Н. В. Фуфлыгина, Л. М. Тухбатуллина
ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ
Ключевые слова: дизайнер, дополнительное профессиональное образование, обучение
взрослых, творческая деятельность
Дана сравнительная характеристика дополнительного и высшего профессионального образования, выделены особенности обучения взрослых, отмечены особенности профессиональной деятельности дизайнера, предложены рекомендации по организации обучения взрослых дизайну в системе дополнительного профессионального образования.
КеумоЫз: designer, additive professional education, education of adults, creative activity.
The article presents the comparative characteristics of additive and high professional education, it’s determinates peculiarities of education of adults. The article proposes some recommendations for organization of training of adults in the system of additive professional education.
Изменяющиеся социально-экономические условия, интенсивное развитие производительных сил, науки, техники, культуры приводят к возрастающей роли дизайнера в современном обществе. Сегодня дизайнер призван выполнять одну из ключевых ролей - создавать эстетически функциональные и экономически выгодные изделия. Задача дизайнера - учесть в проектируемом изделии все - модные тенденции, потребительские предпочтения, эргонометрические требования, возможности производства, экологические рамки, эстетические потребности общества. Эта задача усложняется тем, что один и тот же товар выпускается десятками и даже сотнями различных производителей. Зачастую именно дизайн продукта определяет его конкурентоспособность. Требования к продуктам дизайна очень изменчивы, в последнее время наблюдается дифференциация и индивидуализация спроса. В таких условиях на первый план выходит способность дизайнера чувствовать сиюминутные потребности общества, предлагать оригинальные идеи, отклоняться в своих действиях от стереотипов. Подготовка такого специалиста может успешно осуществляться в системе дополнительного профессионального образования. Во всем мире широкую поддержку получила концепция непрерывного образования, во многих развитых странах наблюдается отход от ориентации подготовки специалистов только в высшей школе. Система дополнительного профессионального образования, более гибкая и результативная, превращается в завершающую ступень профессионального образования. Действительно, срок подготовки специалиста в вузе сравним с периодом устаревания сведений (считается, что сегодня за 3-4 года информация устаревает наполовину). Высшая школа принципиально не в состоянии полностью обеспечить подготовку качественных специалистов. Для этого необходимы усилия всей системы непрерывного образования [1].
Сравнение высшей школы и дополнительного профессионального образования как ступеней непрерывного профессионального образования показывает, что высшая школа
тяготеет к фундаментальной подготовке специалистов, а система дополнительного профессионального образования - к их специализации. Дополнительное профессиональное образование выполняет профориентационную функцию, помогает специалистам «найти себя», как в рамках уже выбранной специальности, так и в других областях, опираясь на выявленные в процессе обучения индивидуальные способности к определенной деятельности. Подготовка специалистов в системе дополнительного профессионального образования происходит в ограниченные сроки, что делает необходимым разработку и внедрение в практику обучения современных эффективных методов и средств (смещение акцентов с информирования на развитие умения мыслить, анализировать, обобщать, общаться с коллегами; проведение занятий в музеях, на выставках, на предприятиях; использование игровых методов, стимулирующих творчество; компьютеризация и т.п.). Результаты дополнительного образования, как правило, дают эффект адекватно времени обучения, тогда как обучение в высшей школе направлено на перспективу. Дополнительное образование имеет дело со взрослыми людьми, имеющими устойчивую мотивацию к определенному виду деятельности.
Многие ученые (П.Лангран, Дж.Бернардин, Дж.Расселл и др.) считают, что будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых.
С.И.Змеев описывает следующие особенности обучения взрослых:
1. Взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения.
2. Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.
3. Взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег.
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
5. Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.
6. У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).
7. Процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего [2].
Педагогическая практика показывает, что именно в зрелом возрасте накопленный жизненный опыт, впечатления откладывают глубокий отпечаток на внутренний мир человека. Этим объясняется желание и способность многих заниматься именно творческой деятельностью в этот период жизни. Накопленные переживания определяют желание выражать свои чувства на языке искусства. Биографии великих художников (Ван Гог, Гоген, Кандинский и т.д.) подтверждают факт повышенной творческой активности и высокой мотивации к творческой деятельности в зрелом возрасте.
