Научная статья на тему 'Проектно-деятельностный подход к формированию профессиональной компетенции бакалавров дизайна на основе изучения дисциплины «История искусств»'

Проектно-деятельностный подход к формированию профессиональной компетенции бакалавров дизайна на основе изучения дисциплины «История искусств» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ДИЗАЙН / БАКАЛАВР / DESIGN-RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVITY / DESIGN / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Светлана Альбертовна

В данной работе рассматривается один из наиболее эффективных методов в формировании профессиональной компетенции будущих дизайнеров проектно-деятельностный подход к образованию. При этом у студента развиваются такие качества, как: самостоятельность, творчество, аналитические и исследовательские способности, необходимые в профессиональной дизайнерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектно-деятельностный подход к формированию профессиональной компетенции бакалавров дизайна на основе изучения дисциплины «История искусств»»

УДК 378.147

С.А. Муртазина

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор В.В. Хамматова

ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

В данной работе рассматривается один из наиболее эффективных методов в формировании профессиональной компетенции будущих дизайнеров - проектно-деятельностный подход к образованию. При этом у студента развиваются такие качества, как: самостоятельность, творчество, аналитические и исследовательские способности, необходимые в профессиональной дизайнерской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность, профессиональная компетенция, творчество, дизайн, бакалавр.

The article considers one of the most effective methods in formation the professional competence of the future designers. It is a project-activity approach to education. Thus such student’s qualities as independence, creativity, analytical and research abilities necessary in professional design activity develop.

Design-research activity, professional competence, creativity, design, bachelor.

На современное образование общество возлагает функцию, способствующую формированию у студентов таких важных качеств, как активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Самостоятельная работа входит в обязательный элемент многих современных педагогических методов и технологий, строящихся на основе проектной и исследовательской деятельности. Основной задачей использования педагогических технологий в учебном процессе является не только дать бакалавру знания, но и научить их усваивать эти знания самостоятельно. Результаты образования Н.И. Дунченко прописывает в виде компетенций, которые должен приобрести бакалавр при обучении в вузе [1]:

• знать основы и историю своей основной дисциплины;

• ясно и логично излагать полученные базовые знания; оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; понимать общую структуру данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами;

• уметь реализовывать методы критического анализа, методики и технологии, относящиеся к основной дисциплине;

• владеть экспериментальной и эмпирической проверкой соответствующих научных теорий.

Следовательно, выпускник должен не только обладать профессиональными знаниями, но и постоянно самообразовываться, повышать свой уровень в быстро сменяющемся информационном обществе. Одним из основных элементов на пути к достижению эффективного результата обучения и формирования профессиональных компетенций является метод проектов. Его суть состоит в тщательно продуманном предвидении хода и результатов определенных процессов в соответствии с разработанным планом действий, который охватывает перечень заданий и определяет исполнителей, методы, средства для

реализации этих заданий, а также способы контроля и оценки полученных результатов.

Творческая проектная деятельность студентов -это деятельность, направленная на усвоение учебного материала через создание творческого проекта, на духовное и профессиональное становление через организацию активных способов действий. Проектная деятельность предполагает творческую реализацию исследовательских, поисковых, проблемных методов, формирует творческий подход к изучаемому предмету и стимулирует творческое отношение к овладению знаниями [3].

Опираясь на опыт работы П.А. Петрякова [5] можно отметить, что включение бакалавров в этот вид деятельности создает мощный потенциал не только для их собственного профессионального роста и совершенствования, но и обеспечивает положительный эффект вовлечения в проектную деятельность коллег, с которыми они будут работать. Для этого образовательный процесс в вузе должен выстраиваться таким образом, чтобы, изучая дисциплины, предусмотренные учебным планом, студенты активно включались в проектировочную деятельность. Освоив базовые знания по основам дизайна, творческо-конструкторской деятельности и получив практическую подготовку, студенты получают возможность воплотить свои творческие замыслы при выполнении учебных проектов и по общепрофессиональным теоретическим дисциплинам. Выполняя проекты, они приобретают новые знания и умения, учатся их интегрировать и использовать в практической деятельности, что способствует возрастанию их мотивация к учению. При использовании метода проектов изменяется роль преподавателя в учебном процессе - сокращаются функции передачи знаний в готовом виде, и при этом возрастает его роль как консультанта.

