А. КО ЧНЕВ, профессор, проректор по учебной работе М. АХМАДУЛЛИН, профессор, начальник учебно-методического управления И. АВЕРКО-АНТОНОВИЧ, профессор, директор учебно-методического центра Л. РЯЗАПОВА, доцент,
зав. кафедрой обучения на двуязычной основе Ф. АБДУЛКАШАПОВА, доцент, директор Центра тестирования А. РАЗИНОВ, доцент, председатель института независимых наблюдателей
Инновационная
образовательная
деятельность
Эффективность развития экономики инновационного типа зависит не только от уровня развития науки и промышленности, но и от важнейшего компонента инновационного цикла -системы образования. Традиционная подготовка инженеров, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Это ставит задачу
включения в требования к содержанию и уровню подготовки инженеров вопросов формирования методологической культуры.
Различия между традиционной и инновационной системой образования заключаются прежде всего в целевой установке, которая реализуется посредством принципиально разных образовательных технологий. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых тех-
нологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.
Формирование качеств инженера в современных условиях требует от вуза трансформации всех видов его деятельности, включая учебную, воспитательную, управленческую, научно-исследовательскую, деятельность по подготовке и повышению квалификации персонала, в первую очередь преподавателей, деятельность по взаимодействию с внешней средой. Все эти трансформации должны быть продиктованы необходимостью поиска оптимальных возможностей достижения новых результатов, затребованных социальной практикой.
Основные элементы концепции инновационного образования в КГТУ
■ Создание системы интегрированного непрерывного образования: довузовская подготовка, начальное и среднее профессиональное образование,
высшее профессиональное образование различного уровня, послевузовское образование, дополнительное профессиональное образование. В университете разработан комплекс сопряженных программ обучения в системе «школа — вуз», которые предусматривают снижение срока обучения по инженерным специальностям на один год по сравнению с нормативным сроком. Примером такой образовательной программы может служить интегрированный учебный план по инженерной специальности 280810 «Технология швейных изделий» для учащихся Казанского лицея № 42. Система непрерывного образования реализована в созданном кафедрой промышленной биотехнологии образовательном комплексе, осуществляющем непрерывное обучение и формирование профессионально-компетентного специалиста.
Реализация сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня позволяет решать следующие задачи: выявить взаимосвязи между программами различных ступеней образования с точки зрения содержания, особенностей организации учебного процесса и квалификационных требований к учащимся; сократить сроки обучения на последующей ступени образования или при параллельном освоении дополнительной образовательной программы; обеспечить академическую мобильность учащихся при переходе с одной образовательной программы на другую или при продолжении обучения в другом вузе; экономить трудовые и материально-технические ресурсы образовательных учреждений, входящих в университетский комплекс; осуществить дальнейшую интеграцию в профессиональном образовании; создать основы по обеспечению преемственности государственных образовательных стандартов профессионального образования.
■ Руководством вуза в 2004 году было принято решение о совершенствовании системы приема в КГТУ, чтобы сделать ее максимально прозрачной. При этом преследовалось несколько целей: во-первых, обеспечить наиболее объективный отбор абитуриентов, во-вторых, повысить доверие абитуриентов, их родителей и общества в целом к процедурам приема, в-третьих, разработать технологии проведения вступительных испытаний, обеспечивающие достижение вышеназванных целей, и при успешной их апробации рекомендовать для использования как при Центральном тестировании (ЦТ), так и при проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Первое нововведение появилось на основе сопоставления с избирательными технологиями, в которых доверие к результатам обеспечивается участием в выборных процедурах наблюдателей и доверенных лиц кандидатов. А кто может выступать в роли доверенных лиц абитуриентов лучше их родителей? Поэтому было принято решение и соответствующие Положения о введении института независимых наблюдате-
лей за проведением ЦТ и вступительных испытаний в КГТУ. Основу наблюдателей составили родители абитуриентов, отбираемые из числа желающих путем жеребьевки. Кроме того, в число наблюдателей вошли представители печатных и электронных СМИ, что позволило обеспечить гласность их работы. Поскольку данная новация апробировалась при апрельском проведении ЦТ, было решено на первом этапе включить в число наблюдателей представителей профессорско-преподавательского состава (ППС) КГТУ, рекомендованных учеными советами по одному от каждого факультета. Основными задачами наблюдателей из их числа являлись: обучение родителей и представителей СМИ процедурам тестирования, координация их деятельности и организационно-методическая помощь. Надо сказать, что с этими задачами они успешно справились, что позволило при проведении летних вступительных испытаний в КГТУ уже не привлекать представителей ППС в качестве наблюдателей, так как родители получили достаточные навыки как собственно «наблюдательской» деятельности, так и самоорганизации.
