) в учебно-проектных группах (бюро). Этот принципиально новый тип структурного подразделения вуза понимается нами как ключевой элемент системы подготовки «самонаводящихся»
профессионалов высокого уровня, способных решать нестандартные, требующие инновационного подхода задачи в сфере науки, производства и менеджмента.
Уже выведена на качественно иной уровень балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов. Из простого средства контроля успеваемости и стимулирования академической активности студентов она планомерно превращается в инструмент правового регулирования взаимоотношений в связке «студент - преподаватель». В этом качестве она будет эффективно содействовать минимизации коррупции, искоренению халатного отношения преподавателей и сотрудников к своим служебным, а студентов - к своим учебным обязанностям.
Наконец, начата перестройка системы органов студенческого самоуправления с наделением их функциями прямого контроля качества учебно-воспитательного процесса и защиты прав студентов и аспирантов. Важным инструментом саморегулирования отношений в студенческом коллективе призвана стать система академических лиг студентов (высшая, первая и вторая), принадлежность к которым будет определяться качеством учебной работы. Студентам - членам высшей и первой лиг - предоставляются определенные льготы.
Организационные механизмы воплощения перечисленных принципов и решения поставленных задач разрабатываются в двух взаимосвязанных мо-дернизационных проектах: «Разработка и реализация проектного подхода к формированию профессиональных компетенций выпускников с участием предприятий-работодателей» и «Модернизация системных основ организации воспитательного процесса».
Конечная цель внедрения проектного подхода в образовательный процесс
- обеспечить новый этап развития университета в условиях жесткой конкуренции, выйти на уровень элитной профессиональной подготовки выпускников в прямом соответствии с требованиями предприятий, повысить имидж КГТУ-КАИ и привлечь наиболее качественный контингент абитуриентов.
Наше понимание сути проектного подхода к формированию профессиональных компетенций выпускников технического университета таково: в рамках единого учебно-научно-воспитательного процесса на кафедрах разрабатываются и реализуются инновационные проекты, включающие научно-образовательный и научно-производственный компоненты [2].
Научно-образовательный компонент - это совместная и одновременно индивидуализированная профессиональная подготовка студентов разных курсов, направлений и специальностей ВПО в составе единой учебно-проектной группы (команды студентов), которая работает по заказу и при прямом участии какого-либо предприятия или группы предприятий.
Содержанием деятельности учебно-проектной группы является разработка инновационного инвестиционного проекта, имеющего целью реализацию на одном или нескольких предприятиях какого-либо крупного организационно-технического новшества. В составе такого «проектного пакета» инновационный научно-производственный проект выступает системообразующим, стержневым элементом в организации совместной учебной и научной деятельности учебно-проектной группы студентов, преподавателей вуза и сотрудников предприятий-заказчиков.
Результатом совместного участия предприятий и кафедр КГТУ в подготовке и реализации таких «проектных
пакетов» являются два инновационных продукта.
Во-первых, - проектно-конструк-торская, технологическая, правовая, организационно-экономическая, финансовая, экологическая и прочая первичная проектная документация, созданная учебно-проектной группой по заданию предприятия, а также детальный бизнес-план с обоснованием коммерческой эффективности инвестиций.
Во-вторых, - команда профессионалов с квалификацией бакалавров, специалистов и магистров, готовых к реализации конкретного инвестиционного проекта и получивших во время обучения в проектной группе бесценный опыт межпрофессионального взаимодействия. В состав проектной группы могут входить будущие инженеры-конструкторы, технологи, менеджеры, экономисты, экологи, маркетологи, системотехники, программисты. В крупных научно-производственных проектах найдется место коммерсантам, РR-менеджерам, психологам, юристам.
Конкретный состав учебно-проектной группы обусловлен содержанием, продолжительностью и глубиной проработки реализуемого ею научно-производственного проекта. Это значит, что формирование учебно-проектных групп должно носить перманентный характер. По мере продвижения научно-производственного проекта в группу будут входить все новые и новые участники, подключаясь к решению тех профессиональных задач, условия для которых уже подготовлены на его предшествующих этапах.
