в разной степени ее структурные компоненты. Данные уровни отражают ее динамику формирования у студентов в процессе обучения в университете, а также дальнейшее развитие в самостоятельной педагогической деятельности.
Важнейшим и основополагающим для процесса подготовки будущего учителя в университете выступает нормативный уровень, который отражает усвоение культурных норм содержания всех компонентов акмеологической компетентности и свидетельствует о том, что будущий учитель сможет самостоятельно проектировать, осуществлять и рефлексировать реализацию персональной акмеограммы в процессе практической работы в школе. Адаптивный же уровень акме-ологической компетентности характеризуется стихийно-эмпирическим (недостаточным) содержанием лишь некоторых компонентов ее структуры. Здесь личностно-профессиональ-ное развитие будущего учителя осуществляется традиционно, на основе сложившейся практики работы современной школы. Студенты с продуктивным уровнем сформированности акмео-логической компетентности характеризуются: ярко выраженной акмеологической направленностью, основанной на акме-мотивации и социальных, профессионально-педагогических и личностных ценностях; глубиной, целостностью, системностью акмеологогических знаний; высокой степенью культуры социального взаимодействия и коммуникации, личностного и профессионального общения; наличием акмеологического сознания и мышления; владением способами проектирования и реализации акмеологической деятельности, способами рефлексивной деятельности, связанными с управлением лич-ностно-профессиональным развитием.
Таким образом, акмеологическая компетентность выступает таким новообразованием в личности и деятельности будущего учителя, которое позволяет осуществлять критериальное рефлексивное управление становлением и развитием педагогического профессионализма в образовательной практике.
Литература
[1]. Маркова, А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования / А.К. Маркова // Акмео-логия. № 3. 2003. С. 47-50.
[2]. Артемов, Ю.С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев: автреф. дис... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.С. Артемов. - Москва, 2002. - 25 с.
ACMEOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHER: ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT
Koshman Darya Mihailovna (Minsk, Belarus) - Master of Pedagogic sciences, post-graduate student, Belarussian State Pedagogical University named after Maxim Tank; Belarus, Minsk, st. Sovietskaya, 18, [email protected]
Abstract
The paper presents the essence, the structure and the content of the acmeological competence of future teacher. The basic functions (causative-stimulating, cognitive, normative-regulative, developing, reflexive) of the acmeological competence of future teacher are distinguished in this article. Author reveals the content of the three levels (adaptive, regulatory, productive) of the acmeological competence of future teacher.
Key words: future teacher, akmeological competence, essence, structure, content
УДК.159
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Кудинова Ирина Борисовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail [email protected] Нурекеева Аймана Батырхановна - аспирантка кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается проблема патриотичности. Приводятся взгляды различных авторов на данную проблему. Рассматриваются подходы к изучению данного феномена, виды патриотичности и некоторые результаты эмпирических исследований. Приводятся данные о некоторых национально-психологических особенностях патриотичности личности, ее связь с ответственностью и описывается современная методика изучения патриотичности личности. Ключевые слова: патриотизм, патриотичность, личность, подходы, виды, формирование, факторы.
В современном обществе, не смотря на всплеск чувств патриотизма связанного с присоединением Крыма все же в глубоком кризисе находятся чрезвычайно важные и традиционные для российского сознания представления о патриотизме. Наше общество столкнулось с серьезной проблемой отсутствия стремлений - у молодого поколения способствовать развитию своей страны. Инертность власти в отношении создания национальной идеи, которая бы смогла консолидировать общество, а также неопределенность, связанная с пропагандой российских общенациональных ценностей, привели к тому, что молодое поколение в большей своей массе перестало гордиться историей своей страны, культурными и научными достижениями своих соотечественников. В результате этого патриотизм стал восприниматься как нечто не модное и даже как совершенно ненужное качество личности для современного человека. А так как патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (общение, учебная деятельность, трудовая деятельность), то и негативные явления, связанные с отсутствием патриотизма, проявляются в каждой из этих сфер.
Современное понимание патриотизма характеризуется много вариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, структуры и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, а также в зависимости от их личной гражданской позиции и т.п.
