Научная статья на тему 'Иновационные технологии в обучении дизайнеров костюма'

Иновационные технологии в обучении дизайнеров костюма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочко Инна Леонидовна

В статье автор рассматривает инновационный подход в обучении студентов специальности Дизайн (Дизайн костюма). В частности, как одно из решений задач концепции развития дизайна создание студентами в рамках образовательного процесса конкурентоспособного продукта и, как результат, решение задач коммерциализации идей творческих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION DESIGNERS

The author considers the innovation approach of the education student to professions Design (the Design of the suit). In particular, as one of the decisions of the problems to concepts of the development of the design — making within the framework of educational process of the students competitive product and, as result, decision of the problems to commercializations idea of creative project.

Текст научной работы на тему «Иновационные технологии в обучении дизайнеров костюма»

УДК 677

И.Л. Клочко1

Иновационные технологии в обучении дизайнеров

костюма

В статье автор рассматривает инновационный подход в обучении студентов специальности Дизайн (Дизайн костюма). В частности, как одно из решений задач концепции развития дизайна - создание студентами в рамках образовательного процесса конкурентоспособного продукта и , как результат, решение задач коммерциализации идей творческих проектов.

Концепция развития дизайна в Российской Федерации определяет Дизайн как проектную художественно-техническую деятельность по разработке инновационных промышленных изделий2. Основной целью Концепции является развитие дизайна как интегральной инновационной деятельности, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения.

Основными задачами развития дизайна являются:

1. Обеспечение эффективности использования дизайна как важного фактора повышения качества жизни населения;

2. Повышение эффективности использования дизайна как фактора роста конкурентоспособности продукции и услуг предприятий различных секторов экономики, в условиях повышения значимости уровня дизайна и эргономичности в оценке потребительских свойств товаров;

3. Содействие развитию предприятий сектора дизайна, с учетом роста вклада услуг по маркетингу и дизайну в структуре добавленной стоимости товаров как потребительского, так и производственного назначения.

Генеральные направления в политике развития дизайна в России определены на настоящий момент как:

-повышение качества профессионального образования в сфере дизайна и развитие механизмов непрерывного образования;

- обеспечение поддержки использованию предприятиями различных секторов экономики услуг дизайна, развития малых и средних предприятий в сфере дизайна, через формирование инфраструктуры федеральных и региональных центров развития дизайна.

Совершенствование системы профессионального и дополнительного образования в области дизайна должно обеспечить повышение качества доступных для отечественных предприятий дизайна кадровых ресурсов.

Качество образовательного процесса, в свою очередь, должно быть ориентировано на формирование профессиональных компетенций будущего выпускника, которые определяются накопительной системой на каждом из этапов обучения.

Предложенная и апробированная педагогическая инновация предполагает интеграцию учебного процесса блоков общепрофессиональных дисциплин специальности Дизайн (Дизайн костюма) и дисциплин специализации с бизнес средой на базе преемственности предметных модулей. В частности, как одно из решений задач концепции развития

1 Клочко Инна Леонидовна, канд. техн. наук, доцент кафедры сервиса и моды ВГУ-

ЭС.

Тел..40-41-03 e-mail: imyak@mail.ru

2 Концепция развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года, Минпромраз-вития, 11.04.2008

дизайна — создание студентами в рамках образовательного процесса конкурентоспособного продукта и, как результат, решение задачи коммерциализации идей творческих проектов.

Деятельность будущих дизайнеров одежды имеет свою специфику, где дизайн включает в себя, эксперимент с новыми формами компоновки узлов (модулей) и элементов конструкции, объемное макетирование, поиск нового образца изделия, изготовление опытного образца и авторский надзор за созданием изделия или выпуском продукции1.

Дизайнеры, используя перспективные материалы и средства производства, информацию о требованиях потребителей, получают возможность не только влиять на качество выпускаемой продукции и общую культуру производства, но и создавать новые промышленные образцы, быть полноправными участниками инновационного процесса и создания новой интеллектуальной собственности, обладающей новизной и промышленной полезностью .

Сущность предлагаемой инновации заключается в следующем:

1. В рамках читаемого предметного курса «Конструирование одежды» блока общепрофессиональных дисциплин специальности Дизайн (Дизайн одежды) студентам второго года обучения при изучении, в соответствии с учебной программой, тематических параграфов по проектированию поясных изделий параллельно предлагается работа над творческим проектом. Тематика творческого проекта предполагает создание нового объекта (юбки, брюк), т.е. отдельно взятого минимизированного дизайн проекта, на основе попытки прогнозирования перспективных тенденций.

На этапе разработки нового объекта у будущего дизайнера формируются способности прогнозирования перспективных направлений, что является одной из граней интеллектуального труда. Создавая принципиально новые изделия, студенты младших курсов, во - первых, утверждаются в правильности выбора будущей профессиональной деятельности, а во - вторых, отрабатывают интеграцию полученных первоначальных знаний в области материаловедения, технологии и конструирования.

Наиболее удачные проекты, по соглашению сторон преподаватель - студент, должны быть выполнены (получены чертежи исходных модельных или модельных конструкций) в рамках лабораторных работ дисциплины под руководством ведущего преподавателя, до проверки полученного конструктивного решения в макетной проработке. В результате соответствия эскизного проекта полученному образцу, проектное решение рекомендуется для размещения в методических рекомендациях перспективных конструктивных решений при проектировании поясной одежды (с учетом внесенных корректировок).

Издание методических рекомендаций по проектированию поясной одежды на перспективный период, происходит за счет средств кафедры в рамках ежегодного научно -методического цикла семинаров «Актуальные тенденции моды».

На заключительном этапе, методические рекомендации предлагаются к реализации , как в рамках проводимого семинара, так и в качестве специальной литературы для участников такого сегмента рынка, как индустрия моды.

Определяя базовые профессиональные компетенции, получаемые на завершающем этапе, можно говорить о развитии навыков контроля за реализацией замысла на всех этапах проектирования, об умении презентации готового изделия заказчику и оценке значимости создаваемых изделий. Дизайнер не имеет права потакать собственным желаниям. Он должен стараться создавать коммерчески жизнеспособную одежду, предоставляя будущему потребителю максимальный выбор2.

1 В.В. Пиличев, И.В. Котляревская Совершенствование инновационной деятельности в высших учебных заведениях. - Екатеринбург:УГТУ-УПИ, 2007, 170 с.

2 . Н.В. Белкина Дизайнерское образование: история и современность, традиции или инновации. - Общество и современность, № 5 , 2008

Созданные на базе творческих проектов методические рекомендации, под руководством ведущего преподавателя, являются весомым вкладом в формируемое на протяжении всех лет обучения портфолио будущего дизайнера.

2. Курс «Конструирование одежды» читается на протяжении четвертого и пятого семестров, и закрывается курсовым проектом в шестом семестре.

Необходимость ведения курса «Конструирование одежды» обусловлена потребностями рынка производства одежды и требованиями, предъявляемыми к специалистам -дизайнерам, которые должны уметь создать не только конкурентоспособный продукт, но и удовлетворить растущие культурные запросы потребителя.

Профессия дизайнера одежды - профессия новаторов. Они разрабатывают новые модели одежды, ведут поиск новых композиционных приемов, часто используя мотивы национального или напротив, современного авангардного искусства. И как заключительный этап творческих поисков - внедрение в производство новых моделей одежды. В соответствии с учебной программой курса в пятом семестре основные акценты при изучении дисциплины направлены на разработку чертежей конструкций плечевых изделий и изучение способов и средств для получения различных силуэтных форм.

Как и в предыдущем семестре, параллельно, в рамках изучения дисциплины, предлагается работа по поиску новых силуэтных форм, определенных перспективным направлением в дизайне одежды. Творческий поиск заключается в разработке силуэтной формы и ее макетной проработке, полученной либо приближенными методами проектирования, либо в результате приемов наколки и муляжирования. На данном этапе развиваются творческие способности студента, и закрепляются применяемые ранее способности интегрировать знания, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин.

3. Разработанные силуэтные формы в рамках лабораторных работ курса «Конструирование одежды» (5 семестр) являются исходной информацией для проектирования ведущих геометрических форм и перспективных конструктивных решений в течение учебной практики (6 семестр).

В рамках проведения занятий учебной практики студентам предлагается выполнить на основе разработанных базовых силуэтных форм 2-3 модели на перспективный период (с проработкой художественного и технического эскизов).

На этапе прохождения учебной практики происходит погружение студентов в реальную жизнь профессии, а задача преподавателя заключается в стимулировании собственной активности студентов и помощь в развитии способностей к самообучению и самостоятельным творческим поискам.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие студентов за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности1. На данном этапе используется установка на индивидуальность и развитие личности.

Личностный или индивидуальный подход используется при определении задания на проектирование. В частности, студенты которые определяют свое мировоззрение как творческое пространство, оформляют графическую часть, выполненную в результате проведения практики всей группой, другая часть студентов, с развитыми техническими способностями, оформляют соответственно техническую часть проекта.

Наработанный материал, структурируется и компонуется в определенной форме, что позволяет, в свою очередь, организовать издание, как и в предыдущем случае, методических материалов в рамках специализированных семинаров. Основные компетентно-стные характеристики, приобретаемые на данном этапе - это уверенность в себе, своих возможностях и в своей будущей успешности в профессии.

1 1. Дизайн в моде . Моделирование одежды/ Кэролайн Тэтхем, Джулиан Силен, пер. с англ. О.Ю. Змеевой. - М.: РИПОЛ классик , 2006.- 144 с. : ил.

4. Дисциплина «Конструирование одежды» закрывается курсовым проектом, который должен показать результаты полученных знаний. Основная задача при выполнения курсового проекта - это его практикоориентируемость. Начиная с 2008 года, студенты третьего курса выполняют часть проектов по заданию организаций или индивидуальных клиентов в рамках полученных знаний: — по заказу музея Приморского института переподготовки профессиональных кадров работников образования выполнена реконструкция костюма гимназиста начала ХХ века; — по заказу Владивостокского базового медицинского колледжа разработана и изготовлена коллекция «Медицинский халат. Прошлое, настоящее, будущее».

При выполнении курсового проекта студенты получают навыки разработки технической документации на проектируемые изделия и выход на коммерциализацию своей творческой идеи. Перспектива развития инновационного подхода при обучении студентов специальности Дизайн (Дизайн костюма) предполагает создание на базе кафедры сервиса и моды экспериментальной творческой лаборатории Fashion Students Bureau (Студенческое Модное бюро), основная задача которого содействие развитию творческого потенциала будущего дизайнера одежды через погружение в реальную жизнь профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.