Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность будущих дизайнеров по разработке современного костюма с использованием полимерных материалов'

Проектно-исследовательская деятельность будущих дизайнеров по разработке современного костюма с использованием полимерных материалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИЗАЙН / СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ПОЛИМЕРЫ / DESIGN-RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / DESIGN / SYNTHETIC MATERIALS / POLYMERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина С. А., Хамматова В. В.

Одним из наиболее эффективных методов в формировании профессиональной компетенции будущих дизайнеров является проектно-деятельностный поход к образованию. При этом у студента развиваются такие качества, как самостоятельность, креативность, аналитические и исследовательские способности. Основной задачей преподавателя в процессе проектно-исследовательской деятельности является подготовка студента к профессиональной дизайнерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина С. А., Хамматова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most effective methods in formation of the professional competence of the future designers is design-dejatelnostnyj the campaign to formation. Thus at the student such qualities, as independence, креативность, analytical and research abilities develop. The primary goal of the teacher in the course of design-research activity is preparation of the student for professional design activity.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность будущих дизайнеров по разработке современного костюма с использованием полимерных материалов»

УДК 378.147

С. А. Муртазина, В. В. Хамматова ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ПО РАЗРАБОТКЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, профессиональная компетентность, дизайн,

синтетические материалы, полимеры.

Одним из наиболее эффективных методов в формировании профессиональной компетенции будущих дизайнеров является проектно-деятельностный поход к образованию. При этом у студента развиваются такие качества, как самостоятельность, креативность, аналитические и исследовательские способности. Основной задачей преподавателя в процессе проектно-исследовательской деятельности является подготовка студента к профессиональной дизайнерской деятельности.

Keywords: design-research activity, professional competence, design, synthetic materials, polymers.

One of the most effective methods in formation of the professional competence of the future designers is design-dejatelnostnyj the campaign to formation. Thus at the student such qualities, as independence, креативность, analytical and research abilities develop. The primary goal of the teacher in the course of design-research activity is preparation of the student for professional design activity.

На современное образование общество возлагает функцию, способствующую формированию у студентов таких важных качеств, как активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Самостоятельная работа входит в обязательный элемент многих современных педагогических методов и технологий, строящихся на основе проектной и исследовательской деятельности. Основной задачей использования педагогических технологий в учебном процессе является не только дать будущему профессионалу знания, но и научить их усваивать эти знания самостоятельно. Результаты образования Н.И.Дунченко прописывает в виде компетенций, которые должен приобрести студент при обучении в вузе [1]:

• знать основы и историю своей основной дисциплины;

• ясно и логично излагать полученные базовые знания, оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний, понимать общую структуру данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами;

• уметь реализовывать методы критического анализа, методики и технологии, относящиеся к основной дисциплине;

• владеть экспериментальной и эмпирической проверкой соответствующих научных теорий.

Следовательно, выпускник должен не только обладать профессиональными знаниями, но и постоянно самообразовываться, повышать свой уровень в быстро сменяющемся информационном обществе.

Выбор технологии обучения, прежде всего, связан с содержанием учебного материала, с составом и структурой изучения дисциплины, а также с логикой ее построения. Уровень систематизации учебной информации зависит также от способа организации учебного процесса [2].

Одним из основных элементов на пути к достижению эффективного результата обучения является творческая проектная деятельность студентов, направленная на усвоение учебного материала через создание творческого проекта, на духовное и профессиональное становление через организацию активных способов действий. Проектная деятельность предполагает творческую реализацию исследовательских, поисковых, проблемных методов,

формирует творческий подход к изучаемому предмету и стимулирует творческое отношение к овладению знаниями.

Опираясь на опыт работы П.А.Петрякова [3] можно отметить, что включение студентов в этот вид деятельности создает мощный потенциал не только для их собственного профессионального роста и совершенствования, но и обеспечивает положительный эффект вовлечения в проектную деятельность коллег, с которыми они будут работать. Для этого образовательный процесс в вузе должен выстраиваться таким образом, чтобы, изучая дисциплины, предусмотренные учебным планом, студенты активно включались в проектировочную деятельность. Освоив базовые знания по основам дизайна, творческо-конструкторской деятельности и, получив практическую подготовку, студенты получают возможность воплотить свои творческие замыслы при выполнении учебных проектов и по общепрофессиональным теоретическим дисциплинам. Выполняя проекты, они приобретают новые знания и умения, учатся их интегрировать и использовать в практической деятельности, что способствует возрастанию их мотивация к учению. При использовании метода проектов изменяется роль университетского преподавателя в учебном процессе - сокращаются функции передачи знаний в готовом виде, и при этом возрастает его роль как консультанта.