Эксперимент широко освещался региональными электронными и печатными СМИ. И если реакция со стороны родителей была положительной, то руководители ряда вузов выступили с его критикой, которая основывалась зачастую на недостаточной их информированности о деятельности наблюдателей. В связи с этим, на наш взгляд, имеет смысл более подробно остановиться на функциях и порядке работы наблюдателей, подробно изложенных в Положениях.
Задачей наблюдателей является контроль за процедурами тестирования с правом внесения замечаний и предложений по их совершенствованию.
Процедуры, подлежащие наблюдению и контролю: комплектация и опечатывание пакетов с тестами для каждой группы тестируемых; допуск абитуриентов в аудитории тестирования и проверка личности тестируемых; вскрытие конверта с тестами; поведение в аудитории участников тестирования; работа лиц, проводящих тестирование; отсутствие посторонних лиц в аудитории; начало и продолжительность тестирования; соответствие количества участников тестирования числу сданных бланков ответов; опечатывание выполненных работ и заполнение протокола тестирования; конфигурирование бланков тестирования и отправка их в центр тестирования Минобразования РФ по его регламенту; участие в заседаниях приемной комиссии одного наблюдателя с правом совещательного голоса.
Порядок работы: в каждой аудитории могут находиться не более двух наблюдателей из числа родителей, они не вправе вмешиваться в работу лиц, проводящих тестирование, подходить к абитуриентам или общаться с ними, а также присутствовать в аудиториях, где проходят тестирование их дети.
Наблюдатели, нарушившие данное положение, удаляются из помещения для проведения тестирования и в дальнейшем решением ректора могут исключаться из числа наблюдателей.
Можно отметить, что за весь период тестирования ни одного конфликта с наблюдателями не было и прибегать к штрафным санкциям не потребовалось. Напротив, сложилась атмосфера доверия и сотрудничества организаторов тестирования и наблюдателей. Все предложения и замечания наблюдателей оперативно рассматривались и решались положительно. Например, если исправления в ответах типа А ранее выполняли по просьбе тестируемых организаторы тестирования, то по предложению наблюдателей эту процедуру доверили самим тестируемым, чему способствовало и упрощение данной процедуры, введенное Центром тестирования с этого года; вместо отправки в Москву материалов тестирования транспортом была использована спецпочта и т.д. Введение института независимых наблюдателей, несомненно, повысило доверие родителей к объективности результатов тестирования, о чем можно судить по их интервью в СМИ.
Однако совершенствование системы приема в КГТУ не ограничилось только этим. Так, была введена процедура жеребьевки для организаторов тестирования, и они узнавали время и место, где каждому из них придется работать, лишь в последний момент. К сожалению, при проведении ЦТ были выявлены шпаргалки с номерами ответов на все варианты тестов. Купить их можно было через INTERNET и, как показал проведенный анализ, наряду с вымышленными были и истинные варианты ответов. Аналогичная ситуация складывалась и при проведении ЕГЭ. На наш взгляд, Министерству образования и науки совместно с МВД РФ не-
обходимо проводить мероприятия по ликвидации подобных сайтов. Однако данную проблему можно решить принципиально иначе. Вместо ограниченного числа вариантов тестов можно из базы данных случайным образом с помощью компьютера формировать индивидуальные неповторяющиеся тесты для каждого абитуриента.
Такая технология была апробирована в этом году при проведении вступительных испытаний в КГТУ, которые уже несколько лет также проходят в форме тестирования. Из базы данных, содержащей для каждой дисциплины в среднем 50 вариантов вопросов по 20 темам, формировалось необходимое количество индивидуальных тестов (по числу абитуриентов), включающих 20 вопросов (по одному из каждой темы). В программе предусматривалась максимальная неповторяемость вопросов для тестирования в каждой аудитории. Отпала проблема строгой секретности, столь необходимой при использовании ограниченного числа вариантов. Так как, даже получив доступ к базе данных и похитив 1000 вопросов, абитуриент не сможет заготовить шпаргалку с правильными ответами на них, учитывая, что номера правильных ответов также меняются случайным образом.
При распечатке тестов, опечатывании их в пакетах для каждой аудитории, проведении тестирования, сборе и опечатывании бланков ответов, а также сканировании бланков ответов и выдаче результатов тестирования присутствовали наблюдатели.
Таким образом, проведенный в КГТУ эксперимент позволил сделать более прозрачными процедуры вступительных испытаний и выработать следующие рекомендации.
1. Привлекать родителей тестируемых в качестве наблюдателей (при проведении ЕГЭ имеет смысл в качестве
наблюдателей привлекать родителей учащихся других школ, определяемых жеребьевкой).
2. Организаторов тестирования в конкретной аудитории определять жеребьевкой (для ЕГЭ лучше использовать преподавателей, аспирантов и сотрудников вузов, в крайнем случае, учителей по другим предметам и из других школ).
3. Случайным образом из базы данных формировать индивидуальные тесты (даже из базы, содержащей 50 вариантов вопросов по 20 темам, можно сформировать 5 020 ( 1034) различных тестов, хотя желательно иметь и большее число вариантов - 300-500 по каждой теме).
Использование данных рекомендаций позволит более объективно оценивать знания абитуриентов, исключить шпаргалки и коррупцию, повысить доверие общества к процедурам поступления в вузы.
■ Изменение содержания образования, отражаемое в учебных планах по основным и дополнительным образовательным программам и в рабочих программах по дисциплинам. В течение последних лет в университете ведется непрерывная работа по формированию и переработке учебных планов, что связано с открытием новых специальностей, сменой образовательных стандартов, изменением условий организации учебного процесса.
Важно было выработать общие принципы и подходы к обоснованию учебных планов по всем формам обучения с учетом особенностей специальностей, максимальной их унификации для снижения загрузки площадей и нагрузки преподавателей.
Ряд учебных планов и образовательных программ разработан с учетом потребностей промышленности, возможности адаптации выпускников в рыночных условиях. Так, в соответствии с
Программой поддержки малого бизнеса РТ разработан учебный план подготовки специалистов по специализации «Технология синтетического каучука» с дополнительным обучением в области малого бизнеса. В учебный план включены такие дисциплины, как «Сырье и материалы для предприятий малотоннажной химии Республики Татарстан», «Технологические основы малых предприятий нефтехимического и полимерного профиля», «Организационно-правовые основы и маркетинг предприятий малого бизнеса», «Продукты малотоннажной химии для промышленности региона», «Технология и оборудование производств переработки полимеров».
Для выполнения современным специалистом новых профессиональных функций одним из важнейших требований выступает фундаментализация высшего образования, предполагающая преобразование структуры его содержания. Фундамент образования должен быть целостным, для чего отдельные дисциплины рассматриваются не как совокупность традиционных автономных курсов, а интегрируются в единые циклы дисциплин, связанных с общей целевой функцией междисциплинарными связями. Этот принцип позволяет уже с первого курса более точно задавать направление движения к цели по методологическому вектору в образовании.
