Научная статья на тему 'Разработка профессионального стандарта «Графический дизайнер» на основе анализа утвержденных профессиональных стандартов'

Разработка профессионального стандарта «Графический дизайнер» на основе анализа утвержденных профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА / ДИЗАЙНЕР / COMPETITIVENESS OF THE GRADUATE / DESIGN EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL STANDARD / ACTIVITY OF THE DESIGNER / DESIGNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёва Ларианна Юрьевна

Стремление создать педагогические условия, способствующие эффективному формированию конкурентоспособной личности дизайнера, привело нас к изучению профессиональных стандартов, охватывающих сферу профессиональной деятельности дизайнера, так как именно профессиональный стандарт раскрывает содержание профессиональной деятельности и требования работодателей к профессиональному уровню работника. Этот анализ крайне важен также в связи с нашим участием в коллективной разработке профессионального стандарта «Графический дизайнер», краткий отчет о котором представлен в материалах статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional standards "Graphic Designer" based on the analysis of approved professional standards

The professional standard reveals the content of professional practice and the requirements of employers to the professional level of the worker. Materials of article contain an analysis of professional standards of design. This analysis is important for us, because we participated in the development of professional standards «Graphic designer». This article presents the results of development of the professional standard.

Текст научной работы на тему «Разработка профессионального стандарта «Графический дизайнер» на основе анализа утвержденных профессиональных стандартов»

30

Педагогические науки

УДК 37

Л. Ю. Королёва

Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Разработка профессионального стандарта

«Г РАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УТВЕРЖДЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Стремление создать педагогические условия, способствующие эффективному формированию конкурентоспособной личности дизайнера, привело нас к изучению профессиональных стандартов, охватывающих сферу профессиональной деятельности дизайнера, так как именно профессиональный стандарт раскрывает содержание профессиональной деятельности и требования работодателей к профессиональному уровню работника. Этот анализ крайне важен также в связи с нашим участием в коллективной разработке профессионального стандарта «Графический дизайнер», краткий отчет о котором представлен в материалах статьи.

Ключевые слова: конкурентоспособность выпускника, дизайн-образование, профессиональный стандарт, разработка профессионального стандарта, деятельность дизайнера, дизайнер.

Современная экономическая ситуация в стране характеризуется высоким уровнем конкуренции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это, а также изменение техники, технологических процессов на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации производств, обуславливает необходимость подготовки работников с высоким уровнем квалификации, обладающих широкой компетенцией и умением самостоятельно и творчески подходить к решению задач. Сегодня существует дисбаланс между спросом и предложением рабочей силой с учетом ее профессионально-квалификационного уровня, что негативно сказывается на социально-экономической жизни общества. Образовательные системы, работодатели и государственные органы усиленно пытаются сократить разрыв между предлагаемыми образовательными услугами и запросом рынка труда. Ликвидация этого разрыва требует использования профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ профессионального образования всех уровней.

Профессиональный стандарт раскрывает требования работодателей к профессиональному уровню работника с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ, а также содержание профессиональной деятельности в рамках той или иной отрасли экономики.

Для работодателя важно, чтобы выпускник образовательного учреждения обладал теми умениями, которые заявлены в квалификационных тре-

бованиях, в профессиональном стандарте. Образовательным учреждениям важно, чтобы выпускник был востребованным на рынке труда. Так, одной из важнейших функций профессионального стандарта является сближение сферы профессионального образования и сферы труда посредством установки нормативных требований к знаниям, умениям и трудовым действиям. Эти требования образовательная среда стремится исполнить, сформировав у студентов компетенции, необходимые работодателям, через механизмы ФГОС, обязательной образовательной программы, содержания образовательного процесса, учебных планов и рабочих программ [15].

Стремление создать педагогические условия, которые бы способствовали эффективному формированию конкурентоспособной личности дизайнера привело нас к изучению профессиональных стандартов, охватывающих сферу профессиональной деятельности дизайнера. Этот анализ важен для выявления умений, знаний, компетенций дизайнера и того квалификационного уровня, которым должен обладать конкурентоспособный дизайнер.

В Перечне профессиональных стандартов, представленном на портале «Программно-аппаратный комплекс “Профессиональные стандарты”» [12], нами в разных областях экономической деятельности выявлены 11 профессиональных стандартов, раскрывающих требования к дизайнерам различных отраслей. Рекомендованы к утверждению Минтрудом России следующие из них [9]:

Л. Ю. Королёва

31

- специалист по производству продукции сетевых изданий и информационных агентств;

- специалист по производству продукции печатных средств массовой информации;

- специалист по техническим процессам художественной деятельности;

- дизайнер детской одежды и обуви;

- дизайнер детской игровой среды и продукции;

- промышленный дизайнер (эргономист);

- дизайнер автомобилестроения.

На портале «Программно-аппаратный комплекс “Профессиональные стандарты”» представлены также данные о профессиональных стандартах профессий, связанных с дизайном, находящихся на стадии разработки:

- дизайнер малых форм.

В Перечне профессиональных стандартов нами также выявлены профессиональные стандарты, данные о разработке которых не представлены:

- специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов в области информационных технологий;

- дизайнер в строительстве;

- конструктор-модельер;

- дизайнер детской мебели.

Кроме того, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на базе ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России и ФГБОУ ДПО «Государственный институт новых форм обучения» с участием WorldSkills Russia организована разработка и актуализация профессиональных стандартов, учитывающая регламенты WorldSkills Russia [11]. В перечне профессий для разработки и актуализации профессиональных стандартов с учетом регламентов WorldSkills Russia указывается профессия графический дизайнер.

С целью выявления требований к компетентности дизайнера, мы провели анализ утвержденных на сегодняшний день профессиональных стандартов.

Проведенное исследование указывает на то, что деятельность дизайнера охватывает многие отрасли промышленности: текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство изделий из дерева, издательская и полиграфическая деятельность, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство игр и игрушек, строительство спортивных сооружений и другие. Кроме того, трудовые функции дизайнера отличаются большим разнообразием. В зависимости от уровня квалификации (согласно исследованию утвержденных стандартов от 4 до 7 уровня) дизайнер задействован практически

на всех этапах производства продукции: осуществляет предпроектные исследования, изучает требования заказчика, разрабатывает концепцию дизайна продукта, разрабатывает эскизы от руки и в компьютерных программах, изготавливает опытный образец, подготавливает документацию для запуска продукта в производство, осуществляет авторский надзор и контроль качества выполнения продукта в производстве, участвует в подборе кадров, работ по их аттестации и оценке деятельности, повышению квалификации и т. д.

Работодатели, согласно данным профессиональных стандартов, предъявляют требования к знаниям и умениям дизайнеров, предполагающие наличие определенных личностных качеств: умения творчески саморазвиваться, непрерывно самообразовываться в соответствии с изменениями в науке, технике и производстве, творчески относиться к профессиональной деятельности, коммуникативные умения. В качестве примера приведем некоторые из таких требований:

- владеть источниками современных технологий сбора информации для дизайнерских исследований;

- знать методы проведения системно-комплексных дизайнерских исследований;

- осуществлять процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и критического резюмирования больших объемов информации, используемой при принятии дизайнерских решений;

- определять существующие и потенциальные нужды и предпочтения потребителей и значимые для них характеристики дизайн-продукции;

- анализировать информационные материалы, предоставляемые заказчиком, и определять необходимость запроса на дополнительные данные;

- выстраивать эффективные коммуникации с заказчиком;

- знать основы маркетинга, экономики, социологии и культурологи;

- осуществлять сбор, синтезирование и интерпретирование различных источников по истории искусств, моды и этнических культур, современным модным тенденциям;

- запоминать впечатления от дизайна (эмоциональная и образная память);

- выявлять факторы внешней среды, влияющие на дизайн товара или услуги;

- исследовать и/или предвидеть будущие дизайн-тенденции;

- знать историю стилей, трендов в дизайне;

- знать категориально-понятийный аппарат дизайнерской деятельности;

32

Педагогические науки

- знать критерии оценки потенциала производства и материально-технической базы;

- рисовать от руки, создавать и прорабатывать эскизы различными приемами и способами;

- знать основные приемы и методы художественно-графических работ;

- владеть определенными компьютерными программами (в зависимости от задачи);

- а также другие умения и знания [13].

Анализ существующих стандартов профессиональной деятельности дизайнеров указывает на то, что в стандартах достаточно детально проработаны функции и задачи профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, знания и умения, которыми должен владеть специалист для эффективного решения профессиональных задач. Однако мы обратили внимание на то, что в стандартах отсутствуют личностные характеристики работника, позволяющие ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Мы вслед за Н. А. Сергеевой считаем, что ценности, мотивы, цели, социальные и творческие установки, личностные качества работника образуют внутреннюю детерминацию его профессионального поведения и деятельности, его готовность и способность решать профессиональные и социальные проблемы в соответствии с нормами общей и профессиональной культуры [10].

В исследованиях ученых (О. В. Бобряшова, Н. М. Кришталь Е. Ю. Усенкова О. С. Шкиль), посвященных выявлению требований работодателей, среди значимых личностных характеристик дизайнера выделены: креативность; целеустремленность; амбициозность; способность к самообразованию и саморазвитию в личностном и профессиональном плане; способность к усвоению новых знаний и личностному росту, способность творчески подходить к работе, ответственность; самокритичность; коммуникабельность; оперативность; стрессоустойчивость; инициативность; предприимчивость; способность к импровизации; умение подчиняться и руководить; быстрота реакции; наблюдательность; критичность мышления; целостность мышления; развитость интуиции; развитость восприятия; способность легко и профессионально перестраиваться на разные виды дизайнерских проектов; аккуратность и точность выполнения задач [2; 3].

Видимо, профессиональный стандарт не учитывает личностные качества работника как субъекта деятельности в связи со сложностью диагностики этих качеств. Тем не менее анализ требований, представленных в профессиональных стандартах

сферы деятельности дизайнеров, трудовых функций, в которых закреплены элементы творческой деятельности, убедительно доказывает нам необходимость развития креативного мышления дизайнеров. Указанные в профессиональных стандартах трудовые функции наглядно показывают, что творчество, а следовательно, и способность к творчеству - обязательная сущностная характеристика дизайнера.

Как упоминалось ранее, на платформе по актуализации и разработке профессиональных стандартов для рабочих профессий на основе методики WorldSkills Russia (http://wsr-review.profstandard.ru) в настоящий момент (27.03.2015 г.) ведется обсуждение профессиональных стандартов [14]. В рамках нашего исследования мы приняли участие в коллективной разработке профессионального стандарта «Графический дизайнер».

Разработка профессиональных стандартов велась в несколько этапов. На первом этапе участники проекта предлагали трудовые функции согласно этапам профессиональной деятельности. Мы приняли активное участие в обсуждении профессионального стандарта «Графический дизайнер» со второго этапа «Оценка трудовых функций» (до 28 февраля 2015 года), где предлагалось комментировать предложенные трудовые функции. Мы и другие участники проекта давали оценку трудовым функциям, вносили замечания и корректировки. Основной проблемой на данном этапе, по нашему мнению, была неточная формулировка трудовых функций, а также недостаточная разработанность трудовых действий, умений и знаний, необходимых графическому дизайнеру на рабочем месте. Подобный вывод мы сделали, опираясь на проведенный ранее анализ утвержденных стандартов в области дизайна, где действия в рамках трудовой функции и требования к умениям и знаниям детально описаны и доступно изложены. Кроме того, некоторые предложенные на тот момент трудовые функции дублировали друг друга.

На основе комментариев и предложений разработчики вносили изменения в имеющиеся трудовые функции. Новый этап обсуждения профессиональных стандартов рабочих профессий начался 3 марта 2015 года. Особенностью этого этапа стало то, что участники проекта смогли увидеть проекты профессиональных стандартов целиком и написать к ним свои замечания и предложения по следующим направлениям:

- предложения и дополнения по функциональной карте стандарта;

Л. Ю. Королёва

33

- предложения и дополнения по обобщенным трудовым функциям;

- предложения и дополнения по конкретным трудовым функциям;

- общие предложения и замечания по проекту ПС.

На данном этапе мы также вносили свои предложения касательно обобщенных трудовых функций, а именно предлагали объединить некоторые предложенные обобщенные трудовые функции, поскольку они, по нашему убеждению, являлись взаимосвязанными частями одной обобщенной трудовой функции. Однако разработчики профессионального стандарта наше предложение не учли.

17 марта на платформе размещены обновленные версии проектов, созданные с учетом замеча-

ний участников. Проекты поданы в Минтруд РФ. На сайте http://wsr-review.profstandard.ru продолжается публичное обсуждение профессиональных стандартов. Разработчики профессионального стандарта «Графический дизайнер» учли наши предложения, оставленные нами в рамках второго этапа «Оценка трудовых функций». В него включены описанные нами действия, а также требования к умениям и знаниям графического дизайнера.

Однако, по нашему убеждению, на сегодняшний день (март 2015 года) профессиональный стандарт «Графический дизайнер» нуждается в доработке. Приведем функциональную карту профессионального стандарта в виде таблицы 1, для наглядности оставив в ней лишь обобщенные трудовые функции и трудовые функции:

Таблица 1

Функциональная карта вида профессиональной деятельности «Графический дизайн»

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Создание продукта в компьютерных программах по графическому дизайну Создание продукта в компьютерных программах

Компьютерное моделирование, визуализация, презентация модели продукта графического дизайна

Отработка технического задания для графического дизайна Анализ технического задания для графического дизайна

Разработка технического задания для графического дизайна

Создание эскиза или отрисовка элементов для реализации ТЗ по разрабатываемому дизайн-продукту Предварительный эскиз дизайн-проекта

Выполнение ТЗ (требований) по разработке эскизного дизайн-проекта

Утверждение макета графического дизайна Демонстрация макета продукта графического дизайна

Корректировка и доработка макета дизайн-продукта Корректировка и доработка макета дизайн-продукта

Сдача продукта графического дизайна Подготовка продукта графического дизайна к реализации

Разработка предложений по созданию продукта графического дизайна по требованиям заказчика Проведение дизайнерских исследований для заказчика по требуемым параметрам

Изучение производственных и экономических требований, предъявляемых к дизайну продукта для реализации ТЗ заказчика

Курсивом в таблице выделены «проблемные места» профессионального стандарта.

Во-первых, мы считаем, что название обобщенной трудовой функции «Утверждение макета графического дизайна» несколько некорректно, поскольку утверждает макет заказчик, а дизайнер в свою очередь может согласовать макет с заказчиком. Поскольку профессиональный стандарт включает в себя функции, выполняемые работником, т. е. дизайнером (но не заказчиком), мы предлагаем заменить формулировку обобщенной трудовой функции «Утверждение макета графического дизайна» на «Согласование макета продукта графического дизайна с заказчиком».

Во-вторых, по нашему глубокому убеждению, обобщенная трудовая функция не может содержать всего одну трудовую функцию. Для доказательства нашего положения обратимся к методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта [8], в которых указано, что совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе, представляет собой обобщенную трудовую функцию. Таким образом, обобщенная трудовая функция объединяет в себе несколько (от 2-х) взаимосвязанных трудовых функций, но она не может обобщить всего одну трудовую функцию.

34

Педагогические науки

Выход из сложившегося положения мы видим в том, чтобы объединить трудовые функции «Демонстрация макета продукта графического дизайна» и «Корректировка и доработка макета дизайн-продукта» в обобщенную трудовую функцию «Согласование макета продукта графического дизайна с заказчиком». Тем более что на этапе утверждения макета демонстрация продукта может повторяться неоднократно, чередуясь с корректировкой и доработкой продукта.

Что же касается обобщенной трудовой функции «Сдача продукта графического дизайна», то данная обобщенная трудовая функция выступает как заключительный этап работы графического дизайнера над проектом, и, казалось бы, логично оформить его как отдельную обобщенную трудовую функцию. Но входящая в данную обобщенную трудовую функцию единственная трудовая функция «Подготовка продукта графического дизайна к реализации» включает действие допечатной подготовки макета, осуществляемое в компьютерных программах, при помощи которых дизайнер создает макет. То есть возможно, по нашему мнению, включить трудовую функцию «Подготовка продукта графического дизайна к реализации» в состав обобщенной трудовой функции «Создание продукта в компьютерных программах по гра-

фическому дизайну», как следствие, исключив обобщенную трудовую функцию «Сдача продукта графического дизайна». Разработчики профессионального стандарта «Графический дизайнер» могут не согласиться с нашим мнением, поскольку каждую обобщенную трудовую функцию они привязывают к отдельному этапу работы над продуктом графического дизайна. Однако ранее проведенное нами исследование утвержденных профессиональных стандартов указывает на отсутствие прямой зависимости некоторых обобщенных трудовых функций от этапов профессиональной деятельности. Так, в профессиональном стандарте «Дизайнер детской одежды и обуви» обобщенная трудовая функция «Руководство работами по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви» включает трудовые функции «Планирование разработки моделей/коллек-ций детской одежды и обуви», «Организация работ по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви», «Контроль разработки моделей/ коллекций детской одежды и обуви», затрагивающие все этапы разработки моделей детской одежды [13].

Предлагаем ознакомиться с нашей редакцией функциональной карты вида профессиональной деятельности «Графический дизайн» в таблице 2:

Таблица 2

Функциональная карта вида профессиональной деятельности «Графический дизайн» (в нашей редакции)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Создание продукта в компьютерных программах по графическому дизайну Создание продукта в компьютерных программах

Компьютерное моделирование, визуализация, презентация модели продукта графического дизайна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка продукта графического дизайна к реализации

Отработка технического задания для графического дизайна Анализ технического задания для графического дизайна

Разработка технического задания для графического дизайна

Создание эскиза или отрисовка элементов для реализации ТЗ по разрабатываемому дизайн-продукту Предварительный эскиз дизайн-проекта

Выполнение ТЗ (требований) по разработке эскизного дизайн-проекта

Согласование макета продукта графического дизайна с заказчиком Демонстрация макета продукта графического дизайна

Корректировка и доработка макета дизайн-продукта

Разработка предложений по созданию продукта графического дизайна по требованиям заказчика Проведение дизайнерских исследований для заказчика по требуемым параметрам

Изучение производственных и экономических требований, предъявляемых к дизайну продукта для реализации ТЗ заказчика

В случае если разработчики профессионального стандарта «Графический дизайнер» примут решение оставить обобщенную трудовую функцию «Сдача продукта графического дизайна»,

мы рекомендуем им увеличить количество составляющих ее трудовых функций. Мы можем предложить добавить трудовую функцию «Авторский надзор за реализацией дизайн-проекта»,

Л. Ю. Королёва

35

которая бы включала действия: консультирование заказчика по всем возникающим вопросам в процессе реализации продукта графического дизайна, контроль за соблюдением использования элементов продукта графического дизайна, контроль качественной реализации дизайн-продукта, и другие действия.

Несмотря на то, что рассматриваемый стандарт отправлен на рассмотрение в Министерство труда и социальной защиты РФ, наше предложение мы также вносим на площадке разработки профессиональных стандартов рабочих профессий на основе методики WorldSkills Russia.

Безусловно, профессиональный стандарт «Графический дизайнер» еще нуждается в доработке, однако, мы не можем не обратить внимание на великий труд, проделанный разработчиками рассматриваемого профессионального стандарта, а также высоко оцениваем идею публичного обсуждения стандартов.

Мы уверены в профессионализме разработчиков профессиональных стандартов и экспертов, оценивающих их, и убеждены, что профессиональный стандарт «Графический дизайнер» приобретет наилучшую свою редакцию и будет служить поставленным целям, в частности, сблизит сферу профессионального образования и сферу труда, задаст вектор профессионального обучения будущего графического дизайнера, посредством установки нормативных требований к знаниям, умениям и компетентности дизайнера.

Ш

1. Домрачева С. А. Развитие конкурентоспособности личности в условиях диверсификации высшего образования // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 11. С. 34-37.

2. Королёва Л. Ю. Современные требования к профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: www.science-education.ru/119-15136 (дата обращения: 13.03.2015).

3. Королева Л. Ю. О роли развития креативности в процессе формирования конкурентоспособности будущих дизайнеров // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 4. С. 1580-1587.

4. Королева Л. Ю., Хайруллина Э. Р. Формирование конкурентоспособности студентов-дизайнеров технических вузов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 5 (166). С. 245-250.

5. Масалимова А. Р., Губайдуллина Г. Т. Кооперация высших технических школ и предприятий в иноязычной подготовке будущих инженеров // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. 2014. Т 12. № 2. С. 248-252.

6. Масалимова А. Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: http://science-education.ru/103-6296 (дата обращения 15.03.15).

7. Масалимова А. Р., Шайдуллина А. Р. Перспективы использования зарубежного опыта подготовки инженеров в Российской системе профессионального образования // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2006. № 5-6. С. 85-92.

8. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта. Утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ от 29 апреля 2013 г. № 70 н. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 13.03.2015).

9. Национальный реестр профессиональных стандартов

URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения:

13.03.2015).

10. От профессионального стандарта - к содержанию и технологиям профессионального образования / Н. А. Сергеева, И. Г. Золкина, Н. В. Горшенина, Т. В. Костогриз. Оренбург: ФГОУ СПО «ОГК», 2010. 72 с.

11. Перечень профессий для разработки и актуализации

профессиональных стандартов с учетом регламентов WorldSkills Russia. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/-/razrabotka-i-

aktualizacia-professionalnyh-standartov-ucityvausaa-reglamenty-worldskillsrussia?redirect= %2F (дата обращения: 13.03.2015).

12. Перечень профессиональных стандартов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 13.03.2015).

13. Профессиональный стандарт «Дизайнер детской одежды и обуви». Утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ от 4 декабря 2014 г. № 974н. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 13.03.2015).

14. Платформа по актуализации и разработке профессиональных стандартов для рабочих профессий на основе методики WorldSkills Russia. URL: http://wsr-review.profstandard.ru (дата обращения 27.03.15).

