Научная статья на тему 'Особенности творческих проектов по дизайну национальных костюмов'

Особенности творческих проектов по дизайну национальных костюмов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / МОТИВАЦИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / THE CREATIVE PROJECT / A NATIONAL SUIT / MOTIVATION / THE DESIGN APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамматова В. В., Хамматова Э. А.

Рассмотрены особенности и содержание творческих проектов студентов специальности «Дизайн», в частности по дизайну национальных костюмов, что повышает уровень мотивации к изучению истории и культуры любого народа, позволяет реализовать творческие способности, развивать профессиональные умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамматова В. В., Хамматова Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and the maintenance of creative projects of students of a speciality ";Design", in particular on design of national suits that raises motivation level to studying of history and culture of any people are considered, helps them with formation of the basic общепрофессиональных concepts, allows to realise creative abilities, to develop professional skills.

Текст научной работы на тему «Особенности творческих проектов по дизайну национальных костюмов»

УДК 378.1

В. В. Хамматова, Э. А. Хамматова

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО ДИЗАЙНУ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ

Ключевые слова: творческий проект, национальный костюм, мотивация, проектный

подход.

Рассмотрены особенности и содержание творческих проектов студентов специальности «Дизайн», в частности по дизайну национальных костюмов, что повышает уровень мотивации к изучению истории и культуры любого народа, позволяет реализовать творческие способности, развивать профессиональные умения и навыки.

Keywords: the creative project, a national suit, motivation, the design approach.

Features and the maintenance of creative projects of students of a speciality "Design", in particular on design of national suits that raises motivation level to studying of history and culture of any people are considered, helps them with formation of the basic общепрофессиональных concepts, allows to realise creative abilities, to develop professional skills.

Современное информационное общество требует от специалистов солидных знаний в смежных областях науки и техники, а также высокой квалификации в той области деятельности, которая ему поручается. В этой связи подготовка дизайнеров играет не последнюю роль, поскольку главным в их профессиональной деятельности умения составлять творческие проекты.

Остановимся подробнее на определении «творческий проект» по дизайну национальных костюмов. Это процесс, включающий анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований и создание проектируемой коллекции моделей.

Основная задача педагога заключается в создании условий, побуждающих студентов к активной творческой деятельности и обеспечивающих его участие в ней. Для этого необходимо, во-первых, грамотно выстроить плодотворное педагогическое общение. Во-вторых, ответить себе на вопрос, как наиболее успешно решать одну из основных задач профессионального образования - формирование важнейших понятий, которые необходимо знать при анализе и проектировании национальных костюмов. В-третьих, не только организовать нормальный учебный процесс по усвоению студентами знаний по развитию кроя народных костюмов, возрождению их культурного наследия, но и выразить индивидуальность человека определенной этнической группы, их национальную культуру, цивилизацию, обеспечивая при этом рост их общего интеллектуального уровня. Народный костюм неотделим от чувства прекрасного, присущего тому или иному народу, и по деталям такого костюма можно судить о национальной принадлежности человека [1].

Наиболее важным фактором в данном случае является процесс преподнесения исторических наук, таких как: «История костюма», «История дизайна», «Дизайн

национального костюма», «История искусств» и т.д., таким образом, чтобы студент овладел навыками исторического мышления.

Самостоятельная деятельность студентов при решении прикладных задач и реализации собственных идей в проектируемой коллекции имеет развивающий характер. Приобретая необходимые умения и навыки по истории развития татарского костюма, студенты реализуют свои творческие способности, развивают воображение и логическое мышление. Особое место занимает математическая логика - представляющее собой математические символы («фигуры») отношения и связи компонентов объективного мира - природы и мышления [2].

С целью активизации всех вышеперечисленных процессов нами разрабатывается комплекс творческих проектов для студентов 3 - 5-х курсов специальности «Дизайн», в частности по дизайну национальных костюмов. Выполнение комплекса творческих проектов повышает уровень мотивации к изучению истории и культуры любого народа, помогает студентам в формировании основных общепрофессиональных понятий, позволяет студентам реализовать творческие способности, развивать профессиональные умения и навыки.

От них потребуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями и навыками:

• обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

• находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

• проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

• овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования оборудованием, выполнения технологических операций;

• осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

• экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

• давать социальную оценку технологии труда;

• выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

• оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать научную направленность;

• сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

Комплекс творческих проектов условно можно разбить на три части.

К первой относятся исследовательские работы по изучению национального костюма с точки зрения интегративной функции. Народный костюм фокусирует смыслы, традиции, ценности, материалы и формы того мира, в котором живут рассматриваемые народности.

Ко второй группе мы относим процесс проектирования современных национальных костюмов, предназначенных для непосредственного использования потребителем.

К третьей группе относим техническое выполнение коллекции современных национальных костюмов.

В полной мере овладеть вышеперечисленными умениями студент может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения дизайнеров. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному

овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда преподаватель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью студента.

Преподаватель должен четко спланировать организацию творческого проекта и начинать нужно с составления учебной программы по дисциплине «Дизайн национального костюма», обеспечивающей и изучение соответствующих технологий, и выполнение проектных работ. По-нашему мнению, сквозные творческие проекты целесообразно выполнять вместо курсовых работ по циклу специальных дисциплин.

Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году обучения в соответствии с потребностями предприятий легкой промышленности. Они должны быть достаточно широкими, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей, как студентов, так и преподавателей, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.

Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед кафедрой и показом коллекции перед представителями швейных предприятий и на конкурсах молодых дизайнеров и модельеров.

Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к творческим проектам со стороны руководителя, стимулирует формирование у студентов чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать студентами определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности студентов.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества

выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что общеизвестны факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к проектной деятельности. Не останавливаясь на них, отметим только следующее. Здоровая мотивация, основанная на интересе к разработке творческих проектов, дает не только отличные знания и оценки, но и большой практический опыт по формированию концепции перспективной моды на национальные костюмы с учетом спроса потребителей, разработке промышленных коллекций с учетом концепции моды, а также уметь их рекламировать и пропагандировать, что тоже не маловажно. Зачастую ее плоды в полной мере ощущаются спустя некоторое время. Заложенное доброе отношение к людям, уважение к чужому мнению, знание, в априори того, что любой имеет право на ошибку, ее признание и исправление - все это позволяет даже далеко не блестящим студентам, воспитанным в духе сотрудничества и взаимоуважения, многого добиваться не только в сегодняшнем процессе обучения, но и в будущей самостоятельной жизни.

Литература

1. Хамматова, В.В. Формирование творческих способностей студентов в условиях технологического вуза: монография / В.В.Хамматова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. -168с.

2. Шубников А.В. Функция в науке и искусстве /А.В.Шубников, В.А.Копцик. - М: Прогресс, 1972. - 234с.

© В. В. Хамматова - д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой дизайна КГТУ; Э. А. Хамматова -студ. спец. «Дизайн», cppkp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.