Научная статья на тему 'Художественно-проектная компетенция бакалавров дизайна: сущность, структура и содержание'

Художественно-проектная компетенция бакалавров дизайна: сущность, структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF DESIGN / ARTISTIC-DESIGN COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешников П. А.

Художественно-проектную компетенцию мы рассматриваем в качестве ключевой профессиональной компетенции бакалавров дизайна. В настоящей статье раскрыты сущность, структура и содержание названной компетенции. В ее структуре выделены мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты, которые выполняют соответственно побуждающую, познавательную и технологическую функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC-DESIGN COMPETENCE OF THE BACHELORS OF DESIGN: ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT

We consider artistic-design competence as a key professional competence of the Bachelor of Design. This article reveals the essence, structure and content of the said authority. In its structure the motivational, the cognitive and the activity components that perform, respectively, induce, cognitive and technological functions are marked.

Текст научной работы на тему «Художественно-проектная компетенция бакалавров дизайна: сущность, структура и содержание»

УДК 658.512.23+378 ПЛ. КОВЕШНИКОВ

старший преподаватель, кафедра дизайна, Приокский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 658.512.23+378

P.A. KOVESHNIKOV

Senior Lecturer, Department of Design, Priokskiy State

University E-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ARTISTIC-DESIGN COMPETENCE OF THE BACHELORS OF DESIGN: ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT

Художественно-проектную компетенцию мы рассматриваем в качестве ключевой профессиональной компетенции бакалавров ди зайна. В настоящей статье раскрыты сущность, структура и содержание названной компетенции. В ее структуре выделены мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты, которые выполняют соответственно побуждающую, познавательную и технологическую функции.

Ключевые слова: профессиональные компетенции бакалавров дизайна, художественно-проектная компетенция.

We consider artistic-design competence as a key professional competence of the Bachelor of Design. This article reveals the essence, structure and content of the said authority. In its structure the motivational, the cognitive and the activity components that perform, respectively, induce, cognitive and technological functions are marked.

Keywords: professional competence of bachelors of design, artistic-design competence.

В макете Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), одобренном коллегией Минобрнауки РФ 22 февраля 2007 г., компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Дизайн» областью профессиональной деятельности бакалавров является творческая деятельность по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующая художественную, инженерно-конструкторскую. научно-педагогическую деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения. В перечислении требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, профессиональная компетенция, относящаяся непосредственно к художественно-проектному аспекту дизайнерской деятельности, дается описательно через перечисление следующих умений и навыков: «разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3)». Данная компетенция никак не названа, поэтому мы можем обозначить ее как художественно-проектную.

Необходимость художественно-проектной подготовки будущих бакалавров дизайна диктуется самой

природой дизайнерской деятельности, поскольку результатом правильно организованного процесса художественного проектирования является продукт дизайна - изделие, оптимально решенное с точки зрения технологии, экономики и эстетики. Мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые считают, что в содержательном плане понятие «профессиональная компетенция» богаче, сложнее по своем}' объему, чем простое перечисление умений и навыков в том виде, в котором это представлено в ФГОС ВПО. Так, А.К. Колесников, А.И. Санникова, К. Э. Безукладников акцентируют внимание на деятельностной сущности компетенций, на их мотивационную, этическую, социальную стороны, связь с личными качествами человека и зависимость от них [5, с. 57].

В качестве факторов, определяющих сущность художественно-проектной профессиональной компетенции будущих бакалавров дизайна, мы выделяем:

- мотивацию и личностные качества учащихся, необходимые для осуществления самостоятельной творческой художественно-проектной деятельности;

- знания и умения в области художественно-проектной деятельности;

- способность и готовность применять полученные знания и умения в области художественно-проектной деятельности на практике.

Художественно-проектную компетенцию будущих бакалавров дизайна мы определяем как интегра-тивное качество личности, отражающее ее готовность и способность использовать знания и умения в области художественно-проектной деятельности для ре-

© П.А. Ковешников © P.A. Koveshnikov

шения профессиональных задач, реализуя при этом профессионально-значимые личностные качества.