Возможность комплектования адекватных по профессиональному составу учебно-проектных групп является уникальным достижением технического университета, обеспечивающего в своих институтах и на факультетах
фундаментальную инженерно-техническую, организационно-экономическую, правовую, экологическую и другие виды профессиональной подготовки. Пришла пора преодолеть оставшиеся барьеры на пути реализации проектного подхода, а именно: архаичность, чрезмерную унификацию и, если говорить резче, окостенелость организационных форм учебного процесса. Сделав это, мы обеспечим самое важное на сегодня условие успешной реализации проектного подхода - повышение внутривузовской академической мобильности студентов и преподавателей.
Работа по модернизации организационных основ образовательного процесса ведется в трех главных направлениях:
• формирование матричной организационной структуры технического университета в соответствии с проектным подходом к управлению учебным процессом;
• интенсификация процесса освоения учебных модулей и расширение реальных возможностей их осознанного свободного выбора студентами;
• создание внутренней конкурентной среды вуза и системы академической селекции студентов.
Классическая реакция крупной корпоративной системы на усиление роли инновационных проектов в деятельности ее линейных подразделений - формирование матричной организационной структуры управления путем создания новых структурных единиц, выполняющих функцию координации взаимодействия линейных подразделений в ходе подготовки и реализации инновационных проектов (рис. 1).
Для разработки и осуществления конкретных научно-образовательных проектов в едином пакете с инновационными производственными проекта-
Элементы традиционной линейно-функциональной структуры
Элементы инновационной матричной структуры
РЕКТОРАТ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИНСТИТУТЫ (факультеты)
ВЫПУСКАЮЩИЕ КАФЕДРЫ
КАФЕДРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ЦЕНТР НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
-1-
I
_±_
УЧЕБНО-ПРОЕКТНЫЕ БЮРО
<
Основная функция «Центра новых образовательных технологий» - отбор предложений по созданию УПБ и контроль хода реализации НОП с правом ходатайства перед ректоратом о прекращении деятельности УПБ
V
Г
Формирование учебно-проектных групп
ИНСТИТУТЫ (факультеты)
к 1 к
УЧЕБНО-ПРОЕКТНЫЕ БЮРО
Конкретный состав учебно-проектной группы определяется содержанием и глубиной проработки научно-производственного проекта
Рис. 1.
ми и для управления деятельностью учебно-проектных групп предлагается - по мере готовности кафедр и предприятий - создавать самостоятельные структурные единицы вуза - учебно-проектные бюро (УПБ).
УПБ - новый тип структурного подразделения технического университета. Бюро создается для подготовки и реализации конкретного научно-образовательного проекта, носит имя разрабатываемого в нем научно-производственного проекта и существует до тех пор, пока не завершится жизненный цикл данного пакета проектов. Ключевое условие функционирования УПБ -информационная, ресурсная и финансовая поддержка со стороны промышленного предприятия-партнера.
Инициатором создания учебно-
проектного бюро может стать любая выпускающая кафедра или кафедра фундаментальной подготовки, обладающая научно-технической идеей, для полноценной коммерческой реализации которой на промышленном предприятии необходимо организовать совместную работу специалистов различных направлений и специальностей. Предложения кафедр по созданию УПБ, одобренные Ученым советом вуза, утверждаются совместными решениями ректора университета и руководителей предприятий-партнеров.
Начальник бюро работает на штатной основе и является главным менеджером «проектного пакета». Первоначально его деятельность финансируется из фондов хорошо зарекомендовавшей себя в нашем вузе программы
«Кадры». В дальнейшем разрабатывается финансово-экономический механизм взаимодействия вуза и предприятий-работодателей, в котором обосновывается приращение инвестиций в УПБ вследствие повышения качества выпускаемой вузом «продукции».
К работе в УПБ привлекаются на основе совместительства преподаватели и сотрудники любого института (факультета), а также сотрудники предприятий-партнеров, чьи компетенции и квалификация соответствуют содержанию и целям научно-образовательного проекта.
В состав учебно-проектных групп принимаются на конкурсной основе только лучшие студенты (ориентировочно 15-20% совокупного контингента). Обучение студентов ведется на основе учебных планов проектной подготовки (УППП) - индивидуализированного учебного плана конкретного студента в конкретной проектной группе, скоординированного с основной образовательной программой направления магистратуры, бакалавриата или специальности. Для реализации УППП при необходимости будет задействован потенциал зарубежных вузов-партнеров в очной или дистанционной (электронной) форме обучения с возможностью выдачи «двойного диплома».
