УДК [377.016:74]:37.014.15:006
Д. И. Тукач, Е. А. Кузина
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ И ПРАВОВЫМИ ДОКУМЕНТАМИ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются требования к современному профессионалу, изложенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, а также ком-петентностный подход как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения. В статье даются определения терминов «компетенция» и «профессиональная компетенция», анализируются компетенции будущего дизайнера в системе среднего профессионального образования в соответствии с нормативными и правовыми документами, сравниваются два вида подготовки дизайнеров, выделенных во ФГОС СПО.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, профессиональное образование, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, СПО, дизайнер.
Актуальность исследуемой проблемы. Современные социально-экономические условия развития государства требуют от образовательных учреждений системы образования в целом и среднего профессионального образования (СПО) в частности подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями современного уровня и эффективными знаниями, стремящегося к самореализации, готового к работе в разных экономических условиях, способного приспособиться к инновациям и самому являться их источником.
Профессиональный дизайнер должен выявить для себя такие важные вопросы, как роль личности дизайнера в преобразовании окружающей предметно-пространственной среды, осознание способностей и творческих потребностей, в том числе в самосовершенствовании, художественном и культурном образовании, и его роль как компетентного, конкурентоспособного специалиста с художественными и проектными навыками.
© Тукач Д. И., Кузина Е. А., 2018
Тукач Дария Игоревна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Кузина Елена Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2017
Эти требования к современному профессионалу были отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон «Об образовании в РФ») и в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Материал и методика исследований. В ходе исследования была изучена научная и методическая литература о формировании профессиональных компетенций В. И. Бай-денко [1], А. А. Вербицкого [2], И. А. Зимней [3], профессиональных компетенций в области дизайна [4], [5], [6], проведен анализ научно-правовой документации, в том числе Федерального закона «Об образовании в РФ» [10] и ФГОС СПО [9].
Результаты исследований и их обсуждение. Федеральный закон «Об образовании в РФ» устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в стране, а также основные принципы государственной политики в этой сфере, общие правила функционирования образовательной системы и осуществления образовательной деятельности, определяет правовой статус участников отношений в образовании. Согласно ему несколькими пунктами, включенными в систему образования, являются федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и программы разного вида, уровня и направленности.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» введена дефиниция термина федеральный государственный образовательный стандарт как «совокупности обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [10]. ФГОС, образовательные стандарты являются основой для объективной оценки соответствия установленным требованиям к подготовке студентов, которые освоили образовательные программы соответствующего уровня и направленности независимо от формы образования и обучения. Следует отметить, что формирование требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных программ в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (если таковые имеются).
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» введена также дефиниция понятия профессиональное образование, которое рассматривается как вид образования, направленный на «приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [10].
Что же такое компетентность? В Федеральном законе «Об образовании в РФ» не дается объяснение понятия «компетентность», но нам удалось найти Письмо Минобрнау-ки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» [7], где один из вопросов, исходящих от образовательных организаций, - это разъяснение понятия компетентности и его содержания. Министерство образования и науки Российской Федерации направило разъяснение, в котором оно ссылается на компе-тентностный подход в образовании, с основными аспектами которого можно ознакомиться на сайте Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов или федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО).
ФИРО представил рекомендованный им «Словарь-справочник современного российского профессионального образования» (авторы-составители: В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков) [8], в котором рассматривается компетентностный подход как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения, создающая условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессионального образования требованиям рынка труда. Компетентностный подход подразумевает формулировку целей обучения посредством компетенций, которые востребованы в профессиональной деятельности современного сотрудника [8].
В этом же словаре даются определения терминов «компетенция» и «профессиональная компетенция». Компетенция (англ. competence) - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности [8].
Исходя из вышеизложенного, компетенции являются неотъемлемой частью обучения и в то же время критерием успеха в профессиональной деятельности. Их идентификация и развитие являются необходимой частью подготовки современного специалиста. Профессиональные компетенции, сформированные у него в стенах учебного заведения, позволят ему лучше понять требования к ожидаемым результатам деятельности и будут способствовать его дальнейшему профессиональному и личностному росту.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» СПО направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и нацелено на подготовку квалифицированных работников, сотрудников, специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Их подготовка проводится в соответствии с потребностями общества, государства и направлена на удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
ФГОС СПО представляет собой набор обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Они определяют условия для получения общего и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и характеристик отдельных категорий учащихся.
В СПО по специальности 54.02.01 Дизайн различают базовую и углубленную подготовку. Продолжительность базовой подготовки по очной форме обучения составляет от двух лет десяти месяцев до трех лет десяти месяцев в зависимости от исходного уровня общего образования, выпускникам присваивается квалификация дизайнера. Если базовая подготовка реализуется в промышленности, то углубленная - в области культуры и искусства, художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки, а выпускникам присваивается квалификация дизайнера, преподавателя [10].
Основным отличием между дизайнерами базовой и углубленной подготовки является обучение последнего педагогической деятельности. Работа дизайнера базовой подготовки направлена на массовость, дизайнера углубленной подготовки - на уникальность. Результатом труда дизайнера углубленной подготовки являются творческие, инновационные решения. Дизайнеру базовой подготовки даются минимальные знания, необходимые для работы по профессии, дизайнеру углубленной подготовки - более полные. Результатом успешного обучения является обладание выпускником в зависимости от вида подготовки определенными обязательными, указанными во ФГОС компетенциями.
ФГОС СПО выделяют общекультурные и профессиональные компетенции. Нас интересуют больше профессиональные. Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС СПО дизайнер должен обладать компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
Дизайнер базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими пяти видам деятельности:
1) разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов, сюда относятся пять ПК: проведение предпроектного анализа для разработки дизайн-проектов, осуществление процесса дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в дизайне, производство расчетов технико-экономического обоснования предлагаемого проекта, разработка колористического решения дизайн-проекта, выполнение эскизов с использованием различных графических инструментов и методов;
2) техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале, куда относятся четыре ПК: применение материалов с учетом их формообразующих свойств, выполнение эталонных образцов объектов дизайна или его отдельных элементов в макете, материале, разработка конструкции изделия с учетом технологии изготовления, выполнение технических чертежей, разработка технологических карт изготовления изделий;
3) контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу, включает две ПК: контроль промышленных продуктов и предметно-пространственных комплексов на соответствие требованиям стандартизации и сертификации, проведение авторского надзора над реализацией художественно-конструкторских решений в производстве и доводка прототипов промышленных изделий, воплощение в жизнь предметно-пространственных комплексов;
4) организация работы коллектива исполнителей, состоящая из трех ПК: составление конкретных заданий для реализации дизайн-проекта на основе технологических карт, планирование собственной деятельности, мониторинг сроков и качества выполнения задач;
5) выполнение работы по одной или нескольким профессиям работников, должностям сотрудников.
Дизайнер углубленной подготовки, он же преподаватель, должен обладать ПК, соответствующими трем видам деятельности:
1) творческая художественная и проектная деятельность, состоящая из десяти ПК: изображение человека и окружающей предметно-пространственной среды средствами академического рисунка и живописи; применение знаний о законах построения художественных форм и особенностях их восприятия; работа по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнение необходимых предварительных исследований; владение основными принципами, методами и приемами работы над дизайн-проектом; владение классическими изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования; учет при проектировании особенностей материалов, технологии изготовления, современного производственного оборудования; использование компьютерных технологий при реализации творческого замысла; нахождение художественных специфических средств, новых образно-пластических решений для каждой творческой задачи; осуществление процесса дизайн-проектирования; разработка технического задания на дизайнерскую продукцию;
2) педагогическая деятельность, которая состоит из семи ПК: проведение учебно-методической работы в образовательных организациях дополнительного образования (в детских художественных школах по искусству), общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях; использование знаний в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности; использование базовых знаний и практического опыта по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения занятий; применение классических и современных методов обучения; использование индивидуальных методов и приемов работы с учетом возрастных, психологических и физиологических характеристик учащихся; планирование развития профессиональных навыков студентов; владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;
3) выполнение работы по одной или нескольким профессиям работников, должностям сотрудников.
Таким образом, при реализации базовой подготовки дизайнер-специалист должен обладать четырнадцатью видами ПК, в то время как специалист углубленной подготовки -семнадцатью, семь из которых связаны с педагогической деятельностью.
Разница в профессиональных компетенциях при базовой и углубленной подготовке явно прослеживается. Базовая подготовка имеет промышленный уклон, направлена на массовость производства; при углубленной подготовке, в отличие от базовой, согласно компетенциям нужно владеть академическим рисунком и живописью, использовать компьютерные технологии в реализации творческого замысла, находить новые решения задачи, быть готовым вести преподавательскую деятельность, т. е. результат труда дизайнера направлен на уникальные, творческие проекты, основанные на инновационном подходе при решении поставленных задач, кроме того, и на способность передавать накопленные знания и умения будущим дизайнерам.
Резюме. Компетентностный подход и компетенции - это обязательные условия выполнения требований образовательных стандартов и Федерального закона «Об образовании в РФ». Дизайнер-профессионал должен обладать определенными компетенциями, которые зависят от уровня его подготовки и специализации. В учреждениях СПО существуют два вида подготовки дизайнеров: базовая подготовка и углубленная. Базовая готовит дизайнеров с начальным уровнем компетенций в сфере дизайна, необходимых для работы по специальности, углубленная - с более высокими требованиями к ним, способных к преподавательской и инновационной деятельности. Компетенции будущего дизайнера в системе СПО соответствуют требованиям рынка труда, востребованы в профессиональной деятельности. Профобразование позволяет дизайнеру получить компетенции, необходимые для его дальнейшего развития и реализации в профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
4. Кузина Е. А. Сущность и структура специальной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3(67), ч. 1. - С. 92-98.
5. Кузина Е. А. Технология формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов-дизайнеров // Дизайн и технологии. - 2013. - № 35(77). - С. 113-121.
6. Кузина Е. А. Учет требований работодателей в формировании специальных компетенций у педагогов профессионального обучения в области дизайна // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 116. - С. 166-171.
7. Письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153651/.
8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / В. И. Блинов и др. - М. : Федеральный институт развития образования (ФИРО), 2010. - 19 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1391) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70810680/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2017 год. - М. : Эксмо, 2017. - 160 с.
UDC [377.016:74]:37.014.15:006
D. I. Tukach, E. A. Kuzina
FUTURE DESIGNER'S PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ACCORDING TO THE REGULATORY AND LEGAL DOCUMENTS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the requirements for the modern professional in the Federal Law «On Education in the Russian Federation», and the Federal State Educational Standard for Secondary Vocational Education; the competence approach as an educational standard of the new generation methodological basis. It also gives the definitions of «competence» and «professional competence»; analyzes the future designer in the system of secondary vocational education according to the normative and legal documents' compares the two types of training for designers identified in FSES SVE.
Keywords: competence, professional competence, vocational education, Federal Law «On Education in the Russian Federation», FSES SVE, designer.
© Tukach D. I., Kuzina E. A., 2018
Tukach, Daria Igorevna - Third-year Master's Degree Student of «Pedagogical Education» Training Programme (Master's Programme «Applied and Decorative Arts in the System of Continuous Art Education»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Kuzina, Elena Alekseevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Design and Methods of Professional Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on December 13, 2017
BecmnuK WnYum. K. H. HKoeieea. 2018. № 1(97)
REFERENCES
1. Bajdenko V. I. Vyjavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj jetap proektiro-vanija GOS VPO novogo pokolenija : metodicheskoe posobie. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. - 72 s.
2. Verbickij A. A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija : materialy k chetvertomu zasedaniju metodologicheskogo seminara 16 nojabrja 2004 g. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. - 84 s.
3. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo pod-hoda v obrazovanii. Avtorskaja versija. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. - 42 s.
4. Kuzina E. A. Sushhnost' i struktura special'noj kompetencii pedagoga professional'nogo obuchenija v oblasti dizajna // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2010. - № 3(67), ch. 1. - S. 92-98.
5. Kuzina E. A. Tehnologija formirovanija professional'nyh kompetencij u budushhih pedagogov-dizajnerov // Dizajn i tehnologii. - 2013. - № 35(77). - S. 113-121.
6. Kuzina E. A. Uchet trebovanij rabotodatelej v formirovanii special'nyh kompetencij u pedagogov professional'nogo obuchenija v oblasti dizajna // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. - 2009. - № 116. - S. 166-171.
7. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 9 oktjabrja 2013 g. № 06-735 «O dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153651/.
8. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossijskogo professional'nogo obrazovanija / V. I. Blinov i dr. - M. : Federal'nyj institut razvitija obrazovanija (FIRO), 2010. - 19 s.
9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 54.02.01 Dizajn (po otrasljam) (utv. Prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 27 oktjabrja 2014 g. № 1391) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/70810680/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» s izmenenijami na 2017 god. - M. : Jeksmo, 2017. - 160 s.