Обращаясь к проблеме определения структуры компетенций, необходимо отметить, что у исследователей нет единого мнения по этому вопросу. И.А. Зимняя выделяет в компетентности пять компонентов: «готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъектных сил»; «владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); «опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект)»; «отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный)»; «эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности» [3, с. 24]. А.И. Субетто, напротив, считает, что включение в систему компетентности «эмоционально-волевой регуляции», «мотивационного» и «поведенческого» компонентов является методологической ошибкой, размывающей содержание категории «компетенция» и «компетентность» и понижающих их измеримость: «Четвертый компонент в системной модели компетентности И.А. Зимней, - пишет А.И. Субетто. - есть констатация рефлексии со стороны профессионала (выпускника вуза) по отношению к своим компетенциям и компетентностям. Мы считаем, - продолжает исследователь, - что это важнейший компонент в механизме «возбуждения» компетенции и компетентности, но внешний компонент по отношению к ним! И нужно ли его переводить в статус внутреннего компонента компетентности? Мы думаем, что нет. По крайней мере, этот вопрос требует дальнейшего методологического анализа» [10, с. 33].

По мнению А.И. Субетто, главной характеристикой компетенции и компетентности является «владение» и «готовность», при этом «владение» является основой «готовности». Сама категория «готовности» является конкретизацией свойств «потенциальности» и «способности». «Способен» - значит «готов» [10, с. 32-33].

Большинство авторов выделяют в структуре компетенций когнитивную и личностную составляющие. В свою очередь, когнитивная составляющая включает два компонента. Первый - знаниевый - определяет уровень сформированное™ системы знаний, включает теоретические и методологические основы предметной области. Второй - деятельностный, или функциональный, - определяет степень сформированное™ практических навыков, позволяет оценить умение применять теоретические знания на практике, способность принимать решения как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Личностная составляющая определяет мотивы и ценностные установки личности в процессе осуществления деятельности, отношение к деятельности. В. Медведев и Ю. Татур считают, что в структуру компетенции входят: когнитивный компонент (знания); функциональный компонент (умения, навыки); ценностно-этический компонент (отношение к осуществляемой деятельности) [8, с. 47].

На основе анализа различных подходов к обозначенной проблеме мы в качестве структурных компонентов художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна выделяем следующие: 1) мотивационный, 2) когнитивный и 3) деятельностный.

Рассмотрим содержание названных компонентов.

Мотивационный компонент. В «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспировой читаем: «Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбор}' того или иного способа действия и его осуществлению. <...> Основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания» [4, с. 196-197]. Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения, называется мотивацией [4, с. 198].

Обращаясь к определению содержания мотивационного компонента профессиональной компетенции, остановимся подробнее на проблеме профессиональной мотивации. А.К. Маркова определяет ее как то, «ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней); направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности); регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности)» [7, с. 100].

В психолого-педагогической литературе профессиональные мотивы исследовались отечественными учеными в различных аспектах: в рамках проблемы психологической готовности к выбору профессии, в контексте профессионального самоопределения и отношения к профессии, формирования профессионального самосознания, развития профессиональной мотивации в процессе вузовского обучения.

В структуру мотивационного компонента художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна мы включаем: потребности, склонности к творческой деятельности; интерес к профессии дизайнера и склонность заниматься ею; стремления к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

Когнитивный компонент любой компетенции определяется двумя составляющими: знаниями в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция; знаниями в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции.

«Научные знания, - пишут В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную

картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность. чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего» [9, с. 148-149].

Обращаясь к профессиональному образованию в области дизайна, следует отметить, что цель современного дизайнерского образования - в подготовке выпускника к активной творческой, познавательной, исследовательской и практической деятельности, при этом процесс обучения и воспитания ориентируется на всестороннее формирование дизайнера, гармонически развитого специалиста и личности. Дизайнерское образование должно исходить из специфики профессии дизайнера. Ведущим положением отечественной дизайнерской школы является концепция комплексного художественно-композиционного и научно-технического образования на общей широкой гуманитарной основе. Подготовка дизайнера в этих трех направлениях должна осуществляться одновременно, способствовать взаимному обогащению. закреплению и конкретизации образования.

Фундаментальная методологическая установка отечественной высшей профессиональной дизайнерской школы состоит в необходимости формировать дизайнера в двух теснейшим образом связанных между собой планах - теоретическом и практическом. Важно с самого начала установить органическую взаимосвязь всех теоретических и практических дисциплин; лишь в этом случае их совокупность наполнится в сознании учащегося конкретным смыслом. Необходимо, кроме того, добиться таких условий, при которых знания, полученные в ходе изучения теоретической части различных дисциплин, могли быть эффективно реализованы в творческом процессе комплексного дизайнерского проектирования

Проектирование - это процесс, включающий анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное проектирование, изучение социологических и экономических требований.

Художественное проектирование в дизайне понимается как метод и как неотъемлемая часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для непосредственного использования человеком. Процесс художественного проектирования состоит из двух частей: определения принципа, характера формы изделия (объемный или плоский эскиз или макет) и техническое выполнение изделия.

Таким образом, важнейшим и необходимым условием формирования когнитивного компонента художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна является усвоение ими знаний и умений в области художественного проектирования.

Это, в первую очередь, знание законов формообразования. Г.Б. Минервин и В.Т. Шимко понимают под формообразованием «процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера, архитектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование, - подчеркивают они, - решающая стадия дизайнерского творчества, в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение» [1, с. 56-57].

Помимо знания закономерностей художественно-композиционного формообразования, профессия дизайнера требует владения основными методологическими принципами организации художественно-проектной деятельности. E.H. Лазарев пишет: «Признаками структурности формы и содержания обладают не только итог (продукт) дизайна, но и его процесс. Совокупный опыт дизайнерского проектирования, практика эффективного достижения его целей и фундаментальные законы человеческой деятельности вырабатывают некий общий алгоритм структурно-этапного построения процесса. Технический алгоритм производства закрепляется в технологической карте, дизайнерский - еще не имеет документальной фиксации. Между тем от его четкости непосредственно зависит порядок и плодотворность труда дизайнера» [6, с. 13].

Основное свойство всякого алгоритма - неразрывность прямых и обратных связей между элементами при решении операционных задач. Только выполнение предыдущей задачи позволяет приступить к осуществлению последующей. В противном случае необходим возврат на предшествующую позицию. Обязательным исходным моментом алгоритмизации служит минимальность числа элементов процессуальной структуры при их необходимости и достаточности. Процессуальные элементы (специфичные по существу работы, но структурно единые и для дизайна, и для всякого творчества) -анализ, концепция, синтез. Перечисленные элементы универсальны и обязательны для всех видов дизайнерской деятельности.

Кроме того, в дизайне проектирования, как и в любой другой созидательной деятельности, сложились и постоянно развиваются собственные техника и технология - материалы, инструменты, проектный язык, средства и приемы работы. Владеть ими в совершен-

стве необходимо для успешного решения стоящей перед проектировщиком задачи создать новое, во всех отношениях качественное изделие, полностью реализующее его творческие возможности. Это важнейшее условие мастерства дизайнера, без которого любые, самые захватывающие идеи и замыслы остаются только благим намерением [11, с. 111].

Каждый начинающий дизайнер, осваивая технику и технологию современного художественного проектирования, сталкивается с трудностью подлинно творческого плана - необходимостью глубоко постичь объективные законы проектного языка, объективные свойства материалов, возможности инструментов, те средства и приемы работы, которые обеспечат ей качества общепонятности и практической полезности. При всем том ему надо найти свою творческую индивидуальность в использовании всех этих законов, свойств, приемов и т. д. Каждый профессионально сложившийся дизайнер приспосабливает технику и технологию художественного проектирования, методику их применения к своим индивидуальным особенностям и прежде всего к своеобразию своих творческих идей и замыслов. Однако необходимым остается придерживаться ряда общих принципов, профессиональных норм.

