Научная статья на тему 'Компетентностный подход в подготовке будущих дизайнеров'

Компетентностный подход в подготовке будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА КОСТЮМА / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A DESIGNER OF A SUIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранок Дарья Дмитриевна

В данной статье содержится аналитический обзор общетеоретических исследований понятия «профессиональная компетенция», рассматривается компетентностный подход применительно к подготовке дизайнеров, анализируются профессиональные компетенции в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буранок Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN EDUCATIONAL BACKGROUND OF DESIGNERS OF A SUIT

In the article the general-theoretical analysis of concept «the professional competence» is spent, considered competence approach with reference to educational background of designers, professional competences in the field of design are analyzed.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в подготовке будущих дизайнеров»

УДК 378

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

© 2012 Д.Д.Буранок

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 05.07.2012

В данной статье содержится аналитический обзор общетеоретических исследований понятия «профессиональная компетенция», рассматривается компетентностный подход применительно к подготовке дизайнеров, анализируются профессиональные компетенции в области дизайна.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность дизайнера костюма.

В современном обществе возникает потребность в специалистах современных профессий, владеющих новейшими знаниями и актуальными методами их применения. Дизайн - одно из наиболее востребованных и перспективных направлений подготовки специалистов. Однако существуют противоречия между новой системой требований к профессиональной подготовке дизайнеров и устаревшими способами их формирования.

Программы подготовки дизайнеров по-прежнему ориентированы на сложившиеся стереотипы практической деятельности. Однако изменения, произошедшие за последнее время в этой сфере, новые направления в дизайнерской деятельности фактически кардинально изменили существовавшую структуру и формы организации профессиональной деятельности.

Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым в отечественной системе образования. К профессиональной компетентности как педагогической проблеме исследователи в основном стали обращаться в 80 - 90-х годах XX столетия. Идеи компетентностного подхода в обучении рассматривались исследователями, например, П.Я.Гальпериным1. Работы С.Т.Шацкого и его последователей в области теории и практики развивающего обучения были фактически предтечей компетентностного подхода. В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще употребляется в смысле способности применить на практике знания, которыми овладел студент.

Впервые проблема исследования компетенций получила научное обоснование на конференции «Компетенция: анализ, критика, переоценка» в Государственном университете штата

Пенсильвания (США, май 1980 г.)2. В американской практике компетенцию рассматривают как характеристику, влияющую на успешность действия.

В научной литературе на современном этапе выявлены несколько подходов к пониманию категории «профессиональная компетент-ность»3. Первое направление — связь категории «профессиональная компетентность» с феноменом «культура», являющимся результатом развития личности, ее образованности и воспитанности. Второе направление — понимание профессиональной компетентности как системы качеств, умений. Определение профессиональной компетентности с позиции деятельностного подхода создает третье направление в ее исследованиях. Представители четвертого направления рассматривают профессиональную компетентность с психологической точки зрения - как характеристику личности профессионала, добавляют результативный компонент в ее содержание и считают ее формой активности личности. Таким образом, компетентность является показателем «сформированности необходимых навыков и умений, степенью их владения». Пятое направление — установление соотношения понятий «профессиональная компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности». Шестое направление в исследовании проблемы связано с толкованием профессиональной компетентности как уровня образованности, опыта и индивидуальных способностей человека, его стремления к беспрерывному

Буранок Дарья Дмитриевна, аспирант кафедры психологии. E-mail: buranok@yandex. ru 1 Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И.Подольского. - М.; Воронеж: 2003.

2 [Электронный ресурс] Ресурс доступа URL: http: / /www.superinf.ru/view article.php?id=386 (Дата обращения 03.05.2012).

3 Руденко Т.Б., Катков Л.В. К вопросу о профессиональной компетентности личности учителя //: Наука, образование, общество. Интернет журнал СахГУ [Электронный ресурс] Ресурс доступа URL: http: //journal.sakhgu.ru/work.php?id=47 (03.05.2012).

самообразованию, самосовершенствованию, творческому отношению к работе4.

И.А.Зимняя (представитель четвертого направления понимания понятия) компетентность рассматривает, как способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации в направлении получения значимых, имеющих определенную ценность результатов5.

