4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 220, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2010 года № 17212.
Контактная информация: afk_lesgaft@mail.ru
УДК 796
МОДЕЛЬ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Москва
Аннотация
В статье рассматривается модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры
Ключевые слова: компетентность, модель, олимпийское образование.
MODEL OF THE OLYMPIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION OF STUDENTS OF PHYSICAL TRAINING HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Maksim Michaylovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow
Annotation
The model of the Olympic education in higher educational institutions of Russia in conditions of modernization of system of professional and pedagogical preparation has been researched in the article.
Keywords: competence, model, Olympic education.
ВВЕДЕНИЕ
Нами была разработана модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры, которая рассматривается нами в качестве идеальной конечной цели профессиональной подготовки (бакалавров-магистров) физической культуры данной квалификации [3-5].
Модель включает:
- принципы функционирования модели (адекватности современным требованиям, технологичности, вариативности, динамичности, индивидуализации);
- условия функционирования модели (организационные, психологические, педа-
гогические, методические);
- компоненты профессиональной компетентности бакалавров и магистров физической культуры (мотивационно-целевой, когнитивный, операциональный, критериально -оценочный);
- уровни сформированности компонентов профессиональной компетентности бакалавров и магистров физической культуры (креативный, рефлексивный, продуктивный, репродуктивный), определение которых позволяет осуществлять дифференцированный подход и коррекцию процесса формирования степени готовности бакалавров и магистров физической культуры высших учебных заведений физической культуры к переходу образовательного процесса вуза на образовательный стандарт третьего поколения с использованием олимпийского образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При разработке модели олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры мы также руководствовались:
• содержанием Государственного образовательного стандарт высшего профессионального образования третьего поколения;
• содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»);
• содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032100 Физическая культура (степень (квалификация) - магистр физической культуры).
Для конкретизации требований социального заказа была разработана модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессиональнопедагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры, в которой отражены требования к личности (бакалавра, магистра) ФК со стороны государства, макро- и микро социума [1,2]. В основу функционирования модели были взяты принципы: адекватности, технологичности, вариативности, динамичности, индивидуализации (рис. 1).
В соответствии с выше обозначенными инструментально-технологическими характеристиками олимпийского образования было выделено 4 основных компонента профессиональной компетентности бакалавров и магистров в области физической культуры это: мотивационно-целевой, когнитивный, операциональный, и критериально-
оценочный.
Каждый компонент рассматривался в широком контексте, включающем в себя общие требования, и в узком контексте, который рассматривался в качестве ключевого при подготовке бакалавров и магистров в области физической культуры [2-4].
Мотивационно-целевой компонент предполагает отношение к педагогической деятельности как к ценности; потребность студента стать высокопрофессиональным специалистом; стремление к личностному самосовершенствованию; четкое определение целей технологии модульного обучения, связанных с общим и профессиональным развитием, формированием соответствующей мотивации, обеспечивающей успешность обучения; интерес и потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие результаты; интерес к Олимпийским играм и олимпийскому движению, желания участвовать в олимпийских состязаниях; стремление демонстрировать в в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами "честной игры"), отказ от тех проявлений насилия, агрессивности, и т.п., которые противоречат правилам и принципам "Фэйр Плэй"; стремление быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его разви-
тию т.п.
Когнитивный компонент включает в себя знание методологических основ самообразовательной деятельности, принципов её осуществления; понимание роли и значения внедрения олимпийского образования в образовательный процесс вуза с целью его эффективной интеграции в европейское образовательное пространство; потребность в необходимости овладения нужной информацией как основное условие для дальнейшей успешности в учебной работе, осмысленное и осознанное осуществление этой деятельности; владение философскими, социологическими, экономическими, информационными и культурологическими знаниями в области олимпийского образования и их интегративного влияния на физкультурную и спортивную деятельность; знание методологических основ самообразовательной деятельности, принципов её осуществления.
Социальный заказ: подготовка (бакалавра-магистра), способного реализовать олимпийское образование в условиях модернизации высших учебных заведений
физической культуры
Направление 032100 Физическая культура Степень (квалификация)-магистр физической
Г осударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения
Направление подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»)
Компоненты профессиональной компетентности: мотивационно-целевой, когнитивный операциональный, критериально-оценочный
Реализация модели олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры
Обогащение содержания учебных дисциплин вуза история ФКиС, социология спорта и другими знаниями из области олимпийского движения, которые способствуют формированию у(бакалавров-магистров) готовности к переходу на уровень стандарта высшего профессионального образования третьего поколения
Включение в содержание подготовки (бакалавров-магистров) спецкурсов и магистерских курсов: «Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании», «Социальноисторические аспекты олимпийского движения и олимпийское образование» и др.
Выполнение ВКР Л бакалаврами и диссертационных исследований магистрами по проблемам олимпийского образования, олимпийского движения.
Проведение в период педагогической практики олимпийских уроков.
Критерии и результаты (достигнутые уровни) готовности: высокий (креативный), достаточный (рефлексивный), средний (продуктивный), низкий (репродуктивный)
Рис 1. Модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов вузов
Операциональный компонент компетентности: состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полнота и развернутость, последовательность, степень слож-
ности, степень обобщенности, степень самостоятельности, время выполнения; самостоятельный творческий поиск в решении проблем; ориентированность в информационных потоках; включенность в диалогический контекст; формирование потребности, умений и начального опыта профессионально-педагогического самовоспитания и самообразования, навыков самостоятельной познавательной деятельности. С точки зрения формирования определенных умений, навыков, способностей: умение использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры; привычку всегда вести честную и справедливую борьбу, как в спорте, так и в повседневной жизни; эстетическую способность видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности олимпизма; умения и навыки гуманистически ориентированного общения с другими людьми; умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.
Критериально-оценочный компонент: более гибкая система процедур и методов оценивания знаний и умений студентов (рейтинговая система оценки, основанная на параметрах БСТ8); рефлексия собственной деятельности и поведения; осознание профессионально-личностных смыслов деятельности.
ВЫВОДЫ
Предложенная модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры учитывает особенности функционального взаимодействия структурных компонентов системного обеспечения (нормативно-правового, целевого, содержательного, дидактического, технологического и интегративно-результативного), предназначенных для осуществления поэтапной реализации олимпийского образования в рамках освоения субъектами образовательной деятельности дидактических единиц в процессе изучения дисциплин по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация (степень) «бакалавр» и квалификация (степень) «магистр») в соответствии с государственным образовательным стандартом третьего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грец, Г.Н. Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство / Г.Н. Грец, И. А. Еф-ременкова, К.Н. Ефременков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 3 (49). - С. 9-13.
2. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование в условиях модернизации образовательного процесса высших учебных заведений физической культуры России / К. Н. Ефременков, И. А. Ефременкова, М.М. Ковылин // Олимпийский бюллетень. - М. : Русь-Олимп, 2011. - С. 350-357.
3. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование как фактор модернизации системы профессиональной подготовки студентов спортивных вузов / К.Н. Ефременков, А.Г. Егоров, Р.А. Пирожников // Материалы научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы". - Саранск, 2011. - С. 277-281.
4. Поликарпова, Г. М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : (13.00.01) / Г.М. Поликарпова. - Великий Новгород, 2003. - 45 с. : ил.
5. Проблема приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма / Столяров В.И., Стопникова Е.В., Баринова И.В., Черевая И.В. // Труды ученых ГЦОЛИФК : ежегодник. - М., 1993. - С. 10-22.
Контактная информация: smolirina@mail.ru