Основная идея проектно-деятельностного подхода в образовании состоит в том, что выпускник должен овладевать различными конкретными целост-

ными способами деятельности, а не знаниями об этих способах. Продуктом университета в данном случае становится бакалавр, обладающий компетенциями, уровень развития которых позволяет обеспечить ему эффективную профессиональную деятельность и саморазвитие в условиях инновационного производства [2].

Исходя из рассмотренного, следует, что проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность студентов при решении личностнозначимой проблемы. Проектно-деятельностный подход в образовании развивает познавательные навыки бакалавров, их критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания. Он предполагает использование проблемных, исследовательских и поисковых методов, ориентированных на практический результат.

Основываясь на педагогическую практику Г.К. Селевко можно определить конкретные цели проектного обучения для бакалавров дизайна [4]:

• формирование проектной деятельности, проектного мышления,

• стимулирование мотивации студентов на приобретение знаний,

• включение всех студентов в режим самостоятельной работы,

• самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников,

• развитие умений пользоваться этими знаниями для решения познавательных задач,

• формирование способности применять знания к жизненным ситуациям,

• совершенствование способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению,

• развитие исследовательских умений, профессиональных компетенций.

Данные цели достигаются через определенную организацию образовательного пространства,

влияющую на разные аспекты личности, создавая условия для появления у нее мотива к личностному росту, для освоения интеллектуальных средств познания.

Система метода проектов строится из взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Студент, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

Положительные стороны групповой работы над проектом отмечает Л.М. Тухбатуллина. Она считает, что при такого рода деятельности студенты имеют возможность увеличить свой творческий «выход», продуктивность, оказываясь в условиях, близких к производственным. Работа в группах помогает самоопределиться в предпочтениях и собственных возможностях, попробовать себя в разных качествах и выбрать наиболее близкую для себя роль [6].

Проектную технологию целесообразно применять как непосредственно на аудиторных занятиях, так и в

самостоятельной деятельности. Самостоятельное изучение искусства и культуры предполагает посещение галерей, выставок, изучение искусствоведческой литературы (эссе, монографии, критические статьи, очерки и т.д.), овладение поисковыми и аналитическими методами, навыками исследовательской работы, участие в конференциях. Проектная организация самостоятельной работы студентов позволяет им в большей степени интересно и многопланово проявить свои личностные качества, знания по дисциплине, достичь значимых для них определенных успехов.

Исследовательский проект будущие бакалавры дизайна разрабатывают в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя на завершающем этапе (третьем семестре) изучения курса дисциплины «История искусств». Для проекта предлагается исследовать определенный исторический художественный стиль с целью применения его в дальнейшей дизайнерской деятельности. Процесс разработки проекта по исследованию художественного стиля представляется в следующем порядке:

1. Выбор темы и постановка проблемы. Студенты сами выбирают исторический стиль, учитывая свои профессиональные интересы, позиции, склонности.

2. Постановка целей и задач. Студенты задают цель определить единство стиля в искусстве, дизайне, костюме.

3. Поисковая работа. Студенты проводят сбор информации для выполнения проекта: знакомятся с необходимой литературой, с данными интернета и СМИ, посещают музеи.

4. Проведение исследования. Студенты составляют план исследования. Обосновывают место выбранной темы в структуре дисциплины «История искусств» и междисциплинарные связи. Доказывают единство стиля в искусстве, дизайне, костюме.

5. Формулирование выводов. Студенты подводят итог исследованию. Выполняют эскиз модели современного костюма в выбранном стиле.

6. Выполнение презентации. Студенты выполняют отчетную мультимедийную презентацию по выбранной теме с подбором иллюстративного материала: на слайды выносятся тезисы, схемы, репродукции произведений изобразительного искусства, изображения исторического костюма, предметов дизайна, эскизы авторской модели.

7. Защита исследовательского проекта. Студенты выступают с докладом перед аудиторией. Проводится обсуждение и оценка проектной работы. Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно при этом развивать и оценочную деятельность студентов.

Таким образом, студенты сами определяют цели изучения дисциплины «История искусств», осуществляют отбор учебной информации, исходя из замысла проекта. Это позволяет им решать профессиональные задачи в контексте дизайнерской деятельности. В ходе работы над данным проектом в рамках проектно-деятельностной технологии обучения бакалавры дизайна освоили сущность и последовательность процесса проектной деятельности и овла-

дели основами технологического подхода к реализации своей будущей профессиональной деятельности.

Для апробации данного метода на кафедре «Дизайн» проведен эксперимент с целью выявить эффективность проектного-деятельностного обучения и исследовательской работы в процессе формирования профессиональной компетенции бакалавров дизайна; формировать творческую самостоятельность и активность у бакалавров дизайна.

В эксперименте принял участие 61 человек, из которых сформированы контрольная (32 студента) и экспериментальная (29 студентов) группы. Различия данных групп заключается в том, что контрольная группа обучалась по традиционной, а экспериментальная - по проектно-деятельностной технологии, способствующей целенаправленному формированию профессиональной компетенции. Каждая из групп проходила полный курс дисциплины «История искусств» - с I по III семестры (1-2 курсы). На раннем этапе изучения дисциплины «История искусств», согласно плану проведен ряд творческих работ по созданию авторских моделей современных костюмов в рамках дисциплины «История искусств». Студенты получили одинаковое задание: самостоятельно сделать эскизы по выбранной теме. По их желанию они могли разделиться на творческие группы. Результаты работ студентов оценивались по четырем параметрам, что соответствует уровням сформированности творческого компонента профессиональной компетенции:

1. Пассивный - низкий уровень, студент не ориентируется в стилях и направлениях искусства и дизайна; не умеет работать с литературой; проявляет низкий уровень самостоятельности, сформированно-сти художественных, дизайнерских и умственных действий; пассивен, не умеет работать в коллективе.

2. Подражательный - средний уровень, студент владеет некоторыми знаниями и умениями, но испытывает затруднения в преодолении сложных ситуаций; имеет поверхностное представление о стилях и направлениях в искусстве и дизайне; редко обращается к литературе по искусству, но пользуется интернет источниками; проявляет среднюю активность в поисках решения поставленной задачи; слабо выражен творческий подход.

3. Активно-поисковый - высокий уровень, у студента сформирована система знаний, умений, навыков; ориентируется в стилях и направлениях искусства и дизайна; использует необходимую литературу, интернет-источники; проявляет самостоятельность, коммуникабельность, творческое мышление, умение вести активную поисковую деятельность.

4. Творческий - очень высокий уровень, у студента хорошо развиты профессиональные умения и навыки; он четко представляет цели и задачи своей деятельности; хорошо ориентируются в стилях и направлениях искусства и дизайна; умеет работать с необходимой литературой, СМИ и интернет-источниками; проявляет навыки активной познавательной и исследовательской деятельности; способен к нестандартным творческим решениям.

На первом срезе студенты и контрольной, и экс-

периментальной групп (61 человек) показали примерно одинаковые результаты. В целом работы обеих групп имели абстрактный характер. Лишь 8 студентов смогли назвать стиль, в котором выполнена модель. 25 студентов дали функциональную характеристику своим изделиям. При работе над моделью всего 5 студентов пользовались печатной литературой, 18 - источниками из интернета. В ходе работы сформировалась лишь одна творческая группа из трех человек, остальные предпочли работать индивидуально. К назначенному времени эскизы готовы у 23 студентов.

По результатам исходного этапа исследования уровня сформированности творческого компонента профессиональной компетенции выявлено, что среди студентов доминирует низкий - пассивный уровень, составляющий 45,9 % (28 человек из 61). Подражательный (средний) уровень наблюдается у 36,1 % студентов, активно-поисковый - у 14,7 %. Лишь 2 человека (3,3 %) продемонстрировали очень высокий творческий уровень.

Анализ проведенной творческой работы показал, что студенты плохо ориентируются в стилях и направлениях искусства и дизайна, не всегда задумываются о функциональной стороне создаваемого изделия, не привыкли и не умеют работать с литературными источниками, предпочитают работать индивидуально, так как плохо уживаются в группе, недостаточно самостоятельны, пассивны в творческом отношении к делу.

Следовательно, задачей дисциплины «История искусств» в процессе проектно-исследовательской деятельности стало повышение активно-поискового и творческого уровней сформированности профессиональной компетенции студентов-дизайнеров. Программа дальнейшего обучения экспериментальной группы корректировалась с учетом показателей исследований. В организации проектной деятельности студентов проведены доработки и поправки, уделено больше внимания на наиболее сложные вопросы искусствоведения. На основе полученных данных определены приоритетные направления формирования профессиональной компетенции у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

В конце эксперимента в рамках дисциплины «История искусств» проведена аналогичная работа по выполнению авторской модели костюма с учетом освоенного материала. В контрольной группе наблюдалось некоторое повышение показателей за счет смещения пассивного и подражательного уровней на активно-поисковый. Но творческий уровень повысился незначительно.

Результаты экспериментальной группы оказались гораздо выше. В ходе проектной деятельности студенты сами определяли траекторию своей деятельности. Стремясь достичь желаемого результата, вели собственную поисковую работы по выбранной теме. При разработке модели костюма изначально все студенты ориентировались на конкретный художественный стиль. 24 студента из 29 учитывали назначение костюма, особенности ткани. Большая часть сту-

дентов пользовались учебной и искусствоведческой литературой, все - источниками из интернета. Так как студенты сформировались в отдельные творческие группы, проявились их организаторские, коммуникативные и лидерские способности. К назначенному сроку были готовы все разработки.

В результате сравнения показателей исходного и конечного этапов исследования в контрольной и экспериментальной группах, получена следующая динамика развития уровней сформированности профессиональной компетенции будущих дизайнеров (см. таблицу).

Результаты исследования уровня компетенции в процессе творческой работы

Уровень компетенции До эксперимента, % В конце эксперимента, %

контрольная группа экспери- менталь- ная группа контрольная группа экспери- менталь- ная группа

1. Творческий (очень высокий) 3,1 3,5 12,5 34,5

2. Активнопоисковый (высокий) 15,6 13,8 37,5 48,3

3. Подражательный (средний) 34,4 37,9 31,2 17,2

4. Пассивный (низкий) 46,9 44,8 18, 8 0

В ходе анализа результатов эксперимента выявлено, что по сравнению с традиционным проектноисследовательский подход к подготовке бакалавров позволяет повысить профессиональную компетентность будущих дизайнеров, способствует формированию их способности осуществлять профессио-

нальную деятельность на качественно высоком уровне. Таким образом, в процессе учебной деятельности необходимо уделить особое внимание формированию профессионально-направленного мышления у бакалавра дизайна. Следовательно, обучение должно носить целостный, развивающийся характер. Роль преподавателя заключается в постановке познавательных задач и формировании у студентов потребности к самостоятельному поиску информации. Изучение дисциплины «История искусств» необходимо направить не только на освоение узких знаний в области культуры и искусства, но и на умение их применить на практике, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности с целью создания высокохудожественных дизайнерских произведений.

Литература

1. Дунченко, Н.И. Инновационные подходы к формированию образовательной программы / Н.И. Дунченко, Л.В. Калинина, А.В. Ионов // Компетентность. - 2009. -№ 5 (66). - С.17 - 22.

2. Качалов, А.В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза / А.В. Качалов // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - №1/2 (62). - С. 212 - 217.

3. Технологическое образование: проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы: коллективная монография / под общ. ред. П.А. Петрякова. - Вел. Новгород, 2008.

4. Дьяконов, С.Г. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития / С.Г. Дьяконов, А.Р. Тузиков, Р.И. Зинурова и др. // Высшее образование в России. -2006. - № 11. - С. 3 - 15.

5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М., 2005.

6. Тухбатуллина, Л.М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: монография / Л.М. Тухбатуллина, Л.И. Гурье. - Казань, 2010.

УДК 37.012.5

А.В. Назаренко

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю.С. Тюнников

СТАНОВЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУЧНОЙ ОБЛАСТИ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В БОЛГАРИИ (1918 - 1944 гг.)

В статье рассматриваются предпосылки появления и развитие в Болгарии сравнительной педагогики как отдельной научной отрасли и университетской дисциплины. Подробно анализируются первые лекционные курсы, монографии и статьи болгарских ученых по теме сравнительной педагогики в период с 1918 -1944 гг.

Сравнительная педагогика, сравнительное образование, Болгария, компаративистика, сравнение, лекционный курс, учебная дисциплина, научная область.

The article considers the prerequisites for the emergence and development of comparative pedagogy as a separate scientific field and university discipline in Bulgaria. The first lecture courses, monographs and articles of Bulgarian scholars on the topic of comparative pedagogy in the period from 1918-1944 are analysed in details.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.