Метод проектов является одним из наиболее эффективных способов формирования профессиональных компетенций. Проектный подход, базирующийся на проектном методе обучения студентов через практическую деятельность, широко использовался в начале ХХ века в зарубежной, главным образом образовательной практике США. Метод проектов успешно развивался благодаря научным разработкам американского педагога и психолога Дж. Дьюи. В качестве основных принципов своей системы он выдвигал: учет интересов

учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободную творческую работа и сотрудничество. Идеи Джона Дьюи нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в деятельности обучающихся [4].

Основная идея проектно-деятельностного подхода в образовании состоит в том, что выпускник должен овладевать различными конкретными целостными способами деятельности, а не знаниями об этих способах. Продуктом университета в данном случае становится специалист, обладающий компетенциями, уровень развития которых позволяет обеспечить ему эффективную профессиональную деятельность и саморазвитие в условиях инновационного производства [5].

Исходя из рассмотренного, необходимо сделать вывод, что проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность студентов при решении личностно-значимой проблемы. Проектно-деятельностный подход в образовании развивает познавательные навыки студентов, их критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания.

Процедуру работы над проектом Г.Б.Голуб разбивает на шесть этапов. При этом они отмечают, что в образовательном процессе последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности. Этапы работы над проектом можно представить в виде таблицы 1 [6].

Студент, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность,

инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию семиотического пространства.

Таблица 1 - Этапы работы над проектом

ЭТАП СОДЕРЖАНИЕ

Поисковый • Определение тематического поля и темы проекта. • Поиск и анализ проблемы. • Постановка цели проекта.

Аналитический • Анализ имеющейся информации. • Поиск информационных лакун. • Сбор и изучение информации. • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. • Анализ ресурсов.

Практический • Выполнение запланированных технологических операций. • Текущий контроль качества. • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

Презентационный • Подготовка презентационных материалов. • Презентация проекта. • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

Контрольный • Анализ результатов выполнения проекта. • Оценка качества выполнения проекта.

В.Н.Рязанова определяет следующие характеристики индивидуальных и групповых проектов:

Индивидуальные проекты применяются в случае, когда при организации учебной деятельности необходима глубокая и полная переработка всех аспектов поставленной задачи каждым обучающимся. Такие проекты применяются в качестве итоговой работы, при завершении изучения темы.

Групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. В групповых проектах выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции [7].

Положительные стороны групповой работы над проектом отмечает Л.М.Тухбатуллина. Она считает, что при такого рода деятельности студенты имеют возможность увеличить свой творческий «выход», продуктивность, оказываясь в условиях, близких к производственным. Работа в группах помогает студентам самоопределиться в предпочтениях и собственных возможностях, попробовать себя в разных качествах и выбрать наиболее близкую для себя роль [8].

Система организации проектной деятельности студентов представляет собой своеобразную структуру практической реализации логически последовательных этапов проектирования: от программирования замысла, реализации проектов до получения их результатов. Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический

характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. Рассмотренные подходы соответствуют логике проектировочного процесса, обеспечивают достижение гарантированного результата. Основываясь на данные алгоритмы с целью формирования профессиональной компетенции у бакалавра дизайна по дисциплине «История искусств» проектируется профессионально-ориентированная технология, предоставляющая возможность обучающимся действовать самостоятельно.

Цель обучения истории искусств заключается в совершенствовании практически всех компонентов профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектной деятельности. При этом развиваются следующие навыки и умения:

• интеллектуальные (умение работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, организовывать поиск новой информации, выделять главную мысль, анализировать и делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

• творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

• коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);

• навыки и умения, связанные с речевой деятельностью (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Проектную технологию целесообразно применять как непосредственно на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной деятельности, предшествующей семинарам и основанной на использовании информационных технологий. Самостоятельное изучение искусства и культуры предполагает посещение галерей, выставок, изучение искусствоведческой литературы (эссе, монографии, критические статьи, очерки и т.д.), овладение поисковыми и аналитическими методами, навыками исследовательской работы, участие в конференциях. Проектная организация самостоятельной работы студентов позволяет им в большей степени интересно и многопланово проявить свои личностные качества, знания по дисциплине, достичь значимых для них определенных успехов.

