Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИМЕРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА
Ключевые слова: полимеры, организация обучения, психолого-педагогические условия.
В статье рассмотрены компоненты профессиональной деятельности дизайнера, определены психологопедагогические условия эффективного образовательного процесса по их формированию, выделено такое условие, как проведение и использование данных научных исследований в области полимерных волокон, определяющих постоянное усовершенствование формообразования костюма и способов его адаптации к современным требованиям к одежде.
Keywords: polymers, organization of studying process, psychology-pedagogical conditions.
In article described the components of professional activity of the designer, psychology-pedagogical conditions of effective educational process on their formation; defined, such condition, as using of scientific researches results in the field of the polymeric fibers, which define the continuous improvement of suit’s form creation and ways of its adaptation to modern clothes requirements.
Становление дизайна как нового вида профессиональной деятельности происходило под влиянием совокупности разнообразных процессов в развитии общества: изменения в общественной и политической жизни, поиск новых эстетических идеалов, совершенствование технологий
изготовления объектов дизайна под влиянием развития машинной техники и появления новых материалов. Научные достижения в химической промышленности по созданию полимерных материалов приобретают все большее значение в области формообразования костюма, а
следовательно, становятся неотъемлемой частью профессиональной подготовки дизайнеров.
Профессиональная подготовка дизайнеров в высших учебных заведениях может считаться эффективной только тогда, когда для ее осуществления используются не только данные существующих теорий и практик дизайнерской деятельности, отвечающие всем происходящим в них изменениям, но и данные исследований, позволяющие опережать и предопределять их развитие. В этой связи особую актуальность приобрел научный поиск наиболее эффективных педагогических условий, позволяющих повысить эффективность профессиональной подготовки будущих дизайнеров на кафедре «дизайн» Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).
Методика обучения дизайну впервые начала свое формирование в стенах первой школы дизайна «Баухауз» (Германия) в 1919 году, поэтому можно вполне обоснованно констатировать, что она является относительно молодым и интенсивно развивающимся направлением педагогической деятельности. Многочисленные отечественные и зарубежные учебные заведения основываются на собственном видении образовательного процесса в области дизайна и многочисленных авторских методиках. Необходимо отметить, что единой методики преподавания не существует, это подтверждает необходимость ее дальнейшего развития и научного обоснования.
На выбор педагогических методов при подготовке дизайнеров огромное влияние оказывает высокая степень дифференциации, характерная для современного дизайна. В настоящее время выделяют такие направления: дизайн среды, дизайн интерьера, графический дизайн, ландшафтный дизайн, дизайн костюма и т.д. Естественным является
специфичность каждого вида дизайнерской
деятельности, а значит характера подготовки специалистов по каждому направлению. Однако следует отметить, что их объединяет необходимость формирования творческого стиля деятельности у будущих дизайнеров, как основополагающего
компонента их профессиональной компетентности.
Термины «компетенция», «компетентность» в педагогической литературе часто используются и уже устоялись. Их широкое применение вполне
оправдано, особенно в связи с необходимостью
модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего
образования читаем: «... основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой,
информационной и других сферах» [1].
Таким образом, в область наших научных интересов входит формирование специальных
педагогических условий профессиональной подготовки дизайнеров по костюму. Изучение особенностей профессиональной деятельности дизайнеров по костюму и влияние на нее темпов развития полимерной промышленности позволили нам выделить требования к профессиональной компетентности дизайнера. Требования к
профессиональной компетентности дизайнера необходимы для определения специфических целей дизайн-обучения и, следовательно, психологопедагогических условий для их достижения, включающих организацию содержания, выбор форм и методов профессиональной подготовки.
В определении профессиональной компетентности дизайнера значение имеют не
изолированные качества специалиста, а их комплекс. Профессиональная компетентность дизайнера (ПКД) определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:
ПКД= Пнек+Пчик+Пдск+Пдпд,
где ПКД - профессиональная компетентность дизайнера,
Пнек - неизменяемая часть компетентности, обусловленная общими врожденными способностями личности,
Пчик - частично изменяемая (прогрессивная) часть компетентности, обусловленная естественными специальными способностями личности, развитие последних в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности,
Пдск - компонент компетентности, добавляемый специальной подготовкой в учебном заведении.
