УДК 377
Л. Ю. Королева, Э. Р. Хайруллина ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Ключевые слова: компетенции, компетентностей подход, дизайн, профессиональная деятельность дизайнера.
В статье раскрыта сфера профессиональной деятельности современного дизайнера; определены задачи педагогического обучения студентов направления «Дизайн»; сформулирован ряд компетенций, позволяющих дизайнеру осуществлять профессиональную деятельность.
Keywords: competence, competence-based approach, design, professional activity designer.
This paper reveals the scope of professional work modern designer, defines the tasks pedagogical teaching students at "Design" course; made a number of competencies that allow the designer to perform professional activities.
В условиях современной всемирной экономической интеграции высшая школа ориентируется на сертификацию специалистов в соответствии с российским и международными стандартами. В связи с этим определена актуальность задачи подготовки дизайнеров, осуществляющих профессиональную деятельность на высоком уровне, подтверждаемом сертификатом, имеющих гарантию трудоустройства по специальности.
В процессе преподавания специальных дисциплин студентам-дизайнерам преподаватели ВУЗов, как показывает практика, испытывают определенные затруднения в актуализации знаний о сущности профессиональной деятельности. В результате, выпускнику либо приходиться с трудом адаптироваться на новом месте, либо получать дополнительное образование, либо устраиваться на работу не по своему направлению. В ходе изучения дисциплин профессионального цикла, будущий дизайнер должен овладеть практикой решения профессиональных задач, поскольку именно при изучении спец-предметов студент получает опыт жизненных проблем, проходит первичную профессиональную и социальную адаптацию, что существенно влияет на уровень формирования его готовности к производственно-технологической деятельности.
Существует довольно широкий ряд значений слова «дизайн». Герберт Рид определяет дизайн как высшую форму искусства, как независимую сверхпрофессию, свободную от узкоспециализированного профессионализма, приравнивает объекты дизайна к продуктам абстрактного искусства в графике и пластике. Джорж Нельсон считает дизайн обслуживающей профессией в условиях цивилизации суперкомфорта, но одновременно и внутренне свободной творческой деятельностью, способом профессионального самовыражения художника в современном мире, особой формой массового искусства [1]. Данные определения обозначают дизайн скорее как вид искусства, а не как род деятельности. Но дизайн развивался и получил свое становление именно как специфическая сфера деятельности по приданию результатам проектирования предметнопространственной среды высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Наиболее близкое современной действительности определение слову «дизайн» даёт Дональд А. Норманн [2]. Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. В соответствии с данным определением дизайнером можно назвать человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей промышленности.
В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковский рассматривают дизайн прежде всего как объект промышленной деятельности [1]. Исследователи утверждают, что знание дизайнером технологии изготовления продукта играет значительную роль в проектировании его внешнего облика. Внешний вид продукта, его эргономика определяются функциональным назначением этого продукта, в связи с этим дизайнер должен понимать из чего состоит предмет, какие качества придают ему ту или иную функцию. Это предполагает, что дизайнер должен постоянно повышать свою квалификацию, совершенствоваться, «идти в ногу» с наукой, быть в гуще инновационных событий. Идет время, меняется общество, меняются его предпочтения, запросы и вкусы. Промышленный прогресс не стоит на месте - разрабатываются новые материалы, новые методы обработки этих материалов - дизайнер должен успевать реагировать на новшества в числе первых, т. к именно от его профессиональных качеств зависит, станет новый продукт популярным сразу или останется незамеченным, будет ли он удобен для потребителя и станет ли отвечать своему назначению.
В учебнике И. А. Розенсона «Основы теории дизайна» раскрываются новые профессиональные задачи дизайнера, получившие актуальность в последние годы благодаря активному распространению тс^еЬ-ресурсов и мультимедийных информационных продуктов. Автор утверждает, что квалифицированный специалист должен быть способен к активному
творчеству и адаптации в меняющихся условиях, к освоению новых знаний и технологий [3].
Стремительные изменения в структуре профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров привели к тому, что сегодня большая их часть, помимо выполнения художественнотворческих задач, занята производственнотехнологической деятельностью:
- разрабатывает макеты проектируемых изделий;
- подготавливает технологическую документацию проекта для запуска его в производство;
- осуществляет контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу;
- оценивает технологичность проектноконструкторских решений изделий;
- ведет работу по постановке задач технологу и конструктору
Однако, по мнению исследователей и работодателей, при подготовке в вузе специалистов по направлению «дизайн» не обеспечивается необходимый уровень их готовности к профессиональной деятельности. Задачами педагогического обучения дизайнеров в ВУЗе должны стать:
- формирование специалистов, легко адаптирующихся к новым профессиональным условиям;
- подготовка востребованных специалистов, повышающих статус учебного заведения;
- формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования;
- формирование умения пользоваться инновационными разработками;
- формирование навыков понимания обязанностей, задач, оценки ее значимости, знания средств достижения цели.
- формирование разносторонне развитого специалиста, ориентирующегося при разработке продукта на открытия в области химии, материаловедения, технологии и пр.;
- формирование навыков сотрудничества с людьми, ведущими научные разработки, уметь понимать их требования и удовлетворять запросы в области дизайна готового продукта [4].
Вышеперечисленные задачи можно решить в рамках компетентностного подхода в обучении. Данный подход как условие подготовки дизайнера к профессиональной деятельности в научных трудах предлагается довольно часто. На основе изученной литературы выявлено, что компетентностный подход - это система построения образования, целью которого является формирование компетенции обучаемого; компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Одной из проблем современного образования, как считает Кузьмина О.В., в том, что основная направленность учебного процесса при подготовке дизайнеров идет на формирование в основном художественных знаний. Это не соответствует требованиям государственного стандарта и потребностям промышленности, которым необходимы сформированные профессиональные компетенции [5]. По
мнению Бундиной Ю.М. специалисты дизайна для успешной профессиональной деятельности должны овладеть знаниями в следующих направлениях: общетеоретический базис; общехудожественный базис; специальные технологические и инженернотехнические знания; знания организационно-
технического характера. Необходимо для этого создать профессионально-образовательную среду, способствующую ценностному самоопределению студентов в профессиональной деятельности, сориентировать личность на формирование позитивной концепции «Я - будущий дизайнер» [6].
Абсалямова И. Р. утверждает, что профессиональная компетентность дизайнера включает в себя взаимосвязь следующих компетенций: профессионально-эстетической, проектнотехнологической, профессионально-
коммуникативной, эргономической, этнокультурной, правовой; и должна получить развитие в самостоятельной трудовой деятельности выпускника в процессе профессионально-личностного самосовершенствования. Условиями эффективного формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера являются: структурно-логические межпредметные связи, обеспечивающие профессионально-прикладную направленность обучения; содержательное наполнение регионального компонента учебного плана позволяющего учитывать потребности рынка труда, запросы работодателей; педагогический мониторинг личностного продвижения будущих специалистов в процессе формирования у них основ профессиональной компетентности [7].
Н. М. Кришталь выделяет компетенции и их компоненты, структуру и содержание, учитывая требования работодателей, потребителей дизайнерской продукции, точку зрения работников промышленных предприятий, художественных и творческих студий, современные тенденции и перспективы развития теории и технологии производства изделий дизайна. В соответствии с экспертной оценкой были выявлены ключевые компетенции современного дизайнера. Информационная компетенция включает способность ориентироваться в информационном потоке, использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации; способность актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-
познавательной деятельности; умение пользоваться методической и научной литературой по профилю подготовки и смежным вопросам и прочее. Коммуникативная компетенция включает умение общаться; понимание ценности отношений сотрудничества, доверительных отношений между людьми; ведение переговоров, работа в команде. Особое внимание обращено к компетенции самосовершенствования. Определяется она как «способность учиться на протяжении всей жизни человека на основе непрерывного личного, профессионального и социального обучения». Деятельностная компетенция считается базовой для всех ключевых компетенций, поскольку включает в себя опыт познавательной, учебной, исследовательской и других видов деятельности. Стоит также отметить технологическую и проектнотех-
ническаю компетенции — компетенции в материаловедении, технологии промышленных материалов, принципах строительного и технического конструирования, технологических процессах изготовления и серийного производства, оборудования и инструментария, техниках изготовления, моделирования, макетирования [8].
Таким образом, деятельность дизайнера не может сводиться только художественно-творческим умениям. Современный дизайнер должен обладать целым комплексом знаний и умений, включающим специальные технологические и инженернотехнические знания; знания организационнотехнического характера. Дизайнер должен быть универсальным специалистом, разносторонне развитым. Помимо этого в нем должны быть развиты такие личностные качества, которые позволяли бы ему быть успешным и востребованным специалистом.
