Научная статья на тему 'Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство'

Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИЙСКИЕ АКАДЕМИИ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТ СПАРТ / OLYMPIC EDUCATION / OLYMPIC ACADEMIES / BOLOGNA PROCESS / MAGISTRACY / PROJECT SPART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грец Г. Н., Ефременков К. Н., Ефременкова И. А.

Авторы статьи в качестве генерального замысла выдвигает идею о необходимости использования олимпийского образования в работе физкультурных вузов России с целью более динамичного вхождения их в европейское образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грец Г. Н., Ефременков К. Н., Ефременкова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympic education in sports higher educational establishments of Russia in the context of integration in to the all European Educational Space

The authors put forward an idea about necessity of using the Olympic educa-tion at sports higher education establishments of Russia for the purpose of more dynamic introduction into European education.

Текст научной работы на тему «Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство»

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

Георгий Николаевич Грец, доктор педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, соискатель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Авторы статьи в качестве генерального замысла выдвигает идею о необходимости использования олимпийского образования в работе физкультурных вузов России с целью более динамичного вхождения их в европейское образовательное пространство.

Ключевые слова: олимпийское образование, олимпийские академии, Болонский процесс, магистерские программы, проект СпАрт.

OLYMPIC EDUCATION IN SPORTS HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTEGRATION IN TO THE ALL - EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

George Nikolaevich Grets, doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Efremenkov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolevna Efremenkova, applicant,

Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Abstract

The authors put forward an idea about necessity of using the Olympic educa-tion at sports higher education establishments of Russia for the purpose of more dynamic introduction into European education.

Key words: Olympic education, Olympic academies, Bologna process, magistracy, project

SpArt.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка такого аспекта изучаемой проблемы не была случайна, так как возрождение Олимпийских Игр в XIX веке начиналось в стенах парижского университета Сорбонны, и формирование современного образовательного пространства Европы также начиналось с подписания 25 мая 1998 г. министрами четырех стран (Великобритания, Германия, Франция и Италия) совместной декларации. Это была декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования [1, 2]. Ее главными тезисами стали: международное признание и международный потенциал систем высшего образования, непосредственно связанный с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций; ориентация на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования; использование системы переводимых накопительных кредитов (ECTS); предоставление выпускникам первой ступени возможности трудоустройства либо права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра или доктора в последовательном режиме. Таким образом, определялось, что общеевропейская интеграция в области образования - это длительный, сложный процесс, затрагивающий многие аспекты политической и экономической деятельности стран-участниц. Развитие этого процесса, безусловно, требует правового регулирования на международном уровне и наличия серьезной законодательной базы.

Современная российская система образования вполне конкурентоспособна, и Болонский процесс должен помочь России занять достойное место на международном рынке образования.

Сегодня мы подошли к порогу, когда нам надо усилить и развивать нашу систему образования, впитывая все полезное, что можно позаимствовать в других странах, но, в то же время, учитывая ее самобытность и достижения.

Развитие олимпийского образования в системе физкультурных вузов России, несомненно, является прогрессивным достижением, которое способно помочь физкультурным вузам более продуктивно интегрироваться в европейскую систему образования, которая также имеет большой опыт в этом направлении.

Формирование системы олимпийского образования в нашей стране начиналось еще в СССР. Осознавая гуманитарную ценность олимпийского движения для профессионального, интеллектуального, духовного, морального, этического и физического развития молодежи, Главное управление кадров и учебных заведений Госкомспорта РСФСР (которое возглавлял Родиченко В. С) предложило на базе физкультурных вузов России образовать общественные объединения - олимпийские академии, что и было оформлено приказом Госкомспорта РСФСР от 8 июня 1989 г. «Об организации региональных олимпийских академий».

Семь физкультурных вузов России практически одновременно включились в разработку национальной программы, объединяющей российские физкультурные вузы в их стремлении внести свой интеллектуальный вклад, обозначить свои возможности в части рационального использования их ресурсов и образовательного потенциала на благо олимпийского движения России: в Москве была образована Центральная олимпийская академия, в Санкт-Петербурге - Олимпийская академия Северо-Запада России, в Смоленске - Олимпийская академия Запада России и др. [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации были заданы Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1340-р от 3 сентября 2005 г.:

Задача 1. Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях - бакалавриат и магистратура.

Задача 2. Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS).

Задача 3. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement).

Задача 4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в госу-дарствах-участниках Болонской декларации.

Задача 5. Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования.

Задача 6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов [6, 7].

Принятие структуры степеней, опирающихся на два основных образовательных цикла - бакалавриат и магистратуру, было с самого начала одним из направлений развития Болонского процесса. В соответствии с российским законодательством, принятым в 1992 - 1996 гг., бакалавриат является базой для перехода к программам, дающим степень специалиста или магистра; соответствующие сроки обучения определены в 4 года (бакалавры), 5 лет (специалисты) и 6 лет (магистры).

Все физкультурные вузы России присваивают выпускникам, успешно прошедшим государственную аттестацию, следующие степени (квалификации): бакалавр физической культуры, срок обучения 4 года; дипломированный специалист, срок обучения 5 лет; магистр физической культуры, срок обучения 6 лет.

Таким образом, можно утверждать, что длительность обучения бакалавров и магистров в этом аспекте практически полностью соответствует требованиям Болонской декларации (базовые программы бакалавра с нормативной длительностью обучения 3-4 года и продолжительностью обучения в магистратуре от 1 до 2-х лет) [3, 4].

Однако следует отметить, что большинство магистерских программ, во-первых, слабо разработаны, а, во-вторых, микроскопически по числу студентов. Все это означает, что магистерские программы развиваются только в экспериментальном режиме. Изменить ситуацию может более активное внедрение магистерских программ разработанных в рамках олимпийского образования, например, магистерская программа по направлению «Международное спортивное и олимпийское движение» предполагает изучение следующих разделов: «Теоретические основы и актуальные проблемы международного спортивного и олимпийского движения», «Олимпийское образование», «История и содержание олимпийского движения» и др. В некоторых вузах физической культуры данная программа уже достаточно долго реализуется на практике, например, в Сибирском государственном университете физической культуры. Дальнейшее расширение работы в этом направлении может вполне перейти в реализацию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с присвоением квалификации «специалист по олимпийскому образованию» и тем самым заполнить образовавшуюся нишу, которая возникает при переходе к реализации болонских соглашений, где доля соотношения обязательных и элективных дисциплин 1:3, а не 4:1, как мы имеем сейчас. Результативность в этом направлении может быть достигнута и в рамках формирования при вузах физической культуры кафедр по олимпийскому образованию, тем более что такой опыт также существует (РГУФКСТ, Волгоградская государственная академия физической культуры). В нашей стране вопрос о повсеместном введении кредитной системы и приложений к диплому европейского образца находится в стадии проработки, обсуждения. Основная проблема здесь, как нам видится, заключается в ограниченных возможностях академической мобильности студентов и преподавателей вследствие финансовых, организационных проблем, недостаточной проработки нормативно-правовой базы и т.д. В рамках Болонского процесса студенческая и преподавательская мобильность рассматривается на 3-х уровнях: мобильность между странами; мобильность внутри страны; мобильность с точки зрения взаимодействия различных областей знания. Если говорить об олимпийском образовании, то все выше обозначенные направления находятся на достаточно высоком уровне развития: так, мобильность между странами осуществляется в рамках работы ежегодной научной сессии студентов и молодых ученых в Олимпии (Греция); в рамках информационного обмена с зарубежными олимпийскими академиями Испании, Португалии, Франции, Украины и др.; в рамках международных форумов и симпозиумов, например, 1-го и 2-го Международного форума «Молодежь - Наука - Олимпизм» и т. д. Мобильность внутри страны осуществляется в рамках ежегодных олимпийских сессий молодых ученых и студентов, проводимых на базе РГУФКСТ под патронажем ОКР «Олимпизм, олимпийское движение, история и современность»; в рамках спортивных фестивалей физкультурных вузов России и др.

Мобильность, с точки зрения взаимодействия различных областей знания, реализуется в рамках олимпийского проекта «СпАрт» (автор Столяров В.И.), движения Фэйр Плэй (честная игра) и др.

Оценка качества олимпийского образования осуществляется по нескольким направлениям: первое направление можно объединить одним понятием «Учащиеся -знатоки олимпизма», которое реализуется как на региональном (школы, спортшколы, вузы), так и на федеральном уровнях: Всероссийский конкурс «Олимпийское образование России» раздел «Знатоки олимпизма»; второе направление, определяющее качество олимпийского образования, осуществляется Олимпийскими академиями в рамках ежегодных студенческих научных конференций по проблемам олимпийского движения, семинаров и круглых столов по олимпийской проблематике, конкурсов на лучшую студенческую и аспирантскую научную работу и др. Третье направление оценки качества спортивной, интеллектуальной, творческой подготовки разработано в рамках олимпийского проекта «СпАрт». Весьма активно сегодня ведется работа по внедрению олимпийского образования и на государственном уровне. Это - работа Олимпий-

ского Комитета России и специально созданного при нем управления по олимпийскому образованию. Также, в частности, при подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи предполагается модернизация государственных образовательных стандартов, обсуждаются вопросы преподавания философии спорта в учебных заведениях, создания условий для занятий спортом школьникам и студентам с инвалидностью. Оргкомитет "Сочи-2014" также представил свою концепцию олимпийского образования. Ключевым элементом специального образования является создание в Сочи первого полностью интегрированного в Олимпийский парк международного Олимпийского университета, студенты которого уже в 2012 году смогут обучаться по целому ряду программ: двухгодичная профильная специализация магистров, двухгодичные курсы МВА в рамках второго высшего образования, а также краткосрочные курсы. Образовательная программа "Сочи 2014" включает в себя пять блоков:

- просвещение ("Олимпизм, спорт и творчество как философия жизни", "Гражданская ответственность", "Социокультурные коммуникации");

- целевое образование (Программы "Мировой спорт", "Английский язык", "Адаптация к Играм"); межведомственное взаимодействие (межведомственные программы и мероприятия ФЦП, реализуемые совместно с Рособразованием, Роспечатью, Росавтодором, МВД и др.);

- стратегическое развитие (открытие в Сочи Российского международного олимпийского университета); активное сопровождение (специальные проекты и вспомогательные мероприятия) [3, 8].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что использование принципов олимпийского образования как системы ценностных установок в физкультурном образовании; разработка единой межвузовской политики развития профессионального образования в интересах подготовки специалистов по физической культуре международной квалификации; активизация работы Олимпийских академий России с привлечением опыта деятельности национальных олимпийских комитетов других стран, государственных и общественных организаций может способствовать более динамичному и безболезненному вхождению физкультурных вузов России в общеевропейское образовательное пространство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аржанова, И.В. Россия в Болонском процессе и Болонский процесс в России / И.В. Аржанова, Д.В. Суслова // Аккредитация в образовании. - 2007. - № 13. - С. 20-22.

2. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : методическое пособие / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

3. Ефременкова, И. А. Степень включенности физкультурно-спортивных вузов России в болонский процесс / И.А. Ефременкова, К.Н. Ефременков // Спорт. Олимпизм. Гуманизм : межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск, 2009. - С. 51-59.

4. Николаева, Н.И. Совершенствование высшего физкультурного образования России в свете решений Болонского процесса / Рос. Гос. ун-т физ. Культуры, спорта и туризма // http://www.niiito.ru/edu/stniko1011. - 2007.

5. Олимпийские академии России : учебно-методическое пособие для системы физкультурного и олимпийского образования. - М. : Советский спорт, 2003. - 96 с.

6. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации : приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40 // Справочно-правовая система «Консультант +». - 06.04.09.

7. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в сис-

теме высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы // http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm - Утвержден Приказом Минобрнауки № 40 от 15 февраля 2005 г.

8. Доклад. Образовательная стратегия оргкомитета "Сочи 2014" 2008 - 2014.// Первая международная Интернет-конференция по профессиональной подготовке спортивных кадров 26 ноября 2008 // http://www.e-

sportlearning.ru/conference/doklad14. html

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АТЛЕТОВ (12-18 ЛЕТ) В СИЛОВОМ ТРОЕБОРЬЕ

Сергей Михайлович Гузь, кандидат педагогических наук,

Карельский государственный педагогический университет (КГПУ),

г. Петрозаводск

Аннотация

В статье представлено обоснование педагогических оценок специальной физической подготовки в силовом троеборье. Особое внимание уделено особенностям выведения и применения предлагаемых педагогических оценок с учётом возраста и веса атлетов.

Ключевые слова: педагогическая оценка специальной физической подготовки в силовом троеборье, комплексный контроль, тестирование.

PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF 12-18 AGED ATHLETES IN POWER-TRIATHLON

Sergey Michailovich Guz’, candidate of pedagogical sciences,

Karelian State Teachers’University,

Petrozavodsk

Abstract

Substantiation of pedagogical assessing special physical training in power triathlon is represented. Special attention is paid to peculiarities of drawing and using proposed pedagogical assessments considering age and weight of athletes.

Key words: pedagogical assessment of special physical training, power triathlon, complex control, tests.

Важное место в системе управления подготовкой спортсменов должно отводиться научно-обоснованному комплексному контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективности тренировочного процесса. Педагогический контроль в системе управления подготовкой спортсменов рассматривается многими специалистами как средство обеспечения информацией о важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности. Именно под таким углом зрения указывают на значение педагогического контроля в современной подготовке взрослых и юных спортсменов ведущие специалисты [1, 2, 3, 8].

Методы комплексного контроля подразделяются на четыре основных уровня, определяемых контролируемыми показателями подготовленности спортсменов: интегральные показатели, отражающие суммарный эффект различных сторон подготовленности; комплексные показатели, характеризующие одну из функциональных систем организма спортсмена; дифференциальные показатели, характеризующие только одно свойство системы организма; единичные показатели, раскрывающие одну величину, одно отдельное свойство системы организма человека.

Комплексность предполагает всестороннюю объективную оценку подготовленности спортсменов, даёт возможность судить о его состоянии в конкретное время, определять ведущие факторы, за счёт которых достигнуто данное состояние, наметить основные направления в дальнейшей подготовке, сопоставлять уровни подготовленности отдельных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.