Трансформация содержания обучения (на уровне отдельных дисциплин) основана на принципах использования горизонтальных и вертикальных связей между общепрофессиональными и специальными дисциплинами, интеграции их содержания. Необходимо добиться исключения дублирования в рабочих программах различных дисциплин, что возможно только при условии, во-первых, разработки сквозных программ и структурно-логических схем
по циклам родственных дисциплин -физико-математическому, химическому, во-вторых, установления межцикловых связей.
Важным фактором системы интегрированного обучения является функционально-ориентированная подготовка, которая предусматривает фундаментальную общенаучную осведомленность в широкой предметной области и содержит вариативные модули дисциплин функциональных и предметно-отраслевых специализаций. В соответствии с этим подходом обеспечивается сквозная тематическая направленность учебной деятельности студентов, курсового проектирования и их увязка с темой выпускной квалификационной работы. При этом дипломные проекты представляют собой реальные научно-технические предложения или эскизные проекты с обоснованием эффективности научно-технических решений или коммерческой реализации создаваемого изделия или технологии.
■ Развитие интеграционного процесса в сфере образовательной и научно-производственной деятельности за счет совмещения учебного процесса с длительной стажировкой студентов старших курсов на предприятиях и НИИ.
Преобладающими должны стать такие механизмы интеграции инженерного образования с фундаментальной наукой и производством, в которых на первое место поставлены наука, техника, технология, а подготовка студентов непосредственно «погружена» в исследования, конструкторские и проектные разработки.
На основе двусторонних договоров с предприятиями удалось положительно решить такую важную социальную задачу, как трудоустройство студентов после окончания института. Одновременная учеба в институте и работа на
производстве во время стажировки повысила ответственность студентов за результаты своего труда, т.к. в ряде случаев отбор кандидатов на участие в эксперименте производился на конкурсной основе, с учетом полученных оценок по основным дисциплинам. Учеба по индивидуальному плану потребовала от студентов более рационального и эффективного отношения к распределению бюджета времени.
■ Разработка и внедрение в учебный процесс учебно-методических и научно-методических материалов.
Важным организационным решением, создавшим реальные возможности осуществления методологической составляющей подготовки специалистов инженерного профиля в техническом вузе, явилось создание в КГТУ в апреле 2002 года первой в России кафедры методологии инженерной деятельности. На кафедре была спроектирована и апробируется дидактическая система методологической подготовки, соответствующая многоуровневой подготовке «бакалавр - специалист - магистр - преподаватель».
■ Развитие навыков самообучения студентов, усиление роли СРС. Повышение эффективности и качества подготовки будущих инженеров требует дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, четкой организации самостоятельной работы, основанной на проектировании ее целей, содержания, обучении студентов научной организации учебного труда, методикам работы с информационными системами и выбору форм и видов самостоятельной работы, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям студентов.
Самостоятельная работа студентов (СРС) позволяет прививать навыки самообразования и формировать у выпускников вузов способности адаптироваться к изменяющимся условиям
жизни. Увеличение доли СРС в учебных планах признано целесообразным, и она составляет по каждой дисциплине не менее 50%. В вузе работает комиссия по самостоятельной работе студентов, основными задачами которой совместно с УМЦ являются систематизация используемых преподавателями и разработка новых форм СРС, разработка методических указаний по выполнению каждого ее вида.
К формам СРС относятся написание и защита рефератов, разработка и защита целевых программ, составление аннотаций, рецензирование научных статей, рефератов, перевод с иностранных языков и аннотирование публикаций на иностранных языках, самостоятельные творческие работы, составление структурно-логических, хронологических схем, кроссвордов, тестов, разработка программы и проведение конкретного исследования для курсовых и дипломных работ и многие другие.