Личностные качества человека довольно значительной частью исследователей считаются основополагающими в эффективной деятельности и высокой результативности. А. А. Деркач выделяет три компонента, определяя готовность как проявление свойств личности: познавательный, эмоциональный, мотивационный [9]. В. Д. Шадриков считает, что готовность к деятельности зависит от проявления способностей личности, её профессионализма, основанного на индивидуальном опыте и практике [10]. Осознанное решение индивида к высокопродуктивной деятельности является основой успешной деятельности. Таким образом, личностные качества человека играют значительную роль в формировании готовности к профессиональной деятельности.
Рассмотренные источники позволили выделить набор новых не учтенных стандартом высшего профессионального образования компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность дизайнеру. Они представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Необходимый набор компетенций для осуществления дизайнером профессиональной деятельности, не учтенный стандартом высшего профессионального образования
Признаки классификации Компетенции
Профессиональный
Художественнотворческая деятельность Компетенция в реализации художественно-графических образов с помощью программного обеспечения Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Coral Draw, Macromedia Dreamweaver Javascript, Action Script, PHP, CyberVision, Flash, WORD, EXCEL, РР-презентаций
Информационно- коммуникативная деятельность - Способность работать в глобальных компьютерных сетях; - Использование основных методов и средств работы с информацией; - Умение ориентироваться в понятиях технологических наук; - Познавательная компетенция; - Владение знаниями о промышленности (в области специфики ВУЗа) мира и страны; - Умение находить научные открытия
Производственно технологическая деятельность - Компетенция в разработке макетов (производственно технологическая деятельность); - компетенция в воплощении проекта в материале; - Компетенция в подготовке проекта к воплощению; - Компетенция в технологичном выполнении заказов; - Компетенция в постановке задач для технолога, конструктора
Производственно технологическая деятельность - Компетенция в разработке макетов (производственно технологическая деятельность); - компетенция в воплощении проекта в материале; - Компетенция в подготовке проекта к воплощению; - Компетенция в технологичном выполнении заказов; - Компетенция в постановке задач для технолога, конструктора
Организационноуправленческая деятельность - Коммуникабельность; - Умение создавать комфорт в общении; - Умение вызывать к себе симпатию; - Умение ведения переговоров; - Понимание обязанностей, задач, оценки ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки
задач. Также компетентностный подход предполагает развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, формирование гуманистических ценностей.
Литература
1. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский - М.: МЗ Пресс, 2005. - 368
2. Дональд А. Норманн Дизайн привычных вещей / Дональд А. Норманн. - М.: Вильямс, 2006. - 384 с.
3. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов / И. А. Розенсон - С.Пб: Питер, 2006. - 224 с.
4. Королева Л.Ю., Хайруллина Э.Р. Формирование готовности студента-дизайнера к производственнотехнологической деятельности / Л.Ю. Королева, Э.Р. Хайруллина // Международный научноисследовательский журнал.- 2012.- Часть 2.- N 6.- С. 4850.
5. Кузьмина О.В. Компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма в вузе: Дис... канд. пед. наук. - Москва: 2011. - 226 с.
6. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетенции студента-дизайнера как аксиологическая проблема / Ю.М. Бундина // Вестник ОГУ. - 2006. - N 6. -
С. 92-97.
7. Абсалямова И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва: 2007. - 24 с.
8. Кришталь Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров / Н.М. Кришталь // Компетентность. - 2010. - N 7. - С. 4-10.
9. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.Деркач. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.
10. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессио-
Компетентностный подход, как условие шльной деятельности / В.Д. Шадртюж. - М.: Няука,
подготовки дизайнера к профессиональной деятель- 1982. - 185 с
ности, позволяет студенту не просто усвоить отдельные друг от друга знания и умения, а овладеть ими в комплексе при решении профессиональных
© Л. Ю. Королева - асп. каф. информатики и прикладной математики КНИТУ, [email protected];
Э. Р. Хайруллина - д-р пед. наук, проф., декан факультета дизайна и программной инженерии КНИТУ.
Социально- экономический - Компетенция в создании профессионального портфолио; - Компетенция в сопровождении и контроле текущих заказов; - Компетенция в ценовой политике; - Компетенция в создании и поиске собственной клиентской базы
Культурно- нравственный Нравственное и эстетическое отношение к себе, людям, природе, духовным и материальным ценностям
Личностный (психологический) - Способность к самосовершенствованию; - Способность к усвоению новых знаний и личностному росту; - Амбициозность; - Креативность; - Целеустремленность; - Активная жизненная позиция; - Стрессоустойчивость; - Художественные способности; - Способность творчески подходить к работе; - Ответственность