Научная статья на тему 'Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России'

Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
265
27
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ефременков Константин Николаевич, Силкин Александр Сергеевич, Ковылин Максим Михайлович

В статье рассматривается модель олимпийского образования в сфере высшего физкультурного образования России.

Experimental model of the Olympic education in conditions of reformation of the system of higher physical education in Russia

The model of the Olympic education in Russian higher educational institutions is researched in the article.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ефременков Константин Николаевич, Силкин Александр Сергеевич, Ковылин Максим Михайлович,

Текст научной работы на тему «Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России»

ния исследования у детей экспериментальной группы мотивация существенно изменилась.

2. Результаты контрольно-переводных тестов еще раз подтвердили преимущество экспериментальной методики. В контрольной группе наблюдались достоверные изменения результатов тестирования прыжка вверх и поднимания туловища (р<0,05) и отжимания у девочек и наклона вперед (р<0,01). В экспериментальной группе недостоверны только показатели прыжка в длину.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ересько, И.Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ересько И.Е. - Хабаровск, 2005. - 25 с.

2. Терехова, М.А. Экспериментальная проверка эффективности методики физической подготовки танцоров на этапе начальной специализации / М.А. Терехова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 88-90.

3. Чикалова, Г.А. К вопросу о физической подготовленности занимающихся спортивными танцами / Г. А. Чикалова, С. Д. Киселев // Спортивные танцы : тезисы III Российской научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев. - М., 1999. - С. 11-13.

Контактная информация: nina4588@rambler.ru

УДК 796

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Силкин, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Москва

Аннотация

В статье рассматривается модель олимпийского образования в сфере высшего физкультурного образования России.

Ключевые слова: компетентность, модель, олимпийское образование.

EXPERIMENTAL MODEL OF THE OLYMPIC EDUCATION IN CONDITIONS OF REFORMATION OF THE SYSTEM OF HIGHER PHYSICAL EDUCATION IN

RUSSIA

Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Sergeevich Silkin, the post-graduate student,

Smolensk State Academy of Physical Training, Sports and Tourism,

Maxim Mihajlovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism,

Moscow

Annotation

The model of the Olympic education in Russian higher educational institutions is researched in the

article.

Keywords: competency, model, Olympic education.

ВВЕДЕНИЕ

Процедура перехода к компетентностному подходу в образовательном процессе вуза включает в себя следующие этапы: формирование компетентностной модели; выявление компетентностей специалиста (бакалавра, магистра) необходимых для его «успешности» на рынке труда; формирование учебного плана (переход от компетентностей к дисциплинам); формирование гибких образовательных траекторий [1,2].

Компетентность в рамках олимпийского образования нами была определена как -интегральная характеристика специалиста (бакалавра, магистра), отражающая его способность и готовность к мобильной, оперативной и эффективной реализации в профессиональной деятельности знаний олимпизма и опыта на основе ценностей олимпизма целесообразных ценностно-мотивационных установок, универсальных способностей и личностных качеств, обеспечивающих социально, и профессионально целесообразное поведение.

В 2007 году в Москве при Министерстве образования и науки Российской Федерации был разработан макет Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. На основе этого макета с 2008 по 2010 год ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта», Российский Государственный университет физической культуры спорта и туризма и ряд других физкультурных вузов России вели разработку проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр физической культуры. Однако, не смотря на то, что сам факт появления проекта государственного стандарта является очень значимым шагом на пути модернизации системы высшего профессионального физкультурного образования, тем не менее, механизмы перехода на этот стандарт до конца ещё не определены и нуждаются в тщательном изучении и научном обосновании. В связи с этим нами на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») и концептуальных основ олимпизма была разработана модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России [3,4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ведущая идея модели состояла в признании олимпийского образования одним из инструментов в формировании общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ПК) компетенций при подготовке бакалавра физической культуры, механизмом его становления в качестве субъекта профессиональной деятельности. Разработка модели началась с внесения допустимых изменений в содержание дисциплин федерального компонента. Добавлено порядка 50 тем в 20 учебных дисциплин. Подвергся обновлению как базовый, так и вариативный блок содержания подготовки за счет дисциплин, позволяющих последовательно осуществить олимпийское образование от 1-го к 4-му курсу подготовки бакалавра в области физической культуры: «История», «Культурология», «История физической культуры и спорта», «Философия», «Политология», «Экономика физической культуры и спорта», «Социология физической культуры и спорта», «Правовые основы физической культуры и спорта» и др. Структура поэтапного формирования готовности будущего бакалавра в области физической культуры к реализации олимпийского образования в учебной, научной и внеучебной деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура поэтапного формирования готовности (компетентности) будущего бакалавра в области физической культуры к реализации олимпийского образования в ___________________учебной, научной и внеучебной деятельности____________________

Этапы Возможности вузовских дисциплин; взаимодействие вузовских преподавателей Коды формируемых компетенций Научно исследовательская работа студентов Общественнопедагогическая, творческая деятельность студентов

I этап (1 курс) Использование дисциплин учебного плана: Гуманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть) «История», вариативная «Культурология» Профессиональный цикл (базовая часть) «История физической культуры и спорта»; курс по выбору студентов «Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании» ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ОК-19 ПК-1 ПК-2 Студенческая конференция по проблемам олимпийского движения. Написание (эссе, научных статей); участие в коллоквиумах, семинарах по проблемам олимпийского образования. Конкурс знатоков олимпизма. Спортивно-массовое мероприятие «Олимпийский день здоровья». Спортивные вечера, встречи, беседы с участием олимпийцев. Конкурс на лучший комплект художественных плакатов по пропаганде олимпийского движения.

II этап (2 курс) Использование возможностей дисциплин учебного плана Гуманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть) «Философия», вариативная «Политология». Профессиональный цикл «Экономика физической культуры и спорта»; курс по выбору студентов «Социальноисторические аспекты олимпийского движения и олимпийское образование». ОК-4 ОК-11 ОК-12 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ПК-3 ПК-4 Студенческая конференция по проблемам олимпийского движения. Написание контрольных работ, рефератов, докладов ,эссе по проблемам олимпийского движения и олимпийского образования . Групповые дискуссии; деловые, деятельностные, интерактивные игры; диспуты; круглые столы; секции научнотехнического творчества; коммуникативные и тренинги личностного роста; студенческие советы (работа в СТУДсоветах). Конкурс знатоков олимпизма спортивно-массовое мероприятие «Олимпийский день здоровья». Спортивные вечера, встречи, беседы с участием олимпийцев конкурс на лучший комплект художественных плакатов по пропаганде олимпийского движения

III этап (3 курс) Использование возможностей дисциплин учебного плана: Гуманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть) «Экономика», вариативная «Педагогика», «Теория и методика физического воспитания и спорта»; курс по выбору студентов «Болонский процесс и высшее ОК-5 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 Раздел в плане научнометодической деятельности (участие в студенческих научных конференциях и сессиях, выполнение квалификационных работ). Раздел в содержании педагогической практики (на III - IV курсах). Круглые столы, семинары, мастер-классы. Спартианские игры.

Этапы Возможности вузовских дисциплин; взаимодействие вузовских преподавателей и- ий Л й ^ о А и оо К ко Научно исследовательская работа студентов Общественнопедагогическая, творческая деятельность студентов

физкультурное образование»; блок общепрофессиональных и спец. дисциплин); проведение международных научных конференций преподавателей вузов, учителей школ.

IV этап (4 курс) Использование возможностей дисциплин учебного плана Профессиональный цикл: (вариативная) «Социология физической культуры и спорта», «Правовые основы физической культуры и спорта» (блок спецдис-циплин); курс по выбору студентов «Олимпийское образование: теория и методика». ОК-5 ОК-8 ОК-9 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-12 ПК-28 ПК-29 Студенческая конференция по проблемам олимпийского движения. Выполнение выпускных квалификационных работ по проблемам олимпийского движения и олимпийского образования. Конкурсы, диспуты и викторины по олимпийской тематике. Раздел в содержании педагогической практики (на III - IV курсах) Круглые столы», семинары, мастер-классы. Спартианские игры.

Ниже приводится более подробное наполнение разделов в рамках олимпийского образования по базовым и вариативным дисциплинам государственного образовательного стандарта третьего поколения с обоснованием формируемых компетенций (общекультурных - ОК и профессиональных - ПК).

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть):

«История» - введены разделы: «Происхождение, расцвет и гибель Олимпийских игр античности», «Мифологический и исторический подходы к вопросу о происхождении Олимпийских игр древности», «Зарождение и формы физической культуры народов Древнего мира». Осуществляется формирование следующих компетенций: ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5 ,ОК-11,ОК-12,ОК-5,ОК-8,ОК-9,ПК-3,ПК-4.

«Философия» - введены разделы: «Вопросы физической культуры в трудах древнегреческих философов», «Концепция состязательности Аристотеля», «Концепция «позитивного здоровья» Гиппократа», «Философский аспект олимпийского перемирия и его влияние на развитие древнегреческой цивилизации», «Философия олимпизма» и др. Осуществляется формирование следующих компетенций ОК-4,ОК-11,ОК-12,ОК-5,ОК-8,ОК-9,ПК-3,ПК-4.

«Экономика» - введены разделы: «Экономические проблемы современного олимпийского движения»; «Взаимосвязь олимпийского движения с социально-

экономическими процессами (революции, демократизация, глобализация, феминизация и т.д.)»; «Коммерция и олимпизм. Олимпийское движение и научно-технический прогресс (взаимосвязь и взаимообусловленность)». Осуществляется формирование следующих компетенций: ОК-1,2,3,4,5,8,9,11,12,17,19.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (вариативная часть): «Политология» - введены разделы: «Политика и Олимпийские игры (вторая половина XX века)», «Органы государственного и общественного руководства в области физической культуры и спорта и олимпийского движения в Российской Федерации», «Кризисные явления в олимпийском движении 70-80-х гг.», «ОКР (состав, структура, задачи, содержание работы, проблемы)» и др. Осуществляется формирование следующих компетенций: ОК-4,ОК-11,ОК-12,ОК-5,ОК-8,ОК-9,ПК-3 ,ПК-4.

«Культурология» - введены разделы: «Олимпийские игры и достижения науки и культуры Древней Греции», «Олимпизм и искусство (литература, музыка, скульптура и др.)», «Олимпийская символика», «Агонистика. Роль агона в становлении античной греческой цивилизации», «Пьер де Кубертен - Ода спорту». Осуществляется формирование следующих компетенций: ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-8,ОК-9,ОК-11,ОК-12,ОК-

19,ПК-1,ПК-2.

«Педагогика» - введены разделы: «Взаимосвязь и взаимообусловленность спорта и образования», « Олимпийская педагогика Пьера де Кубертена», «Олимпийское образование, олимпийское воспитание, олимпийское обучение в контексте общей педагогики», «Олимпийское образование в воспитании гармонично развитой личности», «Олимпийские уроки в школе». Формирование следующих компетенций ОК-5,ОК-7,ОК-8,ОК-9,ПК-1 ,ПК-2,ПК-3 ,ПК-4.

Профессиональный цикл (базовая часть):

«История физической культуры и спорта» - введены разделы: «Ритуалы, традиции древних Олимпийских игр, их преемственность с современными Олимпийскими играми», «Закат древних Олимпийских игр. Причины прекращения празднования Олимпийских игр», «Принципы и основные положения Фэйр Плэй», «Паралимпийские игры», «Олимпийское образование в школе как важный аспект воспитания гармоничной личности» и др. Осуществляется формирование следующих компетенций: ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-8,ОК-9,ОК-11,ОК-12,ОК-19,ПК-1 ,ПК-2.

Профессиональный цикл (вариативная часть):

«Социология физической культуры и спорта» - введены разделы: «Основные проблемы современного олимпийского движения», «Роль спорта в преодолении пагубных привычек (алкоголизм, курение, наркомания)», «Олимпийское движение и технический прогресс (взаимосвязь и взаимообусловленность)», «.Взаимосвязь олимпийского движения с социальными процессами (революции, демократизация, глобализация, феминизация и т.д.)», «Средства массовой информации в международном спортивном и олимпийском движении» и др. Осуществляется формирование следующих компетенций ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-8,ОК-9,ОК-11,ОК-12,ОК-19,ПК-1 ,ПК-2.

«Правовые основы физической культуры и спорта» - введены разделы: «Роль международных спортивных федераций в олимпийском движении», «Деятельность антидопинговой комиссии МОК», «Олимпийская хартия» и др. Осуществляется формирование следующих компетенций: ОК-5,ОК-8,ОК-9,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-9,ПК-12,ПК-28,ПК-29.

«Экономика физической культуры и спорта» - введены разделы: «Положительные и отрицательные стороны коммерциализации в олимпийском движении», «Международные и российские спортивные объединения занимающиеся развитием олимпийского образования». Осуществляется формирование следующих компетенций: ОК-4,ОК-11,ОК-12,ОК-5,ОК-8,ОК-9,ПК-3,ПК-4.

«Валеология» - введены разделы: «Экология на Олимпийских играх», «Борьба с загрязнением окружающей среды в международном олимпийском движении», «Допинг и здоровье спортсмена». Осуществляется формирование следующих компетенций: ОК-5,ОК-8,ОК-9,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-9,ПК-12,ПК-28. и т.д.

ВЫВОДЫ

Эффективность подготовки бакалавров физической культуры зависит от многих взаимосвязанных факторов, проявляющихся на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им. Разработанная нами экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России позволит активизировать процесс перехода вузов физической культуры на образовательные стандарты третьего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринов, С.Ю. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивногуманистической культуры личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 23-29.

2. Грец, Г.Н. Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство / Г.Н. Грец, И. А. Еф-ременкова, К.Н. Ефременков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 3 (49). - С. 9-13.

3. Родиченко, В.С. Олимпийское образование в новой России / В.С. Родиченко. -М. : Физкультура и спорт, 2005. - 48 с.

4. Столяров, В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - М. : Спартианский Гуманистический Центр ГЦОЛИФК, 2009. - 216 с.

5. Митин, А.Е. Отношение будущих специалистов по физической культуре к использованию гуманитарных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 65-69.

Контактная информация: smolirina@mail.ru

УДК 378.02

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

Жукова Елена Игоревна, соискатель,

Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)

Аннотация

В статье проведен анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза. Пилотажное исследование выявило недостаточную сформированность показателей профессиональной психофизической надежности студентов экономических специальностей, что может препятствовать профессиональной и социальной адаптации.

Ключевые слова: психофизического состояние студента, анализ заболеваний, аэробика.

ANALYSIS OF PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF THE STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITY ECONOMIC DEPARTMENTS

Elena Igorevna Zhukova, the competitor,

Samara State Railway University

Annotation

The article gives the analysis of psychophysical condition of students with economic professions studying in transport higher school. The pilot research has revealed insufficient formation of the indicators of professional psychophysical reliability of students with economic specialization that can impede the professional and social adaptation.

Keywords: psychophysical condition of student, analysis of diseases, aerobics.

Анализ научной, нормативной литературы и исследований, тематически связанных с проблемой исследования, выявил, что в условиях комплексной автоматизации профессиональной деятельности экономистов произошло существенное снижение величины физических нагрузок и объема двигательной активности. Особенностями трудовой деятельности данных специалистов, из которых более 95% составляют женщины, является продолжительное нахождение в малоподвижной позе, монотонность операций, необходимость воспринимать через зрительный анализатор и перерабатывать огромное количество информации, выполнять большое количество мелких ручных операций, что связа-