Научная статья на тему 'Анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза'

Анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
253
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТА / АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАНИЙ / АЭРОБИКА / PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF STUDENT / ANALYSIS OF DISEASES / AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жукова Елена Игоревна

В статье проведен анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза. Пилотажное исследование выявило недостаточную сформированность показателей профессиональной психофизической надежности студентов экономических специальностей, что может препятствовать профессиональной и социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жукова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of psychophysical condition of the students of transport university economic departments

The article gives the analysis of psychophysical condition of students with economic professions studying in transport higher school. The pilot research has revealed insufficient formation of the indicators of professional psychophysical reliability of students with economic specialization that can impede the professional and social adaptation.

Текст научной работы на тему «Анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза»

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринов, С.Ю. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивногуманистической культуры личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 23-29.

2. Грец, Г.Н. Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство / Г.Н. Грец, И. А. Еф-ременкова, К.Н. Ефременков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 3 (49). - С. 9-13.

3. Родиченко, В.С. Олимпийское образование в новой России / В.С. Родиченко. -М. : Физкультура и спорт, 2005. - 48 с.

4. Столяров, В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - М. : Спартианский Гуманистический Центр ГЦОЛИФК, 2009. - 216 с.

5. Митин, А.Е. Отношение будущих специалистов по физической культуре к использованию гуманитарных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 65-69.

Контактная информация: smolirina@mail.ru

УДК 378.02

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

Елена Игоревна Жукова, соискатель,

Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)

Аннотация

В статье проведен анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза. Пилотажное исследование выявило недостаточную сформированность показателей профессиональной психофизической надежности студентов экономических специальностей, что может препятствовать профессиональной и социальной адаптации.

Ключевые слова: психофизического состояние студента, анализ заболеваний, аэробика.

ANALYSIS OF PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF THE STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITY ECONOMIC DEPARTMENTS

Elena Igorevna Zhukova, the competitor,

Samara State Railway University

Annotation

The article gives the analysis of psychophysical condition of students with economic professions studying in transport higher school. The pilot research has revealed insufficient formation of the indicators of professional psychophysical reliability of students with economic specialization that can impede the professional and social adaptation.

Keywords: psychophysical condition of student, analysis of diseases, aerobics.

Анализ научной, нормативной литературы и исследований, тематически связанных с проблемой исследования, выявил, что в условиях комплексной автоматизации профессиональной деятельности экономистов произошло существенное снижение величины физических нагрузок и объема двигательной активности. Особенностями трудовой деятельности данных специалистов, из которых более 95% составляют женщины, является продолжительное нахождение в малоподвижной позе, монотонность операций, необходимость воспринимать через зрительный анализатор и перерабатывать огромное количество информации, выполнять большое количество мелких ручных операций, что связа-

но с использованием клавишной и кнопочной вычислительной техники. Специфика такого труда является причиной ряда заболеваний (болезни сердца, кровеносных сосудов, нарушение обмена веществ, рабочая миопия, обусловленная постоянным напряжением органов зрения, психологического дискомфорта, развитие хронического состояния тревоги.).

Вместе с тем, в последние годы в 1,5 раза увеличилось число дней нетрудоспособности студентов в течение учебного года. По данным Межвузовского студенческого медицинского центра за 2009г. среди осмотренных студентов Самарского государственного университета путей сообщения здоровых - 261 чел. (32,8%), у 532 человек выявлено 1116 различных заболеваний. Со стороны патологии органов и систем в структуре заболеваемости чаще всего встречаются:

- болезни костно-мышечной системы - 35,9% (из них 96% составляют сколиозы и плоскостопие);

- болезни глаза - 23,38% (из них миопия - 70,5%);

- болезни органов дыхания - 16,08% (из них 82,8% - хронические тонзиллиты);

- болезни нервной системы - 11,2% (из них 99,2% - нейро-циркуляторная дистония);

- болезни органов пищеварения - 5,56% (из них 77,5% - гастриты и дуодениты);

- болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - 3,58% (из них 62,5% - ожирение).

Следует отметить, что около 50% студентов отнесенных к группе с крайне низкими функциональными и физиологическими резервами организма (имеющими одно или несколько хронических заболеваний) обучаются в институте управления и экономики СамГУПС. Для освоения учебной программы по дисциплине «Физическая культура» студенты данного института по медицинским показателям были распределены по следующим группам: основная - 48 %, специальная медицинская - 39%, подготовительная -4% и освобождены от занятий по физической культуре - 9%.

Учитывая структуру интересов студентов (выбор спортивной специализации: аэробика - 69,3% , спортивные игры - 38%, плаванием - 29% и легкая атлетика - 7,2%), личных установок, мотиваций (стремление иметь хорошую фигуру, развитые физические способности, общение); биологическую целесообразность (данный возрастной период благоприятен для развития общей выносливости, силовой выносливости, координационных способностей, функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, адаптационных механизмов и др.) предлагается основным средством формирования профессиональной психофизической надежности студентов экономических специальностей (комплексного качества интегрирующего в своей структуре мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты) выбрать курс аэробики.

По данным исследователей для девушек характерным является стремление к ритмичности, пластичности. Им интересны упражнения, основанные на проявление изящества, грациозности, плавности движений [3,4]. В групповых занятиях аэробикой повышается самооценка, сглаживается чувство личной неполноценности, повышается уровень самоуважения [5]. В процессе правильно организованных занятий аэробикой улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, темпа, повышается физическая работоспособность [6]. Определенные двигательные акты обладают способностью вызывать специальные психические состояния, снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность [2].

С целью определения уровня сформированности отдельных показателей в структуре профессиональной психофизической надежности студентов экономических специальностей было проведено пилотажное исследование. Выборочную совокупность представили 50 студентов Самарского государственного университета путей сообщения, вы-

борка случайная, однородная, что может свидетельствовать о ее репрезентативности.

Для диагностики представлений и знаний студентов по ключевым вопросам физической культуры были выделены три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуется полным, ясным представлением о сущности явления или процесса с указанием основных составляющих данного феномена. Средний уровень знаний характеризуется недостаточно полным представлением о данных категориях: выделяются лишь отдельные составляющие, обобщения неполные, только по отдельным признакам. Низкий уровень - отсутствие общих представлений, выделяются лишь отдельные несущественные признаки. В ходе исследования выявлено, что у большинства студентов знания находятся в интервале между полным отсутствием и наличием отрывочных, поверхностных знаний.

Более 70% студентов каждого курса имеют низкий уровень знаний, неполные и отрывочные представления о профессионально-прикладной физической подготовке: при достаточно четком указании основной цели задачи представлены лишь на уровне поддержания профессионального здоровья и формирования морально-волевой сферы (целеустремленности, воли, настойчивости и т.д.). Средний уровень - 17% студентов и высокий - 5%.

Важным показателем физической подготовленности является уровень физической работоспособности. Для определения этого показателя в нашем исследовании использован гарвардский степ-тест в упрощенном варианте, заключающийся в подъемах на ступеньку высотой 50 см в течение пяти минут в заданном темпе - 30 циклов в 1 минуту (1 цикл - 4 шага). После завершения восхождений в положении сидя в течение первых 30-ти секунд второй минуты восстановления на лучевой артерии подсчитывается пульс. По показателям восхождения и пульса по специальным таблицам (В .И. Дубровский) определяется индекс гарвардского степ-теста (ИГТС). По величине ИГТС по специальным таблицам оценивали физическую работоспособность по шкале «отлично», «хорошо», «средне», «слабо», «плохо».

Среднее арифметическое значение частоты сердечных сокращений в группе первые 30 секунд второй минуты восстановительного периода составляет 60,4±2,1 и соответствует величине ИГТС, равной 68,4±1,9 и соответствует оценке «средне» ближе к нижней границе. Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о невысоком уровне физической работоспособности у студентов, что подтверждается результатами теста на определение общей выносливости.

Для определения степени развития основных физических качеств применялись тесты, рекомендованные в примерной программе дисциплины «Физическая культура». Результаты оценивались по пятибалльной шкале (Табл. 1).

Таблица 1

Результаты оценки уровня развития основных физических качеств (%)

Баллы 1 2 3 4 5

Общая выносливость (кросс 2 км) 24 32 22 17 5

Скоростно-силовая подготовленность (100м) 8 15 39 26 12

Взрывная сила (прыжок в длину с места) 5 39 38 11 7

Силовая выносливость мышц (пресс) 3 46 30 9 12

Индивидуальные оценки результатов существенно не различаются. Следует отметить, что у большинства тестированных студентов (около 70%) средний балл колеблется между 2-3.

Устойчивость, объем внимания, утомляемость, общую психическую работоспособность определяли по тесту «Корректурная проба». Испытуемым предъявлялся бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Необходимо было в каждом ряду вычеркнуть букву, которая стоит первой. Время работы - 5 минут. За каждую ошибку (пропущенную или неверно зачеркнутую букву) вычитается 20 знаков, за

пропущенную строку 60 знаков. Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Оценка быстроты обработки таблицы за 5 минут (объем внимания): более 1000 знаков - «отлично». Оценка качества обработки таблицы по количеству допущенных ошибок за этот же период работы: 2 ошибки и менее - «отлично», 3-5 ошибок - «хорошо», 6-10 ошибок - «неудовлетворительно», 11 ошибок и более - «плохо» (Таб. 2).

Таблица 2

Индивидуальные показатели развития качеств внимания (%)_____________

Диагностируемый показатель Уровни

Высокий Выше среднего Средний Низкий

Объем внимания 100 0 0 0

Устойчивость внимания 16 28 44 12

Концентрация внимания, общая психическая работоспособность, в условиях высокой помехоустойчивости, определялась по количеству допущенных ошибок. Исходные среднегрупповые показатели - 5,9 соответствуют нижней границе уровня «неудовлетворительно».

Пилотажное исследование выявило недостаточную сформированность показателей профессиональной психофизической надежности студентов экономических специальностей, что может препятствовать профессиональной и социальной адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, О.К. Физическая культура: учебное пособие / О.К. Грачев ; под ред. Е.В. Харламова. - М. : ИКЦ «МарТ», 2005. - 464 с.

2. Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 12 (70). - С. 69-73.

3. Левченко, А.В. Здоровьесберегающие технологии в профессиональной подготовке студентов педагогического университета : монография / А.В. Левченко. - Самара : ООО «Офорт», 2005. - 172 с.

4. Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика / Т.С. Лисицкая. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 66 с.

5. Матов, В. В. Ритмическая гимнастика для всех : методические рекомендации / В.В. Матов. - Томск : Изд-во Томского государственного пед. университета, 1986. - 61 с.

6. Виру, А.А. Физиологические основы оздоровительного влияния ритмической гимнастики : учебно-методическое пособие / А.А. Виру. - Тарту : Тартуский университет, 1991. - 43 с.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

УДК 378.4

ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОГО, ЦЕНТРАЛЬНО-ФЛОРИДСКОГО И МАССАЧУСЕТСКОГО

УНИВЕРСИТЕТОВ

Ринат Юрьевич Залилов, кандидат биологических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ),

г. Великий Новгород

Аннотация

В статье рассмотрены модели дистанционного обучения, на примере Новгородского, Центрально-Флоридского и Массачусетского университетов, обозначены проблемы развития онлайн-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.