Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров полимерного профиля'

Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров полимерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL COMPETENCE / A METHOD OF PROJECTS / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина С. А., Гарифуллина Г. А.

Основной задачей высшей школы является создание психолого-педагогических условий для формирования и развития профессиональных компетенций у студентов, которые заключаются в целенаправленной организации учебно-воспитательного пространства. Реализация педагогических условий осуществляется в профессионально-образовательной среде, способствующей развитию логического мышления и умению извлекать знания из собственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина С. А., Гарифуллина Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The primary goal of the higher school is creation of psihologo-pedagogical conditions for formation and development professional компетенций at students who consist in the purposeful organization of teaching and educational space. Realization of pedagogical conditions is carried out in the is professional-educational environment promoting development of logic thinking and to ability to take knowledge from own activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров полимерного профиля»

УДК 378.147

С. А. Муртазина, Г. А. Гарифуллина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональные компетенции, метод проектов, образовательная

среда.

Основной задачей высшей школы является создание психолого-педагогических условий для формирования и развития профессиональных компетенций у студентов, которые заключаются в целенаправленной организации учебно-воспитательного пространства. Реализация педагогических условий осуществляется в профессионально-образовательной среде, способствующей развитию логического мышления и умению извлекать знания из собственной деятельности.

Keywords: pedagogical conditions, professional competence, a method of projects, the educational environment.

The primary goal of the higher school is creation of psihologo-pedagogical conditions for formation and development professional компетенций at students who consist in the purposeful organization of teaching and educational space. Realization ofpedagogical conditions is carried out in the is professional-educational environment promoting development of logic thinking and to ability to take knowledge from own activity.

Формирование профессиональных компетенций у студентов не стихийный, а управляемый, регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависят от определенных организационно-педагогических условий. К ним относятся разработка структуры процесса формирования профессиональных компетенций у будущих дизайнеров; создание комплексной системы мотивации образовательного процесса; разработка критериев и методов оценки сформированности профессиональных компетентнций, позволяющих оценить эффективность педагогического процесса.

Задачей высшей школы является создание условий для становления и развития профессиональных качеств бакалавров. Специально создаваемые компоненты образовательного процесса и целенаправленно организованное пространство формирования профессиональных компетенций способствует развитию у студента полимерного профиля потребности в совместной деятельности, выработки стратегии взаимодействия, овладению определенными знаниями, умениями и навыками. В этом и заключаются рассматриваемые нами в исследовании педагогические условия.

Педагогические условия в целом составляют совокупность психолого-педагогических и дидактических условий. К психолого-педагогическим условиям относятся: диагностика уровня развития профессиональной компетентности студентов; создание позитивной атмосферы в учебной группе; творческое взаимодействие в условиях практической деятельности; психолого-педагогическая коррекция развития профессиональной компетентности студентов. Дидактические условия определяют: структурирование процесса формирования профессиональных компетенций; Определение целей и задач обучения; отбор творческих заданий для освоения дисциплин «История искусств», «История костюма»; применение технологий обучения; контроль процесса формирования профессиональных компетенций студентов по заданным критериям.

Определение педагогических условий формирования профессиональных компетенций у бакалавров на основе метода проектов требует методологических подходов к реализации проектной деятельности. При использовании метода проектов мы опирались в основном на личностно-деятельностный, проблемный, интегративный и культурологический подходы.

Личностно-деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, направленность, т.е. бакалавр как личность. Проектная деятельность определяется исходя из интересов, предпочтений, жизненных планов, ценностных ориентаций конкретного студента или всей группы в целом.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск студентом новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед бакалаврами познавательных проблем, при решении которых они активно усваивают новые знания. Преподаватель предоставляет не готовую информацию и знание, а дает направление к источнику этого знания. Проблемный подход обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической дизайнерской деятельности.

Интегративный подход в проектной деятельности предполагает процесс и результат объединения элементов содержания образования для повышения уровня целостности системы междисциплинарных знаний, умений и навыков, необходимых бакалавру в его

профессиональной деятельности.

Культурологический подход является одним из важных аспектов в проектной деятельности не только потому, что содержание проектной работы основывается на исследованиях в области культуры и искусства. По нашему мнению, реализация данного подхода при выполнении проекта по истории искусства и костюма предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал. Владение навыком анализа освобождает будущего профессионала от навязанных оценочных стереотипов, чужих точек зрения, предоставляя ему тем самым свободу личного выбора в области культуры и дизайнерского творчества.

