тельности требуется непрерывное профессиональное развитие, установка на саморазвитие, саморегуляцию, самопомощь. Спортсмены обладают высокой стрессоустойчивостью при высоком уровне рефлексии телесности, выделенных на основе корреляционного и факторного анализа факторов телесности: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, социальном, перцептивном. На пике спортивной формы аналогичном акме в профессиональной деятельности спортсмен показывает созревший психолого-акмеологический феномен телесности.
Устремлённость к акме определена сформированными психологическими взаимосвязями между психическими процессами, состояниями и свойствами. Высокий уровень активности, притязания на самооценку, уровень семейного благополучия, готовности совершать поступки и брать ответственность на себя по психологическим шкалам коррелирует с самооценкой телесных параметров. К телесным параметрам отнесены удовлетворённость движением, качеством и наполненностью двигательного акта, сопровождающей работой сердца, уровня пульса, дыхания и давления. Установлены корреляционные взаимосвязи между уровнем агрессивности, доминантности, способности строить социальные отношения с новыми телесными качествами силы, выносливости, двигательными качествами.
Феномен телесности формируется и функционирует в ходе развития профессиональной деятельности, одновременно с обретением внутренней акмеологической позиции личности в сохранении и укреплении своего здоровья.
Феномен телесности подлежит направленному изучению в контексте медицинской акмеологии, психологии здоровья и превентивной безопасности как базовый феномен организма, индивида и личности. На протяжении жизненного пути телесность претерпевает самые необычные изменения -взросление, обретение социального статуса, формирование собственного имиджа, хобби, стиля отношения и поведения к окружающим. Также личность обустраивает систему отношений и ценностей с различными сферами жизни - медициной, коммунальными службами, политикой и др. На основании изучения психических процессов, состояний и свойств рекомендовано создание программы акмеокоррекции и коррекции превентивной безопасности феномена телесности.
Литература
[1]. Газарова Е.А. Тело и телесность: психологический анализ// Сб. Психология телесности: между душой и телом». М. Издательство «Аст». 2007.
[2]. Дрознин А.Б. Дано мне тело... что мне делать с ним? М., NAVONA, 2009.
[3]. Казаков Ю.Н. Медико-акмеологическая основа феноменологии личностного здоровья превентивной безопасности субъекта государственной службы// Акмеология. № 1-2 (специальный выпуск). 2014. С. 90.
[4]. Кудряшов Н.И. Целительное движение. Пружинная сила// М. Питер. 2002.
[5]. Фрумкин К.Г. Человеческая телесность в структуре будущего мира// М. Свободная мысль - XXI, 2005. № 1.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT THE AKMEOLOGY OF THE BODYNESS WITHIN MEDICAL ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY OF HEALTH
Kolobaev Sergey Andreevich (Moscow, Russia) - Post-graduated student Department of akmeology and psychology of professional activity, Institute by social sciences, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606 [email protected]
Abstract
The article is devoted the development by results of empirical research of a psychological-acmeological phenomenon of a bodyness. In this work attempt to outline contours of development by akmeology the bodyness as the making akmeological discipline of investigation of a phenomenon the bodyness becomes. Extensive psychological communications of a phenomenon of a bodyness with the basic akmeological concepts and categories are shown. The prospect, relevance and the importance of researches of a bodyness in line with medical akmeology and psychology of health is designated.
Key words: bodyness, medical acmeology, health psychology, criteria of a bodyness, safety of health, sport, bodyness acmeology.
УДК 159.947.35
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПАРТИАНСКИХ ИГР РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Коршунов Василий Леонидович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дальневосточный государственный гуманитарный университет; ул. КМаркса, 68, Хабаровск, Россия,680000.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме воспитания школьников в системе олимпийского образования. Проведен анализ терминов, отражающих исследование - воспитание, система олимпийского образования, акмеологические аспекты воспитания, спартианские игры, региональный компонент физического воспитания школьников. Описаны сущность, факторы, педагогические условия, предпосылки, закономерности, принципы гармоничного воспитания школьников. Автор выделяет и описывает акмеологические аспекты воспитания подрастающего поколения - ценностно-по-требностный, когнитивный и деятельностный. Даны основные рекомендации по оптимизации воспитания школьников с учетом акмеологической направленности.
Ключевые слова: воспитание, физическое воспитание, оздоровление, саморазвитие, самоактуализация, система олимпийского образования, акмеологические аспекты воспитания школьников, спартианские игры.
Введение
Проблема оздоровления подрастающего поколения является одной из приоритетного направления современного российского образования, здоровье россиян и подрастающего поколения рассматривается как один из важнейших показателей состояния человеческого потенциала государства. Анализ современной образовательной практики в сфере олимпийского образования показывает, что она не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания. Выпускники общеобразовательных школ в своем большинстве не являются активными и самостоятельными носителями и трансформаторами ценностей, накопленных за период существования современных Олимпийских игр. Данное положение значительно ограничивает перенос полученных знаний и практических умений на культуру учебного труда, быта, отдыха и снижают в целом гуманитарно-личностное развитие с учетом региональных особенностей жизнедеятельности (географических, физиологических, этнических, социальных, культурных) [9,10].
Становление личности мы рассматриваем через призму олимпийского образования. В исследованиях отечественных ученых (Ю.Н. Чернецкий, А.А. Сучихин, С.П. Евсеев, Г.М. Поликарпова, М.В. Прохорова, Н.В. Печерский, В.И. Усаков) [8,10] обоснована необходимость использования идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной работе с молодежью, рассматрены отдельные методы организации и осуществления олимпийского образования школьников. Отмечено, что приобщение школьников и учащейся молодежи к ценностям общекультурного мирового процесса происходит через физ-культурно-спортивную деятельность.
По мнению исследователей (Б.П. Андриевского, В.К. Григоровой, Н.В. Гришиной, Г.И. Мызана, В.Г. Невструе-ва, В.Н Никитенко, А.М. Печенюка, В.И. Прокопенко, Л.А. Степашко и др) [6, 7], успех регионализации образования на Дальнем Востоке во многом зависит от того, насколько она будет опираться на принципы, специфичные для дальневосточной системы образования: сопряженность регионального образования с общероссийским; полинациональный и поликультурный характер образования; опора образования на ценностные ориентиры коренных дальневосточников и др. Проблема гармоничного воспитания школьников неотделима от акмеологического аспекта развития личности. В связи с этим значимыми для нашего исследования стали работы А.А.Деркача, С.А.Анисимова, В.Г.Зазыкина, В.Н.Маркова, Е.В.Селезневой, А.В.Гагарина, Р.Л. Лившица, Е.Г. Врублев-ской, Е.Л. Горбатюк, Л.Н Куликовой, О.Л. Подлиняева, Е.В. Шишмаковой и др.[3,4,5,]
Необходимо отметить, что олимпизм, Олимпийские Игры, олимпийское движение - явление уникальное в самой сфере спорта и по значимости и не имеющет себе равных. Олимпизм - это феномен, связывающий спорт с общекультурным процессом. Дело в том, что доминирование профессиональных и групповых норм в спортивной среде над общекультурными сформировалось к настоящему времени в особую спортивную субкультуру с собственной идеологией, системой норм и ценностей [11]. Проект «СпАрт» разработан профессором В. И. Столяровым в 1990 г. и изложен в серии публикаций, докладов и выступлений на конгрессах, конференциях, симпозиумах. Данное название происходит от трех английских слов: Spirituality - духовность, Sport - спорт, Art - искусство. В ряде публикаций дается оценка проекта излагается опыт его практической реализации Олимпийский проект «СпАрт» является частью «спартианской» программы гуманизации современного спорта. Цель этого проекта - содействовать практической реализации о необходимости разностороннего, гармоничного развития человека, ориентации на самосовершенствование, приверженности принципам «честной игры» и укрепления связи спорта и искусства.
Актуальность и практическая значимость данного исследования определяется необходимостью гармонизации личности подрастающего поколения через привлечение молодежи к спорту в противовес деструктивным формам адаптации (наркомании, компьютерной зависимости, алкоголизму и т.д.) [1,2,4]. Разработанные нами научно-методические рекомендации по акмеолого-педагогическому обеспечению процесса гармоничного воспитания школьников в системе олимпийского образования (на материале спартианских игр региональной направленности) могут быть использованы педагогами средних школ и учреждениями дополнительного образования с физической направленностью.
Механизмом реализации концепции воспитательной работы со школьниками Хабаровского края являлась разработанная нами акмеологическая модель олимпийского образования на основе спартианских игр региональной направленности. Эта модель представляет собой психо-социально-культурный акмеологический комплекс - совокупность функционально взаимосвязанных элементов акмеокультурной статики и включает в себя: спортивные соревнования, выполнение тестов физической подготовки, оценку уровня состояния здоровья, комплексные эстафеты, выполнение необычных физических упражнений, демонстрацию необычных физических качеств (школа движения); творческие, интеллектуальные конкурсы, конкурсы знатоков спорта, олимпизма, искусства, конкурсы художественных работ на тему спорта, создание в движениях художественного образа (школа деятельности); художественно-театрализованное представление команды, оценка поведения участников во всех указанных конкурсах и соревнованиях (школа поведения).
Выделенные нами акмеологические аспекты воспитания современных школьников в системе олимпийского образования выступили в роли критериев эффективности воспитания: ценностно-потребностный (осознание необходимости вести здоровый образ жизни, ярко выраженный интерес к идеалам и ценностям олимпизма, наличие потребности развиваться духовно и физически); когнитивный (высокий уровень знаний об олимпизме и Олимпийском движении); деятельностный (умение проектировать здоровый образ жизни, наличие спортивных навыков и навыков сохранения здоровья в различных жизненных ситуациях, наличие навыков оценки конфликтных ситуаций, возникающих во время спортивных соревнований).
Целью нашего исследования являлось определение с ак-меологических аспектов воспитания школьников в системе олимпийского образования. Соответственно цели исследования, были поставлены задачи:
Определить представления и отношение школьников к Олимпийским играм, спорту и в целом физической активности до эксперимента.
Провести разработанную программу спартианских игр, включающих акмеологические аспекты.
Оценить представления и отношение школьников к Олим-писйким играм, спорту и физической активности в целом после программы.
Проанализировать результаты исследования.
Методика и организация исследования
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и нами использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-акмеологической, педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогическая диагностика (педагогическое наблюдение, беседа), авторские анкеты («Спорт, олимпизм и мы», «Ваше отношение к олимпийским играм и олимпийскому движению», «Ваше мнение о спортсменах и их поведении» и др.); педагогический эксперимент; методы математической статистики (использовался ^критерий в SPSS17.0.).
При организации педагогического эксперимента нами из числа участников спартианских игр было отобрано две группы. Первая группа - контрольная (30 человек). Эта группа школьников, которые впервые участвовали в Играх и не готовились к ним в специально организованных клубах. Вторая группа - экспериментальная (30 человек). Эта группа школьников, которые уже два раза участвовали в Играх и готовились к ним в специально организованных клубах. Основу нашего педагогического эксперимента составили мероприятия по проведению спартианских игр в гимназии № 8 г. Хабаровска. При оценке эффективности предложенной нами модели спар-тианских игр у всех участников были оценены: 1) физическая подготовленность, 2) творческие способности, 3) поведение участников во время спартианских игр, 4) знания в области физической культуры, спорта и олимпизма (Табл. 1).
На основе анкетного опроса были получены данные, которые показали, что физическая культура и спорт не занимают ведущего места в жизни современных школьников. В основном у школьников экспериментальной группы преобладало пассивное «потребление» ценностей физической культуры и спорта (Таблица 1). Более детальный анализ отношения школьников к спорту показал, что они видят в активных занятиях спортом, прежде всего, средство улучшения своих физических компонентов здоровья, развития физических качеств, школьники и контрольной и экспериментальной группы скептически относятся к заложенным в этих занятиях акмеологическим аспектам развития их личности (Табл. 2).
После проведения программы, мы получили следующие результаты. Различия по параметру физической активности остались прежними, но улучшились показатели по «Поведение во время спортивных игр» и « Знания в области олимпиз-ма» (Таблица 2). В ходе программы регулярно обсуждались со школьниками вопросы о развитии личности и стремления к идеалу (акме), что, возможно, не только привело к осознанию факта развития личности через спорт и достижения, но и принятие этого факта лично для каждого. Появились частные моменты взаимосвязи спорта и эстетической культуры, которые мы отследили в конкретных ситуациях во время спортивных соревнований. Такой показатель, как «красивые моменты спортивных соревнований» (например « художественная гимнастика») занимало первое место среди предложенных для оценивания пяти позиций по наибольшему интересу во время наблюдения за спортивными соревнованиями, намного опережая результат «возможность разрядиться» (при созерцании, например, соревновательной борьбы в командных эстафетах) (Табл. 3).
При сравнении экспериментальной группы до и после программы мы можем констатировать, что изменились только показатели «Поведения во время игр» и «Знания в области физической культуры». Физческая подготовленность осталась в прежних показателях, равно как и творческие способности. При беседах мы выясняли, что большинство школьников не считают активные занятия спортом «инструментом», условием формирования и развития личных моральных и нравственных качеств (уважение со стороны окружающих, честность, порядочность и др.). Но после нашей программы, мы отмечали повышение интереса в целом к физической культуре. Многие из испытуемых говорили о том, что олимпийские чемпионы и сами Олимпийские игры сегодня являются символом престижа и могут дать путевку в жизнь. Но при этом, на наш взгляд, школьники достаточно хорошо осознают нравственную и личностную сторону физической культуры (большая часть школьников с удовольствием наблюдают грубость и насилие во время проведения соревнований). Поэтому мы считаем, что усиление акмеологического компонента в за-
Таблица 1
Статистическая оценка значимости различий переменных при сравнении экспериментальной и контрольной
групп до эксперимента (¡-критерий, р< 0,05, п=60)
№ Параметр t Уровень значимости
1 Физическая подготовленность 2,120 ,001
2 Творческие способности 2,957 ,003
3 Поведение и участников во время спартианских игр 3,817 ,004
4 Знания в области физической культуры, спорта и олимпизма 3,952 ,005
Таблица 2
Статистическая оценка значимости различий переменных при сравнении экспериментальной и контрольной групп после эксперимента (¡-критерий, р< 0,05, п=60).
№ Параметр t Уровень значимости
1 Физическая подготовленность 5,593 ,001
2 Творческие способности 11,80 ,002
3 Поведение и участников во время спартианских игр -2,400 ,000
4 Знания в области физической культуры, спорта и олимпизма -7,582 ,000
Таблица 3
Статистическая оценка значимости различий переменных при сравнении экспериментальной до и после
эксперимента (¡-критерий, р< 0,05, п=60).
№ Параметр t Уровень значимости
1 Физическая подготовленность 3,090 ,004
2 Творческие способности -3,279 ,002
3 Поведение и участников во время спартианских игр -4,878 ,000
4 Знания в области физической культуры, спорта и олимпизма -5,813 ,000
нятиях спортом и обычных уроках физкультуры помогут оптимизировать данную ситуацию.
В целом, наше исследование позволило сформулировать ряд выводов:
Проведенное исследование выявило очень ограниченное представление школьников о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта. Большинство респондентов, достаточно высоко оценивая возможности занятий физическими упражнениями и спортом в плане их воздействия на физическое состояние человека, очень скептически относится к заложенным в этих занятиях возможностям воздействия на иные аспекты личности.
Формы работы, сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы, предполагают активное включение человека либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовно-творческой деятельности. В силу этого спортивная деятельность оказывается оторванной от других видах творческой деятельности..
Формы и методы воспитательной работы школьников не обеспечивают достаточно высокий уровень знаний об олимпизме, Олимпийском движении, об основополагающих идеалах, ценностях и принципах олимпизма. Среди испытуемых превалирует внешняя привлекательность как мотивация участия в олимпийских играх, а не стремление к саморазвитию через достижение и преодоление себя. Акмеологические аспекты (ценностно-потребностный, когнитивный и деятель-ностный) должны быть частью любых мероприятий и занятий по физической культуре и спорту.
Эффективность наша программы на основе спартианских игр региональной направленности обосновывается статистическими данными и качественным анализом изменений в экспериментальной и контрольной группах.
Таким образом, существуют социальные барьеры и трудности, оказывающие негативное влияние на современный спорт и снижающие его гуманистический потенциал. С учетом наличия этих барьеров и трудностей, с целью их преодоления, а также коррекции ценностно-мотивационного отношения учащейся молодежи к спорту, спортивной деятель-
ности и олимпизму и наша модель олимпийского образования школьников Хабаровского края на основе спартианских игр может оптимизировать приобщение школьников к идеалам и ценностям олимпизма.
Литература
[1]. Бехтер А.А. Оптимизация совладающего поведения специалиста путем развития рефлексивности (эмпирическое исследование) // Акмеология. 2014. № 1 (49). С. 138-144.
[2].Бехтер А.А. Акмеологический тренинг в развитии совладающего поведения специалиста (на примере специалистов помогающих профессий). В книге: теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. - Уфа, 2014. С. 28-39.
[3].Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии//Акмеология, научно-практический журнал № 3.2013. - С. 54-59.
[4] Гагарин А.В. Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы (на материалах хабаровского региона): канд.дис на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.В.Гагарин. - Москва, 2000.
[5] Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. № 3. 2011. С. 5-12.
[6] Мызан Г.И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке: Дис... докт. пед. наук. - Хабаровск, ХГПУ, 1997. - 326 с.
[7] Печенюк А.М., Григорова В.К., Гришина Н.П. Концепция обновления воспитательного процесса в современной школе. Учебно-методическое пособие. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1994.
[8] Столяров В.И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно - спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) //Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 4. - С. 10.
[9] Ткач Е.Н. Дискурс как единица обучения: проблемы учебной комуникации в высшем профессиональном образовании // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 164—168.
[10] Ткач Е.Н., Бондарева М.Ю. Специфика содержания эмоционального благополучия личности в подростковом возрасте//Акмеология. 2014. Т. 1-2. С. 216-218.
[11] Печерский Н.В., Сучилин А.А. Олимпийское образование. - Волгоград, 1994. - С. 32-45.
ACMEOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS IN SYSTEM OF THE OLYMPIC
EDUCATION (ON THE EXAMPLE SPARTIANSKY GAMES OF THE REGIONAL ORIENTATION)
Korshunov L. Vasiliy - Ph.D.in Pedagogics, lector the chair of the theory and a technique of physical culture and safety health, of Far East Humanitarian University, K. - Marks street, 68, Khabarovsk, Russian. e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Article is devoted to a problem of education of school students in system of the Olympic education. The analysis of the terms reflecting research - education, system of the Olympic education, akmeological aspects of education, spartians games, and regional component of physical training of school students is carried out. The essence, factors, pedagogical conditions, prerequisites, regularities, the principles of harmonious education of school students are described. The author allocates and describes akmeological aspects of education of younger generation - requirement -valuably, cognitive and activity. The main recommendations about optimization of education of school students taking into account an akmeological orientation are made. Keywords: education, physical training, improvement, self-development, self-updating, system of the Olympic education, akmeological aspects of education of school students, spartians games.
УДК 159.99
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Кошман Дарья Михайловна (Минск, Беларусь) - магистр педагогических наук, аспирант, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка; РБ, г. Минск, ул. Советская, 18, [email protected]
Аннотация
В статье представлена сущность, структура и раскрыто содержание акмеологической компетентности будущего учителя. Выделены основные функции (побудительно-стимулирующая, когнитивная, нормативно-регулятивная, развивающая, рефлексивная) и описано содержание трех уровней акмеологической компетентности будущего учителя (адаптивного, нормативного, продуктивного).
Ключевые слова: будущий учитель, акмеологическая компетентность, сущность, структура, содержание.
Акмеологическая компетентность рассматривается в акме-ологии с различных позиций (Ю.С. Артемов, Н.В. Кузьмина, В.Н. Маркин, В.С. Марков, Е.В. Селезнева, В.Н. Софьина, А.Ф. Фоминых, Е.П. Кондратьева, А.К. Маркова). Подавляющее большинство исследований акмеологической компетентности касается личности государственных, муниципальных служащих, управленцев, руководителей, специалистов по персоналу (Ю.С. Артемов, И.Н. Дроздов, О.С. Евдокимов, Г.К. Максимов, С.В. Макаров и др.). В последние десятилетия активно разрабатывается акмеологическая проблематика и в процессе подготовки психолого-педагогических кадров. В разработке этой проблемы исследователи выделяют следующие направления: акмеологическая позиция будущего педагога (Е.Н. Вержицкая, Л.И. Ермакова); акмеологическая грамотность студентов вуза (А.П. Сманцер); акмеологическая направленность личности будущих учителей (Г.В. Рева); акме-ологический потенциал будущего учителя (Д.Н. Мотыгуллин); акмеологическая компетентность студентов педагогического вуза (Д.Я. Банникова); акмеологическая культура будущих специалистов (В.А. Коноваленко). Рефлексия полученных результатов показала, что проблема формирования акмеологи-ческой компетентности будущих учителей в образовательном процессе является актуальной и требует дальнейшей научно-методической разработки.
Методологический анализ онтологических представлений о сущности акмеологической компетентности А.К. Марковой
[1], а так же Ю.С. Артемова [2], С.В. Макарова позволил нам выделить основные признаки и сформулировать данную дефиницию. Акмеологическая компетентность будущего учителя представляет собой интегральное личностное качество, отражающее готовность и способность проектировать и осуществлять поступательно-продуктивное личностно-профессиональное развитие, направленное на достижение вершин педагогического профессионализма.
Научно-педагогические и психологические исследования в области компетентностного профессионально-ориентированного образования, а также онтология личностно-про-фессионального развития человека являются основанием для построения теоретической модели акмеологической компетентности будущего учителя. На основе этих исследований и, исходя из сущности личностно-деятельностного подхода в структуре акмеологической компетентности можно выделить личностный и деятельностный блоки. Логика выделения и фиксация компонентов в структуре акмеологической компетентности подтверждается исследованиями различных авторов (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, В.И. Слободчиков, А.А. Исаев, Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов и др.).
Личностный блок включает такие функциональные компоненты как: мотивационный, ценностно-смысловой и познавательный, которые отражают основные личностные характеристики будущего учителя. К таким характеристикам относятся следующие: акме-мотивация, ценности и смыслы личност-но-профессионального развития, акмеологические знания и способы акмеологической мыследеятельности. Овладение будущим учителем нормативной структурой содержания этих компонентов позволит ему сформировать акмеологическую направленность личности.
Деятельностный блок включает операциональный, креативно-творческий, рефлексивно-управленческий и событийный компоненты, отражающие сущность, структуру и функционирование акмеологической деятельности будущего учителя. Сущность этой деятельности заключается в общественно-организованном способе проектирования и реализации социальной и личностной активности будущего учителя, ведущей к удовлетворению потребности в достижении персонального «акме», как цели личностно-профессионального развития. Акмеологическая деятельность будущего учителя состоит из следующих логически обусловленных действий: проблемный анализ исходного состояния педагогического профессионализма, разработка персонального акмеологиче-ского проекта (акмеограммы) его развития (концептуализация, технологизация и ресурсное обеспечение), постоянное перманентное перепроектирование своего личностно-профессио-нального развития на основе обратной связи от сложившейся и/или складывающейся ситуации в профессиональном поле, рефлексия достоинств и недостатков профессионально-педагогической деятельности. Реализация данной деятельности в образовательной практике осуществляется посредством системы акмеологических умений. В качестве основных групп акмеологических умений необходимо выделить следующие: умения анализировать, исследовать состояние квазипрофессиональной деятельности; умения прогнозировать и проектировать акмеограмму; умения реализовывать и рефлексировать акмеограмму.
Основными функциями акмеологической компетентности будущего учителя являются: побудительно-стимулирующая, когнитивная, нормативно-регулятивная, развивающая и рефлексивная. Раскроем сущностные характеристики наиболее важных функций акмеологической компетентности будущего учителя. Побудительно-стимулирующая функция состоит в том, что акмеологическая компетентность способствует и побуждает к осознанию и развитию мотивационной сферы будущих учителей в осуществлении акмеологической деятельности в процессе личностно-профессионального становления и развития в образовательной практике. Сущность развивающей и рефлексивной функций акмеологической компетентности заключается в устойчивом и постоянном личностно-профессиональном развитии будущего учителя в педагогической деятельности на основе рефлексии. Здесь рефлексия выступает основным механизмом акмеологическо-го развития будущего учителя.
Акмеологическая компетентность будущего учителя имеет три уровня сформированности: адаптивный, нормативный и продуктивный, на которых соответственно проявляются