Таким образом, в модернизированной организационной структуре вуза на существующие кафедры возлагаются пять системных функций:
1) выступать в качестве профессионального научного сообщества для коллективного обсуждения и освоения заимствованных и генерации новых собственных идей (новшеств) в данной отрасли науки;
2) вести фундаментальную профессиональную подготовку бакалавров, специалистов, магистров (преподавание «основ наук»);
3) выпускать «обычных» инжене-
ров, экономистов, менеджеров, маркетологов и других специалистов, не имеющих проектной подготовки;
4) осуществлять селекцию студенческого контингента по творческому потенциалу;
5) выполнять роль «инкубаторов» учебно-проектных бюро.
В соответствии с принципами проектного подхода УПБ имеет четко ограниченный жизненный цикл, включающий четыре стадии, по завершении которых оно ликвидируется.
Стадия «инкубации»:
• формулирование научно-технической идеи (новшества), для реализации которой планируется совместно с конкретным предприятием разработать и реализовать научно-производственный проект;
• декомпозиция новшества на «профессиональные» составляющие, требующие принципиально различных профессиональных компетенций -конструкторских, организационно-управленческих, финансовых, экологических и других;
• разработка предложения по созданию УПБ, его рассмотрение и утверждение; подготовка и заключение договоров с предприятиями-партнерами.
Стадия подготовки научно-образовательного проекта:
^ создание УПБ и подбор ППС на основе совместительства;
^ разработка учебных планов проектной подготовки;
^ подбор студентов в проектные группы.
Стадия реализации научно-образовательного проекта и разработки научно-производственного проекта:
■ реализация учебных планов проектной подготовки и разработка совместными усилиями ППС и студентов различных видов проектной документации и отдельных организационно-
технических мероприятий (включая подготовку кадров рабочих и руководителей нижнего звена в рамках образовательного кластера);
■ подготовка и защита ВКР в проектных группах, то есть завершение предынвестиционной фазы научно-производственного проекта с передачей предприятию комплекса нематериальных активов и профессиональных кадров для их эксплуатации.
Стадия сопровождения научно-производственного проекта («послепродажный сервис»): обеспечивает научно-техническое, организационное и образовательное (через структуры повышения квалификации) содействие предприятию в реализации инвестиционной и эксплуатационной фазы производственного проекта.
После продолжительных дискуссий мы пришли к выводу, что для придания образовательному процессу необходимой динамики требуется переход на новую календарную структуру учебных планов с более короткими, чем семестр, циклами освоения учебных модулей и выполнения СРС. Как известно, слово "семестр" буквально переводится с латыни как «шестимесячный»;
триместр - «трехмесячный», биместр - «двухмесячный».
Предлагается разделить учебный год на короткие учебные циклы с небольшими дополнительными релаксационными перерывами (табл. 1). Переход на интенсифицированное изучение дисциплин, при котором отдельный учебный модуль по большинству дисциплин полностью осваивается в течение нескольких (8 или 10) недель, позволит резко повысить гибкость учебного процесса и мобильность студентов, что отразится в следующих индикаторах:
■ число одновременно изучаемых дисциплин сократится до 4-6, что обеспечит снижение «пиковых» нагрузок студентов в периоды аттестации;
■ в течение года один или два учебных цикла будут выделяться для работы студентов непосредственно в учебно-проектных группах, будет исключен малоэффективный тип «преддипломной практики, совмещенной с теоретическим обучением»;
■ завершится переход на бессессионные графики учебного процесса; итоговые контрольные мероприятия (экзамены, зачеты) будут проводиться в соответствии с правилами балльно-
Таблица 1
Варианты четвертной и биместровой структуры учебного года
№ четверти 1 2 3 4
Начало/окончание цикла С 01.09 по 09.11 С 17.11 по 25.01 С 09.02 по 19.04 С 27.04 по 04.07
Перерыв на релаксацию или ликвидацию академических задолженностей С 10.11 по 16.11 С 26.01 по 8.02 С 20.04 по 26.04 Отпуск ППС и каникулы
№ биместра 1 2 3 4 5
Начало/окончание С 01.09 С 05.11 С 11.01 С 09.03 С 10.05
цикла по 26.10 по 30.12 по 7.03 по 30.04 по 04.07
Перерыв С 27.10 С 31.12 08.03 С 01.05 Отпуск ППС
на релаксацию по 04.11 по 10.01 по 09.05 и каникулы
рейтинговой системы оценки успеваемости и включаться в календарный график учебного цикла наравне с аудиторными учебными занятиями;
■ повысится количество, объемы и качество научных исследований и методических разработок преподавателей, так как рабочее время для их выполнения не будет распыляться между аудиторными занятиями, а будет сконцентрировано в биместрах, в которых у данного преподавателя нет учебных занятий;
■ повысится эффективность использования учебного времени, так как должны исчезнуть «мертвые зоны» в учебном процессе, связанные с всенародными праздниками, когда иногородние студенты университета пропускают по 1-2 недели занятий.
Перерывы должны по возможности совпадать с общероссийскими праздничными днями, календарные интервалы отпусков ППС и летних студенческих каникул должны сохраниться полностью при обязательном выполнении лимитирующих требований ГОС по числу учебных и каникулярных недель.
Концептуальной основой системы селекции обучаемого контингента является хорошо известный, но трудно реализуемый в существующих условиях принцип горизонтальной и вертикальной внутривузовской мобильности студента.
Мобильность по горизонтали - это осознанный самостоятельный выбор студентом направления своей профессиональной подготовки (на уровне бакалавриата), а затем все более и более узкой поэтапной специализации непосредственно в ходе профессиональной подготовки, а не в момент поступления в институт.
Существующий ныне предельно унифицированный подход к организа-
ции учебного процесса, когда всей массе студентов - от двоечников до отличников - подается один и тот же объем учебного материала, в одних и тех же формах, одними и теми же преподавателями и одними и теми же приемами, должен быть изменен. Такой подход сформировался в условиях дефицита профессиональных кадров (период индустриализации) и был направлен на массовую подготовку «средних» специалистов. В современных условиях он привел к тому, что студенты, способные вырасти в элитных профессионалов, недополучают тех знаний, которые они могли бы освоить в установленные сроки с помощью высококвалифицированных преподавателей. В то же время слабые студенты не могут усвоить элементарных азов научной дисциплины, так как им требуются специальные, адаптированные под их уровень формы и методы передачи знаний.
Учебные планы бакалавриата, специ-алитета и магистратуры при освоении принципов проектного подхода будут включать три типа учебных модулей:
• стандартный модуль (СМ) - единый по объему и сложности материал для всех студентов, обязательный к освоению независимо от направления и специализации профессиональной подготовки (философия, история, экономическая теория и другие дисциплины социально-гуманитарного цикла для инженеров, менеджеров, экономистов и других направлений подготовки).
• вариативный модуль (ВМ), существующий как минимум в двух вариантах объема и сложности учебного материала. Вариативный модуль обязателен к освоению всеми студентами данного направления бакалавриата при возможности выбора самим студентом облегченного, среднего или повышенного варианта сложности (естественно-научные, общематематические дис-
циплины, базовые технические и экономические дисциплины, иностранный язык, правоведение и т.п.)
• альтернативный модуль (АМ) -модуль специализации, выбираемый студентом самостоятельно или по рекомендации руководителя при установленном минимально необходимом числе альтернативных модулей, осваиваемых в данном семестре.
Формируя из модулей различного типа собственный план учебной работы на предстоящее полугодие, студент должен освоить определенный объем учебного материала, измеряемый в зачетных единицах (кредитах).
В условиях расширения возможностей осознанного выбора студентами модулей и преподавателей учебная нагрузка ППС на предстоящие учебные циклы должна составляться путем заполнения вакансий (прежде всего у преподавателей, ведущих стандартные или вариативные модули). Общее число (лимит) объявленных вакансий в одноименных модулях, ведущихся несколькими преподавателями одной кафедры, должно на 10-15% превышать общее число студентов, учебные планы которых предусматривают изучение этих модулей. Один и тот же учебный модуль, предусмотренный учебными планами разных направлений и специальностей, должен повторяться преподавателями соответствующей кафедры 2-3 раза в разных учебных циклах текущего года для обеспечения реальной возможности маневрирования в пространстве учебных модулей. Лекционные аудитории и кабинеты для проведения практических занятий должны выделяться преподавателям в соответствии с числом вакансий, заполненных в данном учебном цикле.