В целях усиления роли самостоятельной работы студентов всех форм обучения в учебный процесс внедряются электронные учебные пособия, позволяющие им самостоятельно проверять свои знания, степень усвоения дисциплин. В вузе ведется работа по созданию вариантов электронных учебников, электронных баз данных. Успешно проводится работа по созданию электронного банка контрольных работ по всем разделам учебной программы высшей математики, раздаточного материала для проведения практических занятий. Например, социально-экономическим факультетом на базе компьютерных классов и методических кабинетов студентам предоставлена возможность подготовки СРС, используя доступ в Интернет, создана библиотека периодических изданий по экономике, менеджменту, маркетингу, социальной работе, электронный архив публикаций из периодических изданий
и диссертационных работ, расширен доступ студентов к справочно-право-вой системе «Консультант-плюс» на базе методических кабинетов кафедр.
Значительная часть проблем по обучению студентов может быть снята разветвленной системой самоконтроля и самоаттестации. Ведется разработка методического и программного обеспечения для использования в учебном процессе компьютерных программ, позволяющих проводить контроль правильности выполнения СРС. Поэтому в КГТУ создана технология визуального проектирования компьютерных контролирующих тестов по различным учебным дисциплинам. В университете по линии ФПК организована соответствующая система повышения квалификации ППС по тестовому контролю знаний, организованы также ускоренные курсы по ознакомлению с указанными программами.
Важнейшее значение в плане развития СРС имеет решение Ученого совета от 28 апреля 2003 г. об обязательном введении рейтинговой системы оценки знаний студентов в 2003/2004 учебном году. Разработано новое положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов в КГТУ.
По окончании семестра проводятся предметные олимпиады по отдельным дисциплинам, конкурсы курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, итоги которых с указанием фамилий победителей вывешиваются на кафедральных стендах, победителям выделяется материальное поощрение. Становится традицией конкурс на лучшую курсовую и дипломную работу по специальности, лауреаты которого поощряются публикацией в сборнике научных статей КГТУ «Вестник технологического университета», получают материальное поощрение. Оказывается содействие лучшим студентам в оформлении и получении именных сти-
пендий, всесторонняя помощь по оформлению публикаций. В результате десятки студентов в разные годы становились лауреатами именных стипендий Президента и Правительства России, Президента и Правительства РТ, мэра г. Казани и др.
■ Развитие языковой подготовки как в плане международного сотрудничества, так и изучения второго государственного языка.
Образовательная система РТ, являясь составной частью единого федерального образовательного пространства, тем не менее обладает значительной региональной и национальной спецификой. Государственная политика Республики Татарстан направлена на реализацию прав граждан на получение качественного образования, укрепление и развитие национальной школы, создание условий для развития двуязычия, гармонизацию межнациональных отношений. По данным Министерства образования РТ, на сегодняшний день в республике более 1200 школ, ведущих обучение на татарском языке, и более 400 школ смешанного (билингвального) типа.
В рамках реализации Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», Государственной Программы по сохранению и развитию языков РТ в Казанском государственном технологическом университете в 1997 году параллельно с традиционным преподаванием предметов на русском языке было организовано обучение на двуязычной основе (с паритетным использованием двух государственных языков РТ) для лиц, окончивших национальную школу.
Процесс изучения предмета на родном языке всегда связан с определенной комфортностью и более эффективен. Выпускник национальной школы на начальном этапе обучения вынужден переводить содержание дисциплин
с русского языка на родной, анализировать полученное, затем совершать обратный перевод и формировать ответ. С учетом этой особенности в КГТУ преподавание ведется таким образом, чтобы не терялось качество обучения, т.е. усвоение сложного для понимания материала блоков естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин (физики, математики, органической и неорганической химии, теоретической механики, процессов и аппаратов химической технологии, инженерной графики и др.) легче и результативнее осуществляется на родном языке. Такая система позволяет ненасильственно войти в профессиональную русскоязычную среду и, наряду с сохранением родного языка, стать полноценным носителем русского. Особенную актуальность этот процесс приобретает в случае, когда выпускник университета, имея целевое направление, планирует работать в районах республики, где профессиональное общение идет преимущественно на языке региона.