Многочисленные подходы к исследованию патриотизма А.В.Кузнецова условно дифференцировала по направлениям, в которых определяется его главный существенный признак [10].
Первое - патриотизм, особенно если иметь в виду его возникновение и формирование, рассматривается как одно из высших чувств, которое появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сферах жизни.
Второе - понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых на благо Отечества.
Третье направление рассматривает патриотизм как глубоко социальное по своей природе явление, представляющее собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступающее как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.
Четвертое направление утверждает, что одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России - как великой державы.
Пятый подход определяет, что в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально значимой задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служения Отечеству.
Последний подход свидетельствует о том, что истинный патриотизм заключается в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и неиссякаемый
источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Глубоко духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, которое является мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла и предназначения человеческой жизни. Автор исследовала объектные и субъектные свойства патриотизма. Она настаивает на том, что «патриотизм как явление социальной действительности не существует вне субъекта и объекта». Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих (в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных его сфер) условия, основы для единения граждан, социальных групп и т.д., составляющих структуру этого общества[10].
В рамках своих исследований А.В.Кузнецова выделяет следующие виды патриотизма: государственный, российский, национальный, местный или региональный. Все эти типы патриотизма находятся во взаимоукрепляющей, гармоничной связи [10].
Государственный патриотизм, по мнению ученого, отражает, прежде всего, единую и высшую цель, интересы государства. В основе его лежат отношения типа «личность -государство». Политической основой государственного патриотизма является понятие «отечество», а основным принципом - державность. Государство не может существовать, если оно не в состоянии поддерживать и развивать умственную, нравственную и политическую культуру, защищать национальную независимость и государственную целостность, оборонять родину во время войны.
Однонациональный (русский, татарский, украинский и т.д.) патриотизм опирается на свою национальную культуру, т.е. сохраняет духовное содержание прошлых социальных и политических форм. По мнению А.В.Кузнецовой он должен пробуждать чувство любви к Родине, национальную гордость, дух народа и способствовать развитию национальных чувств и национального характера, национальных и отечественных традиций, формировать чувство высокой нравственной ответственности. Основанием для данного типа воспитания патриотизма является принцип нации как нравственной идеи.
Местный, региональный патриотизм проявляется в любви к окружающей природе, своей «малой» родине, хозяйственному труду, семье и близким, духовной культуре своего народа. Природные, исторические, кровные и бытовые связи должны стать предметом патриотической любви как элементы духа своих предков и своего народа. А.В.Кузнецова приводит такой пример: «на вопрос: «С чего начинается Родина?», - у каждого из нас есть не менее привычный ответ: «С картинки в твоем букваре». Понятия «Родина», «Отечество» (отчий дом) дети познают в раннем детстве через окружающий мир»
Наибольшее влияние на формирование патриотизма оказывает фактор социальных общностей. При этом с одной стороны, социальные общности оказывают воздействие на патриотические чувства и взгляды личности в процессе ее социализации («обобществления»), с другой стороны, члены этих общностей являются относительно независимыми, самостоятельными и свободными личностями.
По всей видимости национальная общность оказывает решающее влияние на формирование патриотизма. «Так, в России русский среди русских обычно чувствует себя «дома», а это - предпосылка естественного («инстинктивного») патриотического чувства» [10, с. 65]. Тем не менее, расовая или этническая общность редко бывает исключительным фундаментом патриотизма, несмотря на всю «естественность» такого отношения. Национальный характер любви к родине -необходимая, но не достаточная основа патриотизма. В современном мире едва ли найдется монорасовое, а тем более моноэтническое государство. Российская Федерация являет собой пример полирасового, многонационального, полиэтнического государства, где к тому же многие национальные и этнические группы исторически расселены отчасти смешанным образом, отчасти компактно. Национальный патриотизм, или патриотизм на национальной основе в ней очень распростра-
нен, однако он вряд ли может претендовать на то, чтобы быть единственной формой патриотизма [1].
Другим фактором, влияющим на развитие патриотизма в процессе социализации, является культурная общность. Ядром всякой культурной общности является общность языка. Поэтому очевидно, что языковая общность стимулирует развитие патриотического сознания.
