инновационного развития региона //
Тенденции науки и образования в современном мире. 2015. № 6 (6). С. 17-20.
5. Куксова И.В. Стратегия развития гостиничного рынка в Воронежской области // В сборнике: Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО "Омский государственный институт сервиса". 2015. С. 92.
6. Маркин В.В., Воронов В.В. Реформа высшего образования и аттестации научных кадров по болонскому процессу («опережающий» опыт Латвии и «уроки» для России) // Социология образования. 2014. № 6. С. 38-49.
Машин В.Н., Фиденко И.В.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, эффективность обучения.
Аннотация: В условиях модернизации современной системы военного образования построение модели развития мотивации учебной деятельности курсантов дает возможность создания в военном вузе условий для становления и развития профессиональной компетентности, нравственной культуры, исследовательских навыков курсантов, их творческой активности и индивидуальности.
Key words: educational activity, motivation, efficiency of training.
Abstract: In the context of modernizing the modern system of military education, the construction of a model for the development of the motivation of the cadets' educational activity makes it possible to create conditions for the formation and development of professional competence, moral culture, research skills of cadets, their creative activity and individuality in a military university.
Проблема формирования мотивации к конкретному виду учебной деятельности по праву считается в психологии одной из наиболее важных и малоизученных [1-2]. Исследования в области педагогической психологии свидетельствуют, что успешность обучения во многом определяется наличием мотивации на предстоящую профессиональную
деятельность, зависит от активности, инициативы, наличия творческих способностей обучаемых. Так, по свидетельству Е.П. Ильина, А.А. Реан, высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно развитых способностей, при этом высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива и не всегда способствует улучшению успеваемости обучаемых. В качестве факторов, способствующих формированию положительной мотивации к учению, можно выделить: осознание ближайших и конечных целей обучения, осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний, профессиональную направленность учебной деятельности и другие [3].
Формирование личности будущего офицера в военном вузе во многом обусловлено развитием его потребностно-мотивационной сферы. Разделяя мнение С.Л. Рубинштейна о том, что ядром личности являются мотивы, мы считаем, что личность офицера должна обладать особой мотивационной структурой.
В связи с этим представляется важным рассмотрение вопроса целевой организации обучения как средства развития мотивационной сферы будущего офицера. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что изменения в учебно-воспитательном процессе вуза должны начинаться с определения целей обучения, опирающихся на социальный заказ. Определение содержания психолого-педагогического образования тесно связано с проблемой разработки модели специалиста и требований к его подготовке. Выделение и анализ знаний и умений, диктуемых профессиональными задачами, стоящими перед офицером, позволяют определить объем и содержание знаний, входящих в эти умения.
Важный аспект, который следует учитывать при разработке целей образования, - переход от конечных комплексных целей к целям изучения отдельных учебных дисциплин. Каждый предмет представлен в конечных целях по-разному. Одни предметы непосредственно входят в эти цели, другие же связаны с ними опосредствованно - через другие дисциплины. Отсюда вытекает, что цели образования должны быть представлены в виде иерархизированной системы [4-5].
Особое место в этой иерархии занимают дисциплины предметной подготовки, задача которых - помочь курсанту сориентироваться в избранной профессии и очертить для себя ее общий контур. С нашей точки зрения, эти дисциплины играют особую роль в формировании учебной мотивации и профессиональных качеств курсантов. Изменение содержания, тематики и повышение сложности изучаемого материала должно сопровождаться корректировкой целевых установок учебных дисциплин.
Наряду с проблемами определения целей профессионального образования требуется изменение форм и методов процесса обучения. Как отмечает А.А. Вербицкий, необходим переход к активным методам, с помощью которых можно эффективно формировать у обучаемых не только учебно-познавательные, но и собственно профессиональные мотивы, ориентацию на предстоящую практическую деятельность [6].
Формирование положительной мотивации зависит от использования в образовательном процессе педагогических принципов состязательности и стимулирования курсантов. Решение этой проблемы тесно связано с учетом и контролем результатов успеваемости курсантов, анализом выполнения ими плана привития командно-методических навыков и навыков воспитательной работы. С этой целью в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А Гагарина» (г. Воронеж) успешно функционирует методика рейтинговой оценки курсантов, которая определяется по окончании каждого семестра и учитывает практическую направленность их деятельности. Показатели рейтинга позволяют не только выявить наиболее успевающих курсантов, но и сравнивать результаты коллективной работы учебных групп в течение различных периодов обучения.
Повышение эффективности обучения в военном вузе во многом зависит от создания психолого-педагогических условий для формирования личностной позиции курсанта, раскрепощения его как субъекта учебно-профессиональной деятельности. При этом важно учитывать, что эта деятельность - совместная. В условиях совместной учебной деятельности возрастает эффективность обучения, связанная не столько с активизаций познавательных способностей курсантов, сколько усиливается ориентация на предстоящую профессиональную деятельность. Это позволяет сформировать у курсантов образ будущей профессии и собственную траекторию движения к ней. Естественно, что в процессе обучения этот образ будет уточняться, индивидуализироваться, но без него освоение профессии превращается в броуновское движение от предмета к предмету и от сессии к сессии.
Таким образом, вопрос о мотивации учебной деятельности перестает быть частной проблемой отдельных преподавателей и требует дальнейшего развития. Исследования мотивационной сферы курсантов и ее динамики в процессе образовательной деятельности позволяют влиять на характер и качество подготовки будущих военных специалистов, способствуют развитию их профессионального мышления.
Список литературы
1. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Как формировать естественнонаучную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2016. С. 31-36.
2. Поляков А.А., Любимцев И.А. От контроля над студентом к самоорганизации личности // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 115-120.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 508 с.
4. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Современная образовательная стратегия: новые социальные ориентиры // В сборнике: Альтернативы экономической политики в условиях замедления экономического роста Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.
5. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В., Киящук А.А. Тьюторинг в процессе психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Образование и наука. 2010. № 7. С. 129-136.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
Мегирьянц Т.А.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: инклюзивное образование, интегрированное образование, компетенции педагога, мотивационная сфера педагога.
Аннотация: Понятие «инклюзивное образование» в современном мире: содержание, обоснование, требования к педагогу. Отличие инклюзивного от интегрированного образования. Мотивация педагога в системе реализации инклюзивного образования. Философские подходы к инклюзивной практике.
Keywords: inclusive education, integrated education, the competence of the teacher, motivational sphere of the teacher.
Abstract: The concept of "inclusive education" in the modern world: content, rationale, and requirements to teacher. The difference from the inclusive integrated education. The motivation of the teacher in the system