Научная статья на тему 'Проблема мотивации персонала в современной франкоязычной психологии'

Проблема мотивации персонала в современной франкоязычной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL EFFICIENCY / МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / MOTIVATION OF THE PERSONNEL / ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ / FACTORS OF MOTIVATION / ПОТРЕБНОСТИ / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кужненкова Анастасия Сергеевна

В статье представлен обзор исследований мотивации персонала и ее влияния на эффективность деятельности работников в современной франкоязычной научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL MOTIVATION PROBLEM IN MODERN FRANCOPHONE PSYCHOLOGY

The article describes the results of the research of the personnel motivation and its influence on workers’ efficiency which are presented in the modern French-speaking scientifi c literature.

Текст научной работы на тему «Проблема мотивации персонала в современной франкоязычной психологии»

Таким образом, из анализа вышеуказанных исследований мы можем сделать вывод, что формирование патриотизма в процессе социализации фактически невозможно вне рамок целенаправленного и систематического гражданско-патрио-тического воспитания.

Литература

[1]. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С.Буторина, Н.П.Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. -314с.

[2]. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма / И.М.Дуранов // Вестник ОГУ. - 2002. - № 1.

[3]. Ильин И.А. Наши задачи. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. / И.А.Ильин. - М.: Русская книга, 1993. - 540с.

[4]. Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А.Ильин. - М.,1993. - 390с.

[5]. Ильина Т.А. Педагогика / Т.А.Ильина. - М.: ИП, 1984. - 470с.

[6] Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник / В.Г.Крысько. - М: Харвест, 2001. - 486с.

[7]. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов/С.И. Кудинов// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика/ - М.: Изд-во РУДН, 2013. - № 2. - С. 5-14.

[8].Кудинов С.И., Кудинов С.С. Выделение типологических особенностей проявления патриотичности личности/С.И. Кудинов, С.С. Кудинов// Акмеология. Научно-практический журнал. Специальный выпуск. Москва. 2013. - С. 89-96.

[9].Кузнецова А.В. Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции [Текст] / А.В. Кузнецова. - М., 2004. -с. 52-58.

[10].Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания / А.Н.Малинкин // Социологический журнал. -1999. -№ 1/2.

PATRIOTISM PROBLEM IN MODERN RESEARCHES

Kudinova Irina Borisovna - the candidate of psychological sciences, the associate professor of social and differential psychology of the Russian University of Friendship of the People (RUFP), Miklukho-Maclay St., 6, Moscow, Russia, 117198; e-mail rudn.tgu@yandex.ru

Nurekeev Ayman Batyrkhanovna - the graduate student of department of social and differential psychology of the Russian University of Friendship of the People (RUFP), Miklukho-Maclay St., 6, Moscow, Russia, 117198; e-mail rudn.tgu@yandex.ru

ABSTRACT

In article the patriotism problem is discussed. Views of various authors of this problem are given. Approaches to studying of this phenomenon, types of patriotism and some results of empirical researches are considered. Data on some national and psychological features of patriotism of the personality, her communication with responsibility are provided and the modern technique of studying of patriotism of the personality is described.

Key words: patriotism, patriotism, personality, approaches, types, formation, factors.

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНКОЯЗЫЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Кужненкова Анастасия Сергеевна - аспирант, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: tusja-198921@mail.ru

Аннотация

В статье представлен обзор исследований мотивации персонала и ее влияния на эффективность деятельности работников в современной франкоязычной научной литературе. Ключевые слова: профессиональная эффективность, мотивация персонала, факторы мотивации, потребности, менеджмент, условия труда.

В современных экономических условиях, когда целью каждой организации является достижение максимальных результатов с использованием минимальных человеческих

и материальных ресурсов, изучение мотивации становится особенно актуальным [2].

На протяжении десятилетий активного изучения детерминации поведения человека, вопросы мотивации рассматривались учеными из разных школ, стран и наук [1; 3]. Большое внимание данной проблеме уделяют и современные франкоязычные специалисты в сфере психологии и управления персоналом [4; 5].

При изучении эффективности деятельности персонала все больше обращается внимание не только на профессиональные характеристики работников, но и на их мотивированность и личностные качества, которые считаются важными при разработке системы мотивации [2; 3; 5].

Современные подходы к системе материального и морального стимулирования труда представляет собой совокупность мер, направленных на повышение деловой активности работников и как следствие - повышение эффективности и качества труда на производстве [3; 4]. Стимулы могут быть материальными и нематериальными, а сочетание материальных и моральных стимулов является одним из важнейших принципов стимулирования [4, 5].

Следует различать общую демотивацию (неправильный стиль руководства, злоупотребление властью, коммуникационный и информационный дефицит), которая затрагивает большое количество работников, и персональную демотива-цию, которая касается только нескольких отдельных людей

[5].