В определенных условиях, например, за пределами родного края или родной страны, общность языка оказывается главным фактором, который сплачивает представителей одного народа (даже если они принадлежат к разным этническим группам) в общность земляков или соотечественников. Базис и корпус языковой общности образует народная масса, говорящая, читающая и пишущая на так называемом живом «разговорном», или «естественном» языке. У нее есть также надстройка в виде культурных элит, профессионально использующих язык образованных слоев населения - так называемый «литературный» язык - журналистика, публицистика, беллетристика, поэзия и т. д. [10].
А.Н.Малинкин в качестве еще одной предпосылки развития патриотизма выдвигает привязанность к месту рождения. Любовь к родине, по его мнению, обычно связана с конкретным образным содержанием воспоминаний, представлений и психологически ассоциируется с «родной землей». Однако в данном случае речь идет не об индивидуальной психологии, а об интерсубъективной логике смыслов, приводящей к определенной связи феноменов сознания в фило- и онтогенезе, то есть в истории жизни народов и истории жизни индивидов. Имеется в виду «земля», «почва» в культурологическом смысле слова. В этом смысле «отрыв от родной почвы» означает утрату национально-культурных ценностей и ориентиров [10].
Также на формирование патриотизма личности оказывает влияние религиозность общности. Влияние религиозной общности на формирование патриотических чувств и взглядов весьма существенно, хотя и не всегда актуализировано в общественном сознании. У всех народов мира религия была исторически первичным интегративным фактором, под воздействием которого формировалось национально-этническое единство, особенно в эпоху, предшествующую возникновению государства.
Своеобразной предпосылкой становления патриотизма в социуме является связь патриотизма и «исторической общности». Историческая общность понимается А.Н.Малинкиным прежде всего, как общность судеб страны и народа в радостях и бедах. «Это результат совместного переживания и осмысления побед и поражений, пройденного народом исторического пути на данной географической территории - его жизненном пространстве. Общность пережитого передается из поколения в поколение, образуя историческую социальную память народа, его традицию - устную, письменную, житейскую. Под последней имеются в виду обычаи, обряды, ритуалы и т.д., но также уклады жизни и «жизненные образцы»» [10, с. 139].
В ходе обобщения основных факторов и условий становления патриотизма необходимо упомянуть связь патриотизма и государственной общности. И.А. Ильин называет государством «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками» [3, с. 28]. «Первая и основная аксиома политики не постигнута большинством людей, - пишет И.А. Ильин. - Эта аксиома утверждает, что право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания» [4, с. 46]. Можно сделать вывод о том, что с точки зрения И.А. Ильина, государственная общность - это главный приоритетный объект патриотических чувств, взглядов и деятельности, входящих в эту общность членов и в то же время главный субъект воспитания любви к родине.
Обобщая результаты вышеизложенных исследований, необходимо отметить, что перечисленные выше особенности становления патриотизма более действенны, и в большей степени осознаваемы личностью в зрелом возрасте. Кроме того, эти факторы действуют на человека независимо от него, на протяжении всей жизни. Становление и развитие личности происходит в социокультурном пространстве. При
этом процесс социализации можно отождествить с процессом выборочного присвоения ценностей социокультурного пространства. По мнению И.М.Дуранова социокультурное пространство в нашей стране многонациональное и многоукладное, поэтому воспитание патриотизма следует рассматривать как с интернационалистских, так и с интерсоциальных позиций [2].
Исследуя факторы становления патриотизма в процессе социализации, И.М.Дуранов постоянно проводит сравнение патриотизма и гражданственности. «В повседневной практике гражданственность рассматривается как отношение личности и общества к государству и властным структурам. Патриотизм - как отношение к Родине, Отечеству. Гражданственность и патриотизм - явления общественные. Поэтому их нередко связывают с нравственными и политическими категориями, с социальными чувствами. Бесспорно, между воспитанием гражданственности и патриотизма существуют связи» [2, с. 55].