15. Хорева Л. В., Васина Е. В. Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования // Креативная экономика. 2011. № 2 (50). С. 45-51. URL: http://www.booksite.ru/forum/spisok/21.pdf (дата обращения: 13.03.2015).

1. Domracheva S. A. Razvitie konkurentosposobnosti lichnosti v uslovijah diversifikacii vysshego obrazovanija, Vestnik of the Mari State University, 2013, No. 11, pp. 34-37.

2. Koroleva L. Y. Sovremennye trebovanija k professional'noj podgotovke budushhih dizajnerov, Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, No. 5. URL: www.science-education.ru/119-15136 (data obrashhenija: 13.03.2015).

3. Koroleva L. Y. O roli razvitija kreativnosti v processe formirovanija konkurentosposobnosti budushhih dizajnerov, Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2014, T. 19. No. 4. pp. 1580-1587.

4. Koroleva L. Y., Khairullina E. R. Formirovanie konkuren-tosposobnosti studentov-dizajnerov tehnicheskih vuzov, Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No. 5 (166), pp. 245-250.

5. Masalimova A. R., Gubajdullina G. T. Kooperacija vysshih tehnicheskih shkol i predprijatij v inojazychnoj podgotovke bu-dushhih inzhenerov, Uchenye zapiski Al'met'evskogo gosu-darstvennogo neftjanogo institute, 2014, T. 12, No. 2, pp. 248-252.

36

Педагогические науки

6. Masalimova A. R. Korporativnoe obrazovanie i vnutrifir-mennaja podgotovka: osobennosti formal'noj, neformal'noj i in-formal'noj modelej, Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2012, No. 3, URL: http://science-education.ru/103-6296 (data obrashhenija 15.03.15).

7. Masalimova A. R., Shajdullina A. R. Perspektivy ispol'zo-vanija zarubezhnogo opyta podgotovki inzhenerov v Rossijskoj sisteme professional'nogo obrazovanija, Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij, Problemy jenergetiki, 2006, No. 5-6, pp. 85-92.

8. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke professional'nogo standarta. Utverzhdeny Ministerstvom truda i social'noj zashhity RF ot 29 aprelja 2013 g. No. 70 n, URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (data obrashhenija: 13.03.2015).

9. Nacional'nyj reestr professional'nyh standartov URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (data obrashhenija: 13.03.2015).

10. Ot professional'nogo standarta - k soderzhaniju i tehnologi-jam professional'nogo obrazovanija, N. A. Sergeeva, I. G. Zolkina, N. V. Gorshenina, T. V. Kostogriz, Orenburg: FGOU SPO «OGK», 2010, 72 p.

11. Perechen' professij dlja razrabotki i aktualizacii profession-

al'nyh standartov s uchetom reglamentov WorldSkills Russia, URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/-/razrabotka-i-aktualizacia-professionalnyh-standartov-ucityvausaa-reglamenty-worldskillsmssia? redirect= %2F (data obrashhenija: 13.03.2015).

12. Perechen' professional'nyh standartov. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (data obrashhenija: 13.03.2015).

13. Professional'nyj standart «Dizajner detskoj odezhdy i obuvi». Utverzhden Ministerstvom truda i social'noj zashhity RF ot dekabrja 2014 g. № 974n, URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (data obrashhenija: 13.03.2015).

14. Platforma po aktualizacii i razrabotke professional'nyh standartov dlja rabochih professij na osnove metodiki WorldSkills Russia. URL: http://wsr-review.profstandard.ru (data obrashhenija 27.03.15).

15. Horeva L. V., Vasina E. V. Obrazovatel'nye i profession-

al'nye standarty v nacional'noj sisteme obrazovanija, Kreativnaja jekonomika, 2011, No. 2 (50), pp. 45-51. URL:

http://www.booksite.ru/forum/spisok/21.pdf (data obrashhenija: 13.03.2015).

L. Yu. Koroleva

Kazan national research technological University, Kazan

Development of professional standards "Graphic Designer”

BASED ON THE ANALYSIS OF APPROVED PROFESSIONAL STANDARDS

The professional standard reveals the content of professional practice and the requirements of employers to the professional level of the worker. Materials of article contain an analysis of professional standards of design. This analysis is important for us, because we participated in the development of professional standards «Graphic designer». This article presents the results of development of the professional standard.

Keywords: competitiveness of the graduate, design education, professional standard, development of the professional standard, activity of the designer, designer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.