В качестве основных мотивационных методов, признаются: внешние стимулы (материальные стимулы и улучшение условий труда) и внутренние стимулы (разнообразие работы, целевой менеджмент, образование, общение и обратная связь) [5; 4]. Далее кратко охарактеризуем основные из них.

Материальная мотивация - первый и наиболее распространенный стимул, к которому прибегает организация. Сама заработная плата, это компенсация выполненной сотрудниками работы, она не является и не должна быть использована как средство мотивации [5]. Сравнительно высокое вознаграждение может быть фактором краткосрочной мотивации, но если природа работы человеку не интересна или среда неблагоприятна, то такая мотивация будет недолговременной. Так же в качестве денежной мотивации могут выступать различного рода надбавки к зарплате используемые для удержания работников с хорошим потенциалом. Здесь следует помнить, что ничто не демотивирует больше, чем более низкая зарплата по сравнению с той, которую получают коллеги, особенно если это распределение несправедливо и не соотносится с затраченными усилиями и временем [5].

Деньги, однако, не являются наиболее важным фактором в удовлетворенности работой и мотивированности. Люди предпочитают одну работу другой вследствие многих других факторов [5; 4].

Улучшение условий труда. Сюда входят информационные средства, эргономика рабочего места, гибкий график работы, сокращенный день и т.д., т.е. средства, которые позволяют предотвратить демотивацию работников и помогают им работать оптимально и с комфортом [5].

Сложность работы. Сегодня, больше чем когда либо, человек в своей профессиональной деятельности ищет развития. Для некоторых, профессиональная активность - это результат личного выбора и настоящее призвание, отвечающее личным стремлениям [5]. В этом случае, организации для реализации этого фактора мотивации необходимо только предоставить работнику условия, позволяющие ему работать оптимально. Для других профессиональная деятельность не является результатом личного выбора, осуществляются с более монотонными, обыденными задачами, этот фактор гораздо сложнее реализовать. Некоторые предприятия в таких случаях используют периодическую смену вида деятельности и горизонтальное передвижение на другие должности.

Целевой менеджмент. Практика «целевого менеджмента» широко распространена в последние годы [5; 4]. Основные цели организации обсуждаются и утверждаются в начале года, в течение которого и должны быть достигнуты. Цели распределяются по рабочим коллективам и далее спускаются на наиболее низкие иерархические уровни. Преимущества этой системы обнаруживаются во внутренней мотивации человека, так как необходимость достижения поставленной цели,

является неким профессиональным вызовом и способствует повышению значимости деятельности.

Информирование и обратная связь. Разрозненная информация, которую могут получать работники из разных, далеко не надежных источников, не оптимальна. Важно налаживать «каналы внутренней информированности», и это легко в век технологий. Информирование необходимо для того чтобы ознакомить всех работников со стратегией организации. Она может быть реализована в рамках системы «Интранет», собраний, совещаний, конференций, обратной вязи и т.д.

Образование. Предлагать работникам возможность получения дополнительного образования важно по двум основным причинам: это позволяет им удовлетворить их потребность в развитии, и позволяет развить таланты внутри организации, и окружить себя компетентными работниками, вместо то го что бы искать их во вне [5].

В заключение можно сказать, что успех всех предприятий зависит, прежде всего, от оптимального вклада в своих работников всех уровней. Важно гармонично применять факторы, которые не дают возникнуть демотивации и в тоже время повышают мотивацию персонала. Мотивация имеет общегрупповые и индивидуальные особенности. Поэтому в своем основном исследовании эффективности деятельности и моти-вационных и личностных особенностей работников банковской сферы мы ставим целью понять, как они соотносятся [2].

Для реализации поставленной цели уже было изучено соотношение уровня профессиональной эффективности, который мы рассматриваем как совокупность факторов, отражающих профессиональную компетентность работников, и показателей их личностно-психологических характеристик [2]. В дальнейшем мы панируем изучение мотивационной картины данных работников в сравнении с их профессиональной эффективностью и личностными особенностями.

Литература

[1]. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011.

[2]. Кужненкова А.С., Новикова И.А. Соотношение показателей профессиональной эффективности и психологических характеристик работников банковской сферы // Акмеология. 2014. № 3-4S. С. 97-98.

[3]. Beaulieu G. Développer le soutien aux besoins psychologiques des employés: Évaluation des effets affectifs, comportementaux et motivationnels d'une formation destinée aux gestionnaires. - Université de Montréal - these de Philosophiae Doctor (Ph.D.) en psychologie du travail et des organisations - Montréal, 2012.

[4]. Lemoine C. La motivation, chaînon psychologique manquant à l'économie du travail // Pyramides. - 2001. - No4 - P. 57-74.