В социально-психологических исследованиях И.М.Дуранова связь гражданственности и патриотизма выступает как общественно-историческое явление. «В советские времена патриотизм рассматривался как стремление людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как защита ее от иноземных захватчиков» [2, с. 56]. На наш взгляд, в этом суждении патриотизм и гражданский долг рассматриваются как органически целое. В этом смысле еще более определеннее высказывание П.М.Рогачева: «Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, оно есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбу Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинить интересы каждого интересам всех» [8, с. 270].
Размышления П.М. Рогачева о взаимозависимости патриотизма и ответственности находят свое подтверждение в работе С.И. Кудинова и С.А. Гаврилушкина. В исследовании этих авторов доказывается роль ответственности в проявлении патриотичности личности. Исследователи указывают, что в настоящее время отсутствует единая теоретико-методологическая платформы исследования патриотизма. В большинстве исследований в отечественной науке доминирует сугубо аналитический подход, когда в рамках отдельных научных отраслей или научных школ рассматриваются отдельные признаки патриотизма. Наиболее глубоко проблематика патриотизма затронута в исследованиях социологов, политологов и философов. Где патриотизм рассматривается совместно с понятиями «национализм», «шовинизм», «идеология» и «государственная идея». Что мешает тщательно исследовать собственно патриотизм как психологическое явление [7].
В отечественных работах термин «патриотизм» характеризуется многовариантно и неоднозначно. В значительной степени это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью содержания, неординарностью его структуры и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными авторами в разных исторических, социально-экономических и политических условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, в силу использования ими различных сфер знаний и т.п.
В зарубежных исследованиях в большинстве случаев практически не дифференцируются понятия «национализм», «шовинизм» и «патриотизм». А если разделение этих понятий и присутствует, то оно условно и четко не обозначено. Отдельные авторы, размышляя о патриотизме, подразумевают под этим исключительно «национальную гордость». Представления иностранных ученых о патриотизме излишне идеализировано, в связи, с чем описание данного феномена преимущественно происходит в рамках той или иной идеологии. В исследованиях зарубежных ученых патриотизм анализируется в контексте национальных вопросов и практически не исследован как личностное образование, свойство или качество [7].
Кудинов С.И. и Гаврилушкин С.А. эмпирически выделили три вида проявления патриотической направленности у студентов: субъктно-значимую, недифференцированную и социально-ценностную. Каждый из видов направленности, по мнению авторов, имеет свои специфические особенности. Субъектно-значимая патриотическая направленность характеризуется личностно-значимыми целевыми установками,
высокой активностью, эгоистическими мотивами, самоконтролем и узкой сферой реализации патриотизма, связанной с эгоцентрическими установками. Несмотря на значимость для испытуемых патриотизма в плане личной ценности, а также склонности действовать самостоятельно, у них отсутствует социально-ценностная мотивация к реализации патриотизма и слабо выражено понимание сущности и назначения данного феномена. Недифференцированная патриотическая направленность отличается низким уровнем выраженности всех показателей патриотизма, отсутствием дифференциации между гармоническими и агармоническими признаками. Низкая активация инструментально-стилевых характеристик патриотизма обуславливает инертность, слабость, стереотипность стимуляции патриотического поведения. В то время как недостаточная сформированность ценностно-смысловой составляющей патриотизма приводит к аморфному недифференцированному проявлению этого свойства, снижению ценности патриотизма для развития личности, утрате основных идеалов, деформации мировоззренческих взглядов и убеждений. Отличительной особенностью социально-ценностной направленности патриотизма личности выступает глубокая осознанность морально-мировоззренческой составляющей этого качества, выраженная социально-нравственная детерминация его проявления, развитая эмоционально-волевая регуляция патриотического поведения, значительная инструментальная инициация и широкая сфера реализации [8].
Особенности проявления ответственности у студентов с личностно-значимой патриотической направленностью осуществляются по идентичной схеме с патриотичностью. В качестве доминантных признаков в структурной организации свойства выступают личностно-значимые цели, эго-центричность и субъектно-личностная продуктивность. При соотношении этих признаков у испытуемых повышается самоконтроль поведения и деятельности, повышается психоэмоциональный тонус, активизируются когнитивные функции, направленные на результативность проявления ответственности. Весь этот механизм обеспечивает удовлетворение эгоцентрических потребностей, связанных с самовыражением. При доминировании социальных побуждений к проявлению ответственности происходит снижение функциональной нагрузки на ведущие составляющие ответственности, что в свою очередь приводит к упрощенной схематизации проявления ответственности [8].