Особенностью обозначенной работы преподавателя является процесс объединения обучающей (дидактической) деятельности студентов, научно-методической и исследовательской. Организация исследовательской деятельности бакалавров весьма актуальна при большом объёме информации дисциплины. Исследовательский компонент проектной деятельности способствует самостоятельному мышлению, умению ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Под исследовательской деятельностью понимают деятельность студентов под руководством преподавателя, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования [9].

В программу содержания исследования по дисциплине «История искусств» включаются:

• изучение и сопоставление творчества различных художников;

• анализ развития определенного стиля или направления в истории мировой культуры и искусства;

• изучение развития культуры и искусства в различных странах;

• связь исторических событий с искусством;

• определение стилевого единства в искусстве и костюме разных эпох и др.

Все темы проекта затрагивают разные виды и направления искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, дизайн, акционистические виды искусства. Проектно-исследовательская работа позволяет продемонстрировать знание искусствоведческой терминологии, умение пользоваться

искусствоведческой литературой по выбранной теме, владение поисковыми, аналитическими методами, определить проблему, цели и задачи исследования, подчеркнуть актуальность и выделить новизну.

Исследовательский проект студенты разрабатывают в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя на завершающем этапе изучения курса дисциплины «История искусств». Для проекта предлагается разработать модель костюма с применением синтетических материалов на основе исторического художественного стиля. Исследовательская задача проекта - изучить исторический стиль в контексте искусства и современные возможности воплощения его в костюме.

Процесс разработки проекта по исследованию художественного стиля представляется в следующем порядке:

1. Выбор темы и постановка проблемы. Студенты сами выбирают исторический стиль, учитывая свои профессиональные интересы, позиции, склонности.

2. Постановка целей и задач. Студенты задают цель определить единство стиля в искусстве, дизайне, костюме.

3. Поисковая работа. Студенты проводят сбор информации для выполнения проекта: знакомятся с необходимой литературой, с данными интернета и СМИ, посещают музеи.

4. Проведение исследования. Студенты составляют план исследования. Обосновывают место выбранной темы в структуре дисциплины «История искусств» и междисциплинарные связи. Доказывают единство стиля в искусстве, дизайне, костюме. Изучают историю и свойства синтетических тканей, используемых в современной промышленности.

5. Формулирование выводов. Студенты подводят итог исследованию. Выполняют эскиз модели современного костюма в выбранном стиле. Обосновывают выбор материала

6. Выполнение презентации. Студенты выполняют отчетную мультимедийную презентацию по выбранной теме с подбором иллюстративного материала: репродукций произведений изобразительного искусства, изображений исторического костюма, предметов дизайна, конфекционного ряда, эскиза авторской модели.

7. Защита исследовательского проекта. Студенты выступают с докладом перед аудиторией. Проводится обсуждение и оценка проектной работы.

Таким образом, студенты сами определяют цели изучения дисциплины «История искусств», осуществляют отбор учебной информации, исходя из замысла проекта. Это позволяет им решать профессиональные задачи в контексте дизайнерской деятельности. В ходе работы над данным проектом в рамках проектно-деятельностной технологии обучения бакалавры дизайна освоили сущность и последовательность процесса проектной деятельности и овладели основами технологического подхода к реализации своей будущей профессиональной деятельности. Готовность и способность студентов к ее осуществлению на высоком уровне профессиональной компетентности подтверждается положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

С целью выявления эффективности данного проекта был выполнен эксперимент, где участвовали 29 студентов. До начала работы над проектом, согласно плану проведен ряд творческих работ по созданию авторских моделей предметов интерьера и костюмов в рамках дисциплины «История искусств». Студенты получили задание самостоятельно сделать эскизы по выбранной теме. По их желанию они могли разделиться на творческие группы. Результаты работ студентов оценивались по трем уровням:

высокий - хорошо ориентируются в стилях и направлениях искусства и дизайна; грамотно подходят к подбору тканей; умеют работать с необходимой литературой, СМИ и интернет источниками; проявляют самостоятельность, коммуникабельность, активность; ярко выражен творческий подход к делу;

средний - поверхностное представление о стилях и направлениях в искусстве и дизайне; не достаточно владеют знаниями о свойствах тканей; редко обращаются к литературе

по искусству, но пользуются интернет источниками; проявляют среднюю активность; слабо выражен творческий подход;

низкий - не ориентируются в стилях и направлениях искусства и дизайна; ткани рассматривают лишь по эстетическим качествам; не умеют и не хотят работать с литературой, пользуются готовыми интернет источниками; низкий уровень проявления самостоятельности, пассивны, не умеют работать в коллективе.