Такая двуязычная подготовка специалистов осуществляется на трех факультетах КГТУ — факультете энергомашиностроения и технологического оборудования (институт химического и нефтяного машиностроения), факультете нефти и нефтехимии (институт нефти и химии) и социально-экономическом факультете. По двуязычным программам в настоящее время обучается 12 групп, что в целом составляет около 300 человек (по специальностям «Технология нефти и природных газов», «Компрессорные установки для добычи, транспортировки, хранения нефти и газа», «Технология деревообработки», «Государственное и муниципальное управление»).
Студенты групп, обучающихся на двуязычной основе, слушают на родном языке 18 образовательных дисциплин. Обучение на двуязычной основе в на-
стоящий момент осуществляется на 14 кафедрах. Подготовку специалистов по выбранным направлениям осуществляет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (6 профессоров, докторов наук, 17 доцентов, кандидатов наук и 5 старших преподавателей), подобран учебно-вспомогательный персонал, выделен аудиторный фонд.
В ноябре 2003 года в КГТУ была создана кафедра обучения на двуязычной основе (ОДО). Кафедра осуществляет обучение татарскому и русскому языкам на основании государственных стандартов и в рамках программ по лицензированным в университете направлениям и специальностям, языковую подготовку и переподготовку преподавателей КГТУ, ведущих дисциплины учебного плана на государственных языках Республики Татарстан. Учебно-воспитательная работа на кафедре направлена на воспитание национального самосознания татароязычных студентов средствами образовательного процесса и проведение мероприятий по нравственно-эстетическому и патриотическому воспитанию студентов, обучающихся на двуязычной основе.
Основные цели и перспективы, которые ставит перед собой университет, развивая это направление деятельности, — это создание теоретически обоснованной и эффективно функционирующей системы двуязычной высшей профессиональной подготовки специалистов различного профиля на билин-гвальной и поликультурной основах, востребованных на региональном рынке труда в силу своих коммуникативных особенностей и легко адаптирующихся в быстроменяющемся мировом научном и производственно-техническом пространстве.
В систему двуязычного образования входит подготовка преподавателей, подготовка и выпуск учебных матери-
алов, помощь в организации и финансировании, оценка работы и ее результатов, исследования в области образования. Одной из основных задач КГТУ является внедрение передового мирового опыта в области двуязычного обучения специалистов высшей квалификации в рамках интеграции высших учебных заведений Республики в мировое образовательное пространство, обмен опытом с кафедрами аналогичной направленности в регионах со схожей демографической ситуацией (мультинациональное население, два и более государственных языка). И здесь для нас, как для страны, входящей в Бо-лонское пространство, интересен опыт Канады (англо-французская система), Финляндии (финско-шведская система), Швейцарии (опыт паритетного функционирования четырех официальных государственных языков).
Важнейшие выводы наблюдений, экспериментов и размышлений позволяют с уверенностью утверждать, что внимание к речевому развитию, особенно в двуязычной ситуации, не может быть чрезмерным. Решения зависят от желаний, возможностей и намерений заинтересованных сторон: от полного погружения во второй язык до досуговых мероприятий на этом языке.
Положение, сложившееся в области двуязычного или многоязычного воспитания и обучения, неоднозначно, и готовых решений не выработано, а возможно, их и не существует. Как сделать обучение наиболее эффективным, какая методика и какие приемы при этом дают наибольшую результативность, какой из двух языков выбрать в качестве языка обучения, когда и как вводить второй, как влияют языки друг на друга, как заинтересовать студента в сохранении родного и изучении иностранных языков? Эти и огромное множество других вопросов будут ставиться перед работниками высшей школы и,
надеемся, эффективно решаться ими еще долгие годы.
В настоящее время КГТУ имеет партнерские связи с более чем 15 университетами и международными образовательными структурами из 13 стран мира, таких как Италия, Канада, Китай, Польша, США, Швеция и др. За отчетный период более 50 специалистов, аспирантов и студентов КГТУ выезжали за рубеж для участия в совместных мероприятиях с организациями-партнерами. Обсуждаются вопросы заключения договоров о сотрудничестве с Университетом Париж 13 и Национальным политехническим институтом Лотарингии (Франция), Норвежским университетом науки и технологии, Софийским химико-технологическим институтом (Болгария).