В современном дизайне применяются два специальных проектных языка, дополняющих эвристические возможности друг друга, т.е. возможности, связанные с творческим поиском наилучшего решения проектной задачи. Это язык проектной графики и язык так называемого объемного проектирования - макетирования и моделирования. Только в совершенстве освоив оба проектных языка - графический и объемно-пластический - и научившись целесообразно на определенных этапах проектирования переключаться с одного из них на другой, разработчик сможет создавать изделия, отвечающие всем требованиям технической эстетики.

Таким образом, учитывая специфику художественно-проектной деятельности дизайнера и исходя из требований к профессиональной подготовке бакалавров дизайна, обозначенных в ФГОС ВПО. в содержание когнитивного компонента художественно-проектной компетенции студентов мы включаем:

- знания о закономерностях и принципах формообразования объектов художественного проектирования;

- знания об этапах художественного проектирования;

- знания о методах и технике художественного проектирования.

Деятельностный компонент. Отечественные исследователи отмечают деятельностную, актуальную сущность компетентности, подчеркивая, что, в отличие от знаниевой характеристики, характеристики «что», здесь акцентируется способ и характер действия «как». Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк к содержанию показателя профессиональной компетенции относят способность самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм [2].

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что деятельностный компонент профессиональной компетенции включает в себя совокупность профессиональных умений, которые лежат в основе решения профессиональных задач. В состав обозначенного компонента художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна мы, таким образом, включаем следующие действия:

- способны разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

- умеют самостоятельно организовать процесс работы над проектом;

- владеют приемами организации проектного материала для передачи художественно-проектного замысла.

Отметим, что в структуре художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна каждый компонент не только обладает специфичным содержанием, но и выполняет самостоятельную функцию. Мотивационный компонент выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции, когнитивный компонент - познавательную, а деятельностный компонент выполняет технологическую, инструментальную функцию.

Библиографический список

1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: «Архитекгура-С», 2004.

2. Зеер Э.Ф., Патова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентно стный подход. М.: МПСИ, 2005.

3. Зимняя ILA. Компетентно стный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005.

5. КолесниковА.К., Санникова A.II, БезукпадниковК.Э. Профессиональная компетенция и компетентность //Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 57 - 61.

6. Лазарев E.H. Дизайн машин. JL: Машиностроение, 1988.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание,1996.

8. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентно стный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

9. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. /В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев,E.H. Шиянов. Подред. В.А. Сластенина. 9-е изд., стер. М.: Академия, 2008.

10. Субетто АЛ. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. М.: ИЦ ПКПС, 2006.

11. Художественное проектирование: учебное пособие. Под ред. Б.В. Нешумова и Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1979.

References

1. Design. Illustrated Dictionary Directory. Ed. G.B. Minervin and V.T. Shimko. M.: Architecture-S, 2004.

2. ZeerE.F., Pcn'lrn A.M., SvmanyiikE.E., The modernization of vocational education: competence approach. M.: SAG, 2005.

3. Zimnyaya I.A. Competence approach. What is its place in the modem approaches to education? (theoretical and methodological approach) // Higher education today. 2006, № 8. Pp. 21-26.

4. Kodzhaspimva G.M., Kodzhaspimv A.J. Dictionary of pedagogy. M.: "MarT", 2005.

5. KolesnikovA.K., SamiikovA.I., Bezitkladnikov K.E. Professional competence and expertise // Teacher education and science. 2009. №6. Pp. 57-61.

6. Lazatw E.N. The design of the machines. L .: Mechanical Engineering, 1988.

7. Markov A.K. Psychology of professionalism. M.: Knowledge, 1996.

8. Medvedev V, Tahir Ш. Preparing high school teacher: competence approach // Higher education in Russia. 2007. №11. Pp. 46 - 56.

9. Education: the textbook for students. Executive. Proc. institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; ed. V.A. Slastenina. 9 th ed., St. M.: The Academy, 2008.

10. SubettoA.I. Ontology and epistemology competency approach, classification and qualimetry competencies. M.: 1С PCCP, 2006.

11. Artistic design: Textbook / Ed. B.V. Neshumov and E.D. Shchedrin. M.: Education, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.