Пдпд - часть компетентности, приобретаемая в процессе практической деятельности дизайне. На начальном этапе нашего исследования мы определили дизайнерскую деятельность как деятельность, лишь частично построенную на рациональной технологии. Другую ее часть составляет искусство. Иначе говоря, в основе дизайнерской деятельности лежит творческая деятельность, которая позволяет дизайнеру быть своеобразным генератором новых идей и главной составляющей неизменяемой части компетентности, обусловленная общими врожденными способностями личности (Пнек). Интеллектуальная деятельность таких специалистов заключается в выборе оптимальных решений проектных задач, имеющих эстетическую ценность. Дизайнер придумывает некоторое количество различных вариантов решения одной проектной задачи, из которых ему в дальнейшем необходимо выбрать одну единственную правильную [2].
Итак, в процессе исследования установлено, что дизайнерская деятельность сочетает в себе два блока характеристик профессиональной
компетентности, равноценных по своей значимости -индивидуальные способности личности к творчеству и специальные знания и умения, которые составляют компонент компетентности, добавляемый
специальной подготовкой в учебном заведении (Пдск).
Традиционно цели инженерного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. В своей научной работе Кочнев А.М. указывает на то, что в современных условиях инженерная деятельность выходит за традиционные рамки и смыкается с исследовательской, что приводит к необходимости создания комплекса психолого-педагогических условий, которые позволили бы преодолеть антикреативный характер образовательных технологий [3].
Итак, в основе деятельности дизайнера лежит определенный стиль деятельности - творческий, а для его осуществления необходимы определенные знания, умения и навыки, позволяющие ему заниматься проектированием, формообразованием различных форм костюма.
Эволюция формообразования костюма напрямую зависит от внедрения новых материалов и технологий в швейное производство. Исследователь в области обучения дизайну В. Е. Радионов определяет способности к проектной деятельности,
интеллектуальной по своему характеру и призванной до «пробы в реальном материале» исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценить последствия реализации тех или иных замыслов [4].
Использование наряду с натуральными материалами для одежды в швейном производстве новейших разработок полимерной промышленности является мощным стимулом постоянного развития и появления новых форм в современной одежде, что значительно влияет и на появление новых тенденций в моде.
Таким образом, исследование
функционального развития профессиональной компетенции дизайнера показывает, что ключевыми характеристиками его профессиональной
компетентности является пересечение личностных и профессиональных качеств, определяемое нами как творческий стиль деятельности, включающий мотивационную (мотивы, цели, задачи) и операционную сферы (профессиональные
способности, основанные на знании технологии и материаловедения в области формообразования костюма). Можно сделать вывод, что дизайн-обучение должно ориентироваться на ключевые компоненты творческого стиля деятельности и использование данных научных исследований в области химического производства текстильных материалов.
Так в ходе педагогического исследования в области дизайн-образования на базе КНИТУ, были выделены психолого-педагогические условия, которые позволяют повышать эффективность
образовательного процесса:
Первое психолого-педагогическое условие формирования профессионально значимого для дизайнера творческого стиля деятельности формулируется следующим образом: направленность образовательного процесса, его содержания, форм организации, методов обучения на саморазвитие обучающихся, реализацию их творческого потенциала и формирование творческого стиля деятельности.
Формирование творческого стиля деятельности дизайнера возможно при организации процесса обучения как творческого, следовательно, необходимо использовать образовательные технологии, удовлетворяющие данное требование. К таким технологиям относятся технологии проблемного, активного и развивающего обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение,
общение. Данные технологии называются активными, т.к. в них существенно меняется роль обучающего (вместо роли информатора роль менеджера) и роль обучаемых (вместо объекта воздействия субъект взаимодействия), а также информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности) [5].
Второе психолого-педагогическое условие формирования творческого стиля деятельности дизайнера в системе высшего профессионального образования сформулировано так: организация
обучения на основе индивидуального подхода к обучаемым и их самодиагностики, позволяющей развивать способности к рефлексии, самооценке и формированию творческого стиля деятельности.
Практика проведения дизайн-обучения дает нам возможность утверждать, что результат обучения индивидуален для каждого обучаемого. Традиционные образовательные установки требуют от педагогов определять уровень обученности по заранее установленным пределам, однако это всегда вызывает сложности при обучении творческим специальностям. Целесообразнее говорить лишь об индивидуальном приращении в развитии творческого стиля деятельности каждого обучаемого, т.е. сравнивать его с самим собой.
