Научная статья на тему 'Практическая компонента в теоретической подготовке дизайнеров-бакалавров'

Практическая компонента в теоретической подготовке дизайнеров-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ДИЗАЙН / МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / BACHELOR / DESIGN / METHODS OF VOCATIONAL TRAINING / THEORETICAL PREPARATION / PRACTICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Яна Владимировна

Рассмотрены некоторые вопросы организации и содержания практической компоненты теоретических дисциплин при подготовке дизайнеров-бакалавров, обозначены возможные пути реализации междисциплинарных связей, приведены примеры некоторых практических заданий, представлены выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICAL COMPONENT OF THEORETICAL DISCIPLINES FOR TRAINING BACHELORS (DESIGNERS)

The article considers some issues of organization and content of practical components of theoretical disciplines for training bachelors (designers), it indicates possible ways of realization of interdisciplinary links; there are examples of some practical tasks, it presents conclusions.

Текст научной работы на тему «Практическая компонента в теоретической подготовке дизайнеров-бакалавров»

УДК 378.147

Я. В. Новикова

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ

Рассмотрены некоторые вопросы организации и содержания практической компоненты теоретических дисциплин при подготовке дизайнеров-бакалавров, обозначены возможные пути реализации междисциплинарных связей, приведены примеры некоторых практических заданий, представлены выводы.

Ключевые слова: бакалавр, дизайн, методы профессиональной подготовки, теоретическая подготовка, практические задания.

Рассматривая образовательные стандарты нового поколения в сфере высшей профессиональной подготовки дизайнеров, можно выявить тенденции к увеличению часов на самостоятельную и практическую работу в рамках теоретических дисциплин (как общеобразовательных, так и специальных) [1, 2]. В связи с этим актуальными становятся вопросы реализации междисциплинарных связей в учебном процессе и организационно-содержательные аспекты самостоятельной (практической) работы студентов-дизайнеров на теоретических дисциплинах [3].

Традиционно освоение курса в рамках теоретических дисциплин опирается на аудиторную лекционную форму работы и в основном представляет собой монолог ведущего преподавателя. Лекции, как правило, сопровождаются демонстрацией иллюстративного материала (репродукции костюмов, схемы кроя, таблицы, слайды и т. п.). Самостоятельная работа студентов, как правило, заключается в углубленном изучении определенной темы с последующим написанием реферата.

Новые образовательные стандарты ориентируют преподавателей на проведение лекций, характер которых должен носить, скорее, форму диалога, реализующего различные коммуникативные связи: преподаватель - студент, студент - студент, преподаватель - творческая группа и др. В связи с этим становится актуальным преобладание следующих организационных форм обучения: проблемная лекция, лекция-беседа или семинар-беседа, творческая дискуссия и др. Кроме того, увеличение часов на самостоятельную работу предполагает включение в процесс теоретической подготовки практических аудиторных и самостоятельных заданий, что требует использования в учебном процессе соответствующих форм и средств профессиональной подготовки.

На выбор методов, форм и средств обучения дизайнеров влияет и специфика самой дизайнерской деятельности, подробно изложенная в трудах Б. Г. Бархина, В. Л. Глазычева, Г. М. Гусейнова, Д. Л. Мелодинского, С. М. Михайлова, Е. А. Розен-блюма, И. А. Розенсона, В. Ф. Рунге, В. В. Сень-ковского, В. Ф. Сидоренко, В. Т. Шимко и др.

Обобщая опыт научно-теоретических и практических исследований в сфере дизайнерского образования, можно утверждать, что для успешного обучения бакалавров организация теоретических занятий должна осуществляться с выполнением следующих требований:

- теоретический лекционный курс должен строиться в форме проблемного диалога, а не монолога, что позволит вовлечь студентов в процесс познания, а также выяснить уровень их знаний;

- теоретический курс по специальным дисциплинам по возможности должен интегрировать знания из различных областей культуры, науки и искусства;

- в теоретический курс по некоторым специальным дисциплинам целесообразно включать и практические задания, моделирующие профессиональные ситуации и позволяющие своевременно приобщить студента к профессиональной деятельности, расширить их теоретические познания и сформировать коммуникативные способности профессионала;

- лекционный материал должен обеспечиваться соответствующим визуальным рядом, поскольку для студентов-дизайнеров важно развитие визуального опыта и формирование профессионального визуального словаря форм.

В связи с этим автор предлагает внедрение в процесс теоретической подготовки практических заданий (упражнений), которые не только помогут студенту закрепить лекционный материал, но и дадут возможность погрузиться в профессиональную сферу за счет организации учебных занятий, позволяющих моделировать профессиональные ситуации, такие как «художественный совет», «экспертный совет» и др. Такого рода занятия являются основным коммуникативно-деятельностным средством профессиональной теоретической подготовки дизайнеров-бакалавров и позволяют реализовать исследовательский, проблемно-поисковый, проектно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, коммуникативный и проектно-сценарный методы профессиональной подготовки. Студенты получают задание и выполняют его в аудитории под руководством преподавателя в течение отведенных часов,

приобретая при этом коммуникативный и профессиональный опыт посредством взаимодействия всех участников процесса обучения. Кроме того, студентам предоставляется возможность расширить визуальное представление о дисциплине, приобрести опыт рефлексии в процессе сравнения хода работы и личностных результатов с результатами других студентов.

Известно, что организация учебных проектных ситуаций предполагает индивидуализацию обучения, способствует формированию профессионально-творческих методов в условиях корпоративной деятельности, позволяет расширить и актуализировать коммуникативное поле студента. Это положение легло в основу разработанного в рамках теоретических дисциплин метода «Исследователь», содержащего серию последовательно усложняющихся заданий, таких как «Презентация темы», «Логические головоломки», «Репрезентация эпохи», что позволяет реализовать обозначенные выше методы профессиональной подготовки ди-зайнеров-бакалавров. Предложенные практические задания не исключают наличия обязательного лекционного курса, обеспечивающего освоение общепрофессиональных и специальных теоретических знаний (метод: проблемного и визуальноинформационного изложения, исследовательский, проблемно-поисковый, коммуникативный), а скорее являются его логическим продолжением.

Далее приведены примеры некоторых практических заданий, применяемых в рамках преподавания теоретической дисциплины «История стилей в искусстве и костюме» для подготовки дизайнеров-бакалавров по направлению «дизайн костюма».

Задание «Логические головоломки» предназначено для работы в группе, цель его - развитие и активация личностных психологических качеств студентов: внимания, памяти, логики и аналитического мышления, сообразительности, тактичности, общительности, целеустремленности и т. д.; выявление недостающих теоретических знаний; развитие способностей к различному роду взаимодействия в учебно-творческой коммуникации. Задачи -развитие навыков работы с текстом, выполнение которой способствует продуктивности рассуждений и развитию умения синтезировать, делать определенные выводы; продуктивно использовать полученный теоретический материал из смежных профессиональных и общетеоретических дисциплин.

После прослушивания определенного курса лекций по теоретической дисциплине студентам предлагается разделиться на небольшие группы (3-4 человека) для выполнения следующего задания. Каждой группе выдаются листы с напечатанным текстовым фрагментом, одинаковым для всех

групп. Текстовые фрагменты представляют собой описание исторической эпохи или стиля в искусстве, конкретного архитектурного или дизайнерского объекта (памятники архитектуры, предметы интерьера, костюм и т. п.) из художественной или специальной литературы с учетом специфики дисциплины. Причем в текстовых отрывках пропущены ключевые слова, конкретно указывающие на тот или иной исторически сложившийся архитектурный стиль, стиль в искусстве, на объект архитектуры или дизайна и т. п. Каждой группе необходимо изучить представленные отрывки и вставить недостающие ключевые слова.

На выполнение задания отводится определенное количество времени (20-30 мин на усмотрение ведущего преподавателя), по истечении срока каждая группа предъявляет результаты, которые обсуждаются коллективно. Таким образом, выявление правильных результатов и корректировка неправильных происходят в форме дискуссии между группами студентов, в которой при необходимости участвует и ведущий преподаватель. После этого студентам предлагается самостоятельно оценить вклад каждого участника группы в ход работы и обсуждений в виде оценки по 5-балльной шкале. Преподаватель при оценке результатов учитывает правильность выполнения задания, степень участия студентов в работе группы и в дискуссии, аргументированность и логичность ответов.

Задание «Презентация темы» носит более традиционный характер. Цель данного задания - развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и формирование визуального словаря. Задачи -научиться работать с научно-популярной и специальной литературой, обобщать и делать выводы, творчески представить собранные материалы группе.

Студенту предлагается на выбор несколько тем в рамках лекционного курса дисциплины или раздела. Итоговая тема утверждается ведущим преподавателем. На первой стадии студенту необходимо подобрать нужные материалы и оформить в виде реферата или эссе, включающего основные тезисы доклада, дополнительную теоретическую информацию, визуальные ряды и т. п. Вторая стадия -презентация - проходит в аудитории перед группой студентов в присутствии ведущего преподавателя и должна включать рассказ студента на тему исследования и демонстрацию визуального ряда. Визуальный ряд может быть выполнен любым способом (в виде плаката, фотографий, представления аналогов (вещи), демонстрироваться при помощи компьютера и т. п.). По окончании доклада слушатели задают вопросы докладчику, уточняют некоторые моменты доклада и высказывают свое мнение, носящее аналитически-оценочный

характер, что позволяет развивать способности к критическому и аналитическому мышлению, осуществлению продуктивной учебно-творческой коммуникации, адекватной оценке собственных знаний, осознанному восприятию учебного материала.

При оценке проекта учитывается соответствие выполненной работы заданию, творческий подход к оформлению реферативной части, качество визуальной части (подбор материалов, их соответствие теме, их информативность, логика презентации и т. п.), выступление докладчика перед группой, трудоемкость проделанной работы.

Исследование, проведенное с 2007 по 2012 г. на кафедре дизайна Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, подтвердило состоятельность и целесообразность предлагаемых методов работы в рамках теоретических дисциплин.

Выводы, сделанные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что на положительную динамику качества теоретической подготовки повлияло внедрение в учебный процесс педагогических технологий и методов профессионально-пропедевтической подготовки, включающих ряд заданий, которые:

- носят интегративный характер, что позволяет охватить в рамках одного дисциплинарного курса широкий круг вопросов из смежных дисциплин;

- содержат исследовательскую стадию, что позволяет развить поисково-аналитические умения, самостоятельность в выборе методов ведения исследовательской работы;

- предполагают групповое выполнение, что позволяет развить коммуникативные способности студентов и расширить поток обмениваемой про-

фессионально необходимой учебной информации.

Кроме того, предложенные методы профессиональной подготовки, сочетая в себе элементы корпоративного творчества, учебно-творческой коммуникации, творческого саморазвития, выполняют обучающую и одновременно диагностирующую функцию, что позволяет использовать их в образовательном процессе как контрольные или тестовые.

В целом положительная динамика, указывающая на продуктивность реализации разработанных в рамках исследования методов профессиональной подготовки дизайнеров-бакалавров, куда вошли и описанные выше задания, произошла за счет:

- комплексной интеграции теоретической и практической подготовки;

- применения специально разработанных педагогических технологий, включающих профессионально-пропедевтические теоретические, художественно-графические, проектные методы, и организационных форм;

- внедрения в процесс практической и теоретической подготовки сценарно-проектных методов на основе использования в учебном процессе ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность в форме художественного или экспертного совета, воссоздания обстановки в мастерской художника.

В заключение следует отметить, что результаты экспериментального исследования доказывают методологическую значимость и состоятельность разработанных методов теоретической подготовки бакалавров-дизайнеров, позволяющих наиболее полно и продуктивно реализовать основные требования, предъявляемые образовательными стандартами нового поколения.

Список литературы

1. ГОС ВПО в области культуры и искусства по направлению 530400 «Дизайн» (степень (квалификация) «бакалавр дизайна»). М., 2003. 18 с.

2. ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр»). М., 2009. 24 с. и^: http://www.edu.ru/ ±>-гтюп/то/0а1а/Ь_09/ргт780-1.р<^ (дата обращения: 28 августа 2013).

3. Осетрин К. Е., Пьяных Е. Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Вып. 13. 2011. С. 210-213.

Новикова Я. В., кандидат педагогических наук, ст. преподаватель.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.

Ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия, 173003.

E-mail: n-jen@mail.ru

Материал поступил в редакцию 04.09.2013.

Ya. V Novikova

THE PRACTICAL COMPONENT OF THEORETICAL DISCIPLINES FOR TRAINING BACHELORS (DESIGNERS)

The article considers some issues of organization and content of practical components of theoretical disciplines for training bachelors (designers), it indicates possible ways of realization of interdisciplinary links; there are examples of some practical tasks, it presents conclusions.

Key words: bachelor, design, methods of vocational training, theoretical preparation, practical tasks.

References

1. State educational standard of higher education in the field of culture and art in the direction of 530400 Design (degree (qualification) Bachelor of Design). Ministry of Education of the Russian Federation. Moscow, 2003, 18 p. (in Russian).

2. Federal state educational standards of higher education in the direction of preparation 072500 Design (qualification (degree) “Bachelor”). Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow, 2009, 24 p. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm780-1.pdf (Accessed: 28 August 2013) (in Russian).

3. Osetrin K. E., Pyanih E. G. Information technology in the organization of students' independent work. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 13, pp. 210-213 (in Russian).

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

Ul. B. St. Petersburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russia, 173003.

E-mail: n-jen@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.