[5]. Uwamungu B., Minder C. Comment améliorer la motivation du personnel ou éviter sa démotivation au travail? // Revue économique et sociale bulletin de la Société d'Etudes Economiques et Sociales. - 2003. -No 61. - P. 141-148.

PERSONNEL MOTIVATION PROBLEM IN MODERN FRANCOPHONE PSYCHOLOGY

Anastasiia S. Kuzhnenkova - Post Graduate, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198

Abstract

The article describes the results of the research of the personnel motivation and its influence on workers' efficiency which are presented in the modern French-speaking scientific literature. Key words: professional efficiency, motivation of the personnel, factors of motivation, management, education, working conditions.

УДК 159.922.1

О РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕСУРСА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА

Ланина Надежда Владимировна (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, ул.Ленина, 86, пadlan@list.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития личностной зрелости через осознание эмоций и чувств. Анализируется содержание, значи-

мость и пути развития эмоционального интеллекта как важного ресурса личностного роста человека.

Ключевые слова: эмоции, осознанность, личностный рост, регуляция эмоций, эмоциональный интеллект.

Способность человека устанавливать адекватный контакт с миром, со своими мыслями и чувствами в каждый момент жизни лежит в основе личностной зрелости, психологического здоровья и сопоставима с понятием «осознанность» (А.Маслоу, К Роджерс, Ф. Перлз и др.).

Между тем большинство людей в современном мире имеют дисбаланс в развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни, ментальная сфера явно преобладает в жизни общества и в психической жизни человека. Низкий уровень осознания и регуляции эмоций и чувств, отсутствие контакта с телом являются причиной нервно-психических перегрузок, деструктивного поведения и дисгармоничного развития личности. В этом контексте актуальна проблема развития эмоционального интеллекта, способности к осознанности как составляющей личностной зрелости человека [2].

Эмоциональный интеллект понимается как способность осознавать свою эмоциональную жизнь: «обладать большим самосознанием, уметь лучше справляться с беспокойными эмоциями, быть более восприимчивыми к эмоциям других -и быть в состоянии собрать все это вместе для достижения эффективных и полезных взаимодействий» (Дэниел Гоулман, 2014). Понятие эмоциональный интеллект также соотносится с понятием перцептивная компетентность, которая складывается из умений адекватно воспринимать и интерпретировать поведение, личностные особенности и внутренние состояния как других людей, так и свои собственные. М. Комеда-Лутц в данном контексте использует понятие «интеллектуальная эмоциональность», раскрывая его как «гармоничное сочетание мыслей, чувств и поступков, которое позволяет удовлетворять потребности и желания в гармонии с окружающим миром, а также преследовать личные и общественные цели» [1].

Хотя сегодня накоплено достаточное количество работ в направлении проблемы регуляции эмоций, в психологии данная проблема не является глубоко проработанной. Научная неразработанность данной сферы отражается на практике формирования зрелого эмоционального поведения человека, контроля, регуляции и управления эмоций.

Исходным условием здоровой эмоциональной жизни человека является изменение ценностного отношения к эмоциям и снятие запрета на чувства, понимание их важной роли в жизни человека, развенчание стереотипов обыденного сознания, принижающих и запрещающих определенные эмоции.

Эмоции отражают отношения субъекта к значимым объектам окружающего мира, являются субъективной формой существования потребностей и сообщают об удовлетворенности / неудовлетворенности, возможности / невозможности их удовлетворения в будущем. Эмоции выполняют целый ряд функций, способствующих здоровому способу взаимодействия человека с миром и с самим собой (функция оценки, побуждения, регуляции, активации, экспрессии и др.) [1, 3].

Эмоции - язык подсознания, который важно понимать и конструктивно использовать. Будучи важным ресурсом для адекватного взаимодействия с самим собой и миром, эмоции, напротив, зачастую приводят к конфликтному взаимодействию, ошибочным решениям. Это является следствием недостаточности осознания и регуляции эмоций, когда человек либо болезненно фиксируется на негативной эмоции, либо подавляет ее, не распознав ее смысл и отзвук в мыслях и теле.

Низкий уровень осознания и регуляции эмоций проявляет себя в блокировании важных функций эмоций, в отсутствии эмоционального отреагирования и оптимизации негативных психических состояний. Человек утрачивает контакт со своими душевными состояниями и, соответственно, возможность их понимать и управлять ими. Это имеет ряд тяжелых последствий для физического и психического здоровья, в том числе: возрастает число психосоматических заболеваний как следствие подавленных, неотреагированных во внешнем плане эмоций; растет состояние неудовлетворенности человека собой и своей жизнью; игнорирование эмоций, тесно связанных с потребностями, желаниями, мотивами, приводит к ошибочным жизненным выборам, усугублению проблем.

Сегодня согласно отечественной теории межличностного общения осознание эмоций означает: 1) отчетливую фикса-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.