Мобильность по вертикали - это возможность повышения (понижения) академического статуса студента в зависимости от его успехов в учебной
работе и возможность получения (утраты) соответствующих этому статусу преференций. Таким образом, это мобильность по уровню освоения профессиональных компетенций, которая будет обеспечиваться кредитно-рей-тинговой системой оценки потенциала обучаемости студента.
На первом курсе студент имеет нулевую горизонтальную мобильность, состав учебных групп стабилен, это период адаптации к условиям высшей школы и к балльно-рейтинговой системе оценки.
На втором курсе появляются первые вариативные модули, начинает осуществляться выбор направления бакалавриата, состав учебных групп на курсе изменяется, при освоении очередного модуля группа или лекционный поток формируются заново. Одновременно закладывается вертикальная мобильность, формируются студенческие лиги.
На третьем курсе выбор направления бакалавриата завершен, горизонтальная мобильность сохраняется за счет вариативных модулей общеинженерного и экономического цикла, студент начинает формировать профиль своей профессиональной подготовки.
На четвертом курсе все студенты выбирают вариативные и альтернативные модули для подготовки ВКР в рамках целевых профессиональных компетенций. Одновременно студенты высшей лиги, намеревающиеся продолжить обучение в магистратуре, приступают к выбору направления своей магистерской подготовки.
На пятом курсе студенты высшей лиги завершают выбор направления магистратуры и начинают формировать профиль свой профессиональной подготовки, выбирая соответствующие вариативные и альтернативные модули в соответствии с учебным планом проектной подготовки.
На шестом курсе студенты высшей лиги выбирают альтернативные модули для подготовки магистерской ВКР в рамках выбранных целевых профессиональных компетенций в составе проектной группы.
По всем вопросам самоорганизации приоритетное право выбора должны иметь студенты высшей лиги, только им по окончании вуза должны выдаваться рекомендательные письма для работодателей. Вертикальная мобильность - основа создания конкурентной среды.
Критерием при установлении потенциала обучаемости и присвоении академического статуса студента является академический рейтинг. Его формально-структурная формула включает веса (объемы) конкретных модулей в часах (или в зачетных единицах) и модульные рейтинги студента по числу учебных модулей, освоенных в соответствии с учебным планом проектной подготовки.
Первый положительный опыт проектного подхода к организации учебного процесса получен в 2007/2008 уч. году в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева. Были созданы две комплексные проектные группы в со-
ставе инженеров-технологов и экономистов-менеджеров. По заданию предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького » будущими молодыми инженерами и экономистами совместно разработана проектная документация и выполнено экономическое обоснование модернизации двух производственных участков. В процессе работы проектных групп накоплен ценный опыт взаимодействия завода и вуза; выпускные квалификационные работы студентов-дипломников получили высокую оценку Государственной аттестационной комиссии.
Литература
1. Приказ Министерства образования и на-
уки РФ от 30.06.2006 г. № 173 «Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц».
2. Павлов Б.П, Гортышов Ю.Ф, Мингалеев
Г.Ф, Мельничнов В.В., Бикмуллин И.И. Формирование профессиональных компетенций выпускников КГТУ им. А.Н. Туполева в полипрофессиональных учебно-проектных группах с участием предприятий-работодателей. - Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008.
Б.В. СЁМКИН, профессор В.А. СИНИЦЫН, профессор Л.В. ШЕВЕЛЕВА, доцент Н.П. ЩЕРБАКОВ, доцент Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Разработка программы развития региональной системы профессионального образования (РСПО) с учетом стратегии инновационного развития региона должна учитывать все факторы и тенденции развития как экономики в целом, так и образова-
Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования
тельной системы и формирующих ее потребностей в образовательных услугах.
Используемый при разработке программы комплексный практический инструментарий должен содержать: