УДК 378
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
© 2012 Д.Д.Буранок
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 05.07.2012
В данной статье содержится аналитический обзор общетеоретических исследований понятия «профессиональная компетенция», рассматривается компетентностный подход применительно к подготовке дизайнеров, анализируются профессиональные компетенции в области дизайна.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность дизайнера костюма.
В современном обществе возникает потребность в специалистах современных профессий, владеющих новейшими знаниями и актуальными методами их применения. Дизайн - одно из наиболее востребованных и перспективных направлений подготовки специалистов. Однако существуют противоречия между новой системой требований к профессиональной подготовке дизайнеров и устаревшими способами их формирования.
Программы подготовки дизайнеров по-прежнему ориентированы на сложившиеся стереотипы практической деятельности. Однако изменения, произошедшие за последнее время в этой сфере, новые направления в дизайнерской деятельности фактически кардинально изменили существовавшую структуру и формы организации профессиональной деятельности.
Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым в отечественной системе образования. К профессиональной компетентности как педагогической проблеме исследователи в основном стали обращаться в 80 - 90-х годах XX столетия. Идеи компетентностного подхода в обучении рассматривались исследователями, например, П.Я.Гальпериным1. Работы С.Т.Шацкого и его последователей в области теории и практики развивающего обучения были фактически предтечей компетентностного подхода. В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще употребляется в смысле способности применить на практике знания, которыми овладел студент.
Впервые проблема исследования компетенций получила научное обоснование на конференции «Компетенция: анализ, критика, переоценка» в Государственном университете штата
Пенсильвания (США, май 1980 г.)2. В американской практике компетенцию рассматривают как характеристику, влияющую на успешность действия.
В научной литературе на современном этапе выявлены несколько подходов к пониманию категории «профессиональная компетент-ность»3. Первое направление — связь категории «профессиональная компетентность» с феноменом «культура», являющимся результатом развития личности, ее образованности и воспитанности. Второе направление — понимание профессиональной компетентности как системы качеств, умений. Определение профессиональной компетентности с позиции деятельностного подхода создает третье направление в ее исследованиях. Представители четвертого направления рассматривают профессиональную компетентность с психологической точки зрения - как характеристику личности профессионала, добавляют результативный компонент в ее содержание и считают ее формой активности личности. Таким образом, компетентность является показателем «сформированности необходимых навыков и умений, степенью их владения». Пятое направление — установление соотношения понятий «профессиональная компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности». Шестое направление в исследовании проблемы связано с толкованием профессиональной компетентности как уровня образованности, опыта и индивидуальных способностей человека, его стремления к беспрерывному
Буранок Дарья Дмитриевна, аспирант кафедры психологии. E-mail: buranok@yandex. ru 1 Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И.Подольского. - М.; Воронеж: 2003.
2 [Электронный ресурс] Ресурс доступа URL: http: / /www.superinf.ru/view article.php?id=386 (Дата обращения 03.05.2012).
3 Руденко Т.Б., Катков Л.В. К вопросу о профессиональной компетентности личности учителя //: Наука, образование, общество. Интернет журнал СахГУ [Электронный ресурс] Ресурс доступа URL: http: //journal.sakhgu.ru/work.php?id=47 (03.05.2012).
самообразованию, самосовершенствованию, творческому отношению к работе4.
И.А.Зимняя (представитель четвертого направления понимания понятия) компетентность рассматривает, как способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации в направлении получения значимых, имеющих определенную ценность результатов5.
Наиболее полный набор ключевых образовательных компетенций разработан А.В.Хутор-ским, который представляет их в четырех основных группах: 1) как средство мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция); 2) как знания и умения в определенной сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая); 3) в виде круга вопросов, по которым следует быть осведомленным (общекультурная), 4) как основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования). По утверждению А.В.Ху-торского, компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним6.
Анализ работы В.И.Байденко7 показывает, что компетентность, рассматриваемая как результат обучения и всестороннего развития личности, характеризуется и описывается определенными элементами - компетенциями.
От общетеоретического анализа понятия «профессиональная компетенция» следует перейти к рассмотрению данного термина применительно к подготовке дизайнеров костюма. В начале следует рассмотреть понятия «дизайн» и «дизайн костюма» в работах различных авторов.
4 Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. - Т. 2. - Серия «Гуманитарные и педагогические науки». - Чебоксары: 2010. - №3(67). - С. 21 - 25.
5 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: 2004.
6 Кравцова Т.А. Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма: Учебно-практическое пособ. -Владивосток: 2005.
7 Байденко В.И. Компетентностный подход к проекти-
рованию государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования (методологи-
ческие и методические вопросы М.: 2005.
По мнению О.П.Андреевой8, дизайн относится к неизобразительным искусствам, которые служат созданию материально-предметной среды человека. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-худо-жественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметно-пространственной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. Андреева выделяет несколько исследователей, работавших в профессиональных сферах дизайна, теоретические исследования которых определили сущность дизайна как социального феномена: В.Гропиуса, Ле Корбюзье, П.Бе-ренса и др.
Целью дизайнерской деятельности О.П.Андреева называет разработку ранее не существовавшего изделия или существовавшего в другой форме. Этому призвано способствовать дизайнерское мышление, включающее в себя следующие параметры: конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость, чувство стиля, стилевой гармонии.
Несколько иная точка зрения на понятие «дизайн» прослеживается в статье Т.А.Новиковой9. По её мнению, сфера действия современного дизайна направлена на преобразование среды, создание культурного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный и целостный. Дизайн костюма определяется Новиковой как одно из направлений дизайн-деятельности, целью которой является проектирование костюма как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека. Предмет деятельности в данном случае имеет ярко выраженную специфику и определяет характер художественно-проектной деятельности и ее организацию в образовательной сфере10.
В теоретических исследованиях, посвященных дизайну в предметной области «одежда», представлена точка зрения, что именно текстильный дизайн является родоначальником современного индустриального дизайна. Такая позиция объясняется тем, что началом совре-
8 Андреева О.П. Дизайн как художественное конструирование предметно-пространственной среды // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова: Научно-практический журнал. - Чебоксары: 2010.- № 7. - С.148 - 153.
9 Новикова Т.А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров // Материалы XI научной конференции НовГУ. - Великий Новгород: 2004. - С. 218 -219.
10 См. там же.
менного индустриального дизайна принято считать деятельность У.Морриса и Дж.Рескина, осуществляемую именно в области текстиля11.
Т.А.Кравцова в своём пособии «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма»12 рассматривает дизайн костюма как орудие визуального общения людей. По нашему мнению, преобладание технического подхода, а не дизайнерского (интегрирующего образный и логический, чувственный и рациональный компоненты творческого профессионального мышления), отрицательно сказалось на образовательном процессе: когда методики конструирования реально не опираются на композиционные принципы, а технологический узел не оценивается с точки зрения тектоники.
Изучив варианты толкования термина «профессиональная компетенция» в аспекте понятий «дизайн» и «дизайн костюма», следует преступить к обзору выделяемых сегодня компетенций дизайна. Каждая формулируемая компетенция предполагает дисциплину или методику, посредством которой она выявляется в педагогическом процессе.
Так, по мнению О.П.Андреевой, в структуру профессиональной компетентности дизайнера входят следующие компоненты: проектно-гра-фическая компетентность, эмоционально-волевая компетентность, ценностно-мотивационная компетентность, операционно-деятельностный (креативно-творческий) компонент компетентности, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, поликультурная компетентность, профессионально-этическая компетентность и правовая компетентность13. Важным компонентом в структуре профессиональной компетентности дизайнера является профессиональная компетентность в области рисунка. Андреева считает, что обучение дисциплине «Рисунок» воспитывает художественный вкус, формирует пространственное видение объектов и пространственное воображение. Таким образом, исследователь выделяет формирование профессиональной компетентности в процессе обучения рисунку у будущего дизайнера в вузе как средство расширения функциональных возможностей выпускника, позволяющее самостоятельно осуществлять процесс профессиональной деятельности с позиции гармонии и эстетики в решении проектируемых объектов.
11 Библиотека дизайнера. Московская школа дизайна. Костюм и текстиль. - М.: 1994.
12 Кравцова Т.А. Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма:....
13 Андреева О.П. Педагогические условия формирова-
ния профессиональной компетентности у будущего спе-
циалиста дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе
.... - С. 21 - 25.
Следует отметить, что отсутствие обязательного этапа рисования карандашом на бумаге в проектировании привело к ситуации, когда весь проект, начиная от планировок и заканчивая деталями, приобретал характер зависимости от штампов, заданных программой. Кроме того, оказалось, что качественная компьютерная графика, предусматривающая создание нестандартных ЗЭ-моделей, отнимает не меньшее количество времени, чем создание перспективного или изометрического изображения того же предмета «от руки».
В своей работе «Трехуровневый подход в методике преподавания курса «Архитектоника объемных форм» А.П.Гавриленко выделяет художественно-конструкторские умения как основу компетентности будущего дизайнера14. Автор наряду с понятием компетентции выделяет понятия «квалификация», «умения» и «навык». Квалифицированной считается деятельность человека, который овладел навыками - упрочившимися способами выполнения осознанных действий. Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация при сохранении сознательного контроля за действием в целом. Таким образом, навык - это автоматизированное умение, то есть он возникает как сознательное действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия.
Формирование художественно-конструкторских умений, по мнению Гавриленко, складывается из следующих составляющих: степени художественно-конструкторской информированности студентов; степени развития художественно-эстетической и конструкторской потребности; степени развития способности студентов давать художественно-конструкторскую оценку объектам искусства и дизайна; степени развития у студентов активности в будущей профессиональной деятельности как в художественно-эстетическом, так и конструкторском аспектах15.
Другие умения в качестве основы профессиональной компетентности выделяет Н.Д.Ка-лина в своей работе «Конструктивный подход в обучении рисунку: формирование профессиональных конструктивно-графических умений будущих дизайнеров». В систем высшего конструктивно-графического образования ставится
14 Гавриленко А.П. Трехуровневый подход в методике преподавания курса «Архитектоника объемных форм» в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров // Научный потенциал мира. Материалы международной научно-практической конференции. Том 38: Проблемы подготовки специалистов. - Днепропетровск: 2004. - С.27 - 30.
15 См. там же.
задача развития у студентов самостоятельности и творчества как поисковых умений на высшем уровне обобщения, способности применять знания в новых условиях16. Калиной выделены ведущие профессиональные умения (компетенции) архитектора-дизайнера координационно-пространственного преобразования - аналити-ко-сиитетические; организационно-управленческие; теоретического моделирования; визуально-графической культуры.
Профессиональные умения архитектора-дизайнера реализуются посредством решения конструктивно-графических задач. А.В.Петровский считает, что самостоятельное овладение умением означает владение сложной системой психических и практических действий по целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями. Эта система включает отбор знаний, связанных с задачей, выделение существенных для задачи свойств, определение и осуществление на этой основе системы преобразований, ведущих к решению задачи, контроль результатов путем соотнесения с поставленной целью и их корректировку17.
Т.А.Кравцова считает, что компетентность будущего дизайнера должна рассматриваться с учетом особенностей дизайна как деятельности в которой дизайнер активно использует не только свои профессиональные методы и средства, но и социальный и культурный опыт, накопленный гуманитарными науками. Представление о деятельности человека и развитии культуры мотивирует личностную потребность дизайнера в соединении узкого профессионализма и универсализма. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера костюма представляет собой способность к рефлексивной творческой реализации ценностно-смыслового опыта личности в проектной деятельности в сфере дизайна костюма. Кравцова выделяет следующие элементы становления гуманитарно-художественной компетентности: уровень гуманитарных знаний, знаний о мышлении и способах деятельности; интеллектуальные и практические навыки и умения, позволяющие осуществлять дизайнерские способы деятельности; опыт эмоционально-волевого отношения к миру и его системе ценностей, позволяющий самосовершенствоваться, развивать свою психику, поддерживать взаимовыгодные отношения с окружающей средой; опыт творческой деятельности.
16 Калина Н. Д. Конструктивный подход в обучении рисунку: формирование профессиональных конструктивно-графических умений будущих дизайнеров. - Владивосток: 2010.
17 Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов н/Д.: 1996.
В деятельности дизайнера происходит свободное и целенаправленное движение как от чувственных образов к теоретическому мышлению и творческому воображению, так и от абстрактно-логических понятий (законов, принципов, методов и средств композиционной организации) к чувственно-образному воплощению их сущностного содержания в гармоничную форму. Для стимулирования творческого мышления мы, согласно с Т.А.Кравцовой, считаем уместным использование методов сценарного моделирования, основанных не на рациональном, последовательном учете необходимых факторов, а на интуитивном и целостном видении конечного результата. К методам сценарного моделирования относятся следующие методические приемы: ситуация выставки, ситуация музея, перевоплощение, отождествление себя с проектируемым объектом, заимствование аналогий18.
В работе А.И.Кулешовой «Об особенностях профессиональной компетентности графического дизайнера и процесса ее формирования в университете» освещается такой вид дизайна, как графический, поскольку в современном обществе и рыночной экономике учитываются эстетические потребности населения и желание производителей успешно продать привлекательно упакованный товар19. По Кулешовой, профессиональная компетентность графического дизайнера - интегративное личностное образование специалиста, отражающее качество его общеобразовательной, общехудожественной и специальной профессиональной подготовки.
Т.А.Новикова в своей публикации вводит понятие творческое образовательное простран-ство20, понимая его как целостную систему, способную к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации, структурные элементы которой используются субъектами образовательного пространства для усвоения профессионального знания и методологии ведения профессиональной дизайнерской деятельности, а также самоактуализации в творчестве. Также она выявляет свойства образовательного пространства подготовки дизайнеров: целостность; способность к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации; вариативная гибкость; открытость для инноваций; наполненность обра-
18 Розенсон И.А. Основы теории дизайна. - СПб.: 2006.
19 Кулешова А. И. Об особенностях профессиональной компетентности графического дизайнера и процесса ее формирования в университете // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. Педагогика. - 2006. - Вып. 3. - С. 246 - 250.
20 Новикова Т.А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров.... - С. 218 - 219.
зовательными и творческими ресурсами; свободная творческая коммуникация.
Несмотря на то, что авторы выявляют различные компетенции характеризующие профессиональное становление дизайнера костюма, все они учитывают направленность на совершенствование педагогического процесса формирования будущих специалистов. Компетентностный подход к педагогическому процессу способен структурировать имеющийся набор знаний, наглядно представить поэтапный процесс овладения знаниями и навыками, а также, выявить области необходимого совершенствования. Подобное совершенствование в дальнейшем возможно благодаря выявлению нами новой компетенции и внедрению её в педагогический процесс с целью совершенствования навыков спе-
циалистов в области художественно-проектной деятельности.
Мы согласны с авторами рассмотренных выше работ в том, что формирование профессиональной компетентности дизайнера возможно с помощью прикладных творческих дисциплин (таких как рисунок) в процессе обучения в вузе. Наиболее важным компонентом в структуре профессиональной компетентности дизайнера костюма мы считаем профессиональную компетентность в области декоративно-прикладного искусства и композиции. Данные предметы взаимодополняемы и неотделимы друг от друга. В основе этих дисциплин лежат важнейшие навыки будущего дизайнера - это композиционное построение заданного пространства и декоративное его решение. Овладение этими основными навыками позволит считать специалиста компетентным в области дизайна.
COMPETENCE APPROACH IN EDUCATIONAL BACKGROUND OF DESIGNERS OF A SUIT
© 2012 D.D.Buranok"
Samara State Academy of Social Science and Humanities
Darya Dmitrievna Buranok, Postgraduate of faculty of Psychology. E-mail: buranok@yandex. ru
In the article the general-theoretical analysis of concept «the professional competence» is spent, considered competence approach with reference to educational background of designers, professional competences in the field of design are analyzed.
Key words: competence approach, professional competence, professional competence of a designer of a suit.