Э. Р. Камалова, Р. В. Камалов
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПОЛИМЕРНОГО ПРОФИЛЯ К НАУЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ
РАБОТЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: научная работа, творческая работа, исследования, задачи конкурса, новизна идеи, новые технологии и
материалы.
Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности и участие в творческих мероприятиях является приоритетным направлением системы образования. Привлечение студентов к научной и творческой работе способствует достижению качественно нового уровня их профессиональной компетентности, ориентированной на научно-техническое, социально-экономическое и дизайнерское развитие текстильной промышленности России.
Keywords: scientific work, creative work, researches, competition problems, novelty of the idea, new technologies and materials.
Familiarizing of students with research activity and participation in creative actions is a priority direction of an education system. Attraction of students to scientific and creative work promotes achievement of qualitatively new level of their professional competence focused on scientific and technical, social and economic and design development of the textile industry of Russia.
Приобщение студенческой молодежи и научно-исследовательской деятельности является приоритетным направлением системы образования. Научно-исследовательская деятельность студентов наряду с учебной и воспитательной работой играет большую роль в процессе профессионального образования. Научная работа студента является продолжением и углублением учебного процесса.
Основными задачами научно-
исследовательской работы студентов являются развитие у студентов интереса к исследовательской деятельности, способности находить нестандартные решения профессиональных задач, углубленно и творчески осваивать учебный материал, расширение у будущих специалистов кругозора, формирование научного мировоззрения, методологической культуры, обучение студентов методам научного познания и навыкам профессиональной работы.
Научно-исследовательская работа студентов в университете предполагает следующие направления деятельности:
1) Проведение исследований в ходе учебного процесса и во время прохождения производственных практик.
2) Проведение исследований по индивидуальным заданиям под руководством преподавателей.
3) Привлечение студентов к выполнению конкретных научных исследований и разработок, выполняемых по заданию промышленности, на кафедрах университета.
4) Работа в научных кружках и семинарах.
5) Проведение научных изысканий в ходе выполнения выпускных квалификационных работ.
6) Участие в научных, научно-технических и творческих студенческих мероприятиях, таких как конференции, конкурсы на лучшую выпускную работу студентов, олимпиады по различным курсам и специальностям, тематические выставки.
Студенты, успешно занимающиеся научной работы, публикуют результаты научных
исследований в открытой печати.
Большой интерес у молодых исследователей вызывает научная работа по разделу «Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности». Текстиль (как синоним легкой промышленности) - система образующая компонента всего народно-хозяйственного комплекса.
Не будет текстильных технологий, будет разрушена основа, базис не только культура общества, индустрии моды, искусства, будет ликвидирована основа внедрения информационных технологий, создание современной инфраструктуры и национальной безопасности России.
Исторически текстиль в виде одежды выполнял защитные функции, отображал социальную и классовую структуру общества, постепенно захватывая другие сферы, прежде всего для выполнения различных функций в том числе специальных.
Главенствующая роль в развитии текстиля принадлежит химии полимеров. История текстиля в XX в.- это история химии.
В 30-40 годы были сделаны первые технологические открытия: появились новые виды химических волокон (вискозное и полиамидное) с уникальными новыми возможностями по формированию свойств готовой продукции. Сейчас произошел новый виток развития этой наукоёмкой отрасли. Именно волокна текстильной технологии определяли научно-технические революции в текстильном секторе: индустриальный век (17751850гг.); химический век (1870-1980гг.); век информационных технологий и
многофункциональных наукоёмких материалов (1990гг.)
С точки зрения науки текстиль - сложный наукоёмкий продукт.
На пороге 21 века по средствам текстиля инженерная мысль стала решать почти все человеческие технические проблемы. Среди главных из них:
• функциональная одежда (с эффектом
сухого белья, защитная от воздействия критических температур, огня, влаги, ветра, механических воздействий (прокол, износ), от микроорганизмов, от москитов, с компрессионным эффектом), защита от техногенных воздействии: физических,
электрических, магнитных и биологических (скопление микроорганизов).
• «геотекстиль» - текстильные полотна для защиты от эрозии почв.
• сельскохозяйственные проблемы
(защита урожая от птиц, града, затаривания продукции).
• обивочные материалы (салоны
автомобилей, космическая техника) дублированные, подкладки для искусственной кожи, звуко-и-
теплоизоляция, герметизация салона.
• защитные материалы при
строительстве объектов, от солнечной радиации, снежных заносов, от камнепада.
• маскирующие и защитные (военный комуфляж, техника, чехлы).
• радиоотражающие, радиопрозрачные и эрозионностойкие объекты летательных аппаратов.
• фильтры (воздушные, масляные, для очистки воды.
• высокопрочные композиты (на основе биаксиальных и других структур).
• технические ткани(брезенты,
парусные, парашютные, транспортерные).
• маскировочные (одежда, покрытия, военные объекты).
• область профилактической и функциональной медицины, посттравматические изделия.