Согласно определению Международного совета обществ промышленного дизайна (International Council of Societies of Industrial Design - ICSID), «дизайн является творческой деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы создавать разнообразные качества объектов, процессов, услуг и систем на протяжении всего их жизненного цикла» [3, С.96-97]. Работа дизайнера заключается в проектировании объектов, процессов, услуг. Специфичность проектировочных задач, с которыми постоянно имеет дело дизайнер, состоит в том, что это задачи с недостающими данными и, соответственно, с той или иной степенью неопределенности области поиска. Например, очень часто перед дизайнером костюма стоит задача: разработать коллекцию модной, актуальной одежды для
определенной половозрастной группы, которая будет эстетична, эргономична и экономически выгодна. Другими словами, определяются лишь общие требования к конечному продукту, но не алгоритм выполнения задания. Задачи, встающие перед дизайнером, как правило, не имеют единственно верного варианта решения и отличаются многовариантностью решений. Качество решения во многом зависит от способности дизайнера творчески мыслить, генерировать идеи, быть оригинальным, уметь прогнозировать развитие моды, использовать знания «неожиданным образом» в практических целях. Анализ профессиональной деятельности дизайнера позволил нам установить, что:
• профессия дизайнера связана с постоянным созданием чего-то нового, ранее не существовавшего в природе;
• профессия дизайнера является синтетическим видом деятельности, предусматривающим интеграцию различных видов подготовки;
• профессиональная деятельность требует от дизайнера определенных качеств личности, таких как: оригинальность мыслей, образное мышление, нестандартный подход в постановке и решении проблем; смелость в принятии решений;
• направленность в будущее требует от дизайнеров силы предвидения (интуиции) и прогнозирования.
Безусловно, необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности дизайнера при его подготовке в системе дополнительного профессионального образования, что предполагает особые условия организации учебного процесса (табл. 1).
Таблица 1 - Особенности организации обучения взрослых дизайну в системе дополнительного профессионального образования
Особенности взрослых Рекомендации по организации обучения
1 2
Взрослым необходимо знать, почему они должны учить что-либо • учитывать потребности и мотивацию обучающегося; • знать намерения студента, прояснять его цели; • приступать к обучению с интересующих студентов проблем; • не обязательно изучать темы в логике построения курса; • демонстрировать передовой опыт в области дизайна, концептуальные разработки и т.д.
Взрослые обладают жизненным опытом • не ограничивать процесс обучения традиционной лекцией; • необходимо использовать опыт обучающихся, вести диалог с тем, чтобы связать новую информацию с их личным опытом
Взрослые имеют стремление к самостоятельности и самореализации • представлять возможность занимать ведущее место в обучении; • создать возможность личностного включения в обучение; • учитывать ожидания взрослых, их возможности и ограничения; • использовать проектное обучение
Взрослые готовы учиться, когда жизненная ситуация создает необходимость • помочь правильно сформировать из потребностей цели обучения; • демонстрировать востребованность новой профессии и ее возможности
Взрослые имеют конкретные образовательные потребности • организовывать содержание обучения по индивидуальной образовательной траектории
Эпизодичность периодов обучения • ориентироваться на короткие вспышки учебной активности; • разбить материал на выполнимые разделы
1 2
Взрослые имеют разный уровень знаний и умений в профессиональной области • личностно-ориентированный подход
Стремление соединить обучение с профессиональной деятельностью • идти в обучении от профессиональных проблем и опыта обучающегося; • широко использовать деловые игры, моделирование, тренинги; • знать различные стили обучения, развивать у студентов навыки обучения
Взрослый обладает высокой самоуправляемостью • благоприятный психологический климат обучения, основанный на взаимном уважении и совместной работе; • частичное делегирование полномочий
Взрослые имеют много ограничений в учебе, конкурирующих интересов • помнить, что у взрослых много ограничений в учебе (социальных, временных, финансовых) и с пониманием к ним относиться; • создавать компактные и эффективные циклы обучения взрослых; • использовать технологии концентрированного обучения.
Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения • связывать новый материал с имеющимися знаниями, опытом и реальной практикой; • чаше обращаться к опыту обучающихся; • стремиться активизировать обучение, сделать его исследовательским; • поощрять и подкреплять достижения обучающихся на основе обратной связи; • идти от упрощенных задач к более сложным; • строить целое из частей, отделяя значимое от малозначимого; • для закрепления материала полагаться на понимание, а не на память; • использовать демонстрационные приемы; • разрабатывать реальные дизайнерские проекты, имеющие шанс на реализацию
Система дополнительного профессионального образования взрослых способна более точно и гибко по сравнению с традиционной подготовкой специалистов удовлетворять потребности общества при подготовке дизайнеров за счет краткосрочного концентрированного обучения, направленного не столько на передачу новых знаний, сколько на выработку обучающимися системы переработки информации, профессиональных навыков разработки дизайнерских продуктов, активизацию собственного творческого потенциала.
Литература
1. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: дис... канд. пед. наук / Л.А.Сафина; Казанский гос. технолог. ун-т. -Казань, 2004. - 168с.
2. Змеев, С.И. Основы андрагогики / С.И.Змеев. - М.: Наука, 1999. - 152с.
3. Чуб, Е.В. Интенсификация обучения как фактор подготовки компетентностного специалиста / Е.В.Чуб // Инновации в образовании. - 2008. - №7. - С.96-103.
© Н. В. Фуфлыгина - аспирант кафедры ПиМ ВПО КГТУ; Л. М. Тухбатуллина - ст.
преподаватель кафедры дизайна КГТУ, [email protected].