Реализация педагогических условий осуществлялась нами в профессиональнообразовательной среде, которая является подсистемой социокультурной среды. Для

бакалавров важно создать творческую образовательную среду, которая не только предоставляет возможность каждому обучающемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку.

При создании творческой профессионально-образовательной среды учитывалось ряд принципов, при которых особое внимание уделяется:

• мотивационному обеспечению процесса обучения и самообучения;

• процессам саморазвития;

• расширению сферы самостоятельности студентов и уменьшению влияния педагогического руководства;

• развитию у студентов способности к анализу своих собственных результатов;

• ориентации на творчество в учении и познании;

• активизации совместной деятельности обучающихся;

• ориентации на достижение конкретных целей и освоение конкретных действий.

Профессионально-образовательная среда обучающегося, возникающая в процессе

изучения дисциплин «История искусств» и «История костюма» создается ценностным взаимодействием между преподавателем и студентом. Она выступает условием успешного формирования и достижения высокого уровня профессиональной компетентности бакалавра, если включает:

• создание благоприятной и эмоционально-комфортной среды;

• создание духа соревнования и взаимопомощи;

• творческое взаимодействие между субъектами образовательного процесса;

• сотрудничество, сотворчество;

• воспитание высокой самооценки;

• воспитание интереса профессиональной направленности;

• формирование у студентов перспективной целевой установки;

• формирование навыков самообразования и самоорганизации;

• самостоятельное изучение искусствоведческой и специальной литературы;

• посещение музеев, выставок, показов;

• встречи с художниками, дизайнерами и другими представителями творческих профессий;

• участие в конкурсах и выставках;

• участие в конференциях студентов и молодых ученых;

• научно-исследовательскую деятельность студентов.

Исходя из вышеизложенного мы можем утверждать, что формированию профессиональных компетенций у бакалавров полимерного профиля на основе изучения дисциплин «История искусств» и «История костюма» способствует создание следующих педагогических условий:

• конкретная целевая направленность в изучении дисциплин;

• содержательное обеспечение дисциплин при их изучении;

• организационно-методическое обеспечение учебного процесса;

• конструктивно-деятельностная направленность в изучении дисциплин;

• мотивационно-ценностная направленность в изучении дисциплин.

Конкретная целевая направленность в изучении дисциплин «История искусств» и

«История костюма», соответствующая задачам формирования профессиональных компетенций у бакалавров, определяется преподавателем на этапе создания проекта. Данное условие предполагает выработку у бакалавра умений ставить цель деятельности, выделять в ней доминирующие, основные, вспомогательные; переводить цель деятельности в конкретный результат. Диагностично заданные цели обучения позволяют преподавателю определять и оценивать качество подготовки студентов. Для постановки цели нами дано точное ее описание и составлена шкала оценки. В рамках выполнения проекта мы определили, что должны получить студенты в результате выполненной работы, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть и как смогут применить полученные знания в предстоящей профессиональной деятельности.

Содержательное обеспечение дисциплин «История искусств» и «История костюма» при ее изучении предусматривает выработку у бакалавра полимерного профиля умения осуществлять отбор необходимого материала, дифференцировать и интегрировать его, соотносить содержание с целями дизайнерской деятельности. В процессе изучения дисциплины студент разрабатывает проект и представляет его как средство решения актуальных проблем современного дизайна.

Организационно-методическое обеспечение учебного процесса обеспечивает выработку у бакалавров умений реализовать отобранное содержание необходимого материала, соответствующего целям, задачам, а также тенденциям современного дизайна. В рамках проектной деятельности обучение почти перестает быть способом усвоения знаний, умений, навыков, а рассматривается как продуктивная творческая деятельность, что делает обучение будущих дизайнеров развивающим. Особо значимой при этом является и организация взаимодействия между преподавателем и студентом. Преподаватель в данном случае не только организует взаимоотношение студента с ним, но и обеспечивает формирование умений конструировать его взаимодействие с коллегами и потребителем, с учетом своих творческих способностей, авторских замыслов.

Вышеизложенное определяет конструктивно-деятельностную направленность в изучении дисциплин «История искусств» и «История костюма», которая формирует у бакалавра дизайна проективные и конструктивные умения. В ходе проектной деятельности данная направленность задается на основе определения совокупности знаний, умений, навыков и качеств, необходимых будущему дизайнеру для успешного выполнения

профессиональных задач. Преподаватель при этом является организатором целостного образовательного процесса в рамках разработки студентами исследовательского проекта.

Следующим условием становится мотивационно-ценностная направленность в изучении дисциплин «История искусств» и «История костюма», способствующая формированию профессиональных компетенций бакалавров и возникает на основе мотивации к разработке проекта и возможности его реализации на практике. Разработка проектов с учетом интересов, склонностей, мотиваций объединяет процесс усвоения содержания предмета и собственно личностные и профессиональные взгляды, что отражается на способности бакалавров осуществлять дизайнерскую деятельность.