• рыболовство и фермерское разведение рыбы, и многие другие направления в области морского хозяйства.
Современная и будущая одежда - это не только творчество художника дизайнера, это инженерная конструкция, связанная с безопасностью потребителя, адаптация одежды к функциям организма и окружающей среды на основе применения интеллектуальных текстильных материалов.
Биология, химия полимеров, текстильная химия, структурная механика текстильных конструкций (тканей, трикотажа), информационные технологии и современные методы испытаний текстильных материалов - те области знаний, которые получают свое развитие в научных разработках молодых исследователей.
Любые новаторские решения для идеального самовыражения требуют новых тканей.Требования которые предъявляют к текстильным материалам
неоднозначны,текстильщики ведут активные поиски природных полимеров. Ткани из нефти это уже прошлое, наука так шагнула, что пошли в ход органические отходы, сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства, появились разработки новых полимерных волокон из кукурузы
и сои.Из тканей на основе этого полимера делают бесшовное нижнее белье, одежду для занятия спортом. Изделия влаго-и воздухопроницаемы, имеют эффект второй кожи, не натирают,не давят и не жмут. Кукурузно-соевые полимеры являются экологически чистыми, не привязаны к цене на нефть и могут добываться из возобновляемых источников.Поскольку население на планете растет,а природные ресурсы ограничены,подобные разработки имеют огромное значение.Если синтетика на основе нефти по ценовым показателям заняла ведущие позиции на мировом рынке, данная ситуация радикально отличается от событий тех лет.Ткани из нефти это уже прошлое, будущее за умными тканями.
Вслед за учеными и производителями тканей, духом инноваций проникаются и дизайнеры. Они увлекаются симбиозам ткани и механизма, ткани и автоматики, ткани и света. Все чаще в коллекциях студентов дизайнеров появляются модели-трансформеры, модели на светодиодах, полатье испускающее лазерные лучи.
Кафедра «Дизайн» является организатором студенческого конкурса, который проводится в рамках Всероссийской недели весенней и осенней недели стиля и моды.
Положение о конкурсе, включающие этапы его проведения, принципы отбора работ на конкурс, критерии оценки творческих работ и моделей одежды, обуви и аксессуаров разработаны учеными и специалистами университета.
Основные задачи конкурса - привлечение молодых, творчески одаренных учащихся школ и вузов к созданию современной моды и рекламы, выявление наиболее способных и подготовленных школьников для учебы на кафедре «Дизайн».
В течение многих лет работа дизайнеров дает возможность лучшим представителям творческой молодежи выставлять свои работы и сравнивать свои достижения в области дизайна. Фестиваль позволяет молодым людям обмениваться новыми творческими идеями, изучать основные направления в сфере дизайнерской промышленности России.
Для студентов конкурсы - неформальная возможность повышения профессионализма, основанная на сравнении и общения с коллегами. С конкурсов дизайнеры уходят с массой новых впечатлений и идей, которые затем проявляются в создании коллекции. Чем раньше происходит знакомство будущих дизайнеров с подиумом тем вернее их путь в создании костюма.
Конкурсы проводятся по двум направлениям: выставка-конкурс художественных работ; конкурс-демонстрация моделей одежды. По результатам выставки и конкурса жюри выбирает лучшие работы по номинациям: «За оригинальность конструкции модели костюма», «За использование нетрадиционных полимерных материалов в модели», «За оригинальность декоративного
решения», «За новизну и смелость дизайнерского решения».
Программа проведения фестиваля способствует развитию мотивации самообразования, формированию логических способностей,
расширения кругозора в области искусства, развитию качеств коммуникативности, смелости, сплоченности. Как показала практика проведения фестиваля молодых дизайнеров, данная форма очень привлекает студентов и школьников. Об этом свидетельствует широкая география участников фестиваля. Она охватывает многие регионы РФ.
При награждении творческие работы оцениваются по следующим критериям: новизна идеи, оригинальность художественного образа, актуальность разработки, уровень графической подачи материала, технический уровень исполнения изделия (конструктивные и технологические особенности), применение новых технологий и материалов.
Привлечение студентов к научной и творческой работе способствует достижению качественно нового уровня их профессиональной компетентности, ориентированной на научнотехническое, социально-экономическое и
дизайнерское развитие текстильной
промышленности России.
Литература
1. Бердник, Т.О. Дизайн костюма / Т.О.Бердник,
Т.П.Неклюдова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
2. Муртазина, С.А. Педагогические условия
формирования профессиональных компетенций у бакалавров полимерного профиля / С.А.Муртазина, Г.А.Гарифуллина // Вестник Казанского
технологического университета.-2011.-№16-С. 309-314
3. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И.Нестеренко. - М.: Молодая гвардия, 1994
4. Претте, М. Творчество и выражение: Т.1 / М.Претте, А.Капальдо - М.: Советский художник, 1985.
© Э. Р. Камалова - доцент каф. дизайна КНИТУ, kamalov-artur@mail.ru; Р. В. Камалов - доцент той же кафедры.