■ Внедрение элементов элитарного обучения. В университете принята практика централизованной подготовки молодых специалистов и преподавателей, ориентированных на новые наукоемкие технологии. С этой целью на старших курсах создаются межфакультетские группы из числа наиболее подготовленных студентов с углубленным изучением квантовой химии, теоретических основ химии, кинетики и катализа, моделирования и оптимизации химико-технологических систем, информационных технологий и т.д. Используя полученные общетеоретические знания в конкретной предметной области, указанные выпускники выполняют на высоком уровне магистерские диссертации и успешно защищают кандидатские диссертации в установленные аспирантурой сроки.
В текущем учебном году организуется подготовка подобных элитных специалистов начиная с 1 курса. Для этого в институте полимеров и институте нефти и химии по итогам зимней сессии студенты, имеющие высокие показатели в учебе, распределяются в
группы, процесс обучения в которых будет организован по индивидуальным планам с углубленным изучением дисциплин.
■ Разработка и внедрение новых инновационных технологий обучения, в том числе дистанционного обучения. Интенсивные технологии образования не только способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего инженера, но и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией.
Среди разработанных и применяемых активных методов обучения можно отметить: деловые игры, тренинги, ситуационные задачи, социологические и экспертные опросы, творческие задания, тестирование, дискуссии, защита рефератов, написание эссе, пресс-конференции; работа с источниками, нормативно-правовыми актами, с литературой на иностранных языках; анализ целевых государственных и муниципальных программ, составление аналитических записок по проблемам государственного и муниципального управления, социальной политики; составление кроссвордов; разработка технологий решения различных социальных проблем, создание социальных проектов, конкурсно-ролевые семинары и т.п.
Кафедрой информатики и прикладной математики (ИПМ) разработан «Бизнес-план» обучения. Главной целью проекта является синтез востребованности на рынке труда специалиста по информационным системам и технологиям. План охватывает многие направления обучения. Например, одна из позиций этого плана носит название «Синтез инструментальных средств для обеспечения поддержки учебного процесса...». Из названия следует, что организуется открытое производство инструментальных средств для поддержки учебного процесса на уровне кафедры
ИПМ, Института легкой промышленности, КГТУ в целом.
Изучение вопроса о выборе технологии для поддержки дистанционного обучения привело к заключению договора о научно-техническом сотрудничестве между КГТУ и компанией ГиперМетод - разработчиком программных продуктов поддержки ДО. В соответствии с указанным договором компания ГиперМетод бесплатно передала КГТУ программные продукты («eLearning Server 3000 v2.0», «eLearningOffice 3000 v2.0», «HyperMetod 3.5»), позволяющие создавать собственные учебные центры в Интернет/Интранет и организовывать полный цикл дистанционного обучения. КГТУ, в свою очередь, используя возможности Восточноевропейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и Общество», обеспечивает в течение 2003-2004 гг. маркетинговую поддержку компании ГиперМетод. Необходимо отметить, что указанные программные продукты внедрены в ряде крупных российских и зарубежных университетов (около 70 внедрений).
На базе КГТУ организована деятельность Восточноевропейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и Общество». Основной целью данного проекта является повышение квалификации субъектов учебного процесса в системе открытого образования путем организации единого информационного пространства для обмена мнениями, опытом между специалистами в области информационных технологий обучения, разработчиками программного обеспечения, преподавателями, менеджерами учебного процесса, администраторами информационно-образовательных сред и студентами. Создан и размещен в Сети Интернет по адресу http://ifets.ieee.org/russian/ сайт указанной группы. Согласно отчетам, пре-
доставленным системой Mail.ru, с середины августа 2000 года по декабрь 2003 года на сайте подгруппы побывало свыше 20 тысяч уникальных посетителей. Осуществлено информационное наполнение сайта, и на регулярной основе проводится его пополнение актуальными материалами. Функционирует виртуальный форум по обсуждению наиболее острых вопросов организации и функционирования открытого образования в РФ, для участия в котором привлечено более 500 человек. В форуме зарегистрированы участники из 14 стран ближнего и дальнего зарубежья и из 67 городов России.