Все эти педагогические условия взаимосвязаны между собой, они способствуют формированию у бакалавров полимерного профиля профессиональных компетенций, содержание которых определяется целями, задачами, особенностью профессиональной деятельности.

Проектная деятельность как сложная система творческих задач позволяет формировать профессиональные компетенции на всех уровнях. Системообразующим фактором ее выступают цели современного образования высшей школы, связанные с творческой направленностью дизайнерского образования.

Использование профессионально-ориентированных заданий в процессе работы над проектом приводит к применению образовательных методов, стимулирующих обучение посредством деятельности, экспериментирования, обмена опытом, творческого решения поставленных проблем. Поэтапное усложнение профессиональных задач позволяет повышать уровень активности студентов, а оценивание и анализ результатов собственной деятельности создает мотивацию для продвижения на более высокие ступени.

На основании анализа различных подходов к формированию компетенций и ориентируясь на разработки И.С.Бураковой [1], Г.Р.Гарафутдиновой [2], Л. Ф.Ключниковой [3] и др. нами составлена модель формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна на основе метода проектов:

Предложенная нами модель представляет собой систему трех взаимосвязанных блоков: содержательного, процессуального и результативного.

I блок - содержательный (организационно-подготовительный). Содержание нами определялось исходя из требований, предъявляемых к бакалавру дизайна. Цель сформирована с учетом социального заказа общества и потребности в конкурентоспособных профессионалах в сфере дизайна, на нормативной базе закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992, содержания Федерального государственного образовательного стандарта III поколения. Также в данный блок мы включили содержание знаний, умений, навыков, необходимых для компетентного выполнения дизайнерской деятельности и основные критерии профессиональной компетентности.

II блок - процессуальный (организационно-технологический) - включает содержание

процесса обучения; формы организации учебного процесса (индивидуальные, групповые); образовательные технологии и методы обучения; дидактические средства; комплекс педагогических условий, включающий педагогические средства и педагогическую деятельность, способствующую формированию компетенций у бакалавров дизайна;

разработка методов контроля сформированности компонентов профессиональной компетенции. В данном блоке мы также определили перечень информационных ресурсов, помогающих самостоятельной поисково-исследовательской деятельности будущих

дизайнеров.

III блок - результативный (диагностико-аналитический) представляет уровни, критерии и мониторинг сформированности компетенций. Данный блок предполагает проведение мониторинга динамики формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна. Критериями успешного развития компетентностей являются успеваемость, самооценка, мотивация обучения у студентов. Осуществляется анализ исходного, промежуточного и

итогового состояния формирования профессиональных компетенций. Проводится также необходимая коррекция, способствующая устранению недостатков процесса формирования профессиональных компетенций у бакалавров.

Методы: Формы: Средства:

• проблемный • лекции • учебно-методические

• эвристический • практические занятия • электронно-образовательные

• проектный • СРС • аудиовизуальные

• исследовательский • художественно-наглядные

Педагогические условия

целевая содержательно организационно- конструктивно- мотивационно-

направленность е обеспечение методическое деятельностная ценностная

в изучении дисциплин обеспечение направленность направленность

дисциплин учебного в изучении в изучении

процесса дисциплин дисциплин

.........V..........

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Рис. 1 - Модель формирования профессиональных компетенций у бакалавра дизайна в процессе изучения дисциплин «История искусств» и «История костюма»

Таким образом, успешное формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна возможно при использовании в процессе изучения дисциплины «История искусств» метода проектов и реализации таких педагогических условий, как: конкретная целевая направленность в изучении дисциплин «История искусств» и «История костюма»; содержательное обеспечение при их изучении; организационно-методическое обеспечение учебного процесса; конструктивно-деятельностная направленность в изучении дисциплин «История искусств» и «История костюма»; их мотивационно-ценностная направленность.

Литература

1. Буракова, И.С. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере информационного сервиса // Вестник ЧитГУ. - 2008. - № 2 (47). - С. 6-13.

2. Гарафутдинова, Г.Р. Модель формирования профессиональной компетенции выпускника вуза // Фундаментальные исследования. - 2008. - №5. - С. 57-58.

3. Ключникова, Л.Ф. Формирование компетенций в области образования у бакалавров менеджмента: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. - Казань, 2011

© С. А. Муртазина - ст. преп. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Г. А. Гарифуллина -ст. преп. той же кафедры, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.