ками в условиях социально-реабилитационного центра : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Дидарова И.К. - Волгоград, 2010. - 24 с.
4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / авт. : В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2004. - 127 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).
5. Курбатов, А.В. Социализация подростков в обществе // Педагогика. - 2009. -№ 3. - С. 62-65.
6. Новичкова, Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Новичкова Н.Г. ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск, 2009. - 20 с.
7. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамши-на. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
8. Тюлькевич, В.Г. Физкультурно-спортивная деятельность прикладной направленности в решении задач социальной адаптации подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Тюлькевич В.Г. ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2004. - 25 с.
9. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнайдер. - М. : Академический проект, Гаудеамус, 2007. - 336 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Москва
Аннотация
В статье рассматривается модель олимпийского образования в условиях профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры
Ключевые слова: компетентность, модель, олимпийское образование.
EFFICIENCY OF EXPERIMENTAL MODEL OF THE OLYMPIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF VOCATIONAL TRAINING OF PHYSICAL CULTURE
UNIVERSITY STUDENTS Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Maksim Michaylovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow
Annotation
The model of the Olympic education in higher educational establishments of Russia has been researched in the article.
Keywords: competence, model, Olympic education.
ВВЕДЕНИЕ
Организация эксперимента предполагала решение следующей цели: определить особенности верификации разработанной концепции и экспериментально проверить эффективность функционирования модели олимпийского образования в условиях профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры.
Задачи:
- определение уровня учебной адаптации студентов к работе по олимпийскому образованию в образовательном процессе вуза физической культуры;
- создание условий для повышения эффективности работы по олимпийскому образованию в профессиональной подготовке студентов в системе высшего физкультурного образования [1,2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Концептуальные положения модели нашли отражение в работе со студентами двух факультетов - Физической культуры и оздоровительных технологий и Физической культуры и спорта Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма. В соответствии с целью и задачами эксперимента была разработана его программа.
Эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольнооценочный. Методика опытной работы была подчинена логике параллельного эксперимента. В начале учебного года поток студентов условно делился на две части. Одну из них составляли контрольные группы КГ-1 (СГАФКСТ), обучающиеся традиционно, то есть без целенаправленного использования форм олимпийского образования по формированию общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра и магистра физической культуры. Другая часть состояла из студентов экспериментальных групп ЭГ-1 (СГАФКСТ), в которых учебный процесс строился в рамках разработанной авторской модели олимпийского образования (включающей различные средства, формы и методы олимпийского образования). Перед началом эксперимента снимались исходные показатели по избранным критериям. Далее с помощью методов математической статистики определялась однородность опытных групп.
В ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента нами был разработан диагностический пакет для определения уровня сформированности готовности (компетентности) (бакалавров, магистров) физической культуры к переходу образовательного процесса вуза на стандарты третьего поколения с использованием олимпийского образования. Оценка осуществлялась по 4 критериям (таблица): высокий (креативный) уровень, достаточный (рефлексивный), средний (продуктивный), низкий (репродуктивный) уровень.
ВЫВОДЫ
Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп показали преимущество студентов экспериментальной группы в сформированности компонентов компетентности: мотивационно-целевого на 14,69%, когнитивного на 9,0%, операционального на 12,49%, рефлексивно-оценочного на 9,8%. Данные различия имеют высокую степень достоверности (Р<0,001). Это подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы, что все элементы системы олимпийского образования в комплексе способствуют формированию у будущих бакалавров-магистров мотивации к обучению, творческой активности, необходимых личностных качеств, знаний и практических умений. Как показали результаты комплексной диагностики студентов контрольной группы, их фрагментарное знакомство с формами и методами олимпийского образования в условиях традиционного обучения не может в полной мере обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям модернизации государства, социума, самой лично-
сти.
Таблица
Качественное изменение сформированности компонентов профессиональной готовности (компетентности) студентов СГАФКСТ в экспериментальной группе (ЭГ-1) и
в контрольной группе (КГ-1), %
Компоненты готовности (компетентно- сти) Группа Уровни
Высокий (креативный) Достаточный (рефлексив- ный) Средний (продуктив- ный) Низкий (репродуктив- ный)
до после до после до после до после
Мотивационно- целевой Эксп. (п=110) 5,4 21,0 25,6 48,0 36,2 21,0 32,8 10,0
Контр.(п=100) 5,8 8,0 27,9 35,4 34,4 32,6 31,9 24,0
Ф - критерий 0,13 2,73 0,37 1,85 0,27 1,90 0,14 2,74
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,01
Когнитивный Эксп. (п=110) 6,0 20,3 26,2 42,4 40,2 30,8 27,6 6,5
Контр.(п=100) 4,8 8,8 26,8 27,2 40,2 50,4 28,2 13,6
Ф - критерий 0,38 2,39 0,10 2,31 0,00 2,90 0,10 1,73
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 <0,01 >0,05 <0,01 >0,05 <0,05
Операциональ- ный Эксп.(п=110) 6,1 24,2 37,4 45,2 37,3 24,4 19,2 6,2
Контр.(п=100) 5,8 11,2 37,8 41,2 38,2 37,8 18,2 9,8
Ф - критерий 0,09 2,49 0,06 0,58 0,13 2,10 0,18 0,96
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05
Критериально- оценочный Эксп.(п=110) 11,6 28,2 41,6 43,4 27,8 20,0 19,0 8,4
Контр.(п=100) 5,8 9,4 37,8 39,8 37,4 39,4 19,0 11,4
Ф - критерий 1,50 3,57 0,56 0,53 1,48 3,10 0,00 0,73
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 >0,05
Общий показатель Эксп. 6,47 23,48 33,73 44,23 34,75 24,61 25,05 7,68
Контр. 5,55 9,35 32,57 35,90 37,54 40,05 24,33 14,70
Ф - критерий 0,21 2,81 0,16 1,24 0,43 2,40 0,12 1,67
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 <0,05
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефременков, К.Н. Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России / К.Н. Ефременков, А.С. Силкин, М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 29-37.
2. Ефременков, К.Н Модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры / К.Н. Ефременков, И.А. Ефременкова, М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 98-101.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗА ВДВ К ВЫПОЛНЕНИЮ БОЕВЫХ ЗАДАЧ
Роман Евгеньевич Иголкин, соискатель,
Геннадий Анатольевич Ягодкин, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогиче-