УДК 159.923.2 :378
А. А. Беляева, М. П. Габова, А. С. Галченко, В. Н. Софьина, И. Ю. Катушонок, О. Д. Полежаева
Мотивационная основа развития профессиональной компетентности руководителей и студентов
В статье рассматривается мотивационная основа развития профессиональной компетентности руководителей и студентов как многоуровневая и многомерная система. Исследуется мотивация учебной и профессиональной деятельности магистров и руководителей. Определяются ведущие мотивы деятельности, способствующие усовершенствованию учебного процесса в системе непрерывного образования с использованием проектных технологий, в том числе в системе повышения квалификации руководителей.
The article considers the motivational basis for the development of professional competence of managers and students as a multilevel and multidimensional system. The motivation of educational and professional activity of masters and leaders is investigated. The leading motives of the activity are determined, which contribute to the improvement of the educational process in the system of continuous education using design technologies, including in the system of professional development of managers.
Ключевые слова: мотивация, компетентность, образование, руководитель, магистр, непрерывное образование.
Key words: motivation, competence, education, leader, master, continuous education.
Исследование мотивации студентов и руководителей является важной и актуальной задачей, непосредственно связанной с качеством обучения и профессиональной деятельности. Мотивация представляет собой совокупность стойких мотивов, определяющих направленность личности, ее ценностную ориентацию и деятельность [1].
Мотивационно-целевая основа учебной и профессиональной деятельности представляет собой сложную многоуровневую и многомерную систему.
Одним из средств развития мотивационной сферы студентов и руководителей выступила специально организованная проектная деятельность, направленная на формирование профессиональной компетентности в системе учебно-профессиональной интеграции.
Профессиональная компетентность представляет собой системную динамично развивающуюся характеристику личности (совокупность способностей знаний, умений, деловых и личностных качеств), показывающую владение современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [4].
© Беляева А. А., Габова М. П., Галченко А. С., Софьина В. Н., Катушонок И. Ю., Полежаева О. Д., 2017
Задачей данной работы было изучение мотивации учебной и профессиональной деятельности магистров и руководителей; выявление ведущих мотивов деятельности с целью усовершенствования учебного процесса в системе непрерывного образования с использованием проектных технологий, в том числе в системе повышения квалификации руководителей.
В исследовании приняли участие 42 магистра и 46 руководителей разных специальностей, участвующих в разработке различных научных, творческих и профессиональных проектов.
В качестве рабочего инструмента всего исследования использовалась автоматизированная система комплексной акмеологической диагностики (АСКАД), включающая в себя пакет методик для исследования учебной и профессиональной мотивации.
Для анализа мотивационной структуры деятельности руководителей и студентов применялась методика: мотивационной направленности личности Б. Басса (адаптированная А.А. Ершовым для руководителей и для специалистов).
Современной психологией направленность рассматривается как важнейшее свойство личности, определяющее весь ее психический склад, начиная с потребностей, интересов, желаний, склонностей, мотивов и заканчивая проявлениями способностей, характера, волевых, интеллектуальных и эмоциональных особенностей. Направленность, таким образом, выступает как интегральное свойство личности, которое осуществляет регуляцию социальной деятельности человека, его поведения в целом [2].
В модифицированном варианте методики Б. Басса (А.А. Ершова), выделены четыре вида направленности личности для руководителей: на себя, на дело, на официальную субординацию, на отношение с людьми.
Для студентов выделены три вида направленности личности: на себя, на дело, на общение.
Исследование проводилось в два этапа. При этом предполагалось, что сочетание специально-организованной проектной деятельности и ак-меологического тренинга, формирующего компетенции работы в команде, может оказывать влияние на мотивационную направленность личности.
Акмеологический тренинг - это широкая система специальных психологических воздействий, упражнений, которые направлены на целостный процесс формирования, развития или коррекции профессиональных компетенций и качеств человека. В современной научно-психологической литературе используется понятие «акмеологическая компетенция специалиста», которым обозначают конечную цель акмеологических тренингов. Важно учитывать, что тренинговая работа - это «отработка» неких внешних приёмов или техник, различных профессиональных компетенций, способствующих личностному профессиональному развитию [4].
На первом этапе была исследована мотивационная направленность личности руководителей до (рис. 1) и после проведения акмеологического тренинга (рис. 2).
17%
40%
30%
на дело
на отношение с людьми на официальную субординацию на себя
37%
на дело
на отношение с людьми на официальную субординацию на себя
Рис. 1. Мотивационная направленность Рис. 2. Мотивационная направленность личности руководителей личности руководителей после
акмеологического тренинга
Значимые отличия по ^критерию Стьюдента на уровне а =0,01 в исследуемой группе руководителей наблюдались по всем четырем параметрам. Произошло смещение в мотивационной направленности личности на дело (с 40 до 50 %), и на отношение с людьми (с 30 до 37 %). При этом наблюдалось уменьшение направленности личности с официальной субординации (с 17 до 8 %) и на себя (с 13 до 5 %), что отражает развитие на социально-психологической компетентности.