Сформированы редколлегия и экспертная группа Восточноевропейской секции международного журнала «Educational Тесhnоlоgу & Sосiеtу», в которые на настоящий момент входят 40 специалистов из 6 стран. За 20002003 годы было принято к рассмотрению 148 статей, из которых опубликовано 99 общим объемом 885 страниц.
C 9 по 12 сентября 2002 года в Казани прошла Международная конференция IEEE по Передовым Технологиям Обучения (ICALT'2002), организованная Восточноевропейской подгруппой Международного форума «Образовательные технологии и Общество» (IFETS East-Euro) при КГТУ. Конференция собрала около 150 специалистов в области проектирования и разработки новых технологий обучения из 38 стран со всех континентов земного шара. В рамках конференции, помимо работ секций, были проведены два круглых стола и два мастер-класса по наиболее острым вопросам развития исследований в области новых технологий обучения.
■ Усиление воспитательной работы среди студенчества, в том числе по повышению адаптивности выпускников, формированию ориентации «на коллектив». Воспитательная деятель-
ность вуза должна быть направлена прежде всего на создание комфортной гуманитарной среды, способствующей развитию личности будущего инженера, его общей культуры, сохранению его физического и психического здоровья. Гуманитарная среда включает в себя формирование ценностей корпоративной (организационной) культуры вуза, стиля взаимодействия администрации, преподавателей, персонала, студентов; материально-пространственную среду вуза; возможности для реализации познавательных интересов, досуга; уровень и стиль учебной и профессиональной коммуникации и др.
■ Совершенствование педагогического мастерства преподавателей, привлечение к учебной деятельности работников предприятий и НИИ, научные разработки в области педагогической деятельности. Необходимым условием решения поставленных задач является способность профессорско-преподавательского состава вуза обеспечить требуемое развитие творческой личности инженера и его готовность к успешной профессиональной деятельности. Важнейшими направлениями преобразований в области подготовки и повышения квалификации преподавателей являются: достижение психолого-педагогической компетентности преподавателей, позволяющей вести профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с современными требованиями; реализация сквозной психолого-педагогической подготовки, позволяющей мотивировать способных студентов к педагогической деятельности в вузе, пополнять преподавательский корпус молодыми, инициативными кадрами, развивать исследования в области профессиональной педагогики и инновационные процессы в высшей школе; обучение преподавателей методи-
кам эффективного использования новейших средств обучения и информационных технологий.
Это требует также новых подходов к оснащению вуза техническими средствами, интеллектуальными тренажерами инженерных функций, компьютерными технологиями, деловыми и организационно-деятельностными играми, программно-ролевыми методами организации научно-технической деятельности, интенсивной конструктор-ско-технологической подготовки. При этом акцент делается на резкое увеличение участия будущего инженера в реальном творческом процессе создания новой конкурентоспособной разработки и обеспечения условий ее реализации, включая генерирование идеи, инженерное проектирование, конструирование, менеджмент и маркетинг научно-технической продукции.
Все прошедшие годы университет
активно участвовал в программах ФЦП «Интеграция», связанных с развитием параллельных вычислений и созданием научно-образовательной сети г. Казани (SENet). Это позволило получить в свое распоряжение мощный компьютерный кластер из 12 ПЭВМ Athlon, доступ к 10-процессорному компьютерному кластеру на базе рабочих станций DEC Alpha.
В 2001-2003 годах улучшалась (прежде всего за счет ресурсов ФЦП «Интеграция») обеспеченность университета лицензионными программными продуктами. Ряд дорогих программных продуктов был получен бесплатно за счет участия в совместных программах с фирмами-производителями или в рамках выполнения договоров в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Весьма успешным стал проект по внедрению САПР Solid Edge в учебный процесс университета.
А"