Для испытуемых с недифференцированной патриотической направленностью ответственность как базовое свойство личности не является актуальным. Большинство гармонических характеристик в иерархической структуре свойства достигают средне-низкого уровня выраженности, что указывает на слабость их проявления. В качестве системообразующих признаков в структурной организации свойства выступают осведомленность, экстернальность, астеничность, предметно-коммуникативная продуктивность и социоцентричность [8].
У испытуемых с социально-ценностной патриотической направленностью, проявление ответственности находится на качественно ином высоком уровне в отличие от других групп. Специфической особенностью ответственности выступает социально-значимый характер ее побуждений и широкая сфера реализации. В качестве основных признаков в структурной организации свойства выступают социально-значимые цели, социоцентричность, предметно-коммуникативная продуктивность, высокая активность и осмысленность [8].
В работе С.И. Кудинова и А.В. Потемкина в контексте системного подхода патриотичность изучена как одно из базовых свойств личности. В частности, изучена психологическая структура патриотизма, показана этнопсихологическая специфика его проявления, впервые разработана стандартизированная методика исследования патриотизма «Патриограмма. Полученные авторами в ходе экспериментальной работы данные говорят о существенных отличиях в проявлении и реализации патриотизма у представителей русской, украинской, татарской, ногайской и шорской национальностей. Согласно позиции авторов, полученные данные целесообразно учитывать при организации воспитательно-образовательного процесса педагогами и психологами (в частности в национальных и многонациональных школах), а также при составлении программ по формированию и развитию данного качества у представителей данных национальностей.
Таким образом, из анализа вышеуказанных исследований мы можем сделать вывод, что формирование патриотизма в процессе социализации фактически невозможно вне рамок целенаправленного и систематического гражданско-патрио-тического воспитания.
Литература
[1]. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С.Буторина, Н.П.Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. -314с.
[2]. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма / И.М.Дуранов // Вестник ОГУ. - 2002. - № 1.
[3]. Ильин И.А. Наши задачи. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. / И.А.Ильин. - М.: Русская книга, 1993. - 540с.
[4]. Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А.Ильин. - М.,1993. - 390с.
[5]. Ильина Т.А. Педагогика / Т.А.Ильина. - М.: ИП, 1984. - 470с.
[6] Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник / В.Г.Крысько. - М: Харвест, 2001. - 486с.
[7]. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов/С.И. Кудинов// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика/ - М.: Изд-во РУДН, 2013. - № 2. - С. 5-14.
[8].Кудинов С.И., Кудинов С.С. Выделение типологических особенностей проявления патриотичности личности/С.И. Кудинов, С.С. Кудинов// Акмеология. Научно-практический журнал. Специальный выпуск. Москва. 2013. - С. 89-96.
[9].Кузнецова А.В. Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции [Текст] / А.В. Кузнецова. - М., 2004. -с. 52-58.
[10].Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания / А.Н.Малинкин // Социологический журнал. -1999. -№ 1/2.
PATRIOTISM PROBLEM IN MODERN RESEARCHES
Kudinova Irina Borisovna - the candidate of psychological sciences, the associate professor of social and differential psychology of the Russian University of Friendship of the People (RUFP), Miklukho-Maclay St., 6, Moscow, Russia, 117198; e-mail [email protected]
Nurekeev Ayman Batyrkhanovna - the graduate student of department of social and differential psychology of the Russian University of Friendship of the People (RUFP), Miklukho-Maclay St., 6, Moscow, Russia, 117198; e-mail [email protected]
ABSTRACT
In article the patriotism problem is discussed. Views of various authors of this problem are given. Approaches to studying of this phenomenon, types of patriotism and some results of empirical researches are considered. Data on some national and psychological features of patriotism of the personality, her communication with responsibility are provided and the modern technique of studying of patriotism of the personality is described.
Key words: patriotism, patriotism, personality, approaches, types, formation, factors.
УДК 159.9
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНКОЯЗЫЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Кужненкова Анастасия Сергеевна - аспирант, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлен обзор исследований мотивации персонала и ее влияния на эффективность деятельности работников в современной франкоязычной научной литературе. Ключевые слова: профессиональная эффективность, мотивация персонала, факторы мотивации, потребности, менеджмент, условия труда.
В современных экономических условиях, когда целью каждой организации является достижение максимальных результатов с использованием минимальных человеческих
и материальных ресурсов, изучение мотивации становится особенно актуальным [2].
На протяжении десятилетий активного изучения детерминации поведения человека, вопросы мотивации рассматривались учеными из разных школ, стран и наук [1; 3]. Большое внимание данной проблеме уделяют и современные франкоязычные специалисты в сфере психологии и управления персоналом [4; 5].
При изучении эффективности деятельности персонала все больше обращается внимание не только на профессиональные характеристики работников, но и на их мотивированность и личностные качества, которые считаются важными при разработке системы мотивации [2; 3; 5].
Современные подходы к системе материального и морального стимулирования труда представляет собой совокупность мер, направленных на повышение деловой активности работников и как следствие - повышение эффективности и качества труда на производстве [3; 4]. Стимулы могут быть материальными и нематериальными, а сочетание материальных и моральных стимулов является одним из важнейших принципов стимулирования [4, 5].
Следует различать общую демотивацию (неправильный стиль руководства, злоупотребление властью, коммуникационный и информационный дефицит), которая затрагивает большое количество работников, и персональную демотива-цию, которая касается только нескольких отдельных людей
[5].
В качестве основных мотивационных методов, признаются: внешние стимулы (материальные стимулы и улучшение условий труда) и внутренние стимулы (разнообразие работы, целевой менеджмент, образование, общение и обратная связь) [5; 4]. Далее кратко охарактеризуем основные из них.
Материальная мотивация - первый и наиболее распространенный стимул, к которому прибегает организация. Сама заработная плата, это компенсация выполненной сотрудниками работы, она не является и не должна быть использована как средство мотивации [5]. Сравнительно высокое вознаграждение может быть фактором краткосрочной мотивации, но если природа работы человеку не интересна или среда неблагоприятна, то такая мотивация будет недолговременной. Так же в качестве денежной мотивации могут выступать различного рода надбавки к зарплате используемые для удержания работников с хорошим потенциалом. Здесь следует помнить, что ничто не демотивирует больше, чем более низкая зарплата по сравнению с той, которую получают коллеги, особенно если это распределение несправедливо и не соотносится с затраченными усилиями и временем [5].
Деньги, однако, не являются наиболее важным фактором в удовлетворенности работой и мотивированности. Люди предпочитают одну работу другой вследствие многих других факторов [5; 4].
Улучшение условий труда. Сюда входят информационные средства, эргономика рабочего места, гибкий график работы, сокращенный день и т.д., т.е. средства, которые позволяют предотвратить демотивацию работников и помогают им работать оптимально и с комфортом [5].
Сложность работы. Сегодня, больше чем когда либо, человек в своей профессиональной деятельности ищет развития. Для некоторых, профессиональная активность - это результат личного выбора и настоящее призвание, отвечающее личным стремлениям [5]. В этом случае, организации для реализации этого фактора мотивации необходимо только предоставить работнику условия, позволяющие ему работать оптимально. Для других профессиональная деятельность не является результатом личного выбора, осуществляются с более монотонными, обыденными задачами, этот фактор гораздо сложнее реализовать. Некоторые предприятия в таких случаях используют периодическую смену вида деятельности и горизонтальное передвижение на другие должности.
Целевой менеджмент. Практика «целевого менеджмента» широко распространена в последние годы [5; 4]. Основные цели организации обсуждаются и утверждаются в начале года, в течение которого и должны быть достигнуты. Цели распределяются по рабочим коллективам и далее спускаются на наиболее низкие иерархические уровни. Преимущества этой системы обнаруживаются во внутренней мотивации человека, так как необходимость достижения поставленной цели,