Научная статья на тему 'Акмеологическая компетентность будущего учителя: сущность, структура и содержание'

Акмеологическая компетентность будущего учителя: сущность, структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / AKMEOLOGICAL COMPETENCE / СУЩНОСТЬ / ESSENCE / СТРУКТУРА / STRUCTURE / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошман Дарья Михайловна

В статье представлена сущность, структура и раскрыто содержание акмеологической компетентности будущего учителя. Выделены основные функции (побудительно-стимулирующая, когнитивная, нормативно-регулятивная, развивающая, рефлексивная) и описано содержание трех уровней акмеологической компетентности будущего учителя (адаптивного, нормативного, продуктивного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошман Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHER: ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT

The paper presents the essence, the structure and the content of the acmeological competence of future teacher. The basic functions (causative-stimulating, cognitive, normative-regulative, developing, reflexive) of the acmeological competence of future teacher are distinguished in this article. Author reveals the content of the three levels (adaptive, regulatory, productive) of the acmeological competence of future teacher.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая компетентность будущего учителя: сущность, структура и содержание»

[11] Печерский Н.В., Сучилин А.А. Олимпийское образование. - Волгоград, 1994. - С. 32-45.

AСMEOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS IN SYSTEM OF THE OLYMPIC

EDUCATION (ON THE EXAMPLE SPARTIANSKY GAMES OF THE REGIONAL ORIENTATION)

Korshunov L. Vasiliy - Ph.D.in Pedagogics, lector the chair of the theory and a technique of physical culture and safety health, of Far East Humanitarian University, K. - Marks street, 68, Khabarovsk, Russian. e-mail: elenat3004@mail.ru

ABSTRACT

Article is devoted to a problem of education of school students in system of the Olympic education. The analysis of the terms reflecting research - education, system of the Olympic education, akmeological aspects of education, spartians games, and regional component of physical training of school students is carried out. The essence, factors, pedagogical conditions, prerequisites, regularities, the principles of harmonious education of school students are described. The author allocates and describes akmeological aspects of education of younger generation - requirement -valuably, cognitive and activity. The main recommendations about optimization of education of school students taking into account an akmeological orientation are made. Keywords: education, physical training, improvement, self-development, self-updating, system of the Olympic education, akmeological aspects of education of school students, spartians games.

УДК 159.99

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Кошман Дарья Михайловна (Минск, Беларусь) - магистр педагогических наук, аспирант, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка; РБ, г. Минск, ул. Советская, 18, darja-koshman@rambler.ru

Аннотация

В статье представлена сущность, структура и раскрыто содержание акмеологической компетентности будущего учителя. Выделены основные функции (побудительно-стимулирующая, когнитивная, нормативно-регулятивная, развивающая, рефлексивная) и описано содержание трех уровней акмеологической компетентности будущего учителя (адаптивного, нормативного, продуктивного).

Ключевые слова: будущий учитель, акмеологическая компетентность, сущность, структура, содержание.

Акмеологическая компетентность рассматривается в акме-ологии с различных позиций (Ю.С. Артемов, Н.В. Кузьмина, В.Н. Маркин, В.С. Марков, Е.В. Селезнева, В.Н. Софьина, А.Ф. Фоминых, Е.П. Кондратьева, А.К. Маркова). Подавляющее большинство исследований акмеологической компетентности касается личности государственных, муниципальных служащих, управленцев, руководителей, специалистов по персоналу (Ю.С. Артемов, И.Н. Дроздов, О.С. Евдокимов, Г.К. Максимов, С.В. Макаров и др.). В последние десятилетия активно разрабатывается акмеологическая проблематика и в процессе подготовки психолого-педагогических кадров. В разработке этой проблемы исследователи выделяют следующие направления: акмеологическая позиция будущего педагога (Е.Н. Вержицкая, Л.И. Ермакова); акмеологическая грамотность студентов вуза (А.П. Сманцер); акмеологическая направленность личности будущих учителей (Г.В. Рева); акме-ологический потенциал будущего учителя (Д.Н. Мотыгуллин); акмеологическая компетентность студентов педагогического вуза (Д.Я. Банникова); акмеологическая культура будущих специалистов (В.А. Коноваленко). Рефлексия полученных результатов показала, что проблема формирования акмеологи-ческой компетентности будущих учителей в образовательном процессе является актуальной и требует дальнейшей научно-методической разработки.

Методологический анализ онтологических представлений о сущности акмеологической компетентности А.К. Марковой

[1], а так же Ю.С. Артемова [2], С.В. Макарова позволил нам выделить основные признаки и сформулировать данную дефиницию. Акмеологическая компетентность будущего учителя представляет собой интегральное личностное качество, отражающее готовность и способность проектировать и осуществлять поступательно-продуктивное личностно-профессиональное развитие, направленное на достижение вершин педагогического профессионализма.

Научно-педагогические и психологические исследования в области компетентностного профессионально-ориентированного образования, а также онтология личностно-про-фессионального развития человека являются основанием для построения теоретической модели акмеологической компетентности будущего учителя. На основе этих исследований и, исходя из сущности личностно-деятельностного подхода в структуре акмеологической компетентности можно выделить личностный и деятельностный блоки. Логика выделения и фиксация компонентов в структуре акмеологической компетентности подтверждается исследованиями различных авторов (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, В.И. Слободчиков, А.А. Исаев, Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов и др.).

Личностный блок включает такие функциональные компоненты как: мотивационный, ценностно-смысловой и познавательный, которые отражают основные личностные характеристики будущего учителя. К таким характеристикам относятся следующие: акме-мотивация, ценности и смыслы личност-но-профессионального развития, акмеологические знания и способы акмеологической мыследеятельности. Овладение будущим учителем нормативной структурой содержания этих компонентов позволит ему сформировать акмеологическую направленность личности.

Деятельностный блок включает операциональный, креативно-творческий, рефлексивно-управленческий и событийный компоненты, отражающие сущность, структуру и функционирование акмеологической деятельности будущего учителя. Сущность этой деятельности заключается в общественно-организованном способе проектирования и реализации социальной и личностной активности будущего учителя, ведущей к удовлетворению потребности в достижении персонального «акме», как цели личностно-профессионального развития. Акмеологическая деятельность будущего учителя состоит из следующих логически обусловленных действий: проблемный анализ исходного состояния педагогического профессионализма, разработка персонального акмеологиче-ского проекта (акмеограммы) его развития (концептуализация, технологизация и ресурсное обеспечение), постоянное перманентное перепроектирование своего личностно-профессио-нального развития на основе обратной связи от сложившейся и/или складывающейся ситуации в профессиональном поле, рефлексия достоинств и недостатков профессионально-педагогической деятельности. Реализация данной деятельности в образовательной практике осуществляется посредством системы акмеологических умений. В качестве основных групп акмеологических умений необходимо выделить следующие: умения анализировать, исследовать состояние квазипрофессиональной деятельности; умения прогнозировать и проектировать акмеограмму; умения реализовывать и рефлексировать акмеограмму.

Основными функциями акмеологической компетентности будущего учителя являются: побудительно-стимулирующая, когнитивная, нормативно-регулятивная, развивающая и рефлексивная. Раскроем сущностные характеристики наиболее важных функций акмеологической компетентности будущего учителя. Побудительно-стимулирующая функция состоит в том, что акмеологическая компетентность способствует и побуждает к осознанию и развитию мотивационной сферы будущих учителей в осуществлении акмеологической деятельности в процессе личностно-профессионального становления и развития в образовательной практике. Сущность развивающей и рефлексивной функций акмеологической компетентности заключается в устойчивом и постоянном личностно-профессиональном развитии будущего учителя в педагогической деятельности на основе рефлексии. Здесь рефлексия выступает основным механизмом акмеологическо-го развития будущего учителя.

Акмеологическая компетентность будущего учителя имеет три уровня сформированности: адаптивный, нормативный и продуктивный, на которых соответственно проявляются

в разной степени ее структурные компоненты. Данные уровни отражают ее динамику формирования у студентов в процессе обучения в университете, а также дальнейшее развитие в самостоятельной педагогической деятельности.

Важнейшим и основополагающим для процесса подготовки будущего учителя в университете выступает нормативный уровень, который отражает усвоение культурных норм содержания всех компонентов акмеологической компетентности и свидетельствует о том, что будущий учитель сможет самостоятельно проектировать, осуществлять и рефлексировать реализацию персональной акмеограммы в процессе практической работы в школе. Адаптивный же уровень акме-ологической компетентности характеризуется стихийно-эмпирическим (недостаточным) содержанием лишь некоторых компонентов ее структуры. Здесь личностно-профессиональ-ное развитие будущего учителя осуществляется традиционно, на основе сложившейся практики работы современной школы. Студенты с продуктивным уровнем сформированности акмео-логической компетентности характеризуются: ярко выраженной акмеологической направленностью, основанной на акме-мотивации и социальных, профессионально-педагогических и личностных ценностях; глубиной, целостностью, системностью акмеологогических знаний; высокой степенью культуры социального взаимодействия и коммуникации, личностного и профессионального общения; наличием акмеологического сознания и мышления; владением способами проектирования и реализации акмеологической деятельности, способами рефлексивной деятельности, связанными с управлением лич-ностно-профессиональным развитием.

Таким образом, акмеологическая компетентность выступает таким новообразованием в личности и деятельности будущего учителя, которое позволяет осуществлять критериальное рефлексивное управление становлением и развитием педагогического профессионализма в образовательной практике.

Литература

[1]. Маркова, А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования / А.К. Маркова // Акмео-логия. № 3. 2003. С. 47-50.

[2]. Артемов, Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев: автреф. дис... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.С. Артемов. - Москва, 2002. - 25 с.

ACMEOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHER: ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT

Koshman Darya Mihailovna (Minsk, Belarus) - Master of Pedagogic sciences, post-graduate student, Belarussian State Pedagogical University named after Maxim Tank; Belarus, Minsk, st. Sovietskaya, 18, darja-koshman@rambler.ru

Abstract

The paper presents the essence, the structure and the content of the acmeological competence of future teacher. The basic functions (causative-stimulating, cognitive, normative-regulative, developing, reflexive) of the acmeological competence of future teacher are distinguished in this article. Author reveals the content of the three levels (adaptive, regulatory, productive) of the acmeological competence of future teacher.

Key words: future teacher, akmeological competence, essence, structure, content

УДК.159

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Кудинова Ирина Борисовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail rudn.tgu@yandex.ru Нурекеева Аймана Батырхановна - аспирантка кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail rudn.tgu@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается проблема патриотичности. Приводятся взгляды различных авторов на данную проблему. Рассматриваются подходы к изучению данного феномена, виды патриотичности и некоторые результаты эмпирических исследований. Приводятся данные о некоторых национально-психологических особенностях патриотичности личности, ее связь с ответственностью и описывается современная методика изучения патриотичности личности. Ключевые слова: патриотизм, патриотичность, личность, подходы, виды, формирование, факторы.

В современном обществе, не смотря на всплеск чувств патриотизма связанного с присоединением Крыма все же в глубоком кризисе находятся чрезвычайно важные и традиционные для российского сознания представления о патриотизме. Наше общество столкнулось с серьезной проблемой отсутствия стремлений - у молодого поколения способствовать развитию своей страны. Инертность власти в отношении создания национальной идеи, которая бы смогла консолидировать общество, а также неопределенность, связанная с пропагандой российских общенациональных ценностей, привели к тому, что молодое поколение в большей своей массе перестало гордиться историей своей страны, культурными и научными достижениями своих соотечественников. В результате этого патриотизм стал восприниматься как нечто не модное и даже как совершенно ненужное качество личности для современного человека. А так как патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (общение, учебная деятельность, трудовая деятельность), то и негативные явления, связанные с отсутствием патриотизма, проявляются в каждой из этих сфер.

Современное понимание патриотизма характеризуется много вариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, структуры и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, а также в зависимости от их личной гражданской позиции и т.п.

Многочисленные подходы к исследованию патриотизма А.В.Кузнецова условно дифференцировала по направлениям, в которых определяется его главный существенный признак [10].

Первое - патриотизм, особенно если иметь в виду его возникновение и формирование, рассматривается как одно из высших чувств, которое появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сферах жизни.

Второе - понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых на благо Отечества.

Третье направление рассматривает патриотизм как глубоко социальное по своей природе явление, представляющее собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступающее как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

Четвертое направление утверждает, что одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России - как великой державы.

Пятый подход определяет, что в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально значимой задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служения Отечеству.

Последний подход свидетельствует о том, что истинный патриотизм заключается в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и неиссякаемый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.