Третье психолого-педагогическое условие: использование текущего психологического
сопровождения процесса обучения, реализующего диагностирующую (определение индивидуальных особенностей личности обучающегося, выявление «барьеров» к выполнению творческой
деятельности); коррекционную (преодоление «барьеров» и затруднений в развитии творческого стиля деятельности); реабилитационную (восстановление уверенности в своих творческих способностях, создание ситуации успеха); развивающую («выращивание» творческих
способностей) функции [4].
Для будущих дизайнеров важна, прежде всего, индивидуальность, способность выразить ее через присущие именно им стилистические черты. Известный педагог и художник Волков говорил: «Художником можно назвать лишь того, кто окрашивает творчество своими чувствами» [4].
Самовыражение и самопознание - важные условия протекания творческого процесса. «Психология» - это не только дисциплина, входящая в состав содержания профессиональной подготовки дизайнеров отдельным модулем, но и основное условие протекания педагогического процесса, направленного на формирование творческого стиля деятельности.
Четвертое психолого-педагогическое условие сформулировано нами следующим образом: реализация преподавателями творческого стиля своей профессионально-педагогической
деятельности, способствующего выявлению и развитию творческого потенциала обучаемых в соответствии с их возможностями и потребностями.
Эффективность обучения во все времена зависела от личности педагога и его профессионального мастерства. Определяя данное
условие, мы исходили из того, что эффективность применения психолого-педагогических условий, направленных на формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе высшего образования напрямую зависит от людей, которые их реализуют. Еще Аристотель как-то размышлял, кто правильнее может судить о корабле: строители-корабельщики или моряки? И пришел к выводу: последнее слово за теми, кто плывет. Действительно, судьба любой методики, технология обучения, в конечном счете, зависит от личности преподавателя
[4].
Сказанное выше позволило выделить основные требования к личности преподавателя. Во-первых, преподаватель должен быть творческой личностью (без данного качества невозможно организовать творческий процесс обучения, а тем более учить творчеству). Во-вторых, обладать демократичным стилем общения (т.к. мы имеем дело с обучением взрослых). В-третьих обладать способностью
понимать эмоциональный мир обучаемых, т.е. к эмпатии.
Пятое педагогическое условие определено исходя из необходимости формирования у студентов специального компонента компетентности (Пдск) и сформулировано следующим образом: проведение и использование данных научных исследований в
области полимерных волокон, определяющих
постоянное усовершенствование формообразования костюма и способов его адаптации к современным требованиям к одежде.
Основой будущей деятельности дизайнера является знания, умения и навыки в области формообразования. В разные периоды развития костюма в основе модных тенденций были заложены определенные принципы получения формы костюма, но неизменно одно: основной составляющей моды является текстиль. Развитие химической
промышленности, разработки различных
полимерный волокон, новых текстильных материалов ей не могли не отразиться на дизайне костюма. Полимер является неотъемлемой частью промышленного производства одежды, а глубокое освоение последних научных разработок в химической промышленности позволит выпускникам приступить к профессиональной деятельности, владея не устаревшими знаниями, а современными разработками, которые в свою очередь поспособствуют выводу на новую ступень развития отечественного производства одежды.
Практика показала, что предлагаемая система психолого-педагогических условий, заложенная в основу организации дизайн-образования, позволяет формировать основные компоненты
профессиональной компетенции дизайнера.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа - 2002. - № 2.
2. Зимняя, И.А. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность человека. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. [Электронный ресурс; режим доступа http://www.eidos.ru/joumal/2006/0504.htm. ]
3. Кочнев, А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Казань, 1998. - 408 с.
4. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: Дис. ... к-та пед. наук : 13.00.08 : Казань, 2004, 204 с.
5. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А. Использование метода проектов для развития ключевых компетенций специалистов полимерного профиля / Л. М. Тухбатуллина, Л.А.Сафина // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. - № 20. - С. 356-361.
© Л. А. Сафина - канд. пед. наук, доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. М. Тухбатуллина - канд. пед. наук, доц. той же кафедры, [email protected].