Результаты проведенной работы следующие:

1. В целом студенческие работы имели абстрактный характер. Лишь 5 студентов смогли назвать стиль, в котором выполнена модель. 11 студентов дали функциональную характеристику своим изделиям.

2. При работе над моделью всего 5 студентов пользовались печатной литературой, 12 - источниками из интернета.

3. В ходе работы сформировалась лишь одна творческая группа из трех человек, остальные предпочли работать индивидуально.

4. К назначенному времени эскизы готовы у 16 студентов.

Анализ проведенной самостоятельной творческой работы показал, что студенты плохо ориентируются в стилях и направлениях искусства и дизайна; не всегда задумываются о функциональной стороне создаваемого изделия; при проектировании одежды почти не рассматривают различие между натуральной и искусственной тканью, их технические и экологические свойства; не привыкли и не умеют работать с литературными источниками; предпочитают работать индивидуально, так как плохо уживаются в группе; не достаточно самостоятельны; пассивны в творческом отношении к делу.

Это же задание включалось и в итоговый этап исследовательского проекта. В данном случае показатели результата существенно повысились:

1. при разработке модели костюма изначально все студенты ориентировались на конкретный художественный стиль;

2. 24 студента из 29 учитывали свойства синтетических тканей при определении формы, назначения костюма;

3. большая часть студентов пользовались учебной и искусствоведческой литературой, все - источниками из интернета;

4. так как студенты сформировались в отдельные творческие группы, проявились их организаторские, коммуникативные способности;

5. к назначенному сроку были готовы все разработки.

Результаты исследования и сравнительный анализ деятельности студентов представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты исследования уровня компетенции в процессе творческой работы

Уровень компетенции до выполнения проекта в конце проекта

чел. % чел. %

Высокий 5 17 19 66

Средний 11 38 7 24

Низкий 13 45 3 10

Показатели данного исследования свидетельствуют о необходимости формирования профессионально-направленного мышления у бакалавра дизайна. Следовательно, обучение должно носить целостный, развивающийся характер. Изучение дисциплины «История искусств» необходимо направить не только на освоение узких знаний в области культуры и

искусства, но и на умение их применить в профессиональной деятельности, навыков проектно-исследовательской деятельности с целью создания высокохудожественных дизайнерских произведений. Роль преподавателя заключается в постановке познавательных задач и формировании у студентов потребности к самостоятельному поиску информации.

Литература

1. Дунченко, Н.И. Инновационные подходы к формированию образовательной программы / Н.И.Дунченко, Л.В.Калинина, А.В.Ионов // Компетентность. - 2009. - № 5 (66). - С.17-22

2. Хамматова, В.В. Проектирование педагогической системы профессионального обучения дизайнеров / В.В.Хамматова. - Казань: изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 236 с.

3. Технологическое образование: проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы: коллективная монография / под общ. ред. П.А.Петрякова. - Вел. Новгород: НовГУ имени

Ярослава Мудрого, 2008. - 288 с. (Серия «Научные доклады»; Вып. 6)

4. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи; пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.

5. Дьяконов, С. Г. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития / С.Г. Дьяконов, А.Тузиков, Р.Зинурова, Л.Гребнев, Ю.Крупнов, Ю.Царик // Высшее образование в России. - 2006 - №11. - С.3-15

6. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б.Голуб, О.В.Чуракова. - Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. - 236 с.

7. Рязанова, В.Н. Метод проектов - технология формирования и оценивания компетенций учащихся в

профильной подготовке // Всероссийский интернет-педсовет. 2008

(http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5768/Itemid,0/)

8. Тухбатуллина, Л.М., Гурье Л.И. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: монография / Л.М.Тухбатуллина, Л.И.Гурье. - Казань: ООО «Вестфалика», 2010. - 158 с.

9. Герасимов, И Г. Структура научного исследования / И Г.Герасимов - М.: Мысль, 1985. - 218 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© С. А. Муртазина - ст. препод. каф. дизайна КГТУ, [email protected]; В. В. Хамматова -д-р. техн. наук, проф., зав. каф. дизайна КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.