На втором этапе исследовалась направленность личности студентов до (рис. 3) и после проведения акмелогического тренинга (рис. 4).
Рис. 3. Мотивационная направленность Рис 4 Мотивационная напРавленн°сть личности студентов личности студентов после
акмеологическиого тренинга
Значимые отличия по ^критерию Стьюдента на уровне а =0,01 в исследуемой группе студентов наблюдались по всем трем параметрам: наибольшие изменения произошли в направленности личности на дело (с 25 до 45 %), вместе с тем направленность личности на себя уменьшилась (с 60 до 35 %) и увеличилась направленность личности на общение (с 15 до 20%).
Таким образом, участие в творческих и профессионально ориентированных проектах в сочетании с акмеологическим тренингом оказало положительное влияние в изменении направленности личности не только у студентов, но и у руководителей, и может эффективно использоваться в системе учебно- научно-профессиональной интеграции.
Следующий блок работы - исследование мотивации профессиональной деятельности. Респондентам предлагалось ранжировать мотивы профессиональной деятельности от наиболее значимого к наименее значимому. Результаты исследования представлены на рис. 5.
30 25 20 15 10 5 0
iilji
•Q
Руководители Студенты
Г у
г > / ¿
^ .«г ^
<5° сО' кчК
с* & сР
^ & J
У
f jf JF **
Ж
^ J? J? ^ аГ J?
</ / * Ж / if </ / / </ / / / / /
«v
Рис. 5. Мотивация профессиональной деятельности
Анализ результатов исследования показал, что у руководителей ведущими мотивами профессиональной деятельности выступают интересная работа (23 %), хороший оклад (17 %), возможность профессионального роста (16 %), возможность реализации своих идей (10 %). Ведущими мотивами будущей профессиональной деятельности у студентов являются: хороший оклад (24 %), возможность карьерного роста (19 %), интересная работа (16 %), возможность профессионального роста (14 %).
Сравнительный анализ показал, что ведущими мотивами профессиональной деятельности для руководителей были интересная работа, непрерывное профессиональное развитие и возможность реализации своих
60
идей, что соответствует высшей ступени потребностей в пирамиде по А. Маслоу (самовыражение и самосовершенствование). Это выражается в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков, потребности в творчестве в самом широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы [3, с. 158-159].
У студентов ведущими мотивами деятельности являются хороший оклад (24 %), возможность карьерного (18 %), возможность профессионального роста (14 %) и интересная работа(17 %), что соответствует более низкой ступени согласно пирамиде по Маслоу. Таким людям присуще желание находиться в стабильном и безопасном состоянии, вместе с тем стремление к лидерству, либо положение признанного авторитета при решении задач [3, с. 158].
В соответствии с задачами исследования был проведен акмеологический мониторинг развития профессиональной компетентности руководителей и студентов до (руководители-1; студенты-1) и после проведения профессионально ориентированного творческого проекта (руководители-2; студенты-2) .
Результаты представлены на рис. 6, 7.
Рис. 6. Акмеологический мониторинг Рис. 7. Акмеологический мониторинг
развития профессиональной развития профессиональной
компетентности руководителей компетентности студентов
Компетенции: 1 - организаторские способности; 2 - профессионализм; 3 - аналитические способности; 4 - эффективные письменные коммуникации; 5 - эффективные устные коммуникации; 6 - инициативность, творческий подход; 7 - исполнительская дисциплина; 8 - обучаемость; 9 - умение работать в команде; 10 - ответственность; 11 - ориентация на результат; 12 - ориентация на качество; 13 - гибкость мышления; 14 - деловое общение.
Результаты исследования показали что сочетание практико-ориентированной, творческой проектной деятельности и акмеологического тренинга оказали положительное влияние на развитие социально-психологической и управленческой компетентности, в частности таких компетенций, как работа в команде, эффективные устные коммуникации, ориентация на результат, на качество, инициативность и творческий подход. При этом у руководителей перечисленные компетенции развиты на более высоком уровне, чем у студентов.
Таким образом, совмещение практико-ориентированной творческой проектной деятельности и акмеологического тренинга оказало положительное влияние в изменении направленности личности руководителей и студентов и стало средством развития основных компонентов профессиональной компетентности: социально-психологической, акмеологической, управленческой, что может эффективно использоваться в системе учебно- научно-профессиональной интеграции.
Список литературы
1. Казаков Ю.Н. Психические процессы и состояния (классификация, понятия, сущность): учеб.-метод. разработка / ред. А.А. Ильин. - и^: https://abc.vvsu.ru/books/psih_pr/page0001.asp
2. Кошелева С. В. Организационно-психологические факторы персонификации управленческой деятельности (на примере менеджмента российских компаний) / Вестн. СПбГУ. Сер. 8. - 2002. - Вып. 3 (№ 24).
3. Софьина В.Н., Лихтин А.А. Международный опыт управления персоналом: учеб. пособие. - СПб., 2013. - 306 с.
4. Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена: науч. журнал. - 2010. -С. 8-9.