рактеристиками фасилитирующего общения являются: обучающе-воспитательный характер, субъектность, диалогичность, креативность, этичность» [4, с. 273]. Данный стиль общения обеспечивает не только гуманистический, очеловеченный характер взаимодействия субъектов учения, а также влияет как на языковое, так и на личностное развитие обучаемых.
Курс обучения иностранному языку в вузе является, по сути, одним из главных этапов в системе «школа - вуз - послевузовское обучение» (повышение квалификации, самообразование). Данный курс продолжает школьный и обеспечивает подготовку к дальнейшей самостоятельной работе по специальности, требующей применения иностранного языка в условиях конкурентной профессиональной среды. Обладая огромным образовательным потенциалом процесс обучения иностранному языку в вузе, с одной стороны, активизирует лингвистическую подготовку, за счет пополнения знаний по профессиональной деятельности, межкультурной коммуникации, а с другой стороны, формирует индивидуальные, личностно-деятельностные характеристики, достигающиеся во всех взаимосвязях.
Таким образом, развитие языковой личности средствами иностранного языка происходит в профессионально-ориентированном и личностно-ориентированном направлениях. В данной связи прослеживается акмеологическая составляющая, позволяющая формировать искомые профессиональные и личностные качества будущего специалиста и проецировать их дальнейшее развитие в пост-учебной деятельности.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что создавшаяся в настоящее время ситуация в образовательной среде, позволяет преподавателям иностранного языка в неязыковом вузе разрабатывать и внедрять в практику специализированные курсы, авторские программы обучения в рамках своего предмета, что дает дополнительный стимул к развитию вариативности и непрерывности системы языковой подготовки в контексте единого образовательного пространства и общих требований к современной, конкурентоспособной языковой личности.
Литература
[1]. Козина, О.В. Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 141-145.
[2].Ромашина, С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: уч. Пособие для студентов педагогических вузов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
[3]. Мясникова, О.В., Козина, О.В. Акмеология. 2014. № S3-4. С. 119120.
[4]. Козина, О.В., Майер, А.А. Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2. С. 272-275.
ACMEOLOGICAL COMPONENT IN THE PROFESSIONAL'S LINGUISTIC DEVELOPMENT
Kozina Oksana Viktorovna (Barnaul, Russia) - an assistant professor of the international economic affairs professorial chair, I.I. Polzunov Altai State Technical University, 46, Lenin street cck2004@ mail.ru
Abstract
The article is devoted to the problem of the professional's linguistic development. In accordance with the requirements to the level of a linguistic preparation of a future specialist, special conditions of his further development and personal development in a process of a foreign language teaching in high school are made. Key words: person's linguistic development, professional, interaction between the participants of the educational process, conditions.
УДК 159.9
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИИ ТЕЛЕСНОСТИ В РАМКАХ МЕДИЦИНСКОЙ АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Колобаев Сергей Андреевич (Москва, Россия) - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена проблематизации результатов эмпирического исследования психолого-акмеологического феномена телесности. В данной работе делается попытка очертить контуры развития акмеологии телесности как составляющей акмеологической дисциплины изучения феномена телесности. Показаны обширные психологические связи феномена телесности с основными акмео-логическими понятиями и категориями. Обозначена перспектива, актуальность и значимость исследований телесности в русле медицинской акмеологии и психологии здоровья. Ключевые слова: телесность, медицинская акмеология, психология здоровья, критерии телесности, безопасность здоровья, спорт, акмеология телесности.
В результате анализа современных психологических и ак-меологических исследований [1; 2; 3; 4; 5] в сфере психологии здоровья и здоровьесберегающих технологий показано магистральное направления изучения и анализа феномена телесности. Телесность как междисциплинарное понятие в акмеологической науке и практике рассматривается как психолого-акмеологический феномен в структуре психического здоровья. В исследованиях Казакова Ю.Н. показаны потенциал санационного мышления, феномен внутренней позиции личности в сохранении своего здоровья [3]. Медицинская акмеология рассматривает психологические предикторы формирования здоровой позиции личности, в процессе движения субъекта по жизненному пути, в условиях самореализации и профессиональной деятельности. «Безтелесная» психология [1; 2] изучает психические процессы в отрыве от соматической составляющей, что требует обращения к изучению образа тела, спектра психологический переживаний телесного опыта. В русле клинической психологии телесные переживания занимали одно из первый мест, в медицинской акмеологии феномен телесности ставиться актуальной задачей и рассматривается в новых горизонтах психологических взаимосвязей с акме личности.
Акмеологическая категория возраста, пика личностного и профессионального развития сопрягается с определённой системой переживания личностью своего телесного опыта. В настоящем исследовании система психических процессов, состояний и свойств переживания и восприятии личностью своего телесного опыта обозначена психолого-акмеологиче-ским феноменом телесности. Представлены уровни изучения феномена телесности согласно уровням рефлексии феномена телесности: высокий, средний, низкий. Обоснован анализ феномена телесности через критерии феномена телесности: адаптационный, семантический, семиотический, аксиологический, информационный, лингвистический, метафорический, статистический, структурный, экзистенциальный. Предложены показатели исследования феномена телесности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, социальный, перцептивный.
На материале эмпирической выборке спортсменов (n=30) получены данные исследования по батарее стандартизированных психологических тесто (Mini-Mult, FPI, опросник самоактуализации Шострома), по акмеологическим методикам («Личность и темперамент» Маноловой О.Н., составление акмеограммы), так и по авторским методикам, разработанным и апробированным в процессе выполнения работы - полустандартизированное интервью, методика «Уровень рефлексии телесности», «Методика рефлексии ощущений в формировании технических действий и технической подготовки спортсмена», «Самооценка телесных параметров (эффективности функционирования тела в последовательности актуальных отрезков спортивной деятельности), «Ранжирование телесных параметров (по степени субъективной значимости)».
Доказательно представлена характеристика психических процессов, состояний и свойств личности в переживании и восприятии своего телесного опыта.
Спортсмены в ходе своего профессионального тренинга устанавливают особую организацию тела и соотношения сомы с психикой. Тело становиться подготовленным, способным переносить нагрузки, и психика адаптируется под сложные стрессовые ситуации. В условиях спортивной дея-
тельности требуется непрерывное профессиональное развитие, установка на саморазвитие, саморегуляцию, самопомощь. Спортсмены обладают высокой стрессоустойчивостью при высоком уровне рефлексии телесности, выделенных на основе корреляционного и факторного анализа факторов телесности: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, социальном, перцептивном. На пике спортивной формы аналогичном акме в профессиональной деятельности спортсмен показывает созревший психолого-акмеологический феномен телесности.
Устремлённость к акме определена сформированными психологическими взаимосвязями между психическими процессами, состояниями и свойствами. Высокий уровень активности, притязания на самооценку, уровень семейного благополучия, готовности совершать поступки и брать ответственность на себя по психологическим шкалам коррелирует с самооценкой телесных параметров. К телесным параметрам отнесены удовлетворённость движением, качеством и наполненностью двигательного акта, сопровождающей работой сердца, уровня пульса, дыхания и давления. Установлены корреляционные взаимосвязи между уровнем агрессивности, доминантности, способности строить социальные отношения с новыми телесными качествами силы, выносливости, двигательными качествами.
Феномен телесности формируется и функционирует в ходе развития профессиональной деятельности, одновременно с обретением внутренней акмеологической позиции личности в сохранении и укреплении своего здоровья.
Феномен телесности подлежит направленному изучению в контексте медицинской акмеологии, психологии здоровья и превентивной безопасности как базовый феномен организма, индивида и личности. На протяжении жизненного пути телесность претерпевает самые необычные изменения -взросление, обретение социального статуса, формирование собственного имиджа, хобби, стиля отношения и поведения к окружающим. Также личность обустраивает систему отношений и ценностей с различными сферами жизни - медициной, коммунальными службами, политикой и др. На основании изучения психических процессов, состояний и свойств рекомендовано создание программы акмеокоррекции и коррекции превентивной безопасности феномена телесности.
Литература
[1]. Газарова Е.А. Тело и телесность: психологический анализ// Сб. Психология телесности: между душой и телом». М. Издательство «Аст». 2007.
[2]. Дрознин А.Б. Дано мне тело... что мне делать с ним? М., NAVONA, 2009.
[3]. Казаков Ю.Н. Медико-акмеологическая основа феноменологии личностного здоровья превентивной безопасности субъекта государственной службы// Акмеология. № 1-2 (специальный выпуск). 2014. С. 90.
[4]. Кудряшов Н.И. Целительное движение. Пружинная сила// М. Питер. 2002.
[5]. Фрумкин К.Г. Человеческая телесность в структуре будущего мира// М. Свободная мысль - XXI, 2005. № 1.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT THE AKMEOLOGY OF THE BODYNESS WITHIN MEDICAL ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY OF HEALTH
Kolobaev Sergey Andreevich (Moscow, Russia) - Post-graduated student Department of akmeology and psychology of professional activity, Institute by social sciences, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606 [email protected]
Abstract
The article is devoted the development by results of empirical research of a psychological-acmeological phenomenon of a bodyness. In this work attempt to outline contours of development by akmeology the bodyness as the making akmeological discipline of investigation of a phenomenon the bodyness becomes. Extensive psychological communications of a phenomenon of a bodyness with the basic akmeological concepts and categories are shown. The prospect, relevance and the importance of researches of a bodyness in line with medical akmeology and psychology of health is designated.
Key words: bodyness, medical acmeology, health psychology, criteria of a bodyness, safety of health, sport, bodyness acmeology.
УДК 159.947.35
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СПАРТИАНСКИХ ИГР РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Коршунов Василий Леонидович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дальневосточный государственный гуманитарный университет; ул. КМаркса, 68, Хабаровск, Россия,680000.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме воспитания школьников в системе олимпийского образования. Проведен анализ терминов, отражающих исследование - воспитание, система олимпийского образования, акмеологические аспекты воспитания, спартианские игры, региональный компонент физического воспитания школьников. Описаны сущность, факторы, педагогические условия, предпосылки, закономерности, принципы гармоничного воспитания школьников. Автор выделяет и описывает акмеологические аспекты воспитания подрастающего поколения - ценностно-по-требностный, когнитивный и деятельностный. Даны основные рекомендации по оптимизации воспитания школьников с учетом акмеологической направленности.
Ключевые слова: воспитание, физическое воспитание, оздоровление, саморазвитие, самоактуализация, система олимпийского образования, акмеологические аспекты воспитания школьников, спартианские игры.
Введение
Проблема оздоровления подрастающего поколения является одной из приоритетного направления современного российского образования, здоровье россиян и подрастающего поколения рассматривается как один из важнейших показателей состояния человеческого потенциала государства. Анализ современной образовательной практики в сфере олимпийского образования показывает, что она не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания. Выпускники общеобразовательных школ в своем большинстве не являются активными и самостоятельными носителями и трансформаторами ценностей, накопленных за период существования современных Олимпийских игр. Данное положение значительно ограничивает перенос полученных знаний и практических умений на культуру учебного труда, быта, отдыха и снижают в целом гуманитарно-личностное развитие с учетом региональных особенностей жизнедеятельности (географических, физиологических, этнических, социальных, культурных) [9,10].
Становление личности мы рассматриваем через призму олимпийского образования. В исследованиях отечественных ученых (Ю.Н. Чернецкий, А.А. Сучихин, С.П. Евсеев, Г.М. Поликарпова, М.В. Прохорова, Н.В. Печерский, В.И. Усаков) [8,10] обоснована необходимость использования идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной работе с молодежью, рассматрены отдельные методы организации и осуществления олимпийского образования школьников. Отмечено, что приобщение школьников и учащейся молодежи к ценностям общекультурного мирового процесса происходит через физ-культурно-спортивную деятельность.
По мнению исследователей (Б.П. Андриевского, В.К. Григоровой, Н.В. Гришиной, Г.И. Мызана, В.Г. Невструе-ва, В.Н Никитенко, А.М. Печенюка, В.И. Прокопенко, Л.А. Степашко и др) [6, 7], успех регионализации образования на Дальнем Востоке во многом зависит от того, насколько она будет опираться на принципы, специфичные для дальневосточной системы образования: сопряженность регионального образования с общероссийским; полинациональный и поликультурный характер образования; опора образования на ценностные ориентиры коренных дальневосточников и др. Проблема гармоничного воспитания школьников неотделима от акмеологического аспекта развития личности. В связи с этим значимыми для нашего исследования стали работы А.А.Деркача, С.А.Анисимова, В.Г.Зазыкина, В.Н.Маркова, Е.В.Селезневой, А.В.Гагарина, Р.Л. Лившица, Е.Г. Врублев-ской, Е.Л. Горбатюк, Л.Н Куликовой, О.Л. Подлиняева, Е.В. Шишмаковой и др.[3,4,5,]