Наиболее полный набор ключевых образовательных компетенций разработан А.В.Хутор-ским, который представляет их в четырех основных группах: 1) как средство мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция); 2) как знания и умения в определенной сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая); 3) в виде круга вопросов, по которым следует быть осведомленным (общекультурная), 4) как основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования). По утверждению А.В.Ху-торского, компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним6.

Анализ работы В.И.Байденко7 показывает, что компетентность, рассматриваемая как результат обучения и всестороннего развития личности, характеризуется и описывается определенными элементами - компетенциями.

От общетеоретического анализа понятия «профессиональная компетенция» следует перейти к рассмотрению данного термина применительно к подготовке дизайнеров костюма. В начале следует рассмотреть понятия «дизайн» и «дизайн костюма» в работах различных авторов.

4 Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущего специалиста дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. - Т. 2. - Серия «Гуманитарные и педагогические науки». - Чебоксары: 2010. - №3(67). - С. 21 - 25.

5 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: 2004.

6 Кравцова Т.А. Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма: Учебно-практическое пособ. -Владивосток: 2005.

7 Байденко В.И. Компетентностный подход к проекти-

рованию государственных образовательных стандартов

высшего профессионального образования (методологи-

ческие и методические вопросы М.: 2005.

По мнению О.П.Андреевой8, дизайн относится к неизобразительным искусствам, которые служат созданию материально-предметной среды человека. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-худо-жественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметно-пространственной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. Андреева выделяет несколько исследователей, работавших в профессиональных сферах дизайна, теоретические исследования которых определили сущность дизайна как социального феномена: В.Гропиуса, Ле Корбюзье, П.Бе-ренса и др.

Целью дизайнерской деятельности О.П.Андреева называет разработку ранее не существовавшего изделия или существовавшего в другой форме. Этому призвано способствовать дизайнерское мышление, включающее в себя следующие параметры: конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость, чувство стиля, стилевой гармонии.

Несколько иная точка зрения на понятие «дизайн» прослеживается в статье Т.А.Новиковой9. По её мнению, сфера действия современного дизайна направлена на преобразование среды, создание культурного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный и целостный. Дизайн костюма определяется Новиковой как одно из направлений дизайн-деятельности, целью которой является проектирование костюма как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека. Предмет деятельности в данном случае имеет ярко выраженную специфику и определяет характер художественно-проектной деятельности и ее организацию в образовательной сфере10.

В теоретических исследованиях, посвященных дизайну в предметной области «одежда», представлена точка зрения, что именно текстильный дизайн является родоначальником современного индустриального дизайна. Такая позиция объясняется тем, что началом совре-

8 Андреева О.П. Дизайн как художественное конструирование предметно-пространственной среды // Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова: Научно-практический журнал. - Чебоксары: 2010.- № 7. - С.148 - 153.

9 Новикова Т.А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров // Материалы XI научной конференции НовГУ. - Великий Новгород: 2004. - С. 218 -219.

10 См. там же.

менного индустриального дизайна принято считать деятельность У.Морриса и Дж.Рескина, осуществляемую именно в области текстиля11.

Т.А.Кравцова в своём пособии «Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма»12 рассматривает дизайн костюма как орудие визуального общения людей. По нашему мнению, преобладание технического подхода, а не дизайнерского (интегрирующего образный и логический, чувственный и рациональный компоненты творческого профессионального мышления), отрицательно сказалось на образовательном процессе: когда методики конструирования реально не опираются на композиционные принципы, а технологический узел не оценивается с точки зрения тектоники.

Изучив варианты толкования термина «профессиональная компетенция» в аспекте понятий «дизайн» и «дизайн костюма», следует преступить к обзору выделяемых сегодня компетенций дизайна. Каждая формулируемая компетенция предполагает дисциплину или методику, посредством которой она выявляется в педагогическом процессе.

Так, по мнению О.П.Андреевой, в структуру профессиональной компетентности дизайнера входят следующие компоненты: проектно-гра-фическая компетентность, эмоционально-волевая компетентность, ценностно-мотивационная компетентность, операционно-деятельностный (креативно-творческий) компонент компетентности, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, поликультурная компетентность, профессионально-этическая компетентность и правовая компетентность13. Важным компонентом в структуре профессиональной компетентности дизайнера является профессиональная компетентность в области рисунка. Андреева считает, что обучение дисциплине «Рисунок» воспитывает художественный вкус, формирует пространственное видение объектов и пространственное воображение. Таким образом, исследователь выделяет формирование профессиональной компетентности в процессе обучения рисунку у будущего дизайнера в вузе как средство расширения функциональных возможностей выпускника, позволяющее самостоятельно осуществлять процесс профессиональной деятельности с позиции гармонии и эстетики в решении проектируемых объектов.

11 Библиотека дизайнера. Московская школа дизайна. Костюм и текстиль. - М.: 1994.

12 Кравцова Т.А. Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма:....

13 Андреева О.П. Педагогические условия формирова-

ния профессиональной компетентности у будущего спе-

циалиста дизайнера в процессе обучения рисунку в вузе

.... - С. 21 - 25.

Следует отметить, что отсутствие обязательного этапа рисования карандашом на бумаге в проектировании привело к ситуации, когда весь проект, начиная от планировок и заканчивая деталями, приобретал характер зависимости от штампов, заданных программой. Кроме того, оказалось, что качественная компьютерная графика, предусматривающая создание нестандартных ЗЭ-моделей, отнимает не меньшее количество времени, чем создание перспективного или изометрического изображения того же предмета «от руки».

В своей работе «Трехуровневый подход в методике преподавания курса «Архитектоника объемных форм» А.П.Гавриленко выделяет художественно-конструкторские умения как основу компетентности будущего дизайнера14. Автор наряду с понятием компетентции выделяет понятия «квалификация», «умения» и «навык». Квалифицированной считается деятельность человека, который овладел навыками - упрочившимися способами выполнения осознанных действий. Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация при сохранении сознательного контроля за действием в целом. Таким образом, навык - это автоматизированное умение, то есть он возникает как сознательное действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия.

Формирование художественно-конструкторских умений, по мнению Гавриленко, складывается из следующих составляющих: степени художественно-конструкторской информированности студентов; степени развития художественно-эстетической и конструкторской потребности; степени развития способности студентов давать художественно-конструкторскую оценку объектам искусства и дизайна; степени развития у студентов активности в будущей профессиональной деятельности как в художественно-эстетическом, так и конструкторском аспектах15.

Другие умения в качестве основы профессиональной компетентности выделяет Н.Д.Ка-лина в своей работе «Конструктивный подход в обучении рисунку: формирование профессиональных конструктивно-графических умений будущих дизайнеров». В систем высшего конструктивно-графического образования ставится

14 Гавриленко А.П. Трехуровневый подход в методике преподавания курса «Архитектоника объемных форм» в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров // Научный потенциал мира. Материалы международной научно-практической конференции. Том 38: Проблемы подготовки специалистов. - Днепропетровск: 2004. - С.27 - 30.

15 См. там же.

задача развития у студентов самостоятельности и творчества как поисковых умений на высшем уровне обобщения, способности применять знания в новых условиях16. Калиной выделены ведущие профессиональные умения (компетенции) архитектора-дизайнера координационно-пространственного преобразования - аналити-ко-сиитетические; организационно-управленческие; теоретического моделирования; визуально-графической культуры.

Профессиональные умения архитектора-дизайнера реализуются посредством решения конструктивно-графических задач. А.В.Петровский считает, что самостоятельное овладение умением означает владение сложной системой психических и практических действий по целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями. Эта система включает отбор знаний, связанных с задачей, выделение существенных для задачи свойств, определение и осуществление на этой основе системы преобразований, ведущих к решению задачи, контроль результатов путем соотнесения с поставленной целью и их корректировку17.

Т.А.Кравцова считает, что компетентность будущего дизайнера должна рассматриваться с учетом особенностей дизайна как деятельности в которой дизайнер активно использует не только свои профессиональные методы и средства, но и социальный и культурный опыт, накопленный гуманитарными науками. Представление о деятельности человека и развитии культуры мотивирует личностную потребность дизайнера в соединении узкого профессионализма и универсализма. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера костюма представляет собой способность к рефлексивной творческой реализации ценностно-смыслового опыта личности в проектной деятельности в сфере дизайна костюма. Кравцова выделяет следующие элементы становления гуманитарно-художественной компетентности: уровень гуманитарных знаний, знаний о мышлении и способах деятельности; интеллектуальные и практические навыки и умения, позволяющие осуществлять дизайнерские способы деятельности; опыт эмоционально-волевого отношения к миру и его системе ценностей, позволяющий самосовершенствоваться, развивать свою психику, поддерживать взаимовыгодные отношения с окружающей средой; опыт творческой деятельности.

16 Калина Н. Д. Конструктивный подход в обучении рисунку: формирование профессиональных конструктивно-графических умений будущих дизайнеров. - Владивосток: 2010.

17 Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов н/Д.: 1996.

В деятельности дизайнера происходит свободное и целенаправленное движение как от чувственных образов к теоретическому мышлению и творческому воображению, так и от абстрактно-логических понятий (законов, принципов, методов и средств композиционной организации) к чувственно-образному воплощению их сущностного содержания в гармоничную форму. Для стимулирования творческого мышления мы, согласно с Т.А.Кравцовой, считаем уместным использование методов сценарного моделирования, основанных не на рациональном, последовательном учете необходимых факторов, а на интуитивном и целостном видении конечного результата. К методам сценарного моделирования относятся следующие методические приемы: ситуация выставки, ситуация музея, перевоплощение, отождествление себя с проектируемым объектом, заимствование аналогий18.

В работе А.И.Кулешовой «Об особенностях профессиональной компетентности графического дизайнера и процесса ее формирования в университете» освещается такой вид дизайна, как графический, поскольку в современном обществе и рыночной экономике учитываются эстетические потребности населения и желание производителей успешно продать привлекательно упакованный товар19. По Кулешовой, профессиональная компетентность графического дизайнера - интегративное личностное образование специалиста, отражающее качество его общеобразовательной, общехудожественной и специальной профессиональной подготовки.

Т.А.Новикова в своей публикации вводит понятие творческое образовательное простран-ство20, понимая его как целостную систему, способную к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации, структурные элементы которой используются субъектами образовательного пространства для усвоения профессионального знания и методологии ведения профессиональной дизайнерской деятельности, а также самоактуализации в творчестве. Также она выявляет свойства образовательного пространства подготовки дизайнеров: целостность; способность к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации; вариативная гибкость; открытость для инноваций; наполненность обра-

18 Розенсон И.А. Основы теории дизайна. - СПб.: 2006.

19 Кулешова А. И. Об особенностях профессиональной компетентности графического дизайнера и процесса ее формирования в университете // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. Педагогика. - 2006. - Вып. 3. - С. 246 - 250.

20 Новикова Т.А. Образовательное пространство подготовки дизайнеров.... - С. 218 - 219.

зовательными и творческими ресурсами; свободная творческая коммуникация.

Несмотря на то, что авторы выявляют различные компетенции характеризующие профессиональное становление дизайнера костюма, все они учитывают направленность на совершенствование педагогического процесса формирования будущих специалистов. Компетентностный подход к педагогическому процессу способен структурировать имеющийся набор знаний, наглядно представить поэтапный процесс овладения знаниями и навыками, а также, выявить области необходимого совершенствования. Подобное совершенствование в дальнейшем возможно благодаря выявлению нами новой компетенции и внедрению её в педагогический процесс с целью совершенствования навыков спе-

циалистов в области художественно-проектной деятельности.

Мы согласны с авторами рассмотренных выше работ в том, что формирование профессиональной компетентности дизайнера возможно с помощью прикладных творческих дисциплин (таких как рисунок) в процессе обучения в вузе. Наиболее важным компонентом в структуре профессиональной компетентности дизайнера костюма мы считаем профессиональную компетентность в области декоративно-прикладного искусства и композиции. Данные предметы взаимодополняемы и неотделимы друг от друга. В основе этих дисциплин лежат важнейшие навыки будущего дизайнера - это композиционное построение заданного пространства и декоративное его решение. Овладение этими основными навыками позволит считать специалиста компетентным в области дизайна.

COMPETENCE APPROACH IN EDUCATIONAL BACKGROUND OF DESIGNERS OF A SUIT

© 2012 D.D.Buranok"

Samara State Academy of Social Science and Humanities

Darya Dmitrievna Buranok, Postgraduate of faculty of Psychology. E-mail: buranok@yandex. ru

In the article the general-theoretical analysis of concept «the professional competence» is spent, considered competence approach with reference to educational background of designers, professional competences in the field of design are analyzed.

Key words: competence approach, professional competence, professional competence of a designer of a suit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.